Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода в методической подготовке студентов-географов педагогического университета'

Реализация компетентностного подхода в методической подготовке студентов-географов педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА / COMPETENCE APPROACH / METHODICAL COMPETENCE / TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL TRAINING IN TEACHING OF GEOGRAPHY / ASSESSMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE GRADUATE OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечепуренко Галина Яковлевна

В статье дано теоретическое обоснование методологии и методики проектирования методической компетентности студентов педагогического университета применительно к географическому образованию. Раскрываются теоретические особенности компетентностного подхода в подготовке учителя географии: сущность понятия «методическая компетентность», этапы и условия процесса формирования методической компетентности студентов-географов в условиях двухуровневого обучения. Представлены авторские материалы, отражающие методику проектирования компетентностно-ориентированной образовательной программы курса «Технология развития критического мышления» для студентов-географов. Приведены теоретические рекомендации по оценке компетенций выпускника в процессе итоговой государственной аттестации. Представленный в статье позитивный опыт изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания: география» на основе компетентностного подхода может быть полезен преподавателям педуниверситета в процессе совершенствования образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечепуренко Галина Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realisation of the competence approach in training in methods of teaching geography students of the pedagogical universities

This study aimed to show theoretical aspects of forming the methodology and projective methodics for the methodical competence in Geography of students of pedagogical university. The theoretical peculiarities of competence approach in educational training of the teacher of Geography are revealed: a definition of “methodical competence”, stages and specifics of forming the methodical competence of students in Geography in BA and MA educational systems. The author’s materials which show the projective methodics for the competence-based educational program of the course “Technology of development of the critical thinking” for students in Geography and theoretical recommendation on assessment of competencies at State Final Certification are presented. The author studies a positive experience of study academic discipline “Methodics of training and bringing-up” in Geography which is based on the competence approach in BA and MA. This approach can be useful for university teachers during the process of improvement of educational program according to requirements of the Federal Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода в методической подготовке студентов-географов педагогического университета»

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Г. Я. Нечепуренко DOI: 10.15293/2226-3365.1406.02

УДК 372.016:91+378

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ГЕОГРАФОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Г. Я. Нечепуренко (Новосибирск, Россия)

В статье дано теоретическое обоснование методологии и методики проектирования методической компетентности студентов педагогического университета применительно к географическому образованию. Раскрываются теоретические особенности компетентностного подхода в подготовке учителя географии: сущность понятия «методическая компетентность», этапы и условия процесса формирования методической компетентности студентов-географов в условиях двухуровневого обучения.

Представлены авторские материалы, отражающие методику проектирования компе-тентностно-ориентированной образовательной программы курса «Технология развития критического мышления» для студентов-географов. Приведены теоретические рекомендации по оценке компетенций выпускника в процессе итоговой государственной аттестации.

Представленный в статье позитивный опыт изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания: география» на основе компетентностного подхода может быть полезен преподавателям педуниверситета в процессе совершенствования образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: компетентностный подход, методическая компетентность, технологии подготовки учителя географии, оценка профессиональной компетентности выпускника педагогического университета.

Под реализацией компетентностного подхода в подготовке учителя географии подразумевается способ обучения, ориентированный на овладение студентами компетенциями, заложенными во ФГОСе, являющимися универсальными для различных видов деятельности, а также для овладения видами деятельности, характерными для учителя географии [8, с. 8]. Цель профессиональной подготовки

учителя географии задается как ожидаемый результат, а именно ориентация на становление его профессиональной компетентности. В настоящее время подготовка будущего учителя географии осуществляется посредством реализации компетентностного подхода в уровневой системе обучения бакалавров и магистров.

Нечепуренко Галина Яковлевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической географии и регионоведения Института естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический университет. Е-шай: econgeo@inbox.ru

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Методическую компетентность можно рассматривать как личностную характеристику учителя географии, который усвоил необходимый набор компонентов содержания географического образования и в условиях реальной практики способен интегрировать приобретенные компетенции при решении методических задач, связанных с проектированием и организацией учебного процесса и внеурочной деятельности по географии [2-3; 6]. Для обозначения содержания методической компетентности учителя географии и механизма осуществления им профессиональной деятельности как компетентностной. С. Н. Позд-няк предлагает ввести понятие «методическая система учителя (МСУ)». По его мнению, понятие МСУ следует применять для характеристики труда учителя, работающего самостоятельно. Когда же речь идет о методической подготовке в вузе, точнее говорить о готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности компетентно [10, с. 40].

