Катасонов С.В. , Майстер В.А. СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Правда определяется сущностью, совершенство мелочами.
В данной статье рассматриваются инструменты формирования мотивационной составляющей общественного производства влияющей на параметры качества продукции, проводится классификация организаций по принципам системного подхода (толкающие системы) и процессного подхода (тянущие системы), исследуется мотивационная составляющая деятельности этих систем по стратифицированным уровням производства .
Для анализа факторов формирования социальная мотивация в аспектах формирования ее как инструмента управления качеством, применяется методы моделирования. Моделирование позволяет выявить сущности, как совокупность принципов (идеологию), определяющие поведение исследуемого элемента.
В общем случае управление рассматривается в виде модели показывающих взаимосвязь функций
(рис. 1):
Рис 1 . Функции управления.
Мотив и цель являются векторными величинами определяющими направление (тенденцию) развития объекта или субъекта управления. Планирование является базовым элементом деятельности (основой) включающим в себя разработку стандартов контроля.
В общем случае организация представляет собой стратифицированную структурную модель, где в основании лежит деятельность по преобразованию входов в выходы - на входе ресурсы на выходе продукт в виде товара или услуги (рис 2).
Рис 2. Модель стратифицированной структуры организации.
Условно выделяем 4 страты:
1 страта. Исполнители - основной и вспомогательный рабочий персонал, осуществляющий непосредственную деятельность на основании разного рода указаний выданных в виде устных и письменных распоряжений, технологических карт, должностных обязанностей и т.д.
2 страта. Техники - низшее руководящее звено (бригадиры, мастера, прорабы и т.д.). Их задача распределить работу между исполнителями и осуществлять надзор (прямое или косвенное наблюдение) за ее выполнением, выдавая указания, руководствуясь заранее разработанными алгоритмами деятель-
ности в виде проектов, программ, графиков и т.д., фактически осуществляя оперативное руководство организацией и проведением заранее спланированных работ.
3 страта. Специалисты, среднее руководящее звено обеспечивающее тактическое планирование и организацию работ в виде разработки алгоритмов для техников и стандартов для контроля деятельности. Разработка осуществляется исходя из миссии, общей и кадровой стратегий. При этом дополнительной функцией специалистов является осуществление конечного или промежуточного контроля исполнения, для последующей корректировки или выработки новых алгоритмов.
4 страта. Предприниматели, высшее руководящее звено производит оценку и анализ внешней среды (в том числе входов и выходов организации), определяет миссию, с помощью специалистов вырабатывает общую и кадровую стратегию.
Для анализа взаимодействия производства и потребления используем модель открытых рыночных отношений потребителей (домашние хозяйства), производителей (фирмы) и государства (рис 3) - как
регулятора (законодателя) рыночных отношений.
Рис 3. Модель открытой рыночной экономики
Основной задачей государства является увеличение объемов потребления населения (домашние хозяйства) которые, представляется в виде ВВП (валового внутреннего продукта). Рассмотрим мотивационную составляющую потребления с позиций сравнения формальных и неформальных потребительских стандартов.
Формальные показатели качества потребления и производства - представляют собой систему государственных технических стандартов и технических условий, на основании которых осуществляется выпуск продукции.
Неформальные показатели качества потребления - основаны на потребительских качествах товара и базируются на лучших образцах продуктов потребления, созданных на уровне лучших мировых стандартов, Мнение формируются путем сравнения импортных товаров с отечественными .
Например: автомобили ВАЗ по формальным показателям соответствуют Российским государственным
стандартам - т. е. являются «качественным продуктом»; с позиций неформальных показателей они значительно уступают японским автомобилям по эргономичности, безопасности, наработке на отказ, удобстве в эксплуатации, экономичности, экологичности и т.д. Таким образом в системе рыночных отношений возникает конкуренция потребления, где превалирующим фактором выбора является система стандартов, которые рассматриваются как показатели формирующие мотивационную составляющую производства и потребления.
Проведем анализ мотивационной составляющей производства, системы государственного регулирования рынка потребления.
Существующие парадигмы логистики приводят к выводу о возможности классификации современных организаций производства на 2 основных типа - толкающие и тянущие системы.
