Научная статья на тему 'Взаимодействие систем восприятия и мышления в процессе формирования научного знания'

Взаимодействие систем восприятия и мышления в процессе формирования научного знания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
334
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГЕМА / ЗНАНИЕ / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ОБРАЗ / МЫШЛЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / MYTHOLOGEME / HISTORICAL REALITY / THE SUBJECT / OBJECT / AN IMAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Степанов Алексей Георгиевич, Тобоев Вячеслав Андреевич

Рассмотрены вопросы информационного взаимодействия в системе «чувственность–рациональность» в процессе реализации социально-исторического познания. Формирование знания в процессе восприятия социально-исторического события не сводится только к пассивно-механистическому отражению явлений внешнего мира, этот процесс включает совокупность продук­тивный структур аналитического уровня отражения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALECTICS OF SYSTEMS OF PERCEPTION AND TNHINKING IN THE COURSE OF MYTHOLOGEMA FORMATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

The article is devoted to the question of information interactions in the system «sensuality-rationality» in the course of realization of socio-historical knowledge. Formation of knowledge in the course of perception of socio-historical event isn't reduced only to the passive-mechanistic reflection of the phenomena of the external world; this process includes a set of productive structures of reflection analytical level.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие систем восприятия и мышления в процессе формирования научного знания»

УДК 316.65 ББК Ю 611

А.Г. СТЕПАНОВ, В .А. ТОБОЕВ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМ ВОСПРИЯТИЯ И МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Ключевые слова: мифологема, знание, субъект, объект, образ, мышление, восприятие.

Рассмотрены вопросы информационного взаимодействия в системе «чувственность-рациональность» в процессе реализации социально-исторического познания. Формирование знания в процессе восприятия социально-исторического события не сводится только к пассивно-механистическому отражению явлений внешнего мира, этот процесс включает совокупность продуктивный структур аналитического уровня отражения.

A.G. STEPANOV, V.A. TOBOEV DIALECTICS OF SYSTEMS OF PERCEPTION AND TNHINKING IN THE COURSE OF MYTHOLOGEMA FORMATION OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE Key words: mythologeme, historical reality, the subject, object, an image.

The article is devoted to the question of information interactions in the system «sensuality-rationality» in the course of realization of socio-historical knowledge. Formation of knowledge in the course of perception of socio-historical event isn't reduced only to the passive-mechanistic reflection of the phenomena of the external world; this process includes a set of productive structures of reflection analytical level.

Проблемная специфика философского ракурса исследования системы познавательных отношений заключается в определении содержания отражения действительности в сознании. Познание, в основе которого находится восприятие вещи в определённой совокупности её свойств и отношений, по определению начинается одновременно как с различения и обособления вещей, так и со связыванием их в континууме предметов, находящихся вне «Я» познающего субъекта. Развитие знания начинается с восприятия «вещей» - явлений действительности, в пространственно-временных параметрах, в контексте постоянной смены их состояний, только на такой основе происходит приращение новой информации.

Континуальное соотношение явлений социально-исторического процесса рассматривается нами как существование отдельных, четко отграниченных друг от друга фрагментов реальности, находящихся по отношению к друг другу во взаимодействии своих внешних свойств и качеств, что невозможно без восприятия их пространственных признаков, позволяющих установить форму исторического явления как относительно неизменную. Восприятие времени позволяет оценить длительность исследуемых событий, последовательную продолжительность смены состояний предмета. Восприятие движения непосредственно зависит от пространственно-временных факторов: удаленности предмета и скорости его перемещения.

Хотя восприятие не изменяет мира, оно изменяет воспринимающего, оказывая непосредственное воздействие на формирование его личности. Восприятие обусловлено задачами практической деятельности и выражается в определённом устойчивом интересе к конкретным явлениям социально-исторической действительности, в чётком стремлении к их осмысливанию и связи с имеющимся в арсенале исследователя социальным, научным, теоретическим и практическим опытом. «Активность субъекта в процессе восприятия выражается и в том, что человек своими действиями стремится поставить предмет в такие условия, когда бы он мог восприниматься наилучшим образом» [3. С. 66]. Действительность непосредственно дана человеку в совокупности его ощущений, которые предоставляют основу для формирования образов её компонентов, их свойств, качеств, связей и отношений. Образ не является точной копией отражаемого, он воспроизводит только его определяющие признаки. Восприятие формирует в сознании субъекта не более чем модель исследуемого объекта, поэтому воспринимающий имеет дело не с самой социально-исторической реальностью, а с образным представлением о ней.

