Научная статья на тему 'К вопросу о теоретических основах формирования профессиональной ответственности у будущих специалистов'

К вопросу о теоретических основах формирования профессиональной ответственности у будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL AND MORAL FEATURE / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евко Юлия Александровна

Раскрывается актуальность формирования профессиональной ответственности будущих специалистов направления «Менеджмент». Необходимость формирования профессиональной ответственности в рамках подготовки будущих менеджеров в вузе оправдана прежде всего социальным заказом. Маргинализация общества, обесценивание нравственных устоев и моральных норм, инфантилизм современной молодежи свидетельствуют о необходимости формирования у студентов личностных качеств, которые не только способствуют их конкурентоспособности и успешной реализации в профессиональной деятельности, но и регулируют социально-нравственные отношения в социуме. Предлагается описание зарубежных и отечественных концепций, обеспечивающих детальное изучение понятий «ответственность», «профессиональная ответственность». Приведенный анализ теоретических основ, служащих предпосылкой изучения комплекса педагогических условий и технологий формирования профессиональной ответственности, раскрывает сущность феномена «ответственность» в философском, психологическом, морально-этическом аспектах. В результате проведенного исследования понятие «профессиональная ответственность» рассматривается как профессионально-нравственное качество личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL BASIS OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY

The article reveals the topical issue of formation of professional responsibility of students majoring in Management. The necessity to train professional responsibility in the higher education is caused by social demand. Social marginalization, depreciation of moral standards, puerilism of contemporary youths testify the necessity to train personal qualities that both encourage competitiveness and successful career and regulate social and moral relations. The work also provides the description of foreign and domestic concepts, which reveal the detailed comprehension of responsibility and professional responsibility. The article also focuses on the results of theoretical studies of responsibility in philosophical, physiological, moral aspects which have become the prerequisite to study the pedagogical environment and techniques for professional responsibility training. The author defines professional responsibility as a professional and moral feature that encourages professional activity of the manager. Professional responsibility should be trained in moral oriented pedagogical environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теоретических основах формирования профессиональной ответственности у будущих специалистов»

УДК 378.013:378.015.311

Ю. А. Евко

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Раскрывается актуальность формирования профессиональной ответственности будущих специалистов направления «Менеджмент». Необходимость формирования профессиональной ответственности в рамках подготовки будущих менеджеров в вузе оправдана прежде всего социальным заказом. Маргинализация общества, обесценивание нравственных устоев и моральных норм, инфантилизм современной молодежи свидетельствуют о необходимости формирования у студентов личностных качеств, которые не только способствуют их конкурентоспособности и успешной реализации в профессиональной деятельности, но и регулируют социально-нравственные отношения в социуме. Предлагается описание зарубежных и отечественных концепций, обеспечивающих детальное изучение понятий «ответственность», «профессиональная ответственность». Приведенный анализ теоретических основ, служащих предпосылкой изучения комплекса педагогических условий и технологий формирования профессиональной ответственности, раскрывает сущность феномена «ответственность» в философском, психологическом, морально-этическом аспектах. В результате проведенного исследования понятие «профессиональная ответственность» рассматривается как профессионально-нравственное качество личности.

Ключевые слова: ответственность, профессиональная ответственность, профессионально-нравственное качество.

Интенсивное социально-экономическое развитие в стране вызвало некоторые изменения в современном обществе. В настоящее время наиболее четко прослеживается смена в приоритетах, направленных на получение материальных благ и высокого социального статуса, обесценивание моральных ценностей, что свидетельствует о нравственном кризисе современного общества. Более того, трансформация в нравственном сознании молодежи особенно заметна среди успешных студентов, которые могут негативно повлиять на систему гуманных отношений в будущем [1, с. 102]. Таким образом, проблема подготовки будущего специалиста в вузе является одной из насущных в системе высшего образования. Перед высшей школой стоит задача подготовить специалиста со сформированными профессионально-нравственными качествами, отвечающим требованиям общества.

