Научная статья на тему 'Высшее профессиональное образованиев инновационно ориентированной экономике'

Высшее профессиональное образованиев инновационно ориентированной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / INNOVATION DEVELOPMENT / REGION / UNIVERSITY / EDUCATIONAL SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутакова Марина Михайловна, Соколова Ольга Николаевна

Рассмотрены проблемы и обобщены тенденции развития высшего профессионального образования в контексте реализации стратегии инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Professional Educationin Innovation-Oriented Economics

The article deals with the problems of higher professional education development in the context of realization of the innovation development strategy. The tendencies of higher professional education system development are generalized.

Текст научной работы на тему «Высшее профессиональное образованиев инновационно ориентированной экономике»

Высшее профессиональное образование в инновационно ориентированной... ББК 74.85

М.М. Бутакова, О.Н. Соколова

Высшее профессиональное образование в инновационно ориентированной экономике* M.M. Butakova, O.N. Sokolova Higher Professional Education in Innovation-Oriented Economics

Рассмотрены проблемы и обобщены тенденции развития высшего профессионального образования в контексте реализации стратегии инновационного развития.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, инновационное развитие, регион, университет, образовательные услуги.

The article deals with the problems of higher professional education development in the context of realization of the innovation development strategy.

The tendencies of higher professional education system development are generalized.

Key words: higher professional education, innovation development, region, university, educational services.

Инновационныйсценарий развития России сегодня как безальтернативный предполагает развитие человеческого потенциала - главной движущей силы инновационно ориентированной экономики. В этой связи авторы статьи неоднократно обращались к данной проблеме [1-3]. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее -Стратегия) [4] отмечается, что одним из важнейших с точки зрения инновационного развития сохраняющихся у России конкурентных преимуществ является человеческий капитал. Успешность реализации стратегий инновационного развития страны и регионов в значительной степени зависит от степени соответствия системы профессионального образования решаемым стратегическим задачам. В этом контексте научный и практический интерес представляет анализ современного состояния, проблем и противоречий в системе высшего профессионального образования Российской Федерации.

Последние десятилетия образование в России, как и в других странах с высоким уровнем социально-экономического развития, объявлено национальным приоритетом. Уровни образования и профессиональной подготовки рассматриваются как главные факторы устойчивого развития инновационно ориентированной экономики. Внимание государства к образованию нашло отражение в стратегических документах развития Российской Федерации, в том числе в Стратегии [4].

Выделим наиболее значимые характеристики населения Российской Федерации как потребителя об-

разовательных услуг, предоставляемых организациями высшего профессионального образования (ВПО).

1.Высокий уровень образования населения Российской Федерации.

Изменение структуры населения по уровню образования в направлении роста доли лиц, имеющих ВПО, - общая тенденция стран с высоким уровнем экономического развития как закономерное следствие перехода от элитарного высшего образования к массовому в последнюю четверть ХХ в. В значительной степени это отражает объективные потребности инновационно ориентированной экономики, но нельзя не учитывать и субъективный фактор - изменение ценностных ориентиров населения. По доле населения с ВПО (22,8% численности населения в возрасте от 15 лет [5]) Россия находится на уровне таких ведущих зарубежных стран, как Великобритания, Швеция и Япония, а также опережает Германию, Италию и Францию. Показатель будет еще более высоким, если рассматривать население в возрасте от 22 лет, учитывая, что население в возрасте от 15 до 22 лет находится в стадии получения ВПО. Высокий уровень образования населения России можно считать предпосылкой, определяющей постановку сложных стратегических задач для успешной реализации Стратегии страны [4]. Особенно важен с точки зрения создания эффективной инновационной системы сохраняющийся высокий уровень высшего образования по естественно-научным и техническим специальностям. Оценивая перспективы влияния достигнутого уровня охвата населения ВПО на систему образова-

* Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., госконтракт №14.740.11.1385, и проекта «Экономический анализ и моделирование интеграционных процессов региональной экономики», выполняемого в рамках государственного задания на оказание услуг в период 01.01.2012-31.12.2014.

