Научная статья на тему 'Особенности нравственно-этической сферы будущих психологов с разным статусом профессиональной идентичности'

Особенности нравственно-этической сферы будущих психологов с разным статусом профессиональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL ETHICS OF PSYCHOLOGIST / PROFESSIONAL IDENTITY / MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY / MORAL AND ETHICAL VALUES / MORALITY / EMPATHY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЭМПАТИЯ&SHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кавизина Кдани Никитична

В статье представлены результаты эмпирического исследования нравственно-этической сферы будущих психологов с низким и высоким уровнем профессиональной идентичности. Результаты факторизации эмпирических данных отражают особенности взаимосвязи уровня морально-этической ответственности и эмпатийных способностей будущих психологов. Раскрыты основные проблемы в формировании позитивной профессиональной идентичности психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кавизина Кдани Никитична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of moral and ethical areas of future psychologist with different statuses of professional identity

The empirical study in moral and ethical sphere of psychology majors with a low and high level of professional identity is presented. The results of the empirical data factorization that represent some features of the interdependence of the moral and ethical responsibility level and empathy abilities in psychology students have been described. Some main problems in the formation of a positive professional identity of psychologists have been revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности нравственно-этической сферы будущих психологов с разным статусом профессиональной идентичности»

8. Sakovich N.A. Game Technology in the sand.. Games on the bridge. SPb.: Rech. 2006. P. 176. [in Russian].

9. El G.N. Man playing in the sand.. SPb.: Rech. 2000. P. 208. [in Russian].

10. Jung C.G. Psychological commentary on "The Tibetan Book of the Dead" ("Bardo Tedol"). M.: Dvoinaia zvez-da, Fir, 1994. P. 224. [in Russian].

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: 23a12@list.ru

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: 23a12@list.ru

Кормушина Наталья Геннадьевна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Оренбургский государственный педагогический университет. г. Оренбург, Российская Федерация. E-mail: ngkormushina@rambler.ru

Kormushina Natalja Gennadjevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Special Psychology, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia.

E-mail: ngkormushina@rambler.ru

УДК 378:15:1ми7 ББК 74.480:88:87.715.4

К.Н. Кавизина

особенности нравственно-этической сферы будущих психологов с разным статусом профессиональной идентичности

В статье представлены результаты эмпирического исследования нравственно-этической сферы будущих психологов с низким и высоким уровнем профессиональной идентичности. Результаты факторизации эмпирических данных отражают особенности взаимосвязи уровня морально-этической ответственности и эмпатийных способностей будущих психологов. Раскрыты основные проблемы в формировании позитивной профессиональной идентичности психологов.

Ключевые слова: профессиональная этика психолога, профессиональная идентичность, морально-этическая ответственность, нравственно-этические ценности, нравственность, эмпатия.

K.N. Kavizina

FEATURES OF MORAL AND ETHICAL AREAS OF FUTURE PSYCHOLOGIST wITH DIFFERENT STATUSES OF PROFESSIONAL IDENTITY

The empirical study in moral and ethical sphere of psychology majors with a low and high level of professional identity is presented. The results of the empirical data factorization that represent some features of the interdependence of the moral and ethical responsibility level and empathy abilities

in psychology students have been described. Some main problems in the formation of a positive professional identity of psychologists have been revealed.

Key words: professional ethics of psychologist, professional identity, moral and ethical responsibility, moral and ethical values, morality, empathy.

