Научная статья на тему 'Совершенствование управления инвестициями Союзного государства'

Совершенствование управления инвестициями Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / PROGRAM AND TARGET METHOD / ПРИНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ / INVESTMENT DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огарков Сергей Анатольевич

Внесены дополнения в методику принятия государственных инвестиционных решений: рассмотрены принципы и задачи управления инвестициями, изложены основные понятия системы принятия решений, приведена классификация решений, выдвинут показатель эффективности инвестиционного решения в условиях правового пространства и оценен экономический эффект продления инвестиционных программ Союзного государства, обоснована модель принятия инвестиционного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of management of the investment of the Union State

There are submitted supplements in method of investments decision making: there are considered questions and principles of directing budgets investment, expounded main categories of the decisions making system, made classification of decisions, put efficiency indicator of investment decision in gap terms and estimated economic effect on sequel investment program of Assosiated State, declared the model decision making in programs.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления инвестициями Союзного государства»

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Огарков С.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

«Когда при сплаве леса образуется залом, опытные сплавители ищут и освобождают бревно, остановившее движение леса»*

*профессор Чернявский В.О.

Инвестиционные программы Союзного государства направлены на решение крупных сопряженных социально-экономических задач Белоруссии и России, осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда.

В статье изложены актуальные проблемы управления, выявленные в ходе реализации инвестиционных программ, нацеленных на новое строительство и обновление изношенного оборудования в электронике, молочном животноводстве, льноводстве, в промышленности химических волокон, оптике, медицине катастроф, гидрометеорологии. Процесс принятия решения, основанный на комплексном подходе и системном анализе, рассматривается как часть стратегии, осложненной негативными факторами, конечную цель которого составляет достижение эффективных результатов работ по мероприятиям программ.

Развитие деловых отношений увеличивает количество вариантов решений, поэтому их обоснование усложняется. Концепция принятия инвестиционных решений предполагает систему научно обоснованных принципов, определяющих общую направленность решения задач, однако она в настоящее время недостаточно разработана и нуждается в совершенствовании. Основой методологии принятия решений является разработка рекомендаций, позволяющих исключить неточности и обосновать выбор наиболее предпочтительных инвестиционных решений в сложных ситуациях, требующих использования экспертного анализа, логического моделирования, обобщения, прогнозирования.

Принятие государственных инвестиционных решений предполагает целенаправленную деятельность против срыва подготовки и выполнения программ, включающую определение целей, постановку задачи принятия решений, выбор наилучшей из имеющихся взаимоисключающих альтернатив. Типы нарушений экономического пространства Союзного государства связаны с проявлением фактов невыполнения правил формирования доходов и реализации расходов, обслуживания кредитов, а также бездействия или незаконных действий, нарушающих правила возврата долгов, исполнения декрета о бюджете.

Проект государственного инвестиционного решения - это документально представленный план достижения целевой государственной ситуации. Принципы

5

ISSN 2312-9778

состоят из правил принятия адекватных вызову проблем инвестиционных решений, элементов теории выбора, обобщающей результаты управления инвестиционными программами и оценки их эффективности. Процесс выработки решений основывается на результатах наблюдения и анализа. Инвестиционные решения принимаются по вопросам разработки инвестиционной политики, бюджетного планирования инвестиций, согласования предложений и программ, управления изменениями в бюджете и программах. Инвестиционные решения делятся на краткосрочные, которые влияют на инвестиционный процесс в течение финансового года, и долгосрочные, именуемые стратегическими, которые направлены на достижение будущих результатов на основе научно обоснованных принципов.

Главный принцип, состоит в комплексности и единогласии, так как ни одно инвестиционное решение не принимается единолично, без увязки с мнениями компетентных звеньев управления, системой экономических, правовых параметров. Единогласие проявляется в экспертном методе оценки эффективности, мерах, ориентированных на управление по результатам. Использование экспертизы программ, осуществление контроля и координации решений сигнализируют о недостатках процесса выполнения мероприятий, а также выявляют передовое, которое не было учтено в предложении программы. Методика принятия решений в условиях конфликта основана на использовании способа особого мнения и созыва согласительного совещания для отыскания компромиссного результата.

