Научная статья на тему 'Комплексы восприятия и мышления как факторы реализации познания'

Комплексы восприятия и мышления как факторы реализации познания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
427
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / PERCEPTION / THINKING / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Арсентьева Светлана Ивановна, Желтов Михаил Павлович, Степанов Алексей Георгиевич

Изучена специфика систем восприятия и мышления как базовых факторов рациональной рефлексии. Работа механизма созидания знания в сфере рационального познания осуществляется в рамках определенной модальности содержания структур восприятия и мышления, которые осуществляют дифференцирующую обработку поступающей информации в контексте их ассимиляции культурно-познавательной парадигме субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Арсентьева Светлана Ивановна, Желтов Михаил Павлович, Степанов Алексей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION AND THINKING COMPLEXES AS FACTORS OF KNOWLEGE REALIZATION

There is a marked specificity in systems of perception and thought as basic factors of rational reflection. In this regard, the work of a knowledge-creation mechanism in the sphere of rational knowledge is carried out within the limits of a specific modality supporting structures of perception and thought, which carry out differentiating processing of information in the context of their assimilation to a cultural-informative paradigm of the subject.

Текст научной работы на тему «Комплексы восприятия и мышления как факторы реализации познания»

социокультурной рефлексии - это история, адаптированная к социальной культуре, это обобщенное отражение исторической эпохи в системе приоритетов мира современной науки. Как и любая форма когнитивной активности сознания, мифологическая составляющая картины социально-исторической реальности направляется целями обеспечения жизнедеятельности его носителя.

Литература

1. Кульков Ю.П. Мировоззрение в познании природы / Марийский гос. техн. ун-т. Йошкар-Ола, 2005. 180 с.

2. Сильвестрова Т.Я. Генезис и сущность общественных потребностей: дис. ... докт. фи-лос. наук. Чебоксары, 2006. 325 с.

3. Степанов А.Г. Субъективность в системе факторов организации мифологемы социально-гуманитарного знания // Вестник Чувашского университета. 2011. № 2. С. 172-177.

5. Юнг К., Кереньи К. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Совершенство; Киев: Порт-Рояль, 1997. 383 с.

АБРУКОВ ВИКТОР СЕРГЕЕВИЧ. См. с. 124.

МИХАЙЛОВА РЕНАТА ВАСИЛЬЕВНА - доктор философских наук, профессор кафедры философии, истории и права, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ^а1ех73@Ьк.ги).

MIKHAYLOVA RENATA VASILEVNA - doctor of philosophical sciences, professor of Philosophy, History and Lаw, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.

СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ. См. с. 124.

УДК 130.122

С.И. АРСЕНТЬЕВА, М.П. ЖЕЛТОВ, А.Г. СТЕПАНОВ

КОМПЛЕКСЫ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ

Ключевые слова: восприятие, мышление, познание.

Изучена специфика систем восприятия и мышления как базовых факторов рациональной рефлексии. Работа механизма созидания знания в сфере рационального познания осуществляется в рамках определенной модальности содержания структур восприятия и мышления, которые осуществляют дифференцирующую обработку поступающей информации в контексте их ассимиляции культурнопознавательной парадигме субъекта.

S.I. ARSENTEVA, M.P. ZHELTOV, A.G. STEPANOV PERCEPTION AND THINKING COMPLEXES AS FACTORS OF KNOWLEGE REALIZATION

Key words: perception, thinking, knowledge.

There is a marked specificity in systems of perception and thought as basic factors of rational reflection. In this regard, the work of a knowledge-creation mechanism in the sphere of rational knowledge is carried out within the limits of a specific modality supporting structures of perception and thought, which carry out differentiating processing of information in the context of their assimilation to a cultural-informative paradigm of the subject.