Сложная социокультурная ситуация, размытые идеалы и ценности, отсутствие единой нравственной основы общественного и индивидуального сознания, нестабильная экономическая ситуация объединяются в объективные причины изменения нравственной сферы современного человека. Несформированность нравственных представлений, отсутствие понимания значения нравственных ценностей и принципов приводят к развитию потребительского отношения к другим людям и своей жизни в целом. Современная молодежь хорошо ориентируется в торговых марках, рыночных отношениях, знает, как эффективно манипулировать другими, чтобы достичь поставленных целей. При этом она не может пояснить, что такое быть справедливым, милосердным, достойным человеком, а такие качества, как честность, скромность, совестливость считают бессмысленными и ненужными в современном мире. Возникает необходимость серьезного рассмотрения проблем нравственного развития студентов - будущих специалистов. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении тех, чья профессиональная деятельность связана с человеческой жизнью, судьбой людей (врачи, педагоги, психологи). В нашей работе акцент сделан на проблеме нравственного развития будущих психологов в контексте формирования их профессиональной идентичности.

Под нравственностью принято понимать совокупность этических требований, которые индивид должен предъявлять к себе, внутреннюю установку человека действовать согласно своей совести и свободной воле [3]. Нравственность фиксируется, накапливается, обобщается в принципах, нормах, требованиях совести и морали. Она базируется на этических ценностях, которые еще с античных времен составляли добродетель (благоразумие, доброжелательность, справедливость и т.п). Выделяют универсаль-

ные нравственные ценности, которые признаются разными народами - честность, справедливость, верность, уважение, патриотизм и т.д. По мнению С.К. Бондыревой, этичное базируется на ар-хетипической диаде «можно - нельзя», которая восходит к диаде «добро - зло» [3]. Другими словами, этичное - это проекция добра, неэтичное - проекция зла. Именно в этом системы ценностей разных культур сходны и указывают на то, что человек может себе позволить в поведении, а чего - нет.

Для нравственного поведения. кроме знания моральных норм, отмечает С.К. Бондырева, необходима интерио-ризация индивидуальных нравственных норм, которые постепенно станут требованиями человека к самому себе [3]. Это сопряжено с процессами личностной идентичности (Э. Эриксон), профессионального самоопределения (И.А. Менщи-кова Е.Ф. Ященко), профессиональной идентичности будущих специалистов (Л.Б. Шнейдер) [5; 7; 8]. И.А. Менщико-вой определены общие факторы субъектной позиции профессионального самоопределения студентов («Осмысленность ценностей жизни», «Социальная активность»), а также специфический фактор субъектной позиции профессионального самоопределения студентов гуманитарных специальностей - «Бескорыстная самореализация» [5].

Специфика профессии задает содержательные характеристики профессиональной идентичности, структурируя возможности действий в рамках профессиональной деятельности, самореализации в профессии. Например. в работах Н.В. Маркиной доказано, что педагог выполняет профессиональную роль, заключающуюся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности учащегося. При этом превращение социальной роли «быть педагогом» в профессиональную роль обусловлено

ш о

о с; о

X

о с

.0 I

аи

ф ч —

О >5

о с;

ф го

т I

s о

I- S

о о

!-& ф О Сй Q. I- С

äs

ГО о Q.Ü

0 5

s =

1 _й ф I

Ю со

О ГО

О О.

О о

ш

го ±

процессами взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт его личности и оформлением особого образования - «стиль взаимодействия педагога» [4].

Однако отмечает Л.Б. Шнейдер, если для гендерной идентичности дифференцирующим признаком является пол, для этнической - национальность, то для профессиональной - профессия таковым признаком не является, хотя и связана с ней тесным образом [7]. Профессиональная идентичность является понятием, которое в концентрированном виде выражает представление личности о ее месте в профессиональной группе, обществе, понимание, осознание и принятие ею профессиональных ценностей, мотивационных ориентиров, этических требований, убеждений и т.д.

Подчеркнем, что уровень нравственности индивида определяется тем, кого он избирает в качестве объекта подражания. Отсутствие в психике внутренних ограничителей позволяет человеку оправдывать собственные неэтичные, недобропорядочные поступки примерами поведения других людей [3; 6]. Точно так же в развитии профессиональной идентичности важным является то, с кем идентифицирует себя будущий психолог, кто является для него примером и образцом для подражания.

