Научная статья на тему 'Проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства на селе'

Проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства на селе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственной поддержки развития малого предпринимательства на селе»

достаточно эффективны. Из-за отсутствия обоснованных механизмов распределения средств государственной поддержки значительная часть выделяемых средств достается посредникам и крупным хозяйственным структурам. Для малых форм хозяйствования коммерческий кредит является пока труднодоступным в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры товарного и кредитного обеспечения.

Система государственной поддержки малого сельского предпринимательства должна быть комплексной и включать подсистемы: нормативноправового обеспечения; финансово-кредитной поддержки; материально-технической поддержки; обеспечения развития кооперации и интеграции малых и средних сельских предпринимателей; инфраструктурного обеспечения; обеспечения развития сельского самоуправления; информационной и кадровой поддержки.

В основу стратегии государственной поддержки МСП целесообразно положить программноцелевой подход. Программы развития малого бизнеса необходимо формировать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, кроме того они должны быть согласованы с программами развития территории. В финансировании таких программ необходимо не только использовать бюджетные средства, но также привлекать средства крупных предпринимателей и спонсоров.

Координировать процесс поддержки и развития малого агробизнеса целесообразно из единого центра. Такие центры поддержки малого агробизнеса уже действуют в ряде регионов.

Следует подчеркнуть, что в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006-2007 гг. реализуется важное направление «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». Это направление осуществляется посредством двух основных мероприятий.

Первое их них имеет целью расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств и создаваемых ими потребительских кооперативов. В этой связи впервые намечено осуществить 100%-ное субсидирование процентной ставки по кредитам, причем 95% ставки субсидируются из федерального бюджета и 5% - из бюджета субъекта РФ, в котором находится хозяйство. На реализацию этого мероприятия в 2006 г. выделяется 2,9 млрд р. бюджетных средств. Уже в текущем году этой льготной

формой кредитования смогут воспользоваться порядка 6 тыс. К(Ф)Х и около 200 тыс. ЛПХ населения.

Второе мероприятие нацелено на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития сельской кредитной кооперации и структур по переработке сельхозпродукции, производимой К(Ф)Х и ЛПХ населения. Для развития сети указанных потребительских кооперативов предусмотрена выдача Россельхозбанком льготных кредитов. При этом Россельхозбанк с его развитой сетью филиалов в регионах определен основным исполнителем этого мероприятия, а его уставный капитал будет увеличен на 9,4 млрд р.

Выполнение данного мероприятия обеспечит создание до 1 550 потребительских кооперативов, в том числе 1000 заготовительных и скабженческо-сбытовых и 550 - перерабатывающих.

По данному направлению предусмотрено также выделение финансовых средств на развитие и поддержку системы сельской кредитной кооперации, что в итоге обеспечит создание до 1 тыс. сельских кредитных кооперативов.

Реализация национального проекта предусматривает создание системы земельно-ипотечного кредитования, необходимость которого в современных условиях давно назрела.

Вместе с тем, по нашему мнению, перечень приоритетных направлений по сельскому хозяйству целесообразно было бы расширить, а сельское хозяйство должно стать приоритетным национальным проектом не на два ближайшие года, а постоянно.

В целом реализация рассмотренных направлений позволит в перспективе создать необходимые условия для эффективного функционирования малого сельского предпринимательства.

Литература

1. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2005 году / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2006.

2. Гордеев, А. В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» /А.В. Гордеев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 2.

3. Петриков, А.В. Политика сельского развития в России: проблемы и приоритеты/А.В. Петриков// Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социальноэкономической стабильности России. - М., 2006.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СЕЛЕ

С.В. Герасименкова, преподаватель Брянского государственного университета

В современных условиях в нашей стране заложены основы многоукладное™ аграрной сферы, в ней осуществляют деятельность как крупные сельскохозяйственные предприятия различных организационноправовых форм, так и мелкие формы хозяйствования, представленные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, малыми сельскохозяйственными организациями, хозяйствами населения, потребительскими кооперативами различной специализации.

В результате разнонаправленных тенденций развития в коллективном и индивидуальном секторах преобладающая часть валовой продукции сельского хозяйства в Брянской области, как и в РФ в целом, производится в хозяйствах населения. В области на 1 января 2005 г. в личных подсобных хозяйствах было занято 248,2 тыс. граждан, за ними закреплено 138 тыс. га сельскохозяйственных угодий, содержалось крупного рогатого скота 76,3 тыс. голов (78,2% всего

поголовья). Имея в своем пользовании 13,4% пашни, их доля в валовой продукции сельского хозяйства области составляет 74,5%. В этот же период в области функционировали 835 крестьянских (фермерских) хозяйств, в пользовании которых находится 2,5% пашни, удельный вес производимой ими продукции -1,9%. При этом в мелкотоварном секторе сосредоточено производство 15,2% зерна, 95,1% картофеля, 88,4% овощей, 61,1% молока, 73,6% мяса в убойном весе, 32,6% яиц.