Мы разделяем позицию исследователей, которые в понятии «методическая компетентность» выделяют теоретическую составляющую - методическое мышление и практический аспект - методические компетенции [4; 15]. На наш взгляд, при оценке методической компетентности учителя географии для установления уровня квалификационной категории в процессе процедуры государственной аттестации, следует руководствоваться понятием МСУ, в то время как в условиях обучения в вузе для бакалавров-географов доминирующим признаком методической компетентности является готовность к осуществлению профессиональной деятельности (методическое мышление), а методическая компетентность магистра-географа должна проявляться в способности проявлять общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профес-

сиональные (ПК) и профильные (ПрК) компетенции в сфере практической профессиональной деятельности [7, с. 234]. Таким образом, в контексте стратегии модернизации вузовского географического образования традиционно сложившуюся методическую подготовку, состоящую в адаптации будущего учителя к условиям профессиональной деятельности, необходимо трансформировать в модель профессионального развития, ориентированную на становление и развитие у студента методической компетентности.

Процесс формирования методической компетентности педагога-географа предусматривает освоение учебной дисциплины «Методика обучения и воспитания (профиль: география)». Современная методика географии - наука, изучающая формирование и развитие геообучающих систем и геообучающих технологий, исследующая вопросы, связанные с познанием и преобразованием теории и практики географического образования [11, с. 5]. Результативное управление геообу-чающей системой требует не только глубоких теоретических знаний, но и интенсивной практической подготовки с учетом технических и человеческих ресурсов. Усвоение студентами методического знания выступает не целью, а средством формирования готовности к выполнению профессиональной деятельности компетентно.

Рассматривая проблему подготовки учителя новой формации, В. П. Соломин отмечает, что функции профессиональной деятельности современного учителя географии гораздо шире, нежели преподавание географии и подчеркивает, что «учитель призван не просто знать современные технологии обучения, он должен «прожить» их в период собственного обучения. Не просто уметь использовать потенциал современной образовательной среды, а уметь концентрировать ее ресурсы

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

23

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

под индивидуальные образовательные потребности учащихся» [12, с. 37]. На «новое звучание» педагогического образования направлена Программа стратегического развития Новосибирского государственного педагогического университета на 2012-2016 гг., призванная создать инновационную среду подготовки современного специалиста. Внедрение новейших образовательных технологий в процесс подготовки и повышения квалификации педагогических кадров стало возможным благодаря развитию инновационной инфраструктуры университета. Одним из объектов инновационной инфраструктуры стал созданный в 2012 г. ресурсный центр методики обучения географии, оснащенный современным учебным оборудованием, цифровыми гипермедиа инструментами, учебно-методическими материалами1. Представляя по форме модель типового школьного кабинета географии, ресурсный центр методики обучения географии стал не только эффективным средством формирования методической компетентности студентов, но и средством совершенствования методической системы учителей географии (МСУ) Новосибирской области через освоение программ дополнительного профессионального образования «Компетент-ностный портрет современного учителя географии» и «Современный урок географии в условиях реализации требований ФГОС» персонифицированной системы повышения квалификации.

Чтобы обеспечить достаточно высокий уровень методической компетентности студентов, в учебном процессе широко используются интерактивные формы и методы обучения, составляющие не менее 20 % аудиторных

занятий. С целью организации самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов по осмыслению изучаемого содержания и формирования методических компетенций программой дисциплины предусмотрен комплекс заданий, дифференцированных по степени трудности и видам деятельности. Студенту предоставляется право целевого ориентира уровня обучения. Выполнение заданий для самостоятельной работы предполагает освоение разделов курса на трех уровнях:

- на базовом уровне (обязательных результатов обучения) выполнение репродуктивных заданий, их правильное выполнение соответствует отметке «удовлетворительно»;

- на уровне повышенной трудности выполнение частично-продуктивных заданий, требующих применения методических знаний и умений в различных педагогических ситуациях; выполнение заданий этого уровня соответствует отметке «хорошо»;

- на уровне творческой деятельности выполнение продуктивных заданий, требующих собственных размышлений и методических проектов решения актуальных педагогических проблем. Результат проведенного студентом методического исследования по теме ориентирован на отметку «отлично».

При текущем и промежуточном контроле эффективными технологиями оценки методической компетентности студентов выступают такие компетентностно-ориентиро-ванные технологии, как обучение проектной деятельности по решению методических проблем и технология портфолио, которая позволяет накапливать профессиональный опыт, осуществлять подготовку к педагогической практике [1, 5, 9].

1 Новосибирский государственный педагогиче- зации Программы стратегического разви-

ский университет: отчет о работе по реали- тия за 2012 г. - Новосибирск: Изд. НГПУ,

_2013. - 62 с._

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Компетентностный подход придает подготовке учителя географии практико-ориенти-рованную направленность. Это обеспечивается, прежде всего, современными учебными пособиями, подготовленными и изданными в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг., раскрывающими как теоретические, так и прикладные вопросы методики обучения географии в средних общеобразовательных учреждениях в период модернизации образования - перехода на новые стандарты, обновления средств, методов и форм организации обучения и воспитания школьников [14].