Анализ общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Менеджмент», свидетельствует о том, что государству необходим специалист, способный анализировать социально значимые проблемы (ОК-13), находить организационно-управленческие решения и готовый нести за них ответственность (ОК-18), придерживаться этических ценностей (ОК-22). Таким образом, формирование профессионально-личностных качеств, одним из которых является профессиональная ответственность, является значимым социальным и государственным требованием, предъявляемым высшей школе в процессе подготовки будущего менеджера (ФГОС ВПО).

Цель настоящей статьи заключается в определении сущности понятия профессиональной ответст-

венности как профессионально-нравственного качества личности для дальнейшего исследования основных педагогических условий и подходов формирования профессиональной ответственности в рамках вузовской подготовки будущего специалиста направления «Менеджмент».

Понимание сущности профессиональной ответственности требует глубокого анализа научных трудов, посвященных феномену «ответственность» в философском, психологическом, социологическом, педагогическом аспектах.

В философском аспекте генезис понятия «ответственность» приходится на период становления «этики ответственности», разработанной М. Вебе-ром. До периода появления ответственности как самостоятельной лексической единицы настоящий феномен отождествлялся с дефинициями: необходимость, обязательство, долг, совесть.

Эволюция феномена «ответственность» тесно связана с историей представлений о свободе и необходимости в философском аспекте, их взаимосвязь, которая рассматривается в рамках антиномии детерминизма и индетерминизма. Следовательно, изучение сущности ответственности неразрывно связано с представлениями ученых о свободе в определенные периоды научного знания.

С позиции детерминизма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм и др.) человек, чьи действия заранее определены, представлен в качестве «жертвы», не имеющей свободы и возможности влиять на ход событий в своей судьбе. Приверженцы данного течения сводят понятие ответственности к категории необходимости, утверждая, что человек зависим от ряда внешних факторов, «необходимость является существенной частью причинности, а, следова-

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 9 (174)

тельно, свобода, устраняя необходимость, оказывается тождественной случайности» [2, с. 157].

Представители индетерминизма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и др.), абсолютизируя понятия «свобода» и «ответственность», утверждали, что человек несет полную ответственность за все происходящее вокруг, так как его воля независима от внешних факторов и событий. «Человек, будучи свободным, берет тяжесть всего мира на свои плечи, он ответственен за мир и за самого себя» [3, с. 323].

Проблема диалектической связи свободы и ответственности также отражена и в современных трудах Н. А. Головко, К. Л. Немиры, А. И. Ореховского, Э. И. Рудковского, Г. Л. Смирнова, А. П. Чер-мениной, Э. Фромма и др. Согласно убеждениям ученых, настоящие категории не противопоставляются, а находятся во взаимной связи.

В контексте исследования профессиональной ответственности большое значение имеет точка зрения Н. А. Головко, А. А. Гусейнова и И. С. Кон, заключающаяся в том, что личная свобода человека должна перейти в нравственную, в то время как нравственная свобода наступает тогда, когда человек осознает внешнюю необходимость, которая в дальнейшем становится его внутренней потребностью [4, с. 305].

В понимании феномена «ответственность» ценным также является тот факт, что категория свободы проявляется в двух видах: «свобода от» и «свобода для». Негативная свобода («свобода от») отрицает зависимость от каких-либо ограничений, в то время как позитивная свобода («свобода для») основана на неповторимости и индивидуальности каждого человека, стремящегося к саморазвитию и реализации своего собственного потенциала. По мнению Э. Фромма, свобода меняется в зависимости от «степени осознания человеком себя самого как независимого и отдельного существа» [5, с. 105]. Таким образом, учитывая двойственность категории свободы, которая является «условием» ответственности, можно заключить, что ответственность возникает при наличии позитивной свободы, побуждающей личность делать осознанный выбор, не противоречащий установленным социальным нормам, анализировать результат своих действий.

Результаты анализа теоретического исследования диалектической связи свободы и ответственности позволяют сделать вывод, что данные категории взаимообуловлены. Свобода не должна рассматриваться как абсолютная максима, определяющаяся независимостью и автономностью. Напротив, результаты исследований ориентируют на понимание свободы как нравственной составляющей личности. Расширение границ нравственной свободы повышает ответственность человека за

свои дела, таким образом, свобода выбора выступает в качестве основного условия проявления профессиональной ответственности специалиста. Благодаря своему потенциалу свобода не только побуждает специалиста к принятию ответственных решений, но и способствует творческому поиску решения поставленных задач, за которые он несет ответственность.

