Научная статья на тему 'Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория и методика обучения географии»'

Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория и методика обучения географии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1420
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A GEOGRAPHY TEACHER / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ) И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIFIC (PROFESSIONAL) AND UNIVERSAL COMPETENCIES / МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / METHODOLOGICAL COMPLEX / COMPETENCY APPROACH / SYSTEM OF COMPETENCIES / TRAINING IN METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таможняя Е.А.

Статья посвящена проблеме модернизации методической подготовки учителя географии в условиях проектирования стандартов нового поколения. Анализируются компоненты нового учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория и методика обучения географии» и их роль в формировании методических и универсальных компетенций будущего учителя географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to modernizing geography teacher training in conditions of developing new standards. The author analyses the components of new methodological complex in Theory and methods of teaching geography and their role in developing professional and universal competencies of a geography teacher in training.

Текст научной работы на тему «Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория и методика обучения географии»»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В ХОДЕ РАБОТЫ С НОВЫМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ КОМПЛЕКСОМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ»

Е. А. Таможняя

Аннотация. Статья посвящена проблеме модернизации методической подготовки учителя географии в условиях проектирования стандартов нового поколения. Анализируются компоненты нового учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория и методика обучения географии» и их роль в формировании методических и универсальных компетенций будущего учителя географии.

Ключевые слова: Компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность учителя географии, методическая компетентность учителя географии, специальные (профессиональные) и универсальные компетенции, методическая подготовка, учебно-методический комплекс.

Summary. The article is devoted to modernizing geography teacher training in conditions of developing new standards. The author analyses the components of new methodological complex in "Theory and methods of teaching geography" and their role in developing professional and universal competencies of a geography teacher in training.

Keywords: competency approach, competence, system of competencies, professional competencies of a geography teacher, specific (professional) and universal competencies, training in methods of teaching, methodological complex.

59

В условиях реформирования системы высшего педагогического образования, перехода к личностно-деятель-ной модели обучения уровень подготовки будущего учителя определяется не только объемом знаний по изучаемым в вузе дисциплинам. С позиций компе-тентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. При этом компетентностный подход не от-

рицает значимости знаний, но акцентирует внимание на умении использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Понятия «компетенции», «компетентность», а также более общее понятие «компетентностный подход» получили распространении в нашей стране сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования, необходимостью интеграции в

60

европейское и мировое образовательное сообщество [1].

В документах, определяющих основные направления модернизации образования, понятие «компетенции» определяет современное качество содержания образования. Отмечается, что основным результатом деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах [1, 2, 3].

В новых ФГОС ВПО, определяющих требования, обязательные при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование» цели высшего профессионального образования определяются терминами «способность» и «готовность» к осуществлению профессиональной деятельности в системе школьного географического образования». При этом профессиональная компетентность будущего учителя рассматривается как совокупность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций

сти. Сам термин «общекультурные» указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных.

По мнению многих исследователей, общекультурные компетенции -это личностные и социальные качества, способности, универсальные навыки и знания, которые выражены в различных формах в многообразных ситуациях работы и социальной жизни. Среди них выделяются: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к критическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознания и самооценка [3, 4].

Профессиональные компетенции отражают профессиональную квалификацию учителя. Они различаются для разных дисциплин (направлений, специальностей подготовки)и конкретизируются по ведущим аспектам педагогической деятельности. Компетен-

Компетенции будущего учителя

X

Общепрофессиональные (ОПК) Профессиональные (ПК)-

отражают специфику конкретной предметной сферы деятельности.

Включают:

• содержательный компонент (профессиональные знания)

• операционал(умения и способы действий)

• ценностный компонент (ценностные отношения)

Общекультурные (ОК)

общие компетенции, необходимые в любой профессиональной деятельности

(рис. 1).

Общекультурные компетенции (универсальные, ключевые) носят надпрофессио-нальный характер и необходимы в любой области деятельно-

Рис. 1.

