Научная статья на тему 'Формирование у будущих педагогов компетенций, необходимых для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья'

Формирование у будущих педагогов компетенций, необходимых для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВООБРАЖЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / CREATIVE POTENTIAL / IMAGINATION / CREATIVITY / CHILDREN WITH DISORDERS / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Галина Сергеевна

Представлены результаты исследования готовности студентов к организации эффективной работы по развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены компетенции, необходимые будущим педагогам для осуществления работы по развитию воображения и творчества данной категории детей. Предложены направления работы по формированию данных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Галина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the competences OF future teachers necessary for development of creative potential of children with DISABILITIES

Results of research of readiness of students to the organization of effective work on development of creative potential of children with disabilities are presented. The competences necessary for future teachers for implementation of work on development of imagination and creativity of this category of children are considered. The directions of work on formation of these competences of the students who are being trained in the program “Special Defectological Education” are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование у будущих педагогов компетенций, необходимых для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 378.147+376.1 ББК Ч448.987

ГСНТИ 14.29.09 Код ВАК 13.00.03

Г. С. Родионова G. S. Rodionova Биробиджан, Россия Birobidzhan, Russia

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КОМПЕТЕНЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

FORMATION OF THE COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS NECESSARY FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация. Представлены результаты исследования готовности студентов к организации эффективной работы по развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья. Рассмотрены компетенции, необходимые будущим педагогам для осуществления работы по развитию воображения и творчества данной категории детей. Предложены направления работы по формированию данных компетенций у студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное дефектологическое образование».

Ключевые слова: творческий потенциал; воображение; творчество; дети с ограниченными возможностями здоровья; компетенции.

Сведения об авторе: Родионова Галина Сергеевна, кандидат психологических наук.

Место работы: старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан.

Контактаная информация: 679000

E-mail: galina-r17@mail.ru.

Воспитание и обучение современных детей должно отвечать требованиям информационного общества, инновационным тенден-

Abstract. Results of research of readiness of students to the organization of effective work on development of creative potential of children with disabilities are presented. The competences necessary for future teachers for implementation of work on development of imagination and creativity of this category of children are considered. The directions of work on formation of these competences of the students who are being trained in the program “Special Defectological Education” are offered.

Key words: creative potential; imagination; creativity; children with disorders; competence.

About the author: Rodionova Galina Sergeevna, Candidate of Psychology.

Place of employment: Senior Lecturer of the Department of Correction Pedagogy, Psychology and Speech Therapy, Sho-lom-Aleikhem Priamursk State University, Birobidzhan.

, г. Биробиджан, ул. Пушкина, д. 7.

циям в его развитии. В связи с этим одной из основных задач образования и воспитания детей является развитие творческой инициативной

© Родионова Г. С., 2013

личности. Важным условием эффективного развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является психологическая готовность педагога и его профессиональное мастерство, владение им рядом компетенций.

Говоря о формировании компетенций, необходимых для развития творческого потенциала детей с ОВЗ, необходимо обратиться к сущности понятий «творчество», «творческое воображение», а также к особенностям развития воображения у данной категории детей.

В психологии под творчеством понимается деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В ходе выполнения творческой деятельности у детей развиваются интеллектуальные способности, эмоционально-волевая сфера, формируются навыки работы с различными инструментами и материалами. По мнению Л. С. Выготского, «творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [3, с. 5]. Рассмотрением специфики детского творчества занимались и такие исследователи, как Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, А. А. Волкова, Т. Г. Казакова, А. В. Лагутина, Б. М. Никитин, О. С. Ушакова и др.

В творчестве особая роль отводится творческому воображению. Воображение — это психическая деятельность, которая заключается

в создании представлений и образов, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение позволяет предвидеть результат труда еще до его начала, определить программу поведения в проблемной ситуации, в процессе обучения дает возможность учащемуся представить то, чего он никогда не видел. Данный психический процесс включается в том случае, когда отсутствуют необходимые знания и определить с помощью мышления ход и результаты деятельности невозможно.

