Научная статья на тему 'Влияние голосоречевых нарушений на развитие воображения у старших дошкольников'

Влияние голосоречевых нарушений на развитие воображения у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
513
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшие дошкольники / нарушения голоса и речи / функция воображения / готовность ребенка к школе / older preschoolers / voice and speech disorders / imagination function / child's readiness for school

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чухрова Марина Геннадьевна, Боровикова Дарья Владимировна

Уровень развития воображения, как интегральной характеристики высших психических функций, характеризует степень готовности ребенка к школе. Целью исследования был анализ развития функции воображения у детей с голосоречевыми нарушениями. Сформированы экспериментальная и контрольная группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи, у всех исследована функция воображения и произведена запись голосоречевых образцов. В коррекционной программе акцент делался на преодоление голосоречевых нарушений, параллельно с активизацией воображения. Формирующий эксперимент показал, что нормализация голосоречевых характеристик происходила параллельно с развитием воображения, что указывает на взаимосвязь этих параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чухрова Марина Геннадьевна, Боровикова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF VOICE AND SPEECH DISORDERS ON THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The level of imagination development, as an integral characteristic of higher mental functions, characterizes the degree of the child's readiness for school. The aim of the study was to analyze the development of children imagination function with speech disorders. Experimental and control groups of senior preschoolers with a general underdevelopment of speech were formed, the function of imagination was studied, and vocal samples were recorded. In the correctional program, emphasis was placed on overcoming vocal speech disorders, in parallel with the activation of imagination. The formative experiment showed that the normalization of the voice-to-speech characteristics occurred in parallel with the development of imagination, which indicated the interrelation of those parameters.

Текст научной работы на тему «Влияние голосоречевых нарушений на развитие воображения у старших дошкольников»

УДК 37+62+612:534.78

ВЛИЯНИЕ ГОЛОСОРЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чухрова Марина Геннадьевна.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», профессор кафедры общей психологии и истории психологии, mba3@ngs.ru.

Боровикова Дарья Владимировна.

Россия, Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», аспирант кафедры электронных приборов, borovikova@corp.nstu. ru.

Аннотация. Уровень развития воображения, как интегральной характеристики высших психических функций, характеризует степень готовности ребенка к школе. Целью исследования был анализ развития функции воображения у детей с голосоречевыми нарушениями. Сформированы экспериментальная и контрольная группы старших дошкольников с общим недоразвитием речи, у всех исследована функция воображения и произведена запись голосоречевых образцов. В коррекционной программе акцент делался на преодоление голосоречевых нарушений, параллельно с активизацией воображения. Формирующий эксперимент показал, что нормализация голосоречевых характеристик происходила параллельно с развитием воображения, что указывает на взаимосвязь этих параметров.

Ключевые слова: старшие дошкольники, нарушения голоса и речи, функция воображения, готовность ребенка к школе.

THE EFFECT OF VOICE AND SPEECH DISORDERS ON THE DEVELOPMENT OF IMAGINATION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

Chukhrova Marina Gennadjevna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University, Professor of the Department of General Psychology and History of Psychology, mba3@ngs.ru.

Borovikova Daria Vladimirovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, graduate student of the department of electronic devices, borovikova@corp.nstu.ru.

Abstract. The level of imagination development, as an integral characteristic of higher mental functions, characterizes the degree of the child's readiness for school. The aim of the study was to analyze the development of children imagination function with speech disorders. Experimental and control groups of senior preschoolers with a general underdevelopment of speech were formed, the function of imagination was studied, and vocal samples were recorded. In the correctional program, emphasis was placed on overcoming vocal speech disorders, in parallel with the activation of imagination. The

formative experiment showed that the normalization of the voice-to-speech characteristics occurred in parallel with the development of imagination, which indicated the interrelation of those parameters.

Key words: older preschoolers, voice and speech disorders, imagination function, child's readiness for school.

Развитие высших психических функций, таких как мышление, восприятие, внимание, память, - имеет большое значение при определении готовности ребенка к школе. Интегративной характеристикой, свидетельствующей о достаточном развитии высших психических функций и готовности ребенка к школе, может служить развитое воображение. Воображение - сложное проявление психической деятельности, которое возникает при согласованном включении мышления, восприятия, внимания, памяти, эмоциональной сферы. Воображение играет очень важную роль в ходе психического развития ребенка [7].

