Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в методической подготовке современного учителя географии'

Реализация компетентностного подхода в методической подготовке современного учителя географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / METHODOLOGICAL TEACHING TRAINING SYSTEM / COMPETENCE APPROACH / METHODOLOGICAL COMPETENCIES / METHODOLOGICAL THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таможняя Е.А.

Статья посвящена проблеме модернизации методической подготовки учителя географии в условиях проектирования стандартов нового поколения. В статье рассмотрены основные направления реализации компетентностного подхода в методической подготовке учителя географии. Среди них конкретизация целей, уточнениe содержания обучения в блоке методических дисциплин, корректировка учебного процесса и организации учебно-познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таможняя Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the problem of modernizing methodological training of geography teachers in the conditions of designing new generation standards. The article examines the main directions of implementing the competence approach in methodological teaching training. Among those directions are renewing objectives, refreshing the education content in methodological subjects, specifying the teaching process and the organization of students research.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в методической подготовке современного учителя географии»

34

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

А. Таможняя

Аннотация. Статья посвящена проблеме модернизации методической подготовки учителя географии в условиях проектирования стандартов нового поколения. В статье рассмотрены основные направления реализации компетентностного подхода в методической подготовке учителя географии. Среди них - конкретизация целей, уточнение содержания обучения в блоке методических дисциплин, корректировка учебного процесса и организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: система методической подготовки, компетентностный подход, методические компетенции, методическое мышление.

Summary. The article is dedicated to the problem of modernizing methodological training of geography teachers in the conditions ofdesigning new generation standards. The artice examines the main directions of impkmenting the competence approach in methodological teaching training. Among those directions are renewing objectives, refreshing the education content in methodological subjects, specifying the teaching process and the organization of students ' research.

Keywords: methodological teaching training system, competence approach, methodological competencies, methodological thinking.

Современная школа переживает пе- сти в сфере познания, обучения и вос-

риод реформ, обусловленных пере- питания, способность адаптироваться

ходом к новой образовательной пара- к быстро меняющейся дифференциро-

дигме, приоритетами которой являют- ванной системе обучения, способность

ся интересы личности, адекватные тен- к творческой деятельности, к воспро-

денциям развития общества. На смену изводству и трансляции накопленного

парадигмы «образование на всю жизнь» методического опыта. Таким образом,

пришла другая: «образование в течение государству и обществу сегодня нужен

всей жизни». Ее реализация требует по- учитель, не только имеющий функцио-

иска педагогических инноваций, интен- нальную готовность к профессиональ-

сифицирующих процесс качественной ной педагогической деятельности, но

профессиональной подготовки. и сформированный как творческая

В новых условиях от педагога как личность, способная выявить и создать

от специалиста в области образования условия для творческой самореализа-

требуется высокий уровень мобильно- ции подрастающего поколения.

Анализ современного состояния методической подготовки учителя географии в вузах России позволяет констатировать разрыв между уровнем подготовки учителей географии и тем требованиями, которые предъявляются к ним в современных социокультурных условиях.

Реализуемая в настоящее время система методической подготовки учителей географии во многом сохраняет черты традиционности, ее характеризует знаниевый, а не компетент-ностный характер. Наработанный стереотип подготовки будущего учителя географии зачастую сводится к подготовке учителя-предметника, транслирующего детям учебную информацию и контролирующего ее усвоение, а не специалиста, способного создавать развивающую и воспитывающую среду как условие становления личности школьника.

Проведенный анализ результатов методической подготовки будущих учителей географии показывает, что наиболее уязвимыми являются те компоненты методической готовности выпускников, которые наиболее актуальны и востребованы в современной системе общего среднего географического образования, а именно операционально-деятель-ностная составляющая методической подготовки, системообразующим основанием которой выступает методическое мышление.

Другим важным аспектом является то обстоятельство, что в условиях перехода на новые Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) многие педвузы изменили свой статус и готовят педагогические кадры в условиях многоуровневой системы,

выпуская одновременно специалистов, бакалавров и магистров. Переход на новые стандарты требует изменения существующей модели методической подготовки, конструирования содержания и организации образовательного процесса на основе профессиональ-но-деятельностного и про фес си о наль-но-личностного подходов.

Третья, на наш взгляд, особенность современного состояния методической подготовки состоит в том, что обучение студентов основам профессиональной деятельности осуществляется на старших курсах преимущественно в рамках методики обучения географии, что является явно недостаточным. Одним из возможных путей решения этой проблемы является реализация ряда принципов, повышающих эффективность методической подготовки студентов, переход к качественно новой системе методической подготовки будущего учителя.