Воображение детей с ограниченными возможностями здоровья имеет специфические особенности, обусловленные первичным дефектом. Так, О. В. Боровик отмечает, что у умственно отсталых детей страдает целостность образов, наблюдаются трудности в выстраивании логической последовательности эпизодов, понимании отношений между персонажами [1]. В. А. Юдина, изучая специфику развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников, говорит о том, что нарушения аналитико-синтетиче-

ской деятельности и речи, несфор-мированность воссоздающего воображения, бедный запас знаний и представлений об окружающем негативно отражаются на процессе создания новых образов [12].

Ю. А. Труханова, рассматривая особенности воображения при нарушении слуха, отмечает, что «вторичная задержка речевого и познавательного развития, недостаток речевого общения у детей

с нарушенным слухом ограничивают приобретение знаний и представлений об окружающем и овладение способами преобразования имеющихся представлений» [9, с. 59]. Дети допускают ошибки в заданиях на обобщение, сравнение, выделение главного в предметах и явлениях. Данные особенности затрудняют формирование продуктов творческого воображения. Проведенные исследования позволили автору говорить о недостаточном развитии у слабослышащих детей комбинаторных функций, быстрой истощаемости процессов воображения. Созданные детьми образы часто малооригинальны, стереотипны, упрощенны. В ходе экспериментального исследования Е. С. Масловой было выявлено, что дети с расстройствами слуха испытывают затруднения при создании замысла рисунка. Лишь небольшой процент испытуемых показал умение воспроизводить сюжет рисунка, заимствуя его из мультфильмов и книг.

На все виды воображения накладывают отпечаток и речевые расстройства (В. П. Глухов, В. И. Селиверстов, Ж. И. Журавлева и др.). Аффективному воображению детей с речевым недоразвитием присущи определенные особенности, связанные с отношением к собственному речевому дефекту. Особенно ярко они заметны в том случае, если недоразвитие речи сочетается у ребенка с такими тяжелыми речевыми расстройствами, как дизартрия, ринолалия, заикание. В. И. Селиверстов отмечал, что у ребенка

с заиканием формируются образы предстоящих речевых ситуаций, предвидение своих речевых трудностей, ожидание непонимания своих высказываний окружающими. Воображение создает мрачные картины будущего, тем самым вызывая у человека отрицательные эмоции. Говоря о познавательном воображении дошкольников с недоразвитием речи, В. П. Глухов обращает внимание на то, что оно преимущественно носит репродуктивный характер. Дети с нарушениями речи чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки и отклоняются от задания. При выполнении творческих заданий наблюдается использование штампов. Автор указывает на низкий уровень пространственного оперирования образами у детей с речевыми нарушениями [4].

Указанные особенности воображения детей с ОВЗ подчеркивают необходимость организации специальной целенаправленной систематической работы, почему и важно задуматься о том, насколько будущие педагоги готовы к работе по развитию воображения и творчества детей с ОВЗ, какими компетенциями преподаватели должны обладать, чтобы данная работа была максимально эффективной.

Для выявления того, как представляют себе готовность к развитию творческого потенциала детей сами студенты, обучающиеся по направлению «Специальное дефектологическое образование», нами

было проведено анкетирование. В нем приняли участие студенты третьих-четвертых курсов. Результаты анкетирования показали, что большинство обучающихся понимает необходимость создания условий для развития творческого потенциала современных детей. Данную необходимость студенты объясняют тем, что это позволит «детям найти свое место в обществе», «компенсировать нарушения в их развитии», «раскрыть способности детей», «сформировать у них познавательный интерес к окружающему миру, к школьным предметам» и пр. Однако, к сожалению, не все студенты считают себя готовыми к реализации программ по творческому развитию детей дошкольного и школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Связано это в большей степени с тем, что студенты знают лишь отдельные, хотя и разнообразные, задания на развитие воображения и творчества и глубоко не знакомы с программами и технологиями развития данного познавательного процесса у детей различных возрастных групп, имеющих определенные нарушения в развитии.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студентам необходимо овладеть следующими профессиональными компетенциями: способностью к рациональному выбору и реализации программ и технологий по развитию творческого потенциала детей с ОВЗ на основе личностно ориентированного и индивидуально дифференцированного подходов; готовностью

к консультированию родителей детей с ОВЗ по вопросам развития воображения и творчества; способностью организовывать обследование воссоздающего и творческого воображения детей разных возрастных групп; способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности.