«Толкающие» - традиционные, выталкивающие (например конвейер) Характеристика традиционных (толкающих) систем:
- в производстве - изготовление деталей в соответствии с графиком (детали поступают по мере готовности с предыдущей на последующую операцию). При этом необходимо формировать систему запасов и ресурсов.
- в бизнесе сначала производство, затем ее распределение.
«Тянущие» - вытягивающие (например бригадный подряд, «Канбан» - «точно в срок»):
- в производстве - последующий участок заказывает и изымает детали, сборочные единицы и т.п. с предыдущего на последующий участок (работа на конечного потребителя), при этом происходит многократное уменьшение запасов.
- в бизнесе сначала изучение и формирование заказов, затем их выполнение
«Толкающие» системы возникли на заре индустриализации благодаря открытию Адама Смита - любую самую сложную операцию можно разбить на множество мелких. Таким образом, произошло горизонтальное разделение труда (рис 4). Управления в системах с горизонтальным разделением труда привело к появлению специалистов с высокой управленческой квалификацией, (принципы управления А.Файоля). А принцип «назначения на должности», где каждый отвечает за свой участок согласно, принципов
классической бюрократической структуры М. Вебера, привела к росту объемов документации, при этом статус стал определяться не деятельностью, а соответствующими объемами отчетности. Поскольку назначение прерогатива вышестоящих то и отчетность соответствует принципу. Увеличение отчетности привело к раздуванию административно-управленческого аппарата (законы Паркинсона).
С позиций управления вектор направленности сверху вниз, при этом сверху вниз направлен вектор прямой зависимости нижестоящего от вышестоящего.
Косвенная зависимость высшего руководящего звена, от работников нивелируются уровнем безработицы и избытком рабочей силы.
Рис 4. Вертикальная и горизонтальное разделение труда.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрим механизмы мотивации, по стратам исходя из идеологической
установки формирования конечного результата.
В общем случае исполнители, техники, специалисты отвечают только за свой участок работы (вертикальное и горизонтальное разделение труда), интерес высшего руководящего звена в прибыли. Как следствие вектор управления (мотив, цель) по стратам совпадают с позиции получения выгоды, при этом качество продукции декларируется, но в условиях РФ, зависит от решения руководителя и практически не имеет значения.
При этом следует отметить, что такого рода система не может обходиться без материальных и человеческих ресурсов в виде запасов. Материальные запасы образуют основной капитал, уменьшая оборотный, и резервируются в организации. Иная ситуация с человеческими ресурсами - есть возобновляемый резерв рабочей силы, который ожидает своей очереди за территорией организации (незанятое или безработное население). Следует учитывать, что если вначале развития общественно-секторальной экономики разделение труда обеспечило стабильный прирост промышленного производства, то в настоящее время бюрократизация разделения достигла предела производительности труда .
Толкающая система возникла на заре промышленного прогресса (конец 18 начало 19 века), и суще-
ственным образом повлияла на формирование государственной секторально-стратифицированной социально-экономической системы (рис 5). С позиции системного подхода интеграция подсистем создает свою систему взаимосвязанных отношений, обеспечивающих воспроизводство самой системы. Возникает определенная система взглядов, идей, формирующих особую идеологию рыночных отношений в секторальной экономике - идеологию толкающих систем. (Идеология - система взглядов, идей, характеризующих социальную группу, класс, политическую партию, общество, см. толковый словарь русского языка С. И. Ожегов., Н. Ю.Шведова)
Рис 5. Модель государственной секторально-стратифицированной социально-экономической системы Следует заметить, в период функционирования толкающей системы превалирует принципы исполнения рамочных работ, требующих жестких и подробно разработанных нормативных ограничений, обеспечения запасами и ресурсами каждой ячейки производства, низкого уровня образования и культуры исполнителей, при этом показатели качества определяются системой стандартов принятой первым руководителем (владельцем). Соответственно лоббируются только те стандарты, которые выгодны производителю.
