Научная статья на тему 'Воспитание моральной ответственности студентов - будущих экономистов как педагогическая проблема'

Воспитание моральной ответственности студентов - будущих экономистов как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
507
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ БУДУЩИЙ ЭКОНОМИСТ / RESPONSIBILITY / MORAL RESPONSIBILITY / EDUCATION / STUDENT FUTURE ECONOMIST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексин Антон Юрьевич

В статье воспитание моральной ответственности студентов будущих экономистов рассматривается как педагогическая проблема. Подчеркивается значимость моральной ответственности экономистов, обусловленная значимостью экономики в развитии страны. Автор анализирует понимание ответственности и моральной ответственности с античности до современности. Он акцентирует внимание на необходимости воспитания моральной ответственности на этапе получения высшего профессионального образования; рассматривает факторы, влияющие на формирование моральной ответственности. Автор приходит к выводу, что концепт «моральная ответственность» должен стать основой культуры предпринимательства. В ситуации доминирования идей выгоды, пользы для узкого круга лиц и распространения такого явления, как коррупция, воспитание моральной ответственности у будущих профессионалов необычайно важно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing moral responsibility of students - future economists as a pedagogical problem

This article examines the moral responsibility of students future economists as a pedagogical problem. The importance of the moral responsibility of economists is emphasized, since the economy plays an important role in the development of the country. The author analyzes both ancient and modern definitions of responsibility and moral responsibility. The work focuses on the necessity of moral responsibility development at the stage of obtaining higher professional education. The factors affecting this process are considered. The author comes to the conclusion that the concept of moral and social responsibility should become the fundamental basis of the culture of entrepreneurship. In terms of benefits and benefits for a narrow circle of people, corruption, it is very important to develop moral responsibility of future specialists.

Текст научной работы на тему «Воспитание моральной ответственности студентов - будущих экономистов как педагогическая проблема»

Вопросы среднего и высшего профессионального образования

Issues of Secondary and Higher Education

УДК 378:159.947.23

ВОСПИТАНИЕ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

DEVELOPING MORAL RESPONSIBILITY OF STUDENTS - FUTURE ECONOMISTS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

© 2017

А.Ю. Алексин A.Y. Aleksin

В статье воспитание моральной ответственности студентов - будущих экономистов рассматривается как педагогическая проблема. Подчеркивается значимость моральной ответственности экономистов, обусловленная значимостью экономики в развитии страны. Автор анализирует понимание ответственности и моральной ответственности с античности до современности. Он акцентирует внимание на необходимости воспитания моральной ответственности на этапе получения высшего профессионального образования; рассматривает факторы, влияющие на формирование моральной ответственности. Автор приходит к выводу, что концепт «моральная ответственность» должен стать основой культуры предпринимательства. В ситуации доминирования идей выгоды, пользы для узкого круга лиц и распространения такого явления, как коррупция, воспитание моральной ответственности у будущих профессионалов необычайно важно.

Ключевые слова: ответственность; моральная ответственность; воспитание; студент - будущий экономист.

This article examines the moral responsibility of students - future economists as a pedagogical problem. The importance of the moral responsibility of economists is emphasized, since the economy plays an important role in the development of the country. The author analyzes both ancient and modern definitions of responsibility and moral responsibility. The work focuses on the necessity of moral responsibility development at the stage of obtaining higher professional education. The factors affecting this process are considered. The author comes to the conclusion that the concept of moral and social responsibility should become the fundamental basis of the culture of entrepreneur-ship. In terms of benefits and benefits for a narrow circle of people, corruption, it is very important to develop moral responsibility of future specialists.

Keywords: responsibility; moral responsibility; education; student - future economist.

Успех и динамика развития любого современного общества связаны с активной позицией его граждан, их способностью не только совершать самостоятельные поступки, но и нести за них ответственность как перед другими людьми, так и перед собой. Это должна быть именно осознанная ответственность, основанная на знании норм поведения и нравственном выборе.

Значимость моральной ответственности особенно актуальна в условиях слож-

ных социально-культурных, политических и экономических процессов, характерных для современного общества. Столкновение культур, потребностей, интересов, в том числе (а иногда и в первую очередь) экономических, часто ставит человека перед сложной ситуацией нравственного выбора, когда интересы личности и общества не совпадают. В этих условиях необычайно важны не только активная жизненная позиция и способность отстаивать свои интере-

сы, но и чувство моральной ответственности за свои поступки.

В связи с этим в «Национальной доктрине образования до 2025 года», принятой правительством Российской Федерации, среди наиболее приоритетных задач наряду с подготовкой компетентного, конкурентоспособного профессионала указано формирование у будущего специалиста нравственных качеств, чувства «ответственности за судьбу страны, ее экономическое процветание» [1].