В соответствии с принципом основного звена из общей массы проблем выбираются наиболее важные, узловые вопросы, требующие первоочередного решения. Принцип пропорциональности означает, что утвержденная программа имеет силу закона долгосрочного развития и обладает адресным, целевым характером. Разработка новой программы как мера непрерывности программирования определяется ролью перспективного планирования, инновационной направленностью, конкуренцией, встречными обязательствами. Принцип важности приоритета вытекает из условий договора о создании Союзного государства, которые формируют наиболее значимые сферы инвестиционной деятельности для государств-участников, относящиеся к традиционным и развивающимся, учитывающим передовой опыт (генная инженерия, стволовые клетки, космическая картография). Принцип стабильности законодательных норм и бюджета Союзного государства, согласно которым не должно производится изменений порядка работы с действующими союзными программами, что гарантирует повышение устойчивости инвестиционного механизма. Принцип экономии времени важен при соблюдении должностного регламента и выполнении согласования в заинтересованных государственных структурах.

Принцип соответствия структуры инвестиций многосторонним требованиям, соглашению по субсидиям и компенсационным мерам ВТО означает, что финансирование мероприятий программы из бюджета Союзного государства будет рассматриваться как специфическая субсидия, дающая основание для введения компенсационных пошлин в отношении продукции предприятий, получающих бюджетные средства, которые составляют более 75% стоимости промышленных исследований, направленных на открытие новых знаний, полезных в разработке и существенном улучшении

6

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

существующих товаров, а также более 50% стоимости разработок на стадии перевода результатов промышленных исследований в план, чертеж или макет новых, модифицированных или улучшенных товаров, технологических процессов или услуг, предназначенных для продажи или использования.

Изложенные принципы необходимы для поиска инвестиционных решений в появившихся задачах и выявленных решениях за время реализации союзных программ.

Далее рассмотрим постановку и решение задачи маневренности инвестициями как средство повышения их эффективности. Исполнитель осуществляет ценой дополнительных инвестиций мероприятие, позволяющее достичь более высокие результаты. Текущий рост затрат оправдывается по мере проявления в будущем эффекта от реализации мероприятия. Маневренность проявляется посредством создания запасов материально-денежных ресурсов, наличие которых и их количество позволяет приспособиться к таким ситуациям случайного характера, как непредвиденное повышение цен, перебои снабжения, сбои и задержки выделения и поступления средств на счета исполнителей.

Обеспечение маневренности связано также с формированием многоцелевых инвестиционных фондов, способных финансировать мероприятия в зависимости от продвижения других мероприятий, возникающих в такие периоды как неутверждение в срок очередного бюджета. Маневренность инвестиций достигается также в результате создания заделов между первоочередными комплексами работ по этапам и мероприятиям, позволяющим достичь цели программы меньшими затратами, и вместе с тем, методами предоставления отсрочки по выданным кредитам, переоформления задолженно сти.

Преимущество маневренности состоит в снижении начальных инвестиций, и не противоречит окончательному характеру принятой стратегии о неизменности программы.

Рассмотрим причины внесения дополнений и изменений в программы в целях маневренности программным фондом инвестиций:

- систематическое отставание бюджетного финансирования мероприятий программы (первый транш задержался на полгода с момента принятия постановления об утверждении программы, при этом работы велись за счет финансовых ресурсов исполнителей);

- в связи с нехваткой бюджетных средств, предусмотренный программой объем бюджетного финансирования за счет отчислений Беларуси на текущий год был уменьшен на 45 процентов. Поручение эту сумму компенсировать в следующем году осталось невыполненным. Также и в два последующие года скапливалась задолженность за счет неудачного прогноза курсовой разницы белорусского и российского рубля. В связи с тем, что бюджет Союзного государства утвержден только в апреле рассматриваемого года, государственный заказчик начал финансирование в мае. Поэтому, в оставшиеся до конца программы календарные сроки выполнить весь намеченный объем работ оказалось практически невозможным;