Используем пример того же Ваза. В системе производства заложена идеология толкающей системы, где превалирующим являемся система стимулирования продаж. С позиции государственного регулирования в качестве мер поддержки атопрома выбрано искусственное ограничение (таможенные пошлины) ввоза импортных автомобилей. Не исключено что лоббирование интересов происходило по инициативе владельцев с целью «толкания» автомашин не соответствующим неформальным показателям потребления. В то же время когда в послевоенной Японии возникла такая же проблема, то государство приняло новые стандарты на порядок превышающие мировые, выработало комплекс экономических мер, по переходу предприятий на новые стандарты, вместо таможенных пошлин разработало новые требования к доработке ввозимых иностранных автомобилей в соответствии с требованиям новых стандартов.
Естественно новые стандарты потребовали новых подходов. Изучая мировой опыт, японские специалисты обратили внимание на систему бригадного подряда в СССР. Взяв ее за основу, ими была разработана тянущая система производства.
Основой производственной ячейкой в тянущей системе является производственная группа (бригада) выполняющая определенную деятельность - процесс (например, сборка автомобиля). Все производство подразделяется на процессии разного уровня, идущие параллельно или последовательно в зависимости от технологии с ее техническими показателями. (Рис 6)
Рис 6. Уровни взаимодействия процессов.
Складывается следующий набор системных принципов:
В создании процесса как системы взаимоотношений заинтересованы все уровни (страты), только четкая организация работ принести выгоду всем. При этом складываются специфические принципы соор-ганизации процессов разных уровней - процессная «матрешка», где процессы исполнительского уровня выполняются в процессе технологического обеспечения, который в свою очередь включен в процесс управления (планирование, организация, контроль), и соответственно все эти процессы происходят в рамках стратегического процесса деятельности компании (рис 7).
Участники бизнес процесса самостоятельно определят уровень и вид деятельности, в котором он наиболее успешен, оценка производится не только самостоятельно, но и в рамках востребованности социумом этой работы.
Работников интересует весь процесс, в котором он принимает участие и при этом не исключается его деятельность в параллельном процессе.
Рис 7 . Принципы обеспечения исполнительских процессов - процессная матрешка
Принципы процессной матрешки предусматривает обеспечение процессов нижнего уровня (страты) взаимодействием объектов процесса более высокого уровня. При этом до 9 0 % решений принимается на уровне обеспечения, что позволяет создать саморегулирующиеся системы принятия решений и обеспечения качества. А это в свою очередь разгружает вышестоящие процессы от несвойственной деятельности (функций) и высвобождает ресурсы развития.
Наблюдается тенденция к повышению квалификации работников всех уровней и профессиональном решении поставленных задач, и как следствие:
Оптимизация штата по всем стратам (многофункциональность и профессионализм);
Рост мотивации внедрения НТП и высокая скорость нововведений;
Высокая взаимозаменяемость в процессах, при высокой квалификации позволят вводить встраиваемые системы оценки качества.
Простота внедрения бизнес процессов позволяет оптимизировать производство еще в проектной стадии и проводить совершенствование и реорганизацию практически без остановки деятельности.
Процессный подход (процессная матрешка) позволяет использовать плановый подход не только в деятельности предприятия но и в системе государства. Для этого необходимо:
Решить задачу структурного повышения квалификации по уровням процессов в целях обеспечения многофункциональности и профессионализма;
Стимулирование мотиваций внедрения НТП и скорости нововведений.
При этом необходимость резервирования автоматически отпадает, остается принцип иерархии и стратификации процессов. Что автоматически ведет к снижению социальной напряженности.
В настоящее время динамичность развития общества требует оперативного реагирования на изменение потребностей общества, в особенности по отношению к потребительской оценке качества товара. В этих условиях понятие социальной мотивации рассматривает два объекта рыночных отношений: 1 со-
циальная мотивация производственных систем; 2 - социальная мотивация потребления.
Для исследования факторов влияющих на мотивационную составляющую социума используем метод сценарных прогнозов. Сценарный прогноз строится на принципах научного подхода: сбор информации,
формирование системы общих понятий и классификаций; в качестве гипотезы рассмотрим сценарии взаимодействия выявленных факторов, а для верификации построенных сценарных прогнозов используем практические примеры.