Воспитание моральной ответственности имеет большое значение в подготовке специалистов во всех областях деятельности. В отношении будущих экономистов этот процесс особо значим, что обусловлено самой ролью, которую играет экономика в жизни общества, и теми далеко не однозначными явлениями, которые происходят в экономической сфере. Коррупция, откаты, воровство в особо крупных размерах, взятки - это лишь немногие из явлений, которые не могут не беспокоить цивилизованное общество [2].

В сфере экономики человеческий фактор, нравственная позиция отдельной личности могут носить как созидательный, так и разрушительный характер. И деятельность человека, выбор им той или иной модели поведения во многом зависят именно от моральной ответственности. В ситуации, когда экономический рост и прибыль напрямую связаны с техногенными факторами, которые могут стать фатальными для человеческой цивилизации, чувство ответственности становится главнейшим мотивом поступков людей.

Но прежде чем говорить о путях воспитания моральной ответственности у студентов-экономистов, необходимо разобраться с самим этим понятием. А точная дефиниция моральной ответственности -весьма непростая задача в силу многогранности и неоднозначности этого феномена.

Становление представлений о моральной ответственности человека за свои поступки имеет долгую историю. Современная этика рассматривает моральную

ответственность как способность регулировать свое поведение в зависимости от его соответствия или несоответствия принятыми в обществе нормам, правилам, традициям, нравственным ценностям. В отличие от правовой, моральная ответственность не имеет юридического, формального аспекта и связана с субъективной оценкой индивидом своего поведения.

Такой подход к понятию ответственности человека за свои поступки сформировался сравнительно недавно. На заре возникновения этики в эпоху Античности категория ответственности была связана практически исключительно с внешними факторами (например, с институтами государства и права) и носила утилитарный характер. Осознание ответственности и ее регулирующая способность связывались с развитием институтов государственной власти и принуждения, ограничивающих свободу человека и регулирующих его социальное поведение. Говоря об ограничении свободы человека и о его ответственности за поступки, древнегреческие философы ведущую роль отводили именно внешним факторам. «Греческое понимание ответственности и свободы кроется, прежде всего, в политическом контексте. Именно политическая свобода является универсальным ключом для разрешения проблем в обществе» [3, с. 28]. Так, Демокрит в V в. до н. э. писал, что «дела государственные следует почитать более важными, чем все прочие» [Цит. по: 3, с. 27].

Только в эпоху Нового времени в философии появилось признание за человеком права на нравственный выбор. И этот выбор был проявлением свободы человека, но неразрывно связанным с моральной ответственностью за свои действия.

В Новое время на первое место среди качеств личности была поставлена способность совершить Поступок. И именно в это время категория ответственности начинает рассматриваться в неразрывной связи с категорией свободы. Свобода личности предстает как единство субъективной добровольности действий и нравственной ответ-

ственности за них. Все более очевидным становится то, что право на свободу невозможно без моральной ответственности [4, с. 216].

Наиболее ярко отношение к этическим нормам как к законам высшего порядка нашло отражение в учении И. Канта о категорическом императиве. Этот внутренний нравственный закон, по мнению философа, должен ограничивать человеческий эгоизм.

На уровне обыденного сознания представление о воспитании моральной ответственности как одной из задач воспитания личности оформилось позднее - в XIX в. Именно в это время в философии появляется более прагматичный подход к проблемам свободы и ответственности, связанный с пониманием того, что чувство моральной ответственности регулирует поведение человека более эффективно, чем гражданские законодательные акты.

Австрийский философ XIX в. М. Бу-бер рассматривал моральную ответственность в рамках религиозно-этической традиции - как внутреннее чувство ответственности перед Богом. С его точки зрения, в ответственности принципиально важна инстанция, тот объект, перед которым человек несет ответственность, его значимость, важность. «Ответственность фактически существует лишь в том случае, если есть инстанция, перед которой я ответственен, а "ответственность перед собой" реальна лишь в том случае, если "самость", перед которой я ответственен, будучи прозрачной, ведет в безусловное», -подчеркивает М. Бубер. «Понятие ответственности надо вернуть из сферы этики, из свободно парящего в воздухе "долженствования" в сферу живой жизни. Подлинная ответственность есть лишь там, где есть действительная возможность ответа», - писал философ [5, с. 105].

