Научная статья на тему 'Инвестиции в малый бизнес как фактор расширения воспроизводства основных фондов'

Инвестиции в малый бизнес как фактор расширения воспроизводства основных фондов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в малый бизнес как фактор расширения воспроизводства основных фондов»

ИНВЕСТИЦИИ В МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

С.А.Огарков, к.э.н., вед. специалист Министерства экономического развития и торговли России

Монопольное производство продукции на селе последние годы осуществляется в основном профильными предприятиями: по сахарной свекле -90%, по зерну - 80%, по семенам подсолнечника -70%. Вместе с тем хозяйства населения поставляют на внутренний рынок: картофеля - 90%, овощей -80%, скота и птицы - 50%. Фермерские хозяйства специализируются: на семенах подсолнечника -25%, на зерне - 18%. Темпы роста, по нашим оценкам, сдерживаются убыточностью (около 35% хозяйств) и высоким износом основных фондов (более 40%). Кроме того, в экономической зависимости, выраженной неплатежеспособностью, несостоятельностью, развалом финансово-экономической системы, остаются более 30% хозяйств, деятельность которых создает элементы неблагоприятного инвестиционного климата, дезорганизует управляемость. По нашему мнению, рентабельность финансово благополучных хозяйств составляет конкуренцию частным инвестициям в экспортоориентированные отрасли нефтегазового сектора. Негативные явления остаются нерешенными в подавляющем большинстве из-за непривлекательности малых сельхозструктур, получивших от перестройки и приватизации устаревшее оборудование, подверженности всевозможным финансово-климатическим рискам, более высоких накладных расходов. В связи с этим наращивание выпуска товарной сельхозпродукции достижимо преодолением дефицита новой полевой техники и строительством современных производственных зданий.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представляет комплекс решений по созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, защиты интересов инвесторов, предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения, создания и развития сети информационно-аналитических центров, развития финансового лизинга, проведения переоценки основных фондов, создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов, реализация муниципальных инвестиционных проектов, проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством, предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется посредством раз-

работки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов совместно с иностранными государствами и за счет средств федерального бюджета.

Инвестиционные программы Союзного государства направлены на решение крупных сопряженных социально-экономических задач Белоруссии и России, осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда.

Программа «Совершенствование и развитие единой технологии получения, сбора, анализа и прогноза, хранения и распространения гидрометеорологической информации и данных о загрязнении природной среды». Практическое применение усовершенствованных численных методов прогноза гидрометеорологических элементов и явлений погоды повысило на 4% оправдываемость прогнозов и увеличил на 8% заблаговременность прогнозов опасных явлений, вызванных сильными ветрами и осадками. Разработка и использование новых технологий космического мониторинга состояния сельхозкультур позволяет увеличить в 2 раза площади обследуемых сельхозугодий. Систематизированы специальные климатологические показатели, использующиеся при обеспечении сельхозпотребителей информацией.

Программа «Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства». В реализации мероприятий будет создана эффективная аппаратура, допускающая массовое использование при решении задач прогнозирования и контроля землепользования и сельскохозяйственного производства. Системы навигации мобильных средств, высокоточного позиционирования необходимы для ведения современной техникой полевых работ.

Результаты программы «Создание высокоэффективных и биологически безопасныхлекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных» закладывают научные основы и технологическую базу для развития современного экологически чистого и экономичного фармакологического биопроизводства высокоэффективных и безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе использования трансгенных животных, продуцирующих с молоком биологически активные белки человека (гормоны, ферменты, иммуномодуляторы).

Программа «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники». Программой предполагается силами ведущих российских и белорусских институтов, конструкторских бюро и предприятий агропромышленного комплекса и оборонной промышленности разработать 23 новые технологии и около 40 видов комплектного оборудования, поточных линий, машин для производства, транспортировки, хранения и переработки плодов и овощей. Не прибегая к заимствованиям, сохранить

полученные доходы от продажи нефтяных ресурсов государства можно, направив инвестиции в программы модернизации прибыльных хозяйств.

Целевое финансирование по вышеперечисленным программам из бюджета Союзного государства составляет не менее 1,0 млрд р. Государственными заказчиками определены Минсельхоз России, Роснаука, Росавиакосмос, Росгидромет.

