Научная статья на тему 'Информационно-психологическая безопасность как педагогическая проблема'

Информационно-психологическая безопасность как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Почивалова Ж. Г.

В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности с педагогических подходов. Ставится вопрос об актуальности введения особых педагогических условий в образовательный процесс вузов для повышения уровня обеспечения информационно-психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Почивалова Ж. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-психологическая безопасность как педагогическая проблема»

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Ж.Г. Почивалова

Уральский филиал Российской Академии Правосудия, в. Челябинск

В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности с педагогических подходов. Ставится вопрос об актуальности введения особых педагогических условий в образовательный процесс вузов для повышения уровня обеспечения информационно-психологической безопасности.

Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией устойчивости демократического развития. В связи с этим обеспечение национальной безопасности должно быть направлено не только на предотвращение угроз государству и обществу, но и на осуществление комплекса мер по развитию и укреплению прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности страны. В структуру рассматриваемого понятия входят достаточно большое количество подструктур - видов безопасности.

В специальной литературе под термином «безопасность» кого-либо или чего-либо понимается такое их состояние, при котором они находятся в положении защищенности. Так, в «Словаре современных военно-политических и военных терминов» мы находим развернутое определение термина «безопасность»: «Безопасность - условие или состояние дел, при которых страна (или группа стран) может защищать свои ценности от внешних угроз и рисков. Последние могут иметь военный или невоенный характер, проистекать из разных источников и зачастую с трудом поддающихся прогнозированию. В этих условиях безопасность наиболее оптимально обеспечивается посредством широкого подхода, учитывающего важность политических, экономических, социальных и природоохранных факторов, в дополнение к традиционным военным аспектам, особое внимание, при котором уделяется партнерству, сотрудничеству, диалогу и между странами, разделяющими одинаковые взгляды» [1].

Раскрытие понятия «безопасность» через термины «защита», «защищенность», «защитить» сужает ее смысл. Защищать значит оборонять, закрывать, загораживать что-либо; это вещь, предмет, явление, скрывающие, охраняющие, ограждающие кого или что-либо, наконец, просто щит в прямом и переносном смысле. Примерно в таком смысле трактуется это слово в энциклопедических словарях нашего времени.

Интерес представляет определение, данное В. Серебрянниковым и А. Хлопьевым: «Безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устра-

нению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития» [2]. Доктор юридических наук профессор

Н.С. Бондарь считает, что «безопасность» - это категория конституционная, нормативно-правовое содержание которой пока не получило должного научного обоснования. В Конституции РФ отражены следующие стороны этой проблемы: во-первых, правовой (юридической) безопасности личности, имея ввиду физическую безопасность, информационную, экономическую, и т.д.; во-вторых, безопасности государства; в-третьих, безопасности общества [3].

Проблема безопасности на современном этапе является междисциплинарной и рассматривается представителями различных наук.

В современной юриспруденции особое внимание уделяется изучению информационно-психологической безопасности, под которой понимается состояние защищенности психики человека от деструктивного информационного воздействия (внедрения деструктивной информации в сознание и (или) подсознание человека, приводящего к неадекватному восприятию им действительности). Информационно-психологическая безопасность является составной частью информационной безопасности.

На наш взгляд, в современной отечественной психолого-педагогической науке уделяется недостаточно внимания проблеме информационно-психологической безопасности личности. Действительно, несмотря на введение в образовательное пространство учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», указанная проблема по-прежнему является актуальной. В процессе подготовки специалистов по различным специальностям особый акцент делается на знания, необходимые в дальнейшей профессиональной деятельности, и это, несомненно, является очень важным элементом профессионального образования. Но реалии современной действительности свидетельствуют о необходимости включения в процесс среднего, среднеспециального, высшего образования элементов, способствующих формированию у российской мо-

Почивалова Ж.Г.

Информационно-психологическая безопасность __________________как педагогическая проблема

лодежи состояния защищенности жизненно важных интересов от потенциальных и реальных угроз, т.е. безопасности личности. В качестве жизненно важных интересов выступает: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессирование и развитие личности.

Понятие «личность» отличается многогранностью и включает в себя не только потребности, но и множество других элементов. «Личность - это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения» [4]. Исходя из этого, следует, что существует проблема уточнения термина «безопасность личности».

Понятие «безопасность личности» мы трактуем как состояние защищенности индивида от неблагоприятных физических и психологических воздействий, сформированности навыков физической и психологической защиты.

Под навыками физической защиты понимается система овладения навыками реагирования в сложных ситуациях стихийного характера (природные бедствия, оказания помощи потерпевшим и т.д.) и навыками противостояния агрессивным, хулиганским намерениям (элементарные элементы самообороны).

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает формирование навыка психологической защиты, которая трактуется как «...специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. [4, с. 101]. Современными исследователями выделены ряд угроз психологического характера, среди которых особое место занимают: причинение вреда психическому здоровью человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости и совершение им в силу этого противоправных действий; манипуляция общественным сознанием с использованием специальных средств воздействия; деструктивное воздействие на психику человека геопатогенных и антропогенных зон; разрушение единого информационного и духовного пространства России, традиционных устоев общества и общественной нравственности.

К особенностям возрастного психологического развития молодежи можно отнести желание проявлять собственную индивидуальность, яркость, необычность, как во внешнем виде, так и во внутренних установках. Именно поэтому именно эта возрастная категория является «группой риска» относительно негативного воздействия средств массовой информации, деструктивных религиозных организаций, политических уловок и т.п.