Формирование данных профессиональных компетенций должно осуществляться при изучении дисциплин базовой части профессионального цикла («Психология», «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Психоло-го-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ»). Эффективную работу со студентами можно организовать и при изучении дисциплин вариативной части («Психология детей с нарушением интеллекта», «Воспитание детей с нарушением интеллекта», «Основы дошкольной коррекционной педагогики»). На дисциплинах по выбору студенты могут познакомиться с особенностями воображения и творчества детей с различными нарушениями, с набором диагностических методик, с методиками и технологиями развития творческого потенциала детей («Психология детей с задержкой психического развития», «Психология детей с нарушениями речи», «Психологическая работа с детьми с нарушением интеллекта», «Тифлопсихология», «Сурдопсихо-логия»). В целом содержание указанных дисциплин позволяет дать обучающимся теоретические све-

дения о закономерностях развития воображения и творчества при нормальном и нарушенном психоречевом развитии, познакомить их с современными подходами к организации работы по развитию творческого потенциала детей с нарушениями в развитии.

Большую роль в формировании компетенции играют как содержание образования, так и организация образовательного процесса, применяемые технологии в работе со студентами, организация их самостоятельной работы.

Помимо владения данными компетенциями, существует еще один важный момент, который нельзя обойти умолчанием при разговоре о готовности педагога к работе по развитию воображения и творчества детей. Речь идет о том, что будущие педагоги сами должны обладать определенным творческим потенциалом.

В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, И. Б. Котова, Т. С. Панина, Я. А. Пономарев, Е. Н. Шиянов и другие говорят об огромном значении творчества в деятельности педагога. Творчество учителя проявляется при подготовке к уроку и его проведении, в процессе общения с учащимися. Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова подчеркивают, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в ходе совместной деятельности. Творческий педагог одобряет вариативные решения, не требует жестко следовать своему темпу, поощряет самостоятельность и дивер-

гентность мышления, передает ученикам ответственность за совершаемые действия и их результаты.

М. А. Михалищева считает, что успешность развития творческих способностей студентов обеспечивается следующими условиями: направленностью процесса

подготовки студентов на творческую самореализацию в профессиональной сфере, использованием в образовательном процессе эвристической деятельности, усилением роли самостоятельной работы студентов в развитии творческих способностей [8].

Согласно результатам исследования С. Н. Щегловой, развитие творческого потенциала будущих педагогов предполагает овладение приемами творческой деятельности, формирование творческих мотивов, креативного мышления в ходе взаимодействия студентов и преподавателя при решении учебно-творческих задач [11]. Определенные аспекты развития творчества у студентов представлены и в работах Д. Б. Богоявленской, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В. С. Шубинского, Е. Л. Яковлевой и др.

С целью выявления творческого потенциала будущих дефектологов мы предложили им сочинить сказку с использованием приема «Бином фантазии», разработанного Дж. Родари. 35 % будущих педагогов с явным волнением отнеслись к заданию. Звучали такие высказывания, как «Не знаю...», «У меня не получится», «Никогда не сочинял сказки», «С чего начинать?». Тем

студентам, которые в течение долгого времени не смогли придумать, о чем будет их сказка, мы предложили выполнить более простое задание — продолжить известную сказку.

Другие студенты справились с первоначальным заданием, но их сказки были просты и не содержали оригинальных героев и неожиданных поворотов сюжета. Некоторые студенты придумывали сюжет по схеме известных сказок. И лишь 23 % будущих педагогов смогли сочинить интересные сказки — создать оригинальные, детализированные яркие образы, придумать несколько сюжетных линий и даже затронуть философский аспект, опираясь на жизненный опыт.

Возникает вопрос: как может педагог научить детей сочинять, придумывать новое, если сам не обладает опытом креативной деятельности? Такой педагог не сможет помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья, когда у того возникнут трудности при сочинении сюжета игры или сказки, не сможет показать яркий и необычный пример выполнения задания, не будет способен сформировать мотивацию к творческой деятельности. Поэтому умение генерировать идеи и обладание навыками творческой деятельности являются важной составляющей способности к реализации программы по развитию воображения и творчества детей с ОВЗ.

