Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования правовой культуры'

Некоторые аспекты формирования правовой культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1173
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ НЕЗАВИСИМОЕ ПРАВОСУДИЕ / ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ЗНАНИЕ ПРАВА / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СТАТУС ГРАЖДАНИНА / LEGAL CULTURE / LAW SYSTEM OF SOCIETY / LEGAL EDUCATION / EFFECTIVE INDEPENDENT JUSTICE / LEGAL RELATIONSHIP / LAW AND ORDER / STATE LAW INSTITUTIONS / LAW / LAW ACTS / HUMAN EDUCATION / KNOWLEDGE OF HE LAW / A LAW-GOVERNED STATE / STATUS OF A CITIZEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бородина Татьяна Вениаминовна

Освещены некоторые аспекты формирования правовой культуры. Дано ее определение, показана ее связь с другими видами культуры. Подчеркнута важность правовой и нравственной культуры в общеобразовательной подготовке студентов. Определены характерные черты правовой культуры, суть которой выражается формулой: знать уважать соблюдать требование законов. Правовая культура личности рассмотрена как предпосылка и созидательное начало правового состояния общества. Дана краткая характеристика современного уровня правосознания студентов, отмечены некоторые пробелы в правовом воспитании. В качестве примера приведено психологическое исследование студентов юридического факультета МарГУ. В ходе анализа прослежено изменение системы ценностей студентов от младших курсов к старшим. Сделан вывод, что повышение уровня правового воспитания студентов одна из важнейших задач национальной системы образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMING LEGAL CULTURE

On its' pages the author considers some aspects of forming of legal culture, gives its' definition, shows its connection with other areas of culture. The author underlines the importance of legal and moral culture in the educational preparation of students. The author defines the main features of legal culture the sense of which is to knowto respect-to follow law. The legal culture of a person is considered as a creating start and a base of legal state of society. In the article the author gives a short characteristic of the modern level of students' legal knowledge showing some problems in legal education now. As an example the author gives the psychological research of students of law faculty in Mari State University. Analyzing this research the author says about changing of the system of modern values of students from fist to graduating courses. At the end of he article the author comes to conclusion that the increasing of students' level of legal education is one of the most important tasks of national strong education in Russia nowdays.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования правовой культуры»

УДК 378:34

Т.В. БОРОДИНА

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Ключевые слова: правовая культура, правовая система, правовое образование, эффективное независимое правосудие, правовые отношения, закон и правопорядок, государственные правовые институты, правовые акты, образование человека, правовое образование, знание права, правовое государство, статус гражданина.

Освещены некоторые аспекты формирования правовой культуры. Дано ее определение, показана ее связь с другими видами культуры. Подчеркнута важность правовой и нравственной культуры в общеобразовательной подготовке студентов. Определены характерные черты правовой культуры, суть которой выражается формулой: знать - уважать - соблюдать требование законов.

Правовая культура личности рассмотрена как предпосылка и созидательное начало правового состояния общества. Дана краткая характеристика современного уровня правосознания студентов, отмечены некоторые пробелы в правовом воспитании. В качестве примера приведено психологическое исследование студентов юридического факультета МарГУ. В ходе анализа прослежено изменение системы ценностей студентов от младших курсов к старшим. Сделан вывод, что повышение уровня правового воспитания студентов - одна из важнейших задач национальной системы образования России.

T.V. BORODINA SOME ASPECTS OF FORMING LEGAL CULTURE

Key words: legal culture, law system of society, legal education, effective independent justice, legal relationship, law and order, state law institutions, law, law acts, human education, legal education, knowledge of he law, a law-governed state, status of a citizen.

On its' pages the author considers some aspects of forming of legal culture, gives its' definition, shows its connection with other areas of culture. The author underlines the importance of legal and moral culture in the educational preparation of students. The author defines the main features of legal culture the sense of which is to know- to respect-to follow law.

