Научная статья на тему 'Инновационное образование в современной России'

Инновационное образование в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / HUMAN CAPITAL / INNOVATION ECONOMY / A SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / OCCUPATIONAL MOBILITY / INNOVATIVE EDUCATION / BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корчагина С. В., Морякова Т. Т.

На современном этапе наша страна существенно уступает по ряду социально-экономических показателей многим промышленно развитым странам и даже отдельным развивающимся государствам, особенно по таким важным параметрам как уровень конкурентоспособности, технологического развития, степень освоения новейших инновационных разработок. Главными причинами, тормозящими перевод российской экономики на рельсы эффективного развития, являются сырьевая ориентация экономики страны и дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда, поддерживающий хроническую нехватку необходимых специалистов для реального сектора экономики страны. Стремление к созданию инновационной экономики предопределяет объективную необходимость в разработке и реализации новой концепции инновационного образования, выдвигающей следующие требования к развитию российской вузовской и послевузовской систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корчагина С. В., Морякова Т. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATION IN MODERN RUSSIA

At the present stage of our country is greatly inferior to a number of socio-economic indicators of many industrialized countries and even individual developing countries, especially on such important parameters as the level of competitiveness, technological development, the degree of development of the latest innovations. The main reasons that impede translation of the Russian economy to the effective development are the raw material orientation of the economy and the imbalance of professional qualification structure of supply and demand in the labor market, supporting the chronic lack the necessary expertise for the real sector of the economy. Striving to create an innovative economy determines the need for an objective to develop and implement an innovative new concept of education, putting forward the following requirements for the development of Russian higher education and postgraduate systems.

Текст научной работы на тему «Инновационное образование в современной России»

мическую обстановку в стране (регионе), стратегию предприятия, мотивацию работников, их потенциальные возможности, а также учитывать возможные проблемы. К примеру, не все свои полученные в процессе обучения знания сотрудник будет применять на практике из-за отсутствия выработанных навыков. Другая проблема - влияние на результативность труда внешних факторов, не связанных с проведенным обучением (изменение условий труда, конъюнктуры рынка и т. д.).

Несмотря на существующие риски, все-таки качественное обучение персонала в нужное время дает большую отдачу работодателю в форме роста производительности, опыта, уровня преданности предприятию. Потребности организаций в развитии работников складываются под воздействием таких факторов, как быстрое устаревание профессиональных знаний и снижение квалификации специалистов; стремительные технологические изменения, требующие овладения новыми знаниями, умениями и навыками; постоянная конкуренция, требующая повышения качества предоставления услуг, более эффективного использования ресурсов организации. Профессиональное обучение представляет собой процесс подготовки сотрудника к выполнению новых для него производственных функций, переходу на новые должности, решению новых задач, то есть развитию новых сфер его компетенции, в соответствии с потребностями компании, ее стратегией, перспективами и финансовыми возможностями. В целях повышения эффективности вло-

жений можно планировать затраты на инвестирование в человеческий капитал в несколько этапов (рис. 2).

Следует отметить, что этапы цикла в отдельных отраслях экономики могут иметь свои особенности.

Литература:

1. Авраамова, Е.М. Направления вертикальной мобильности молодых специалистов// Общественные науки и современность. 2009. № 6.

2. Зинов, В.Г., Лебедева, Т.Я., Цыганов, С.А. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами. М., Издательство «Дело» АНХ. 2009.

3. Лобанова, Т. Оценка инвестиций в персонал «за» и «против». //Управление персоналом. 2004. - № 11

4. Морозова, А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру / А.П. Морозова. // Социологические исследования. - 1998. -№9. - С. 72-77.

5. Скоблякова, И.В. Инвестиции в человеческий капитал и эффекты образования / И.В. Скоблякова. //Финансы и кредит. - 2006.

- № 23. - С.76-79.

6. Соболева, И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала. М., Институт экономики РАН, 2009.

7. Стратегический ответ России на вызовы нового века [Текст] / Под. общ. ред. Л.И. Абалкина. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Корчагина С.В., ассистент кафедры национальной экономики «Тверского государственного университета»,

аспирант РЭУ имени Г.В. Плеханова Морякова Т.Т., ассистент кафедры национальной экономики «Тверского государственного университета»,

аспирант РЭУ имени Г.В. Плеханова

На современном этапе наша страна существенно уступает по ряду социально-экономических показателей многим промышленно развитым странам и даже отдельным развивающимся государствам, особенно по таким важным параметрам как уровень конкурентоспособности, технологического развития, степень освоения новейших инновационных разработок. Главными причинами, тормозящими перевод российской экономики на рельсы эффективного развития, являются сырьевая ориентация экономики страны и дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда, поддерживающий хроническую нехватку необходимых специалистов для реального сектора экономики страны. Стремление к созданию инновационной экономики предопределяет объективную необходимость в разработке и реализации новой концепции инновационного образования, выдвигающей следующие требования к развитию российской вузовской и послевузовской систем.

