Научная статья на тему 'Информационный экстремизм как угроза безопасности Российской Федерации'

Информационный экстремизм как угроза безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1808
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный экстремизм как угроза безопасности Российской Федерации»

О.С. Жукова

Р.Б. Иванченко, В.В. Трухачев,

кандидат юридических доктор юридических наук,

наук, доцент доцент

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Экстремизм в современном понимании этого слова является олицетворением определенного рода негативных проявлений, имеющих своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина.

Ввиду сложности и противоречивости природы экстремизма, определение его понятия является дискуссионным.

Так, профессор А. А. Козлов определяет экстремизм как «любое превышение пределов допустимого, при наличии злого смысла или умысла» [1]. Тем не менее, представленная

формулировка хороша для уяснения философского смысла рассматриваемого нами понятия, но с юридической точки зрения ее нельзя назвать точной, поскольку она серьезно страдает расплывчатостью.

Авторы «Доклада о целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России» определяют экстремизм как «деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного обмена идеями; на установление единственной идеологии в качестве государственной; на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; на отрицание абсолютной ценности прав человека» [2].

Аналогичной позиции придерживаются и авторы «Информационно-аналитических материалов с прогнозом о перспективах развития экстремизма по результатам научной и правовой экспертизы информации о проявлениях политического и религиозного экстремизма в России». По их мнению, экстремизм — это «приверженность к крайним взглядам и мерам, отрицание существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или объединений (групп)» [3].

Таким образом, в современной научной литературе экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, основанных на нетерпимости к оппонентам и насильственном их подавлении.

Указанная идеология реализуется в том числе путем информационного воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.

Многочисленность публикаций в отечественной и зарубежной научной и периодической литературе, иллюстрирующих опасности того или иного информационного влияния, свидетельствует об актуальности надлежащей правовой защиты интересов личности, общества и государства в данной области [4].

И. Л. Бачило отмечает, что нынешний этап развития информационных отношений характеризуется возможностью информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание, вплоть до угрозы информационных войн, в результате чего неизбежным противовесом свободы информации становится проблема информационной безопасности [5].

Доктрина информационной безопасности (далее — Доктрина), утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., определяет информационную безопасность как состояние защищенности национальных интересов РФ в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства [6].

Понятие информационной сферы до недавнего времени определялось абз. 13 ст. 2 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене», содержащим положение о том, что информационная сфера (среда) — сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации [7]. В настоящее время действие этого закона отменено в связи с принятием ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Представляется, что указанное определение вполне применимо в сложившейся системе информационных правоотношений.

Официальная точка зрения, изложенная в Доктрине, дополняется отдельными авторами, предлагающими несколько иное, более широкое понимание проблемы информационной безопасности. Так, по мнению Д.Ю. Швеца, под термином «информационная безопасность» следует понимать на микроуровне — механизм контроля за соблюдением баланса равноправия и законности между личностью, обществом и государством в информационной сфере, а на макроуровне

— комплекс мер, обеспечивающий защиту личности, общества и государства от информационного манипулирования, ставящего целью установление информационного превосходства и ока-

зание давления путем воздействия на общественное сознание [8].

Причем в «информационной безопасности» должны быть четко обозначены три составляющих ее аспекта:

а) информационно-правовой — наличие соответствующей нормативной базы, обеспечивающей защиту интересов личности, общества, государства в информационной сфере;

б) информационно-технический — защита информационной сферы от несанкционированных воздействий посредством использования программно-технических средств (защита от несанкционированного доступа, хакерских взломов компьютерных сетей и сайтов, логических бомб, компьютерных вирусов и вредоносных программ, несанкционированного использования частот, радиоэлектронных атак и пр.);

в) информационно-психологический — защита психики человека от негативного информационного воздействия.

А.А. Фатьянов вводит в оборот термин безопасность информации, под которой понимает состояние защищенности информации от неправомерных действий и воздействий.

В понимании этого автора безопасность информации с научной точки зрения распадается на две составляющие:

а) безопасность информации от внешних воздействий (копирования, блокирования, модификации, уничтожения);

б) безопасность информации в смысле ее содержания — отсутствие в ней скрытых воздействий на психику человека или воздействий на иную информацию (например, информация, содержащаяся в программе, представляющей собой компьютерный вирус) [9].

По мнению А.А. Фатьянова, вторую составляющую безопасности информации как научного понятия следует определить как опасную (вредоносную) информацию, от которой необходимо защищать человека, технические средства и их программное обеспечение, а также накапливаемые человеком сведения.

О «вредной» информации упоминают и другие авторы. Так, В.Н. Лопатин относит к таковой:

- информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;

- призывы к войне;

- пропаганду ненависти, вражды и превосходства;

- распространение порнографии;

- посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей;

- рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную);

- информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей, не осознаваемое ими [10].

Такое понимание вредоносной информации вызывает необходимость вновь обратиться к Доктрине информационной безопасности, которая определяет, что первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. К числу прочих требований по достижению этого Доктрина относит недопущение пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды.

В ряду угроз конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России Доктрина определяет:

- противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;

- манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации);

- девальвацию духовных ценностей, пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе.

Таким образом, становится очевидным факт, что отдельные проявления экстремизма, сопряженные с использованием вредоносной информации, представляют угрозу информационной безопасности России.

Сказанное выше дает нам основание выделить такую разновидность экстремизма, как информационный экстремизм.

По нашему мнению, информационный экстремизм — это деятельность, связанная с:

а) созданием, хранением и (или) распространением информации, содержащей предусмотренные законом признаки экстремистской деятельности;

б) использованием информации, обрабатываемой компьютером, компьютерной системы и (или) компьютерной сети, осуществляемым в целях воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, сопряженным с различными формами психического или опосредованного физического насилия (кибертерроризм);

в) использованием информации, оказывающей деструктивное воздействие на психику людей, не осознаваемым ими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и проблемы профилактики / под ред. А.А. Козлова. — СПб.: Химиздат, 2003. — С. 26.

2. Доклад о целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России. — М., 1999. — С. 10.

3. Информационно-аналитические материалы с прогнозом о перспективах развития экстремизма по результатам научной и правовой экспертизы информации о проявлениях политического и религиозного экстремизма в России. — М.: ВНИИ МВД России, 2004. — С. 56—58.

4. Просвирнин Ю. Г Информационное законодательство: современное состояние и пути совершенствования / Ю. Г Просвирнин. — Воронеж, 2000. — С. 354.

5. Герасимов Б. М. Проблемы российского информационного законодательства / Б. М. Герасимов // Информационные ресурсы России. — 1996. — № 6. — С. 12.

6. Российская газета. — 2000. — 28 сентября.

7. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон от 4 июля 1996 г № 85 — ФЗ // Собрание законодательства РФ. —1996. — № 28. — Ст. 3347.

8. Швец Д.Ю. Информационная безопасность Российской Федерации в современных международных отношениях: дис...канд. социол. наук / Д.Ю. Швец. — М., 2005. — С. 45.

9. Фатьянов А.А. Тайна и право (основные системы ограничения на доступ к информации в российском праве): монография / А.А. Фатьянов. М, 1999. — С. 34.

10. Лопатин В. Н. Понятие и структура информационно-психологической безопасности / В. Н. Лопатин // Право и политика. — 2001. — № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.