Проблемная специфика философского ракурса исследования системы познавательных отношений заключается в определении содержания отражения действительности в сознании. Познание, в основе которого находится восприятие вещи в определённой совокупности её свойств и отношений, по определению начинается одновременно как с различения и обособления вещей, так и со связыванием их в континууме предметов, находящихся вне «Я» познающего субъекта. Системная целостность восприятия подразумевает синтетическое единство активных разнонаправленных процессов, что позволяет обеспечить выделение предмета из общего фона ощущений в качестве чётко определённой отграниченной целостности с отображением его формы, величины, фактуры. Восприятие предметов, явлений и процессов социальноисторической действительности реализуется, прежде всего, как отражение их

атрибутов. Континуальное соотношение явлений социально-исторического процесса рассматривается нами как существование отдельных, четко отграниченных друг от друга реальностей, находящихся во взаимодействии, их внешних свойств и качеств, что невозможно без восприятия их пространственных признаков, позволяющих установить форму исторического явления как относительно неизменную. Восприятие времени позволяет оценить длительность исследуемых событий, последовательную продолжительность смены состояний предмета. Восприятие движения непосредственно зависит от пространственновременных факторов: удаленности предмета и скорости его перемещения. Развитие знания начинается с восприятия «вещей» - явлений действительности -в пространственно-временных параметрах, в контексте постоянной смены их состояний, только на такой основе происходит приращение новой информации.

Хотя восприятие не изменяет мира, оно изменяет воспринимающего, оказывая непосредственное воздействие на формирование его личности. Восприятие обусловлено задачами практической деятельности и выражается в определённом устойчивом интересе к конкретным явлениям социально-исторической действительности, в чётком стремлении к их осмысливанию и связи с имеющимся в арсенале исследователя социальным, научным, теоретическим и практическим опытом. «Активность субъекта в процессе восприятия выражается и в том, что человек своими действиями стремится поставить предмет в такие условия, когда бы он мог восприниматься наилучшим образом» [3. С. 66]. Субъект становится тем, что он есть, благодаря тому, что было им воспринято в прошлом; он продолжает создавать и изменять себя, воспринимая и действуя в настоящем. Действительность непосредственно дана человеку в совокупности его ощущений, которые предоставляют основу для формирования образов её компонентов, свойств, качеств, связей и отношений. Возникающий в сознании человека образ идеален, так как он существует только в его сознании. Образ не является точной копией явления социального процесса, он воспроизводит только её определяющие признаки. При этом мы исходим из позиций дуальной природы идеальных феноменов, которые «опираются на материальное, и в этом отношении оно (идеальное) вторично и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично» [1. С. 131]. Восприятие формирует в сознании субъекта не более чем модель исследуемого объекта, поэтому воспринимающий имеет дело не с самой социально-исторической реальностью, а с её образом.

Сущность восприятия заключается в том, что оно есть некоторая данность объекта в контексте его определенного видения. Образ передает определённую сторону предмета, представленную в конкретном ракурсе видения и действительности, и самого явления. Субъект при этом не осознает того факта, что содержание и границы образа в сознании созданы не только вследствие взаимодействия с реальностью воспринимающих систем чувственного уровня, но и вследствие проекции его самого. В сознании возникает своеобразная модель реальности, осознаваемая нами в виде её образа, содержание которого спроецировано на предмет, его вызвавший, - раздражитель. «Речь, следовательно, идет о двунаправленном процессе: сперва реальность воздействует на чувственность, и это воздействие отпечатывается в мозге, а затем этот «отпечаток» осознается самим субъектом в качестве некой внешней и внутренней реальности, того феноменального мира, который он воспринимает как саму реальность» [4. С. 32]. Это значит, что мы, исследуя фрагмент социальной исторической действительности, вовлеченный в сферу нашего познания, имеем дело с образом, ставшим посредником между действительностью и перципиентом.