В содержании методической подготовки учителя географии должно быть усилено внимание к овладению новыми технологиями обучения, направленными на развитие личности школьников. Среди существенных недостатков методической подготовки студентов можно назвать формализм знаний, недостаточный уровень развития методического мышления и умений применять полученные теоретическое знания в конкретных ситуациях, переводить их в практическую плоскость, то есть методических компетенций.

Наиболее существенная внутренняя проблема системы методической подготовки учителя географии выявляется при сопоставлении особенностей системы методической подготовки учителя как системы обу-

35

чения и целей, на достижение которых она направлена.

Цель системы методической подготовки учителя географии состоит в обеспечении условий для профессионального становления и развития студентов, овладения ими видами деятельности, которые необходимы для успешной реализации функций учителя географии в современной школе. Другими словами, в формировании готовности выпускника к осуществлению его будущей профессиональной деятельности. Эта цель отражает профессиональную направленность методической подготовки учителя географии.

Однако следует учитывать, что методическая подготовка учителя имеет двойную функциональную направленность. Образовательная направленность методической подготовки предполагает овладение содержанием изучаемой дисциплины, в результате которого происходит изменение личностных качеств будущего учителя. Таким образом, в системе методической подготовки будущего учителя должны быть в равной степени реализованы цели об-36 разования и профессиональной подготовки, которые должны взаимно обогащать и дополнять друг друга [1].

С указанной выше проблемой тесно связана еще одна, вытекающая из образовательной направленности профессиональной подготовки будущего учителя.

Анализ особенностей выполнения студентами профессиональной деятельности во время педагогической практики, а также молодыми, начинающими самостоятельно работать выпускниками, показывает, что они выполняют ее как совокупность разных видов деятельности, ценностно-смысловые и содержательные связи кото-

рых не всегда четко осмыслены. Каждый урок выступает у студента не как вариант общего основания, а как новый предмет деятельности. Беседы с групповыми руководителями педагогической практики студентов показывают, что на этапе подготовки конспектов уроков (проектно-конструкцион-ный аспект методической деятельности) основной ориентир деятельности студентов состоит в том, чтобы тщательно разобраться в содержании очередного параграфа школьного учебника, сделать его интересным для школьников за счет привлечения дополнительной литературы. При этом в ходе анализа урока студент высказывает удовлетворение проведенным уроком и полученными результатами, если он «все успел рассказать из запланированного», школьники его слушали, делали записи в тетрадях, смотрели карты и т.д. Неудовлетворенность уроком часто выражается в том, что «не все успел рассказать из приготовленного к уроку». Беседа о развитии творческих способностей школьников, формировании самостоятельности их мышления, приемах осуществления самостоятельной работы воспринимается студентом как нечто новое, отличное от его видения процесса обучения. Таким образом, стратегия «сообщающего» обучения, преобладающая в учебно-познавательной деятельности студентов в вузе и воспринятая ими, переносится затем в школьную практику.

Современная методическая подготовка учителя географии - это многокомпонентная целостная система в структуре его профессиональной подготовки. Методическая подготовка - наиболее существенная часть профессиональной подготовки учителя. Именно она является решающей для

профессиональной деятельности учителя, так как методическая деятельность есть деятельность по образованию, развитию и воспитанию учащихся средствами предмета, обеспечиваемая разнообразными формами, методами и средствами учебно-во спи та тель ного процесса. В общем объеме труда учителя методическая деятельность занимает ведущее место, в процессе ее решаются основные задачи образования, развития и воспитания, содержание которых определяется социальным заказом общества. Второй существенный признак методической подготовки - формирование готовности к методической деятельности (методической готовности). Третий - ее интегрирующее свойство по отношению к профессиональной подготовке учителя в целом.

В содержании методической подготовки учителя географии интегрируются, сплавляются воедино многие составляющие:

1) методика преподавания предмета как учебная дисциплина педвуза, базирующаяся на методике как науке;

2) сопутствующие методические дисциплины, спецкурсы и спецсеминары методической направленности;

3) дидактические основы методики и методические аспекты психологии;

4) методологические знания и умения их применять в процессе преподавания (изучения) учебных предметов;

5) методические аспекты базовых дисциплин;

6) комплекс методических умений, реализуемых в процессе педагогической практики и последующей самостоятельной педагогической деятельности.