ния и рынок образовательных услуг, мы считаем необходимым отметить возможное снижение в будущем количества желающих получить ВПО впервые со стороны населения в возрасте старше 25 лет.

2. Значительная дифференциация в уровне профессионального образования городского и сельского населения.

Агрегированные данные об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 г., размещенные на сайте Федеральной службы государственной статистики, характеризуют уровень образования населения России по категориям городского и сель-

3. Значительная дифференциация в уровне профессионального образования населения по субъектам Федерации.

Субъекты Федерации значительно различаются по уровню социально-экономического развития. Все процессы, протекающие в социально-экономической сфере, сказываются на показателях доходов и уровня жизни, а отсюда и на специфике приоритетов, ценностных ориентациях, жизненных планах населения регионов, на ситуации в области образовательных услуг.

Усиление неравенства в реальной возможности получения качественного ВПО жителями различных регионов страны ведет к неравенству в их экономике и социальному неравенству населения соответствующих территорий. «Социальное неравенство возникает в результате неравного доступа к образованию; необразованность - вечный спутник граждан второго сорта» [7]. Уровень образования населения только 15 субъектов Федерации превышает средний по стране (Москва - 41%, Санкт-Петербург - 35,8%, Московская область - 30,1%, Ямало-Ненецкий автономный округ - 26,7%, Республика Северная Осетия -Алания - 26,4%, Ханты-Мансийский автономный округ - 24,8%, Калининградская область - 24,5%, Камчатский край - 24,3%, Карачаево-Черкесская Республика - 24,1%, Томская область - 24,0%, Хабаровский край - 24,0%, Магаданская область -23,9%, Самарская область - 23,7%, Тюменская область - 23,5%, Новосибирская область - 23,3%). Дифференциация в уровне образования городского населения по субъектам Федерации значительно ниже, чем в уровне образования сельского населения. Максимальное значение показателя для городского

ского населения [6]. Согласно этим данным доля лиц в возрасте 15 лет и старше, имеющих высшее образование, составляет в целом по стране 22,8%, при этом значительно различается для городского (26,9%) и сельского (11,1%) населения. Столь существенные различия в уровне образования населения в городской и сельской местности отражают, с одной стороны, более низкую ценность ВПО для жителей сельской местности, с другой - более высокую мобильность сельских жителей, получивших высшее образование, по сравнению с теми жителями села, у кого его нет.

населения (Москва - 41%) превышает минимальное (Чеченская Республика - 19,1%) в 2,15 раза, а максимальное значение показателя для сельского населения (Московская область - 20,8%) превышает самый низкий показатель (Ненецкий автономный округ - 5,2%) в 4 раза [8]. Столь существенные различия в уровне образования отдельных регионов могут рассматриваться как фактор, препятствующий реализации Стратегии [4] на этих территориях, и предпосылка углубления дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития.

4. Изменение возрастной структуры населения. Сокращение численности населения в возрасте 15-29 лет.

Ситуация, сложная уже сегодня, еще более усложнится в среднесрочной перспективе. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2015 г. по сравнению с 2005 г. в странах ОЭСР сократится численность населения всех возрастных групп в возрасте до 30 лет, определяющих спрос на образование [9]. Анализ прогнозных оценок ОЭСР показывает, что численность населения в целом по странам данной организации в 2015 г. по отношению к 2005 г. составит в разрезе возрастных категорий 0-4 года - 97%, 5-14 лет - 94%, 15-19 лет - 94%, 2029 лет - 97%. Из 30 стран в 18 сократится численность населения в возрасте 20-29 лет, в 9 странах - в возрасте 15-19 лет и 0-4 года, и в 7 странах - в возрасте 5-14 лет. Таким образом, уменьшение контингента абитуриентов можно ожидать на протяжении более длительного периода и за пределами 2015 г.