И хотя статистические данные свидетельствуют об увеличении масштабов производства продукции именно в хозяйствах населения и К(Ф)Х, однако ресурсы в значительной степени заимствуются из коллективных хозяйств. Об этом свидетельствует низкий уровень материально-технического обеспечения малых форм предпринимательства. Если в коллективных хозяйствах Брянской области на 1 тыс. га пашни приходится 6,6 шт. тракторов, то в личных подсобных хозяйствах этот показатель составляет 1,2 шт., в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 4,2 шт. При том, что 93,3% посевов картофеля сосредоточено в хозяйствах населения, на 1 тыс. га площади здесь приходится 2,8 шт. картофелеуборочных комбайнов, в то время как в сельскохозяйственных предприятиях - 6,8 шт. Аналогичная ситуация обстоит и с их обеспеченностью складскими, производственными и ремонтными помещениями. Договорные же отношения на возмездную аренду технических средств и производственных помещений практически не развиваются (за три года в области между сельскохозяйственными предприятиями и владельцами хозяйств населения, главами крестьянских (фермерских) хозяйств заключено всего 87 таких договоров).

Нельзя не отметить значительную экономическую роль мелкотоварного сектора в продовольственном обеспечении населения, однако в большей мере следует учитывать социальную функцию малого предпринимательства в налаживании условий устойчивого развития сельских территорий, связанного с обеспечением занятости и доходов населения, сохранением и развитием сельского образа жизни, культуры, социального и экологического контроля.

Вместе с тем в настоящее время существует множество проблем и трудностей их деятельности, поскольку деформации в функционировании экономического механизма аграрного сектора, такие, как высокий диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленные средства производства, материально-технические ресурсы, неудовлетворительное состояние финансового обеспечения производства, недостатки системы налогообложения, нарушение платежной дисциплины, касаются всех без исключения сельскохозяйственных производителей. Поэтому особую актуальность приобретает проблема формирования особой социально-экономической среды, при которой возможно развитие и функционирование всех форм хозяйствования в равных условиях, с ориентацией на максимально эффективное использование потенциала, дифференциацией их роли в продовольственном обеспечении населения и решении социальных общественных задач. Отмеченные проблемы необходимо учитывать при разработке основных направлений государственного регулирования отрасли. В отношении мелких форм

хозяйствования поддержка должна быть направлена прежде всего на обеспечение сельскохозяйственной занятости.

Общеизвестно, что существующая система дотаций, компенсаций и субсидий из бюджетов различного уровня ориентирована на крупных сельскохозяйственных производителей. В отношении крестьянских (фермерских) хозяйств меры бюджетной поддержки развиваются незначительно; так, хозяйствами Брянской области в 2004 г. из федерального бюджета было получено 1,2 млн р., из областного -3,8 млн р. в виде субсидий на поддержку элитного семеноводства и субсидий на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Несмотря на значимость личных подсобных хозяйств в продовольственном обеспечении Брянской области, они в качестве получателей средств в процессе распределения субсидий из федерального и регионального бюджетов не учитываются. В области с целью повышения эффективности функционирования названных форм хозяйствования разработаны целевые программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 2001-2005 годы» и «Развитие личных подсобных хозяйств Брянской области (2004-2006 годы)». Первоначальный лимит финансовых средств по первой программе планировался в объеме 106,9 млн р., в том числе 48,1 млн р. средств областного бюджета, 55% собственных средств. Кроме того, программа финансирования фермеров лишь систематизирует мероприятия их поддержки в процессе реализации существующих программ, за исключением выплат единовременных пособий семьям, переселившимся в сельскую местность (за четыре года реализации программы по данному направлению выплачено лишь 47,8% лимитируемых средств). В процессе реализации второй целевой программы в области проведены разъяснительные мероприятия по доведению до владельцев личных подсобных хозяйств основных положений программы, предусматривающей выделение средств на выплату субсидий за реализацию молока сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям, развитие искусственного осеменения и ветеринарного обслуживания коров, приобретение семенного картофеля. В ходе реализации программы в 2004 г. освоены бюджетные средства в размере 19,4 млн р., что на 15% превышает установленный лимит, при этом наибольший удельный вес 62,4% приходится на выплату субсидий за реализацию молока базисной жирности, в среднем по области размер субсидии на 1 корову составил 414,5 р.

Следует отметить, что проводимые мероприятия в основном носят разрозненный, хаотический характер, не охватывают в полной мере всех участников малого предпринимательства и не оказывают существенного влияния на повышение экономической и социальной эффективности их деятельности. Именно поэтому мероприятия государственной поддержки мелкотоварного сектора аграрной экономики должны иметь концептуальную системную основу. Первоочередным направлением поддержки должно стать содействие кооперации и рыночной интеграции малых форм предпринимательства с целью развития инфраструктуры, повышения уровня товарности продукции и денежных доходов населения. Для Брянской области характерен низкий уро-

вень развития сельскохозяйственной кооперации, практически не развиты ни снабженческие, ни кредитные, ни сбытовые кооперативы, это, возможно, связано с низкой правовой образованностью, с отсутствием практических навыков организации таких структур, со слаборазвитой инициативой «снизу» и недостаточной поддержкой со стороны органов государственной власти.