Методическая подготовка, таким образом, завершает становление учителя. Она связывает знания и умения, приоб-

ретенные в процессе изучения всех блоков учебных дисциплин - общенаучного, предметно-специального, общепрофессионального и собственно методического, и придает им необходимую профессиональную направленность.

Построение новой концепции методической подготовки учителя мы связываем с реализацией новых подходов и принципов к построению системы методической подготовки будущего учителя географии. При этом изучение зарубежного и отечественного опыта в данной области позволяет констатировать, что основное направление обновления современного образования заключается в нахождении путей обеспечения деятельностной позиции в образовательном процессе, способствующих становлению опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, системного действия в ней, решения новых проблем и задач.

Анализ новых ФГОС ВПО позволяет констатировать, что благодаря процессу стандартизации образования впервые в систему профессиональной подготовки закладывается идея соотношения и корреляции ее информативности и результативности: содержание подготовки должно гарантировать достижение результатов обучения, выражающих современное и перспективное понимание профессиональной деятельности учителя географии. Ценностно-целевая ориентация профессиональной педагогической подготовки заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.

Таким образом, в рамках реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании цель про-

37

38

фессиональной подготовки современного специалиста задается как становление профессиональной компетентности.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение» [2].

Компетентность всегда проявляется в деятельности, при решении профессиональных задач. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности.

Именно в этом контексте выстраивается модель профессиональной компетентности будущего учителя в ФГОС ВПО по направлению подготовки «050100 Педагогическое образование», которая рассматривается как совокупность нескольких групп компетенций. Эти группы соотносятся с двумя рядами требований: требованиями к академической подготовленности и требованиями к профессиональной подготовленности.

Ключевые (общекультурные) - компетентности, необходимые для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире. Они проявляются

прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования:

• информации;

• коммуникации, в том числе на иностранном языке;

• социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Общепрофессиональные компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.). Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества.

Специальные (профессиональные) компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредмет-ной сферы профессиональной деятельности. Их можно рассматривать как реализацию ключевых и профессиональных компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Компетенции характеризуются определенным набором умений (организационных, технологических, интеллектуальных, коммуникативных), которые реализуются в различных видах профессиональной деятельности.

Исходя из компетентностной модели профессиональной подготовки учителя географии, мы можем сформулировать категорию «методическая компетентность учителя географии», которая может рассматриваться как результат его методической подготовки, выражающийся в его способности и готовности (функциональной и личностной) эф-

фективно выполнять все виды профессиональной деятельности, определяемые функциональной структурой методического мышления.

Методические компетенции учителя географии мы определяем как совокупность знаний, умений и навыков, качеств личности, позволяющих осуществлять продуктивную деятельность по решению методических задач. В зависимости от видов методической деятельности можно выделить методические компетенции современного учителя географии (таблица).

Реализация компетентностного подхода обусловливает другую структуру учебных программ, в которых иначе должны быть расставлены приоритеты. Так, в программе по дисциплине «Теория и методика обучения географии» на первое место выдвигаются

виды и характеристики методических компетенций как цели программы, затем рассматриваются средства их формирования, далее производится отбор учебного материала по учебной дисциплине, который способствует решению конкретных задач и развивает компетентности.

Построение обновленной компе-тентностно-ориентированной системы методической подготовки будущего учителя предполагает не только конкретизацию целей методической подготовки, но также уточнения содержания обучения в блоке методических дисциплин, в первую очередь центральной дисциплины «Теория и методика обучения географии», а также корректировки учебного процесса и организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Методические компетенции учителя географии

№ Методическая деятельность Сущность деятельности Название компетенции

1. Познавательная Изучение содержание преподаваемого Гносеологическая

деятельность предмета, тенденции его развития. Владение способами совершенствования профессиональных знаний и умений (Кгн)

2. Проектно- Проектирование образовательного Проектировочная

конструкционная процесса (Кпр)

деятельность

3. Обучающая практическая деятельность Осуществление образовательного процесса и управление учебно-познавательной деятельностью школьников Обучающая (Коб)

4. Оценочно- Анализ учебной ситуации на уроке, Диагностическая

коррекционная анализ и оценка результатов обучающей (Кд)

деятельность деятельности в целом с точки зрения их соответствия нормативным требованиям к подготовке учащихся по предмету

Анализ и оценка результатов своей Рефлексивная

профессиональной деятельности (самоанализ, самооценка) (Креф)

5. Научно- Постановка и решение методической Исследователь-

исследовательская проблемы, владение методами научно- ская (Кис)

деятельность методического исследования

39

40

Требования к определению содержания обучения как элемента системы методической подготовки учителя географии включают требования ме-тодологичности, фундаментальности, структурирования содержания обучения на уровне теоретического обобщения, практической направленности и учета психолого-педаго ги че ских условий организации учебного процесса.

