Научная статья на тему 'Исследование спроса на услуги высшего профессионального образования в региональном аспекте'

Исследование спроса на услуги высшего профессионального образования в региональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / РЫНОК / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутакова М.М.

В связи с реформированием отечественной системы высшего профессионального образования актуализируется проблема создания эффективной системы гармонизации рынка труда и рынка образовательных услуг на федеральном и региональном уровнях управления. В статье уточнена сущность категорий, используемых при исследовании спроса на образовательные услуги, проанализированы наиболее значимые факторы, влияющие на его формирование на уровне регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование спроса на услуги высшего профессионального образования в региональном аспекте»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 738.1(063)

исследование спроса на услуги высшего профессионального образования в региональном аспекте*

м. м. бутакова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики предпринимательства и маркетинга E-mail: butakova@econ.asu.ru ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

В связи с реформированием отечественной системы высшего профессионального образования актуализируется проблема создания эффективной системы гармонизации рынка труда и рынка образовательных услуг на федеральном и региональном уровнях управления. В статье уточнена сущность категорий, используемых при исследовании спроса на образовательные услуги, проанализированы наиболее значимые факторы, влияющие на его формирование на уровне регионов.

Ключевые слова: система высшего профессионального образования, образовательная услуга, рынок, локальный рынок, регион.

Развитие рыночных отношений в системе профессионального образования актуализирует и принципиально изменяет содержание проблемы количественной оценки потребностей работодателей в специалистах, обладающих определенными компетенциями. В условиях централизованного управления экономикой страны и системой профессионального образования каждый вуз осуществлял прием в соответствии с планом приема, а основная часть выпускников вузов направлялась на опреде-

* Статья подготовлена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., государственный контракт № 14.740.11.1385.

ленное рабочее место в соответствии с планом распределения. Но даже тогда существовала проблема прогнозирования потребностей в специалистах, обеспечения потребности в специалистах в сельской местности, в регионах с неблагоприятными условиями жизни и труда.

Развитие рыночных отношений в экономике и системе высшего профессионального образования России углубляет диспропорции между потребностями рынка труда в специалистах и количественными и качественными показателями их подготовки организациями профессионального образования, что побуждает к более глубокому исследованию закономерностей формирования спроса на услуги высшего профессионального образования в регионах и формированию механизма управленческих воздействий на поведение субъектов региональных рынков услуг высшего профессионального образования. Положения, сформулированные в процессе исследования потребностей и спроса на услуги высшего профессионального образования, нацелены на повышение эффективности региональных программ, направленных на регулирование рынка труда, а также маркетинговой стратегии организаций высшего профессионального образования [2, 5].

Гармонизация интересов рынка труда и рынка образовательных услуг возможна только при более глубоком понимании и учете в практике управления

системой профессионального образования различий в сущности категорий «потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием» и «платежеспособный спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием». Для определения первой категории достаточно провести количественную оценку структуры, уровня и перспектив развития экономики и рынка труда. Проблематика, связанная с формированием потребностей экономики регионов в специалистах с высшим профессиональным образованием в условиях рынка, достаточно глубоко и всесторонне исследовалась на протяжении последних лет. В качестве примера можно привести публикации А. Ю. Апокина, С. В. Гуртова, Л. Г. Миляевой [1, 3, 4]. Востребованность выпускников вуза на региональном рынке труда - необходимое условие для открытия новых образовательных программ и осуществления подготовки по действующим программам, что находит отражение в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных программ вузов. Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием определяет количественные и структурные параметры заказа системе профессионального образования от государства и работодателей.

В связи с переходом на уровневую систему высшего профессионального образования в ближайшей перспективе на рынке труда существенно увеличится предложение со стороны выпускников вузов, имеющих дипломы бакалавров и магистров, подготовленных по новым образовательным стандартам. При этом сохранится предложение со стороны специалистов, подготовленных по стандартам второго поколения, выпуск которых будет еще продолжаться в течение пяти лет. От того, как будут реагировать работодатели на новые реалии системы профессионального образования, во многом зависит успешность ее модернизации.