Воображением, или фантазией, Л.С. Выготский называет творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга человека. Результатом этой творческой деятельности является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. Воображение является деятельностью, чрезвычайно богатой эмоциональными моментами [1].

«Если бы деятельность человека ограничивалась только воспроизведением старого, - писал Л.С. Выготский, - то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспосабливаться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [3, с. 5].

Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. Речь - главное средство воображения, а также и мышления. Исследованием роли речи в процессе становления воображения занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская [8, с. 224]. Было отмечено, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения [4]. Дети, речевое развитие которых идет с отклонениями от нормы, также оказываются с чрезвычайно бедными формами воображения [11, с. 7-10].

Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на многочисленные исследования личности дошкольников с нарушениями речи, воображение при голосоречевых нарушениях изучено недостаточно. В то же время существует необходимость изучения особенностей воображения в контексте голосоречевых нарушений именно в дошкольном возрасте, т.к. данный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов, в том числе, и воображения. Помимо этого мало изученной является взаимосвязь воображения и голосовых характеристик, включая влияние развития воображения на состояние голоса и речи. Также, не существует психолого-педагогических

программ, при помощи которых можно было бы путем развития голоса и речи влиять на функцию воображения.

Цель исследования: анализ функции воображения у старших дошкольников во взаимосвязи с голосоречевыми нарушениями, выявление проблем в развитии воображения и активизация воображения параллельно с преодолением голосоречевых нарушений.

Методы исследования. Были обследованы две подготовительные группы в одном из детских садов комбинированного вида г. Новосибирска, всего 18 детей 6-7 лет, с общим недоразвитием речи третьего уровня. Сформированы две группы по 9 человек - контрольная и экспериментальная, с которыми проводились коррекционно-развивающие занятия по исправлению голосоречевых нарушений по методу О.Г. Фетисовой [10].

Исследование речи проводилось при помощи методики Йощенко В.О. из книги «Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов». Данная методика также подобрана с учетом возрастных особенностей детей и позволяет оценить уровень развития всех компонентов их речи: звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических средств и связной речи. Методика проста в применении, задания доступны для понимания и выполнения, вызывают заинтересованность ребенка. Кроме того, были проведены аудиозаписи речевых образцов с их анализом по методу, разработанному в лаборатории профессора В.К. Макухи [2, 5, 6].

Для исследования воображения использовались методики «Придумай игру», «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь» из учебника «Психология» Немова Р.С., а также методика Дьяченко О.А. «Дорисовывание фигур» из «Энциклопедии методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи» Калягина В.А. и Овчинниковой Т.С. Данные методики подобраны с учетом возрастных особенностей детей. В старшем дошкольном возрасте воображение только начинает формироваться, поэтому задания простые, доступные пониманию детей. В связи с тем, что у детей 6-7 лет игра остается ведущей деятельностью, задания подаются в игровой форме и позволяют вызвать заинтересованность в их выполнении.

Диагностическое обследование, первичное и вторичное, проводилось в индивидуальном порядке, коррекционно-развивающие занятия - групповым методом по 9 человек (только в экспериментальной группе).

Формирующий эксперимент осуществлялся в течение пяти месяцев на базе детского сада комбинированного вида.

Все результаты, полученные в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, были проверены и подтверждены с помощью непараметрического критерия Манна - Уитни и Вилкоксона, проведен корреляционный анализ с помощью непараметрического метода Спирмена.

Результаты.

Результаты исследования по методике Йощенко В.О. были обработаны, вычислен уровень развития речи. Все обследованные дети характеризовались средним уровнем развития речи, наличием развернутой фразовой речи с

элементами фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений. Характерным было недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и сонорные), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук «сь», сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук «с», «ц», «ш», «ч», «щ». Наблюдались замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечались нестойкие замены, когда звук в разных словах произносился по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносил определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменял. Ошибки наблюдались при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. Отмечалась недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей была снижена вербальная память и страдала продуктивность запоминания.

Наблюдалась некоторая общая соматическая ослабленность, небольшие отставания в развитии двигательной сферы, что характеризовалось плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Отмечалась недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики.

Спектральный анализ голосоречевых образцов показал диспропорцию коэффициентов в области высоких и низких частот (см. рис. 1, табл. 1).

