О.С. Жукова
Р.Б. Иванченко, В.В. Трухачев,
кандидат юридических доктор юридических наук,
наук, доцент доцент
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экстремизм в современном понимании этого слова является олицетворением определенного рода негативных проявлений, имеющих своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина.
Ввиду сложности и противоречивости природы экстремизма, определение его понятия является дискуссионным.
Так, профессор А. А. Козлов определяет экстремизм как «любое превышение пределов допустимого, при наличии злого смысла или умысла» [1]. Тем не менее, представленная
формулировка хороша для уяснения философского смысла рассматриваемого нами понятия, но с юридической точки зрения ее нельзя назвать точной, поскольку она серьезно страдает расплывчатостью.
Авторы «Доклада о целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России» определяют экстремизм как «деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного обмена идеями; на установление единственной идеологии в качестве государственной; на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; на отрицание абсолютной ценности прав человека» [2].
Аналогичной позиции придерживаются и авторы «Информационно-аналитических материалов с прогнозом о перспективах развития экстремизма по результатам научной и правовой экспертизы информации о проявлениях политического и религиозного экстремизма в России». По их мнению, экстремизм — это «приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп)» [3].
Таким образом, в современной научной литературе экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, основанных на нетерпимости к оппонентам и насильственном их подавлении.
Указанная идеология реализуется в том числе путем информационного воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.
Многочисленность публикаций в отечественной и зарубежной научной и периодической литературе, иллюстрирующих опасности того или иного информационного влияния, свидетельствует об актуальности надлежащей правовой защиты интересов личности, общества и государства в данной области [4].
И. Л. Бачило отмечает, что нынешний этап развития информационных отношений характеризуется возможностью информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, вплоть до угрозы информационных войн, в результате чего неизбежным противовесом свободы информации становится проблема информационной безопасности [5].
Доктрина информационной безопасности (далее — Доктрина), утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., определяет информационную безопасность как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [6].
Понятие информационной сферы до недавнего времени определялось абз. 13 ст. 2 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», содержащим положение о том, что информационная сфера (среда) — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации [7]. В настоящее время действие этого закона отменено в связи с принятием ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Представляется, что указанное определение вполне применимо в сложившейся системе информационных правоотношений.
Официальная точка зрения, изложенная в Доктрине, дополняется отдельными авторами, предлагающими несколько иное, более широкое понимание проблемы информационной безопасности. Так, по мнению Д.Ю. Швеца, под термином «информационная безопасность» следует понимать на микроуровне — механизм контроля за соблюдением баланса равноправия и законности между личностью, обществом и государством в информационной сфере, а на макроуровне
— комплекс мер, обеспечивающий защиту личности, общества и государства от информационного манипулирования, ставящего целью установление информационного превосходства и ока-
зание давления путем воздействия на общественное сознание [8].
Причем в «информационной безопасности» должны быть четко обозначены три составляющих ее аспекта:
а) информационно-правовой — наличие соответствующей нормативной базы, обеспечивающей защиту интересов личности, общества, государства в информационной сфере;
б) информационно-технический — защита информационной сферы от несанкционированных воздействий посредством использования программно-технических средств (защита от несанкционированного доступа, хакерских взломов компьютерных сетей и сайтов, логических бомб, компьютерных вирусов и вредоносных программ, несанкционированного использования частот, радиоэлектронных атак и пр.);
в) информационно-психологический — защита психики человека от негативного информационного воздействия.
А.А. Фатьянов вводит в оборот термин безопасность информации, под которой понимает состояние защищенности информации от неправомерных действий и воздействий.
В понимании этого автора безопасность информации с научной точки зрения распадается на две составляющие:
а) безопасность информации от внешних воздействий (копирования, блокирования, модификации, уничтожения);
б) безопасность информации в смысле ее содержания — отсутствие в ней скрытых воздействий на психику человека или воздействий на иную информацию (например, информация, содержащаяся в программе, представляющей собой компьютерный вирус) [9].
По мнению А.А. Фатьянова, вторую составляющую безопасности информации как научного понятия следует определить как опасную (вредоносную) информацию, от которой необходимо защищать человека, технические средства и их программное обеспечение, а также накапливаемые человеком сведения.
О «вредной» информации упоминают и другие авторы. Так, В.Н. Лопатин относит к таковой:
- информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
- призывы к войне;
- пропаганду ненависти, вражды и превосходства;
- распространение порнографии;
- посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;
- рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную);
- информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей, не осознаваемое ими [10].
Такое понимание вредоносной информации вызывает необходимость вновь обратиться к Доктрине информационной безопасности, которая определяет, что первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. К числу прочих требований по достижению этого Доктрина относит недопущение пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды.
В ряду угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России Доктрина определяет:
- противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
- манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);
- девальвацию духовных ценностей, пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе.
Таким образом, становится очевидным факт, что отдельные проявления экстремизма, сопряженные с использованием вредоносной информации, представляют угрозу информационной безопасности России.
Сказанное выше дает нам основание выделить такую разновидность экстремизма, как информационный экстремизм.
По нашему мнению, информационный экстремизм — это деятельность, связанная с:
а) созданием, хранением и (или) распространением информации, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности;
б) использованием информации, обрабатываемой компьютером, компьютерной системы и (или) компьютерной сети, осуществляемым в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, сопряженным с различными формами психического или опосредованного физического насилия (кибертерроризм);
в) использованием информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей, не осознаваемым ими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / под ред. А.А. Козлова. — СПб.: Химиздат, 2003. — С. 26.
2. Доклад о целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России. — М., 1999. — С. 10.
3. Информационно-аналитические материалы с прогнозом о перспективах развития экстремизма по результатам научной и правовой экспертизы информации о проявлениях политического и религиозного экстремизма в России. — М.: ВНИИ МВД России, 2004. — С. 56—58.
4. Просвирнин Ю. Г Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования / Ю. Г Просвирнин. — Воронеж, 2000. — С. 354.
5. Герасимов Б. М. Проблемы российского информационного законодательства / Б. М. Герасимов // Информационные ресурсы России. — 1996. — № 6. — С. 12.
6. Российская газета. — 2000. — 28 сентября.
7. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон от 4 июля 1996 г № 85 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. —1996. — № 28. — Ст. 3347.
8. Швец Д.Ю. Информационная безопасность Российской Федерации в современных международных отношениях: дис...канд. социол. наук / Д.Ю. Швец. — М., 2005. — С. 45.
9. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): монография / А.А. Фатьянов. М, 1999. — С. 34.
10. Лопатин В. Н. Понятие и структура информационно-психологической безопасности / В. Н. Лопатин // Право и политика. — 2001. — № 10.