Научная статья на тему 'Вредоносная информация: сущность и содержание понятия'

Вредоносная информация: сущность и содержание понятия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3653
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕДОНОСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЗАЩИТА / КОНТЕНТ / ВИДЫ / ЗАКОН / ЗАПРЕТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукина Елена Ивановна

В статье рассмотрена проблема идентификации информации определяемой понятием вредоносная. Изучены научные труды, посвященные проблемам определения видов информации, имеющей вредоносное воздействие. Исследовано международно-правовое и национальное законодательство в сфере защиты от вредоносной информации. Отдельное внимание уделяется защите несовершеннолетних от вредоносной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMMARY OF THE CONCEPTS AND CONTENT OF MALICIOUS INFORMATION

The article deals with the problem of identifying information defined by the notion of malware. Studied scientific works devoted to the problems of determining the types of information that has a deleterious effect. Studied international law and national legislation in the sphere of protection from harmful content. Special attention is paid to the protection of minors from harmful content.

Текст научной работы на тему «Вредоносная информация: сущность и содержание понятия»

13. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

13.1. ВРЕДОНОСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

Лукина Елена Ивановна, адъюнкт. Место учебы: Воронежский институт МВД России. Подразделение: кафедра административного права. E-mail: kovirshinovich@inbox.ru

Аннотация: В статье рассмотрена проблема идентификации информации определяемой понятием вредоносная. Изучены научные труды, посвященные проблемам определения видов информации, имеющей вредоносное воздействие. Исследовано международно-правовое и национальное законодательство в сфере защиты от вредоносной информации. Отдельное внимание уделяется защите несовершеннолетних от вредоносной информации.

Ключевые слова: вредоносная информация, защита, контент, виды, закон, запрет, несовершеннолетние.

SUMMARY OF THE CONCEPTS AND CONTENT OF MALICIOUS INFORMATION

Lukina Elena Ivanovna, postgraduate student. Place of study: Voronezh Institute of MIA Russia. Department: Administrative Law chair. E-mail: kovirshinovich@inbox.ru

Annotation: The article deals with the problem of identifying information defined by the notion of malware. Studied scientific works devoted to the problems of determining the types of information that has a deleterious effect. Studied international law and national legislation in the sphere of protection from harmful content. Special attention is paid to the protection of minors from harmful content. Keywords: malicious information, protection, content, kinds, law, ban, minors.

Государственная система защиты несовершеннолетних от вредоносной информации сегодня находится на стадии формирования, об этом свидетельствуют нормативные правовые акты, принимаемые законодателем, с одной стороны, вносящие ясность в понимание остро стоящих вопросов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних, с другой стороны, обнаруживающие дисбаланс средств и способов профилактики и пресечения правонарушений в рассматриваемой сфере.

Статья 13 Конвенции о правах ребенка провозглашает право ребенка свободно получать информацию в любой доступной форме, однако осуществление данного права может быть подвергнуто некоторым ограничениям, в частности ограничения, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны здоровья и нравственности [1]. Обусловлено это в первую очередь возрастными, психологическими и физиологическими особенностями формирующейся личности, а также тем, что именно несовершеннолетние в наибольшей степени подвержены негативному воздействию информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Не случайно в педагогической психологии центральное место занимает проблема источников и закономерностей психического развития детей. Одним

из решений данной проблемы является социогенети-ческое направление, суть которого заключается в том, что окружающая среда ребенка выступает в качестве решающего фактора развития личности.

Насколько велико воздействие информации, поступающей из той самой окружающей среды - зависит от конкретного ребенка, а точнее от его психофизиологических особенностей. Помимо этого, степень воздействия обуславливает и то, какой конкретно информационный продукт, оказался доступным для ребенка. Например, Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга отмечают, что от просмотра информационного продукта, содержащего сцены насилия и жестокости у ребенка формируются состояния: 1) возникновение страхов; 2) развитие бесчувствия (неспособности к сопереживанию, сочувствию к состраданиям близких); 3) проявлению жестокости к окружающим в реальной жизни [2].