В XIX в. появляется и диалектико-материалистическая концепция свободы и ответственности. Так, Гегель подчеркивал, что становление личности как полноценного члена общества невозможно без само-

ограничения. Основу же современного понимания моральной ответственности заложили основоположники философии марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс. Всем известное высказывание Ф. Энгельса: «Свобода -это осознанная необходимость» [6] - отражает понимание того, что свобода каждого человека ограничена прежде всего правами других людей. И лишь через осознание и принятие этого факта можно воспитать чувство моральной ответственности.

XX век с его пропагандой индивидуализма и провозглашением прав личности дополнил понятие «моральная ответственность» новым содержанием. Интерес к этой категории проявили не только философы-этики, но и психологи, педагоги, социологи, политики, юристы. Большое влияние на современное понимание проблемы моральной ответственности оказала концепция немецкого философа-экзистенциалиста Г. Йонаса. В труде «Принцип ответственности. Опыт этики технологической цивилизации» он говорит о необходимости положить принцип моральной ответственности в основу всего поведения человека. Суть позиции Г. Йонаса в том, что оценка человеком своих действий должна быть связана не только с правами окружающих его людей, но и с благополучием человечества в целом, с самой жизнью на Земле. И каждый ныне живущий человек должен понимать, что несет моральную ответственность за будущее всей планеты.

Г. Йонас обозначил основное противоречие моральной ответственности - противоречие между реальными последствиями поступков человека и субъективной их оценкой, которая зависит от множества факторов, в первую очередь, от индивидуальных качеств индивида, формирующихся в процессе воспитания [Цит. по: 7].

В связи с этим становится понятно, что воспитание моральной ответственности является одной из первостепенных задач на любом уровне образовательного и воспитательного процесса. А условия современной системы высшего образования позволяют установить взаимосвязь между этической

категорией ответственности и необходимыми будущему специалисту профессиональными знаниями и навыками.

Образовательный процесс в высшей школе в первую очередь направлен на формирование профессиональных знаний и компетенций будущих специалистов. Но это не исключает и его воспитательного аспекта, особенно когда речь идет об этических нормах. А в отношении подготовки специалистов в области экономики, организации бизнеса и управления производством концепт «нравственная ответственность» имеет первостепенное значение, тем более что ответственность должностного лица -это не только оценка и регулирование своих действий и поступков, но и моральная ответственность за действия подчиненных.

Поступающие в вуз молодые люди имеют базовые навыки этического поведения, поскольку должны были еще в школе усвоить основные нормы поведения. С учетом этого становится актуальным определение уровня моральной ответственности студентов. Такие исследования проводятся, и их результаты представляют немалый интерес.

Например, В.В. Гальчик и А.А. Куприянова на базе Казанского федерального университета провели диагностику морально-этической ответственности студентов 3 курса с помощью опросника ДУМЭОЛП И.Г. Тимощука. В результате высокий уровень моральной ответственности был выявлен только у 27,6% респондентов. Это те студенты, которые в ситуации нравственного выбора руководствовались собственным «кодексом чести» и признавали необходимость личной ответственности в любой сложной ситуации [8].

Ответственность в психологии рассматривается как одна из важнейших инструментальных ценностей, то есть средств для достижения личностно-значимых целей. Но стремление опираться на эту ценность у различных представителей молодежи выражено в разной степени. Как показывают исследования по методике М. Ро-кича, проведенные среди студентов Ураль-

ского государственного лесотехнического университета, ответственность имеет довольно высокую значимость, хоть и не занимает самых верхних позиций в шкале ценностных ориентаций. Но, что особенно важно, проводившие диагностику О.А. Бор-мотова и С.Ф. Масленикова отмечают возрастание значимости нравственной ответственности у студентов старших курсов. Это свидетельствует о положительном влиянии профессиональной подготовки именно на это личностное качество будущих специалистов [9].

Уровень сформированности моральной ответственности у выпускников школ и студентов зависит от целого ряда факторов.

В первую очередь, следует отметить значение процесса социализации, то есть степени усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в социуме. Ответственность всегда связана с оценкой своих действий и поступков в соответствии с определенными критериями. В качестве этих критериев и выступают общепринятые нормы поведения и нравственные ценности. Усвоение их начинается в раннем детстве, когда проводниками и гарантами этих норм выступают взрослые: родители, воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя. Это усвоение, а следовательно, и формирование моральной ответственности имеют два уровня: внешний и внутренний. Внешний уровень связан с когнитивным аспектом, с осознанием правомерности или неправомерности поступка с точки зрения социума. На этом уровне основным регулятором поведения являются внешние санкции: запреты, наказания или поощрения. Овладев нормами поведения на данном уровне, индивид руководствуется в первую очередь требованиями общества и стремится избежать социальных санкций в том или ином виде: осуждения окружающих, лишения каких-либо социальных привилегий, юридических наказаний за правонарушение и т.д. Внутренний уровень основан на психологических механизмах, формирующихся тогда, когда нравственные требования присваиваются личностью и становятся внутрилич-

ностными нормами и человек испытывает внутреннюю потребность следовать им, так как нарушение этих норм вызывает у него субъективное отторжение, моральные страдания, муки совести. В этом случае проявляется самое высокое чувство моральной ответственности - ответственность перед самим собой, которая является очень действенным средством регулирование поведения индивида.

