Научная статья на тему 'Анализ перцептивной системы аналитического уровня познания'

Анализ перцептивной системы аналитического уровня познания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
249
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ЧУВСТВЕННЫЙ И РАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ / PERCEPTION / OBJECTIVE REALITY / SUBJECTIVE REALITY / SENSUAL AND RATIONAL LEVELS OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Степанов Алексей Георгиевич

Отмечена специфика философского аспекта определения восприятия в качестве имманентной структуры познания. В восприятии синтезирован весь спектр познавательных возможностей человека на начальном уровне организации знания. Перцепция фиксирует объект, вовлечённый в её сферу, прежде всего как концепт, обусловливающий его чувственный уровень отражение, что ставит проблему адекватности образа как базовую в современной теории познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERCEPTION SUSTEM ANALUSIS OF ANALUTICAL LEVEL OF KNOWLEDGE

The specific philosophical aspect of determining the perception is related to immanent structure of knowledge. All spectrum of informative possibilities of the person at initial level knowledge organization is synthesized in perception. Perception fixes the object involved in its sphere first of all as a concept causing sensual level of reflex ion that puts the problem of image adequacy as base in the modern theory of knowledge.

Текст научной работы на тему «Анализ перцептивной системы аналитического уровня познания»

УДК 130.122

А.Г. СТЕПАНОВ

АНАЛИЗ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СИСТЕМЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ

Ключевые слова: восприятие, объективная реальность, субъективная реальность, чувственный и рациональный уровни познания.

Отмечена специфика философского аспекта определения восприятия в качестве имманентной структуры познания. В восприятии синтезирован весь спектр познавательных возможностей человека на начальном уровне организации знания. Перцепция фиксирует объект, вовлечённый в её сферу, прежде всего как концепт, обусловливающий его чувственный уровень отражение, что ставит проблему адекватности образа как базовую в современной теории познания.

A.G. STEPANOV

THE PERCEPTION SUSTEM ANALUSIS OF ANALUTICAL LEVEL OF KNOWLEDGE

Key words: perception, objective reality, subjective reality, sensual and rational levels of knowledge.

The specific phiiosophical aspect of determining the perception isreiated to immanent structure of knowledge. Ail spectrum of Informative possibilités of the person at Initial level knowledge organizatlon ls synthesized ln perception. Perception fixes the object Involved in Its sphere first ofall as a concept causing sensual level ofreflex ion thatputs theproblem of image adequacyas base ln the modem theory of knowledge.

Познание в самом общем виде представляет собой процесс целенаправленного отражения действительности в сознании. Это движение мысли по пути преодоления незнания и обретения его противоположности - знания, переход от неполного, неточного знания к полному и более точному знанию. Знание выступает как результат процесса отражения действительности, при этом сам процесс познания представляет собой воспроизведение существенных характеристик реальности. Консти-туирование гносеологических вопросов как базовых проблем научного знания в своей сущности связано с диалектическим характером взаимоотношений противоречивой природы предметного выражения субстанции с ещё более сложным характером её отражения в сознании. Познавательная активность субъекта непосредственно выражается в интенсивности восприятия. «Восприятие- это основа, на которой развертываются все наши акты, и оно предполагается ими» [6, с. 9]. Личное практическое взаимодействие субъекта с объектами действительности создает основу для приращения информации, её систематизации, классификации, переработки и оценки. Вовлекая компоненты окружающей среды в сферу практической деятельности, человек получает объем информации, который многократно возрастает, благодаря чему восприятие непрерывно расширяется, а его характер видоизменяется. В сложных системах, информационные агрегаты которых содержат гностические и ценно-стно-смысловые параметры, активность реакций на раздражитель определяется не столько их новизной, сколько практической значимостью раздражителя для текущей деятельности системы.