Следствием данной тенденции является снижение спроса на ВПО со стороны выпускников школ, форми-

Таблица 1

Население по уровню образования (на 1000 человек в возрасте 15 лет и более, указавших уровень

образования)

Категория населения Имеют высшее профессиональное образование, всего В том числе по уровням

бакалавр специалист магистр

Все население 228 10 213 5

Городское население 269 11 252 6

Сельское население 111 7 102 2

рующих основной контингент обучающихся по дневной (очной) форме обучения, обострение конкуренции на международном и национальных рынках образовательных услуг, стремление к проникновению на наименее освоенные образовательные рынки [10].

Выделим наиболее значимые характеристики и тенденции развития системы ВПО Российской Федерации как важнейшего ресурса реализации Стратегий [4].

1. Изменение направления тренда, характеризующего развитие ВПО. Статистические данные свидетельствуют о смене периода активного роста количественных характеристик системы ВПО Российской

Федерации (1990-2004 гг.), на период их стабилизации и снижения, начавшийся в 2004 г. и продолжающийся в настоящее время. За период с 1990 по 2004 г. прием на первый курс в высшие учебные заведения увеличился в 2,84 раза. В последующий период, с 2004 по 2010 г., прием на первый курс сократился на 15,7%. В среднесрочной перспективе наиболее вероятно сохранение тенденции снижения количественных показателей, что связано в первую очередь с демографическими характеристиками населения, а также с исчерпанием источников экстенсивного роста системы ВПО в предыдущие годы.

Таблица 2

Динамика приема в высшие учебные заведения Российской Федерации, 1985-2010 гг. [11]

Год Прием, тыс. чел.

Всего в том числе

в государственные и муниципальные в негосударственные

1985 634,7 634,7 0

1990 583,9 583,9 0

1995 677,8 625,4 52,4

1996 729,2 674,3 54,9

1997 814,6 748,3 66,3

1998 912,9 831,8 81,1

1999 1058,7 946,4 112,3

2000 1292,5 1140,3 152,2

2001 1461,6 1263,4 198,2

2002 1503,9 1299,9 204

2003 1643,4 1411,7 231,7

2004 1659,1 1384,5 274,6

2005 1640,5 1372,5 268

2006 1657,6 1376,7 208,9

2007 1681,6 1384 297,6

2008 1641,7 1362,7 279

2009 1544,2 1329,6 214,6

2010 1399,5 1195,4 204,0

2. Сохранение высокой привлекательности ВПО для населения и, соответственно, высокой доли студентов в общей численности населения. Несмотря на некоторое сокращение приема студентов в вузы в последние годы, доля студентов в общей численности населения России продолжает расти и составляет на начало 2009/2010 учебного года 523 человека на 10000 человек населения. Превышение среднего показателя в 15 субъектах Федерации над средними по стране совпадает с размещением в этих субъектах наиболее известных университетов (Москва - 1213 человек, Санкт-Петербург - 988, Томская область - 827, Магаданская область - 685,

Курская область - 638, Хабаровский край - 631, Новосибирская область - 621, Воронежская область - 612, Республика Татарстан - 582, Чувашская Республика - 574, Орловская область - 552, Самарская область - 550, Омская область - 547, Нижегородская область - 542, Челябинская область - 529 человек) [8]. Рейтинг 15 субъектов Федерации по показателю «доля студентов в численности населения» (из группы, имеющих значение показателя выше среднего) слабо взаимосвязан с их рейтингом по показателю «уровень высшего образования населения региона». Логичным объяснением является работа наиболее известных и конкурентоспособных региональных вузов

на национальном и международном рынках образовательных услуг.

