Научная статья на тему 'Конкурентоспособность образования как движущая сила развития народного хозяйства'

Конкурентоспособность образования как движущая сила развития народного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Великожон Алексей Анатольевич, Бабурин Владимир Александрович

Характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики в существенной мере зависит от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования. Региональный вуз реализует широкий спектр образовательных программ, удовлетворяющих социальные запросы в получении качественного образования при сохранении его доступности, обеспечивая стабильное многоотраслевое развитие регионов, повышая конкурентоспособность сельской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Великожон Алексей Анатольевич, Бабурин Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность образования как движущая сила развития народного хозяйства»

УДК 378.017.7 ББК 65-74

А.А. Великожон, В.А. Бабурин

конкурентоспособность образования

как движущая сила развития народного хозяйства

Характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики в существенной мере зависит от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования. Региональный вуз реализует широкий спектр образовательных программ, удовлетворяющих социальные запросы в получении качественного образования при сохранении его доступности, обеспечивая стабильное многоотраслевое развитие регионов, повышая конкурентоспособность сельской экономики.

Ключевые слова:

инновационные технологии, конкурентоспособность, модернизация, научный прогресс, ресурсный потенциал, экономический рост.

Современное российское образование, находясь в неразрывной связи с научным прогрессом, представляет собой мощнейшую движущую силу увеличения экономического роста, эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства в целом, а значит, - важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности, мощи и благосостояния как страны, так и каждого ее гражданина. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющей инновационный климат и конкурентоспособность экономики в целом.

Характер, скорость и эффективность инновационных процессов в различных отраслях экономики в существенной мере зависит от характера и эффективности инновационной деятельности в сфере образования [1]. Только всестороннее развитие образования обеспечит возможность консолидации общества и сохранения общего культурного пространства, позволит преодолеть межнациональную напряженность и социальную конфликтность. В условиях изменения рыночной конъюнктуры высшие учебные заведения ищут новые пути развития для достижения необходимого уровня конкурентоспособности. В ходе поиска конкурентных преимуществ каждый вуз выбирает для себя наиболее приемлемую модель развития, в каждой из которых в разной степени выражен научно-инновационный компонент, что согласуется с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Основными ресурсами становятся информация, знания, активными носителями которых является человек. Возникла концепция информационного общества. От того, как используются людские ресурсы, какими уровнями подготовки с социально-полезной деятельностью они обладают, в конечном счете зависит результат со-

циально-экономического развития, уровень жизни населения.

Вузовский образовательный комплекс призван не просто соответствовать требованиям рынка труда, но во многом определять его параметры. Содержание и характер труда сегодня существенно усложняются. Возникают новые индустрии, профессии, намного возрастает роль коммуникационной и информационной культуры. Именно вузовскому комплексу надлежит предопределять будущую структуру рынка [7]. Действительно, активное взаимодействие системы высшего образования с реальным сектором экономики помогает бизнесу удовлетворить спрос на квалифицированные кадры необходимых специальностей и обеспечвает образовательным учреждениям значительный объем дополнительного финансирования. Формирование трудового потенциала страны имеет две составляющие, одна из которых тесно связана с демографическими процессами, а вторая - с социально-экономическими, происходящими в стране и в регионе.

Состояние сферы образования не только во многом характеризует уровень экономического прогресса и степень цивилизованности общества, но и является фактором снижения социального и расового неравенства, бедности и безработицы. Поэтому услуги в области высшего образования можно отнести к категории социально-значимых благ. Традиционно университетское образование в России рассматривается как социальный институт, решающий в первую очередь мировоззренческие, гуманистические задачи, нацеленные на реализацию собственно культурных задач [3].

Задача современного образования состоит в обобщении обновленных и ставших уже традиционными ценностей и обще-

ственных установок в единую систему, которая, будучи духовно и культурно развитой, толерантной, диалогичной и вариативной, способна обеспечить развитие и становление действительной гражданственности и подлинного патриотизма. Выполняя задачу формирования российского самосознания, обеспечения повышения ценности русского и родного языков народов Российской Федерации современная российская высшая школа обязана сохранить и способствовать развитию национальных культур различных народов. В современной России необходимость перемен в сфере образования связана с рядом внутренних важнейших социально-экономических и культурных факторов. Компетентный подход к формированию образовательных программ вносит новое содержание в парадигму высшего профессионального образования. Образованный специалист должен иметь не только высокую профессиональную подготовку, но и быть социально адаптированным, то есть уметь применять знания, умения и навыки, приобретенные в вузе, в конкретных условиях производства, научной лаборатории и т.д. С переходом общества в постиндустриальное состояние принципиально изменяется роль интеллектуального ресурса в развитии материальной базы производства, использовании современных технологий, поддержании конкурентоспособности страны на мировых рынках, что определяется его (интеллектуального ресурса) способностью производить, усваивать и применять новые знания.

