Научная статья на тему 'Направления государственной поддержки малого предпринимательства Пензенского села'

Направления государственной поддержки малого предпринимательства Пензенского села Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Направления государственной поддержки малого предпринимательства Пензенского села»

полученные доходы от продажи нефтяных ресурсов государства можно, направив инвестиции в программы модернизации прибыльных хозяйств.

Целевое финансирование по вышеперечисленным программам из бюджета Союзного государства составляет не менее 1,0 млрд р. Государственными заказчиками определены Минсельхоз России, Роснаука, Росавиакосмос, Росгидромет.

Принятие государственных инвестиционных решений предполагает целенаправленную деятельность против срыва подготовки и выполнения программ, включающую формирование целей, постановку задачи принятия решений, выбор наилучшей из имеющихся взаимоисключающих альтернатив. Типы нарушений экономического пространства связаны с проявлением фактов невыполнения правил формирования доходов и реализации расходов, обслуживания кредитов, а также бездействия или незаконных действий, нарушающих правила возврата долгов, исполнения закона о бюджете.

Управление программами с участием России требует принятия важных государственных инвестиционных решений по корректировке, координации, планированию, контролю, учету, регулированию. Эти функции направлены на согласование проектов, осуществление необходимой организованности движения финансовых, материальных, трудовых ресурсов, отыскание компромиссных решений, смягчение и разрешение конфликтов и противоречий. Обобщение и оценка результатов управления обеспечивают связь принятых государственных решений с ответственностью государственных заказчиков и исполнителей мероприятий программ. Планирование и маневренность инвестициями, предполагаем, взимосвязаны. Это средство повышения их эффективности. Маневренность проявляется посредством создания запасов материально-денежных ресурсов, наличие которых и количество позволяет приспособиться к таким ситуациям случайного характера, как непредвиденное повышение цен, перебои снабжения, сбои и задержки выделения и поступления средств на счета исполнителей. Обеспечение маневренности связано также с формированием многоцелевых инвестиционных фондов, способных финансировать мероприятия в зависимости от продвижения других мероприятий, возникающих в такие периоды, как неутверждение в срок очередного бюджета. Маневренность инвестиций достигается также в результате создания заделов между первоочередными комплексами работ по этапам и мероприятиями, позволяющими достичь цели программы меньшими затратами, и вместе с тем методами предоставления отсрочки по выданным кредитам, переоформления задолженности.

Продление срока программы на один год как эффективная мера экономии дополнительных бюд-

жетных инвестиций устраняет их перерасход. В соответствии с установленным порядком программы утверждаются на определенный срок. Однако в процессе их выполнения происходит существенное отставания графика работ и освоения выделенных средств. Продление срока программы на один год не влечет перерасхода и приносит союзному бюджету потенциальную экономию средств в сумме приведенного на момент принятия решения недополученного исполнителями остатка средств с учетом прогнозируемого индекса цен производителей промышленной продукции в очередном году, одновременно компенсируя потери исполнителей по заключенным договорам за счет увеличения времени выполнения программных мероприятий.

Реструктуризация задолженности исполнителей программы по кредитам возникает в связи с переоформлением договорных обязательств, связанных с их ненадлежащим исполнением. Достигнутая экономия средств за счет переоформления графика платежей исполнителей программных мероприятий позволяет мобилизовать активы на выплату задолженности без проведения банкротящих мер, решить проблему нехватки оборотных средств, одновременно повысить ликвидность и эффективность инвестиций.

Задача ритмичности инвестиций и регулирования финансовых потоков последовательно решается по мере нахождения причин, которые вызвали нарушения их распределения. Ритмичность инвестиций зависит от своевременности принимаемых решений. Для выравнивания ритма платежной системы возрастает значение координации и регулирования как способов воздействия на среду интересов, согласование планов, разрешение противоречий и конфликтов при распределении ресурсов. Вместе с тем важное место уделяется контролю за исполнением управленческих решений.

Решение перечисленных задач оказало влияние на рост эффективности инвестиций в воспроизводство основных фондов государств-участников Союзного государства, способствовало сокращению экономического ущерба от задержки финансирования, уточнило и дополнило их программно-целевую реализуемость.

Рост агробизнеса невозможен в перспективе без массового переоснащения основных фондов, стимулирования сельских домохозяйств, круглогодичной занятости и заготовок, муниципального строительства. Назрела необходимость программного развития и организации строительных бизнес-проектов, снижения лизинговой ставки до 0%, закрепления права эффективной продажной цены производителя сырьевой сельской продукции, внедрения круглогодичной занятости на селе: в межсезонье - строить, в страду - бороться за урожай.

НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОГО СЕЛА

М.Ю. Федотова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственная академии

Развитие малого бизнеса последние несколь- государственного регулирования. Эффективное

ко лет является одним из важнейших направлений функционирование малых форм производства опре-

деляется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключением лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Малый бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса обозначены в законе № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Обычно по этим же направлениям осуществляется поддержка и на региональном и местном уровнях. Они включают в себя: льготное кредитование; льготное страхование; преимущественное право на получение заказов по производству продукции и товаров (услуг) для государственных нужд; поддержку внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса; производственно-технологическую поддержку субъектов малого бизнеса; поддержку субъектов малого бизнеса в области подготовки, переподготовку и повышение квалификации кадров; специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства.

Кроме того, субъектам малого бизнеса оказывается содействие в информационной сфере, может быть предусмотрен упрощенный порядок их регистрации, лицензирования и сертификации.

Деятельность малого бизнеса оказывает заметное воздействие на насыщение потребительского рынка Пензенской области товарами и услугами. В объеме производства продукции и услуг малых предприятий около четвертой части занимают малые предприятия торговли и общественного питания.

На достаточно высоких и передовых технологиях развивается сеть предприятий быстрого питания, открываются уютные кафе, бары, закусочные. Всего в области действует 7,2 тыс. малых предприятий, более 12,8 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. В малом бизнесе трудятся 77,6 тыс. человек. Объем производства работ (услуг) за 2004 г. составил более 15,7 млрд р., или на 41,1% больше уровня 2003 г.

Строительным бизнесом занята седьмая часть предприятий малого предпринимательства, которые занимаются ремонтом жилых и производственных помещений, строительством дачных домиков и коттеджей, ремонтом и строительством дорог. Их деятельность в основном сосредоточена на строительстве в сельской местности и оказании услуг населению.

Общее количество малых предприятий по Пензенской области с 1997 г. увеличилось на 20,7%, а в сельском хозяйстве - на 87,1%. Но удельный вес их невелик - всего лишь 2% от общего их количества.

Резервы роста малого предпринимательства велики. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы будет зависеть развитие всей экономики, и, в частности, сельской.

В соответствии с постановлением правительства Пензенской области от 6 декабря 2003 г. № 580-пП «О программе развития и поддержки малого предпринимательства в Пензенской области на

2003-2005 годы» были приняты соответствующие меры для развития малого бизнеса. На финансирование этих мероприятий в 2004 г. бюджетом Пензенской области было выделено 15,9 млн р.

По распоряжению правительства области от 28 апреля 2003 г. № 49-рП «О мерах по созданию рыночной инфраструктуры поддержки сельского предпринимательства» в муниципальных образованиях сельских районов Пензенской области созданы и активно работают районные агентства по развитию и поддержке малого предпринимательства и личных подсобных хозяйств. Принят закон «О предоставлении государственных гарантий Пензенской области по целевым заимствованиям районных и городских агентств по развитию и поддержке предпринимательства в Пензенской области» от 26.04.2004 г.

Регулярно проводятся заседания конкурсной комиссии при правительстве Пензенской области по отбору инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства с целью развития кредитно-финансовых механизмов и имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства из бюджета области, а именно возмещения части затрат на выплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. В 2004 г. было проведено восемь заседаний конкурсной комиссии, на которых признан победителем конкурсного отбора 31 инвестиционный проект по возмещению процентной ставки. Из них 8 проектов - по развитию хлебопечения, 15 проектов - по развитию малого бизнеса на селе.

По проблемам развития малого бизнеса в сельских районах области проводятся семинары с участием представителей органов местного самоуправления и руководителей районных агентств поддержки предпринимательства области, выездные совещания по проблемам активизации работы агентств поддержки предпринимательства, заседания попечительского совета Фонда поддержки малого предпринимательства.

За 2004 г. за счет средств областного бюджета профинансировано 13 проектов согласно представленным бизнес-планам на сумму 4,0 млн р. Из бюджета области выделено районным агентствам поддержки предпринимательства 7,5 млн р. на со-финансирование проектов, направленных на развитие сельского предпринимательства, в результате реализации которых были созданы новые рабочие места для 144 жителей села.

Также реализуются мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства на селе и личных подсобных хозяйств. Создано дополнительно, без привлечения бюджетных средств, 617 рабочих мест заготовителей сельхозпродукции.

Для совершенствования финансово-кредит-ной поддержки малого бизнеса в области действует Фонд взаимных инвестиций. Через фонд поддержки малого предпринимательства «Фора» предприниматели также получают финансовую помощь и поддержку.

В рамках территориальных программ реструктуризации и диверсификации деятельности крупных предприятий предоставляются в аренду малым предприятиям неиспользуемые основные фонды.

Информация о свободных площадях, которые можно использовать для целей предпринимательства, размещена на сайте правительства области в сети Internet. Для продвижения товаров и услуг на

рынки региона на выставках-ярмарках экспонируется продукция малых предприятий. Регулярно на сайте ММЦ «Пенза-Москва» появляются информация о развитии малого и среднего бизнеса региона и ценовой мониторинг по основным группам товаров.