3. Развитие рынка услуг ВПО при сохранении доминирующих позиций государственных вузов. Конституцией Российской Федерации, а также Законом «Об образовании» гражданам нашей страны государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования в государственных и муниципальных вузах. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых патерналистские меры государств предпринимались с целью изменить рынок образовательных услуг, достичь равновесия, соответствующего «социальным» предпочтениям, в Российской Федерации переход к рынку был осуществлен через разрешение рыночных отношений в системе высшего профессионального образования как дополняющих государственную систему. За годы рыночных преобразований не уменьшились ни количество государственных организаций профессионального образования, ни контингент студентов в них. Если в 1995 г. в Российской Федерации насчитывалось 759 высших учебных заведений, в том числе 566 государственных (74,6% от общего числа) и 193 негосударственных (25,4%), то в 2009 г. количество вузов увеличилось до 1114, в том числе государственных -до 662 (59,4% от общего числа), а негосударственных - до 452 (40,6%). Доля негосударственных вузов в приеме студентов составила в 2009 г. 13,9% против 7,7% в 1995 г. [11].

Несмотря на высокие темпы роста, негосударственные вузы остаются значительно менее крупными, чем государственные. В 2009 г. средняя численность студентов в негосударственных вузах составила около 3 тысяч человек, в государственных - более 9 тысяч. Как правило, негосударственные вузы ведут подготовку по образовательным программам, наиболее востребованным на рынке покупателей, в них практически отсутствует обучение по высокозатратным программам естественно-научных и технических направлений и специальностей подготовки. Несмотря на опережающие темпы роста количества негосударственных вузов и контингента студентов в них, основная часть студентов обучается в государственных вузах. Следовательно, на общую ситуацию на рынке образовательных услуг в России определяющее влияние продолжают оказывать государственные вузы, так как их доля в общей численности студентов остается преобладающей.

Следует учесть, что государственные вузы являются активными и наиболее конкурентными субъектами на рынке образовательных услуг, так как в них на условиях полного возмещения затрат на обучение принимается более половины всех зачисленных сту-

дентов. По данным Государственного комитета статистики, в 2009 г. с полным возмещением затрат на обучение было принято более 65% от общего числа зачисленных, в том числе около 60% поступили в государственные вузы на условиях полного возмещения затрат.

Развитие рыночных отношений в сфере профессионального образования позволяет привлечь средства потребителей, что способствует повышению доступности ВПО при одновременном снижении нагрузки на государственный бюджет.

4. Переход на уровневую систему подготовки. Переход на двухуровневую систему обучения оказал существенное влияние на структуру рынка услуг ВПО, динамику спроса на образовательные услуги, позиции отдельных вузов в системе ВПО. В процессе перехода возросла дифференциация вузов, конкурентные преимущества получили образовательные учреждения, имеющие право на подготовку по программам магистратуры. Развитие магистратуры, предполагающее большую свободу университетов в определении содержания программы, более высокие требования к уровню кадрового, материально-технического и информационного обеспечения, большую долю и новое качество самостоятельной научно-исследовательской работы студентов, позволит готовить выпускников, способных к самостоятельному решению сложных задач разработки и реализации стратегий инновационного развития регионов [12].

5. Более активное использование целевого подхода со стороны государства к финансированию образовательных учреждений. С началом реализации Национального проекта «Образование» финансовая ситуация существенно изменилась для образовательных учреждений, доказавших свою возможность решать сложные задачи модернизации профессионального образования. Государство следует принципам селективного финансирования ВПО, стремясь сосредоточить финансовые ресурсы на поддержке наиболее перспективных организаций. Инструментом реализации нового подхода является пакет федеральных целевых программ, финансируемых Министерством образования и науки РФ («Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2013 годы», «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы, «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы»). Мероприятия этих программ предусматривают модернизацию ВПО в тесной связи с инновационным развитием экономики Российской Федерации.

6. Институциональные изменения в системе ВПО. Государство стремится институционально закрепить разный уровень образовательных

учреждений, выделяя и поддерживая наиболее конкурентоспособные. Свидетельством этого является создание федеральных университетов, научно-исследовательских университетов, придание особого статуса Московскому и Санкт-Петербургскому университетам, поддержка программ стратегического развития ведущих вузов страны.