К сожалению, в процессе социализации далеко не у всех и не все нормы поведения переходят на внутриличностный уровень. Причин этому много, и все они связаны с проблемами педагогического характера. И, как следствие, возникает необходимость уделять большее внимание нравственному воспитанию студентов высших учебных заведений.

Важную роль в формировании моральной ответственности играет также фактор самодетерминации личности. Характер поведения человека и степень его соответствия общественным нормам зависят от мотивации, то есть от тех условий, которые побуждают человека к действию или препятствуют ему. Взаимосвязь мотивации и самоидентификации личности раскрывается в теории Э. Деси и Р. Райана. С точки зрения авторов этой теории, у каждого человека есть способность и возможность стать полноценным членом общества, несущим ответственность за свои поступки [См.: 10, с. 103]. Для этого личность должна формироваться и развиваться в условиях автономии, то есть иметь возможность для самоидентификации и самостоятельного управления своим поведением. Не научившись этому, человек не в состоянии полностью осознать ответственность за свои поступки. Таким образом, данная концепция ориентирована на смещение акцентов с внешней мотивации на внутреннюю и формирование более высокого уровня моральной ответственности - ответственности перед самим собой.

В целях установления взаимосвязи между самоидентификацией и уровнем развития моральных качеств студентов,

П.С. Суслопарова провела исследования с использованием опросника ДУМЭОЛП, теста самоидентификации и факторного анализа. Его результаты показали, что «для респондентов с высоким уровнем самодетерминации свойственны высокий уровень нравственной интуиции и сформированно-сти морально-этической ответственности и высокий уровень альтруистических эмоций» [10, с. 103].

Третий фактор, который играет принципиально важную роль в формировании моральной ответственности - степень развитие у человека способности к оцениванию своих поступков и здоровой рефлексии.

Способность соотносить свои действия с требованиями общества закладывается еще в детстве и на элементарном уровне формируется еще в младших классах средней школы. Однако степень развития рефлексии, выражающейся не только в осознании своих поступков, но и в умении управлять поведением в соответствии с поставленной задачей, часто сравнительно невысока. И это, в свою очередь, снижает и уровень моральной ответственности, которая невозможна без соотнесения своих действий с требованиями общества.

В системе подготовки экономистов большое значение имеет «Этика». Именно эта дисциплина является действенным средством формирования у будущих специалистов в области экономики и предпринимательства нравственных качеств. И среди этих качеств важное место занимает чувство моральной ответственности.

Студенты-экономисты - не только будущие специалисты, но нередко и руководители, которые несут ответственность не только за себя, но и за подчиненных и их действия. Причем экономика и организация бизнеса - это область, в которой нередко нормы морали девальвируются, а как наиболее значимые ценности рассматриваются выгода и экономический рост. Ради прибыли и развития производства нередко нарушаются не только нравственные нормы, но и юридические законы. Эти нару-

шения прикрываются лозунгами общественной пользы и выгоды.

Целый ряд экономических реформ, по нашему мнению, направлен исключительно на получение сверхприбыли предпринимателей. Так, программа приватизации, которую активно рекламировали в эпоху перестройки, привела к колоссальному расслоению общества, когда крупные предприниматели сосредоточили в своих руках огромные богатства, а большая часть народа скатилась за черту бедности.

Исследователи современного этического сознания отмечают девальвацию моральных ценностей в сфере экономики и политики. Так, Дж.Ю. Стиглиц пишет: «Процесс развития, как бы гармонично он ни протекал, обычно разрушает некоторые традиционные ценности и некоторые аспекты традиционной культуры. Но если его траектория искажена, его последствия могут быть опустошающими. Способ, которым в России переходили от коммунизма к рыночному хозяйству, может по любым меркам быть приравнен к катастрофе -с бедностью, с головой накрывшей, как мы отмечали, почти половину населения, и с рухнувшим производством, в то время как незначительное число людей захватили огромные богатства» [11, с. 111].

