Научная статья на тему 'Информационная безопасность личности'

Информационная безопасность личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1599
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность личности»



Психология и педагогика

общественно приемлемые в современном российском обществе.

Библиографический список

1. Коредь А,В. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики / Л.В.Корель. - Новосибирск: Наука, 2005. - 424 с.

Статья принята к публикации 29.12.06

Т„А. Малых

Информационная безопасность личности

Великий естествоиспытатель, нобелевский лауреат Конрад Лоренц предупреждал о смертельных опасностях, которые мы старательно себе готовим. Это перенаселение, опустошение жизненного пространства, чрезмерно ускоренное развитие, притупление чувств, генетическое вырождение, разобщение поколений до уровня национальной ненависти, ядерное оружие. Сегодня многое уже изменилось, но кроме тех опасностей, которые называл ученый, появились новые. Неограниченный доступ к потокам информации породил объективную необходимость оценки качества информации, более того, возникла проблема защиты от информации, информационная безопасность личности.[1]

Понятие «безопасность» появилось одновременно с человеком как одна из характеристик его жизнеобеспечения, причем потребность в ней является одной из базовых потребностей человека. С развитием социума категория «безопасность» претерпела существенные изменения и сегодня распространяется на объекты любой природы, получив тем самым статус общенаучной.

В современной отечественной и зарубежной научной литературе безопасность, в предельно широком понимании, рассматривается обычно как система условий и факторов, в которой объект органично функционирует и развивается по своим внутренним законам, в узком - состояние системы, при котором она, с одной стороны, способна противостоять дестабилизирующему воздействию внешних и внутренних угроз, а с другой, ее наличие и функционирование не создает угроз для элементов самой системы и внешней среды. Общим для всех видов и форм безопасности является процедура обеспечения защиты и последующих условий для нормального функционирования и развития.

Для осуществления безопасности необходимо знание о потенциальных угрозах и опасностях, механизмов воздействия и источниках угроз.

Под информационной безопасностью понимается использование объективной и субъективной информации, обладающей негативным (вредным) воздействием для нанесения вреда кому-либо, чему-либо. [2]

К «негативной» информации можно отнести: информацию, возбуждающую социальную, расовую, информационную или религиозную ненависть и вражду;

1~82

призывы к войне; пропаганду ненависти, вражды и превосходства; распространение порнографии; посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; рекламу (недостоверную, недобросовестную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую); информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей.

Еще одно важное понятие, раскрывающее сущность и содержание информационной безопасности, -«угроза».

Информационная угроза - реальная или нереальная (мнимая, сфальсифицированная) априорная опасность, содержанием которой являются различного рода информация и ее комбинации, которые могут быть использованы против какого-либо социального объекта с целью изменения его интересов, потребностей, ориентации в соответствии с целями субъекта информации. [4]

Угрозы способны возникать стихийно и проявляться в виде информационных потоков. Как правило, следствием реализации информационных угроз выступает политическое и социальное напряжение в обществе, усиление национальных, этнических, демографических и других коллизий, возникает и развивается предкризисная или кризисная ситуация в обществе.

Структура информационной безопасности включает в себя всю систему приемов, средств, методов и способов воздействия информации негативной направленности. Эта система носит многосторонний и сложный характер, К числу приемов данной системы можно отнести: тенденциозное преподнесение фактов, вызывающее замешательство объекта; выбор оскорбительных метафор; эксплуатацию положительного отношения к словам «независимость», «правда», «патриотизм»; использование выгодных высказываний личности, имеющей авторитет в обществе; сообщение информации, в которой точно расписано нужное определенным силам поведение объекта; преподнесение части правды как целой; полное дезинформирование; искусственное создание авторитета, популярности источника и др. Из приведенного списка приемов виден сложный характер информационного воздействия, несущего в себе угрозы и опасности.

Основными видами информационной безопасности можно считать безопасность, связанную с автоматизацией средств обработки данных, культурно-когнитивную и

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (29) 2007

¡Ш| ,■„•-... . л . «». • . 1 J <.■•"«--. .1» - • • ■ • — ■ i Психология и педагогика

информационно-психологическую безопасность. Культурно-когнитивная безопасность предполагает защищенность интеллектуального достояния социума, достижений мировой науки и культуры, а также духовных ценностей в целом. При этом, наряду с обеспечением условий для свободной циркуляции знаний в рамках информационной сферы, данный вид информационной безопасности предполагает защиту от искусственного, а нередко и насильственного навязывания обществу чуждых идеологических схем, моральных норм, религиозных верований и суеверий.

Логично предположить, что необходимо еще обеспечить «информационно- психологическую безопасность», связанную с обеспечением защиты личности и социума от негативных информационно-психологических воздействий, которые в реальной жизни выступают в форме различных манипулятивных воздействий, [3]

Под информационно-психологической безопасностью понимается состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий в связи с использованием специальных средств и методов воздействия на психику и защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Потенциальными источниками угроз информационно-психологической безопасности являются: физические лица, обладающие от природы способностями неосоз-новаемого воздействия на других лиц; религиозные и иные группы и организации деструктивного толка; источники информирования; программы для ЭВМ; генераторы физических полей и излучений; геопатогенные зоны (территории и зоны местности, обладающие естественным деструктивным воздействием на психику человека); антропогенные зоны.

Основными угрозами информационно-психологической безопасности являются: причинение вреда психическому здоровью человека; блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости и совершение им в силу этого противоправных действий; разработка, создание и применение специальных технических и программных средств для деструктивного воздействия на психику человека; манипуляция общественным сознанием с использованием специальных средств воздействия; разрушение единого информационного и духовного пространства России, традиционных устоев общества и общественной нравственности.

В раскрытии сущности и содержания понятия «информационная безопасность» важную роль играет понятие «защищенность».

Задача обеспечения безопасности состоит не только в том, чтобы защитить интересы объекта, но и в том, чтобы снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы. Зто значит, что информационная безопасность может достигаться как путем проведения мероприятий, направленных на защиту интересов, прав и свобод субъекта от угроз, так и путем нейтрализации самих угроз.

Информационная безопасность личности связана, прежде всего, с защищенностью сознания, психики личности от манипулирования сознанием, от дезинформации, побуждения к негативным поступкам, правонарушениям. Информационная безопасность зависит как от личностных качеств человека, так и от социальных, правовых и других условий в обществе.

От негативных воздействий информации необходимо научиться защищаться. Речь идет не об юридических или технических аспектах защиты от негативных воздействий, речь идет об образовательных аспектах информационной безопасности.

Основным средством парирования информационных угроз, является развитие у личности социально-психологической способности самоблокирования информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на сознание, закрепляющее общественно-значимые морально-этические нормы. Например, самоблокирование информации, сутью которой является пропаганда насилия, возрастает при усилении массовой реальной угрозы жизни граждан в результате запредельного роста преступности. Развитие у личности способности к самоблокированию информации, направленной на дестабилизацию общественного сознания, находится в прямой зависимости от интеллектуального уровня самого объекта информации, его духовного развития.

Библиографический список

1. Алексенцев А.И. Понятие и назначение комплексной системы защиты информации II Вопросы защиты информации. - 1996. - №2. - С.2-3.

2. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война.-М.: Мистерия, 1993. - С.92-93,

3. Грачев Г.В. Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. - М., 1995.

4. Переломова H.A. Информационная безопасность глазами педагога. - Иркутск, 2006. - С.24-25.

Статья принята к публикации 14.12.06

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (29) 2007

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.