Научная статья на тему 'Инновационное экономическое мышление как доминантная характеристика трудового потенциала постиндустриальной экономики'

Инновационное экономическое мышление как доминантная характеристика трудового потенциала постиндустриальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Петр Петрович

В работе рассматривается роль инноваций в деле обеспечения технологического прорыва в развитии российской экономики. Анализируются проблемы формирования инновационной восприимчивости у трудового потенциала как важной составной части современного экономического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative economic thinking as a dominant characteristic of the employment potential of post-industrial economy

In the work the role of innovations in the sphere of providing of technological break in development of the Russian economy is considered. The problems of formation of an innovative susceptibility at labour potential as an important component of modern economic thinking are analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационное экономическое мышление как доминантная характеристика трудового потенциала постиндустриальной экономики»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

УДК 330.341

Васильев П.П., к.э.н., доц.

Инновационное экономическое мышление как доминантная характеристика трудового потенциала постиндустриальной экономики

В работе рассматривается роль инноваций в деле обеспечения технологического прорыва в развитии российской экономики. Анализируются проблемы формирования инновационной восприимчивости у трудового потенциала как важной составной части современного экономического мышления.

Ключевые слова: трудовой потенциал, инновационная восприимчивость, инновационное экономическое мышление.

Целью развития современного инновационного общества является развитие человека во всем многообразии его способностей и потребностей. Поэтому сегодня социально ориентированное государство сегодня должно быть нацелено на всестороннее развитие человека с целью формирования современного эффективного трудового потенциала общества. При этом важно не только определять количественные характеристики, но и учитывать качественные данные трудового потенциала. Для этого необходимо осуществлять анализ уровня его развития в настоящем и будущем периоде времени, а также систематически проводить исследование эффективности его использования, предполагающее научное обоснование норм затрат и результатов труда. Иногда недоиспользование трудового потенциала, заключающееся в несоответствии между его потенциальными возможностями и фактическими результатами труда, происходит по причине несоответствия между возрастающими потребностями производства и профессиональной структурой кадров, уровнем квалификации работников и степенью сложности технологических операций. Недоиспользование трудового потенциала может происходить также из-за отсутствия необходимой мотивации в результативном труде, а также использования труда низкоквалифицированных работников и т.д. Вследствие этого важно, чтобы трудовой потенциал общества обязательно обладал следующими компонентами: здоровьем; образованием; активностью; нравственностью и умением работать в коллективе; творческим потенциалом; организованностью; профессионализмом. Весьма важным представляется также наличие у трудового потенциала современного экономического, инновационного мышления, ибо сегодня, в условиях формирования инновационной экономики, не должно быть механических подходов в деятельности.

В современной науке под экономическим мышлением понимается акт сложно опосредствованного отражения человеком экономической действительности. Вследствие этого экономическое мышление выступает как деятельность по решению задач, обусловленных данной целью в определенных условиях. Однако цель не всегда может допускать однозначные толкования. Иногда бывает достаточно и неопределенной цели, допускающей неоднозначное толкование. Отсюда необходимость «целеполагания», являющегося важнейшим проявлением деятельности мышления.

Экономические отношения в любой социально-экономической системе в значительной мере определяют характер экономического мышления людей. Тогда как его содержание зависит от основных форм собственности и политической власти в стране. С возникновением и развитием многообразия форм собственности и демократии в России существенно трансформировалось и экономическое мышление трудового потенциала. В результате радикальных экономических преобразований изменились оценка и прогнозирование его деятельности. Таким образом, можно наблюдать тесную взаимозависимость между экономической системой, экономическими отношениями, практической деятельностью и мышлением. Однако иногда мышление может отражать экономическую действительность ошибочно. Отсюда появляется необходимость постоянного соотношения экономических представлений и знаний людей с практической действительностью. Кроме того, известно, что экономическому мышлению присущ догматизм. Это наблюдается в том случае, если оно не развивается в соответствии с изменениями, происходящими в экономических отношениях, например, при наличии в обществе устаревших экономических стереотипов, которые иногда присутствуют в российской действительности.

Проблемы формирования современного инновационного экономического мышления всегда были связаны с основными теоретическими вопросами экономики и психологии. Поскольку мышление есть особый вид человеческой деятельности, то развитие мышления имеет форму внутренних процессов. В то же время, оно генетически происходит из внешней деятельности. Таким образом, исследование современного экономического мышления связано с проблемами изучения общих экономических законов деятельности работника. На первый план выдвигается экономическая мотивация деятельности. Поэтому свойства национального экономического мышления следует рассматривать во взаимосвязи с особенностями национального менталитета. В научной литературе эта взаимозависимость рассматривается в основном в этнографическом плане, при этом исходной точкой является признание существования особого психологического и экономического архетипа, который генетически воспроизводится народом и закрепляется в нем в форме национальных традиций, культуры, обычаев, поведения, отношения к труду, друг к другу и т.д. Так, по мнению Ю. Ольсевича, экономическое мышление выступает, прежде всего, как национальное, и именно понятие нации является базовым для экономической теории [1].

