2. Arhangel'skij S.I. Uchebnyjprocess v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy imetody. Moskva: Vysshaya shkola, 1980.
3. Obrazcov P.I. Psihologo-pedagogicheskie aspekty razrabotki i primeneniya v vuze informacionnyh tehnologij obucheniya. Orel: Orlovskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet, 2000.
4. Harrington E.C. Industrial Quality Control. 1965, 21, № 10.
Статья поступила в редакцию 02.03.15
УДК 378
Magomedova R.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Jurisprudence, Rostov State University of Economics (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Daudov M.B. postgraduate, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
COMPONENTS OF FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS. The article considers the problem of formation of legal consciousness of students of non-legal institutions. Special emphasis is placed on the components of the formation of legal consciousness, criteria and indicators for its formation. In the structure of legal consciousness of students the authors distinguish the following components: cognitive, value-oriented and behavioral parts. A feature of the cognitive component is determined by the knowledge system of legal acts, the main institutions of separate branches of Russian law and so on. The value-based component is characterized by such attitudes, as respect for applicable laws, compliance with regulatory and legal requirements, obedience, etc. The core idea of the behavioral component in the sense of justice is socio-legal behavior of students. The paper contains descriptions of interactive methods of teaching and learning. One example of a teaching "business" game is based on modeling and acting out social roles, and it is called "A case in court".
Key words: competence approach, legal consciousness, components of formation of legal consciousness.
Р.М. Магомедова, канд. пед. наук, доц. каф. юриспруденции Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
М.Б. Даудов, аспирант Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
В статье рассматривается проблема формирования правового сознания студентов неюридических вузов. Особый акцент делается на компонентах формирования правового сознания, критериях и показателях его сформированности. В структуре правового сознания студентов выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-ориентированный, поведенческий. Особенность когнитивного компонента определяется системой знаний нормативно-правовых актов, основных институтов отдельных отраслей российского права и др. Ценностно-ориентированный компонент характеризуется такими ориентациями, как уважение к действующим законам; соблюдение нормативно-правовых предписаний; законопослушность и др. Сущность поведенческого компонента правосознания заключается в характеристике социально-правового поведения студенческой молодёжи.
Ключевые слова: компетентностный подход, правовое сознание, компоненты формирования правового сознания.
В современном обществе идёт процесс формирования личности, для которой характерен высокий уровень правовой компетентности. В Концепции модернизации образования подчеркивается, что система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в правовом государстве и гражданском обществе, но и создавать их, в связи с чем, стало очень актуальным освоение основ права, категории прав человека, прав и обязанностей гражданина, нормативно - правовых актов, имеющих отношение к будущей профессиональной деятельности. Компетентностный подход в правовом обучении студентов в учебных заведениях неюридического профиля отражается в решении государственной проблемы создания систем правового и гражданского общества через качественное и общедоступное образование. В таких вузах правовое образование студентов реализуется преподаванием курсов «Основы российского права», «Нормативно-правовое обеспечение образования», «Права человека» и др. Задачей высшей школы становится воспитание личности посредством формирования в правосознании твердых правовых убеждений, ценностных ориентаций, принятия эталонов правомерного поведения, основанных на правовых знаниях и представлениях. В нашем исследовании мы определили правосознание студентов как сложную интегративную характеристику личности, отражающую правовую осведомленность, осознанное восприятие социально-правового опыта, готовность и способность строить свое социально-профессиональное поведение в соответствии с действующими правовыми нормами.
Формирование правосознания есть не что иное, как становление личности профессионала, требующее в рамках вуза целенаправленной педагогической деятельности по проектированию «идеальной» модели специалиста и тактик её реализации, отражающих единство условий, методов, приёмов и средств их достижения; это и процесс актуализации сущностных
сил и личностных потенциалов, охватывающий, с одной стороны, усилий субъекта педагогической деятельности по созданию определенных условий, с другой - активность самой личности; субъективный процесс, связанный с переходом находящихся в ресурсе способностей, знаний, умений, личностных и профессионально-культурных качеств, ценностей и смыслов познавательно-профессиональной деятельности из потенциального состояния в актуальное [1].
Формирование правосознания должно происходить в системном подходе к изучению всех дисциплин в период обучения в вузе, требует создания условий для осознания студентами необходимости формирования правосознания и развития качеств, необходимых для успешного его использования в ходе овладения профессией, что осуществляется благодаря использованию различных подходов в образовании системного, личност-но - деятельностного, компетентностного, аксиологического и структурно-функционального и соответствующего арсенала методов обучения. Среди которых дискуссионные, игровые, методы погружения, методы тренировки различных качеств и т.п. Система формирования правосознания также должна, по мнению Г.Ш. Бибарсовой, характеризоваться целесообразностью, наличием компонентов, целостностью, интегративностью, открытостью, модульностью, уровневым характером, динамичностью [2]. К специфике формирования правового сознания студентов, будущих педагогов, можно отнести наличие следующих компонентов: когнитивный, ценностно-ориентированный, поведенческий.