В ситуации доминирования идей выгоды и пользы для узкого круга лиц и распространения такого явления, как коррупция, воспитание у будущих эеономистов моральной ответственности необычайно важно. Концепт «моральная ответственность» должен лечь в основу культуры предпринимательства. Именно поэтому элементы этики и использование различных средств развития моральной ответственности должны стать неотъемлемой частью большинства специальных дисциплин, преподаваемых в экономическом вузе. К ним, в первую очередь, должны относиться «Теория управления экономическими ресурсами», «Основы хозяйственного права», «Основы деловой этики», «Основы делового этикета», «Психология управления» и, конечно, «Этика бизнеса».

Таким образом, нравственное воспитание будущих экономистов в целом и воспитание у них моральной ответственности в особенности является важной задачей системы высшего профессионального образования. И для выполнения этой задачи возможно использовать разнообразные педагогические средства.

Например, в современном высшем образовании становятся все более популярными отношения партнерства между участниками образовательного процесса: студентами, педагогами, администрацией, будущими работодателями. Учащиеся перестают быть пассивным объектом педагогического воздействия, от них требуется осознанная активность, взаимодействие, а значит, ответственность.

Немаловажными являются и электив-ность обучения, предоставление студентам выбора индивидуальных образовательных маршрутов, возможности получения знаний в смежных областях и специальностях. Такой подход развивает не только самостоятельность, но и ответственность обучающихся.

Принципиальное значение имеет и увеличение в структуре учебных планов доли гуманитарных дисциплин. Именно эти дисциплины и спецкурсы не только формируют общую культуру студентов, но и обладают аксиологической направленностью. Они способны поставить перед молодыми людьми нравственные проблемы общечеловеческой значимости, решение которых неизбежно ляжет на плечи специалистов, окончивших высшее учебное заведение.

Немалую роль в воспитании моральной ответственности студентов играют и новые образовательные технологии. Например, рефлексивное обучение развивает у учащихся навыки оценивания результатов своей деятельности и уровня достижений. Метод кейсов позволяет преподавателю поставить перед студентами нравственные задачи, которые необходимо решить в рамках конкретной профессиональной задачи. А контекстное обучение не только развивает самостоятельность и творческое мышление,

но и требует от учащихся ответственно подходить к выполнению задачи.

ятельности, ибо чувство моральной ответственности за свои действия - это одно из важнейших профессиональных качеств экономиста, предпринимателя, бизнесмена. Без этого невозможно ответственно относиться к труду, к своим обязательствам перед другими людьми и перед обществом в целом.

Таким образом, в системе современного высшего профессионального образования есть все условия для развития моральной ответственности студентов-экономистов. Мы считаем, что единственным препятствием для решения этой сложной, но вполне выполнимой задачи является отсутствие должной активности со стороны преподавателей и косность их мышления. А нередко и ошибочное убеждение, что воспитательный процесс в вузе не имеет принципиального значения. Но именно высшее образование способно связать абстрактные нравственные нормы и моральную ответственность с конкретными условиями профессиональной де-

Без воспитания чувства моральной ответственности у каждого выпускника экономического вуза, факультета, отделения наше общество не избавится от коррупции, от опасности оказаться на грани техногенной катастрофы, от хищнического разграбления природных ресурсов, от грабительских условий кредитования, от которых страдают наименее обеспеченные люди.

& & &

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (дата обращения 22.07.2017).

2. Виттенберг Е.Я. Морально-этическая ответственность российского бизнеса // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 3. С. 79-103.

3. Завьялова Г.И. Становление категорий ответственности и свободы в античной философии // Вестник ОГУ. 2013. № 1. С. 27-29.

4. Скрипник А.П. Через моральную ответственность к свободе воли? // Регионология. 2012. № 4. С. 215-216.

5. Бубер М. Диалог // Два образа веры. М. : Республика. 1995. С. 93-124.

6. Мудрые мысли. Фридрих Энгельс [Электронный ресурс] // EPWR. Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotation/txt 392 10^р (дата обращения 22.07.2017).

7. Козлова Н.П. Концепция моральной ответственности в философии Г. Йонаса // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2006. № 2. С. 71-82.

8. Гальчик В.В., Куприянова А.А. Изучение уровня морально-этической ответственности у студентов [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. Режим доступа: https://www.eduheraЫ.ru/ru/artide/view?id=13342 (дата обращения 22.10.2017).

9. Бормотова О.А., Масленникова С.Ф. Ценность нравственной ответственности для студентов лесотехнического университета [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23885 (дата обращения 22.07.2017).

10. Суслопарова П. С. Морально-этическая ответственность личности в контексте самодетерминации // Развитие профессионализма. 2016. № 1. С. 103-104.

11. Стиглиц Дж.Ю. Этика, экономические советы и экономическая политика // Экономическая политика. 2011. № 3. С. 107-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.