Профессиональная компетентность будущего учителя

Реализуются в видах профессиональной деятельности:

• учебно-воспитательной

• научно-методической

• социально-педагогической

• коррекционно-развивающей

• культурно-просветительской

• организационно-управленческой

ции характеризуются определенным набором умений (организационных, технологических, интеллектуальных, коммуникативных), которые реализуются в различных видах профессиональной деятельности (рис. 1).

Таким образом, мы определяем профессиональную компетентность будущего учителя географии как интегрированный результат обучения, совокупность сформированных у выпускника вуза общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, выражающихся в его способности и готовности эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной деятельности в типовых и нестандартных ситуациях в соответствии с установленными требованиями.

Соответственно, методическая компетентность учителя географии, как категория более низкого таксономического ранга, может рассматриваться как результат его методической подготовки, выражающийся в его способности и готовности (функциональной и

личностной) эффективно выполнять все виды профессиональной деятельности, определяемые функциональной структурой методического мышления.

Методические компетенции учителя географии мы определяем как совокупность знаний, умений и навыков, качеств личности, позволяющих осуществлять продуктивную деятельность по решению методических задач. В нашем исследовании мы рассматриваем методические компетенции будущего учителя географии как практический аспект его готовности к профессиональной деятельности наряду с теоретическим аспектом - методическим мышлением.

Методическое мышление выступает как способ осуществления познавательных, конструктивных, оценочно-коррекционных, практических и других действий учителя географии в рамках его методической деятельности. При этом познавательная деятельность и познавательные умения играют ведущую роль в методической деятельности учителя (рис. 2).

• учебно-

воспитательная

• социально-

педагогическая

• коррекционно-

развивающая

• культурно-

просветительская

• организационно-

управленческая

Подготовка к обучающей

деятельности _ \___

Рис. 2. Деятельность учителя географии, управляемая методическим мышлением

61

Формирование методического мышления и методических компетенций будущего учителя географии происходит в ходе его методической подготовки, которая является важнейшей частью профессиональной подготовки учителя географии. Она предусматривает единство теории и практики, выступает интегратором содержательного, операционального и ценностного компонентов профессиональной компетентности учителя географии. Обучаясь в педагогическом вузе, студент должен формировать у себя компетенции, которые позволили бы ему успешно конкурировать с другими специалистами в области педагогического труда. При этом ведущей компетенцией учителя должна стать познавательная компетенция, основы которой закладываются в том числе в ходе его методической подготовки.

Стало быть, одним из важнейших аспектов проблемы модернизации методической подготовки будущего учителя является необходимость создания единого учебно-методического комплекса, построенного с учетом введения в 62 учебный процесс инновационных подходов к подбору содержания, форм, методов и технологий обучения и контроля за эффективностью и качеством учебно-познавательной деятельности студентов. УМК нового поколения должен быть направлен на формирование важнейших компетенций будущего учителя, необходимых для решения им профессиональных, в первую очередь методических задач своей профессиональной деятельности.

Создавая УМК, призванные развить методическую компетентность будущего учителя, целесообразно учитывать следующие концептуальные подходы:

• сочетание новых инновационных, в том числе зарубежных разработок с накопленным отечественным опытом подготовки будущего учителя;

• сочетание дедуктивного метода изложения учебного материала с детализацией каждого компонента содержания до практического инструментария, позволяющего закреплять и отрабатывать не только знания, но и формируемые методические умения студентов;

• построение вопросов и заданий на основе личностно-деятельностного подхода, при котором каждый этап освоения методических знаний и умений сопровождается проверкой результативности обучения, контролем и самоконтролем качественного роста обучаемого;

• компоновка учебного материала и заданий с учетом как содержания учебной дисциплины, так и разных видов профессиональной, в первую очередь методической деятельности учителя географии;

• наличие инвариантной и вариативной частей изучаемых дисциплин.

