Научная статья на тему 'Коррекционно-педагогическая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения'

Коррекционно-педагогическая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2654
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / IMPAIRED VISION / АМБЛИОПИЯ / КОСОГЛАЗИЕ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / NONCONVENTIONAL TECHNIQUES OF DRAWING / ВЕРБАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / VERBAL CREATIVITY / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITY / AMBLIOPIYA / SQUINT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисова Наталья Альбертовна, Беляева Оксана Николаевна

В статье рассматривается один из подходов к развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Проведено экспериментальное исследование, целью которого стало изучение особенностей воображения детей 6 7 лет с нарушением зрения и разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление отставания в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Борисова Наталья Альбертовна, Беляева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекционно-педагогическая работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения»

УДК 159.922.75

Н.А. Борисова, О.Н. Беляева

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В статье рассматривается один из подходов к развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Проведено экспериментальное исследование, целью которого стало изучение особенностей воображения детей 6 - 7 лет с нарушением зрения и разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на преодоление отставания в этой сфере.

Дошкольный возраст, воображение, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушение зрения, амблиопия, косоглазие, нетрадиционные техники рисования, вербальное творчество, игровая деятельность.

One of the approaches to development of creative imagination of preschool children with impaired vision is considered in the article. The pilot research studying the features of imagination of 6 - 7 year old children with impaired vision has been conducted and the correctional developing program aimed at overcoming the lag in this sphere has been developed.

Preschool age, imagination, children with limited opportunities techniques of drawing, verbal creativity, game activity.

Серьезные социально-экономические преобразования, которые происходят в современном обществе, предопределили необходимость разработки теоретических и методических основ формирования творчески инициативной личности. Начинать эту работу необходимо с раннего детства, в связи с чем возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов в дошкольной возрасте и нахождения путей их оптимизации. Существует большое количество исследований, посвященных анализу различных аспектов воображения, являющегося одним из ведущих новообразований детства [2]. Однако степень реализации воображения ребенка во многом зависит от организации процесса обучения. В психологической науке широко обсуждаются теоретические аспекты творчества, разработаны методики диагностики воображения и существуют отдельные программы по его развитию у детей. Однако большинство этих исследований опирается на данные, полученные в работе с нормально развивающими детьми. Возможности воображения детей с нарушениями в развитии не так часто становятся объектом исследования. Выдвижение на первый план проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии.

Функциональные нарушения зрения являются наиболее часто встречаемым вариантом зрительной патологии в детском возрасте. Несмотря на наличие отдельных работ, посвященных изучению творческой деятельности детей данной категории, следует отметить недостаток глобальных исследований особенностей творческого воображения у детей с нарушениями зрения и частных методик его формирования.

Исследователи в области тифлопедагогики (А.Г. Литвак, Н.Г. Морозова, В.М. Сорокин, Л.И. Плакси-на, Л.И. Солнцева и др.) отмечают, что нарушения

of health, impaired vision, ambliopiya, squint, nonconventional

зрения ограничивают возможности развития воображения [4], [8]. У детей с глубокими нарушениями зрительной функции наблюдается сужение чувственного познания, что оказывает неблагоприятное влияние на реконструкцию образов воображения. Однако благодаря компенсаторным механизмам и восстановлению сенсорного развития, логическому (понятийному) мышлению, а также активному функционированию других психических функций (представлений и памяти) воображение у слепых и слабовидящих детей может достигать значительных результатов и даже играть важную роль в процессах компенсации зрения и становления личности ребенка. Так, при ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний дети с нарушениями зрения формируют и создают образы объектов, которые не доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

Для выявления типичных возрастных особенностей воображения дошкольников с нарушениями зрения нами было организовано экспериментальное исследование. Дополнительной целью исследования явилось определение содержания коррекционно-педагогической работы по развитию данного психического процесса у дошкольников исследуемой категории.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что творческое воображение у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет качественное своеобразие, что проявляется в схематичности, стереотипности деятельности, стремлении к копированию, сложности в создании воображаемой ситуации. Мы предполагаем, что специально-организованная коррекционно-развивающая работа, строящаяся с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную и речевую), будет способствовать преодолению имеющих-

ся недостатков и развитию творческих способностей детей.

Экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 77 г. Череповца. В исследовании участвовало 48 воспитанников подготовительных групп. По заключению ПМПК у детей имелись следующие диагнозы: 10 детей - амблиопия, 20 - сходящееся косоглазие, 1 - расходящееся косоглазие, 18 - гиперметропия средней степени, 7 - гиперметропия высокой степени; 2 - ретинопатия недоношенных; 7 - анизометропия; 7 - астигматизм; 2 - нистагм; 1 - колобома радужки; 2 - фиброз стекловидного тела; 1 - птоз; 1 - увеит; 1 - афакия; 5 - врожденная миопия.

Для выявления особенностей творческого воображения детей с функциональными нарушениями зрения был проведен констатирующий эксперимент, который состоял из трех блоков заданий. Первый блок был направлен на изучение особенностей творческого воображения в изобразительной деятельности (задания «Дорисовывание кругов», «Тест креативности Торренса, «Три краски»). Второй блок эксперимента был направлен на изучение способностей к речевому творчеству (задания «Чем это может быть в игре?», «тест Роршаха»). Третий блок был направлен на выявление особенностей творческого воображения в театральной деятельности (задание «Превратись в...», задание «Силуэты», «спонтанная игра-драматизация») [3], [5], [10].

Констатирующий эксперимент показал, что у всех детей исследуемой группы наблюдаются специфические особенности воображения и недоразвитие его отдельных компонентов. В целом можно сказать, что дети с нарушениями зрения имеют следующие недостатки воображения: снижение интереса к творческой деятельности, отсутствие целенаправленных попыток к созданию оригинальных творческих образов, сложности в создании воображаемой ситуации в игре. Кроме того, для детей с нарушениями зрения характерна стереотипность, схематичность создаваемых образов (это проявляется как в рисовании, так и в игровой и речевой деятельности), подмена образов воображения образами памяти, стремление к прямым заимствованиям. Также наблюдается соскальзывание с выполнения задания, высокая отвлекаемость, недостаточная проработка деталей рисунков.

Для преодоления выявленных недостатков с детьми экспериментальной группы в количестве 13 человек была проведена коррекционно-развивающая работа, построенная с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную, речевую) [1], [7], [9]. Она включала в себя следующие направления развития творческой деятельности:

1. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия).

2. Развитие игровой деятельности.

3. Развитие речевого творчества.

4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

5. Совершенствование навыков межличностной коммуникации.

При разработке коррекционно-развивающих мероприятий учитывалась специфика нарушений зрения у детей экспериментальной группы. Коррекци-онная работа строилась на основе методических рекомендаций таких авторов, как М.А.Васильева, Л.И. Плаксина [7]. Комплекс психокоррекционных занятий включал в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти), стимуляцию творческой активности детей. Часть каждого занятия отводилась на изобразительную деятельность, основным средством выполнения каждой работы являлись нетрадиционные техники рисования: точечный рисунок, рисование пальчиками и ладошкой, рисование зубной пастой и кремом, набрызг, рисование валиком на фольге, рисование сметаной, рисование мячиками, рисование на мокрой бумаге, рисование под музыку с закрытыми глазами, рисование клеем с солью, ниткография, рисунок под пленкой, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями, рисование при помощи воздушно-пупырчатой пленки [6].

Еженедельно с детьми проводились сюжетно-ролевые игры по сюжету «фантастическое путешествие». На начальном этапе обучения такие игры организовывались педагогом, в дальнейшем дети справлялись самостоятельно [9]. Большое внимание уделялось развитию речевого творчества: проводились различные речевые игры, как на занятиях, так и в процессе режимных моментах; дошкольники придумывали сказки, небольшие рассказы. Детям постоянно приходилось придумывать названия для своих рисунков, для игровых образов, для картин, участвующих в обсуждении.