Таким образом, непременным условием формирования ответственности в вузе является свобода, обеспечивающая будущему специалисту право выбирать и принимать ответственные решения. Результаты практического исследования свидетельствуют о том, что в рамках учебно-воспитательного процесса в вузе свобода проявляется в условиях управляемого автономного обучения, в котором обучающиеся определяют для себя цели, содержание учебной деятельности, систематически осуществляют самоконтроль, рефлексируют полученный опыт [6, с. 60]. Педагогическими технологиями, применяемыми в управляемом автономном обучении с целью формирования профессиональной ответственности, являются научно-исследовательские работы, проблемные ситуации, дневники достижений.

Ценным для данного исследования является изучение профессиональной ответственности в морально-этическом аспекте, где данная категория рассматривается в качестве требований поступать в соответствии с нормами и правилами нравственности.

Так, например, А. А. Гусейнов и И. С. Кон характеризуют ответственную личность с точки зрения выполнения ее нравственных требований и участия как в собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений [4, с. 305].

Выражаясь словами В. С. Сафина, «усвоение моральных норм личностью происходит под влиянием ценностных ориентаций. Содержание нравственного сознания личности выявляется в ее приверженности одним ценностям и отрицания других» [7, с. 129].

В рамках изучения профессиональной ответственности в морально-этическом аспекте представляют интерес работы А. А. Гусейнова, И. С. Кона, А. Т. Панова, Ю. В. Рождественского, Н. П. Соколовой, В. А. Шабалина, рассматривающие совесть как форму самоконтроля. Согласно убеждениям ученых, совесть является способностью личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Ученые также настаивают на том, что совесть имеет общественное происхождение и определяется внешними социальными условиями. «Совесть - это субъективное осозна-

ние личностью своего долга и ответственности перед обществом» [4, с. 322].

Однако следует также процитировать Н. А. Бердяева, который видел в совести «духовное, сверхприродное начало несоциального происхождения». «Совесть твоя никогда не должна определяться социальностью, мнением общества, она должна определяться из глубины духа, т. е. быть свободной. <...> Совесть искажается социальной средой, а не определяется ею. И еще больше она искажается экономической зависимостью» [8, с. 151].

Таким образом, ответственность является нравственным качеством и определяется способностью личности осуществлять самоконтроль в соответствии с социальными нормами и личными моральными принципами. Следовательно, процесс формирования профессиональной ответственности должен осуществляться в контексте нравственно-ориентированного обучения. Так, например, в ходе эмпирического исследования было установлено, что этические проблемные ситуации, сюжетно-ро-левые игры, моральные дилеммы, организация совместной рефлексии студентов и преподавателя способствуют формированию профессиональной ответственности в вузе [9, с. 66].

В понимании сущности понятия ответственности важен также и психологический аспект исследования, в котором ответственность рассматривается сквозь призму казуальной атрибуции. Настоящая теория характеризуется приписыванием другому человеку или какому-либо событию ответственности за какой-либо поступок. С ней связывается причинное объяснение человеком происходящих вокруг него событий. Значимость казуальной атрибуции в исследовании профессиональной ответственности заключается в том, что согласно данной теории человек осознанно признает себя причиной своего поведения, жизненных событий, убежден в способности осуществлять контроль собственной жизни, способен нести ответственность за результат принимаемых решений.

В рамках психологического аспекта учеными исследуется аффективный компонент ответственности. Так, например, В. Ф. Сафин убежден, что ответственность является нравственным свойством, проявляющимся в чувствах, переживаниях личности своей причастности к значимой для нее деятельности [7, с. 111].

Мы также солидарны с убеждением Ю. В. Са-енко в том, что подавление личностью тревог может быть связано с нежеланием осознавать и принимать свои собственные возможности. Ученый отмечает, что эмоциональное переживание является конструктивной основой формирования нравственной личности, способной принимать ответст-

венные решения, не оставаться равнодушной и безучастной [10, с. 112].