Для построения сценарного прогноза проводим анализ сложившейся ситуации, выделяя три взаимо-влияющих подсистемы в виде пространственных областей анализа взаимовлияния подсистем (рис 8).
отношения (СПО)
Рис 8. Области анализа взаимовлияния подсистем
Внутренняя среда - система идеологических отношений в организации сложившаяся в процессе деятельности,
Область внешнего ближнего окружения - потребители, поставщики конкуренты, идеология их отношений.
Область внешнего дальнего окружения - нормативно законодательные акты РФ, макроэкономические показатели мировой, государственной, региональной экономик, в том числе их организационноидеологическая составляющая.
Стрелки показываю направления взаимовлияния, в том числе и реакцию подсистемы на изменение внешних или внутренних факторов, что позволяет выявить критический путь и построить его в виде сценария, который в свою очередь задает алгоритм прогноза.
Проведем анализ составляющих социальной мотивации производственных систем. Как видно из модели стратифицированной структуры организации. (Рис 2) и ее детализации как толкающей системы (рис 4)
, вертикальное и горизонтальное разделение труда требует жесткого выполнения всех предписанных правил. С позиции НПА работник стоит пред выбором, что делать выполнять показатели или делать работу. В конечном итоге платят за ФЭП, значит, с позиции СПО выполнять выгоднее указания а не работу. В условиях динамичного развития рыночных отношений регламентация деятельности требуют значительных временных затрат, высокой квалификации, постоянного надзора. При этом если вышесказанное отсутствует или нормативы устарели или отсутствуют система ограничивает деятельность исполнителей.
В толкающей системе никто из участников в принципе не заинтересован в производстве товаров необходимых потребителю. Рассмотрим подробнее: владелец заинтересован в прибылях, специалисты, техники, исполнители работают по найму, строго выполняя требуемые показатели соответствующие утвержденным руководителем стандартам. Если один из владельцев с целью получения прибыли снижает себестоимость товара, используя некачественный или просроченный товар, применяя неопробированные компоненты (типа меламин для повышения жирности молока как в Китае), естественно для поддержания конкурентоспособности ближнее окружение формирует негласный сговор, используя эти же методы, надеясь на некомпетентность потребителя. В этом случае Государство, как регулятор рыночных отношений (рис 3. Модель открытой рыночной экономики) продукт такого рода может выявить только на рынке.
С позиции НПА за нарушение законов следует наказание. С позиций ФЭП размер штрафов (потерь) определенных НПА, не сопоставим с прибылью, а с позиций СПО мотивация производителя оделяется выгодой. И если наказание в виде закрытия предприятия, то мотивация выгоды приводит к смене вывески. Рост штрафов и количества проверок вызывает повышение коррупционной составляющей. Анализирую ближнее окружение в виде совокупности предприятий, делаем вывод - социальная мотивация в сфере производства определяется выгодой. При этом возникает система противодействия внешнему контролю в виде лоббирования интересов путем воздействия на НПА. В настоящее время в РФ классические механизмы «социалистического» контроля производства в условиях рыночных отношений не действуют. Механизмы рыночного контроля, где основной принцип - отказ от некачественного продукта, работают в ограниченных масштабах и не окупают затрат потребителя даже по доказанным эпизодам. Законодательство (НПА) защищает только того кто обратился, с позиции ФЭП выгода минимальная. С позиций СПО социальная мотивация потребления определяется наличием продуктов на рынке, который «должен» функционировать под надзором государства. В большинстве случаев покупатель некомпетентен по качеству продуктов, а если даже и компетентен то брать приходится то, что есть на рынке товаров.
В реально существующей рыночной системе произвола производителя, социальная мотивация покупателя определяется эмоциональной составляющей на которую государство реагирует только в случаях ее яркого проявления.
Попробуем спроектировать инструмент управления качеством, используя механизмы управления социальной мотивации в условиях действующего законодательства. Для этого используем метод трех плоскостей (рис 8. Области анализа взаимовлияния подсистем).