Сущность восприятия заключается в том, что оно есть некоторая данность объекта в контексте его определенного видения. Образ передает отдельную сторону предмета, представленную в конкретном ракурсе видения действительности. Субъект при этом не осознает того факта, что содержание и границы образа в сознании созданы не только вследствие взаимодействия с реальностью воспринимающих систем чувственного уровня, но и является проекцией его самого. В сознании возникает своеобразная модель реальности, осознаваемая нами в виде её образа, содержание которого спроецировано на предмет его вызвавший - раздражитель. «Речь, следовательно, идет о двунаправленном процессе: сперва реальность воздействует на чувственность и это воздействие отпечатывается в мозге, а затем этот «отпечаток» осознается самим субъектом в качестве некой внешней и внутренней реальности, того феноменального мира, который он воспринимает как саму реальность» [4. С. 132]. Это значит, что мы, исследуя фрагмент социальной исторической действительности, вовлеченный в сферу нашего познания, имеем дело с образом, ставшим посредником между действительностью и перципиентом.

Механизм реализации восприятия «запускается» под непосредственным воздействием раздражителей, которые, в свою очередь, обусловлены системой отношения человека к свойствам стимула вызывающего ответную реакцию. Восприятие реализуется на уровне осознания явления в контексте синтеза ощущений - субстрата восприятия и комплекса базовых и надстроечных потребностей субъекта с уровнем его мышления, памяти, внимания, практического опыта и т.д. На этой основе формируется контингент творческих продуктов, опосредованных тем, что восприятие всегда обусловлено сложившимися в сознании субъекта образами-образцами, в которых воспроизводится как прошлый опыт, так и ожидаемый результат. Следовательно, образ является не отражением реальности как таковой, а есть наше субъективное представление о нёй. Однако из этого не следует, что образ реальности и реальность не связаны друг с другом. Соответствие образа и вещи определяется как неизменяемая данность процесса познания, предоставляющая основание говорить об определённом общем соответствии свойств и качеств информации свойствам и качествам реальности. А. Шопенгауэр по этому поводу отмечал: «Внешний мир в пространстве и времени, проявляющий себя как чистая причинность, совершенно реален; и он есть, безусловно, то, за что он себя выдает, а выдаёт он себя всецело и без остатка за представление, связанное по закону причинности. В этом его эмпирическая реальность» [1. С. 678]. В таком ракурсе познавательный образ предстает в качестве результата взаимодействия субъекта с объектом, в котором сливаются свойства и того, и другого. «С одной стороны, познавательный образ не может быть обособлен от объекта познания, а с другой - от познавательной деятельности субъекта. В итоге противоположность объективного и субъективного проникает в саму структуру образа» [2. С. 181]. В силу данного обстоятельства тезис о познавательном образе как субъективном отражении существующего объективно пользуется общим признанием.

Механизм формирования истинного знания в процессе восприятия социально-исторического события не сводится только к пассивно-механистическому отражению явлений внешнего, по отношению к субъекту, мира, этот процесс содержит совокупность продуктивных структур, имеющих сложный, созидательный, творческий характер, существенно обусловленный личностной детерминацией. Человек, имманентно включенный в систему конкретных, исторически определенных общественных отношений, накапливает специфический опыт понимания окружающей его социальной среды и вырабатывает определенные парадигмы анализа общественного явления.

Организация когнитивных процессов имманентно содержит в себе два аспекта: 1) потребности не в информации вообще, а только в определённой полезной информации; 2) извлечения релевантной информации.

Выделение отношений и структур, формирующих содержание информационно-познавательной системы, имеет функциональный характер, выражая необходимость адаптации системы к среде своей реализации. Процессы селекции представляют собой процедуру выделения полезных сигналов и сигналов, определяемых как помехи. Иначе говоря, операции выделения и исключения суть не что иное, как способы сигнального реагирования системы. Характер этих сигналов и степень их сложности различны, и определяются они уровнем организации того целостного рефлекторного акта, в составе которого они существуют. Релевантность поступающего сигнала определяется тем, в какой мере содержащаяся в нём информация связана с достижением цели, мерой удовлетворения текущих потребностей и решением задач, стоящих перед субъектом. Селективные аспекты релевантной информации реализуются не хаотично, а под определенным углом зрения, в определённом порядке.

Избирательная активность не завершается селективным извлечением полезной информации. Избирательность, рассматриваемая в плане научного определения истины, углубляется выделением из всей релевантной информации той, которая наиболее адекватна самой действительности. Разумеется, такое выделение является операцией, которая не может осуществляться только идеальными средствами. В качестве механизма выделения адекватной информации выступают различные перцептивные движения и практические действия человека. Механизмы организации избирательной деятельности оснащены не только специальными средствами, детектирующими изменения в окружающей среде, но и ресурсами, обеспечивающими их оценку с целью создания схемы практических действий. Когда субъект располагает мотивом, вопрос о том, какое решение является наиболее результативным, определяется не только объективным содержанием текущей информации, а главным образом переработкой и оценкой этой информации под углом зрения прошлого опыта, убеждений и тех конкретных задач, для решения которых осуществляется акт познания. В мотивационном ракурсе отражён факт зависимости познавательной рефлексии человека от объективно существующей системы культуры, в которой и осуществляется познавательная практика.

