Научная статья на тему 'Инновационные подходы к исследованию управления персоналом'

Инновационные подходы к исследованию управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к исследованию управления персоналом»

Катасонов С.В.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В настоящее время вопросы управления персоналом рассматриваются достаточно подробно в различных направлениях науки. Но в современных условиях односторонний (с позиции одного из разделов или направлений науки) подход не всегда позволяет, добился поставленных целей (количественная составляющая) и устойчивой мотивации (качественная составляющая) персонала.

Управление представляет собой постоянное чередование функций планирования, организации, контроля, объединенные целевой и мотивационной функцией (рис 1).

Рис 1. Функции управления.

Если рассматривать любую локальную социально-экономическую систему с позиции деятельностных функций персонала, то можно представить их в виде страт (рис 2), исходя из общепринятого принципа пирамиды по обобщенным уровням формализации деятельности.

Необходимость формализации деятельности, разделение ее на уровни, для эффективного управления персоналом, возникла на заре индустриализации благодаря открытию Адама Смита - любую самую сложную операцию можно разбить на множество мелких. Технологически изготовление деталей (оказание услуг) происходило в соответствии с оговоренной последовательность действий - графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей на последующую операцию). На данные работы привлекались работники (исполнители) низкой квалификации, обладающие иными (непрофильными) навыками. Необходимость управления этими людьми привело к появлению многоуровневой системе управления (школ менеджмента) требующей высокой управленческой квалификации, в основу которой положены принципы управления А.Файоля. С ростом объемов производства все усложняющаяся структура управления привела к росту объемов документации, и применения принципов классической бюрократической структуры М. Вебера. Использую принципы научного подхода рассмотрим специфику каждого уровня деятельности в рамках целевого подхода и мотивации.

Рис 2. Страты деятельности персонала.

Условно выделяем 4 страты (Снизу вверх):

1 страта. Исполнители - основной и вспомогательный рабочий персонал. Формализованная целевая функция сводится к исполнению деятельности распределенной особым образом (специализация исполнителей) на основании полученных распоряжений, указаний распределения работ, и т.д. Непосредственная прямая и обратная связь (коммуникации) обеспечивает высокую скорость исполнения и контроля. Мотивация персонала в основном определяется стимулирующими методами, ориентированными на объем выполняемой работы, не требующей высокого уровня образования и культуры. Исходя из принципов А.Смита, работник получал вознаграждения за выполненную работу вне зависимости от конечных показателей совокупного продукта системы (производства) и ее рыночной потребности. (Работа сделана - заплати, а что потом не наши проблемы). Заказ на работу формируется сверху.

2 страта. Техники - низшее руководящее звено (бригадиры, мастера, прорабы и т.д.). Целевые функции - руководствуясь заранее разработанными алгоритмами деятельности в виде проектов, программ, графиков и т.д. осуществлять оперативное руководство выполнением деятельности исполнителями. С позиции комуникативности техники с одной стороны работают в режиме прямого взаимодействия со специалистами (прием и передача алгоритмов), с другой стороны осуществляют непосредственное руководство исполнителями. Наличие разноуровневых коммуникаций обеспечивает своевременный взаимоконтроль действий. Техники - низшее руководящее звено (бригадиры, мастера, прорабы и т.д.). В этом случае к стимулирующими методами, ориентированным на объем выполняемой работы. В рамках стимулирования добавляется еще разного рода надбавки за руководство и ответственность, но мотивационные принципы вознаграждения и заказа, аналогичные исполнителям, сохраняются. Естественно техники отвечают за свой участок работы, заинтересованы в соблюдении установленных показателей деятельности но не конечном результате работ.

3 страта. Специалисты - среднее руководящее звено. Целевая функция исходит из принципа тактического планирования и организации работ, в рамках основной стратегии деятельности исходя из миссии

организации. На основании целевой функции производится проектирование алгоритмов деятельности. При проведении проектных работ специалистами производится анализ внешних и внутренних факторов, рассчитываются промежуточные или конечные показатели этапов деятельности необходимые для осуществления контроля исполнения, последующей корректировки или выработки новых алгоритмов. Механизмы коммуникаций обеспечивают тесное взаимодействие предпринимателя со специалистами в процессе постановки задач, проектирования и исследования внешних и внутренних факторов. Несмотря на уровень решаемых задач, сохраняется принципы материального стимулирования, при декларируемой заинтересованности в конечном результате. Учитывая, что функции контроля и построения системы в руках специалистов (среднее управленческое звено) нетрудно предположить что их интерес к конечному результату определяется их выгодой, на основании ими же выработанных показателей утвержденных руководителем. При этом она определяется субъективными факторами отношений между работодателем (заказчиком) и работником (специалистом), что принципиально не влияет на рыночные интересы производства.

