Научная статья на тему 'Формирование правосознания студентов профессиональных спортивных Вузов'

Формирование правосознания студентов профессиональных спортивных Вузов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
736
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ / КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВА / ПРАВОСВіДОМіСТЬ / ЦИВіЛЬНЕ / СУСПіЛЬСТВО / ДЕРЖАВА / LEGAL / CULTURE / LEGAL MIND / CIVIL / SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюрдё Наталья Сергеевна, Ливенцова Виктория Анатольевна

Рассмотрены понятия правовая культура, правовое сознание и правовое воспитание. Определены их значение в процессе формирования гражданского общества и правового сознания студентов. Проанализированы программы и подходы, существующие в современном образовании. Сущностью правового воспитания студентов должно стать привитие убеждения ценностного потенциала права, правопорядка, правоотношений, правового регулирования, правосознания. Необходимо учитывать тесную связь всех правовых явлений с общезначимыми ценностями и идеалами общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of professional sport university students' legal mind

Concepts legal crop, legal consciousness and legal education are construed. Are defined their importance during formation of the civil society and legal consciousness of students. Programs and the approaches existing in the modern education are analysed. An essence of legal education of students should become inculcation of inclining of a valuable potential of the right, the law order, legal relations, legal regulation, the legal conscience. It is necessary to take into account close connection of all legal phenomena with valid worth and ideals of the society.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания студентов профессиональных спортивных Вузов»

Формирование правосознания студентов профессиональных спортивных вузов

Тюрдё Н.С., Ливенцова В. А.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотации:

Рассмотрены понятия правовая культура, правовое сознание и правовое воспитание. Определены их значение в процессе формирования гражданского общества и правового сознания студентов. Проанализированы программы и подходы, существующие в современном образовании. Сущностью правового воспитания студентов должно стать привитие убеждения ценностного потенциала права, правопорядка, правоотношений, правового регулирования, правосознания. Необходимо учитывать тесную связь всех правовых явлений с общезначимыми ценностями и идеалами общества.

Ключевые слова:

правовая, культура, правосознание, гражданское, общество, государство.

Тюрдьо Н.С., Лівенцова В.А. Формування правосвідомості студентів професійних спортивних Вузів. Розглянуто поняття правова культура, правова свідомість і правове виховання. Визначено їхнє значення в процесі формування цивільного суспільства і правової свідомості студентів. Проаналізовано програми і підходи , що існують у сучасній освіті. Сутністю правового виховання студентів повинне стати прищеплювання переконання ціннісного потенціалу права, правопорядку, правовідносин, правового регулювання, правосвідомості. Необхідно враховувати тісний зв'язок всіх правових явищ із загальнозначущими цінностями та ідеалами суспільства.

правова, культура, правосвідомість, цивільне, суспільство, держава.

Tyurdyo N.S., Liventsova V.A. Formation of professional sport university students’ legal mind. Concepts legal crop, legal consciousness and legal education are construed. Are defined their importance during formation of the civil society and legal consciousness of students. Programs and the approaches existing in the modern education are analysed. An essence of legal education of students should become inculcation of inclining of a valuable potential of the right, the law order, legal relations, legal regulation, the legal conscience. It is necessary to take into account close connection of all legal phenomena with valid worth and ideals of the society.

legal, culture, legal mind, civil, society, state.

Введение.

Молодое подрастающее поколение - основа и будущее государства. Сегодня система образования постоянно видоизменяется, пытаясь соответствовать современному состоянию общественности, дополняется школьная программа. Перед высшими учебными заведениями ставятся новые задачи при подготовке будущих специалистов. Одной из таких задач является формирование личности, которая осознаёт важность знания закона и правовая культура уже должна являться образом мышления для «нового человека». Существует достаточное количество учебного материала правоведческого характера: учебники Иванова В.М. «История государства и права», Шпиталенко Г. А. “Основы правоведения”, Самолюка В. “Основы правоведения”. В работах освещены темы, которые изучаются в курсе “Основы правоведения”, на основании утверждённой Министерством образования и науки Украины программы для студентов высших учебных заведений неюридических специальностей [2, 5, 6]. Учебники Шпиталенко Г.А. и Самолюка В. подают материал с учётом изменений, внесённых в систему законодательства Украины и связанных с принятием новых нормативно-правовых актов [5, 6]. Несмотря на большой выбор учебного материала, проблема развития правосознания студентов спортивных факультетов остаётся и требует поиска более совершенных подходов практической направленности обучения. Эта проблема в системе образования отображена в работах как украинских, так и зарубежных исследователей [1, 3]. Авторы статей анализируют разные способы решения проблемы правового и нравственного воспитания студентов неюридических факультетов [2, 3].