Системная целостность восприятия подразумевает синтетическое единство активных разнонаправленных процессов, что позволяет обеспечить выделение предмета из общего фона ощущений в качестве чётко определённой отграниченной целостности, отображая её форму, величину, фактуру. Восприятие предметов действительности реализуется не только как отражение их свойств, но и как отражение их атрибутов. Познание, в основе которого находится восприятие вещи в определённой совокупности её свойств и отношений, по определению начинается одновременно как с различения и обособления вещей, так и со связыванием их в континууме предметов, находящихся вне «Я» познающего субъекта. Континуальное соотношение предметов рассматривается нами как существование отдельных, четко отграниченных друг от друга реальностей, находящихся по отношению к друг другу во взаимодействии их внешних свойств и качеств, что невозможно без восприятия их пространственных признаков, позволяющих установить форму предмета относи-

тельно неизменно. Восприятие времени позволяет оценить длительность исследуемых событий, последовательную продолжительность смены состояний предмета. Восприятие движения непосредственно зависит от пространственно-временных факторов: удаленности предмета и скорости его перемещения. Развитие знания начинается с восприятия «вещей» - явлений действительности в пространственно-временных параметрах, в контексте постоянной смены их состояний, только на такой основе происходит приращение новой информации.

Восприятие не изменяет мира, но оно изменяет воспринимающего, оказывая непосредственное воздействие на формирование его личности. Субъект становится тем, что он есть, благодаря тому, что было им воспринято в прошлом; он продолжает создавать и изменять себя, воспринимая и действуя в настоящем. Действительность непосредственно дана человеку в совокупности его ощущений, которые предоставляют основу для формирования образов её компонентов, их свойств, качеств, связей и отношений. Возникающий в сознании человека образ идеален, так как он существует только в его сознании. Образ не является точной копией вещи, он воспроизводит только её определяющие признаки. Восприятие формирует в сознании субъекта не более чем модель объекта, поэтому он имеет дело не с самой реальностью, а с её образом. При этом мы исходим из позиций дуальной природы идеальных феноменов, которые, «опираются на материальное и в этом отношении оно (идеальное) вторично и устремлено на новое материальное (в этом плане оно первично» [1, с. 131].

Сущность восприятия заключается в том, что оно есть некоторая данность объекта в контексте его определенного видения. Образ передает определённую сторону предмета представленную в конкретном ракурсе видения. Субъект при этом не осознает того факта, что содержание и границы образа в сознании созданы не только вследствие взаимодействия с реальностью воспринимающих систем чувственного уровня, но и является проекцией содержания компонентов его внутреннего, интеллектуально-духовного мира. В сознании возникает своеобразная модель реальности, осознаваемая нами в виде её образа, содержание которого спроецировано на его вызвавший предмет- раздражитель. «Речь, следовательно, идет о двунаправленном процессе: сперва реальность воздействует на чувственность, и это воздействие отпечатывается в мозге, а затем этот «отпечаток» осознается самим субъектом в качестве некой внешней и внутренней реальности, того феноменального мира, который он воспринимает как саму реальность» [7, с. 32]. Это значит, что мы, наблюдая фрагмент действительности, вовлеченный в сферу нашего познания, имеем дело с образом, ставшим посредником между действительностью и перципиентом.

В таком ракурсе познавательный образ предстает в качестве результата взаимодействия субъекта с объектом, в котором сливаются свойства и того, и другого. «С одной стороны познавательный образ не может быть обособлен от объекта познания, а с другой - от познавательной деятельности субъекта. В итоге противоположность объективного и субъективного проникает в саму структуру образа» [8, с. 180-181]. В силу данного обстоятельства тезис о познавательном образе как субъективном отражении существующего объективно пользуется общим признанием.

Человек не располагает активами, позволяющими ему воспринимать объективную действительность объективно, в противном случае споры между учёными-философами не длились бы веками. Определённо существуют две реальности -объективная - мир «вещей» вне сознания субъекта, источник информации, и субъективно-психическая - собственное «Я» субъекта, содержание которого составляют индивидуальные представления о реальности, сформированные в контексте эмоционального переживания наиболее востребованных субъектом срезов

бытия. Эмоции непосредственно связаны с познанием, включены в его структуру, зависят от него; познание, в свою очередь, так же подвержено влиянию эмоций, определяемых как положительные либо отрицательные или как сильные либо незначительные. Познание и эмоции соотносимы, при сильных эмоциональных переживаниях, в так называемых «пограничных ситуациях» сознание полностью отключается. В таких обстоятельствах сознание конструирует личный мир познавательных парадигм индивида, необходимый как условие его персонального существования и поэтому являющийся не отражением реальности как она есть, а только лишь её внешним подобием.