Следовательно, процесс формирования профессиональной ответственности в вузе предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в условиях благоприятной эмоциональной среды. Целенаправленное выполнение настоящей задачи осуществляется на основе взаимного доверия между преподавателем и обучающимися, решения актуальных «смысложизненных» переживаний студента, предоставления свободы выбора.

Следует также отметить, что само понятие «профессиональная ответственность» недостаточно разработано и, как правило, носит описательный характер. Л. И. Грядунова рассматривает профессиональную ответственность в качестве «реализации» личности своей профессиональной роли в соответствии с общественными требованиями [11, с. 36].

Л. И. Дементий характеризует профессиональную ответственность в качестве отношения личности к содержанию и результатом своего труда, необходимости четкого выполнения профессиональных требований, а также готовности давать отчет о полученных результатах своей профессиональной деятельности [12, с. 78]. М. В. Муконина дифференцирует профессиональную ответственность с точки зрения степени осознания личности своих обязанностей, глубиной их освоения, активности личности в реализации профессиональных обязанностей [13, с. 18].

На основе проведенного теоретического анализа в философском, психологическом, морально-этическом аспектах можно заключить, что профессиональная ответственность является профессионально-нравственным качеством, характеризующимся потребностью личности выполнять социальные и профессиональные требования, рефлексировать результат ценностно-смысловой активности и способностью управлять эмоциональными переживаниями.

Настоящее понимание профессиональной ответственности дает основание полагать, что формирование профессиональной ответственности в вузе должно осуществляться в нравственно-ориентированном учебном процессе, включающем педагогические технологии, способствующие развитию самостоятельности, инициативности, способности прогнозировать и рефлексировать свои действия, принимать решения в соответствии с установленными моральными принципами, уметь осуществлять самоконтроль. Более того, результаты эмпирического исследования показали, что управляемое автономное обучение и создание благоприятной эмоциональной среды в учебно-воспитательном процессе способствуют эффективному формированию профессиональной ответственности у будущих специалистов направления «Менеджмент».

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 9 (174)

Список литературы

1. Сундуй Г. Д. Стратегия и тактика процесса воспитания совести в условиях духовного кризиса общества // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. № 3 (25). С. 102-105.

2. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая / пер. с англ. С. И. Церетели. М.: Канон, 1995. 416 с.

3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М.: 1989. С. 398.

4. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

5. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 272 с.

6. Евко Ю. А. Роль автономного обучения в формировании профессиональной ответственности в рамках дисциплины «Деловой иностранный язык» // Педагогическая наука и современное образование / под ред. И. В. Гладкой, С. А. Писаревой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 59-62.

7. Сафин В. Ф. Теория и практика формирования коммунистического сознания: межвузовский сб. науч. тр. Уфа: Башкирский пединститут, 1986. 130 с.

8. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1998. С. 384.

9. Евко Ю. А. Педагогические условия формирования профессиональной ответственности при обучении иностранному языку // Высшее образование сегодня. 2013. № 7. С. 63-67.

10. Саенко Ю. В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. СПб.: Речь, 2010. 232 с.

11. Грядунова Л. И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. Киев, 1979. 287 с.

12. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания. Омск, ОмГУ, 2001 г. 192 с.

13. Муконина М. В. Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационно-экономических условиях: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002, 191 с.

Евко Ю. А., старший преподаватель.

Социально-гуманитарный институт, Дальневосточный университет путей сообщения.

Ул. Сервышева, 47, Хабаровск, Россия, 680021. E-mail: julevko@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 25.04.2016.

Yu.A. Evko

TO THE QUESTION OF THE THEORETICAL BASIS OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY

The article reveals the topical issue of formation of professional responsibility of students majoring in Management. The necessity to train professional responsibility in the higher education is caused by social demand. Social marginalization, depreciation of moral standards, puerilism of contemporary youths testify the necessity to train personal qualities that both encourage competitiveness and successful career and regulate social and moral relations.