В этой связи преподавателями кафедры методики преподавания географии МПГУ подготовлен учебно-методический комплекс (УМК) учебных пособий, который предназначен для студентов географических специальностей высших педагогических учебных заведений. Содержание пособий соответствует стандартам высшего педагогического образования и программе дисциплины «Теория и методика обучения географии» (рекомендованной Министерством образования и науки РФ для педагогических вузов) и охватывает все учебные дисциплины кафедры: «Теория и методика

обучения географии», «Краеведение», «Современные средства оценивания результатов обучения», «Использование средств современных информационных и коммуникативных технологий в процессе обучения географии».

В представленный УМК комплект входят следующие пособия (рис. 3).

Создание УМК - это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для вуза. Важнейшим принципом при построении УМК выступает принцип комплексности как осново-

1. Душина И. В., Пятунин В. Б., Летягин А. А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - 510 с.

Методика обучения географии j общеобразовательных учреждениях

4. Методика преподавания региональной географии в школе: учебное пособие для учителей географии и студентов географических специальностей высших педагогических учебных заведений / Под ред. М. А. Никоновой. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО Издательство «Астрель», 2003. - 189 с.

2. Душина И. В., Тамож-няя Е. А., Пятунин В. Б., Ши-лина И. Б., Бахчиева О. А.

Практикум по методике обучения географии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е. А. Таможней. - М.: Экзамен, 2008. - 222 с.

5. Пятунин В. Б. Проверка и оценка результатов обучения географии: Методическое пособие / М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 190 с.

3. Душина И. В., Беловоло-ва Е. А., Летягин А. А., Пя-тунин В. Б., Таможняя Е. А.

Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии / Под ред. Е. А. Таможней. - М.: МПГУ, 2009. - 77 с.

6. Летягин А. А. и др. Использование ИКТ в процессе обучения географии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Уфа: Изд. БГПУ, 2010. - 80 с.

63

Рис. 3. УМК для студентов-географов педагогических вузов

полагающий при построении структуры учебных пособий и отборе содержания изучаемых дисциплин. Реализация принципа комплексности предполагает несколько уровней. Структурно-содержательный уровень предполагает, что все элементы УМК дополняют и расширяют содержательные возможности друг друга, образуя вокруг «ядра» учебной дисциплины «Теория и методика обучения географии» периферийные слои по углублению методической готовности будущего учителя к его профессиональной деятельности.

Второй - функционально-деятельност-ный уровень, предполагает организацию деятельности студентов с разными элементами УМК (учебником, практикумом и др.), при этом каждый элемент УМК дополняет функциональные возможности другого. Функционально-дея-тельностный уровень предполагает наличие предметно-методических механизмов, способствующих практическому применению получаемых знаний и умений, создание условий необходимости применения методических знаний и умений для решения конкретных 64 учебно-методических задач, применения разных форм организации учебной деятельности студентов (индивидуальная, парная, групповая).

Третий уровень реализации принципа комплексности - это его интерактивность, которая понимается как прямое диалоговое взаимодействие обучающихся и УМК за рамками учебных занятий в ходе выполнения заданий для самостоятельной работы. Интерактивность предполагает рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы, ЛОС по лекционному курсу, наличие примеров реализации теоретических положений в практике работы учителя географии, интерак-

тивные тесты для самопроверки и самоконтроля, варианты тематики творческих и учебно-исследовательских работ разного уровня сложности, интерактивное взаимодействие посредством обращения к компьютеру или общение с преподавателем посредством электронной переписки.

Представленный УМК соответствует стандартам нового поколения и имеет параметры настройки на индивидуальный выбор профессиональной траектории обучающихся. Пособия, входящие в состав представленного УМК, играют важнейшую роль в формировании содержательного, ценностного и операционального компонентов методической компетентности учителя географии в структуре его профессиональной готовности к профессиональной деятельности.

Центральное место в УМК занимает учебник «Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях», который раскрывает основы методики обучения географии. По своей структуре учебник подразделяется на два больших раздела: «Общие вопросы методики обучения географии» и «Методика обучения отдельным курсам географии в общеобразовательных учреждениях».