7. Изменение технологий обучения. Использование новых информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения при высоких единовременных затратах позволяет значительно сократить текущие затраты и увеличить доступность образовательных услуг. В первую очередь речь идет о технологиях дистанционного обучения, изменяющих не только методики, но в определенной степени и содержание обучения. Электронные издания, электронные библиотеки, справочные и поисковые системы, образовательные курсы и программы значительно ниже по стоимости, чем их аналоги на традиционных носителях. Снижаются также затраты на содержание помещений, коммунальные платежи.

8. Ориентация образовательных программ на требования рынка труда. При разработке учебных планов все больше внимания уделяется выработке навыков, востребованных на рынке труда. Эта тенденция обусловлена, по крайней мере, тремя взаимодополняющими факторами. С одной стороны, различные заинтересованные группы населения постоянно оказывают на университеты давление, побуждая их обеспечивать выпускников навыками, востребованными на рынке труда. Студенты тратят значительные суммы на оплату своего обучения и совершенно правомерно рассчитывают получить образование, которое обеспечит им возможность трудоустройства и карьерного роста. Правительства многих стран со своей стороны поняли, что для борьбы с безработицей и достижения устойчивого развития необходимо обеспечивать экономику квалифицированными кадрами, способными быстро приспособиться к требованиям рынка. Более того, стремясь добиться преимуществ в неуклонно обостряющейся конкурентной борьбе, компании, как государственные, так и частные, предъявляют все большую заинтересованность в востребованных трудовых навыках. С дру-

гой стороны, постиндустриальная эпоха постепенно сменяется наукоемкой экономической системой, в которой физические умения востребованы меньше, чем сложные, основанные на научных знаниях способности. Другими словами, те виды трудовой компетенции, которые можно развить в университетах, все полнее совпадают с навыками, востребованными экономическим процессом. И, наконец, сами университеты становятся все более предпринимательскими

и, соответственно, активно развивают ориентированное на требования рынка преподавание и обучение. Итак, с одной стороны, хорошо подготовленный, востребованный рынком выпускник является одним из лучших проводников знаний из университета в экономику. С другой стороны, высокий уровень трудоустройства среди выпускников данного университета способствует повышению его престижа и конкурентоспособности. Наиболее заметных результатов в обеспечении взаимодействия профессионального образования и работодателей добилась Великобритания, в которой ежегодно публикуется «Заявление о требованиях к квалификациям высшего образования», в подготовке которого участвуют академическое сообщество, представители работодателей и профессиональных организаций, соответствующих правительственных структур. Документ, учитывающий изменения требований рынка труда, служит для организаций ВПО ориентиром при разработке и реализации образовательных программ. В нашей стране федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования, принятые Министерством образования и науки РФ в 2009-2011 гг., предусматривают участие работодателей в формировании и реализации основных образовательных программ с целью их большей ориентации на требования рынка труда, что объясняется и более рациональным поведением студентов как потребителей образовательных услуг, стремящихся получить навыки, востребованные на рынке труда, которые обеспечат им возможность трудоустройства и карьерного роста, и стремлением университетов обеспечить высокий уровень трудоустройства выпускников для повышения собственного престижа и конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент : учебное пособие. - М., 2012.

2. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Адаптация системы высшего профессионального образования к инновационному развитию экономики региона // Экономика и управление. - 2007. - №4(30).

3. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Типологизация университетов в инновационной экономике регионов // Формирование инновационной экономики: проблемы и перспективы : труды междун. науч.-практ. конф. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб., 2011.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http: // mon.gov.ru/dok/akt/9130.

5. Россия и страны мира. 2010 : стат. сб. / Росстат. -M., 2010.

6. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 г [Электронный ресурс]. - URL: http// www.gks.ru.

7. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. - М., 1999.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2010 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: //www gsk.ru/bgd/regl/b10_14p.

9. OECD in Figures. - Paris, 2005.

10. Бутакова М.М. Локальные рынки услуг высшего профессионального образования: закономерности, тенденции, перспективы : монография. - Барнаул, 2008.

11. Статистические данные Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - URL: htp// mon.gov.ru.

12. Бутакова М.М. Развитие локальных рынков услуг высшего профессионального образования в Сибирском федеральном округе // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №24 (117).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.