The legal culture of a person is considered as a creating start and a base of legal state of society. In the article the author gives a short characteristic of the modern level of students' legal knowledge showing some problems in legal education now. As an example the author gives the psychological research of students of law faculty in Mari State University. Analyzing this research the author says about changing of the system of modern values of students from fist to graduating courses. At the end of he article the author comes to conclusion that the increasing of students' level of legal education is one of the most important tasks of national strong education in Russia nowdays.

Правовая культура - это проявление правовой образованности гражданина. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений. В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры и, прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества.

Под правовой культурой предлагается понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей» [4, с. 255]. В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

Правовая культура отражает деятельность человека не только непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную, так или иначе, с применением правовых знаний. Эти знания необходимы практически во всех облас-

тях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Культура - это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Еще Гегель указывал на несовпадение «теоретической и практической культуры».

Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитая правовая система, эффективное независимое правосудие, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами правовой культуры личности являются: необходимый уровень правосознания; знание действующих законов страны; соблюдение, исполнение или использование этих законов; убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе; правовая активность.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий и общественное значение.

В юридической науке, как и в культурологии, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности. Несмотря на то, что предложено множество его толкований, универсального, сущностного определения культуры, получившего бы общепризнанное распространение, до настоящего времени нет. Выработка определения понятия правовой культуры связана с определенными теоретическими и методологическими трудностями, которые вызваны многогранностью данного феномена [2, с. 151].

Наиболее подробно и полно структура правовой культуры отражена И.А. Иванниковым, включившим в последнюю следующие компоненты: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, государственно-правовые институты, юридическая наука, юридические акты [1, с. 14].

Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Исследования правовой культуры во взаимосвязи с другими социальными явлениями, формами ее проявления помогают шире раскрыть систему правовой культуры и отнести к ней широкий комплекс материальных и духовных явлений, выходящих прямо или косвенно на различные стороны государственно-правовой жизни общества.

Правовая культура в полной мере может быть раскрыта лишь в контексте общественного прогресса, так как она немыслима без своей прогрессивной

направленности. В данном контексте правовая культура трактуется через призму становления личности [3, с. 19].

Рассматривать сущность и функциональную роль правовой культуры общества невозможно вне обозрения проблем, связанных с правовой культурой личности, которая является фундаментом общей концепции правовой культуры. Кроме того, само понятие правовой культуры общества в полной мере отражает степень и характер правового развития личности. Близким к правовой культуре личности качеством является образованность человека. Культура в отличие от образованности характеризуется не только знаниями, но и различными способностями по применению этих знаний, т.е. определенными умениями и навыками. Правовая культура предполагает знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности.

Правовая культура личности необходима как предпосылка и созидательное начало правового состояния общества. И вместе с тем это степень и характер развития самой личности, которые находят свое выражение в уровне ее правосознания и правомерной деятельности. Правовая культура личности формируется под воздействием всего объема социальных условий и выражается в ее умении адекватно ориентироваться в различных правовых ситуациях, умело применять известные достижения юридической науки и практики [3, с. 20].

Среди различных форм правового воспитания молодежи важное место занимает правовое образование. Сегодня фрагменты правовой культуры включаются в обязательные минимумы образования, в образовательные стандарты высшего профессионального образования, разрабатываются и внедряются правовые учебные дисциплины. И все же, на взгляд исследователей, этого недостаточно. Ощущается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовки учителей по правовым дисциплинам, преподавание права недостаточно связывается с правовоспитанием.

Уровень правосознания студентов и молодых специалистов с высшим образованием также еще не отвечает предъявляемым требованиям. Из-за отсутствия, в первую очередь, правовой культуры среди студентов нередки случаи нерадивого отношения к учебе, нарушения общественного порядка, увлечения наркотиками, совершения преступлений, в том числе и тяжких.