- в сложившихся условиях хронического отставания выделения бюджетных средств принято решение о концентрации средств на части работ, имевших наибольший научно-

7

ISSN 2312-9778

технический задел, и не связанных с изготовлением крупных опытно-промышленных установок. Одновременно было решено не начинать финансирование работ, имеющих преимущественно научно-методическое значение;

- в связи с промедлениями, допущенными при согласовании предложения и программы по ряду тем значительно возросли технологические требования в связи с выходом в свет новых технических или законодательных актов;

- решая научные проблемы, появилась возможность достижения более высоких, чем это намечено в программе, научно-технических результатов, показателей экономической эффективности, качества и конкурентоспособности разрабатываемой технологии, техники и изготавливаемой продукции за счет проведения ряда дополнительных исследований, введения в технологию новшеств, отладки узлов и механизмов. Объемы предлагаемых инвестиционных затрат ниже по времени и расходам, требуемым для организации нового исследования.

Немаловажную роль в принятии инвестиционного решения играют причины целесообразности уточнения системы программных мероприятий. Система программных мероприятий нуждается в уточнении, если за истекшие годы ее реализации часть работ оказывается не завершенной, отдельные утратили свою актуальность и подлежат исключению, некоторые из них нуждаются в углублении исследования и увеличении сроков исполнения. Отмеченная разнородность исполнения заданий вызвана увеличением эксплуатационных возможностей проектируемого оборудования, удовлетворением растущих потребностей промышленности в энергоэффективных материалах. В целях мобилизации концентрации финансовых ресурсов на решении наиболее значимых и эффективных научно-технических проблем предлагается перераспределение государственными заказчиками и головными исполнителями инвестиций внутри программ, исключая из перечня мероприятий темы, работы по которым не начинались и не финансировались.

Эффективность дополнительных затрат, как показывают их техникоэкономические обоснования, приводит к снижению срока окупаемости, по отдельным мероприятиям создается реальная возможность полного освобождения от импортной зависимости.

Решение задачи продления срока программы на один год как эффективная мера экономии дополнительных бюджетных инвестиций, устраняющая также их перерасход, состоит в следующем. В соответствии с установленным порядком программы Союзного государства утверждаются на определенный срок. Однако, в процессе их выполнения происходят существенные отставания графика работ и освоения выделенных средств. Перечислим возможные способы решения поставленной задачи:

- в результате проведения НИОКР выявилась возможность расширения областей практического использования материалов путем создания новых технологий, улучшающих качество продукции и сокращающих затраты ее производственного цикла; решение проблемы улучшения физических характеристик открывает новые перспективы для сбыта продукции на международном рынке, выявилась возможность повышения производительности вновь разрабатываемого оборудования в два раза, привлечение современных энергосберегающих технологий при реализации и внедрении

8

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

гибких производственных процессов снизит себестоимость выпускаемых материалов;

- программными целями предполагалось использование кредитов, однако, ко времени их освоения, изменился порядок кредитования. В связи с этим, принято решение возмещать исполнителям программы часть платы за кредиты, полученные в российских и белорусских банках, вместо бюджетных кредитов. С учетом того, что порядок возмещения из бюджета расходов по уплате части процентов по кредитам утвержден в год завершения подпрограммы, то заключение кредитных договоров началось после принятия решения о продлении на год срока реализации подпрограммы;

- задержка начала финансирования программы на два года вызвала необходимость ее продления с увеличением первоначальных объемов финансирования. Кроме того, программой были предусмотрены бюджетные ссуды на капитальное строительство. Однако, их освоение не оказалось возможным из-за отсутствия окупаемости, которая в момент согласования не была учтена экспертами. В то же время, это мероприятие является по сути завершающим, выполнение которого необходимо для продвижения результатов программы в сектор реальной экономики. Кроме того, без продления подпрограммы не будет возможности исполнения обязательств белорусской стороны по финансированию запланированных мероприятий, так как за три года недоперечислены положенные средства;