4 страта. Предприниматели (высшее руководящее звено) обладают высокой мотивацией не только в конечном результате деятельности но в исполнении сформированной ими миссии на основании которой, они вырабатывают стратегии деятельности предприятия, осуществляет постановку задач специалистам на выработку технического задания, проведение проектных работ, мониторинга внешних и внутренних факторов производства и т.д.

Для анализа динамических систем управления персоналом наиболее оптимально использование методов моделирования, в том числе последовательной итерации. Построение моделей осуществляется адекватно различных аспектов рассматриваемых вопросов.

При этом динамические системы в образовании рассматриваются как управляемые (или как системы управления) и их возможно разделить на три составляющие:

1. Технология производства - идеальная модель созданная с полным учетом технологических особенностей производства и производственных отношений (по сфере производства, услуг и т.д);

2. Процесс принятия управленческих решений - как идеальная модель выполнения клерком (управленцем) своих функций по работе с документами, фиксирующими и регулирующими процесс производства. При некоторых условностях эту модель можно считать каркасом (сетью) систем управления.

3. Социальные процессы, влияющие на ход принятия решений - как модель отношений между людьми или сотрудниками. Расчет модели ведется по методике социальных опросов и прогнозов.

Создавая модель, исследователь "познает" систему, т.е. выделяет ее как объект изучения из окружающей среды и строит ее формальное описание в соответствии с поставленными целями, задачами и имеющимися возможностями. В дальнейшем он анализирует систему через поведение модели, ее свойства, состояния, возможные изменения, разрешенные и запрещенные формы существования и т.п. При этом исследования модели дают нам информацию для прогнозирования поведения системы, характеристики траекторий развития, тенденций и т.д.

Все эти методы и средства применяются в настоящее время, с использованием математического аппарата основанного на геометрии плоскостей (Эвклидова геометрия). В качестве приведенных величин определяется единый масштаб времени и одно фиксированное пространство.

Используя базовые понятия ранее известных методов, формируем комплексный подход к процессам исследования, построения, проектирования моделей, используя принцип от общего к частному.

Первой производной динамической многофакторной системы является трехмерная модель, где опорная точка (нулевая) задается исходя из целей исследования.

Область исследования и описания системы -в данном случае управления персоналом - задаются самим процессом исследования и постановкой задачи. Изменение ситуации в объекте ведет к привнесению изменений в мир и возникает обратная связь, так называемая спираль времени, Поскольку предметом исследования являются динамические социально-экономические системы, которые могут быть представлены в виде пространственной модели, используя системный подход и методы научного исследования, строим модель системы.

Динамическая многофакторная система состоит из множества объектов и связей между ними, используя методы допущения и абстракции, представляем как некие объекты, обладающие определенными взаимосвязанными характеристиками.

Используя Метод математического анализа расположим полученный объект (исследуемую ситуацию), трехмерной системе координат с точкой 0 - начало исследования (рис 3) .

Рис 3. Исследуемая ситуация и пространство показателей.

Динамическая многофакторная система управления персоналом состоит из множества объектов и связей между ними. Наиболее рационально рассматривать ее в трех основных группах показателей (рис 2):

законодательные и нормативные акты (задающие рамки деятельности персонала) - плоскость (НПА -X0Z,);

финансово - экономические показатели (как показатели эффективности деятельности пресонала) -плоскость (ФЭП - Х0У,);

социально-психологические отношения(конфликтность пресолнала) - плоскость (СПО - Y0Z,.)

Возникает вопрос размерности при проведении исследования. В данном случае наиболее рационально использовать принцип дискретности исследования динамических процессов - т.е. по осям 0Х, 0Y, 0Z от-

кладывается отрезок времени ^ (соответственно ^х; tYl; ^х;), в течение которого ситуация принципиально не меняется (рис 2).

Ограничив размерностью (0txl; 0tYl; 0tZl;) выбранные плоскости получаем «экраны», на которых проецируется внешние и внутренние факторы, влияющие на исследуемую ситуацию (рис.4).

Рис 4. Ситуационные экраны.

