Научная статья на тему 'Профессиональная честь и достоинство полицейского как методологическая проблема'

Профессиональная честь и достоинство полицейского как методологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8900
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕСТЬ / ДОСТОИНСТВО / СОВЕСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОСТОИНСТВО / ДОЛГ / СЛУЖЕБНЫЙ ДОЛГ / МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АВТОРИТЕТ / HONOUR / DIGNITY / CONSCIENCE / PROFESSIONAL HONOUR / PROFESSIONAL DIGNITY / DUTY / PROFESSIONAL DUTY / MORAL RESPONSIBILITY / PROFESSIONAL REPUTATION / PROFESSIONAL AUTHORITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Блажевич Н. В.

Раскрывается интегративный характер понятий профессиональной чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел. Понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» систематизируют высшие нравственные ценности и качества полицейского. Они выражают смысл профессионально-этических норм поведения полицейского и его служебного этикета. Разграничиваются понятия профессиональной чести и достоинства, устанавливается их связь с этическими категориями чести, достоинства и совести, с этическими понятиями деловой репутации, профессионального авторитета, служебного долга, моральной ответственности. Показано, что понятия профессиональной чести и достоинства дополняют друг друга, характеризуя нравственную ценность профессиональной деятельности полицейского. Понятие «профессиональная честь полицейского» выражает общественное признание деятельности как отдельного сотрудника полиции, так и правоохранительного органа в целом, в ней акцентируется внешнее морально-ценностное отношение к деятельности полицейского. В понятии «профессиональное достоинство» полицейского выражается его внутреннее морально-ценностное отношение к своей деятельности. Показано, что достоинство полицейского это его внутренняя честь, а честь полицейского это его внешнее достоинство. Осознание профессионального достоинства является формой его морального самосознания, самоконтроля и требовательности к себе. Профессиональное достоинство полицейского предполагает уважительное отношение к нему и других людей, признание обществом за полицейским соответствующих прав и свобод, высокой моральной требовательности. Профессиональная честь полицейского это его внешняя совесть, а профессиональное достоинство полицейского это его внутренняя совесть. Положительную репутацию, подлинный авторитет имеют те полицейские, которые дорожат своей профессиональной честью и достоинством. Профессиональная честь и достоинство полицейского определяются его отношением к служебному долгу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL HONOUR AND DIGNITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICER AS A METHODOLOGICAL PROBLEM

The integrative character of concepts of professional honour and dignity of law enforcement officers is interpreted. These concepts systematize the highest moral values and qualities of police officers. They provide the meaning of both professional ethical behaviour norms and service etiquette of law enforcement officers. The concepts of professional honour and professional dignity are distinguished. Their relation to ethical categories of honour, dignity and conscience as well as ethical concepts of professional reputation, professional authority, professional duty and moral responsibility is established. The concepts of professional honour and dignity are mutually complementary and define moral value of police officers' professional activity. The concept of professional honour implies public recognition of activities of both separate officer and law enforcement body in whole. It also emphasizes external moral value attitude to police activity. The concept of professional dignity implies internal moral value attitude of police officers to their activity. It is argued that officers' dignity is their internal honour and officers' honour is their external dignity. Realization of professional dignity is a form of their moral self-consciousness, self-control and self-exactingness. Professional dignity implicates respectful attitude of other people to police officers, public recognition of officers' rights and liberties, high morality. The author considers professional honour as officers' external conscience and professional dignity as their internal conscience. Police officers valuing their honour and dignity are stated to have good reputation and true authority. Professional honour and dignity are determined by their attitude to professional duty.

Текст научной работы на тему «Профессиональная честь и достоинство полицейского как методологическая проблема»

БЛАЖЕВИЧ Н.В., доктор философских наук, профессор, bin7704@rambler.ru Кафедра философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, Амурская, 75

BLAZHEVICH N.V.,

Doctor of Philosophical Sciences, professor,

bin7704@rambler.ru

Chair of philosophy, foreign languages

and humanitarian training

of law enforcement officers;