Представляется, что, поскольку каждый народ обладает специфической ментальностью, складывающейся на протяжении длительного периода времени под воздействием географических, исторических, религиозных, социокультурных и других особенностей, у него вырабатываются соответствующие условиям психология и экономическое поведение через этническую доминанту. Это особенно важно для понимания особенностей формирования трудового потенциала в полиэтническом регионе Юга России. Следовательно, при анализе доминирующего генотипа мышления россиян его следует рассматривать исходя из множественности типов личности. Именно эта множественность и определяет положение личности в экономической, политической и социальной структуре нашего общества. Таким образом, национальное экономическое мышление россиян можно определить как эмоционально-чувственное восприятие, сосредоточенное на социально-экономических проблемах, имеющих масштабный характер, способность принимать ответственные решения и успешно претворять их в жизнь. Представляется, что характерными чертами национального экономического мышления россиян являются: способность чувствовать тенденцию и грядущие экономические и социальные изменения, смело идти им навстречу, самоотверженно преодолевать препятствия и при этом добиваться успехов в своей практической деятельности. Как отмечает В.В. Путин: «У России есть трудолюбивые и образованные люди - люди, имеющие стремление быть всегда первыми; в национальном характере наших людей - привычка побеждать, стремление быть свободными и независимыми» [2].

Вследствие того, что формирование рыночных отношений в России является сложным и длительным социально-экономическим процессом, требующим воспроизводства трудового потенциала с современным экономическим, инновационным мышлением, новым отношением к труду, новыми социально-психологическими качествами, способного эффективно и творчески развивать национальную рыночную экономику и повышать ее конкурентоспособность. Это особенно важно сегодня, в условиях построения инновационной экономики. Мы разделяем утверждение А.Т. Евтух о том, что формирование нового мышления целесообразно проводить в процессе фундаментальных и прикладных исследований в рамках единой программы [3]. Исходя из этого, в целях качественного формирования современного экономического мышления у трудового потенциала, необходимо дальнейшее исследование теории экономического мышления, что особенно важно в условиях формирования инновационной экономики.

Очевидно, что проблемы формирования инновационного экономического мышления у трудового потенциала на данном этапе радикальных преобразований в России представляются весьма актуальными и еще недостаточно разработанными. К ним можно отнести: особенности и дальнейшее развитие российского инновационного экономического мышления, а также определение адекватных ему национальных приоритетов. Не менее важным является анализ поведения рационального человека в условиях поиска новых, гуманистических методов и форм экономического образования, формирую-

щих инновационное мышление у современного трудового потенциала общества. Поэтому сегодня наблюдается значительный исследовательский интерес к данному кругу вопросов. Так, по данным вопросам систематически выступают ведущие отечественные ученые: А. Архипов, С. Глазьев, А. Евтух, А. Лившиц, С. Меньшиков, Ю. Осипов, Н. Петраков и др. Весьма обоснованным представляется анализ и толкование понятия «экономическое мышление», данное Л.И. Абалкиным, который, подчеркивая конструктивный характер экономического мышления, определял его как совокупность взглядов и представлений, способов подхода к оценке явлений и принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности [4].

Прежде всего следует выяснить некоторые теоретические аспекты экономического мышления. Представляется, что оно имеет развернутую структуру, в которой выделяются субъекты и объекты, во взаимодействии которых оно и осуществляется. Очевидно, что объектом экономического мышления являются экономические отношения, производство, распределение, обмен, потребление, хозяйственная практика, экономическая действительность в целом [5]. Это предполагает необходимость проведения всестороннего анализа источников развития экономических отношений, экономической практики и имеющихся в них противоречий и выработки на этой основе определенных выводов.

Субъектом экономического мышления выступает человек, личность -носитель общественных отношений, а также различные социальные группы: национальные, образовательные, возрастные, профессиональные, региональные, отраслевые и т.д. Помимо этого, к субъектам экономического мышления можно отнести как общество в целом, так и отдельные предприятия и группы людей. Сегодня мышление является объектом изучения многих научных дисциплин. Поэтому сам термин «мышление» часто употребляется в различных трактовках, которые фиксируют лишь некоторые из его характеристик. Нами оно рассматривается, в первую очередь, с экономических позиций, поскольку способствует экономической деятельности человека.