Главный принцип, реализованный при создании учебника, - это принцип сочетания традиционных и современных подходов методической науки. В этом учебном пособии нашли отражение как классические положения методики преподавания географии, так и принципиально новые идеи и направления, которые связаны с процессом модернизации общеобразовательной и высшей школы.

Среди них: психолого-педагогические основы обучения географии, но-

вые технологии обучения географии, современные средства проверки и контроля результатов обучения, методика обучения основным и профильным курсам географии, перспективы развития методики обучения географии и др. Часть этих новых идей, направлений, содержательных линий не была отражена в ранее изданных учебниках и реализована здесь впервые.

Содержание и структура учебника направлены на формирование ключевых компетенций учителя. Рассмотрим эти аспекты более подробно.

Важнейшее инновационное направление методической науки и модернизации высшей школы, реализованное в учебнике, - это компетент-ностный подход в географическом образовании. Это направление напрямую связано с проблемой подготовки современного учителя географии, который должен иметь не только методическую, но и методологическую подготовку, включающую: овладение основными понятиями исследовательской деятельности, умение вести исследовательскую работу по методике обучения своего предмета, умение применять разнообразные методы педагогического исследования. Исследовательская компетенция очень важна для реализации учебно-воспитательной и научно-методической деятельности учителя географии, оценки качества его профессиональной деятельности (компетентности), самообразования и самосовершенствования учителя, изучения опыта работы других учителей. В учебнике эти вопросы рассмотрены в темах: «Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии», «Учитель-ученик - субъекты учебного процесса». Содержание темы «Методы и этапы научного исследова-

ния в методике обучения географии» значительно расширено. Теперь она предназначена не только научно-исследовательской работе студентов, но и для учителей географии, которые ведут свою научно-исследовательскую работу в школе.

Реализация компетентностного подхода позволяет по-новому осознать и понять значимость школьного предмета «География», определить вклад географической подготовки в формирование ключевых компетенций школьников. В учебнике это направление реализовано в темах: «Географическая культура - составная часть общей культуры человека», «Методика формирования основных компонентов содержания образования», «Проверка и контроль результатов обучения географии».

В рассматриваемом учебнике впервые реализована новая содержательная линия - идея тесной связи методики с психологией и педагогикой. В новой теме «Психолого-педагогические основы обучения географии» затрагивается вопросы, связанные с главными идеями современной общеобразовательной и высшей школы, среди которых: единство обучения, воспитания и развития; переход к адаптивной (личност-но-ориентированной) модели обучения; учитель и ученик - как субъекты учебного процесса; роль личности учителя в его профессиональной деятельности и ряд других. Рассмотрение этих вопросов играет важнейшую роль в формировании профессиональных компетенций будущего учителя.

Идея тесной связи методики с психологией и педагогикой красной нитью проходит через другие смысловые блоки курса:

• роль географии в развитии личности ученика;

65

66

• подготовка учителя к уроку, постановка целей урока;

• мотивация обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• педагогические технологии на уроках географии;

• научно-исследовательская работа учителя.

В последние годы в методике преподавания географии появился целый ряд новых теоретических исследований в области поиска новых подходов к организации учебного процесса. Среди них большое число посвящается проблеме разработки и внедрения новых педагогических технологий, владение которыми является одной из составных частей операционального компонента профессиональных компетенций современного учителя. Использование технологий направлено на повышение результативности обучения, замену малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельным, проектирование учебного процесса с четко заданными результатами, которые можно подвергнуть контролю.

Еще одно новое направление методики, реализованное в учебнике, - использование средств новых информационных технологий в географическом образовании. Овладение базовыми знаниями в области информатики и современных геоинформационных технологий, навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умения создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владение ГИС-технологиями для решения профессиональных задач в макете нового ФГОС ВПО вынесено в ряд важных общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у будущего учителя географии. В представленном учебнике впервые

подробно рассматривается проблема компьютеризации процесса обучения географии, методика работы с электронными средствами обучения и возможности их применения на разных этапах урока.