Профессиональная деятельность предполагает не только наличие и развитие у психолога вполне определенных личностных и профессионально важных качеств, но и необходимость соблюдения принципов деятельности, основой которых является ответственность и обязательства во взаимоотношениях с другими людьми [1; 2]. В психологии ответственность психолога за свои действия, за результаты своей деятельности поднимаются до цены человеческой жизни [3]. Поэтому особого внимания заслуживает не только степень сформированности профессиональной идентичности психолога, но и степень сформированности у него морально-этической сферы, которые составляют ядро его личности, фундамент, на который затем надстраивается система этических представлений по

отношению к другим людям, себе самому, к профессии. Исходя из этого, целью нашей работы является эмпирическое исследование морально-этической сферы будущих психологов с разным уровнем профессиональной идентичности.

Методики и база исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 75 студентов Крымского гуманитарного факультета Национального педагогического университета им. М.П. Дра-гоманова в возрасте 19-23 лет, обучающихся по специальностям «психология», «практическая психология».

Для исследования нравственно-этической сферы личности студентов использованы: методика диагностики уровня морально-этической ответственности И.Г. Тимощук (ДУМЭО), методика диагностики уровня эмпатических способностей В. Бойко и методика диагностики уровня эмпатии И. Юсупова. Для анализа специфики нравственно-этической сферы будущих психологов осуществлена дифференциация испытуемых на две группы в зависимости от уровня профессиональной идентичности (методика исследования профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер).

Результаты эмпирического исследования. По итогам проведенного нами эмпирического исследования получены следующие результаты.

В первой серии исследования при определении уровняморально-этической ответственности (методика И.Г. Тимо-щук) отмечено три момента.

Во-первых, в группе студентов - будущих психологов с высоким уровнем профессиональной идентичности 53% студентов показали доминирование морально-этической мотивации, 43% студентов характеризуются проявляющейся интуицией в морально-этической сфере и у 33% была обнаружена рефлексивность на морально-этические ситуации как ведущий аспект ответственности. Полученные данные свидетельствуют о том, что будущие психологи проявляют доверие к своему опыту в морально-этических вопросах, пользуются в морально-этических ситуациях рефлексией, что говорит об опыте анализа и оценки сво-

их или чужих действий относительно морально-этической ответственности. Это наиболее характерно для людей, работающих в педагогической сфере.

Во-вторых, при этом отмечено, что 17% студентов - будущих психологов относится к людям, которые в морально-этических вопросах руководствуются альтруистическими эмоциями, 10% -морально-этическими ценностями и 7% характеризуются наличием экзистенциальных аспектов ответственности. Такой расклад свидетельствует о взаимоисключении тех аспектов морально-этической ответственности, которые, на наш взгляд, должны друг друга дополнять. Явное доминирование морально-этической мотивации и крайне малый процент морально-этической ценности и экзистенциального аспекта подтверждают наше предположение об отсутствии четкой мировоззренческой позиции личности, куда входят и ее ценности и философия жизни. Таким образом, будущие психологи с высоким уровнем сформированности профессиональной идентичности вынуждены, на наш взгляд, компенсировать остальные аспекты ответственности лишь интуицией и рефлексией (что, несомненно, важно для профессионала). При этом без четкой ценностной направленности интуиция и рефлексия могут остаться лишь компенсаторным механизмом.

В третьих, обнаружено, что в группе будущих психологов с низким уровнем профессиональной идентичности подавляющее большинство испытуемых характеризуются доминированием в равной степени трех шкал морально-этической ответственности: у 43 % наблюдается морально-этическая мотивация, у 43 % - рефлексия на морально-этические ситуации и у 40% - интуиция в морально-этической сфере. На наш взгляд, можно предположить, что у будущих психологов с низким уровнем профессиональной идентичности присутствует высокая мотивация на морально-этический характер своей профессиональной деятельности. В морально-этических ситуациях они руководствуются рефлексией, что соответствует специфике их мировоззрения, обдумыванию ими ситуации на предмет

соответствия должному поведению. Незначительное количество респондентов данной группы полагаются на интуицию в морально-этической сфере, что более соответствует, на наш взгляд, использованию имеющегося жизненного опыта.