Итогом поддержки сельского предпринимательства в 2004 г. стал рост числа малых предприятий в сельском хозяйстве по сравнению с предыдущим годом на 35,8%, численности занятых в этой отрасли -на 73,1%, выпуска товаров и услуг - в 1,5 раза.

В последние годы основная масса незанятых сельских жителей заполнила свободную и долго искусственно сдерживаемую сферу деятельности -личное подсобное хозяйство.

На данном этапе проведения реформ развитие личных подсобных хозяйств имеет большую социальную и общественно полезную значимость. Возросла их роль в снабжении населения продовольствием. За период с 1991 по 2004 г. удельный вес производства продукции в ЛПХ в общем ее производстве по Пензенской области увеличился с 35 до 43%, в том числе продукции животноводства с 25 до 52%. В хозяйствах населения области производится ныне подавляющая масса таких продуктов, как картофель (97%) и овощи (94%). В 2004 г. в них было произведено 56% мяса, 67% молока, 45% яиц.

В целях поддержки личных подсобных хозяйств в Пензенской области принята региональная целевая программа «Развитие личных подсобных хозяйств Пензенской области на 2002-2005 годы». В рамках ее реализации на проведение соответствующих мероприятий в 2004 г. из бюджета Пензенской области было выделено 7,6 млн р.

На 1 января 2005 г. «Программа по увеличению в личных подсобных хозяйствах граждан пого-

ловья крупного рогатого скота» выполнена на 111,0%. К соответствующему периоду 2003 г. поголовье КРС возросло на 4,3 тыс. голов. В личных подсобных хозяйствах к началу 2005 г. поголовье свиней составило 168,0 тыс. голов, что на 9,7 тыс. голов больше уровня 2004 г.

Наряду с ростом численности скота и его продуктивности в районах приняты меры к организации производства и закупок молока, скота и своевременности расчетов с населением за сданную продукцию. Программой предусмотрено произвести молока в личных подсобных хозяйствах в количестве 315,1 тыс. т, фактически произведено 334,7 тыс. т, или 106% к программе и 104% к уровню 2003 г. При этом произведено мяса скота и птицы на убой в живом весе 57,7 тыс. т, что составляет 121% к намеченным в программе и 109,6% к уровню 2003 г.

В целом по области за 2004 г. в расчете на 1 корову закуплено по 1 597 кг молока, что на 17 кг больше уровня 2003 г. Задание по закупкам молока у населения за 2004 г. в целом по области выполнено на 113,8%, или закуплено 153,9 тыс. т, рост к уровню 2003 г. составил 4,3%. Задание по закупкам мяса у населения в целом по области выполнено на 150%, его закуплено больше уровня 2003 г. на 4,7 тыс. т.

Большие надежды в Пензенской области возлагаются на разработанный в 2005 г. приоритетный национальный проект «Развитие АПК России», который включает три подпрограммы: «Развитие мясного животноводства», «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» и «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе».

ПРОБЛЕМЫ И МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ СИБИРИ

А.П.Сухоруков, к.э.н., зав. отд. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Негативное состояние экономики особенно ярко проявляется в состоянии сельского хозяйства: «Село живет сейчас примерно так, как в период коллективизации; если четыре года назад было на 30% бедности больше, чем в городе, то сейчас - на 80%; почти 40% продовольствия поступает с Запада; при вступлении в ВТО в первый же год сельское хозяйство потеряет около 4 млрд долл., объемы производства снизятся на 3%, экспорта - на 6%, импорт возрастет на 11%; таким образом, аграрный сектор ожидает резкое увеличение импорта, подавление собственного производства и рост безработицы» [1].

Такое состояние экономики производства и социального положения населения вызывает массовые недовольства экономически активного населения. Проблема устойчивого развития сельского хозяйства в целом и малых форм хозяйствования, в частности, ставит перед существующей системой управления и наукой задачу разработки стратегий развития на ближайшую и длительную перспективу, совершенствования существующего экономического механизма управления социально-экономическим развитием на различных уровнях - от региона до предприятия.

Для вывода товаропроизводителей малых форм хозяйствования из кризисного состояния необходимо учитывать следующее.

1. Научное обеспечение развитием товаропроизводителей малых форм хозяйствования должно основываться на содержании комплексной «Системы управления национальным хозяйством страны», а составной частью этой системы могут быть «Приоритетные программы развития АПК региона», их подразделом - «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе региона».

2. При разработке «Приоритетных программ развития АПК региона» и «Стимулирования развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе региона» необходимо определить роль и место товаропроизводителей малых форм хозяйствования, а именно:

1) целесообразность их образования на той или иной производственно-экономической территории;

2) какие проблемы они могут разрешить;

3) их место в системе производственно-экономических отношений товаропроизводителей на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.