Результаты исследования уровня развития воображения детей с помощью методик «Придумай игру», «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь» и «Дорисовывание фигур» и расчета коэффициента уровня развития воображения, показали, что высокий уровень воображения был только у одного ребенка, остальные продемонстрировали средний, низкий и очень низкий уровни (табл. 2).

* А, отн.ед.

248 I мс

2&3 331

20

115 255

640 1440 3620 8130 20500

Р, Гц

Рис. 1. Кумулятивный спектр голосоречевых образцов обследованной группы дошкольников (18 чел. 6-7 лет)

Таблица 1

Результат обработки образцов речи обследованных детей (18 чел. 6-7 лет), ^=170 Гц

Номера формант Области частот, Гц Интегральный спектр в интервале частот Нормированный интегральный спектр Коэффициент К;-1

1-3 170-510 0,0638 0,466 1

3-5 510-850 0,0382 0,279 0,599

5-7 850-1190 0,0235 0,171 0,368

7-10 1190-1700 0,0168 0,123 0,263

Таблица 2

Результаты уровня развития воображения в контрольной и экспериментальной группах на этапе констатирующего эксперимента

Уровень развития воображения Констатирующий эксперимент

Экспериментальная группа % Контрольная группа %

Очень низкий 19,44 25

Низкий 33,34 38,89

Средний 44,44 36,11

Высокий 2,78 0

Очень высокий 0 0

Итог 100 100

В ходе констатирующего эксперимента с помощью метода математической статистики Манна-Уитни показано, что достоверных различий между двумя группами: экспериментальной и контрольной, нет (рис. 2).

воображение речь

*р<0,05 (Критерий Манна-Уитни)

Рис. 2. Показатели развития воображения и речи в контрольной и экспериментальной группе на этапе констатирующего эксперимента

Целью формирующего эксперимента было развитие голоса и речи старших дошкольников. Гипотеза формирующей работы: проведение коррекционно-развивающей программы по постановке голоса поможет повысить уровень развития воображения, а через него и речи. В соответствии с поставленными задачами коррекционно-развивающие занятия, как правило, проводились в игровой форме, с учетом возрастных особенностей ребёнка. На занятиях создавалась доброжелательная атмосфера, успехи и усилия детей положительно оценивались. Задания предъявлялись в порядке возрастания сложности: на первых занятиях наиболее легкие, на последующих - сложнее. Занятия формирующего эксперимента проводились два раза в неделю. Программа состоит из 40 занятий по 15-25 минут, и согласована с тематическим планом детского сада. При составлении программы использовались работы Истратова О.Н., Алябьевой Е.А, Кравцовой Е.Е., Нурахуновой А.А., Степановой В.В., Речицкой Е.Г., Сошиной Е.А., также авторский метод О.Г. Фетисовой.

Контрольно-диагностический анализ проведен по окончании эксперимента для проверки выдвинутой гипотезы, а также выявление динамики развития путём сравнения показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Обследование уровня развития голосоречевых характеристик и воображения детей проводилось по тем же методикам, которые использовались в констатирующем эксперименте.

Выявлено, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента справились с заданиями значительно лучше. Об этом свидетельствует большое количество баллов, набранных в процессе обследования: 66,67% - высокий и 33,33% -средний уровень развития воображения. Результаты выполнения заданий детьми контрольной группы несколько улучшились: средний уровень - 44,44%, низкий уровень - 55,56%, но не в той степени, как результаты экспериментальной группы. Результаты обеих групп представлены в табл. 3, рис. 3, 4, 5.

Таблица 3

Результаты уровня развития воображения в контрольной и экспериментальной группах на этапе контрольного эксперимента

Уровень развития воображения Контрольный эксперимент

Экспериментальная группа, % Контрольная группа, %

Очень низкий 0 0

Низкий 0 55,56

Средний 33,33 44,44

Высокий 66,67 0

Очень высокий 0 0

Итог 100 100

Уровни развития голосоречевых характеристик значительно улучшились в экспериментальной группе, где теперь все дети демонстрировали высокий

уровень развития речи по методике Йощенко В.О. и нормативный кумулятивный спектр (рис. 3).