Вместе с тем, остается не полностью решенной проблема формирования современной личности, готовой опираясь на знания закона и права, отстаивать

© Тюрдё Н.С., Ливенцова В.А., 2009

свою гражданскую позицию.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - определить значение правовой культуры в процессе формирования современного украинского гражданина.

Задачи исследования:

Дать анализ современного состояния правового сознания и правовой культуры студентов спортивных факультетов.

Выделить новые возможности для формирования правового сознания студентов профессиональных спортивных Вузов.

Результаты исследования.

Прежде всего, для решения поставленной проблемы нам бы хотелось дать определения «правовая культура», «правовое сознание», так как они являются основой нашего исследования. Существует масса различных подходов к определению понятия «правовая культура». Правовая культура рассматривается как «определенное качественное состояние правовой ипостаси общественного бытия, сущностные характеристики которого выражаются в уровне развития правотворческой, особенно законодательной, деятельности, степени совершенства системы правовых норм, уровне развития правосознания отдельной личности и общества, степень воплощения в законодательство и провоприменительную практику прав и свобод человека и гражданина, их обеспеченности и защищенности со стороны государства, степени взаимной ответственности государства и личности, наличия, места и роли гражданского общества в данном государстве и в целом ряде других показателей»[4].

В более широком смысле культура вообще это всё что создано человеком, право так же является продуктом деятельности человека, для того, что бы вычле-

нить правовую культуру из всего комплекса культурной жизни, достаточно определить сферу творческой деятельности, порождающую её. «Правовая культура есть процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей», — пишет один из исследователей в области правовой культуры Тодоров И. Я. и это определение в полной мере отражает суть правой культуры [6].

Зародилась правовая культуры общества, когда, собственно, зародилось право, а именно в период перехода от присваивающего хозяйства к производящему, то есть в эпоху «неолитической революции» [2,6]. В ходе развития личности формировались основные правовые понятия и категории, принципы права и правосудия и другие понятия, необходимые для развития правовой системы, зарождающейся государственности. Одновременно с этим процессом, формированием правовой культуры общества, человек переосмысливает ценности и таким образом формируется правовая культура личности. Правовая культура личности - это уровень овладения правом в своей деятельности, а так же уровень правосознании индивида, то есть совокупность его представлений, взглядов, чувств, в которых выражено отношение к действующему праву. Из этого следует, что «правовая культура» имеет два основных значения: правовая культура общества и правовая культура личности. Любые исследования правовой культуры ориентированы на анализ хотя и различных, но естественно предполагающих друг друга объектов — правовой культуры личности и правовой культуры всего общества, такое разграничение важнейший методологический принцип [1].

Правовая культура является неотъемлемой частью общей культуры народа, она определяет его менталитет и уровень развития государства и общества в целом [4]. Развитие правовой культуры комплексная проблема, которая связана с развитием политической, нравственной, моральной культурой, а также имеет своё отображение в системе современного образования. Общей задачей, которая объединяет эти виды культурного развития личности, является создание морально-правового климата в обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности, которая осознаёт свою ответственность перед обществом, обеспечивающем её права, социальную защищённость, уважение её достоинства. Государство, где общество обладает высоким уровнем правовой культуры, ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов. Правовое государство, где законодательная система работает на практике, способствует развитию правового сознания гражданина, созданием соответствующего климата, где личность чувствует свою защищённость, и опирается на закон, который гарантирует права гражданина и в тоже время налагает определённые обязанности перед государством и обществом.