Tyumen Advanced Training Institute

of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation,

Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049,

Russian Federation

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ПОЛИЦЕЙСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Реферат. Раскрывается интегративный характер понятий профессиональной чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел. Понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство» систематизируют высшие нравственные ценности и качества полицейского. Они выражают смысл профессионально-этических норм поведения полицейского и его служебного этикета. Разграничиваются понятия профессиональной чести и достоинства, устанавливается их связь с этическими категориями чести, достоинства и совести, с этическими понятиями деловой репутации, профессионального авторитета, служебного долга, моральной ответственности. Показано, что понятия профессиональной чести и достоинства дополняют друг друга, характеризуя нравственную ценность профессиональной деятельности полицейского. Понятие «профессиональная честь полицейского» выражает общественное признание деятельности как отдельного сотрудника полиции, так и правоохранительного органа в целом, в ней акцентируется внешнее морально-ценностное отношение к деятельности полицейского. В понятии «профессиональное достоинство» полицейского выражается его внутреннее морально-ценностное отношение к своей деятельности. Показано, что достоинство полицейского — это его внутренняя честь, а честь полицейского — это его внешнее достоинство. Осознание профессионального достоинства является формой его морального самосознания, самоконтроля и требовательности к себе. Профессиональное достоинство полицейского предполагает уважительное отношение к нему и других людей, признание обществом за полицейским соответствующих прав и свобод, высокой моральной требовательности. Профессиональная честь полицейского — это его внешняя совесть, а профессиональное достоинство полицейского — это его внутренняя совесть. Положительную репутацию, подлинный авторитет имеют те полицейские, которые дорожат своей профессиональной честью и достоинством. Профессиональная честь и достоинство полицейского определяются его отношением к служебному долгу.

Ключевые слова: честь, достоинство, совесть, профессиональная честь, профессиональное достоинство, долг, служебный долг, моральная ответственность, деловая репутация, профессиональный авторитет.

PROFESSIONAL HONOUR AND DIGNITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICER AS A METHODOLOGICAL PROBLEM

Abstract. The integrative character of concepts of professional honour and dignity of law enforcement officers is interpreted. These concepts systematize the highest moral values and qualities of police officers. They provide the meaning of both professional ethical behaviour norms and service etiquette of law enforcement officers. The concepts of professional honour and professional dignity are distinguished. Their relation to ethical categories of honour, dignity and conscience as well as ethical concepts of professional reputation, professional authority, professional duty and moral responsibility is established. The concepts of professional honour and dignity are mutually complementary and define moral value of police officers' professional activity. The concept of professional honour implies public recognition of activities of both separate officer and law enforcement body in whole. It also emphasizes external moral value attitude to police activity. The concept of professional dignity implies internal moral value attitude of police officers to their activity. It is argued that officers' dignity is their internal honour and officers' honour is their external dignity. Realization of professional dignity is a form of their moral self-consciousness, self-control and self-exactingness. Professional dignity implicates respectful attitude of other people to police officers, public recognition of officers' rights and

liberties, high morality. The author considers professional honour as officers' external conscience and professional dignity as their internal conscience. Police officers valuing their honour and dignity are stated to have good reputation and true authority. Professional honour and dignity are determined by their attitude to professional duty.

Keywords: honour, dignity, conscience, professional honour, professional dignity, duty, professional duty, moral responsibility, professional reputation, professional authority.

Нравственным стержнем полицейского являются профессиональная честь и достоинство. Эти нравственные качества личности полицейского выражаются с помощью этических категорий чести и достоинства. Честь и достоинство - соотносительные категории, непосредственно отражающие мнение, которое складывается у окружающих о нравственных качествах человека, а также нравственную оценку, которую дает человек самому себе. Так, категория чести обозначает морально-ценностное отношение человека к самому себе, а также морально-ценностное отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами [1, с. 356]. Подобная ситуация складывается и применительно к категории достоинства. Категория достоинства выражает особое морально-ценностное отношение человека к самому себе и морально-ценностное отношение к нему со стороны общества, в котором признается его ценность как личности. Категории чести и достоинства не мыслятся вне отношения друг к другу, так как в них отражаются одни и те же морально-ценностные отношения. Только в категории чести акцентируется внешнее морально-ценностное отношение к личности, а в категории достоинства - внутреннее морально-ценностное отношение личности к самой себе [1, с. 79]. Можно утверждать, что достоинство - это внутренняя честь, а честь - это внешнее достоинство.