Исходя из результатов анкетирования, наблюдения за студентами при выполнении ими творческих

заданий, мы определили следующие направления работы по формированию компетенций, необходимых для развития воображения и творчества детей с ОВЗ:

1. Организация работы студентов с психолого-педагогической литературой по проблеме развития воображения и творчества у детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Организация практической деятельности студентов (проведение диагностики воображения детей, коррекционных занятий, уроков).

3. Создание условий для развития творческого потенциала студентов.

Организация работы с психо-лого-педагогической литературой состоит в том, что студентам предлагается список теоретических источников (учебников, учебных пособий), анализ которых позволит ознакомиться с современными подходами к развитию творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, предлагается сделать подборку статей периодических источников. По материалам психологопедагогической литературы студентам предлагается выполнить ряд заданий: заполнить таблицу «Особенности воображения детей с нормальным психоречевым развитием и детей с различными нарушениями в развитии», составить презентации, кроссворды, тестовые задания, подготовить сообщения, раскрывающие теоретический аспект проблемы развития творческого потенциала детей с ОВЗ. Так,

при изучении дисциплины «Психология детей с нарушениями речи» на лекционном занятии мы знакомили студентов с особенностями развития воображения детей с различными речевыми нарушениями, кратко анализируя существующие исследования по данной проблеме. Данная лекция являлась лекцией-визуализацией, которая позволила подвести студентов к пониманию проблемной ситуации и поиску выхода из нее на основе анализа, синтеза, обобщения информации. На слайдах презентации были представлены результаты выполнения детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием заданий по методикам «Сочини сказку», «Нарисуй сказочного героя в современном мире». Также мы предлагали ознакомиться с поделками из пластилина, выполненными детьми. Студенты смогли выявить особенности воображения детей с речевым недоразвитием, сравнив результаты выполнения заданий этими детьми и их нормально развивающимися сверстниками. Раскрывая теоретический материал, мы старались сконцентрировать внимание студентов на специфических особенностях воображения детей с нарушениями речи.

Практическое занятие включало следующие этапы:

• заслушивание сообщений с использованием презентаций («Развитие воображения в онтогенезе», «Влияние речевых нарушений на развитие воображения детей», «Проявления воображения в игре дошкольников с речевым недоразвитием»);

• ответы на вопросы по теме («Каковы общие особенности развития воображения детей с нормальным и нарушенным речевым развитием?», «Каковы общие особенности воображения детей с различными нарушениями в развитии?», «Каковы специфические особенности воображения детей с нарушениями речи?», «Чем объясняется тот факт, что первые попытки вербального воплощения образа детьми с речевым недоразвитием приводят к распаду образа?» и др.);

• решение практических задач («Воспитатель на родительском собрании в логопедической подготовительной школе группе говорила о том, какие задания и игры нужно предлагать детям для развития их воображения. Также рассказывала о том, какие из них она использует в работе с детьми. В конце собрания мама одной девочки высказалась о том, что ее ребенку лучше не предлагать таких заданий. „Она и так фантазерка. Как насочиняет сказки, так сама не понимает, о чем. Пусть лучше она в это время читать учится, ведь скоро в школу“. Права ли мама девочки? Как следует поступить воспитателю?» и т. п.).

Направление работы по организации практической деятельности студентов предусматривало самостоятельное проведение диагностики воссоздающего и творческого воображения детей, разработку и проведение коррекционных занятий, уроков. Внимание студентов обращалось на то, что при развитии творческого потенциала детей с ОВЗ необходимо учитывать

их индивидуальные психологические и физиологические особенности, ведущий вид деятельности, возможности общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, область интересов.

Способность организовывать обследование основных видов и свойств воображения — одна из компетенций, которой должны овладеть студенты. Для того чтобы данная компетенция была сформирована на высоком уровне, первоначально мы учили студентов подбирать с учетом возрастных и специфических особенностей развития детей с ОВЗ диагностический инструментарий. В дальнейшем студентам предлагалось провести обследование детей на базе дошкольных и школьных образовательных учреждений. Желательно, чтобы за деятельностью студента наблюдал преподаватель и другие студенты. Это позволит после проведения диагностики провести анализ деятельности студента, выявить ошибки и недочеты, отметить положительные моменты в организации и проведении обследования.

Полученные студентами диагностические данные послужили материалом для их последующей внеаудиторной работы: им было необходимо количественно и качественно проанализировать и оформить результаты обследования. Затем проходило обсуждение на практическом занятии. Отсутствующие на данном занятии студенты сдавали материалы преподавателю.

