Научная статья на тему 'Правовое образование в инженернотехническом вузе'

Правовое образование в инженернотехническом вузе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
598
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГРАЖДАНИНА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНЖЕНЕРА / FORMATION OF ENGINEER'S LEGAL COMPETENCE / CITIZEN'S LEGAL COMPETENCE / LEGAL EDUCATION / LEGAL TEACHING AND TRAINING / LEGAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чудинов О.Р.

В статье рассматриваются проблемы правового образования в техническом вузе. Проблемы преподава- ния дисциплины «Право» рассмотрены в контексте компетентностного подхода. Определено, что высшее инженерно-техническое образование, не являясь юридическим, входит в систему правового образования, так как одним из его результатов является сформированность правовой компетентности инженера - выпускни- ка вуза. В целях достижения этого результата предложены меры по изменению структуры предмета, форм и методов преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION IN ENGINEERINGTECHNICAL UNIVERSITY

The paper examines the problem of legal education in a technical university. The problems of teaching discipline Law in the context of competence approach have been studied. It has been defi ned that higher engineering-technical education, not being juridical, is included in the system of legal education, as far as one of his results becomes the formation of the engineers, namely the graduator of the university, legal competence. With the aim to achieve this result it has been proposed to change the structure of the subject, forms and methods of teaching are proposed.

Текст научной работы на тему «Правовое образование в инженернотехническом вузе»

УДК 34:378 О.Р. ЧУДИНОВ

доцент кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета

Е-mail: oleg.chudinow@yandex.ru

UDC 34:378 O.R. CHUDINOV

associate professor of philosophy and law, Perm national

research polytechnic university E-mail: oleg.chudinow@yandex.ru

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ LEGAL EDUCATION IN ENGINEERING-TECHNICAL UNIVERSITY

В статье рассматриваются проблемы правового образования в техническом вузе. Проблемы преподавания дисциплины «Право» рассмотрены в контексте компетентностного подхода. Определено, что высшее инженерно-техническое образование, не являясь юридическим, входит в систему правового образования, так как одним из его результатов является сформированность правовой компетентности инженера - выпускника вуза. В целях достижения этого результата предложены меры по изменению структуры предмета, форм и методов преподавания.

Ключевые слова: правовое образование, правовое обучение и воспитание, правовое государство, правовая компетентность гражданина, формирование правовой компетентности инженера.

The paper examines the problem of legal education in a technical university. The problems of teaching discipline "Law" in the context of competence approach have been studied. It has been defined that higher engineering-technical education, not being juridical, is included in the system of legal education, as far as one of his results becomes the formation of the engineer's, namely the graduator of the university, legal competence. With the aim to achieve this result it has been proposed to change the structure of the subject, forms and methods of teaching are proposed.

Keywords: legal education, legal teaching and training, legal state, citizen's legal competence, formation of engineer's legal competence.

Сохраняющийся в инженерно-техническом образовании технократический подход приводит к пониманию инженерной деятельности только как звена, опосредующего естествознание и технику. При таком понимании гуманитарные, общекультурные аспекты инженерной деятельности остаются в тени. В научном сообществе все настойчивей высказывается мысль о необходимости гуманитаризации высшего технического образования.

Озабоченность данной проблемой нашла понимание и в инженерном сообществе. Так, Ассоциация инженерного образования России определила следующие принципы национальной доктрины инженерного образования:

«- ориентация деятельности системы инженерного образования на создание условий для духовного, нравственного и культурного саморазвития личности;

- глубокая фундаментальная и методологическая подготовка инженеров в сфере гуманитарного знания, духовной жизни человека и общества;

- освоение студентами методологии познания и творчества, практической деятельности, социального поведения и саморазвития личности как решающих условий достижений успеха на жизненном пути;

- создание предпосылок для органичного включения инженеров в экономические, социальные и культурные процессы развития мировой цивилизации;

- освоение студентами будущей профессиональной деятельности как единства физических, экономических, социальных, социально-психологических и ноосферных закономерностей и оценка полезности создаваемых искусственных сред с позиций историзма, приоритета общечеловеческих ценностей, гуманизма, общецивилизационного подхода»[7].