В перцепции основное значение имеет не столько содержание объекта, сколько форма его проявления, так как уровень внешней организации предмета предельно удобен для создания упорядоченной системы знания. В таком случае ведущими в процессе восприятия выступают внешние проявления организации объекта, а его внутренние основания отходят на задний план. При условии, что установлено содержание связи между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми свойствами исследуемого явления, восприятие может выступить в качестве основы для конструирования последних, являясь базой для формирования сложных представлений, воспроизводимых в сознании без их непосредственного воздействия на субъект. Это находит своё отражение в том, что человеческое восприятие отражает мир в диапазоне, выходящем за пределы ограниченного круга свойств предметов. Память является тем компонентом, который позволяет осуществить воспроизводство образов предметов, явлений, процессов, которые в данный момент не воздействуют на человека. Таким образом, ресурсы восприятия не ограничены только рамками непосредственного контакта с вещами внешнего мира, в них включён и экстраполяционно-ассоциа-тивный потенциал. Данное обстоятельство подразумевает характеристику восприятия в качестве продуктивно-производящего момента познания, в котором конструируются не только настоящие состояния предмета, но и его неочевидные свойства, наличие которых предполагается гипотетически, что, в свою очередь, указывает на связь восприятия с комплексом воображения.

Следовательно, образ, возникающий в сознании, является определенным объектом, данным субъекту через собственную проекцию. Субъект не только копирует свойства вещи, но и созидает информацию о них. Реальный объект представлен в нём в качестве своего собственного образа, вынесенного во вне. Таким образом, восприятие является процессом не только объект-субъектного и субъ-ект-объектного взаимодействия, но и одновременно реализуется в контексте ин-териоризации (перевода внешнего воздействия во внутреннее измерение) и экс-териоризации (перевода внутреннего измерения во внешний план).

Проецируя комплексы своих потребностей и интересов на мир явлений, оказавшийся в непосредственном взаимодействии, субъект в определённой степени утрачивает связь с реальностью, выдавая внутренние образы за точные отражения внешних абсолютизируя их значение. В то время как любая форма познавательного взаимодействия субъекта и объекта познания реализуется как двусторонний процесс движения информации от объекта к субъекту и от субъекта к объекту. Наблюдаемые нами образы являются одной из проекций действительности, «а те процессы, которые фиксируют приборы, измеряющие электромагнитные колебания, происходящие в мозге воспринимающего субъекта, - другой проекцией той же реальности» [7, с. 32]. Реальность, следовательно, всегда находится в нашем сознании как определённым образом зафиксированный способ констатации результатов взаимодействия следов воздействия объективной действительности на субъекта.

Объективное осмысление и воспроизведение действительности представляют собой сложный процесс реализации специфической человеческой деятельности, в которой задействованы родовые способности субъекта. В процессе восприятия субъект имманентно реализует фиксацию поступающей информации че-

рез её категоризацию, создавая систему предельно общих понятий, отражающих существенные черты объекта, отражённые в контексте ценностей мировоззрения субъекта. Образы восприятия непосредственно выражаются через язык, без которого в принципе невозможно осуществление практического создания абстрактных образов как необходимых составляющих оснований механизма раскрытия содержания сущности исследуемого явления. В ходе реализации предметной речевой деятельности с опорой на общепризнанные категории осуществляется первичная объективация субъективной информации, индивидуальные, личные моменты которой нейтрализуются. Связь образов восприятия с языковой системой указывает на единство функционирования систем перцепции с мышлением, подтверждая осмысленный характер их реализации.