Ключевые слова: человеческий капитал, инновационная экономика, система непрерывного образования, профессиональная мобильность, инновационное образование, бизнес-образование.

INNOVATIVE EDUCATION IN MODERN RUSSIA

Korchagina S., Assistant Professor of National Economy «Tver State University», the post-graduate student, Plekhanov REU Moryakova T., Assistant chair of the National economy «Tver State University», the post-graduate student, Plekhanov REU

At the present stage of our country is greatly inferior to a number of socio-economic indicators of many industrialized countries and even individual developing countries, especially on such important parameters as the level of competitiveness, technological development, the degree of development of the latest innovations. The main reasons that impede translation of the Russian economy to the effective development are the raw material orientation of the economy and the imbalance ofprofessional qualification structure of supply and demand in the labor market, supporting the chronic lack the necessary expertise for the real sector of the economy. Striving to create an innovative economy determines the need for an objective to develop and implement an innovative new concept of education, putting forward the following requirements for the development of Russian higher education and postgraduate systems.

Keywords: human capital, innovation economy, a system of continuous education, occupational mobility, innovative education, business education.

тивного развития, является дисбаланс профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда, который поддерживает хроническую нехватку необходимых специалистов для реального сектора экономики страны.

В выступлениях Президента РФ Д.А. Медведева, председателя Правительства России В.В. Путина, а также в Концепции социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве целевого ориентира развития страны обозначен переход к инновационной экономике, основанной на научных знаниях и достижениях. При этом особое значение и ценность приобретает человеческий капитал, который является носителем научных знаний и главной производительной силой общества1. Дости-

1 Концепция социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. - № 1662-р.

На современном этапе наша страна существенно уступает по ряду социально-экономических показателей многим промышленно развитым странам и даже отдельным развивающимся государствам, особенно по таким важным параметрам как уровень конкурентоспособности, технологического развития, степень освоения новейших инновационных разработок. Наиболее отчетливо эти проблемы проявились на фоне мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 г., последствия которого экономики развитых стран, не говоря о России, переживают до сих пор. Сырьевая ориентация экономики страны и не отвечающая современным требованиям структура производства по видам экономической деятельности стали одним из факторов того, что последствия мирового финансового кризиса для России оказались по многим позициям тяжелее, чем для других промышленно развитых стран. В тоже время, одной из причин, тормозящих перевод российской экономики на рельсы эффек-

жение поставленной цели во многом зависит от наличия в стране высококвалифицированных кадров, обладающих не только необходимой профессиональной подготовкой, но и предприимчивостью, новаторскими, созидательными устремлениями и мотивами, способных овладевать новыми знаниями и активно управлять инновационными процессами. Роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, должна стать приоритетной федеральной задачей.

Формирование инновационной экономики выдвигает новые требования к системе профессионального образования. В новом информационном обществе в условиях экспансии знаний и технологий образование становится стратегическим инструментом. Сегодня конкурентоспособность стран зависит не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество навыков, используемых в экономике. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Развитие системы непрерывного образования предполагает формирование активных граждан и их профессиональную и личностную самореализацию в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Именно образование - как система формирования интеллектуального капитала нации и одна из главных сфер производства инноваций - создает базовые условия для быстрого роста рынков на основе оперативного обновления технологий и продуктов. Именно оно выступает первым звеном инновационной цепочки «образование — исследования — венчурные проекты — массовое освоение инноваций»2.

Сегодня у нашей страны есть реальный риск - инвестировать большие средства в воспроизводство образования вчерашнего дня, в то время как уже сейчас оно не удовлетворяет потребностей общества и экономики в виду несоответствия сложившейся структуры образовательных программ актуальным требованиям. Ошибкой будет восстанавливать старую систему образования. Советское образование было одним из лучших образцов индустриальной эпохи. В современных условиях мы должны создавать лучшую систему образования эпохи глобального инновационного уклада. Необходимо, поддерживая жизнеспособные традиции отечественного образования, осваивая все лучшее, что сложилось в мировой практике, вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности инновационной экономики - экономики знаний.