Правовое воспитание в высшем учебном заведении, как, впрочем, и иные его виды, - это строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и, более того, взаимопроникающих стадий. Представляется, что правовое воспитание студентов предполагает обеспечение следующих основных результатов: знание права; понимание права; уважение к праву; активная защита прав; необходимость соблюдения законов, которая должна перерасти в потребность исполнения правовых предписаний. Привить студентам сознание неотвратимости наказания и укрепить его - одна из важнейших задач правового воспитания. В зависимости от возрастных особенностей правосознание студентов в большей степени, чем взрослых, подвержено как позитивному, так и негативному влиянию [5, с. 16].

Судебно-следственная практика и сама жизнь показывают, что существенный пробел в правовом воспитании студентов и других подростков состоит в том, что последние не думают о неотвратимости наказания. Многие молодые правонарушители убеждены, что коль скоро им предстоит нести наказание за содеянное, это будет или условное осуждение, или родители смогут освободить их от уголовной ответственности.

Состояние правовой культуры молодежи (студентов-выпускников вузов) определяется, прежде всего, тем, как представлена и выражена гражданская пози-

ция личности студента. Факторы деформации правовой культуры, имеющие место в объективной действительности, не способствуют формированию гражданского общества и, соответственно, правового государства в Российской Федерации.

С целью более глубокого изучения гражданской позиции студентов на юридическом факультете Марийского государственного университета г. Йошкар-Олы в мае 2009 г. было проведено практическое исследование ценностных ориентаций студентов. Они, безусловно, связаны с эмоционально-чувственным компонентом правовой культуры.

На первом курсе наибольшую выраженность (по сравнению с другими курсами) имеют ценности интересной работы, материально обеспеченной жизни, общественного признания и уверенности в себе.

Ценность активной деятельной жизни, а также жизненная мудрость и продуктивная жизнь достигают своего пика у студентов на втором курсе.

Третий курс характеризуется пиком таких ценностей, как здоровье, любовь, развитие, развлечения, свобода, счастливая семейная жизнь и творчество.

На четвертом курсе свое максимальное развитие получают такие ценности, как интересная работа, познание.

Для пятого курса характерно развитие таких ценностей, как красота природы и искусства, счастливая семейная жизнь, наличие верных друзей и счастье других.

Прослеживается явное изменение системы ценностей студентов от юношеского максимализма к стабильности зрелой личности. Можно отметить, что наибольшую выраженность на всех курсах имеют такие ценности, как красота природы и искусства, развлечения, счастье других и творчество.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что для студентов младших курсов на первый план выходят личные ценности, а для выпускников -статусные и социальные.

Формируя правосознание студентов, необходимо добиваться повышения их правовой культуры, которое включает в себя не только знание права, но и отношения к правовым ценностям, установки на проявление социально-правовой активности, развитие готовности не просто следовать правовым предписаниям, а активно реализовывать свои права и обязанности, отстаивать права других граждан [б, с. З].

Таким образом, можно с полной уверенностью отметить, что повышение уровня правового воспитания студентов - одна из важнейших задач национальной системы образования России.

Литература

1. Иванников И.А. Концепция правовой культуры I И.А. Иванников II Правоведение. 1998. № З. С. 12-1б.

2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов: учебник для вузов I Ю.В. Ивлев. М.: Дело, 2001. 2б2 с.

3. Лебедева Н.Н. Понятие правовой культуры в теории права I Н.Н. Лебедева II Право и государство: теория и практика. 200б. № 2. С. 11-20.

4. Матузов Н.И. Теория государства и права. 2-е изд. I Н.И. Матузов. М.: Юристъ, 2005. 541 с.

5. Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества I Л.Н.Николаева II Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания. 2001.

6. Обыденова Т.В. Некоторые проблемы правового воспитания студентов I Т.В. Обыденова II Административное и муниципальное право II Консультант-плюс. 2008. № 11.

БОРОДИНА ТАТЬЯНА ВЕНИАМИНОВНА - заведующая учебно-методическим кабинетом юридического факультета, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (borodina.58@mail.ru).

BORODINA TATAYNA VENIAMINOVNA - head of methodical department of law faculty, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.