Выявленные требования позволили разработать теоретическую модель содержания дисциплины «Теория и методика обучения географии», включающую основные элементы структуры («основание», «ядро», «следствия»), новые элементы содержания и возможные пути их реализации. Одним из новых компонентов содержания методики обучения географии должен стать блок содержания «Профессионально-методическая деятельность учителя географии» как интегрирующий теоретические представления об особенностях деятельности учителя географии как системной, рациональной, творческой, направленной на достижение современных целей школьного географического образования.

Выявленные в исследовании требования к определению целевого и содержательного компонентов системы методической подготовки учителя географии, и концептуальные подходы, которые целесообразно учитывать при создании УМК, призванного развить методическую компетентность будущего учителя, были частично реализованы в учебно-ме то ди ческом комплексе, разработанном коллективом автором кафедры методики преподавания географии географического факультета МПГУ при непосредственном участии автора [3].

Исходя из логики решения задач, в качестве основной образовательной стратегии процесса профессиональной подготовки можно выделить стратегию развивающего обучения, которая может реализоваться посредством использования в учебном процессе комплекса учебно-методических задач (УМЗ), позволяющих осуществлять изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкиваются в профессиональной сфере деятельности.

В зависимости от уровня познавательной деятельности студентов можно выделить УМЗ разного уровня сложности. При решении УМЗ студент выполняет различные виды учебных действий (ориентировочные, исполнительные, оценочно-корректирующие), в ходе которых реализуется образовательная направленность методической подготовки, предполагающая овладение содержанием изучаемой дисциплины. Однако параллельно с этим осуществляется постановка цели учебно-методической деятельности, происходит анализ состава и содержания методических умений, осмысление выполняемых действий и определение их места в общей структуре деятельности учителя географии, что способствует формированию операционально-деятельностной и мотивационно-личностной готовности обучаемых, то есть реализации профессиональной направленности методической подготовки.

Применение УМЗ в системе методической подготовки учителя географии требует разработки методики диа-

ф

гностики уровня развития умений решать подобные задачи и оценивать учебно-методическую деятельность студентов. Нами было предложено четыре уровня умений решать УМЗ: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Для каждого уровня предложены критерии оценки.

В результате диагностики анализу подвергается сформированность методической готовности будущего учителя к осуществлению разных видов методической деятельности. Разработанная в исследовании уровневая схема оценки умений студентов решать УМЗ позволяет учитывать уровень развития методического мышления, коррелирующийся с уровнем реализации его учебно-методической деятельности (формальный, преобразующий, продуктивный, творческий).

Разработанные нами критерии оценки качества решения УМЗ позволяют преподавателю контролировать работу студента на всех ее этапах, диагностировать результаты учебно-методической деятельности студентов, управлять процессом ее коррекции. Студенты, пользуясь этими критериями, успешнее развивают методическую рефлексию и самокоррекцию методических умений, быстрее адаптируются к роли учителя, успешнее имитируют его методическую деятельность.

Построение комплекса УМЗ с соблюдением перечисленных выше критериев сближаетучебно-методическую деятельность студента с методической деятельностью специалиста и позволяет решать задачу формирования профессиональной значимых методических компетенций.

Реализация компетентностного подхода существенно меняет професси-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ональную позицию преподавателя вуза. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что в процессе обучения студент выступает как партнер, имеющий определенный жизненный опыт, а преподаватель выполняет роль педагога-консультанта, обучающая функция которого сочетается с консультированием. Консультирование может осуществляться как в реальном, так и в дистанционном режиме. При этом консультант либо знает готовое решение, которое он может предписать консультируемому, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Главная цель преподавателя в такой модели обучения - научить студента «как учиться», помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, выбрать траекторию своего пути в выбранной профессии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Душина И. В., Таможняя Е. А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования // География в школе. - 2010. - № 3. - С. 34-38.

2. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Перспективы развития педагогического образования: компетентностный подход / Человек и образование // Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования. -2006. - № 4, 5. - С. 7-14.

3. Таможняя Е. А. Формирование методических компетенций учителя географии в ходе работы с новым учебно-методическим комплексом по дисциплине «Теория и методика обучения географии» // Преподаватель XXI век. - М.: «Прометей» МШУ, 2010. - № 2. - С. 59-69. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.