Правовая культура, представляя собой неотъемлемую часть общечеловеческой культуры, должна стать качественной характеристикой современной личности. Обладание правовой культурой позволит будущему инженеру не только выполнять роль связующего звена между наукой и техникой, но и активно участвовать в жизни общества, правомерно используя предоставленные ему законом субъективные права и обязанности.

Понимание необходимости повышения правосознания и совершенствования правовой компетентности граждан нашло отражение и в утвержденных в мае 2011 года Президентом РФ «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на

© О.Р. Чудинов © O.R. Chudinov

преодоление правового нигилизма в обществе, которое препятствует развитию России как современного цивилизованного государства».

Для выполнения поставленной задачи необходимо повысить уровень правового образования и воспитания подрастающего поколения, в том числе и в учреждениях высшего инженерно-технического образования. В своем исследовании мы попытались определить, какие же проблемы возникают при формировании правовой и профессионально-правовой компетентности в рамках высшего профессионального образования.

Правовое образование представляет собой сложный конгломерат из педагогических и юридических концепций, понятий, методик, технологий. Это некая пограничная область, имеющая междисциплинарный характер, в рамках которой осуществляется переработка педагогических знаний, их адаптация к потребностям правового образования. Взаимосвязь педагогики и юриспруденции подчеркивает, с одной стороны, значимость права как общественного регулятора, а с другой стороны, значимость образования как одного из средств, приводящих этот регулятор в действие. Превалирование педагогики побудило в свое время даже ввести особый термин правовая педагогика, понимаемый, впрочем, довольно широко, как «пропаганда правовых знаний среди населения»[3]. Действительно, можно согласиться с мнением А.М. Столяренко [10] о том, что между писанным правом и реальным состоянием законности и правопорядка, как опосредующее звено, стоят педагогические феномены и закономерности, которые позволяют индивидуальному сознанию переработать поступающую правовую информацию и обеспечить ее воплощение в общественных отношениях. В то же время нормы права не действуют автоматически, они проходят через индивидуальное и общественное сознание, исходя из этого, можно говорить и о том, что право формирует личность, следовательно, само право обладает некими педагогическими свойствами.

Обращаясь к понятию образование, мы не можем избежать нормативного его определения, данного Законом РФ «Об образовании в РФ». В соответствии с законом, образование - это «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»[6]. Таким образом, и в новом законе нормативно закрепляется традиционный для педагогики подход к образованию как процессу, представленному двумя компонентами: обучением и воспитанием.

Правовое образование можно представить как систему обучения, направленную на формирование у обучающегося правовых знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями федеральных государ-

ственных образовательных стандартов, сопряженную с воспитанием у него готовности и способности применить эти знания и умения в повседневной жизни. В рамках высшего профессионального образования данное определение нуждается в доработке с учетом профессиональной составляющей образования.

В контексте нашей работы правовое образование включает в себя правовое обучение и правовое воспитание. Обращаясь к первому понятию, отметим, что Закон РФ «Об образовании в РФ» содержит легальную дефиницию обучения. Обучение представлено как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни»[6].

В педагогике же о процессе обучения говорят, что «... оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и передача человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся» [9, с.125]. Такая многозначность говорит о сложности и многогранности обучения как специально организуемого процесса отражения в сознании обучаемого реальной действительности. Как отмечают педагоги, обучение «есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом». Эти положения можно экстраполировать и на правовое обучение. Учитывая, что познавательная деятельность объединяет чувственное восприятие, теоретическое мышление и практическую деятельность, можно согласиться с предложенным Е.А. Певцовой понятием правового обучения как процесса «целенаправленной передачи знаний, умений и формирования устойчивых навыков в области правовой деятельности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности» [8, с.193].

Соглашаясь в целом с определением, хотелось бы дополнить его двумя моментами. Первый, обучение -это управляемый процесс, именно направляющая роль педагога может обеспечить полноценное усвоение молодыми людьми правовых знаний, умений и навыков в области правовой действительности. Второй, обучение - это двусторонний процесс педагогического общения между обучаемым и обучающим. Следовательно, это не только деятельность обучающего по передаче знаний, умений, навыков, но и деятельность ученика, а так как знания, умения, навыки лишены материального содержания, это идеальные образы, то они могут быть восприняты учеником только в результате собственной активной мыслительной деятельности.