Рассмотрим основные принципы использования «экранов» в следующих режимах используя Метод допущения, или "при прочих равных условиях":

с одной стороны исследуемая ситуация рассматривается как внутренняя (замкнутая) система взаимоотношений во временных условиях (0- t) экономики (ФЭП), правового поля (НПА) и менталитета персонала

(СПО).

С другой стороны исследуется внешнее воздействие на исследуемую систему, при этом внутренняя система взаимоотношений считается стабильной (ФЭП, НПА, СПО). Данные методы могут рассматриваться как система комплексных маркетинговых исследований.

Применяя методы анализа, рассмотрим исследуемую ситуацию в виде проекций параметров описывающих ее (рис 5), спроецированных на плоскости по группам (по внутренним и внешним факторам).

где:

плоскость НПА - нормативно - законодательных актов ( Xtxl; 0; ZtZl) - проекция на плоскость основных внешних факторов (А1,А2, ... А1.) в виде перечня (законодательные и нормативные акты), и внутренних правовых факторов ( а1,а2, ... а1.)

плоскость ФЭП - финансово - экономических показателей, ( Xtxl; 0; YtYl) - проекция на плоскость ос-

новных внешних (В1,В2, ... В1.) и внутренних (в1,в2,...в1) финансово- экономических показателей деятельности фирмы;

плоскость СПО - социально психологических показателей (YtYl; 0; ZtZl) - внешние (С1,С2, ... С1.) и

внутренние (с1,с2, ... сл_. ) факторы социально-психологических отношений в виде перечня.

Рис 5 . Проекции параметров описывающих исследуемую ситуацию.

Рассмотрим более подробно принципы построения модели как взаимодействие внешних и внутренних факторов на примере фирмы (предприятия) работающего в условиях рыночной экономики.

Плоскость НПА - нормативно - законодательных актов (Xtxl; 0; ZtZl)

Внешние факторы при анализе ситуации внутри фирмы рассматриваются как особого рода постоянно воздействующие константы действующие на фирму (в том числе земное тяготение) , но исходя из принципов актуальности выбираем более значимые к которым можно отнести :

А1 - Декларация прав человека

А2 - религиозные каноны (библия, Коран, и т.д.)

А3 - Конституция

А4 - Законы государства

А5- иные государственные регламентирующие и правовые акты (инструкции, письма, постановления и т.д. в том числе и местных органов власти)

Внутренние факторы могут быть переменными величинами (но в процессе исследования используется принцип допущения)

а1 - Устав предприятия,

а2 - положение о структурном подразделении

а3 - должностная инструкция

а4 - контракт

а5 - нравственные критерии личности

Плоскость ФЭП - финансово - экономических показателей,( Xtxl; 0; YtYl) - в качестве основных внешних (В1,В2, ... В1.) используются в основном макроэкономические показатели мировой, государственной,

региональной экономик, например:

В1 - Валовой внутренний продукт В2 - коэффициент инфляции

В3 - коэффициент деловой активности и т.д.

В качестве внутренних финансово-экономических показателей деятельности фирмы используются микроэкономические показатели например:

Ь1 - выручка Ь2 - прибыль

Ь3 - рентабельность и т.д.

Плоскость СПО - социально психологических показателей (YtYl; 0; ZtZl) - внешние показатели могут

рассчитываться исходя из проводимых социальных исследований где С1 - Религия

С2 - идеология правящей партии или оппозиции,

С3 - менталитет населения,

С4 - общественное мнение и т.д.

внутренние вполне могут быть факторы социально-психологических отношений, например: с1 - показатель конфликтности, с2 - количество группировок с3 - лидерские качества и т.д.

При исследовании и анализе ситуации чаще всего используются ведомственные показатели, методика работы, с которыми достаточно проработаны в различных источниках.

В конечном варианте мы получаем описательную пространственную модель ситуации, представляющую собой систему учитывающую механизмы взаимовлияния каждого из изменяемых параметров по плоскостям.

Для решения проблем необходимо определить ключевую точку, определяющую ситуацию - область возмущения. Соответственно проекции этой области возмущения дадут на проекциях точки возмущения.

Исходя из принципов системного подхода - система состоит из элементов и связей между ними соответственно, в разработанной модели в качестве элементов используются точки возмущения -проекции (А, а, В, ^ С, с), области возмущения. Связи позволяют определить изменения по каждой плоскости и рассмотреть их во взаимосвязи.