Платежеспособный спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием можно определить как желание и способность работодателей, функционирующих на рынке труда, который реально доступен для специалистов с высшим образованием, предложить для них рабочие места с уровнем оплаты труда и другими условиями, соответствующими ожиданиям этих специалистов. При определении платежеспособного спроса оценка потребности в специалистах с высшим профессиональным образованием должна быть дополнена оценкой ожидаемого дисконтированного потока

оплаты труда выпускников вузов, уровня доходов, получаемых в денежной и натуральной форме, а также возможностью удовлетворения потребностей более высокого порядка. Соответственно, платежеспособный спрос на специалистов с высшим профессиональным образованием в значительно большей степени, чем потребность в них, различается по регионам и населенным пунктам, видам деятельности и предприятиям. Фактическая подмена понятий в практике регулирования региональных рынков труда и образовательных услуг, отсутствие количественной оценки платежеспособного спроса на специалистов приводят к тому, что выпускники вузов не стремятся трудоустроиться по полученной специальности (особенно аграрной, педагогической, гуманитарной) либо не стремятся вернуться для трудоустройства в те населенные пункты, в которых они проживали до поступления в вуз (сельские населенные пункты, малые города). отметим, что потребность в специалистах сохраняется именно в этих населенных пунктах.

Спрос на услуги высшего профессионального образования формируется со стороны покупателей услуг, в качестве которых выступают абитуриенты, их родители и организации, оплачивающие подготовку специалистов. Спрос на специалистов со стороны рынка труда непосредственно трансформируется в спрос на услуги высшего профессионального образования только в случае соблюдения двух условий: во-первых, потребность порождает соответствующий по объему платежеспособный спрос на специалистов, и, во-вторых, в качестве заказчика на рынке образовательных услуг выступает непосредственно работодатель.

Предпосылками выполнения первого условия являются не только финансовое состояние организаций работодателей и условия труда, но и условия жизни, социальная инфраструктура региона и конкретного населенного пункта, в котором находится работодатель. Следовательно, в программе мероприятий, регулирующих спрос на услуги высшего профессионального образования, должны быть предусмотрены улучшение условий труда, развитие инфраструктуры, существенные материальные стимулы при невозможности их полного выравнивания.

Второе условие в настоящее время в полном объеме не выполняется, ведь услуги высшего профессионального образования в преобладающей степени оплачивают государство и население, доля

предприятий и организаций работодателей незначительна, а внешние положительные эффекты используются организациями разных форм собственности. Предприятия всех организационно-правовых форм, принимая на работу специалиста с высшим образованием, несут затраты только на оплату его труда и не зависят от осуществления инвестиций в профессиональную подготовку специалиста, что можно отнести к проявлению «эффекта безбилетника», особую наглядность приобретающего в регионах с низким уровнем деловой активности. Следовательно, в региональной программе мероприятий, регулирующих спрос на услуги профессионального образования, должны быть предусмотрены меры, позволяющие заинтересовать работодателя в участии в качестве заказчика в подготовке специалистов. Отсутствие обоснованных региональных прогнозов рынка труда является существенным препятствием для стимулирования опережающего спроса на услуги организаций высшего профессионального образования по отношению к спросу на специалистов с высшим образованием на рынке труда, необходимого для открытия новых образовательных программ, изменения содержания читаемых курсов и подготовки специалистов, которые будут востребованы региональным рынком труда в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Сложившийся порядок финансирования в системе профессионального образования предполагает разные способы удовлетворения потребности абитуриентов в услугах высшего профессионального образования: во-первых, бесплатно - при обучении на местах, финансируемых за счет бюджетных средств; во-вторых, платно - за счет собственных средств абитуриентов и их родителей; в-третьих, платно - за счет средств организаций работодателей либо иных организаций (гранты, фонды). Количество бюджетных мест по каждой образовательной программе в образовательных учреждениях определяется ежегодно государством. Это позволяет государству не только напрямую влиять на структуру подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, оказывая государственную поддержку приоритетным направлениям подготовки, вузам, регионам, но и оказывать регулирующее воздействие на развитие рынка образовательных услуг. Если количество бюджетных мест по образовательной программе больше либо равно потребности абитуриентов в услугах высшего профессионального образования

по данной программе, то рыночные отношения не могут возникнуть. Спрос на платные услуги профессионального образования по образовательной программе возникает, только если на нее либо не выделены бюджетные места либо количество бюджетных мест меньше потребности абитуриентов. Например, в последние годы государство активизировало процесс структурирования высшего профессионального образования, изменяя баланс бюджетных мест в пользу высокотехнологичных и естественно-научных направлений подготовки и специальностей. Это привело к увеличению доли рыночного сектора по направлениям экономики и менеджмента по сравнению с другими направлениями подготовки, что иллюстрирует таблица.