-несмотря на утвержденный график, выделение средств из бюджета происходило с задержкой во времени: в стартовом - отсутствовало, в период реализации- сентябрь, март, май, а так же, из-за разницы курсов валют при переводе средств белорусским исполнителям произошли срывы выполнения этапов работ и изменилась структура запланированных этапов работ. С учетом роста внутренних цен и ростом курса доллара более, чем в 4 раза, по сравнению с предусмотренным программой курсом, реальное финансирование программы составило менее 40% от необходимого для выполнения заданий;

- в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти возникла целесообразность определить других государственных заказчиков-координаторов, что привело к потере времени по всему перечню программ, ввиду позднего утверждения заказчиком типового ежегодного контракта произошла задержка на полгода финансирования выполняемых работ;

- реконструкция велась без утвержденной в установленном порядке проектносметной документации, определенная стоимость первой очереди строительства оказалась занижена в 2,4 раза, профинансировано 7,2% запланированных объемов работ, календарный план запланированных мероприятий был выполнен лишь в части теоретической проработки отдельных разделов программы.

- из-за переноса сроков заседания органа принимающего решения, условий ограниченного финансирования, были разработаны мероприятия по концентрации средств на строительстве объектов с выделением по ним пусковых комплексов, а для завершения строительства начатых объектов с готовностью около 40-50 %, имеющих важное значение, была разработана новая программа.

В период реформирования было принято решение о продлении большинства из 41 завершенных программ, вызванное неритмичным, неполным исполнением

9

ISSN 2312-9778

расходных обязательств бюджета. Суммарный эффект от продления программ, по нашим оценкам, составили около 3 млрд.руб., покрывающий эквивалентную разность затрат исполнителей, обусловленную изменением цен. Продление программы на год без увеличения финансирования эквивалентно субсидии из бюджета Союзного государства в размере 9-10 копеек на рубль образовавшейся задолженности из расчета прогноза темпов инфляции.

Продление срока программы на один год не влечет перерасход и приносит Союзному бюджету потенциальную экономию средств в сумме приведенного на момент принятия решения недополученного исполнителями остатка средств с учетом прогнозируемого индекса цен производителей промышленной продукции в очередном году, одновременно компенсируя потери исполнителей по заключенным договорам за счет увеличения времени выполнения программных мероприятий.

Задача реструктуризации задолженности исполнителей программы по кредитам возникает в связи с переоформлением договорных обязательств. В момент выдачи кредитов не учитывался тот факт, что срок окупаемости закупаемого оборудования выходит за рамки сроков реализации программы. В результате сложилась ситуация невозможности погашения в срок полученных ранее кредитов к моменту завершения программы. Поступление кредитов приходилось на конец года, неравномерными траншами, еще год отсутствовало, что привело к удорожанию контрактов и увеличению сроков ввода оборудования в эксплуатацию. Кроме того, финансирование программы велось в преддефолотовых ценах, после которого произошел троекратный их скачек, а страхование на момент согласования не было предусмотрено. В исключительном случае единовременное изъятие по судебному решению этих средств из оборота предприятий исполнителей привело бы к остановке производства.

В ходе подготовки решения нами отмечалось, что предлагаемые к утверждению условия реструктуризации платежей не вызывают негативных последствий по финансированию программы и не снижают доходную часть бюджета. Вместе с тем, понятие кредиты предложено заменить понятием задолженность по кредитам, также в представленном обосновании реструктуризации задолженности отсутствовали документарные сведения об одном из выданных из бюджета Союзного государства кредите, поэтому общая сумма выданных кредитов, не соответствует итоговой сумме в предлагаемом графике погашения задолженности.

Достигнутая экономия средств за счет переоформления графика платежей исполнителей программных мероприятий позволяет мобилизовать активы на выплату задолженности без проведения банкротящих мер, решить проблему нехватки оборотных средств, одновременно повысить ликвидность и эффективность инвестиций.