Принятие государственных инвестиционных решений предполагает целенаправленную деятельность против срыва подготовки и выполнения программ, включающую формирование целей, постановку задачи принятия решений, выбор наилучшей из имеющихся взаимоисключающих альтернатив. Типы нарушений экономического пространства связаны с проявлением фактов невыполнения правил формирования доходов и реализации расходов, обслуживания кредитов, а также бездействия или незаконных действий, нарушающих правила возврата долгов, исполнения закона о бюджете.

Управление программами с участием России требует принятия важных государственных инвестиционных решений по корректировке, координации, планированию, контролю, учету, регулированию. Эти функции направлены на согласование проектов, осуществление необходимой организованности движения финансовых, материальных, трудовых ресурсов, отыскание компромиссных решений, смягчение и разрешение конфликтов и противоречий. Обобщение и оценка результатов управления обеспечивают связь принятых государственных решений с ответственностью государственных заказчиков и исполнителей мероприятий программ. Планирование и маневренность инвестициями, предполагаем, взимосвязаны. Это средство повышения их эффективности. Маневренность проявляется посредством создания запасов материально-денежных ресурсов, наличие которых и количество позволяет приспособиться к таким ситуациям случайного характера, как непредвиденное повышение цен, перебои снабжения, сбои и задержки выделения и поступления средств на счета исполнителей. Обеспечение маневренности связано также с формированием многоцелевых инвестиционных фондов, способных финансировать мероприятия в зависимости от продвижения других мероприятий, возникающих в такие периоды, как неутверждение в срок очередного бюджета. Маневренность инвестиций достигается также в результате создания заделов между первоочередными комплексами работ по этапам и мероприятиями, позволяющими достичь цели программы меньшими затратами, и вместе с тем методами предоставления отсрочки по выданным кредитам, переоформления задолженности.

Продление срока программы на один год как эффективная мера экономии дополнительных бюд-

жетных инвестиций устраняет их перерасход. В соответствии с установленным порядком программы утверждаются на определенный срок. Однако в процессе их выполнения происходит существенное отставания графика работ и освоения выделенных средств. Продление срока программы на один год не влечет перерасхода и приносит союзному бюджету потенциальную экономию средств в сумме приведенного на момент принятия решения недополученного исполнителями остатка средств с учетом прогнозируемого индекса цен производителей промышленной продукции в очередном году, одновременно компенсируя потери исполнителей по заключенным договорам за счет увеличения времени выполнения программных мероприятий.

Реструктуризация задолженности исполнителей программы по кредитам возникает в связи с переоформлением договорных обязательств, связанных с их ненадлежащим исполнением. Достигнутая экономия средств за счет переоформления графика платежей исполнителей программных мероприятий позволяет мобилизовать активы на выплату задолженности без проведения банкротящих мер, решить проблему нехватки оборотных средств, одновременно повысить ликвидность и эффективность инвестиций.

Задача ритмичности инвестиций и регулирования финансовых потоков последовательно решается по мере нахождения причин, которые вызвали нарушения их распределения. Ритмичность инвестиций зависит от своевременности принимаемых решений. Для выравнивания ритма платежной системы возрастает значение координации и регулирования как способов воздействия на среду интересов, согласование планов, разрешение противоречий и конфликтов при распределении ресурсов. Вместе с тем важное место уделяется контролю за исполнением управленческих решений.

Решение перечисленных задач оказало влияние на рост эффективности инвестиций в воспроизводство основных фондов государств-участников Союзного государства, способствовало сокращению экономического ущерба от задержки финансирования, уточнило и дополнило их программно-целевую реализуемость.

Рост агробизнеса невозможен в перспективе без массового переоснащения основных фондов, стимулирования сельских домохозяйств, круглогодичной занятости и заготовок, муниципального строительства. Назрела необходимость программного развития и организации строительных бизнес-проектов, снижения лизинговой ставки до 0%, закрепления права эффективной продажной цены производителя сырьевой сельской продукции, внедрения круглогодичной занятости на селе: в межсезонье - строить, в страду - бороться за урожай.

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОГО СЕЛА

М.Ю. Федотова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственная академии

Развитие малого бизнеса последние несколь- государственного регулирования. Эффективное

ко лет является одним из важнейших направлений функционирование малых форм производства опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.