Следует продолжить практику субсидирования процентной ставки по кредитам предприятиям, привлекаемым для закупки сельскохозяйственной продукции, а также применение государственного заказа на закупку сельскохозяйственной продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств для закрытых учреждений с предоплатой.

На начальном этапе особого внимания заслуживает применения механизма бюджетной поддержки мелких сельскохозяйственных производителей по двум взаимосогласованным направлениям: в рамках существующих целевых региональных программ с введением квот по группам сельскохозяйственных товаропроизводителей и по отдельным строго специализированным целевым программам. Существенное значение при реализации политики поддержки мелкотоварного сектора имеет развитие местного самоуправления. В Брянской области выборы в органы местного самоуправления были проведены в сентябре текущего года, всего было соз-

дано: муниципальных образований — 289, муниципальных районов - 27, городских округов - 7, городских поселений - 30, сельских поселений - 225. В двух районах области был проведен опрос глав сельских муниципальных образований о том, какие проблемы поднимают они в своей деятельности, лишь 3 человека из 24 опрошенных отметили как первоочередную задачу подъем и развитие сельскохозяйственного производства, 14 глав сделали вывод о том, что сельское хозяйство на данном этапе не располагает резервами повышения эффективности и не имеет перспектив развития.

Важнейшее значение имеет повышение уровня социального развития сельских территорий, которые находятся в крайне неблагоприятном положении. Особые надежды возлагаются на итоги реализации целевой программы «Социальное развитие села на 2003-2010 годы». В целом по программе за 2003-2004 гг. освоено 347,7 млн р. по всем источникам финансирования, из общего объема инвестиций доля средств федерального бюджета составила 10,6 млн р., областного и местных бюджетов -216 млн р. Однако, несмотря на относительно положительные итоги в течение двух лет, ход реализации программы имеет множество недостатков, общий объем инвестиций составил лишь 38,6% от запланированного уровня.

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В АПК

Л.А. Киркорова, доц., О.В. Медведев, к.т.н., науч. сотр. Института экономики и управления Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

Малые и средние предприятия являются в настоящее время двигателем экономики развитых стран. Они являются существенным источником создания рабочих мест, предпринимательского духа и инноваций, конкурентоспособности экономики страны. В ЕС малые предприятия (до 50 человек) дают 38,7% добавочной стоимости и занимают 48,9% рабочих мест; средние (до 250 человек) соответственно 18,2% и 17%.

Развитие малого предпринимательства особенно актуально в сельских территориях нашей страны из-за оттока кадров, особенно активной их части, и отсутствия необходимых современных производственных фондов [1]. В данном направлении принимались многочисленные меры; так, в начале 90-х гг. для создания крестьянских хозяйств применялись упрощенная процедура организации и выделения земли, кредитов, техники, единовременных пособий. В 1993 г. начали создаваться за счет госбюджета учебно-опытные крестьянские (фермерские) хозяйства, предназначенные, в основном, для практической подготовки фермеров. Данные и последующие меры не принесли желаемых результатов, в частности учебно-опытные хозяйства оказались по большей части недостроенными и не смогли выполнять своего назначения. Важнейшей причиной такого результата явилось отсутствие системного подхода, который должен обеспечить надежность и эффективность инвестиций и устойчивое развитие предпринимательства на их основе.

В Германии, одной из наиболее развитых стран ЕС, существует до 30 программ поддержки фермерских хозяйств. Для получения доступа к этим программам и другим многочисленным льготам фермер должен иметь государственное признание (статус), пройдя обучение в специальном образовательном учреждении и производственную практику в двух-трех фермерских хозяйствах. Руководители хозяйств, проводящие такое практическое обучение, имеют звание (статус) мастера. Размеры господдержки фермерских хозяйств в развитых странах значительно выше, чем в нашей стране [2], причем одна из основных тенденций в мировой практике - адресная поддержка хозяйств.

Малое предпринимательство в сельском хозяйстве нашей страны еще более нуждается в инвестициях, так как требует создания современной производственной базы и в связи со вступлением России в ВТО. Ввиду сравнительной ограниченности госбюджета следует на начальном этапе инвестировать наиболее успешно действующие предприятия, обеспечивая надежность и эффективность вложений, что также соответствует современной мировой практике [3]. При этом

должна быть создана надежная основа развития предпринимательства в АПК с учетом необходимости кооперации предприятий, подготовки кадров и развития сельских территорий.

Предлагается системный подход к развитию малого предпринимательства в АПК, где под субъек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.