Правовое обучение характеризуется рядом принципов, которые еще в 70-е годы прошлого века были сформулированы С.С. Алексеевым, это:

- «непрерывность и нарастание сложности обучения;

- сочетание общего и специального в обучении;

- сочетание в обучении теоретических и прикладных начал» [1, с.221].

В современных условиях список можно дополнить принципом активизации межпредметных связей, принципом научно-обоснованного сочетания традиционных и инновационных методик обучения и принципом сочетания обучения с правовым воспитанием.

Правовое воспитание часто рассматривается с самых широких позиций. Так, Г.И. Демченко рассматривает его как процесс взаимодействия правовых средств с индивидуальным правосознанием и психологией членов общества в целях повышения их правового созна-ния»[2]. С этой точки зрения, правовое образование представляется только как часть воспитания, в составе которого, кроме того, выделяют правовую пропаганду, а также воспитательное воздействие юридической практики и самого права. Правовое воспитание можно рассматривать и как вид общественной деятельности, этом смысле оно представляет элемент организационной работы государственных органов и общественных организаций.

В рамках нашей работы используется узкое понимание правового воспитания как целенаправленной деятельности по формированию «правовых установок, отношений, мотивов деятельности в среде, регулируемой правом»[11, с.415], в рамках образовательного процесса в вузе. С точки зрения компетентностного подхода правовое воспитание можно рассматривать как средство формирования ценностно-мотивационного компонента правовой компетентности специалиста. В то же время нельзя правовое образование представить как два непроникающих, параллельно протекающих процесса - правовое обучение и правовое воспитание. Как пишет А.М. Столяренко, «нельзя их сначала учить, а потом воспитывать; сначала развивать, а потом учить, ... одним работникам образовательного учреждения только вооружать профессиональными знаниями, а другим формировать личность»[10, с.50-51]. Взаимосвязь и взаимопроникновение процессов очевидно.

Становление правового государства актуализировало ряд проблем в области правового образования. С одной стороны, в 90-е годы правовая система России, провозглашенной демократическим правовым государством, претерпела значительные изменения. В рамках правовой реформы на принципах верховенства права и закона произошло демократическое обновление законодательства, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда как независимого гаранта соблюдения прав человека.

Это способствует пробуждению практического интереса к праву и правовым институтам, в обществе укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном мире, право приобретает конкретные черты и значение для каждого. На уровне массового сознания это выражается в резком повышении престижа юридических специальностей, спроса на юридическую литературу,

общем возрастании интереса людей к правовым знаниям, правовой информации.

С другой стороны, современная социально-политическая ситуация в России способствовала росту разрыва между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения. Этот фактор вывел проблему формирования правового сознания, правовой культуры в ранг приоритетов государственной политики. Естественно, что и вопросам правового образования необходимо было уделить особое внимание.

Важность правового образования следует из основополагающих положений Конституции, определяющих, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст.1 Конституции РФ), в котором «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст.2 Конституции РФ). Таким образом, в правовом государстве субъективные права человека и гражданина должны сочетаться с объективным порядком государственной деятельности. Однако такое сочетание невозможно без обладания гражданами определенным объемом правовых знаний и умений, навыков практического использования субъективных прав и обязанностей не только в своих, но и в общественных интересах. Как отмечает О.Е. Кутафин, «Жизнь и работа в правовом государстве невозможны без знания законов, выражающих интересы общества, определяющих гарантии прав и свобод граждан, дозволенного и запрещенного в интересах общества поведения» [4].

Одних правовых знаний и умений, навыков недостаточно, чтобы гражданин должен быть мотивирован на нормативное поведение, необходимо сформировать такие качества, как способность и готовность к правомерному использованию предоставленных законом субъективных прав и обязанностей. Добиться этого возможно только при сформированности у граждан правовой компетентности, одним из факторов формирования которой является правовое образование как составная часть общего и профессионального образования.

Как известно, Ст.10 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает систему образования в РФ как совокупность федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов, образовательных программ различного вида, уровня и направленности, сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. На основании этого, образовательные программы, определяющие содержание правового образования в стране, должны быть представлены профессиональными программами среднего и высшего профессио-

нального юридического образования, программами правового образования в рамках высшего и среднего профессионального неюридического образования, а также общеобразовательными программами среднего общего образования, т.е. программами допрофессио-нальной правовой подготовки.