Следовательно, реализация мыслительных способностей человека совершается посредством обращения к результатам восприятия (образам), преобразованным в понятия. Мы исходим из понимания восприятия как особой формы познания, предельно тесно связанной с подразделениями уровня опосредованного отражения действительности. Понятия отражают содержание и смысл образа отражающего фрагменты действительности в их ситуативной конкретности, и выступают в качестве средства познания. Образ, следовательно, представляет собой определённую семантическую конструкцию, собранную в результате объединения существенных аспектов действительности, выраженных в понятии. Семантические отношения синтезируются с чувственным уровнем, непосредственно связывающим субъект с предметным миром. Образы действительности предстают в ракурсе своих ключевых признаков, выраженных в понятиях, что создаёт особый способ видения действительности. Посредством понятий, в содержании которых аккумулирован социальный опыт, в восприятии включается информация обобщённого характера, вследствие чего становятся доступными абстрагирование, идеализация, анализ и синтез, фиксация результатов первичного отражения, начала теоретизации. Таким образом, базовые элементы рационального уровня становятся частью механизма реализации восприятия, традиционно относящегося к уровню чувственному. Подразделения мышления являются имманентными структурами восприятия, которое контролируется и направляется ими. В самом общем виде мышление можно определить как процесс оперирования образами предметов. Поскольку, как мы отмечали выше, образы предстают как понятийные, постольку можно рассматривать мышление как процесс оперирования чувственными образами, выраженными посредством понятий. Мышление включено в познание уже на чувственном уровне отражения действительности. В этом отношении чувственно-сенситивное приобретает четко определённый интеллектуальный аспект. Действительность, обозначенная через призму абстракций и предельно общих понятий, выглядит иначе, чем действительность реальная. Категории вносят определённый порядок в процесс организации информации в содержании сознания, создавая условия для систематизации восприятия. «При непосредственном контакте с внешним миром в условиях «превращения внешнего раздражения в факт сознания» восприятие извлекает упорядоченность и на этой основе создает внутреннюю модель адекватную будущей ситуации» [10, с. 122]. Своеобразие свойств раздражителей предоставляет возможность классифицировать их в рамках имеющегося в распоряжении субъекта категориального ряда. Категорию можно рассматривать как совокупность признаков, в зависимости от которых объекты группируются как эквивалентные. Восприятие основано на способности соотносить приходящие свойства раздражителя с имеющейся системой кодирования. Поступающую информацию категоризирует не сознание как таковое, а сознание мотивированного субъекта, это, помимо всего прочего означает, что «мир проецируется на «экран» мозга, содержащего в себе заранее заготовленную категориальную структуру» [5, с. 74]. Воспринимая, субъект усваивает систему взаи-

модействия в комплексе отношений «человек-окружающий мир» через систему соответствующих категорий выражающих конкретное содержание совокупности образных представлений. Результаты такой категоризации имеют репрезентативный характер: они обнаруживают большую или меньшую степень соответствия природе физического мира, в котором действует личность. Категории различаются по своей доступности, т.е. по той легкости, с которой входные раздражители, обладающие теми или иными свойствами, кодируются и идентифицируются в содержании данной категории. Относительная доступность категорий и систем категорий зависит от факторов ожидания индивидом определенных результатов, опосредованных степенью организации потребностей.

Восприятие преобразует содержание информации в крайне широком диапазоне, начиная с репродуктивных моментов (воспроизведение представления) и завершая идеальными конструкциями (воображаемые моделями), в определённой степени утрачивающими сходство с объективными референтами. «Очевидно, что в данной характеристике восприятие весьма тесно сближается с воображением» [4, с. 85]. Следовательно, в научном познании восприятие не функционирует в свободном от влияния мышления виде. К продуктам чувственного отражения присоединяются факторы интеллектуальной рефлексии, способные извлекать существенные аспекты предмета исследования, синтезировать отдельные фрагменты чувственных впечатлений, проецировать образные конструкции во внешний мир, вербализовывать их.

В восприятии между образами и понятиями отсутствуют какие-либо промежуточные инстанции, образы не являются следствием воздействия других образов, а понятия не выводятся из логических операций, вследствие чего создается впечатление «естественности» в соотнесении содержания образа и понятия. Однако это не так, даже самые «ясные» понятия с «очевидным» содержанием отличны от чувственных представлений. Восприятие - это не простое, однозначное, прямолинейное отражение объекта, а процесс адаптации информации в необходимом для субъекта русле. Образы восприятия - это не копии отражаемых вещей, это фрагменты информации, вписанные в целенаправленную деятельность человека. Образ - это в значительной степени непрерывно изменяющий свое содержание след воздействия стимулирующего фактора. Вне личностной организации субъекта рассматривать гносеологическую функцию восприятие алогично и бесперспективно. Познавательная активность воспрития реализуются как саморегулирующийся процесс, стимулируемый и направляемый мотивационными центрами. В этом смысле проекцию возможно определить как реакцию личностной организации, развёртывающуюся в необходимой связи с качеством её ориентиров. Субъект воспринимает действительность с целью получить информацию, обеспечивающую ему необходимый уровень комфортности в процессе адаптации к окружающей природной и социальной среде. Именно для этого он был обеспечен эволюцией необходимым арсеналом средств, ориентированным на удовлетворение его потребностей и интересов. Восприятие, отражая мир, функционирует как разнонаправленная система, откликается на содержание императива потребностей и одновременно осуществляет поиск ресурсов, способных удовлетворить эти запросы. Характер перцептивной готовности зависит как от того, что человек может встретить в воспринимаемом мире в данном месте и в данное время, так и от того, что он хочет в нём обрести. При этом особое значение приобретает не только уровень развития потребностей, но и прежде всего система возможностей их реализации, влияние которых зачастую сказывается непосредственным образом. Будет ли порог восприятия одного предмета ниже или выше порога другого, зависит не столько от потребности, сколько от того, какой способ регулирования потребностей характерен для индивида, но потребности выступают в качестве мотивирующего начала. Перцепция фиксирует объект, вовлечённый в её сферу,