Традиционная для методики географии тема «Проверка и контроль результатов обучения географии» включает принципиально новый аспект содержания - единый государственный экзамен по географии. В пособии рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с методической деятельностью учителя географии по подготовке школьников к ЕГЭ.

Новацией содержания учебника является рассмотрение всех уровней географического образования, к которым относятся основная школа (география 6-9 класс) и профильное обучение географии на ступени среднего (полного) общего образования.

В содержании тем, посвященных методике обучения основным курсам географии, большое внимание уделено новой тенденции географического образования - усилению комплексного подхода, интеграции физико-геогра-фи че ских и социально-экономических знаний в страноведческих курсах 7 и 8-9 классов. Разработка комплексных курсов географии - это не просто отражение объективных процессов, которые происходят в географической науке, но и методически оправданная тенденция, цель которой - помочь учащимся в обобщении, интегрировании знаний и умений, формировании целостного понимания мира и его отдельных территорий. Формирование комплексного мышления остается важной задачей не только школьного, но и вузовского географического образования. В этом отношении курс ме-

тодики обучения географии выступает интегратором ЗУН студентов, сформированных в процессе психолого-педагогической и предметной подготовок.

Абсолютно новая тема учебника -«Методика обучения географии в профильной школе». Это своеобразная «крыша», заключительный аккорд методической подготовки студентов, которая основана на деятельностном и компетентностном подходах, позволяющих учитывать личные интересы студентов.

Следует также отметить еще одну новую тему учебника, которая завершает изучение курса - «Перспективы развития методики обучения географии». В этой теме раскрыты проблемы и перспективы развития школьной географии как учебного предмета, а также проблемы и перспективы методики обучения географии как науке. Эта тема - задел на будущее для научно-исследовательской работы учителей географии и аспирантов.

Помимо структуры и содержания инновационный характер учебника проявляется в том, что одной из идей при его создании была идея организации самостоятельной работы студентов с этим учебным пособием. С этой целью авторы сделали его более наглядным. В содержание глав включены иллюстрации: рисунки, схемы и таблицы. Теоретические положения подкреплены многочисленными интересными примерами из практики работы школы. В начале крупных тем с целью мотивации даны эпиграфы, составленные из высказываний известных педагогов и географов. Например, в начале параграфа «Учебник географии» даны слова А. А. Половинкина: «Научить учеников пользоваться учеб-

ником и вообще книгой - великая, благодарная и самая необходимая задача». Изучение темы «Средства обучения географии» предваряют слова Н. Н. Баранского: «Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география».

Вопросы и задания, которые представлены в конце каждого параграфа, направлены не только на закрепление и обобщение знаний, но и также и на организацию самостоятельной познавательной работы студентов, совершенствование их методической подготовки. Примерно 40% заданий имеет личностно-ориентированный и творческий характер. Например: «Чем вы объясните возрастание роли учебника на современном этапе развития образования?», «Какое из умений работать с картой вы считаете наиболее значимым для учащихся, обоснуйте собственную точку зрения».

После каждого параграфа дается также перечень литературных источников, с которым студенты могут работать с целью более глубокой проработки учебного материала, в ходе выполнения методического исследования, написания курсовой или выпускной квалификационной работы.

В целом это новое учебное пособие, аналогов которому до сих пор в методике географии не было.

Второе новое пособие - «Практикум по методике обучения географии». Он разработан с учетом принципа комплексности, предполагающего тесную связь с содержанием рассмотренного выше нового учебника методики и лекционного курса дисциплины «Теория и методика обучения географии». Разработки лабораторно-прак ти че ских занятий имеют общую структуру:

67

68

• план-схема темы (установление связей с учебником и лекционным курсом);

• мотивация и целеполагание деятельности студентов;

• опорные знания (связь с дисциплинами блоков ОПД и ДПП, актуализация опорных знаний);

• пособия для занятия (подготовка рабочего места);

• задания для аудиторной работы (задания разного уровня сложности, преподаватель может выбрать из 6-8 заданий столько, сколько считает нужным);

• задания для самостоятельной работы и список литературы по теме (организация самостоятельной познавательной деятельности студентов).