В то же время анализ учебных планов 10-11 классов показывает, что, как правило, допрофессиональная правовая подготовка старшеклассников отсутствует, за исключением профилированных юридических или обществоведческих классов. В результате осуществленного выбора профиля обучения происходит образовательная дифференциация старшеклассников. Гуманитарии, лица, выбравшие гуманитарный профиль обучения, действительно углубленно изучают правовые темы в курсе обществознания, они же обращаются к курсу правоведения, плюс выбирают тот или иной правовой факультатив, пытаясь уже на школьной скамье заложить достойный фундамент правовых знаний, сформировать первоначальную правовую компетентность. Но те из школьников, кто выбирает точные науки, технику и технологию, часто остаются в стороне от правовых знаний, умений и навыков, не говоря уже о способности и готовности применять их на практике. Именно эти ребята становятся абитуриентами и студентами инженерно-технических вузов, именно из их рядов выходят современные инженеры. Поэтому, на наш взгляд, проблема формирования правовой компетентности инженера стоит более остро, чем проблема формирования такой же компетентности у студентов гуманитарного вуза, не говоря уже о юридическом специальном образовании.

Одним из решений проблемы, как представляется, является обеспечение эффективного взаимодействия и преемственности образовательных программ всех уровней правового образования. Отсутствие преемственности общеобразовательных программ и вузовских образовательных программ по предмету правоведения ведет к принципиальной невозможности решения проблемы формированния высокого уровня правовой компетентности у выпускников вуза. Необходимо увязать допрофессиональную общеправовую подготовку учащихся школ, лицеев, гимназий, с общеправовой подготовкой в средних профессиональных и высших учебных заведениях неюридического профиля.

В условиях, когда переосмысливается понимание культуры, образования человека, когда по-новому встает вопрос о месте правовых знаний, их значении в освоении личностью правовой действительности, сохранение лучших традиций школьного правового образования и реализации принципов его непрерывности в рамках высшего неюридического образования должны стать ведущими направлениями общеправовой подготовки студентов инженерно-технического вуза.

В последнее время, в связи с переходом к компе-тентностному подходу в образовании, все чаще речь идет не о правовом воспитании и обучении гражданина, а о формировании правовой компетентности школьника, студента, специалиста, человека.

Вместе с тем, состояние правовой культуры населения и ее неотъемлемой части - правовой компетентности оставляет желать лучшего. Общеизвестно, что нормативность сознания граждан, желание и готовность соблюдать социальные и правовые нормы, быть законопослушным определяются в значительной степени оценкой населением состояния правопорядка в стране. Социологические опросы свидетельствуют о низком уровнем нормативности сознания, выраженного в субъективных оценках допустимости для себя тех или иных асоциальных форм поведения. Так лабораторией социологии высшего образования Пермского государственного технического университета в 2002, 2008 годах были проведены социологического исследования с целью выявления жизненных ценностей студенчества. На вопрос «можно ли для достижения успеха в жизни нарушить закон» в 2002 году положительно ответили 13,6 % респондентов, а в 2008 - 10,7 %, однозначно отрицательно ответили соответственно 40% и 51,2%, высказали свои сомнения «вряд ли можно нарушать закон», но однозначного ответа не дали соответственно 45,3 % и 35,8 %.

Мотивацию нарушения закона, т. е. причины противоправного поведения, студенты связывают с состоянием жизни общества. Так, 41,6% считают, что само общество создает условия для нарушения законов, 29% считают, что причина ненормативного поведения связана с теми «успехами», которых достигли представители политической и экономической элиты страны, нарушая нормы права, 22,8% считают, что виновато телевидение, криминализировавшее эфирное пространство, 8,3% считают, что этому способствуют образы киногероев, жизнь звезд кино и шоу-бизнеса, знакомые, которые добились криминального успеха [5, с.95-96].

Как видим, у будущих выпускников инженерно-технического вуза нет четкой устоявшейся позиции по отношению к ненормативному поведению окружающих, хотя и наблюдается некоторый рост правосознания.