Центральное место в образовании механизмов защиты детей от негативно воздействующей на них информации, занимает государство. Данная проблематика не первый год находится в поле зрения законодательных и иных правотворческих органов, в связи с чем законодательная база Российской Федерации находится в состоянии развития и совершенствования в пользу защиты несовершеннолетних от вредоносной информации.

Понятие вредоносной информации в российских нормативных и законодательных документах отсутствует, чтобы уяснить сущность вредоносной информации необходимо ее углубленное рассмотрение с позиции содержательного наполнения, определения видов контента, идентифицируемого как вредоносный.

Конституция Российской Федерации в ст. 29 п. 2 содержит вполне логичное ограничение права граждан на свободу мысли и слова: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [3]. Основополагающий источник информационного права России расширяет перечень запрещенной в основном законе страны информации, а именно, законодатель в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ст. 10 ч. 6 указывает: «запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность» [4].

Принятый Федеральный закон от 29 декабря 2010

года №436-Ф3 «О защите детей от информации при-

1

чиняющей вред их здоровью и развитию» не содержит понятия вредоносная информация, однако в ч. 7 ст. 2 указанного федерального закона имеется понятие информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, под которой понимается информация, распространение которой среди детей запрещено, или ограничено федеральным законом [5]. В последующих статьях данного Фз законодатель определяет конкрет-

1 Далее - ФЗ «О защите детей от информации»

ные виды запрещенной или ограниченной для детей информации.

Таким образом законодатель пошел по пути перечисления видов запрещенной (вредоносной) информации, не формулируя понятие таковой информации.

Международно-правовые акты также содержат виды вредоносной информации, которая запрещена либо ограничена к распространению:

1) Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 20 содержит: а) запрет на пропаганду войны; б) запрет на выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию [6].

2) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него в ст. III запрещает прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида

[7].

3) Международная конвенция о ликвидации вех форм расовой дискриминации в ст. 4 запрещает поощрение расовой дискриминации [8].

4) Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (89) 7 государствам-членам «О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию», формулирует четкие принципы деятельности государств по противодействию обороту видеозаписей, содержащих насилие, жестокость и порнографию - а равно против тех, которые поощряют злоупотребление наркотиками [9].

5) Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (97)19 «Об изображении насилия в электронных средствах информации», где разъясняются негативные последствия пропаганды насилия в средствах массовой информации [10].

6) Рекомендации Комитета министров Совета Европы № R (91) 11 от 09.09.1991 «Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними», целью которой является представление системы мер, по защите детей и несовершеннолетних от всех форм сексуального насилия или эксплуатации, включая вовлечение в детскую порнографию [11].

Как видим, несмотря на отсутствие единого перечня вредоносного контента в национальном законодательстве Российской Федерации, его виды в нормативных правовых актах сформированы в большей степени под влиянием международно-правовых актов.

Между тем, ключевую роль в развитии отечественной научной мысли в изучении вопросов вредоносной информации и защиты от нее сыграл Виктор Николаевич Лопатин, который в 1990 г. входил в состав парламентской комиссии Верховного Совета СССР под руководством академика Ю.А. Рыжова и отвечал за вопросы информационной безопасности. Комиссия тогда была создана с целью проработки вопросов национальной безопасности страны и создания Концепции законодательства в области информационно-психологической безопасности. Результатом работы комиссии стал внесенный в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности».

Лопатин В.Н. в своей докторской диссертации «Информационная безопасность России» в 2000 г. изучая структуру информационно-психологической безопасности, ссылаясь на работы Смирнова И., Безосюк Е., Журавлева А., Алешенкова М.С. определяет вредоносную информацию как угрозу основам конституци-

онного строя, нравственности общества и других лиц, и относит к вредоносной информации по данным основаниям:

информацию, возбуждающую социальную, расовую,

национальную или религиозную ненависть, или вражду;

призывы к войне;

пропаганду ненависти, вражды или превосходства;

распространение порнографии;

посягательство на честь, доброе имя, и деловую репутацию людей;

рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую);

информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей [12].