Одной из задач образования является - развитие правового сознания, которое необходимо для развития правовой культуры. Уровень развития правового сознания характеризует уровень развития

правовой культуры общества. Правовое воспитание - целенаправленная деятельность по передаче достигнутого уровня правовой культуры, правового опыта поколений, а также идеалов и ценностей правосознания. Правовое обучение и правовое воспитание - неотъемлемые составляющие системы современного образования. Необходимо активизировать ценностно-мировоззренческие элементы в структуре правосознания для правового воспитания и когнитивно-рациональные для обучения. Исследователи сходятся на мнении, что уровень правовой культуры современного украинца остаётся на очень низком уровне. При этом выдвигается тезис о безуспешности или торможении построения правого государства, так как у большинства граждан по прежнему не сформировано правовое сознание, они не знают своих прав и обязанностей, а правосознание «знающих» граждан и элиты оперирует по большей части псевдоправовыми категориями [1,3]. В этой связи надежды возлагаются на позитивное развитие правосознания и оформление правовой культуры. Взаимосвязь «государство-личность» показывает, что формирование правового государства и правовой личности процесс не односторонний, в чём и заключается основная проблема. Развитие правового государства «тормозит» общество лишённое правовой культуры, в свою очередь современное украинское государство не может обеспечить достойную правовую защиту своим гражданам и не работает над программами, способствующими развитию правового сознания личности. Право в системе образования на словах занимает важное место, а на практике положительные изменения минимальны, что соответственно сказывается на уровне правовой культуры молодого гражданина, ученика или студента неюридического Вуза, формировании представлений о его правах и обязанностях. Часто наши граждане, сталкиваясь с повседневными проблемами, чувствуют свою незащищённость, которая, с одной стороны основывается на его собственном незнании законов и на отсутствии какого либо правового опыта (ясно, что не каждый обычный гражданин знает наизусть закон или поправку к нему, но и не каждый захочет, ознакомится с правовой основой того или иного дела, обычный украинский гражданин просто принимает всю «несправедливость»), а с другой стороны на несовершенной системе законодательства нашей страны. То что гарантирует закон и конституция не всегда имеет практическое продолжение, а иногда одна статья закона отменяет другую статью закона, и чтобы доказать свою правоту нужно вступить на путь «изматывающей» борьбы. Хотя, в свою очередь законодательную базу и конституцию принимают граждане страны, поэтому личность-гражданин является более важным компонентом в системе «государство-личность», государство формируют «личности».

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказыванием о том, что правовая культура в Украине отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Право-

вая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Исследователь Левитан К.М. отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»[4].

Левитан К. М. так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни [4]. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания.

Исследователи отмечают, что большинство граждан Украины «понимают» право только как средство принуждения, орудие наказания [1]. В известной мере такое представление формируется под влиянием средств массовой информации, которые сейчас освещают больше уголовное права, также в произведениях, затрагивающих те или иные аспекты права, преобладают детективные истории, посвященные главным образом уголовно-правовой проблематике. Действительно, одной из главных задач права - помогать обществу ограждать себя от людей, посягающих на основы его жизни, нарушающих права граждан, мешающих своим противоправным поведением поддерживать в обществе порядок. Однако главным, по-прежнему остаётся создание такой правовой атмосферы в молодом украинском государстве, где право выполняло бы регулятивную функцию, где бы существовала четкая регламентация юридических обязанностей, порядка их реализации и исполнения, указание на средства защиты прав от возможных нарушений, а также на меры поощрения, применяемые в случае добросовестного исполнения своих обязанностей, - вот далеко не полный перечень правовых средств, с помощью которых достигаются организованность и порядок в общественной жизни, и именно это составляет основу правовой культуры в нашем обществе. Если бы все добросовестно выполняли установленные юридическими нормами требования, применение мер государственного принуждения было бы излишним. Курс правоведения для студентов профессиональных спортивных Вузов призвано воспитать студента с активной гражданской позицией и сложившейся правовой культурой. Будущие спортсмены как никто нуждаются в знаниях правоведческого характера, это связано с подписанием контрактов, тренерской работой.