Восприятие - это целостный образ структурных характеристик явлений действительности непосредственно оказавшегося в поле познавательной активности субъекта. Механизм реализации восприятия «запускается» под непо-

средственным воздействием раздражителей, которые, в свою очередь, обусловлены системой отношения человека к свойствам стимула, вызывающего ответную реакцию. Восприятие реализуется на уровне осознания явления в контексте синтеза ощущений - субстрата восприятия и комплекса базовых и надстроечных потребностей субъекта с уровнем его мышления, памяти, внимания, практического опыта и т.д. На этой основе формируется контингент творческих продуктов, опосредованных тем, что восприятие всегда обусловлено сложившимися в сознании субъекта образами-образцами, в которых воспроизводится как прошлый опыт, так и ожидаемый результат. Следовательно, образ-посредник является не отражением реальности как таковой, а субъективным представлением о ней. Однако из этого не следует, что образ реальности и реальность не связаны друг с другом. Соответствие образа и вещи определяются как неизменяемая данность процесса познания, дающая основание говорить об определённом общем соответствии свойств и качеств информации свойствам и качествам реальности. В таком ракурсе познавательный образ предстает в качестве результата взаимодействия субъекта с объектом, в котором сливаются свойства и того, и другого. «С одной стороны, познавательный образ не может быть обособлен от объекта познания, а с другой - от познавательной деятельности субъекта. В итоге противоположность объективного и субъективного проникает в саму структуру образа» [4. С. 180-181]. В силу данного обстоятельства тезис о познавательном образе как субъективном отражении существующего объективно пользуется общим признанием.

Человек не располагает активами, позволяющими ему воспринимать объективно реализованную историческую действительность объективно, в противном случае споры между учёными-философами не длились бы веками. Определённо существуют две реальности - объективная - мир «вещей», явлений, составляющих содержание социально-исторического процесса вне сознания субъекта, источник информации, и субъективно-психическая - собственное «Я» субъекта, содержание которого составляют индивидуальные представления о реальности, сформированные в контексте эмоционального переживания наиболее востребованных субъектом срезов бытия. Эмоции непосредственно связаны с познанием, включены в его структуру, зависят от него; познание, в свою очередь, также подвержено влиянию эмоций. Познание и эмоции соотносимы, установлено, что при сильных эмоциональных переживаниях, в так называемых «пограничных ситуациях» сознание полностью отключается. В таких обстоятельствах сознание конструирует личный мир познавательных парадигм индивида, необходимый как условие его персонального существования и поэтому являющийся не отражением реальности, как она есть, а только лишь её внешним подобием. Знание возникает и функционирует не вследствие реализации акта пассивного созерцания или работы парадигмы мышления, а в результате воплощения форм активной деятельности индивида, детерминированного содержанием общественной культуры. Механизм формирования истинного знания в процессе восприятия социально-исторического события не сводится только к пассивно-механистическому отражению явлений внешнего, по отношению к субъекту, мира, этот процесс содержит совокупность продуктивных структур, имеющих сложный, созидательный, творческий характер, существенно обусловленный личностной детерминацией. Человек, имманентно включенный в систему конкретных, исторически определенных общественных отношений, накапливает опыт понимания окружающей его социальной среды, способов взаимодействия людей, интерпретирует его и вырабатывает определенные парадигмы анализа общественного явления.

Организация когнитивных процессов имманентно содержит в себе два аспекта: а) потребность не в информации вообще, а только в определённой полезной информации; б) извлечение релевантной информации.

Выделение отношений и структур, формирующих содержание информационно-познавательной системы, имеет функциональный характер, выражая необходимость адаптации системы к среде своей реализации. Процессы селекции представляют собой процедуру выделения полезных сигналов и сигналов, определяемых как помехи. Иначе говоря, операции выделения и исключения суть не что иное, как способы сигнального реагирования системы. Характер этих сигналов и степень их сложности различны, они определяются уровнем организации того целостного рефлекторного акта, в составе которого существуют. Релевантность поступающего сигнала определяется тем, в какой мере содержащаяся в нём информация связана с достижением цели, с мерой удовлетворения текущих потребностей и решением задач, стоящих перед субъектом. Селективные аспекты релевантной информации реализуются не хаотично, а под определенным углом зрения, в определённом порядке.