Представляя высшие нравственные ценности любого человека, категории чести и достоинства обладают большой степенью отвлеченности, через них выражаются другие нравственные ценности, моральные требования и личностные качества человека. Поэтому не всякий человек, а также не всякий полицейский готов сразу и однозначно сформулировать, что для него означают эти понятия, каков их смысл, ибо

поле значений у этих понятий обширное. Необходимо отметить, что вопросы толкования категорий профессиональной чести и достоинства остаются проблематичными и в научной сфере, в частности юридической. Так, отечественный юрист Е.Г. Комиссарова отмечает, что «каких-либо научных суждений о соотношении чести и профессиональной чести пока не высказано. Действующая судебная практика по делам о защите профессиональной чести и достоинства идет по известному пути, отраженному в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц". Но вопросы, правда, пока теоретического свойства, уже возникают. Например, как соотносятся понятия "профессиональная честь" и "профессиональное достоинство" с понятием "деловая репутация гражданина". Для ответа на этот вопрос надлежит выработать относительно устойчивое общепринятое определение профессиональной чести и достоинства» [2, с. 40].

Хотя категории чести и достоинства близки по значению, но каждая имеет свои границы применения. Категория чести отражает признание достоинства отдельного человека или социальной группы со стороны других людей. С честью связывается общественное признание поступков конкретного человека, его заслуг, репутации, авторитета, славы. Категория чести выражает общественное положение не только отдельного человека, но и социальной группы, к которой этот индивид принадлежит. С категорией чести связаны обязательные для данной социальной группы моральные требования, стандарты поведения (так называемые кодексы чести). Например, существуют понятия рыцарской чести, воинской чести, профессиональной чести, девичьей чести, мужской чести и т.д.

В теории и на практике широко употребляется понятие профессиональной

чести полицейского. Следует подчеркнуть, что данное понятие выражает общественное признание деятельности отдельного сотрудника полиции, а также правоохранительного органа в целом. Так, в ст. 5 Кодекса профессиональной этики сотрудника ОВД РФ* было сформулировано понятие профессиональной чести сотрудников ОВД России. Здесь говорится, что «честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам».

Понятие профессиональной чести конкретизирует применение категории чести для моральной оценки профессиональной деятельности. Оно выражает моральную ценность конкретной профессии в жизни общества. Профессиональная честь является показателем того, как представители профессиональной группы выглядят в глазах общества. Профессиональная честь требует от представителей профессиональной группы сохранять, поддерживать деловую репутацию и профессиональный авторитет. При этом соблюдение нравственных требований с целью поддержания профессиональной чести с необходимостью относится ко всем представителям профессиональной группы. Совершая какие-либо действия, представитель профессиональной группы должен помнить, что нравственная оценка его действий обществом затрагивает нравственную оценку поведения коллег по профессии. Проступки отдельных представителей могут запятнать честь всей профессиональной группы. В связи с этим дорожить честью - нравственный долг и обязанность каждого полицейского.

Слово «честь» не случайно используется как ключевое слово в названиях профессионально-этических кодексов (например, в названии «Кодекс чести судьи РФ» и др.). Понятие профессиональной чести является ключевым в профессионально-этических кодексах, ибо передает смысл профессионально-этических норм и служебных этикетных правил. Так, в

* Утв. приказом МВД России от 24 дек. 2008 г. N 1138. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Документ утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 31 окт. 2013 г. N 883.

п. 6 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих подчеркивается: «целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих»**.

Как и многие другие важные этические понятия, понятие профессиональной чести иногда употребляется искаженно, в ложном смысле. Это происходит, когда ради «чести мундира» предлагается «не выносить сор из избы», жить по принципу круговой поруки и, исходя из ложно понимаемого товарищества, покрывать недостойное поведение коллег. Настоящая профессиональная честь обретается вследствие того, что каждый полицейский в отдельности и полицейское сообщество в целом основывают свою жизнь и профессиональную деятельность на высоких нравственных идеалах. Обладать настоящей профессиональной честью - значит быть честным по отношению ко всем и ко всему. Только полицейский, честно себя ведущий, честно исполняющий свой долг, достоин уважения.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести, которое предписывало человеку стандарт поведения, не унижающий достоинства определенного рода и сословия. Так, в феодальном обществе к сословному пониманию чести относились такие моральные требования, как не вступать в равноправные отношения с людьми «низших» сословий, не заниматься унизительным для дворянина трудом, вызывать на дуэль оскорбителя и т.д. В капиталистическом обществе понимание чести ставится в зависимость от общественного положения

** Одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 дек. 2010 г. (протокол N 21). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

человека, обладания частной собственностью. В социалистическом обществе понятие чести связывается прежде всего с личными заслугами человека, его трудом на общее благо, мерой человечности. В социалистическом обществе честь представляется как моральный стимул, который побуждает человека совершать поступки на общее благо [1, с. 356-357].