Особенность когнитивного компонента формирования правосознания студентов определяется спецификой предстоящей профессиональной деятельности: знание основных нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих их профессиональную деятельность; знание основных институтов отдель-
ных отраслей российского права; знание содержания отдельных правоотношений, участниками которых им предстоит быть.
Ценностно-ориентированный компонент отражает право как общечеловеческую ценность, характеризующуюся такими ори-ентациями, как уважение к действующим законам; соблюдение нормативно-правовых предписаний; законопослушность; нетерпимость к проявлениям правонарушений; осознание равенства участников, соблюдение публичного и частного интереса; спокойствие; защита; юридическая ответственность; правомерность действий.
Сущность поведенческого компонента правосознания заключается в характеристике социально-правового поведения студенческой молодежи.
Для определения сформированности показателей структурных компонентов правосознания нами были выявлены уровни их проявления: высокий, средний, низкий. Анализ научной литературы позволил нам включить в состав критериев показатели сформированности правового сознания (таблица 1)
деятельности участников создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации, профессионального и общего развития личности специалиста [3].
Одним из интерактивных методов, позволяющих обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненных и профессиональных ситуаций, стал для нас метод проведения деловых игр, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. Одним из примеров, проведенных нами деловых игр, может служить «Слушание дела в суде». В ходе проведения игр подобного характера присутствует возможность распределения различных социально-профессиональных ролей, наделенных разнообразными функциями и задачами: судья, обвинитель, адвокат, присяжный, свидетель и т.д. Воспроизводятся и различные элементы уголовного-гражданского процесса (исковые требования, пояснения и прения сторон, опрос свидетелей, вступительная и заключительная речь судьи / прокурора, оглашение приговора/решения и т.п).
Таблица 1
Показатели сформированности правового сознания
Когнитивный компонент Когнитивный критерий
Комплексность освоения правового аппарата, применяемого в социальной праткике; овладение прикладными технологиями, правообеспечивающей деятельности и др. Овладение системой профессионально-правовых знаний, инновационными технологиями; критическое мышление, правовое мышление.
Ценностно-мотивационный компонент Аксиологический критерий
Осознание значимости и ценности правозащитной и правовоспитательной деятельности в современном обществе; Принятие на индивидуальном уровне необходимости профессионально-правовой подготовки будущих экономистов; Доминирующие социоцентрические мотивационные установки в профессиональной деятельности; освоение норм профессиональной культуры и др. Позитивный настрой на профессиональную деятельность; осознание необходимости профессионально-правовых знаний, умений для решения социально-экономических задач; устойчивое стремление к самообразовательной деятельности в будущей профессиональной деятельности.
Поведенческий компонент Регулятивно-поведенческий критерий
Овладение вариативными профессионально-правовым аппаратом, применяемым в будущей профессиональной деятельности; сформированность навыков использования технологий для решения профессионально-правовых задач и др. Готовность и способность применения профессионально-правовых технологий в будущей профессиональной деятельности; умение эффективно решать профессиональные задачи в рамках правового поля и др.
Развитию когнитивного компонента профессиональной компетентности (накопление правовых теоретических знаний, правовой лексики, усвоение юридической терминологии соответствующего направления), способствует работа с правовыми текстами профессиональной направленности.
Текст - произведение речи (высказывание), воспроизведенное на письме или в печати. Текст выполняет руководящую функцию - формирование научно-теоретического мышления студентов, а также служит своеобразной ориентировкой при раскрытии различных проблем учебного предмета.
Особую сложность в отборе материала представлял для нас соблюдение принципа межпредметности, поскольку материал, одновременно охватывающий аспекты профессиональной и правовой направленности.
Качественными характеристиками ценностно-ориентированного компонента правосознания выступает целый ряд практических умений и навыков и их эффективное применение в профессиональной деятельности. Среди них могут быть: умение планировать и проектировать различные модели деятельности, предугадывая и учитывая возможные трудности; способность выбрать наиболее оптимальные формы и методы деятельности, выявить недостатки и разрешить противоречия в процессе профессиональной деятельности.
Формированию практических навыков и умений наиболее оптимально, как нам кажется, способствуют технологии моделирования в обучении типичных ситуаций профессиональной деятельности. Подобные формы обучения (метод анализа конфликтных, педагогических ситуаций, разыгрывание ролей и т.п.), способствуют воспитанию не только теоретического и практического мышления специалиста, но и необходимых «должностных» качеств личности, способностей к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения. В совместной
Ценностно-мотивационный компонент правосознания выражен также в способности к эффективной самостоятельной работе по получению специализированной информации. Сюда можно отнести, например, умения изучать, анализировать, обобщать, систематизировать и использовать передовой опыт соответствующей сферы деятельности при решении практических задач; умение мобилизовать свой опыт и способности на поиск, обработку и применение информации для решения профессиональных проблем; владеть компьютерными методами сбора, хранения и редактирования информации, применяемыми в сфере конкретной профессиональной деятельности, использовать современные информационные технологии.
Формированию ценностно-мотивационного компонента правосознания студентов способствовали также различного рода задания, связанные с самостоятельным поиском специализированной информации в различных источниках (книги, учебники, специализированные журналы, Интернет). Информация о последних тенденциях в профессиональной сфере ярко отражена в таких изданиях, как, например, влиятельный еженедельный экономический журнал «Право и образование», «Инновации в образовании», которые являются реальными носителями который является реальным носителем живого языка и актуальной информации.