Избирательная активность не завершается селективным извлечением полезной информации. Избирательность, рассматриваемая в плане научного определения истины, углубляется выделением из всей релевантной информации той, которая наиболее адекватна самой действительности. Разумеется, такое выделение является операцией, которая не может осуществляться только идеальными средствами. В качестве материального механизма выделения адекватной информации выступают различные перцептивные движения и практические действия человека. Механизмы организации избирательной деятельности оснащены не только специальными средствами, детектирующими изменения в окружающей среде, но и ресурсами, обеспечивающими их оценку с целью создания схемы практических действий. Когда человек располагает мотивом, вопрос о том, какое решение является наиболее результативным, определяется не только объективным содержанием текущей информации, но и главным образом переработкой и оценкой этой информации под углом зрения прошлого опыта, убеждений и тех конкретных задач, для решения которых осуществляется акт познания. В мотивационном ракурсе отражён факт зависимости познавательной рефлексии человека от объективно существующей системы культуры, в которой и осуществляется познавательная практика. Объективное осмысление и воспроизведение социально-исторической действительности представляют собой сложный процесс реализации специфической человеческой деятельности, в которой задействованы родовые способности субъекта, определяющая роль в которых принадлежит вербальным формам освоения предметной реальности, выступающим в качестве непосредственных инструментов фиксирования, хранения, сопоставления и оперирования образными системами. В процессе восприятия исторического явления субъект имманентно реализует фиксацию поступающей информации через её категоризацию, создавая систему предельно общих понятий, отражающих существенный черты объекта, отражённые в контексте ценностей мировоззрения субъекта. Образы восприятия непосредственно выражаются через речь, без которой в принципе невозможно осуществление процессов создания абстрактных образов как необходимых составляющих основания раскрытия содержания сущности явления действительности. В ходе реализации предметной речевой деятельности с опорой на общепризнанные категории осуществляется первичная объективация субъективной информации, индивидуальные, личные моменты которой нейтрализуются. Связь образов восприятия с языковой системой указывает на единство функционирования систем перцепции и мышления.

Реализация мыслительных способностей человека совершается посредством обращения к результатам восприятия (образам), преобразованным в понятия. Образ, следовательно, представляет собой определённую семантическую конструкцию, собранную в результате объединения существенных аспектов действительности, выраженных в понятии. Семантические отношения

синтезируются с чувственным уровнем, непосредственно связывающим субъект с предметным миром. Образы действительности предстают в ракурсе своих ключевых признаков, выраженных в понятиях, что создаёт особый способ видения действительности. Посредством понятий, в содержании которых аккумулирован социальный опыт, в восприятие включается информация обобщённого характера, вследствие чего становятся доступными абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, фиксация результатов первичного отражения, начала теоретизации. Таким образом, базовые элементы рационального уровня становятся частью механизма реализации восприятия, традиционно относящегося к уровню чувственному. Подразделения мышления являются имманентными структурами восприятия, которое контролируется и направляется ими. В самом общем виде мышление можно определить как процесс оперирования образами предметов. Поскольку образы предстают как понятийные, постольку можно рассматривать мышление как процесс оперирования чувственными образами, выраженными посредством понятий. Мышление включено в познание уже на чувственном уровне отражения действительности. В этом отношении чувственно-сенситивное приобретает четко определённый интеллектуальный аспект. Действительность, обозначенная через призму абстракций и предельно общих понятий, выглядит иначе, чем действительность реальная. Перцептивные образы соответствуют отражаемой ими реальности в определённом смысле, так как они чрезвычайно подвержены изменениям субъективного состояния личности. Перцепцию, как форму организации живого созерцания, можно определить в качестве одной из фундаментальных функций мозга, основная масса которого предназначена для восприятия действительности с последующей её репрезентацией в сознании. В ходе длительной эволюции мозг выработал стратегию отражения, доведённую до уровня рефлекторного автоматизма. Мозг может рассматриваться как орган обработки раздражений, регулирования физиологических, психических, социальных процессов, и прежде всего познавательного процесса. Этим объясняются достижения и ограниченность нашего познавательного аппарата.