В современных условиях, когда тема повышения качества российского образования и конкурентоспособности выпускников российских университетов на мировом образовательном рынке оказывается решением,нацеленным на перспективу. В настоящее время существует острая необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России [9].

Также как и развитие промышленности, развитие сельского хозяйства страны является важнейшей частью экономики. Это в значительной мере определяет баланс развития всего хозяйственного потенциала страны и уровень продовольственной безопасности государства [2]. Основной целью современных стратегий социально-экономического и инновационного развития Российской Федерации является достижение устойчивого экономического роста регионов. Современным условием обеспечения регионального развития служат инноваци-

онные технологии, рост конкурентоспособности продукции региональных производителей и рост производственного труда.

Сельские территории обладают огромным ресурсным потенциалом. Особенно важным представляется развитие сельских территорий, обеспечение комплексного решения экономических, социальных и других задач, повышение потенциала сельской местности. Обеспечению достижения данной цели способствует деятельность региональных вузов, расположенных непосредственно в сельской местности. Вообще же особенностью региональных вузов является предоставление высшего образования в условиях небольшого города, что позволяет не отрывать студентов, приехавших из отдаленных районов, от привычной социальной среды, и уберечь от негативного влияния и рисков, характерных для мегаполиса. В то же время создаются условия, способствующие максимальной самореализации обучающихся, формированию адаптивных качеств личности.

Студентами региональных вузов, как правило, становятся жители соседствующих областей. В таких вузах существует образовательная система, способная обеспечить непрерывность подготовки дипломированных специалистов, а также проводить подготовку научных кадров по программам аспирантуры и докторантуры. В региональном вузе надежным образом налажена переподготовка кадров и повышение уровня квалификации специалистов, а также профессиональная подготовка рабочих массовых специальностей.

Таким образом, региональный вуз реализует широкий спектр образовательных программ, удовлетворяющих социальным запросам в получении качественного образования при сохранении его доступности. Исходя их образовательной философской парадигмы «образование через всю жизнь», решается важнейшая стратегическая задача - создание многоуровневого образовательного комплекса. Еще одной особенностью регионального вуза часто является его кластерная структура. Так, например, этот вуз обычно расположен на нескольких удаленных друг от друга областных территориях. Естественно, его стратегической задачей является качественная подготовка квалифицированных кадров по направлениям и специальностям, имеющим приоритетное значение для экономики территорий определенной области. Как следствие, это приведет к развитию в них транспортной инфраструктуры, различных отраслей сельского хозяйства,

строительства, малого предпринимательства, пищевой и легкой промышленности, информационных технологий и связи.

Для воплощения в жизнь поставленной задачи необходима модернизация системы подготовки кадров и создание в таких вузах адаптивной развивающейся инновационной образовательно-научной среды. Хорошо, если такие вузы получают бессрочную лицензию на право образовательной деятельности и открывают подготовку по большому количеству новых профессиональных образовательных программ. Одной из основных задач является планомерное повышение эффективности аграрного производства, модернизации его технической и технологической части, решение и ликвидация социальных проблем сельских муниципальных районов. Часть научных исследований выполняется по заявкам работодателей. Тесное взаимодействие с работодателями в различных сферах способствует динамичному и органичному развитию региональных вузов. Так, на базе этих предприятий проводится теоретическое обучение студентов, что в дальнейшем закрепляется учебной и производственной практикой. Вузы проводят колоссальную работу по взаимодействию с потенциальными работодателями, чему способствует системный мониторинг рынка труда. Такая работа, безусловно, содействует трудоустройству студентов и профессиональному росту выпускников. В региональных вузах обычно развита программа академических обменов. Преподаватели имеют возможность ежегодной стажировки в ведущих образовательных учреждениях стран Европы. заключаются договоры о сотрудничестве в области научно-образовательной и культурной деятельности с университетами многих развитых стран мира. Проведение ежегодных международных научно-практических конференций способствует реализации инновационных проектов студентов и аспирантов.

Понятно, что настоящее и будущее всей системы высшего образования представляет собой полное инновационное развитие, то есть процесс одновременного и систематического использования инноваций во всех сферах деятельности. Таким образом, региональный вуз способен решать актуальные и сложные задачи, что способствует укреплению кадрового потенциала сельских территорий, интегрированию в систему профессионального образования области и России, расширяет и развивает международные связи. Все перечисленные обстоятельства позволяют

региональным вузам занимать определенную нишу на рынке образовательных услуг регионов [4].

Удовлетворить текущие потребности регионального рынка труда можно через формирование регионального заказа на подготовку специалистов, необходимых для экономики региона, за счет областного или местного бюджетов, сверх числа студентов, обучающихся за счет федерального бюджета, в рамках минимальных государственных гарантий. Таким же может быть подход и с точки зрения удовлетворения потребностей конкретных предприятий: расширение подготовки специалистов требуемой квалификации по договорам за счет этих предприятий. что касается направлений подготовки, предполагаемых высшими учебными заведениями за счет средств федерального бюджета, здесь должны учитываться интересы общества в целом, основанные на результатах исследований, выполненных высшей школой и фундаментальной наукой.