Между тем, на сегодняшний день на производстве остро ощущается дефицит в инженерных кадрах, обладающих правовой компетентностью. Как показали опросы работодателей, прагматически оценивающих набор компетенций выпускника инженерено-технического вуза, одним из обязательных качеств, которым должен обладать инженер, является знание и соблюдение законодательства.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий, сложившихся

1. между возрастающей потребностью общества и государства в подготовке профессионалов, обладающих правовой компетентностью, и традиционными подходами к правовой подготовке в рамках инженерно-технического образования, не обеспечивающими формирование необходимого уровня овладения правовой компетентностью;

2. между растущими требованиями работодателей к уровню профессионально-правовых знаний и умений, готовности и способности их проявить на производстве и реальным уровнем правовой компе-

тентности выпускника инженерно-технического вуза;

3. между попытками ввести в систему высшего инженерно-технического образования компетент-ностный подход и фактическим отсутствием научно обоснованной и методически выверенной модели формирования правовой компетентности у будущих инженеров.

1. В целях преодоления указанных недостатков и повышения уровня правовой компетентности студентов технического вуза необходимо:

а) переориентировать правовое образование с информационно-теоретического на профессионально-деятельностное, использовав интерактивные методы преподавания;

б) установить структурно-логические межпредметные связи правовых и общественных, а также технических учебных дисциплин для развития правовой компетентности;

в) диверсифицировать содержание правовых дисциплин за счет акцентирования внимания студентов на реализации норм права в сфере профессиональной деятельности;

г) организовать образовательную среду так, чтобы она была целиком направлена на поддержание установки на правомерное поведение и соблюдение социально-правовых ценностей, прав и свобод человека и гражданина, законности.

Библиографический список

1. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М.: Юрид. лит., 1976. 255с.

2. Демченко Г.И. Основные вопросы правового воспитания в социалистическом обществе: дис. ... канд. юр. наук. М., 1978.

3. Дыбовская Н. В., Бурлаков В. Н., Правовая педагогика: актуальные проблемы // Правоведение. 1989. № 2. С. 64-67.

4. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: ЮРИСТЪ. 2003. 585с.

5. Курбатова Л.И., Стегний В.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества. Пермь, Из-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. 382с.

6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. №52. Ст. 1797.

7. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования // Ассоциация инженерного образования России. URL: http//aeer.ru/winn/doctrine/doctrine_4.phtml

8. Певцова Е.А. Основные концепции правового образования // Теоретические и методические основы преподавания права в школе. М.: Новый учебник, 2002.

9. Педагогика: учеб. пособие. Под ред. П.И. Пидкасистого М.: Высшее образование, 2006. 432с.

10. Столяренко А.М. Юридическая педагогика: курс лекций. М.: «ЭКМОС», 2000. 254с.

11. Юридический словарь. Сост. А.Ф. Никитина. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

References

1. Alekseev S.S. Introduction to the legal profession. M.: Legal literature, 1976. 255р.

2. Demchenko G.I. The main issues of the legal education in socialist society: the diss. ... of candidate of legal sciences. M., 1978.

3. Dybovo N.V., Burlakov V.N. Legal education: current problems // Jurisprudence. 1989. № 2. Рр. 64-67.

4. KozlovaE.I., Kutaphin O.E. Constitutional law of Russia. M.: YURIST. 2003. 585р.

5. Kurbatova L.I., Stegnij V.N. Social portrait of the students in the conditions of transformation of the Russian society. . Perm, Perm. gos. tehn. un-t, 2009. 382р.

6. On education in the Russian Federation: Federal law of the Russian Federation 29 december 2012 г. N 273-FL // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2012. №52. Art. 1797.

7. Basic principles of the doctrine of engineering education // The Association of engineering education of Russia. URL: http//aeer. ru/winn/doctrine/doctrine_4.phtml

8. Pevtsova E.A. Basic concepts of the legal education // Theoretical and methodological bases of teaching of law in the school. M.: The new textbook, 2002.

9. Pedagogy: a training manual / ed. by P.I. Pidcacist M.: Higher education, , 2006. 432р.

10. StolyarenkoA.M. Juridical pedagogy: course of lectures M.: «ECMOS», 2000. 254р.

11. Law dictionary / author A.F. Nicitina M.: OLMA-PRESS, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.