Там же Лопатин В.Н. дает краткую характеристику так называемой «вредной информации» - информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан [12].

Результаты дальнейших исследований ведущих российских специалистов по информационному праву И.Л. Бачило, В.Н. Лопатина, М.А. Федотова изложены в базовом учебнике «Информационное право», под редакцией Б.Н. Топорнина, где дана несколько иная классификация вредоносной информации, в отсутствии единого критерия градации, это: 1) ложная информация; 2) информация, содержащая посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию; 3) информация, направленная на разжигание ненависти, вражды и насилия; 4) непристойная информация; 5) информация, оказывающая деструктивное воздействие на людей [13].

В.С. Маурин определяет вредоносную информацию, как посягающую на жизненно важные интересы личности, общества и государства, характер и степень общественной опасности от воздействия которой, обуславливает необходимость принятия государством мер, обеспечивающих надлежащую правовую защиту от ущерба, наносимого этим субъектам в результате ее распространения. При классификации вредоносной информации автор также не руководствуется каким-либо единым критерием и классифицирует ее на: а) ненадлежащую рекламу; б) информацию, посягающую на честь, достоинство и деловую репутацию; в) непристойную информацию или порнографию; г) информацию, возбуждающую дискриминацию прав и законных интересов личности; д) информацию, оказывающую неосознаваемое негативное воздействие на здоровье людей [14].

К.Д. Рыдченко в свою очередь, не выделяя самого понятия вредоносной информации, руководствуясь основой классификации - «поражающее свойство информации» выделяет 1) недостоверную (ложную) информацию, включающая подинституты диффамации и сведений экстремистского характера; 2) непристойную информацию; 3) информацию, оказывающую деструктивное воздействие на здоровье людей [15].

Обращаясь к опыту зарубежных стран, являющихся участниками рассмотренных ранее международных договоров (США, государства - члены ЕС) деструктивная (вредоносная) информация подразделяется на две категории: незаконный контент и вредный контент. Незаконный контент - информация, производство и (или) оборот которой запрещен законодательством. Вредный контент - иная общественно опасная информация, которая не запрещена законодательно, но для

ее распространения установлены определенные ограничения [2].

В национальном законодательстве зарубежная модель выделения двух видов деструктивной информации реализована в положениях ФЗ «О защите детей от информации». Данный Закон в ч. 1 ст. 5 устанавливает два основных вида информации: 1) запрещенная для распространения среди детей; 2) информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий [4]. В части 2, 3 ст. 5 ФЗ «О защите детей» перечислены конкретные виды информации, запрещенной либо ограниченной для несовершеннолетних, проанализировав которые можно выделить признаки вредоносной информации для несовершеннолетних: 1) побуждает к совершению действий, причиняющих вред жизни и здоровью, а также создающих угрозу для жизни и здоровья; 2) провоцирует безнравственное поведение; 3) опровергает семейные ценности; 4) вредит правовому воспитанию; 5) стимулирует интерес к сексу, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения; 6) вызывает страх, ужас, панику;) 7) распространение такой информации, наносит ущерб правам и законные интересам других несовершеннолетних лиц; 8) вредит половому воспитанию.

Предложенные признаки информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних открыты для критики, вместе с тем, представляется, что предложенный перечень является результатом упорядочивания такой информации, отражает сущностные характеристики рассматриваемого феномена.

Представленные виды запрещенной, либо ограниченной к обороту среди детей определенных возрастных категорий информации законодатель обобщает, называя такую информацию, как причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, не оперируя понятием «вредоносная информация».