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр различал следующие виды чести: служебная честь, гражданская честь, половая честь, рыцарская честь, честь нации и солдатская честь [3, с. 303, 306, 309, 327]. По мнению Шопенгауэра, гражданская честь «исходит из предпосылки, что мы, безусловно, уважаем право каждого человека и потому никогда не воспользуемся для своей выгоды несправедливыми или законом недозволенными средствами» [3, с. 303]. Солдатская честь состоит в том, «чтобы тот, кто принял на себя долг защищать общее отечество, действительно обладал нужными для этого качествами, то есть прежде всего мужеством, храбростью и силой, и был серьезно готов, рискуя жизнью, защищать свою родину и вообще ни за что на свете не оставлять знамени, которому он раз присягнул» [3, с. 306]. Честь нации - это «честь целого народа как отдельной единицы в обществе народов. Честь нации состоит не только в том, чтобы считаться заслуживающей доверия (кредита), но и в том, чтобы ее боялись: отсюда посягательства на ее права никогда не должны оставаться безнаказанными» [3, с. 327].

Если категория чести связана со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, то категория достоинства выражает внутреннюю уверенность личности в собственной моральной ценности, ее моральное чувство самоуважения. С одной стороны, осознание человеком собственного достоинства является формой морального самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинство личности предполагает и от других людей уважения

к ней, признания за ней соответствующих прав и возможностей, высокой моральной требовательности.

Таким образом, в основе категории достоинства лежит представление о моральном равенстве людей, кем бы они ни были и какое бы общественное положение ни занимали. Любой человек изначально обладает достоинством. Напротив, категория чести, как уже отмечалось, позволяет дифференцированно оценивать людей. Если человек бережет свое достоинство, то это значит, что не только он обладает моральным самосознанием, ответственен и требователен к себе, но и окружающие его люди, общество проявляют к нему уважение, признают за ним определенные права. От самого человека, его поведения зависит сохранение своего достоинства, а также и от уважительного отношения к его достоинству других людей. Уничижение собственного достоинства и достоинства других людей относится к тяжким нравственным порокам.

Первоначально достоинство человека связывалось с его происхождением, знатностью рода, сословной принадлежностью. В феодальном обществе достоинство человека почти целиком ограничивалось его сословной честью. В буржуазном обществе, где основную роль в установлении моральных отношений между людьми стали играть экономическая и политическая власть, где возникла необходимость в защите прав каждого человека от любых посягательств, откуда бы они ни исходили, понятие достоинства личности стало трактоваться как самоутверждение человека посредством личных способностей и предприимчивости, вне зависимости от его сословной принадлежности. В социалистическом обществе достоинство человека связывается со свободным трудом на общее благо, с сознательным служением людям. В социалистическом обществе представление о достоинстве человека уже не связывается с его общественным положением, характером его труда и личными способностями. В социалистическом обществе трактовка достоинства человека приближается к современному пониманию.

В современном понимании достоинство человека не связывается с его положением в обществе, должностью, профессией. У каждого человека есть право на

чувство собственного достоинства. Достоинство человека связано с верой в самого себя, в свои умственные и нравственные силы, творческие возможности. Достоинство - нравственная сила, которая заставляет человека выполнять самому и требовать от окружающих соблюдение моральных правил поведения. Достоинство имеет прямое отношение и к праву, поскольку его защита осуществляется на основе специально разработанных и зафиксированных в законодательстве норм. Так, принятая в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека начинается с признания достоинства человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Защита достоинства человека гарантируется конституционным законодательством государства. Так, в ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Категория достоинства, так же как и категория чести, применяется для характеристики моральной ценности социальной группы. Так, общепринято различать женское и мужское достоинство. Под женским достоинством понимают ласковость и нежность, тонкость и красоту чувств, мыслей и действий, материнскую заботу не только о детях, но и о взрослых (об отце, муже, братьях и т.п.), интеллигентность, верность, постоянную готовность поддержать мужчину морально, укрепить в нем веру в себя, чувство юмора, бережное отношение к своему и мужскому достоинству. Мужским достоинством называют воспитанность, постоянную готовность мужчины прийти на помощь женщине (матери, жене, сестре), великодушно оказать им физическую и моральную помощь, трезвость, собранность, уравновешенность, разумную волю, веру в себя, целеустремленность и сдержанность, оптимистический взгляд на жизнь, упорство и настойчивость в борьбе с трудностями, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, физическую и духовную силу и щедрость, чуткость и внимание к близким, заботу о семье и детях, умение видеть в женщине равноправного товарища, друга, настоящую и будущую мать, внимательное отношение к женскому достоинству.