Инновационное экономическое мышление трудового потенциала в основном формируется в процессе экономического образования и воспитания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, которые выражают определенные стороны, свойства, связи. Продуктом экономического мышления является получение определенной суммы знаний, которые фиксируются в конечном объекте познания. Следовательно, познанное обобщается в знании. Знание, проверенное в практической деятельности, выступает как объективное и приобретает реальное значение для общества. Поэтому знания, полученные в процессе экономического образования, осознаются и становятся основой экономического сознания и мышления.

Формирование современного экономического мышления у трудового потенциала объективно необходимо не только для каждого человека, гражданина страны, но и для государства в целом, ибо государству не безразлично,

насколько население в целом понимает его социально-экономическую политику и поддерживает ее. Не менее важным, на наш взгляд, является и положение о том, что сущность экономических и социальных преобразований в стране должна быть понятна каждому гражданину и особенно молодежи, которой предстоит строить будущую Россию. Общество должно быть сильно современным экономическим мышлением и высоким сознанием масс. Новая экономическая мысль, базируясь на общенаучной информационной модели мышления, явится основой для разработки эффективных направлений экономического развития общества [6].

С другой стороны, формирование нового экономического мышления происходит под влиянием экономической и политической информации. Очевидно, что информация сегодня становится важным экономическим ресурсом, а ее влияние на человека систематически возрастает. Это способствует развитию и совершенствованию экономических функций трудового потенциала и человеческого капитала. Сегодня резко возросла роль СМИ и аналитических агентств, которые регулярно публикуют и широко распространяют экономическую информацию. Следует отметить, что в процессе развития современной науки происходят дальнейшее развитие и трансформация средств изучения и обработки информационных ресурсов. Очевидно, что в области информационного обмена новая техника и ее программное обеспечение являются основой повышения эффективности научных разработок, в частности инновационных, что особенно важно сегодня, в условиях формирования инновационной экономики. Поэтому обществу важно систематически, в первую очередь, через сферу образования, а также СМИ, формировать у трудового потенциала современное экономическое мышление с такими основными чертами, как компетентность, самостоятельность, инициативность, креативность, умение отстаивать свои интересы, способность работать в условиях конкуренции и т.д.

В своем выступлении на заседании Госсовета В.В. Путин подчеркнул, что «единственной реальной альтернативой является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ - на реализацию человеческого потенциала. Темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. Такой путь намного сложнее. Он более амбициозен и требует максимальных усилий со стороны государства, бизнеса, всего общества. Но в действительности выбора у нас нет» [7]. Отсюда следует возрастающая роль центров научно-технической информации, которые дают возможность исследователям донести результаты своих научных работ всему обществу, а также предоставляют доступ ко всему объему научной информации.

Поскольку рынок представляет собой информационную систему, требующую передовых, современных методов производства и управления, постольку в этом плане действенной основой для совершенствования рыночных отношений в России является воспроизводство качественного трудового потенциала, которое должно осуществляться, в первую очередь, через сферу

образования. При этом современный специалист должен обладать не только хорошими профессиональными знаниями, но и способностями к критической оценке результатов своей деятельности, а также инновационной восприимчивостью. Вследствие этого важно систематически осуществлять профессиональную подготовку и переподготовку кадров. Так, в процессе реализации исследовательского проекта «Конкурентоспособность российских компаний в системе взаимодействия бизнеса и власти», предполагающего социологический опрос в форме анкетирования представителей бизнес-сообщества и государственной и муниципальной службы по этой проблематике коллективом ученых Юга России, включая автора, было проанализировано экспертное мнение 160 бизнесменов и 155 государственных служащих из Республики Башкортостан, Ставропольского края, Московской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Челябинской областей, что послужило основой для выявления особенностей и закономерностей развития конкурентоспособности российских компаний в системе взаимодействия бизнес - власть. Данные информационно-аналитические материалы имеют большое значение и для анализа оценки представителями бизнеса и власти возможностей развития трудового потенциала, которые были названы среди основных факторов повышения конкурентоспособности российского бизнеса. Результаты проведенного анкетирования помогут в реализации задач предпринимательского и государственного секторов России в деле наращивания национальной и региональной конкурентоспособности.

При анализе итогов «Программы переобучения и повышения квалификации кадров» в качестве целесообразных форм взаимодействия бизнеса и власти в области повышения конкурентоспособности показал, что обе группы респондентов - бизнесмены и служащие - назвали совместные программы переобучения и повышения квалификации кадров [8]. Из этого следует вывод о востребованности подобных программ обучения и повышения квалификации и незаполненности данной ниши образовательных услуг.

Представляется, что для более полного удовлетворения спроса на данный вид образовательных услуг послужит созданное Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. №1140 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», деятельность которого направлена на обеспечение не только государственных структур, но и реального сектора экономики России.