Во второй серии исследования, направленной на определение уровня эм-патических способностей и эмпатии, выявлены показатели испытуемых по отдельным шкалам, составляющие в суммарной сложности уровень эмпатии у студентов-психологов с разным уровнем профессиональной идентичности.

В группе будущих психологов с низким уровнем профессиональной идентичности у 53% наблюдается доминирование установки, способствующей или препятствующей эмпатии. В поисках подтверждения положительного характера эмпатической установки 30% используют эмоциональный канал эмпатии. Подобное сочетание понимается как проявление некоторого уровня сострадательности, которая так необходима в профессиональной деятельности психолога, но которая, как мы видим, не подкрепляется идентификацией. Это может свидетельствовать о двух тенденциях. Либо будущие психологи, осознавая необходимость в эмпатии (сострадательности), не могут развить остальные эмпатические способности и их эмпатия носит, в большей степени, теоретический характер. Либо, стремясь к эмпатийности, в них намеренно формируют в процессе профессионализации особый ее тип, который более схож с теми, где эмоциональный компонент с проникающей способностью и идентификацией остаются мало востребованными.

Третья серия направлена на поиск факторов формирования профессиональной идентичности. Для этого использован факторный анализ эмпирических данных. Рассмотрим далее полученные результаты отдельно для каждой группы студентов - будущих психологов.

В группе будущих психологов с высоким уровнем профессиональной идентичности по результатам факторного анализа выделено три фактора:

ш о

о с; о

X ^

о с

.0 I

й!)

Ф Ч -8- 5

О >2

* "С

о с;

ф <о

т I

^ о

I- ^

о о

ф о

Сй О.

I- С

ё :>

го о йи

? Р

0 Б $ 2

1 _й ф I Ю со О го О О.

О о

ш

го ±

• фактор 1 (37% дисперсии) включает в себя переменные: морально-этические ценности (0,72), экзистенциальный аспект ответственности (0,76), эмоциональный канал эмпатии (-0,89), интуитивный канал эмпатии (-0,91), идентификация (-0,69), эмпатическая склонность личности (-0,65);

• фактор 2 (22% дисперсии) включает переменные: рефлексия (-0,65), и интуиция в морально-этической сфере личности (-0,82);

• фактор 3 (18% дисперсии) включает переменные: альтруистические эмоции (-0,77) и проникающая эмпатия (-0,67).

Как видно из полученных результатов, доминирующим фактором в группе будущих психологов с высоким уровнем профессиональной идентичности оказался фактор, включающий в себя большое количество переменных методик диагностики уровня морально-этической ответственности (ДУМЭО). Шкалы методики коррелируют в прямой зависимости между собой, но в обратной по отношению к шкалам методики диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко. Можно сказать, что в структуре личности будущих психологов с высоким уровнем профессиональной идентичности морально-этическая ответственность занимает более значимое место, чем эмпатия. Данный факт, по нашему мнению, связан с основным принципом работы практического психолога «Не навреди!», который и предполагает развитие в структуре профессиональных качеств психологов ответственности. Следовательно, нами выявлено, что в процессе профессионального обучения студентов - будущих психологов - основной акцент делается на развитие у них ответственности, рефлексивности, развитие морально-этических ценностей. При этом эмпатия как способность к сопереживанию в такой ситуации уходит на задний план.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе будущих психологов, имеющих высокий уровень сформированно-сти профессиональной идентичности, обращает на себя внимание третий фактор, включающий в себя альтруистические эмоции и проникающую эмпатию.