Отношения в системе «сознание-телесность» представлены как своего рода информационная связь. Информация представляет собой содержание отражения. Мозг получает определённые сигналы от структур чувственного уровня отражения и соответственно их содержанию вырабатывает ответные формы реакции. Этот факт определённо свидетельствует в пользу информационного подхода взаимосвязи мысли и тела. При этом сама информация в контексте систематизирующей закономерности, извлеченной из прошлого опыта, «формулирует закономерность, подмеченную в первообразе», и тем самым вносит в формирующийся образ определённое количество информации от себя, получая этой ценой информацию, обогащенную дополнительным ценностно-смысловым содержанием. Информационное взаимодействие осуществляется не благодаря её идеальности, а благодаря тому, что несёт в себе адекватное отражение объективно существующей действительности.

Когнитивные процессы, таким образом, включенные в личностный контекст психических процессов, достигают цели и завершаются только тогда, когда адекватная информация о внешнем мире, полученная при их помощи, будет переведена на язык управления исполнительными органами. В результате накопления познавательного и практического опыта в мозгу складывается специальная общая регулирующая система, связывающая логику отбора поступающей информации с механизмами организации упорядоченных действии.

Вопрос взаимодействия восприятия и мышления выражается как соотношение упорядоченности, извлеченной из внешнего мира, и упорядоченного состояния знания. При этом к условиям реализации упорядоченности относится не только непосредственный контакт с предметом и связи анализа-

торов, но и вектор направленности субъекта во внешний мир. Эмпирическая интерпретация первичной рациональной обработки восприятия создаёт условия для истолкования полученной информации как характеристики свойств, принадлежащих объектам исследуемой предметной области, в связи с чем они обретают соответствующую её параметрам размерность. Теоретическая интерпретация заключается в соотнесении абстрактных объектов, формальных систем с другими теоретическими понятиями.

Мозг сам по себе не реализует познание как таковое, он является инструментом, предназначенным для адекватного отражения действительности. В конечном счете мозг человека выступает как продукт общественного развития, и таковым он становится только потому, что его носитель - человек - с самого начала вовлечен в общественную жизнь, т.е. в те условия, которые питают мозг продуктами общественно-исторической практики и культуры. Мышление существует и организуется как результат опосредующего влияния социальных детерминаций. Логика познания и те её механизмы, которые ответственны за адекватность и избирательность восприятия, формировались в неразрывной связи с развитием общественной практики, только в контексте общественнопрактической деятельности и через освоение культуры, накопленной историей, появились человеческие способности восприятия и мышления.

Работа механизма созидания знания в сфере рационального познания осуществляется, таким образом, в рамках определенной модальности содержания структур культурно-познавательной системы, которые осуществляют дифференцирующую селекцию данных в контексте их ассимиляции гносеологической парадигме субъекта. Мир предстаёт таким, каким он задаётся в определённой концепции. Обусловленность проявлений познания комплексом разнообразных отношений определяется концептуальной возможностью иметь различные объективные варианты проекции. Реальность дана человеку в качестве свойств вещественной целостности и одновременно в качестве проекции иных отличных от вещи оснований. Сложная структура реальности обусловлена необходимостью упорядоченного воспроизведения одного объекта в системе ресурсов другого, необходимостью адаптации содержания открытой информации к системе производства ценностей в рамках конкретной социальной общности. Восприятие и мыслительная деятельность выступают в качестве базовых факторов непосредственной детерминации отражения реальности и, как следствие, специфичности результатов организации знания.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М.: Высш. шк., 1991. 383 с.

2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1986. 389 с.

3. Малов Д.А., Феизов Э.З. Объективация субъективного как философская проблема. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 139 с.

4. Минина М.Л. Теория отражения и проблема интерпретации: дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2007. 152 с.

АРСЕНТЬЕВА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (sarsenteva@mail.ru).

ARSENTYEVA SVETLANA IVANOVNA - candidate of philosophical sciences, assistant professor of Philosophy and Methodology Science, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

ЖЕЛТОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ - доктор философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mixail.zheltov@yandex.ru).

ZHELTOV MIKHAIL PAVLOVICH - doctor of philosophical sciences, assistant professor of Philosophy and Methodology Science, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ. См. с. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.