Качество человеческого потенциала -важнейший фактор экономического прогресса и социально-экономического развития страны. Если выстроить все страны мира по уровню экономического развития, то все они будут находиться в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем и темпы научно-технического прогресса, и уровень организации, культуры и производительности труда - это производные от качества человека или «человеческого капитала» [8].

Различные модели трансформации высших учебных заведений нацелены на создание конкурентных преимуществ и формирование конкурентоспособности университетов. В условиях конкуренции любые недостатки и преимущества вузов принимают характер конкурентных недостатков/преимуществ перед соперниками и становятся ключевыми оценочными критериями определения степени их конкурентоспособности. Создание конкурентных преимуществ и преодоление конкурентных недостатков выступает как одна из основных целей соперничества заинтересованных сторон на рынке образовательных услуг в условиях глобализации и регионализации образования [6].

В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2012 г. В.В. Путин отметил, что необходимо «глубоко проработать все аспекты сбалансированного, пространственного развития страны, включая и сферу образования». Бесспорно, приоритетную поддержку государства должны получать те вузы, от-

личительной особенностью которых является работа в регионах. Они действительно сотрудничают с крупнейшими промышленными предприятиями регионов, вместе с ними развивают научные исследования и разработки, их выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся. По мнению В.В. Путина, в таких вузах целесообразно открывать больше дополнительных бюджетных мест, и государство должно оказать им всестороннюю поддержку и способствовать их дальнейшему развитию. «При этом принципиально важно, чтобы в управлении такими университетами, в их финансировании принимал участие бизнес» [5]. Настоящее и будущее системы высшего образования - это инновационное развитие, процесс одновременного и систематического использования инноваций во всех сферах деятельности. Таким образом, региональный вуз решает актуальные и сложные задачи по укреплению кадрового потенциала сельских территорий, интегрированию в систему профессионального образования области и России, непрерывно расширяет международные связи и занимает определенную нишу на рынке образовательных услуг региона.

Рост конкурентоспособности образовательного учреждения, который все чаще основан на информационных технологиях, позволяет ему расширять и развивать разнообразие, т.к. более гибкие и дальновидные педагогические коллективы лучше приспособлены к выходу на новый рынок образовательных услуг.

Кроме того, жесткая конкуренция требует от образовательного учреждения,

чтобы оно постоянно разрабатывало новые услуги и занимало свободные ниши на рынке. Способность к нововведениям становится наиболее важным элементом конкурентных преимуществ. Современное образовательное учреждение должно определять потребности, желания и интересы своего целевого рынка и удовлетворять их более эффективно и качественно, чем конкуренты. От вузов требуется гибкость в оценке и признании предшествующих периодов и результатов обучения и профессионального опыта; особое внимание к различной мотивации студентов и предложение разных по длительности и задачам программ обучения; готовность ведения совместных программ с вузами других стран; предложение своих программ за рубежом. Конкуренция вузов в глобальном образовательном пространстве, борьба за привлечение высококачественных человеческих, материальных и нематериальных ресурсов, непосредственно связана с демонстрацией уровня развития вуза и качества образования в нем.

Современный мир, включая и Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства. Интеллект все больше оказывается основным конкурентным преимуществом. Именно с этих позиций рекомендовано, в первую очередь, подходить к задачам развития образования, не забывая и о развитии личности, формировании ценностей, толерантности, воспитании патриота и гражданина.

Список литературы:

[1] Дьяконов Г.С. Инновационное инженерное образование в исследовательском университете // Высшее образование в России. - 2011, № 12. - С. 29-35.

[2] Иконникова О.В. Подготовка экономистов с учетом отраслевых особенностей в условиях перехода России к устойчивому развитию // Инновационные образовательные технологии при подготовке конкурентоспособных экономистов в условиях многоуровневой системы образования. - Архангельск: Кира, 2010. - 283 с.

[3] Курбан Е.Н. Опыт формирования общекультурных компетенций студентов технического вуза // Высшее образование в России. - 2011, № 10. - С. 84.

[4] Оболенский Н.В. Роль регионального вуза в развитии сельских территорий // Высшее образование сегодня. - 2012, № 9. - С. 29-52.

[5] Путин В.В. Чтобы Россия была суверенной и сильной, нас должно быть больше и мы должны быть лучше в нравственности, компетентности, работе, творчестве. Ежегодное Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.11.2012 // Высшее образование сегодня. - 2012, № 12. - С. 3-5.

[6] Россанова И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения. - Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005. - 140 с.

[7] Сибницкая Н.Я. Высшее профессиональное образование и рынок труда. - Архангельск: Кира, 2011. - 240 с.

[8] Смолин О.Н. Законодательство о дистанционных образовательных технологиях: перспективы и новые проблемы // Экономика образования. 2004, № 1. - С. 23.

[9] Терелянская И.В. Исследования конкурентоспособности вуза как интегральной характеристики личности // Высшее образование сегодня. - 2012, № 4. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.