Полученные внутри фактора значимые корреляционные связи позволяют сделать вывод о том, что для таких студентов наиболее значимым моментом является развитие коммуникативной компетентности. Напомним, что проникающая эмпатия в методике В.В. Бойко описывается как свойство коммуникативной компетентности личности, позволяющее устанавливать доверительные отношения в ситуации межличностного взаимодействия. И это понятно, так как в процессе профессиональной подготовки в вузе осуществляется целенаправленный процесс по формированию у студентов - будущих психологов именно этого профессионально важного качества личности.

Перейдём далее к результатам факторного анализа в группе студентов с низким уровнем профессиональной идентичности. В этой группе было выделено три фактора:

• фактор 1 (48% дисперсии) включает семь переменных: рефлексия (0,85), интуиция в морально-этической сфере (0,76), альтруистические эмоции (0,76), морально-этические ценности (0,86), эмоциональный канал эмпатии (-0,90), интуитивный канал эмпатии (-0, 82), идентификация (-0,74);

• фактор 2 (20%) включает морально-этическая мотивацию (-0,63) и рациональный канал эмпатии (0,81);

• фактор 3 (13%) содержит лишь одну переменную - экзистенциальный аспект ответственности (0,88).

Полученные результаты свидетельствуют о явной обратной связи между шкалами опросника ДУМЭО и показателями уровня эмпатических способностей. В отличие от группы студентов-психологов, имеющих высокий уровень профессиональной идентичности, для будущих психологов с низким уровнем характерно развитие эмпатических способностей при ярко выраженном низком уровне развития ответственности. Наличие этого факта позволяет говорить о том, что для этих студентов важное значение имеет эмпатия, а развитию качеств ответственности уделяется мало внимания. И это понятно. Если мы вспомним, как проходит общение пациента и психо-

лога, то обратим внимание на то, что, зачастую, между ними устанавливается доверительный раппорт, что является важным моментом в их общении. Чтобы клиент начал верить психологу, последнему просто необходимо ему сопереживать, сочувствовать. Деятельность психолога ориентирована на эмоциональную сферу пациента. Но, если студенты с высоким уровнем профессиональной идентичности в процессе общения с потенциальными клиентом ориентированы, в первую очередь, на сознательное, то студенты с низким уровнм профессиональной идентичности - на бессознательное. Вместе с тем, нельзя не отметить тот факт, что в общении с людьми студенты с низким уровнем профессиональной идентичности более чувствительны к человеку, чем их сверстники из первой экспериментальной группы. Умение войти в эмоциональный контакт с другим человеком, как отмечал К. Роджерс, важное профессиональное качество в работе психотерапевта. Получается, что в группе студентов-психологов с низким уровнем профессиональной идентичности в общении с людьми акцент делается на эмпа-тическое слушание. Однако при этом не уделяют внимания другим аспектам оказания психотерапевтической помощи.

Отсутствие научного мировоззрения, хорошей методологической базы, как ни странно, способствует развитию эмпати-ческих способностей, что мы и наблюдаем у студентов второй группы. Возможно студенты-психологи, имеющие высокий уровень профессиональной идентичности, в качестве приоритетов профессиональной подготовки выбирают изучение различных школ и направлений, техник психологического и психотерапевтического воздействия, но выпускают из вида самого человека. Эмпатия же предполагает наличие неподдельного интереса к человеку, которому психолог оказывает психологическую помощь.

В целом, можно сделать вывод, что критериями сформированности профессиональной идентичности студентов - будущих психологов выступают: высокий уровень морально-этической рефлексии, адекватная самооценка, интенция на процесс самопознания, способность к децентрации, высокий уровень развития самосознания, наличие мотивов самопознания и самореализации. Эти личностные психологические образования

составляют основу профессиональной идентичности будущего практического психолога.

Библиографический список

1. Блинова, А.Е. Зм^т I организация професiйноi подготовки практичного психолога [Текст] / А.Е. Блинова // Практична психолопя та сощальна робота. - № 8. - 2001. - С. 46-47.