Смирнов А.А. в свою очередь, для определения вредоносной информации использует термин «негативный контент», и в качестве справочного материала предлагает агрегированный перечень негативной информации, который может быть использован в процессе законодательного регулирования ее распространения:

1) информация, пропагандирующая либо оправдывающая войну и иные международные преступления;

2) информация, пропагандирующая либо оправдывающая терроризм, иные преступления и правонарушения;

3) информация, разжигающая расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, пропагандирующая либо оправдывающая экстремистскую деятельность;

4) информация, оскверняющая историческую память, символы воинской славы или государственные символы;

5) информация, оскорбляющая религиозные чувства верующих;

6) информация, отрицающая или дискредитирующая традиционные ценности, пропагандирующая деструктивные ценности и установки;

7) информация, пропагандирующая либо оправдывающая насилие и жестокость, девиантное поведение, а также действия, опасные для жизни и здоровья человека;

8) информация о способах и средствах совершения преступлений, иных правонарушений или антиобщест-

венных действий, а также действий, опасных для жизни и здоровья человека;

9) сексуально откровенный контент и иная непристойная информация;

10) нецензурная брань;

11) контент устрашающего характера, включая изображение или описание насилия, жестокости, катастроф или несчастных случаев;

12) заведомо ложная информация;

13) дискредитирующая информация;

14) скрытая информация, воздействующая на подсознание человека;

15) реклама товаров и услуг, которые могут причинить вред жизни и здоровью человека [16].

Полагаем, что данный перечень информации, оказывающей вредоносное воздействие в первую очередь на несовершеннолетних, как на наиболее уязвимых членов общества, является наиболее детализированным, насколько он может быть таковым в рассматриваемой сфере.

Ранее отдельными авторами было предложено достаточное количество определений понятия вредоносная информация, учитывая развитие отечественной научной мысли, данный термин является устоявшимся и допустимым, несмотря на отсутствии его в нормативных правовых актах, однако считаем, что наиболее приемлемым является определение вредоносной информации как информации, распространение которой запрещено, либо ограничено законом и наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан.

Список литературы:

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // СПС «Консультант Плюс - 2016».

2. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013., с. 9.

3. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.

4. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2006. - № 31(1 ч.). - Ст. 3448.

5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 48.

6. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // СПС «Консультант Плюс - 2016».

7. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (заключена 09.12.1948) // СПС «Консультант Плюс - 2016».

8. Международная конвенция о ликвидации вех форм расовой дискриминации: Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года // [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru.

9.Рекомендация Комитета министров Совета Европы N R (89) 7 государствам - членам "О принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию" (Принята 22.04.1989 на 425-ом заседании представителей министров) // СПС «Консультант Плюс - 2016».

10.Рекомендация N R (97) 19 Комитета министров Совета Европы «Об изображении насилия в электрон-

ных средствах информации» (Принята 30.10.1997 на 670-ом заседании представителей министров) // СПС «Консультант Плюс - 2016».

11.Рекомендация N R (91) 11 Комитета министров Совета Европы "Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними" от 9 сентября 1991 года // СПС «Консультант Плюс - 2016».

12. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Дис. ... докт. юрид. наук. Спб., 2000.

13. Бачило И.Л., Лопатин В.Н. Информационное право: Учеб. / Под ред. Топорнина Б.Н. Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

14. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

15. Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности органами внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2011.

16. Смирнов А.А. Негативный контент: проблемы идентификации в контексте правового регулирования // Информационное право. 2015 г. №2. С. 18-25.

Отзыв

на научную статью Е.И. Лукиной на тему «Вредоносная информация: сущность и содержание понятия»

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью, посвященную проблемам лексико-юридического и сущностного определения понятия вредоносной информации. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения и обусловлена необходимостью формирования в России правового инструментария, детально регламентирующего права граждан, в том числе и права несовершеннолетних лиц на обеспечение защиты со стороны государства от тех видов информации, которые представляют опасность.

В статье выявлены и раскрыты основные вопросы, связанные идентификацией информации, определяемой словом «вредоносная». Исследовано международное и национальное законодательство, регламентирующее распространение такого вида информации. Автор использовал в статье достаточное количество доктринальных источников.

Подводя итог сказанному, можно заключить, что содержание представленной на рецензирование научной статьи Е.И. Лукиной соответствует заявленной теме, раскрывает проблематику избранной сферы правовых знаний, обладает научной и практической новизной, производит благоприятное впечатление и может быть рекомендована для публикации.

Научный руководитель -

профессор кафедры административного права Воронежского института МВД России, кандидат юридических наук, профессор Т.М.Занина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.