Таким образом, после предварительного описания внешних и внутренних факторов, анализа их взаимодействия, рассматривается межфакторное взаимодействие и взаимовлияние проекций области возмущения (точек возмущения) (рис.6).

Финансовоэкономические показатели (ФЭП) ВНЕШНИЕ. Внутренние

X

' К -----------'^ЧА)

Нор матив н о -пр ав ов ы е

Перечень нормативно -правовых актов (НПА) ВНЕШНИЕ. Внутренние

Финансово-

А1

А2

а1.

а2.

В1

В2

показатели

экономические

ВІ

Аі

аі

В1

Очаги

возмущения

НПА -Точки возмущения

рис 6. Проекции параметров описывающих желаемую ситуацию как идеальную модель. где дополнительно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Направление исследуемых соотношений между ФЭП, НПА, СПО,

Проводя исследования (в рамках построения идеальной модели), мы ведем его в пространстве экранов по разным направлениям. Например, за базовую точку может быть взята любая из проекций, например, принятый нормативно-законодательный акт, оказывает влияние на социально-психологические показатели, что приводит к изменению финансово-экономических параметров. (Движение по часовой стрелке). Но, следуя основным принципам системного подхода рассматриваем обратную связь: принятый нормативно-

законодательный акт, вызывает одновременно изменение финансово-экономических показателей, что в свою очередь вызывает изменение социально-психологических отношений (Движение против часовой стрелки) Это может быть от общего к частному затем от частного к общему, или параллельное исследование от разных отправных ситуаций). Такая технология позволяет выявлять ошибки анализа, по ходу процесса исследования, тем самым, снижая вектор погрешностей до приемлемого уровня.

Полученная идеальная модель может быть отнесена к аналитической модели текущего периода.

Для расчета идеальных (прогнозных) моделей применяя метод синтеза строим идеальную модель желаемой ситуации, и в последующем после совмещения в проектной модели рассматриваем направления перехода от существующей описательной модели, к идеальной прогнозной, используя принципы пошагового моделирования всех необходимых и возможных моделей при внесении изменений по каждой проекции с учетом их взаимовлияния.

В дальнейшем, используя различные апробированные наукой методы в том числе, математического моделирования, применяя принципы матричной алгебры и интегрального исчисления (корреляции) производим расчет взаимовлияния величин по каждому из экранов.

При исследовании динамических процессов в социально-экономических системах управления персоналом, используем принцип дискретности - представляем процесс в идее определенных этапов с граничными показателями. Для этого модифицируем ранее предложенную схему исследовательского процесса (Рис. 2.) следующим образом (рис 7.).

Рассмотрим более подробно алгоритм процесса на примере двух этапов (итераций) учитывая, что конечным итогом является модель, удовлетворяющая условиям поставленной задачи.

Исходя из поставленной задачи, используя метод трех плоскостей, строится ряд моделей:

Реальная модель 1(первого уровня) - модель исследуемой ситуации.-

Идеальная модель 1(первого уровня) - теоретическая модель использующая в качестве базы информацию полученную из различных источников и предыдущий опыт, отвечающая на вопрос как это должно быть в идеальных условиях.

Производится сравнение идеальной и реальной модели по выбранным параметрам, соответственно вырабатываются система показателей - критерии оценки (критерии 1)__________

Информация + опыт

Рис 7. Дискретность процесса

На базе реальной модели 1 уровня на согласно выбранным критериям строим желаемую модель первого уровня. Проводим анализ полученного результата - т.е. фактически строим реальную модель 2 ( второго

уровня).

Для оценки качества полученной модели ее необходимо сравнить, и фактически возникает необходимость в создании идеальной модели 2 (второго уровня), которая строится с учетом новой информации (информация +1) и накопленного опыта (опыт +1).

После завершения цикла (1-4) начинается новый цикл который повторяется или заканчиваются по мере необходимости.

Применение вышеуказанных проектных моделей позволят проводить комплексный анализ совокупного воздействия (управления персонала) и выбирать наиболее оптимальный решения (точки воздействия и возмущения) при принятии решений в фирме, оценить влияние внешних факторов на ситуацию, рассчитать экономические и социальные последствия принятия нормативных актов, а так же прогнозировать эффективность принятия управленческих решений при изменении социально психологического состояния коллектива и финансовых показателей деятельности фирмы., а так же оценить уровень противодействия (или формирования) социально-психологических отношений (менталитета, психологии населения муниципальных образований), финансово-экономических показателей, нормативно-правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.