В то же время интересы формирования единого образовательного пространства в рамках мирового сообщества могут быть обеспечены только путем разработки и реализации общих подходов к образовательным стандартам, а также единых требований к высшему образованию. Это создаёт большие возможности при решении вопросов повышения качества и мобильности трудового потенциала. В деле решения этих важных задач особое внимание должно быть обращено на проблемы создания интеллектуального фундамента современной системы образования, на развитие исследований по методо-

логии преподавания, разработке современных технологий обучения в области высшего и среднего специального образования. При этом важно создать максимально благоприятные условия для дальнейшего повышения качества отечественного образования. Более того, очевидно, что образование оказывает весьма положительное воздействие на социально-экономические процессы. Поэтому состояние сферы образования в стране во многом характеризует степень цивилизованности общества и способствует снижению социального неравенства и безработицы.

По мнению отечественных исследователей, успехи наукоемкого производства, научно-технический и социальный прогресс во все большей степени зависят именно от системы образования, от подготовки ученых и специалистов все более высокой квалификации [9]. Исходя из этого, российское руководство ориентирует общество на мотивационные гуманистические цели созидания, прежде всего, через систему образования.

Как отметил Д.А. Медведев: «Общим пунктом является то, что система образования должна гарантировать высокий уровень трудового потенциала в стране» [10].

Ценность образования, особенно высшего, заключается в передаче систематизированных знаний, умений и навыков от поколения к поколению. Оно тесно связано с воспитанием и физическим развитием человека, а значит, во многом является институтом, определяющим социально-культурный уровень развития общества. Следовательно, можно проследить тесную связь между желаемым уровнем социально-экономического развития общества в будущем и качеством образования, полученным сегодня. Вследствие этого качество образования, как среднего, так и высшего, связывается со среднесрочными и долгосрочными стратегическими целями государства. Исходя из этого, учитывается современный уровень развития общества, ибо оно определяет развитие сферы образования, а также уровень развития российской экономики, ограниченный объемом финансовых ресурсов, направляемых в образовательную сферу. Кроме того, имеющейся уровень развития науки накладывает ограничение на содержание сферы образования.

Как показывает практика, экономический механизм функционирования сферы образования сегодня в России не является вполне сложившимся, что находит свое отражение в процессах его реформирования на протяжении десятилетий. В связи с этим повышается необходимость объективной оценки существующего уровня знаний и образования населения на каждом этапе развития общества и четкого определения дальнейших перспектив их роста. Поэтому весьма странным представляется сложившееся положение, когда инвестиции в сферу образования в современной системе приоритетов развития экономики и общества не являются ключевыми факторами государственной социальной политики, оказывающими влияние на все области жизни. Сегодня необходимо ассигновать достаточное количество средств на совершенствование национальной системы образования и культуры. В свою очередь при разработке программы развития образования важно дать четкую целевую

установку на повышение его уровня и качества, правильно определить критерии и стандарты. По-видимому, следует более обоснованно сформулировать государственный заказ на квалифицированных специалистов именно тех специальностей, которые обеспечивают реальный сектор экономики. Так, по мнению ректора высшей школы экономики Я. Кузьминова, необходимо сочетание продвинутой социализации в стенах университета и возможностей получить профессиональную квалификацию и периодически ее повышать. Запустив механизм прикладного бакалавриата, можно быстро компенсировать нехватку квалифицированных рабочих и служащих-исполнителей в разных сферах [11].

При этом особенно важно через гуманизацию, фундаментализацию и информатизацию образования формировать современное инновационное экономическое мышление у обучаемых таким образом, чтобы воспитать свободную, образованную, инициативную, предприимчивую личность - трудовой потенциал страны, отвечающий за свою практическую деятельность и ее результаты.

Литература

1. Ольсевич Ю. О национальном экономическом мышлении // Вопросы экономики. 1996. № 9. С. 118-119.

2. Путин В.В. План Путина. Взгляд в 2020-й // Российская Федерация сегодня. № 4. 2008. С. 37.

3. Евтух А.Т. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики // МЭ и МО. 2005. № 4. С. 26.

4. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М., 1987. С. 9.

5. Архипов А.Ю. Становление современного экономического мышления в России. Ростов н/Д.: РГУ, 1999. С. 21.

6. Евтух А.Т. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики. //

МЭ и МО. 2005. № 4. С. 26.

7. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление на расширенном заседании Государственного Совета. М.: Изд-во Европа, 2008. С.12.

8. Конкурентоспособность российских компаний в системе взаимодействия бизнеса и власти. Информационно-аналитические материалы / А.В. Понеделков, Н.Г. Кузнецов и др. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. С. 31-32.

9. Скорев М.М. Институционализация воспроизводства знания и человеческого капитала в условиях неоэкономики. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003. С.3.

10. Медведев Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М.: Изд-во «Европа», 2008. С. 152.

11. Кузьминов Я. Народ не поймет, если мы переделаем вузы в ПТУ // Деловой квартал. № 11 (178). 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.