2. Бондаренко, А.Ф. Язык. Культура. Психотерапия [Текст] / А.Ф. Бондаренко. - Киев: Кафедра, 2012. - 416 с.

3. Бондырева, С.К. Нравственность [Текст] / С.К. Бондырева, Д.В. Колесова.- М.: МПСИ, 2011. - 336 с.

4. Маркина, Н.В. Социально-психологические факторы развития творческих способностей учащихся [Текст] / Н.В. Маркина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 6(265). - С. 96-102.

5. Менщикова, И.А. Факторы субъектной позиции профессионального самоопределения студентов университетов [Электронный ресурс] / И.А. Меньщикова, Е.Ф. Ященко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 585. - Режим доступа: http://www.science-education. ru/ru/article/view?id=12409

6. Овчинникова, Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности [Текст] / Ю.Г. Овчинникова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - № 2. - 2000. - С. 84-89.

7. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность [Текст]: монография / Л.Б. Шнайдер. - М.: МОСУ, 2001. - 272 с.

8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и пре-дисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

ш о

о с; о

X ^

о с

.0 I

й!)

Ф Ч -8- 5

О >2

* "С

о с;

ф <о

т I

^ о

I- ^

о о

ф о

Сй О.

I- С

ё 2

ГО о

йи

0 Б $ 2

1 _й ф I Ю со О ГО О О.

О о

References

1. Blinov A.E. Zmist I Organizatsiya profesiynoi pidgotovki practical psychologist. Practicality psihologiya that sotsialna robot, 2001. №8. P. 46-47. [in Ukraine].

2. Bondarenko A.F. Language. Culture. Psychotherapy. Kyiv .: Kafedra, 2012. P. 416. [in Russian].

3. Bondyreva S.K., Kolesova D.V. Moral. M.: MPSI, 2011. P. 336. [in Russian].

4. Markina N.V. Socio-psychological factors of development of creative abilities of students. Bulletin of South Ural State University. Series: Psychology, 2012. № 6 (265). P. 96-102. [in Russian].

5. Menshchikova I.A., Yaschenko E.F. Factors subject position of professional self-determination of students of universities. Sovremennyieproblemy nauki i obrazovania, 2014. № 2. P. 585. Available at: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=12409[in Russian].

6. Ovchinnikov Y.G .On the problem of identity crisis. Vestnik MGU. Seria 14. Psikhologia, 2000. № 2. P. 84-89. [in Russian].

7. Schneider L.B. Professional identity. M .: MOSU 2001. P. 272. [in Russian].

8. Erikson E. Identity: Youth and Crisis: lane. with English / E. Erickson.; Society. Ed. and foreword. A.V. Tolstykh. 2nd ed. M .: Flinta: MPSI: Progress, 2006. P 352. [in Russian].

Сведения об авторах: Кавизина Кдани Никитична,

магистрант, Институт образования НИУ «Высшая школа экономики», руководитель, Центр дополнительного образования и детского творчества, Международный детский центр «Артек», г. Ялта, Российская Федерация. Ктай: danuta710@yandex.ua

Information about the authors: Kavizina Kdani Nikitichna,

Master degree student,

Institute of Education,

Higher School of Economics,

Head, Center of further education and children

creativity, International children camp 'Artek",

Yalta, Russian Federation

E-mail: danuta710@yandex.ua

УДК 378 ББК 74.480

И.В. Мешкова

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛьНОй

мотивации студентов педагогического вуза с разным уровнем психологической

ГОТОВНОСТИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

индивидуальной образовательной

ТРАЕКТОРИИ

В статье анализируется проблема формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов в условиях индивидуализации обучения и раскрываются особенности учебных и профессиональных мотивов студентов на начальном этапе обучения в педагогическом вузе в зависимости от их готовности проектировать индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ) для осознанного планирования профессионального будущего.

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация студентов педагогического вуза, индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) студента вуза, ценностные карьерные ориентации студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.