Образы восприятия непосредственно выражаются через язык, без которого в принципе невозможно осуществление процессов создания абстрактных образов как необходимых составляющих основания раскрытия содержания сущности отражаемой действительности. В ходе реализации предметной речевой деятельности с опорой на общепризнанные категории осуществляется первичная объективация субъективной информации, индивидуальные, личные моменты которой нейтрализуются. Связь образов восприятия с языковой системой указывает на единство функционирования систем перцепции и мышления, подтверждая осмысленный характер их реализации.

Следовательно, реализация мыслительных способностей человека совершается посредством обращения к результатам восприятия (образам), преобразованным в понятия. Мы исходим из понимания восприятия как особой формы познания, предельно тесно связанной с подразделениями уровня опосредованного отражения действительности. Понятия отражают содержание и смысл образа, отражающего фрагменты действительности в их ситуативной конкретности, и выступают в качестве средства познания. Образ, следовательно, представляет собой определённую семантическую конструкцию, собранную в результате объединения существенных аспектов действительности, выраженных в понятии. Семантические отношения синтезируются с чувственным уровнем, непосредственно связывающим субъект с предметным миром. Образы действительности предстают в ракурсе своих ключевых признаков, выраженных в понятиях, что создаёт особый способ видения действительности. Посредством понятий, в содержании

которых аккумулирован социальный опыт, в восприятие включается информация обобщённого характера, вследствие чего становятся доступными абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, фиксация результатов первичного отражения, начала теоретизации. Таким образом, базовые элементы рационального уровня становятся частью механизма реализации восприятия, традиционно относящегося к чувственному. Подразделения мышления являются имманентными структурами восприятия, которое контролируется и направляется ими. В самом общем виде мышление можно определить как процесс оперирования образами предметов. Поскольку, как мы отмечали выше, образы предстают как понятийные, постольку можно рассматривать мышление как процесс оперирования чувственными образами, выраженными посредством понятий. Мышление включено в познание уже на чувственном уровне отражения действительности. В этом отношении чувственно-сенситивное приобретает четко определённый интеллектуальный аспект. Действительность, обозначенная через призму абстракций и предельно общих понятий, выглядит иначе, чем действительность реальная. Перцептивные образы соответствуют отражаемой ими реальности в определённом смысле, так как они чрезвычайно подвержены изменениям субъективного состояния личности. Категории обеспечивают определённый порядок в процессе организации информации, создавая условия для систематизации восприятия. Обеспечить устойчивость упорядочивающей системе возможно только в условиях постоянной связи с внешним миром, предоставляющей информационный материал для созидания адекватной картины мира.

Вопрос взаимодействия восприятия и мышления выражается как соотношение упорядоченности, извлеченной из внешнего мира, и упорядоченности состояния знания. При этом к условиям реализации упорядоченности относится не только непосредственный контакт с предметом и связи анализаторов, но и вектор направленности субъекта во внешний мир. Эмпирическая интерпретация первичной рациональной обработки восприятия создаёт условия для истолкования полученной информации как характеристики свойств, принадлежащих объектам исследуемой предметной области, в связи с чем они обретают соответствующую соразмерность. Теоретическая интерпретация заключается в соотнесении абстрактных объектов, формальных систем с другими теоретическими понятиями.

Функционирование механизма созидания знания в сфере социально-исторического познания осуществляется, таким образом, в рамках определенной заданности содержания структур культурно-познавательной системы, которые осуществляют дифференцирующую селекцию данных в контексте их ассимиляции гносеологической парадигме субъекта. Сущность восприятия социально-исторической реальности заключается в том, что оно есть некоторая данность исторического события в контексте его определенного видения. Субъект при этом не осознает того факта, что содержание и границы знания в сознании созданы вследствие не только взаимодействия с реальностью воспринимающих систем чувственного уровня, но и проекции структур его мышления, которые предстают в виде устойчивых систем, детерминирующих систему отражения исторического процесса в целом.

Литература

1. Антология мировой философии: в 4 т. М.: Мысль, 1971. Т. 3. 678 с.

2. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1986. 389 с.

3. Малов Д.А., Феизов Э.З. Объективация субъективного как философская проблема. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. 139 с.

4. Минина М.Л. Теория отражения и проблема интерпретации: дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2007. 152 с.

СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ. См. с. 59. ТОБОЕВ ВЯЧЕСЛАВ АНДРЕЕВИЧ. См. с. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.