Модернизированная и адаптированная к современным требованиям экономики модель образования должна обладать следующими характеристиками:

• максимальная гибкость и нелинейность организационных форм;

• включение процессов получения и обновления знания во все производственные и общественные процессы;

• опора на талант, креативность и инициативность человека как на важнейший ресурс экономического и социального развития;

• смена основ социального позиционирования: от материального капитала и однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации.

Понятно, что из этих характеристик следуют новые требования к результатам образования. Важнейшим из них является запрос на массовость креативных компетентностей, которые до сих

пор рассматривались как элитарные, и на массовую готовность к переобучению.

Важным отличием новой модели от прежней является упор на необходимости образования в течение жизни. До сих пор непрерывное образование воспринималось как идея надстройки, дополнительного обучения в тех случаях, когда основного не хватает. В инновационной модели образование принципиально понимается как незавершенное. При этом если в ХХ в. карьера основывалась на накоплении авторитета и жизненного опыта в рамках регулярной деятельности, то в новой экономике именно образование составляет ядро карьеры на протяжении всей жизни.

В результате происходит индивидуализация образовательных траекторий: большую часть набора образовательных услуг формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому/пассивному обучаемому, а самостоятельный человек для себя самого. С этим связан целый ряд фундаментальных последствий:

• резкое увеличение выбора, формирование открытого рынка образовательных программ и модулей вместо заранее установленного стандарта;

• прозрачная и понятная для всех система признания результатов образования в каждом модуле;

• новое регулирование образовательного рынка: фокус регулирования перемещается к обеспечению полноты и достоверности информации, предоставляемой участниками рынка; главные субъекты регулирования - профессиональное сообщество и потребители3.

В новой модели вместо жестких предписанных и конечных траекторий учащиеся строят индивидуальные траектории и становятся мобильными за счет выбора курсов и программ (как на всех уровнях формального образования, так и в дополнительном образовании, которое предоставляет возможность постоянного обновления компетентностей).

Лев Толстой писал: «Будущего нет - оно делается нами». Российское образование получает шанс реализовать этот подход. Если им не воспользоваться, оно окажется в будущем, сделанном для него кем-то другим.

Профессия как таковая уже ушла в прошлое, сейчас на первое место выходит профессионализм, как набор определенных компетенций, изменяемый и дополняемый в ходе всей трудовой жизни. Темпы, которыми сейчас развивается рынок, особенно в технологической отрасли, настолько высоки, что знания и умения устаревают в течение 2-3 лет. При этом информация, которую получают студенты на 1-2 курсах, к моменту выпуска уже устаревает, и можно начинать учиться заново4.

Ряд авторов в подобной ситуации говорит о необходимости выделения такого понятия как «инновационное образование». Подобным определением подчеркивается не какой-то новый вид образования, а значимость изменения внутреннего содержания уже сформировавшейся системы высшего профессионального образования в соответствии с текущими и перспективными потребностями экономики в условиях заданных ей темпов развития.

Стремление к созданию инновационной экономики предопределяет объективную необходимость в разработке и реализации новой концепции инновационного образования, выдвигающей следующие требования к развитию российской вузовской системы:

1. Повышение качества обучения, совершенствование структуры получаемых знаний, а также достижение высокого уровня квалификации вузовских кадров;

2. Развитие современных технологий обучения, перевод образовательной системы на современные стандарты и инновационные программы;

2 Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 4.

3 Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - С. 12.

4 Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ubo.ru, свободный.

5 Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ Под ред. Б.З.Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 38б.

6 Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ubo.ru, свободный.

7 Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ubo.ru, свободный.

3. Интеграция образовательной среды, науки и производства, в том числе в рамках университетских комплексов;

4. Развитие и распространение различных форм и систем непрерывного и дополнительного образования;

5. Развитие собственного исследовательского инновационного потенциала высшей школы;

6. Восполнение кадрового дефицита руководящих инновационных кадров в рамках бизнес-школ;

7. Развитие системы негосударственного высшего образования, использование преимуществ и расширение потенциала корпоративных университетов;

8. Предоставление вузам большей свободы в коммерческой деятельности, в том числе получение ими статуса автономного учреждения и использование фондов целевого капитала5.