Поведенческий компонент характеризуется устойчивой потребностью к постоянному повышению уровня профессиональной компетентности и правосознания, мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческим и ответственным отношением к делу.
Таким образом, основной задачей в процессе формирования компонентов правосознания стало для нас повышение мотивации обучаемых к обучению, овладению профессией, изучению законов и нормативно-правовых актов.
Библиографический список
1. Шушерина О.А. Стратегический подход к профессионально-культурному становлению студента вуза. Инновации в образовании. 2005; 4: 75 - 83.
2. Бибарсова Г.Ш. Формирование гражданско-правового сознания студентов-юристов: диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.
3. Абдуразакова Д.М., Исмаилова С.А. Подготовка студентов к реализации прав ребёнка в дошкольном образовательном учреждении. Мир науки, культуры, образования. 2014; 6 (49).
References
1. Shusherina O.A. Strategicheskij podhod k professional'no-kul'turnomu stanovleniyu studenta vuza. Innovacii v obrazovanii. 2005; 4: 75 - 83.
2. Bibarsova G.Sh. Formirovanie grazhdansko-pravovogo soznaniya studentov-yuristov: dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.
3. Abdurazakova D.M., Ismailova S.A. Podgotovka studentov k realizacii prav rebenka v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49).
Статья поступила в редакцию 19.03.15
УДК 378.02:37.016
Dorzhu N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuva State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
TEACHING OF PRESENT TENSE FORMS OF ENGLISH VERB TO STUDENTS MAJORING IN "PEDAGOGICAL EDUCATION" WITH A PROFILE OF "TECHNICAL WORK". This article discusses the teaching of present tense forms of English verbs to students, who get a major in "Pedagogical education" with a profile of "Technical work". To identify common and distinctive features of the present tense forms in English and Tuva, the author compares two systems of tense in the two languages. The research shows that in classroom a teacher may divide the whole English grammar material about forms of the present tense into blocks. The division of the grammar material is based on the mother tongue of the students. A teacher is recommended to use linguistic experience of bilingual students and different reference tables during the introduction of the present tense forms of English verbs. Students will correctly and consciously use the forms of verb in their speech English speech. The author finds corresponding Tuva grammartical verbal forms to express Present Indefinite and Present Continuous, and tells that there are no equivalent grammartical verbal forms to express Present Perfect and Present Perfect Continuous in the Tuva language.
Key words: present tense forms of the verb, comparison of forms, teaching grammar, linguistic experience, foreign language, mother tongue.
Н.С. Доржу, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков Тувинского государственного университета, г. Кызыл,
E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННЫМ ФОРМАМ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФИЛЬ «ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД»
В данной статье рассматривается обучение видовременным формам настоящего времени глагола английского языка студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Технический труд». С целью выявления общего и отличительного в глаголах английского и тувинского языков была предпринята попытка сопоставить формы настоящего времени глагола в двух языках. Результаты сопоставительного изучения позволяют предложить вводить цельными блоками данную грамматическую тему, опираясь на родной язык. Для правильного и осознанного употребления студентами в речи разных форм настоящего времени глагола английского языка преподавателю рекомендуется использовать лингвистический опыт студентов, используя различные опорные таблицы.
Ключевые слова: формы настоящего времени глагола, сопоставление форм, обучение грамматике, лингвистический опыт, иностранный язык, родной язык.
Знание иностранного языка является частью общей культуры человека, этим и обусловлено включение предмета «Иностранный язык» в перечень обязательных дисциплин гуманитарного цикла во всех высших учебных заведениях. Процесс интеграции в международное экономическое и культурное пространство требует владения иностранным языком на высоком уровне в сочетании с новыми информационными технологиями. В связи этим встает проблема совершенствования методики обучения иностранным языкам студентов Тувинского государственного университета.
Однако в учебном плане - направление «Педагогическое образование» профиль «Технический труд» - предусматривается слишком мало часов, всего 2 часа в неделю. При остром дефиците учебного времени, отводимом для практических занятий по иностранному языку, качественно изучать иностранный язык с целью формирования иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности студентов осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания
с носителями иностранного языка, представляется крайне сложным.
Необходимо отметить другую проблему, с которой сталкиваются преподаватели иностранного языка в неязыковых вузах: слабая подготовка по иностранному языку выпускников сельских школ. На первый курс неязыкового вуза поступают выпускники школ с разным уровнем языковой подготовки.
Как известно, иноязычные грамматические навыки студентов, поступивших в вуз, недостаточно сформированные из всех видов навыков. Студенты испытывают значительные трудности при усвоении видовременных форм английского глагола с опорой на русский язык. Они понимают, как они образуются, называют правила употребления, но не чувствуют эти времена. Это объясняется тем, что в русском языке нет такой детализации временных значений глагола, которую мы наблюдаем в английском языке. Кроме того, учащиеся сельских школ владеют русским языком недостаточно хорошо, чтобы понять сложные взаимоотношения и способы выражения временных отношений