Студентам предлагалось разработать уроки с учетом результа-

тов диагностики. Первоначально они разрабатывали уроки, в которых велика доля творчества учителя, а дети являются лишь активными «зрителями» того, как преображается учитель, какие «события» разворачиваются на уроке. В последующем студентами разрабатывались уроки, на которых уже дети должны были выполнять творческие задания, задействовав жизненный опыт и знания. Вслед за проведением каждого такого урока (или зачитыванием конспекта на аудиторном занятии) шло совместное обсуждение. В ходе обсуждения делались выводы о реализации поставленных образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих задач, о структуре урока. Будущими педагогами анализировались изменения в поведении детей на уроке, проведенном в активной творческой форме.

Формированию у будущих педагогов способности реализовывать программы по развитию творческого потенциала детей способствовали разработка и проведение занятий в дошкольных образовательных учреждениях. В дошкольном учреждении будущие дефектологи предлагали детям игры (ролевые, сюжетные, подвижные, игры-драматизации), учили детей наблюдать, рассматривать рисунки и картины. При этом студенты учитывали, что для понимания и выполнения детьми с ОВЗ творческого задания необходимо использовать такие приемы работы, как показ образца задания и способа действия, задействовать тактильное, слу-

ховое и зрительное восприятие детей. Учитывали будущие педагоги и следующие условия эффективной работы по развитию творческого потенциала детей: проведение индивидуальных и групповых занятий в едином сюжете; использование различных материалов, разнообразных форм работы; отступление от четких временны х рамок занятия; учет индивидуальных речевых и познавательных возможностей дошкольников; включение заданий по развитию речи и познавательных процессов; создание ситуаций востребованности результатов творческой деятельности.

На каждом уроке или занятии, а также при подготовке к ним студенты демонстрировали свои творческие возможности. У них формировались компетенции, которые позволят им в будущей профессиональной деятельности раскрывать творческий потенциал детей. Кроме того, на аудиторных практических и лекционных занятиях создавались условия для развития творческого потенциала самих студентов. К данным условиям можно отнести следующие: организацию креативной образовательной среды; проблемноцелевую постановку задачи на аудиторных занятиях; проведение нетрадиционных занятий; использование активных форм обучения, способствующих накоплению опыта креативной деятельности; развитие мотивации к созданию творческих продуктов при подготовке к практическим и семинарским занятиям.

Таким образом, готовность будущих педагогов работать над

развитием творческого потенциала детей с ОВЗ проявляется в понимании необходимости развития воображения и творчества детей, в теоретическом знании и в умении эффективно проводить обследование и коррекционно-развивающую работу. Важной составляющей данной готовности является и высокий уровень творчества самих педагогов. Только креативный, готовый к творческому взаимодействию педагог, обладающий теоретическими знаниями и практическими навыками, сможет оказать помощь детям с ОВЗ, сформирует у них мотивацию к творческой деятельности, желание создавать новое, что расширит возможности включения детей с нарушениями в развитии в социокультурную жизнь общества.

Литература

1. Боровик, О. В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : защищена 6.10.99 / Боровик Олег Владимирович. — М., 1999.

2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — М. : Академия, 2002.

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение, 1991.

4. Глухов, В. П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. П. Глухов // Недоразвитие и утрата речи. — М., 1985.

5. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001.

6. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении / В. А. Кан-Калик. — М. : Просвещение, 1987.

7. Колокольникова, З. У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании : учеб. пособие / З. У. Колокольникова, С. В. Мит-росенко, Т. И. Петрова. — Красноярск : Сибирский федеральный ун-т : Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007.

8. Михалищева, М. А. Развитие творческих способностей студентов гуманитарных факультетов университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Михалищева Марина Александровна. — Челябинск, 2012.

9. Труханова, Ю. А. Формирование творческого воображения у слабослы-

шащих детей старшего дошкольного возраста / Ю. А. Труханова // Коррекционная педагогика. — 2004. — № 3 (5).

10. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. — М. : Академия, 1999.

11. Щеглова, С. Н. Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Щеглова Светлана Николаевна. — М., 2006.

12. Юдина, В. А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Юдина Валерия Александровна. — Н. Новгород, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.