Задача ритмичности инвестиций и регулирование финансовых потоков последовательно решается по мере нахождения причин, которые вызвали нарушения их распределения. Ритмичность инвестиций зависит от своевременности принимаемых решений. Для выравнивания ритма платежной системы возрастает значение координации и регулирования как способов воздействия на среду интересов, согласования планов, разрешение противоречий и конфликтов при распределении ресурсов. Вместе с тем, важное место уделяется контролю за исполнением управленческих решений.

10

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

Отметим, ритмичность инвестиций нарушается ежегодно, когда пик финансирования приходится на конец года сопровождаясь штурмовщиной выполнения заданий. Опоздания в расчетах влияют на сроки исполнения работ, снижается актуальность тем, а утверждение программ в конце года, не позволяет начать и завершить даже часть ее текущих работ.

В связи с затянувшимися сроками согласования и утверждения проектов программ, возникает необходимость корректировки и переутверждения проектно-сметной документации, что приводит к дополнительному увеличению стоимости строительства. Нерегулярное и недостаточное поступление средств создает трудности в работе с подрядными организациями, прошедшими конкурсный отбор. Например, объемы финансирования в кризис падали в 2,5 раза, финансирование программ начиналось с опозданием на год, тогда как объемы финансирования программ определялись в ценах предшествующих лет, захвативших дефолт. Ритмичность должна обеспечивать бесперебойность реализации программ, поддерживать нормативную ликвидность финансовых потоков, служа одним из способов повышения эффективности инвестиций.

Вместе с тем, внесение в рабочем порядке проектов решений в Правительство, включение дополнительным вопрос в повестку дня заседания органа, принимающего решение, ускоряет процесс принятия решения и повышает их эффективность.

Использование изложенных принципов и способов решения задач позволяет сформировать структуру модели принятия инвестиционного решения, которая состоит из последовательности действий лиц принимающих решения, опирающихся, во-первых, на информацию по приоритетам развития науки, техники и технологий, о необходимости решения проблемы программным путем, раскрепления функций заказчиков, конкурсность выбора исполнителей, исключение дублирования работ. Во-вторых, оцениваются экономические показатели участников программ: критерий эффективности экспортзамещения (учет интересов российских исполнителей, интеграция, унификация, специализация, территориальные пропорции размещения производства и занятости, закрепление за исполнителями прав на создаваемую собственность и ее оценка, меры ВТО, соответствие названия программной проблемы научно-техническому или коммерческому содержанию, системе мероприятий, источники инвестиций (бюджет, собственные, заемные, кредиты), предполагаемые результаты программных работ. На третьем этапе исследуются экономические риски и ограничения, учитывающие сроки решений, возможности инвестиционных источников.

Решения, подводящие итоги анализа вопроса, с учетом проведенного согласования экспертных заключений, могут быть следующими: согласовать как держать ответственность, одобрить как установить значимость результата, внести изменения, продлить срок, осуществить дополнительное финансирование, разработать новую программу, доработать, переработать программные материалы, найти компромиссное соглашение путем взаимных уступок, созвать согласительную комиссию.

Предлагаемая структура модели облегчает принятие в нужный момент точного и быстрого решения.

Далее, приведем эффективные инвестиционные решения, связанные с изменением и дополнением внутреннего содержания программы, способствовавшие решению 11

11

ISSN 2312-9778

проблемы эффективности инвестиций, внедрению источников финансирования:

- при подготовке предложения отмечалось несоответствие его формы и содержания порядку разработки и реализации программ Союзного государства, отмечены факторы, препятствующие реализуемости назначенных сроков, в связи с которыми требуется уточнение и обоснование его разделов, а также увязанность с объемами возможного финансирования из бюджета Союзного государства. Представленные направления носят предварительный характер, что не отвечает требованиям действующего порядка о конкретности программных мероприятий и их целевом финансировании, не позволяет достоверно оценить проектируемую потребность в финансовых ресурсах, и ставит под сомнение обоснованность финансовых показателей программы и реальность сроков реализации, не исключает дублирования с федеральными целевыми программами;