В процессе исследования спроса на услуги профессионального образования целесообразно оценить степень влияния факторов, влияющих на потребность в получении высшего профессионального образования, и факторов, определяющих спрос на образовательные услуги для каждой категории

Структура приема студентов на первый курс вузов Российской Федерации, 1998-2008 гг.

Показатель Год

1998 2008

Принято на первый курс, всего, чел. 831 812 1 641 700

Принято на первый курс по группе специальностей и направлений «экономика и управление», чел. 179 462 606 163

Принято на первый курс с полным возмещением затрат, чел. 287 486 1 080 866

Принято на первый курс по группе специальностей и направлений «экономика и управление» с полным возмещением затрат, чел. 105 272 522 030

Доля принятых на первый курс с полным возмещением затрат в общей численности принятых, % 0,35 0,66

Доля принятых на первый курс по группе специальностей и направлений «экономика и управление» с полным возмещением затрат в общей численности принятых с полным возмещением затрат, % 0,37 0,48

Доля принятых на первый курс по группе специальностей и направлений «экономика и управление» с полным возмещением затрат в численности принятых на первый курс по группе специальностей и направлений «экономика и управление», % 0,59 0,86

Источник: Российское образование. Федеральный портал. URL: тЮтка. ги.

покупателей. Потребность в получении высшего профессионального образования определяется объективными и субъективными факторами. В составе объективных факторов выделим характеризующие население (численность и половозрастной состав населения; уровень образования населения; доля сельского населения; результаты, полученные на предыдущем уровне образования) и характеризующие экономику региона (структура экономики, уровень деловой активности, уровень безработицы). Относясь к потребностям более высокого порядка, потребности в профессиональном образовании определяются не только объективными, относительно легкомоделируемыми факторами, но и в значительной степени испытывают влияние субъективных, труднооцениваемых и трудномоделируемых факторов, таких как уровень культуры. Потребность индивида в профессиональном образовании связана с уровнем культуры - чем выше уровень культуры, тем более выраженной будет потребность в новых знаниях и образовании. Повышение культурного уровня стимулирует стремление потребителя получить профессиональное образование высокого уровня, возрастают требования, предъявляемые им к качеству образовательного процесса, в условиях рынка увеличивается доля затрат в бюджете, которую потребитель осознанно направляет на удовлетворение своих образовательных потребностей.

Наиболее полно влияние субъективных факторов на поведение потребителей нашло отражение в концепции М. Янга, рассматривающего образование как функцию воспроизводства статусных позиций и социальной структуры в целом. Это утверждение справедливо в условиях, когда выбор специальности определяется не абитуриентами, а их родителями, или когда обучающим структурам делегирована функция самовоспроизводства. Данный подход дает возможность адекватного объяснения некоторой дисфункциональности в деятельности образовательных институтов, особенно на рынке платных услуг. В частности, это ситуация, когда образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов по престижным направлениям, сознательно формируют искусственно завышенный спрос, игнорируя реальную обстановку на рынке труда [6].

При количественной оценке объема спроса на услуги высшего профессионального образования по конкретным образовательным программам необходимо оценить причины, степень и направ-

ленность влияния противодействующих тенденций глобализации либо локализации рынка на объем и структуру спроса.

Относительно низкий уровень межрегиональной миграции населения России позволяет говорить о преимущественно локальном характере спроса на образовательные услуги со стороны абитуриентов. Локальным является спрос на образовательные услуги и со стороны работодателей, выступающих покупателями образовательных услуг, вследствие их стремления к экономии затрат на подготовку кадров. С точки зрения взаимосвязи между поведением абитуриентов и выпускников вузов общая закономерность может быть выражена следующим образом: территории с более высоким уровнем жизни привлекают абитуриентов, в результате создается дополнительное конкурентное преимущество для вузов, расположенных на этих территориях. Часть приехавших на обучение иногородних студентов не возвращается в родные населенные пункты, а пополняет численность трудовых ресурсов региона, в котором обучалась. Причем чем выше разрыв в уровне жизни территорий, тем большая часть выпускников остается в населенном пункте, где проходило обучение.

Таким образом, формируется причинно-следственная зависимость: чем ниже уровень развития региона, тем ниже платежеспособный спрос большинства предприятий, тем более выраженным будет стремление специалистов к миграции за его пределы. Локальный характер рынка образовательных услуг приводит к ограничению конкуренции, а в ряде случаев - к естественной монополии.