Категория достоинства применяется для выражения сознательного уважения нравственных качеств самой профессиональной группой. Когда говорят о профессиональном достоинстве коллектива, то имеют в виду уважительное отношение самого коллектива к профессии, исполнение им служебного долга, положительную нравственною оценку коллективом своей профессиональной деятельности, соблюдение нравственных требований, которые коллектив предъявляет к себе, единство нравственного духа коллектива. Так, понятие профессионального достоинства полицейского выражает профессиональное достоинство полицейского сообщества, т.е. уважительное отношение полицейского сообщества к правоохранительной деятельности, безусловное исполнение служебного долга - обеспечение надежной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности, уважение высоких нравственных качеств полицейского.

Категории чести и достоинства обладают интегративными свойствами. Они объединяют такие близкие к ним понятия, как понятия репутации, авторитета, морального долга, моральной ответственности, совести, нравственных обязательств. Так, категории чести и достоинства связаны с понятиями репутации и авторитета, которые отражают предшествующее поведение, действия отдельного человека или социальной группы и их моральную оценку окружающими. Репутация может быть положительной, если поведение индивида или социальной группы соответствует общепринятым моральным требованиям, а сами они стремятся соответствовать нравственному долгу. Если индивид или социальная группа дорожат своей репутацией и авторитетом, то свою честь и достоинство они относят к высоким нравственным ценностям. Индивид или социальная группа, которые теряют честь и достоинство, не дорожат своей репутацией, не имеют подлинного авторитета. Совесть является отражением понимания человеком чести и достоинства. А. Шопенгауэр справедливо замечает, что «честь - это внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь» [3, с. 302]. Совесть определяет поведение и жизнь человека в целом. Эту мысль точно выразил отечественный философ В. Франкл: «Совесть принадлежит к числу

специфически человеческих проявлений, и даже более чем специфически человеческих, ибо она является неотъемлемой составной частью условий человеческого существования» [4, с. 38]. Собственное достоинство человека, наряду с совестью и честью, позволяет ему осознавать ответственность перед собой как личностью.

Профессиональная честь полицейского - это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов факта неукоснительного выполнения своего служебного долга. Обрести звание «человек чести» непросто, а чтобы потерять его, достаточно совершить всего лишь один недостойный поступок. Честь сотрудника неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несет свою нелегкую службу. В связи с этим он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы

его товарищей по службе. Честь коллектива - это и его честь. У обладателя чести всегда имеется и личное достоинство, но обратное далеко не всегда верно. Если в категории чести преобладает объективное содержание, то в категории достоинства, наоборот, - субъективное. Оценка чести - это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего забота самой личности, ее самооценки. Но если попранное достоинство можно попытаться восстановить в судебном порядке, то утраченную честь никаким судебным решением уже не вернешь. В то же время защита достоинства человека и гражданина - важнейшая цель государства и его правоохранительных органов. Наконец, профессиональная честь и достоинство полицейского - это отражение понимания чести и достоинства обществом, к которому полицейский принадлежит.

Список литературы

1. Словарь по этике / под ред. О.Г. Дробницкого, И.С. Кона. 2-е изд. М.: Политиздат, 1970. 398 с.

2. Комиссарова Е.Г. Проблемы юридического признания прав на профессиональную честь и профессиональное достоинство // Научные основы повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел: сб. ст. Тюмень: Тюм. ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России, 2013. С. 38-40.

3. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. 448 с.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 372 с.

References

1. Slovar'po etike [Dictionary of Ethics]. Moscow, Politizdat Publ., 1970. 398 p.

2. Komissarova E.G. Problemyyuridicheskogo priznaniya pravna professional'nuyu chest'iprofessional'noe dos-toinstvo [Problems of legal recognition of rights to professional honor and professional dignity]. Nauchnye osnovy povysheniya kvalifikatsiisotrudnikovorganov vnutrennikh del [Scientific bases of training of police officers]. Tyumen, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, 2013. Pp. 38-40.

3. Shopengauer A. Svoboda voli i nravstvennost' [The Freedom and Morality]. Moscow, Respublika Publ., 1992. 448 p.

4. Frankl V. Chelovek vpoiskakh smysla [Man's Search for Meaning]. Moscow, Progress Publ., 1990. 372 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.