В целом Практикум ориентирован на организацию самостоятельной работы студентов, развитие их педагогического творчества. Целый ряд заданий предполагает организацию самостоятельной работы с учебником методики, необходимой для развития познавательной компетенции будущего учителя. Задания и вопросы для самостоятельной работы направлены на анализ, сравнение, проектирование, моделирование, прогнозирование психолого-педагогических явлений и ситуаций, и соответствуют основным видам методической деятельности учителя географии.

Важнейшим элементом в структуре вузовского УМК должны быть тесты для проверки сформированных компетенций. Таким новым звеном рассматриваемого УМК является учебное пособие «Проверка результатов обучения дисциплине «Теория и методика обучения географии», предназначенное для промежуточной аттестации студентов по дисциплине «Теория и ме-

тодика обучения географии». Пособие содержит разработки тестового контроля результатов обучения. В пособии представлены 12 тестов по основным темам учебной дисциплины «Теория и методика обучения географии». Каждый тест состоит из 8-20 тестовых заданий разной формы, позволяющих проверять уровень сфор-мированности у студентов представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, теорий, умений, являющихся составными компонентами формируемых компетенций. Для удобства применения по каждой теме тесты разработаны в двух вариантах и могут быть использованы в рейтинговой системе контроля результатов обучения. Предлагаемые авторами тестовые задания успешно апробированы на географическом факультете МПГУ.

Теоретические и прикладные вопросы методики обучения региональной географии в средних общеобразовательных учреждениях более подробно раскрыты в учебном пособии «Методика преподавания региональной географии в школе». В пособии рассматриваются аспекты истории школьного географического краеведения, дается обзор УМК по географическому краеведению, показана методика организации краеведческого изучения своей области и внеклассная краеведческая работа учителя географии в школе.

Учебное пособие «Проверка и оценка результатов обучения географии» посвящено одному из актуальных вопросов современной методики географии, а именно, диагностике результатов обучения географии. В пособии рассмотрены практические и теоретические вопросы педагогического

контроля на уроках географии, в том числе с учетом применения современных средств оценивания с учетом личностно-ориентированного и дея-тельностного подходов в обучении. Рассматриваемое учебное пособие предназначено как для учителей географии, так и для студентов, и широко используется преподавателями кафедры методики как учебное пособие в рамках спецкурса «Современные средства оценивания результатов обучения географии».

Учебным пособием, которое завершает тематический охват всех учебных дисциплин, читаемых на кафедре методики преподавания МПГУ, является «Использование ИКТ в процессе обучения географии». Материалы данного пособия представляют собой результат межвузовского сотрудничества географических факультетов МПГУ и БГПУ им. М. Акмуллы, в рамках которого в 2008-201 гг. выполняется инновационная образовательная программа «Подготовка высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете как фактор инновационного развития образовательной системы». Результатом реализации инновационной программы стало рассматриваемое пособие, в котором использована предложенная инновационная основа для систематизации блока профессиональных знаний. Пособие представляет собой разработки учебных занятий со студентами в рамках нового одноименного спецкурса, которые уже прошли апробацию на географическом факультет МПГУ и внедряются в учебный процесс БГПУ на правах пилотного проекта.

Таким образом, коллективом кафедры методики преподавания географии МПГУ разработан новый,

полноценный УМК, построенный с учетом новых тенденций, целей, содержания, форм, методов и технологий обучения, позволяющих сформировать у будущих учителей географии готовность к решению педагогических задач на высоком профессиональном уровне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В. И., Максимов Н. И. Методические рекомендации по разработке проектов Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Проект. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета УМО и НМС высшей школы, 2007. - 30 с.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции -новая парадигма результата образования // Высшее образование. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

3. Иванов Д. А, Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 200З. -101 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с. ■

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.