Мы считаем, повышение общего уровня правовой подготовки студентов неюридических факультетов, в том числе спортивных во многом зависит от характера преподавания курса «Правоведения», необходимо увязать его содержание с основами правовых знаний, полученных в школе, а также улучшить методику преподавания. Курс часто носит абстрактный характер, изучение правовых вопросов по существу недостаточно для формирования правового сознания, студенту спортивного факультета даются основы знаний по всем отраслям права в традиционном стиле [2,5,6,7]. Студент должен усвоить понятие системы права, его важнейшие отрасли и институты, уметь пользоваться основными правовыми документами, применять их на практике. Вместе с тем, следует найти оптимальное сочетание необходимого минимума знаний, которое должно быть у студента в области права, которым он мог бы пользоваться на практике, и специальные знания, которые помогали бы ему в профессиональной спортивной деятельности. Однако помимо теоретико-практических знаний у студента должна формироваться активная правовая позиция, а для этого по нашему мнению необходимо приблизить его к правовым реалиям, дать возможность присутствовать на судебных заседаниях, а также ближе познакомится с работой юридических и нотариальных организаций, приглашать работников правовой системы на семинарские занятия. Студенты должны иметь возможность ознакомится с примерами различных правовых документов: договор аренды жилого и нежилого помещения, брачный контракт, трудовой договор, договор купли-продажи квартиры, исковое заявление. Кроме того, их необходимо ознакомить с типичными ошибками при составлении таких правовых документов. На практических занятиям можно также использовать аудио и видео записи судебных заседаний. Молодые люди также должны знать структуру судебной и исполнительной власти, поэтому вопросы сотрудничества Вуза с органами власти должны быть решены на более официальном уровне и практические занятия с привлечением практикующих юристов должны быть неотъемлемой частью программы курса.

Выводы.

Предстоит кропотливая и долгая работа по формированию гражданского общества и общественного человека, в котором в ряду общечеловеческих ценностей свое надлежащее место заняли бы ценности правовые. В нынешний период, когда еще не до конца осмыслены идеалы правового государства, не всегда осуществляется надзор за выполнением законов и правовых актов, особенно важно воспитать небезразличное поколение молодёжи, которое хотело и могло бы отстаивать свою правоту. Сущностью правового воспитания студентов профессиональных спортивных Вузов должно стать привитие убеждения ценностного потенциала права, правопорядка, правоотношений, правового регулирования, правосознания. Такие общечеловеческие ценности и извечные идеалы человечества, как свобода, равенство, добро, честь, правда, справедливость, гуманизм, рассматриваются чаще всего в общесоциальном, политическом,

нравственном, мировоззренческом, философско-

социологическом отношениях, и очень редко затрагивается их правовой аспект, необходимо учитывать тесную связь всех правовых явлений с общезначимыми ценностями и идеалами общества.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем воспитания студентов профессиональных спортивных Вузов и формирования жизненных ценностей в условиях модернизации общества.

Литература

1. Дыбовская Н.В. Правовая педагогика: Актуальные проблемы / Н.В. Дыбовская, В.Н. Бурлаков. // Правоведение. - 1989. - N 2.

- С. 64 - 67.

2. Іванов В. М. Історія держави і права України / В. М. Іванов. -К.:МАУП, 2002. - 264 с.

3. Кашанина, Т. В. Особенности преподавания советского права в неюридических вузах /Т. В. Кашанина // Правоведение. - 198З.

- N 4. - С. б5 - б2.

4. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник / К. М. Левитан. - М.: Норма, 2008. - 4З2 с.

5. Самолюк В., Філіпєв А. Основи правознавства: навчальний посібник / В. Самолюк, А. Філіпєв.- Острог: Видавництво Національного університету “Острозька академія”, 200б. - 25З с.

6. Тодоров И.Я. Основы государства и права / И.Я. Тодоров. - Донецк: Центр підготовки абитуриентов, 1997.-255с.

7. Шпиталенко Г.А. Основи правознавства: навчальний посібник / Г. А. Шпиталенко, Р.Б. Шпиталенко. - К.: Каравела, 200б. -З7бс.

8. Современные методы преподавания правоведения в вузе / Н.А. Багрова (доступна с сайта http://www.t.2).

Поступила в редакцию 24.10.2009г.

Тюрде Наталья Сергеевна Ливенцова Виктория Анатольевна dgizfvs-nayka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.