Рис. 3. Кумулятивный спектр экспериментальной группы после коррекционных занятий. Наблюдается усиление высокочастотного спектра

воображение речь

*p<0,05 (Критерий Манна-Уитни)

■ экспериментальная группа

■ контрольная группа

Рис. 4. Показатели развития воображения и речи в контрольной и экспериментальной группе на этапе контрольного эксперимента

воображение речь

*p<0,05 (Критерий Вилкоксона)

■ констатирующий эксперимент

■ контрольный эксперимент

Рис. 5. Показатели развития воображения и речи в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

У детей экспериментальной группы показатель уровня развития воображения увеличился на 30,56% (в 1,85 раз), а показатель уровня развития речи - на 27,58% (в 1,4 раза). Воображение и речь улучшались практически параллельно. Дети научились мыслить творчески, овладели способностью придумывать новое, их воображение стало более оригинальным, гибким. Также показатели развития всех компонентов их речи улучшились - заметные улучшения можно наблюдать как в развитии звукопроизношения, так и грамматического строя, фонематического слуха и словаря. В результате экспериментального обучения дети лучше усваивали материал занятий, требовалось все меньше времени на развитие новых умений и навыков. Параметры воображения: беглости (легкость, продуктивность), гибкости (изменчивость воображения) и оригинальности (своеобразие воображения) значительно улучшились. Творческий коэффициент выполнения заданий на воображение в контрольной группе улучшился почти в 2 раза.

Например, в контрольной группе геометрическая фигура «круг» была модифицирована в лицо, мяч, шар, улитку (оригинальных ответов четыре). У детей экспериментальной группы эта же фигура вызвала значительно больше ассоциаций: солнце, лицо, колесо, конфета, шар, яблоко, снеговик, спутник, морда кошки (всего девять). Дети из контрольной группы в прямоугольнике увидели четыре образа: шкаф, дом, машину, человека. У детей из экспериментальной группы прямоугольник ассоциировался с забором, паровозом, кроватью, машиной, диваном, домом, ковром-самолетом (восемь наименований). Дети из контрольной группы отвечали однообразно, круг их образных представлений остался ограниченным, уровень развития творческих способностей - сниженным, мотивация в деятельности низкая, снижены познавательные интересы.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями,

доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Корреляционный анализ между показателями воображения и голосоречевых характеристик показал, что между ними имеется достоверная связь (г = 0, 834 при р < 0,001).

Заключение. Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет считать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с общим недоразвитием голоса и речи дало положительные результаты. Предлагаемая система коррекционно-развивающей работы показала свою эффективность в развитии голоса и речи детей старшего дошкольного возраста, что положительно сказалось на развитии их воображения, а также на их общем развитии. Полученные данные могут быть полезными для фонопедов, логопедов и психологов, занимающихся проблемами детей с голосоречевыми нарушениями. Исследование проведено при поддержке РФФИ № 17-16-54003.

Библиографический список:

1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. - Новосибирск, 1993. - 62 с.

2. Воронин Е.М., Дериглазов С.С., Ламтюгин Д.В., Макуха В.К., Марков А.В., Фетисова О.Г. Способ выявления патологии голосоведения в речи. Патент РФ 2433488, зарегистрирован 10 нояб. 2011 г.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб., 1997, - 96 с.

4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М., 2004. - 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дериглазов С.С., Макуха В.К., Марков А.В, Поиск информативных параметров речевого сигнала для выявления патологии голосоведения // XVI Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Современные техника и технологии» СТТ-2010, г. Томск, апрель 2010.

6. Калинин А.В., Макуха В.К., Фетисова О.Г. Анализ и классификация временных характеристик голосоречевых образцов у детей. Мир науки, культуры, образования, 2013. - № 3 - С. 190-193.

7. Кудрявцев В. Нестерова Е. Развитие воображения как условие психологической готовности ребенка к школе//Дошкольное воспитание. - 2006. -№9. - С. 23-31.

8. Лисина М.И. Психология самопознания у дошкольников / М.И. Лисина, А.И. Сильвестру. - Кишинев, 2004. - 399 с.

9. Рибо Т. Творческое воображение. - СПб., 1901. - 210 с.

10. Фетисова О.Г., Фетисов Г.М., Коррекция темпоритмоинтонационной организации речи у младших школьников // Мир науки, культуры и образования, август 2009 - №14(16) - С. 282-284.

11. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. / Под. ред. Г. В. Чиркиной. - М., 1993. -179 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.