Так как социальная мотивация определяется совокупностью потребителей, необходима организация, обладающая лабораторной базой, специалистами, и соответственно преследующая социальную и материальную выгоду. Например высшее или среднее специальное учебное заведение. Так как организация действует в рамках законов то внешнее НПА= const. Рассмотрим механизм функционирования с учетом мотивационной составляющей по ФЭП и СПО.
Студент (как специалист) приносит образец товара на экспертизу в лабораторию ВУЗа или СУЗа. Совместно с преподавателями проводит исследование - получает негативный результат. Исходя из него, формируется задание на социологическое исследование по определению количества пострадавших от некачественного товара. От их имени, по результатам исследовании, обращаются в средства СМИ, комитет по защите прав потребителей и непосредственно в правоохранительные органы, с иском о возмещении совокупного ущерба потребителей. Вероятность выигрыша высокая так как, определяется квали-
фикацией преподавательского состава, практикой студентов, качеством исследований. Размер компенсации по решению суда за счет количества участников соразмерен с величиной прибыли торговой организации. Таким образом, социальная мотивация продавцов посредников изменяет направление от производителя к покупателю, становиться опасно продавать некачественный товар, грозит потеря почти всей выручки от продажи некачественного товара. Следующий элемент цепочки производитель - попадает в ту же ситуацию.
Возникает вопрос, а какая мотивация у ВУЗа или СУЗа, рассмотрим ее составляющие: СПО - реальная практика студентов, повышения статуса, рост общественного самосознания. ФЭП - экономия средств на прохождение практики, осуществление спонсорской помощи от потребителей, выполнение заказов на предварительную экспертизу товаров по заявке торгующих организаций и т.д. Вполне реально если практическую деятельность возьмет на себя технопарк при ВУЗе или СУЗе как основу для разработки инновационных проектов стандартов и технических условий, которые в виде законодательных инициатив предаются депутатам, для принятия законов.
Рис 9. Пространственная структура взаимодействия.
Появление организации такого рода позволит формировать жесткую пространственную структуру взаимодействия в сфере качества четырех элементов социально-экономической системы (рис 9).
Данное предложение не является панацеей, но позволяет найти пути решения проблемы. Естественно в этом качестве могут выступать другие организации, но тогда для них необходимо рассчитать их мотивационные составляющие и определить их взаимодействие.
Не решив общих вопросов, постоянно натыкаешься на частности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдикеев В. А., Данько Т. П., Ильднменов С. В. Киселев А. Д. Реинженеринг бизнес процессов. Учебник М-: Изд-вЭксмо, 2005 - 592 с.
2. Аганбегян А. Г. Управление и эффективность. М-: Экономика 1981 г.
3. Зуб А. Т. Локтионов М.В. Системный и стратегический менеджмент. Методология и практика - М Генезис2001 г. Иванов М., Феберр М., Руководство по маркетингу консалтинговых услуг.-М Альпина Паблишер, 2 0 03 г.
4. Катасонов С. В. Философские аспекты анализа, исследования, проектирования сложных социально-экономических систем (стр.195-212 / 0,94 печ. листа)ББК 65 я 4 3 Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов Сургутского филиала ВЗФЭИ /Под ред. академика Поляка Г.Б.; ВЗФЭИ. - М.:
Экономическое образование, 1998. - 224 с.
5. Катасонов С. В. Использование метода экранов при анализе ситуации на рынке труда. ( стр.
05-14 / 8,6 печ. лист) Приложение к журналу «Экономические науки» Современная экономика. Вып. 1.
2 0 0 4 г. Изд-во «УЧЛИВУЗ» г. Москва. 2004. - 14 с. Журнал зарегистрирован 23 июня 1998 года в гос-
ударственном комитете РФ по печати Регистрационный номер 017755.
6. Катасонов С. В. Применение метода экранов в экономической теории. (стр. 29-34/0,31 печ. лист) Современные проблемы экономического развития и управления : сб. науч. тр. эконом, ф-та Сур-ГУ / под ред. Э. Б. Вороновой, А. В. Наумова, И. Ю. Малышевой; Сургут, гос. ун-т. -Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. - 260 с.
7. Мазур И.И. Шапиро В.Д. Ольдерогге Н.Г. Управление проектами. Учебное пособие - 3 изд.
М.Омега-Л 2004 г.