The work also provides the description of foreign and domestic concepts, which reveal the detailed comprehension of responsibility and professional responsibility. The article also focuses on the results of theoretical studies of responsibility in philosophical, physiological, moral aspects which have become the prerequisite to study the pedagogical environment and techniques for professional responsibility training. The author defines professional responsibility as a professional and moral feature that encourages professional activity of the manager. Professional responsibility should be trained in moral oriented pedagogical environment.

Key words: Responsibility, professional responsibility, professional and moral feature

References

1. Sunduy G. D. Strategiya i taktika protsesa vospitaniya sovesti v usloviyakh dukhovnogo krizisa [The strategy and tactics of the conscience development in the environment of spiritual crises of society]. Vestnik KGPU imeny V. P. Astafieva - Bulletin of KSPU named after Astafiev, 2013, no. 3 (25), pp. 102-105 (in Russian).

2. Hume D. A Treatise of Human Nature (Rus. ed.: Khyum D. Traktat o chelovecheskoy prirode. Kniga 2 [book 2]. Per. s angl. S. I. Tseritelly [Translation from Engl. by S. I. Tseritelly]. Moscow, Kanon Publ., 1995, vol. 2, 416 p.).

3. Sartr Zh.-P. Ekzistentsializm - eto gumanizm [Existentialism is Humanism]. Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow, 1989. P. 398 (in Russian).

4. Slovar'po etike [The ethics dictionary]. Under the editorship of A. A. Guseynov, I. S. Kon. 6th ed., Moscow, Politizdat Publ., 1989, p. 447 (in Russian).

5. Fromm A. Begstvo ot svobody [Escape from freedom]. Moscow, Progress Publ., 1990. 272 p. (in Russian).

6. Evko Yu. A. Rol' avtonomnogo obucheniya v formirovanii profesional'noy otvetstvenosti v ramkakh distsipliny "Delovoy inostraniy yazik" [The role of autonomous education in the development of professional responsibility in frames of Business English discipline]. Pedagogicheskaya nauka i sovremenoye obrazovaniye [Teaching science and modern education]. Under the editorship of I. V. Gladkaya, S. A. Pisareva. St. Petersburg, RSPU named after A. I. Gerzen Publ., 2015. Pp. 59-62 (in Russian).

7. Safin V. F. Teoriya i praktika formirovaniya komunisticheskogo soznaniya [The theory and practice of communism conscience]. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [Interuniversity collection of scientific works]. Ufa, Bashkirskiy institute Publ., 1986. 130 p. (in Russian).

8. Berdyaev N. A. O naznachenii cheloveka [About the commitments of a humane being]. Moscow, 1998. 384 p. (in Russian).

9. Evko Yu. A. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya professional'noy otvetstvenosti pri obuchenii inostrannomu yazyku [The pedagogical environment of professional responsibility development in process of teaching English]. Vyssheye obrazovaniye segodna - Higher Education Today, 2013, no. 7, pp. 63-67 (in Russian).

10. Saenko Yu. V. Regulatsiya emotsiy: treningi i upravleniya chuvstvami i nastoeniyami [The emotions regulation: trainings of feeling and mood management]. St. Petersburg, Rech' Publ, 2010, 232 p. (in Russian).

11. Gryadunova L. I. Sotsial'naya otvetstvenost'lichnosti v usloviyakh razvitigo sotsializma [Social responsibility in the developed socialism]. Kiev, 1979, 287 p. (in Russian).

12. Dementiy L. I. Otvetstvennost': tipologiya i lichnostnye osnovaniya [The responsibility: classification and personal basis]. Omsk, OmSU Publ., 2001, 192 p. (in Russian).

13. Mukonina M. V. Tipy profesiona'lno otvetstvennogo otnosheniya rabotnikov opasnogo proizvodstva v raznykh organizatsiono-ekonomicheskikh usloviyakh. Dis. kand. psikhol. nauk [The types of relations of professional responsibility of employees working in risky production of different economic conditions. Thesis diss. cand. psych. sci.]. Moscow, 2002, 191 p. (in Russian).

Evko Yu. A.

Far-Eastern State Transportation University.

Ul. Servysheva, 47, Khabarovsk, Russia, 680021.

E-mail: julevko@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.