Решение перечисленных задач позволит достичь главной цели

- сформировать необходимую современной России армию высококвалифицированных, высокоинтеллектуальных специалистов, творческих личностей, системных менеджеров инновационной деятельности, постоянно нацеленных на генерирование нововведений и их практическую реализацию. Необходимо прежде всего принципиально изменить взгляд на экономическую сторону инновационного образования: затраты на подготовку кадров необходимо рассматривать не как издержки на рабочую силу, а как долгосрочные и эффективные вложения, необходимые для процветания экономики и страны.

Второе отличие инновационного образования от традиционного заключается в тесной связи обучения с практикой, что в свою очередь требует принципиально новых, оснащенных современными технологическими средствами «многофункциональных» учреждений высшего профессионального образования, представляющих собой продукт интеграции фундаментальной науки, учебного процесса и производства. Еще одна отличительная особенность инновационного образования - это выбор в качестве приоритета таких дисциплин, как интеллект бизнеса и управление знаниями. Перед высшей школой стоит задача обучить выпускников вузов, во-первых, овладевать современными средствами доступа и последующего анализа данных для прогнозирования и принятия решений и, во-вторых, интегрально подходить к созданию, накоплению и в некотором смысле управлению знаниями, представленными в компаниях в самых разнообразных формах.

Почему после окончания вузов выпускники не обладают требуемыми навыками и их приходится переучивать внутри компании? В школах и вузах мы всегда работаем индивидуально, а в компаниях требуем навыков командной работы. Институты должны «пропитывать» свои дисциплины такими навыками, как умение работать в команде, развитие системного мышления, развитие умения видеть конечный результат. Для того чтобы учить этому студентов, надо в первую очередь обучить преподавателей вузов.6

В ситуации активного обсуждения федерального законопроекта «Об образовании», особую актуальность приобретает решение институциональных вопросов профессионального и бизнес-образования. Меняются статусы образовательных учреждений и подходы к их определению, что потребует значительных финансовых вложений в изменение уже существующих субъектов образовательной деятельности. В данный процесс будут вовлечены учебные заведения всех уровней. В готовящемся законопроекте не нашли отражения те тренды, которые сегодня есть в европейской системе образования. 7

В современных условиях совершенно неправильно рассматривать учебное заведение лишь как организатора учебного процесса. Сегодня это полноправный участник не только социальной сферы (а это также не вполне удачно отражено в законопроекте), но и бизнес-структура, которая функционирует как полноправный участник рынка и нуждается в современных методах управления.

Литература:

1. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ Под.ред.Б.З.Мильнера.- М.:ИНФ-РА-М, 2009.-624 с.

2. Концепция социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. - № 1662-р.

3. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. — 39 с.

4. Федеральный экспертный канал «Бизнес-образование в России и за рубежом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www.ubo.ru, свободный.

ЗАЛОГ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ

Есин Е.Ю., к.э .н., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)

В статье рассматривается вопрос привлечения инвестиций в расширенное воспроизводство основного капитала предприятий путем залога его земельных участков. Представлены основные этапы формирования механизма залога земельных участков предприятий.

Ключевые слова: залог земельных участков, инвестиции, воспроизводство основного капитала.

PLEDGE OF THE LAND PLOTS AS THE MECHANISM OF ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO EXPANDED REPRODUCTION OF FIXED CAPITAL OF THE ENTERPRISES

Esin Е., Ph.D., the associate professor of the Nizhniy Novgorod state architecturally-building university

In article the question of attraction of investments into expanded reproduction of fixed capital of the enterprises by pledge of its land lots is considered. The main stages offormation of the mechanism ofpledge of the land lots of the enterprises are presented.

Keywords: a pledge of land plots, investment, reproduction of fixed capital

Включение земельных активов в хозяйственный оборот обус- Поэтому невозможно заключить договор о залоге без связи с дру-

лавливается необходимостью реализации инвестиционных проек- гим предыдущим договором, исполнение которого он обеспечива-

тов, направленных на расширенное воспроизводство основного ет.

капитала предприятия с целью создания условий для роста произ- При формировании механизма залога земельных участков, мож-

водства и стабилизации экономического положения предприятия но выделить следующие особенности:

По своей сути залог земельных участков имеет производный 1. Право залога не распространяется на находящиеся на нем

характер от обеспечиваемого им основного требования, вытекаю- здания и сооружения, если иное не предусмотрено договором об

щего из предыдущего договора кредита, займа, купли-продажи и ипотеке. В случае реализации такого участка кредитором на аукци-

других договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. оне залогодатель приобретает сервитут, то есть право ограничен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.