После формирующего эксперимента был проведен контрольно-оценочный эксперимент, в процессе которого использовались модифицированные варианты методик констатирующего эксперимента. Результаты, полученные по отдельным методикам в экспериментальной и контрольной группах, показали статистически значимые различия между ними. Но главное - контрольный эксперимент выявил качественную разницу в выполнении заданий между контрольной и экспериментальной группами. Так, дети экспериментальной группы:

- стали более заинтересованы при выполнении заданий и в процессе создания новых образов. Эта заинтересованность проявлялась во всех видах деятельности (игровой, изобразительной, речевой);

- у детей экспериментальной группы появился исследовательский интерес: им было интересно пробовать новые техники рисования, перевоплощаться в новых героев, использовать в своих играх известные им предметы в новом назначении;

- дети экспериментальной группы практически не нуждались в помощи педагога, все образы, рисунки и названия к ним придумывали самостоятельно;

- у детей данной группы значительно выросло количество оригинальных решений, их рисунки стали более творческими, названия к ним ранее не встречались;

- у детей экспериментальной группы практически полностью пропало стремление к копированию. Каждый ребенок старался придумать собственный образ при перевоплощении или создании изображений;

- наблюдались изменения и в общем поведении детей этой группы. Так, было выявлено стремление доводить первоначальный замысел до завершения, снизилась частота отвлекаемости, было замечено стремление к более тщательной проработке деталей изображения;

- отмечено снижение такого явления как персеверация. Во время создания рисунков дети старались максимально разнообразить придумываемые объекты.

Дополнительным коррекционно-развивающим эффектом обучения послужило обогащение эмоциональной сферы и развитие психических процессов детей экспериментальной группы. Отмечена положительная динамика в развитии внимания и памяти. Произошло совершенствование коммуникативных умений и навыков.

У детей контрольной группы положительные изменения были менее значительными или не проявлялись вовсе.

Таким образом, результаты проведенного обучения показали значительные потенциальные возможности детей с функциональными нарушениями зрения в развитии воображения и реализации творческих способностей в целом.

Литература

1. Борисова, Н.А. Развитие способности к замещению как основы знаково-символической деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Н.А. Борисова. - Череповец, 2010.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991.

3. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6.

4. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. - СПб., 1998.

5. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. - М., 2001.

6. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / А.В. Никитина. - СПб., 2008.

7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной. - М., 2003.

8. Сатари, В.В. Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом: автореф. дис. .. .канд. психол. наук / В.В. Сатари. - М., 2012.

9. Театрализованные игры в коррекционно-разви-вающей работе с дошкольниками / под ред. Л. Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПб., 2009.

10. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство / Е.Е. Туник. - СПб., 1998.

УДК 377.1

Н. С. Вдовина

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Г.В. Лаврентьев

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрена проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся профессиональной школы, описаны содержательный, мотивационный и рефлексивный компоненты учебно-познавательной деятельности, а также приведены результаты педагогического эксперимента.

Учебно-познавательная деятельность, начальное профессиональное образование.

The article considers the problem of improving the educational activity of students of professional schools. The paper describes substantive, motivational and reflexive components of educational activity and presents the results of an educational experiment.

Educational activity, elementary professional education.

В учреждениях начального профессионального образования учащиеся получают кроме профессии еще среднее (полное) общее образование. В условиях сокращения времени на общеобразовательную подготовку необходимы новые технологии и методы для достижения высокого качества образования в условиях профессиональной школы. Одним из способов решения данной проблемы является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся учреждений начального профессионального образования (НПО).

Рассмотрим подробнее понятие учебно-познавательная деятельность (УПД). По мнению Ю.А. Мишиной [4], УПД представляет собой мотивированную деятельность, организованную преподавателем, направленную на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, развивающую познавательную активность и самостоятельность.

УПД включает в себя две составляющие: когни-тивно-деятельностную и ценностно-смысловую [2]. Под когнитивно-деятельностной составляющей понимается содержание образования, способы мысли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.