прежде всего как концепт, обусловливающий его оптическое отражение, что ставит проблему адекватности образа как базовую в современной теории познания. Самоорганизация восприятия проявляется в регуляции комплекса поиска и распознавания информации, выделении существенных её сторон, её селекции и инкор-парации, создании определенной, эмпирически обоснованной и рационально аргументированной гипотезы действительности, обусловливающей ход дальнейших гносеологических процессов.

Литература

1. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, A.B. Панин. М.: Высш. шк., 1991. 382 с.

2. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. Т. 4. 385 с.

3. Гегель Г.Ф. Наука логики I Г.Ф. Гегель. М.: Наука 1972. Т. 3. 510 с.

4. Диалектика научного познания/под ред. М.Н. Алексеева, А. М. Коршунова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.367 с.

5. Малое Д. А. Объективация субъективного как философская проблема I Д.А. Малое, Э.З. Феизов. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004.138 с.

6. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. СПб.: Ювента; Наука. 1999. 650 с.

7. Минина МЛ. Теория отражения и проблема интерпретации: дис. ... канд. филос. наук/М.П. Минина. Чебоксары, 2007.150 с.

8. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. М.: Наука, 1986. 389 с.

9. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. М., 1900. С.31.

10. Феизов Э.З. Действенность психики /Э.З. Феизов, ТВ. Скворцова. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006.144 с.

СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (stalex73@bk.ru).

STEPANOV ALEKSEI GEORGIEVICH - candidate of philological sciences, assistant professor of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 2-264:316

В.Г. ТИМОФЕЕВ, Н.В. ПЕТРОВ СВОЙСТВА МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Ключевые слова: миф, синкретизм, партиципация, бинарные оппозиции, пространство, время.

Для современного общества характерно мифологическое сознание. Проанализированы основньв свойства мифологического сознания: синкретизм, партиципация, бинарньв оппозиции, пространство и время.

Данные свойства мыслительных процессов рассмотрены в тесной взаимосвязи и взаимодействии в ходе познавательной, аналитической и мировоззренческой активности человеческого сознания.

V.G. TIMOFEEV, N.V. PETROV PROPERTIES OF MYTHOLOGICAL CONSCIENCE

Keywords: myth, syncretism, participation, binary opposition, space, time.

The article deais with the fact that mythoiogicai conscience is characteristic for the contemporary society such as syncretism, participation, binary opposition, space, time are studied. Given properties ofthinking processes are considered in close relatlonship and interaction during cognitlve, analytical and philosophical activity ofhuman consciousness.

В современной культуре миф становится одной из важнейших философский категорий, а мифологическое сознание признается одним из главных направлений культурной ментальности современности.

Мифологизация - элемент всякого личностного сознания вне возрастного, культурного или исторического состояния. Многие исследователи считают, что мозг неандертальца практически не изменился. Но мифологичность сознания все же имеет свою динамику. В частности, формы существования мифологического мышления подробно рассматривал А.Ф. Лосев, утверждая трансцендентальную необходимость присутствия мифа в сознании на любом уровне абстрактного мышления и научного мировоззрения.

Мифологическое мышление характеризуется как инкорпорированное, нерас-члененное мышление, или «пралогическое». Инкорпорированное мышление ха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.