Для эффективного формирования безопасности личности, на наш взгляд, необходимо создание определенной системы образовательных воздействий.

В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов различных направлений определенными психолого-педагогическими условиями могут выступить:

1) формирование навыка дифференциации «деструктивной» информации;

2) формирование навыка реагирования в конфликте, подбор и использование эффективных методов преодоления разногласий;

3) формирование навыков противостояния попыткам агрессивных воздействий (как физического, так и психологического характера).

Каждое из вышеназванных условий содержит теоретический и практический аспекты. Теоретический аспект включает систему знаний по обеспечению определенной защищенности, практический -овладение соответствующими приемами противостояния. Рассмотрим каждое из условий в ключе теоретических знаний.

1. Формирование навыка дифференциации «деструктивной» информации

Особое место среди объектов защиты в системе обеспечения

безопасности занимает защита от воздействия «вредной» (вредоносной) информации. К «вредной» информации можно отнести: информацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; призывы к войне; пропаганду ненависти, вражды и превосходства; распространение порнографии; посягательство на честь, доброе имя и деловую репутацию людей; рекламу (недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую); информацию, оказывающую деструктивное воздействие на психику людей [5].

Наиболее неразработанным в этой области остается пока вопрос деструктивного воздействия на человека со стороны других людей с парапсихоло-гическими способностями, оккультных организаций, а также других лиц, использующих скрытое программирование источников информирования и др. Будущим специалистам необходимо владеть определенными знаниями по указанным явлениям.

2. Формирования навыка реагирования в конфликте, подбор и использование эффективных методов преодоления разногласий

Конфликтом, в самом, что ни на есть прямом смысле, называется любое столкновение. Конфликтующие действия, мнения и желания приводят к бездумной растрате времени и сил, а то и вовсе к взаимному разрушению. Проблема нетерпимости к конфликтам состоит в том, что они неизменно нарушают созидательное сотрудничество и в итоге приводят к проигрышу обеих конфликтующих сторон. Но современная жизнь оказывает нам на каждом шагу, что конфликты сопровождают все наше существование в тех или иных формах, и полностью от них избавиться вряд ли представляется возможным. Следовательно, современный специалист обязан изучить и освоить своего рода «технику безо-

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

121

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

пасности», применение правил которой если и не позволит личности полностью избегать конфликтов, то хотя бы уменьшить их количество и напряженность и вовремя умело их разрешать, приходя в процессе совершения последовательных миротворческих действий к взаимоприемлемым результатам.

Конфликтологические приемы принадлежат к одному из классов проблеморазрешающих технологий. Всякое насилие и затруднение возникает, прежде всего, тогда, когда личность не в состоянии понять суть раздражающих препятствий и не умеет эффективно решать задачи, формулируемые самой жизнью. Мы убеждены в том, что изучение будущими специалистами указанной проблемы на теоретическом и практическом уровнях позволит значительно повысить уровень психологической защищенности и, как следствие, безопасности личности.

3. Формирование навыков противостояния попыткам агрессивных воздействий (как физического, так и психологического характера)

Воздействие вообще в психологии понимается как целенаправленный перенос движения, информации или других агентов от одного участника взаимодействия к другому. Психологическое воздействие, трактуемое в контексте философской категории взаимодействия, представляется отражающим процессы воздействия различных объектов друг на друга и их взаимной обусловленности, взаимопереходе и порождении одним объектом другого. В современной психологии существуют различные определения, отражающие разные подходы к психологическому воздействию. Так, Г.А. Ковалев понимает под воздействием процесс, реализуемый в ходе взаимодействия двух систем, результатом которого является изменение в состоянии или структуре хотя бы одной из них. Е.В. Сидоренко определяет психологическое влияние как воздействие на психическое состояние, чувства и мысли людей с помощью исключительно психологических средств. Т.С. Кабаченко полагает воздействие психологическим, когда оно имеет внешнее по отношению к адресату происхождение и, отражаясь им, изменяет психологические регуляторы активности человека, как внешне, так и внутренне ориентированной. Последнее определение, использующее понятие активности при описании сути воздействия, будучи наиболее точным, может рассматриваться как основное. Предпосылки и условия для применения психологического воздейст-

вия в целях решения профессиональных задач имеются во многих видах трудовой деятельности, что вызывает повышенный интерес к данной проблеме. В связи с этим существуют многочисленные направления работ в контексте психологического воздействия:

1) изучение роли психологических механизмов, на которых основываются поведенческие проявления;

2) изучение факторов воздействия, способных вызвать определенный психологический эффект;

3) изучение профессионального воздействия: в психокоррекционной деятельности; в психотерапевтической деятельности;

4) изучение особенностей воздействия в разных сферах общественной практики: управлении, образовании, рекламе, пропаганде, воспитании;

5) изучение воздействия в особых обстоятельствах: при преступных посягательствах; при военных действиях.

Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, способствующими формированию безопасности личности в настоящее время, на наш взгляд, является одной из актуальных проблем современного образования и требует подробного изучения.

Литература:

1. Словарь современных военно-политических терминов: Брюссель, Объединенная редакционнорабочая группа «Россия—НАТО», 2001.

2. Серебрянников В., Хлопьев А. Социальная стабильность России. - М., 1996. - С. 16.

3. Майорова Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: Дис. ... канд. юридич. наук. - Челябинск: Чел.ТУ, 1994.-С. 17-19.

4. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 165.

5. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. -М., 1996; Алешенков М.С. и др. Энергоинформационная безопасность человека и государства. - М., 1997; Психоэкология России. Проблемы безопасности информационного пространства и психосферы страны. - СПб., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.