- количественные значения показателей экономической эффективности необходимо обосновать проектами торговых соглашений на период реализации программы, вместе с тем, постпрограммный период следует рассматривать в качестве гипотетического для оценки эффективности государственных вложений, изменение названия может быть поддержано, если это изменение сохранит суть и содержание программных мероприятий и увязано с целями ее осуществления, изменение срока реализации программы с передвижкой на два года не поддержано, так как в бюджете предусматривалось ее финансирование, предложено исключить новый раздел программы с финансированием за счет кредитов, привлекаемых из коммерческих кредитных организаций, так как работы предусмотрены в других мероприятиях программы;

- представляется неправомерной постановка вопроса о продлении срока реализации подпрограммы на один год с целью получения субсидий из бюджета Союзного государства на покрытие части платежей за кредиты, так как подпрограммой предусмотрено выделение бюджетной ссуды на изготовление опытных образцов и освоение производства новой техники и оборудования;

- методической основой по расчету эффективности программного бизнес-плана послужили метод движения финансовых потоков, балансовый метод, при этом в таблице финансовых потоков показаны расходы на административно-управленческий персонал, однако его численность отсутствует, кроме того величина баланса денежных средств в течение двух кварталов разных лет отрицательна;

- предложенные мероприятия, не смотря на актуальность задачи, не могут являться предметом для разработки программы Союзного государства, так как фактически предполагают выделение бюджетных средств на инвестиционные нужды акционерных обществ, выпускающих продукцию гражданского назначения, что приведет к нарушению конкурентной среды и создаст преференциальные условия для отдельных предприятий.

Решения перечисленных задач повысили эффективность инвестиций в воспроизводство основных фондов государств-участников, способствовали сокращению экономического ущерба от задержки финансирования, нахождению кратчайшего пути согласования, формированию ежегодного эффективного портфеля программ, не позволив утвердить недоработанные варианты решения проблем. Полагаем необходимым распространить эффективные решения на методологию федеральных программ и проектов.

12

Научно-практический журнал “Управление и экономика вXXI веке" № 2/2014

В целях повышения эффективности инвестиционные программы целесообразно оптимизировать посредством отбора наилучшего варианта плана мероприятий. Достижение максимума критерия эффективности может происходить в результате удовлетворения интересов плана программных мероприятий, составляющих предложение, отстаиваемыми государством и рынком приоритетами, которые определяют эластичный спрос.

Принятые инвестиционные решения позволили дове сти до завершения программы, не привели к их закрытию, предотвратили риски неэффективного использования государственных инвестиций, в том числе зарубежных. На основании этого, можно предполагать, что инвестиции из бюджета Союзного государства будут возвращаться в национальные бюджеты из налогов от реализации внедренной на рынок продукции союзных программ.

Литература

1. Бузырев В.В. Выбор инвестиционных решений и проектов: оптимизационный подход/В.В. Бузырев, В.Д.Васильев, А.А.Зубарев; М-во образования Рос.Федерации Тюм.гос.архитектур.-строит.акад.Спб.: Изд-во С.-Петерб. Гос. ун-та экономики и финансов, 2001.

2. Вашанов В.А. Россия-СНГ: экономические отношения. М.: Издательский дом «АЛВО» финансово - промышленной корпорации «Би-ГАЗ-Си». 2002.328с.

3. Калугин В.А. Многокритериальные методы принятия инвестиционных решений Спб: Химиздат, 2004, 210 с ил..21 см.

4. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений. Пер. с англ. Под ред. А.Н.Шохина. М. :Банки и биржи, 1997.

5. Черноруцкий И.Г. Методы принятия решений.- СПб.: БХВ - Петербург, 2005. -416 с.: ил.

6. Чернявский В.О. Эффективность экономических решений. (Очерки по вопросам совершенствования и оптимизации планирования). М., «Экономика», 1965. 255с.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.