Использование результатов исследования спроса на услуги высшего профессионального образования в значительной степени ограничивается неполнотой информации и ограниченной рациональностью в принятии решений потребителем. Для принятия рационального решения о выборе образовательных услуг абитуриент как потенциальный покупатель и потребитель образовательных услуг должен, во-первых, проявлять интерес к получению информации. Во-вторых, абитуриент должен иметь возможность получить полную и достоверную информацию.

Оценить качество образовательных услуг можно только после их получения, оно нестабильно и определяется не только качеством образовательных программ, уровнем материально-технической базы вуза, профессиональными качествами преподавате-

лей, но и организационной культурой, традициями образовательного учреждения. Организации, долгое время работающие на рынке образовательных услуг, имеют возможность познакомить абитуриентов с результатами подобных услуг, оказанных ранее. Поэтому для участия того или иного вуза в будущей системе образования необходимы профессиональный маркетинг и сознательно поддерживаемая система связей с общественностью.

Сегодня отечественный рынок информации об услугах высшего профессионального образования характеризуется как относительно закрытый. Принимая решение о выборе вуза и образовательной программы (покупке образовательных услуг), абитуриент может воспользоваться следующими способами преодоления неполноты информации: анализ рейтинга вуза, реклама, участие в днях открытых дверей, ярмарках профессий. Если говорить об информационной роли сетевых ресурсов для категорий населения, являющихся потенциальными покупателями образовательных услуг, неоднозначно можно охарактеризовать содержание сайтов отечественных вузов. На одних представлено много значимой для потребителя информации, в том числе по ценам, на других просматривается намеренная попытка сделать информацию как можно более конфиденциальной.

Анализ практики показывает, что даже предлагаемая сегодня информация в справочниках и на сайтах вузов (направления, специальности, формы обучения), а также появившиеся и в нашей стране рейтинги вузов недостаточны для рационального принятия решения о выборе образовательной услуги. Очевидно, абитуриент должен иметь возможность проанализировать также информацию о перспективах трудоустройства, требованиях рынка труда и уровне оплаты труда в регионе. Как правило, абитуриент, планирующий получить первое высшее образование, не в состоянии переработать и зрело оценить даже доступный объем информации. Поэтому большинство абитуриентов не проявляют активного интереса к сбору и анализу информации, их решение оказывается в значительной степени зависимым от престижа вуза, престижа специальности, влияния межличностных коммуникаций, мнения родителей, ценового фактора.

В рыночных условиях вузы, особенно негосударственные, ориентируясь на удовлетворение индивидуальных потребностей в образовании частного потребителя и стремясь получить наибольший

доход от оказания платных образовательных услуг, увеличивают прием на наиболее востребованные образовательные программы. Это становится значимым фактором, определяющим перспективы развития направлений и специальностей системы высшего образования, но не всегда соответствует потребностям национальной и региональной экономики.

Создание эффективного механизма гармонизации интересов субъектов рынка образовательных услуг будет способствовать нивелированию диспропорций на региональном рынке труда. Следовательно, в региональной программе мероприятий, регулирующих спрос на услуги высшего профессионального образования, должны быть предусмотрены меры, позволяющие обеспечить потенциального покупателя образовательных услуг необходимой информацией в форме, доступной для возрастной категории потребителей. Трансформация системы высшего профессионального образования актуализирует необходимость изменений в управлении образовательными организациями, которые возможны только при профессиональном использовании всех инструментов маркетинга.

Список литературы

1. Апокин А. Ю., Лебединская Е. В. Прогноз изменений численности студентов на 2006-2008 годы // Перспективы развития и модернизации экономики высшего профессионального образования. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

2. Бутакова М. М. Развитие локальных рынков услуг высшего профессионального образования в Сибирском федеральном округе // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 24 (117). С.55-60.

3. Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2006.

4. Гуртов В. А., Питухин Е. А., Серова Л. С. Моделирование потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием // Проблемы прогнозирования. 2007.№ 6(105). С. 91-107.

5. Чистякова В. Е. Образовательный потенциал экономического роста и социального развития страны // Экономическая наука современной России. 2010. № 1 (48). С. 125-130.

6. Young M.(ed.) Knowledge and Control. London: Collier-Macmillan, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.