На подготовку учителя географии для работы по новым ФГОС общего образования направлены и программы практико-ориенти-рованных курсов по выбору: «Проектирование урока географии в современной информационной среде», «ИКТ в обучении географии», «Интерактивное изучение школьного

курса географии» и др. Необходимость разработки программ подобных курсов обусловлена, с одной стороны, возможностями учебного плана по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (профиль: география) для бакалавриата и учебного плана магистерской программы «Географическое образование» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование». С другой стороны, предлагаемые в научно-методических журналах публикации из опыта работы учителей географии немногочисленны, часто носят поверхностный, эпизодический характер. Их содержание не позволяет молодому учителю овладеть современными образовательными технологиями [13]. Так, курс «Технология развития критического мышления», разработанный автором, направлен на формирование следующих компетенций: ПК-16, ПК-8, ПК-1, ОК-4 (табл. 1).

Таблица 1.

Требования к результатам освоения программы

Формируемые компетенции Дескрипторы

1 2

ПК-16 - готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения Знать: основные принципы организации учебного процесса в стратегии «критическое мышление»; Уметь: конструировать содержание этапов урока на основе технологических приемов «критического мышления» с учетом специфики предмета «география»; Владеть: методикой проектирования следующих приемов в стратегии «критическое мышление»: - чтения и анализа географического текста; - письма для оценки устного или письменного текста географического содержания; - экспертной оценки результатов географического образования

ПК-8 - готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов Знать: логику построения уроков географии разных типов в модели технологии развития критического мышления; Уметь: проводить «модельный урок» с последующей «распаковкой» приемов технологии развития критического мышления; Владеть: стратегией организации дискуссии и дебатов на уроках географии с целью развития критического мышления: а) младших школьников; б) старшеклассников; в) студентов

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

25

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ПК-1 - способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях Знать: способы (виды и формы работы) развития критического мышления при проведении занятий по географии в учреждениях общего и профессионального образования; Уметь: использовать базовую модель обучения и систему эффективных приемов, способствующих развитию мышления и творческой активности обучающихся с учащимися основной и средней школы; Владеть: технологией оценивания результативности работы учащихся в форме портфолио

ОК-4 - способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач Знать: основные приемы понимания текста, способы графической организации учебного материала; Уметь: отбирать информационные, художественные, научные тексты к занятиям; классифицировать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и образовательные интернет-ресурсы в соответствии с трехфазной стратегией обучения (вызов, осмысление, рефлексия) технологии «КМ» - «критическое мышление»; Владеть: методикой создания ресурсно-информационной базы к учебным занятиям в виде технологической карты (учебно-методического пакета) организации обучения в информационно-образовательной среде урока географии по технологии развития критического мышления

Оценка результатов обучения осуществляется в ходе текущего и промежуточного контроля. Текущий контроль осуществляется в форме анализа творческих письменных работ (синквейны, эссе, интервью и др.) и образцов графической организации материала (таблицы, кластеры). Промежуточный контроль

осуществляется в форме зачета (экзамена по модулю).

На достижение запланированных результатов обучения студентов ориентирует технологическая карта самостоятельной работы (табл. 2).

Таблица 2.

Технологическая карта самостоятельной работы студента

№ Темы дисциплины Задания для самостоятельной работы Форма отчета Трудоемкость задания, часы

1 2 3 4 5

1 Общая характеристика образо- Составить глоссарий по основным Конспект-сло- 2

вательной технологии развития категориям и понятиям образова- варь

критического мышления через тельной технологии РКМЧП

чтение и письмо (РКМЧП)

2 Теоретико-методологические Проанализировать содержание учеб- Двойной днев- 4

основы идеи критического ных текстов. Осуществить письмен- ник

мышления ную рефлексию в художественной форме Синквейны

3 Базовая модель технологии раз- Представить структуру технологии в Заполненная 4

вития критического мышления виде таблицы «Функции трех стадий технологии развития критического мышления» таблица

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

26

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

4 Особенности работы с различными видами текстов Подобрать к урокам информационные и художественные тексты (на примере одного из курсов географии) Микрохрестоматия 4

5 Визуальные методы организации учебного материала Систематизировать приемы графической организации учебного материала Кластер приемов 4

6 Организация письменной работы учащихся в технологическом режиме Проанализировать письменные работы, созданные товарищем по группе Заполненный трансферный лист 4

7 Групповая работа учащихся в процессе анализа учебного текста Составить картотеку методических приемов, применяемых при групповой работе с текстом (не менее 5) Заполненная сводная таблица 8

8 Технология подготовки модельного урока Подготовить урок с использованием технологии развития критического мышления План-конспект урока 10

9 Методика проведения урока с использованием технологии развития критического мышления в опыте учителей географии России Изучить публикации в методической литературе и ресурсы сети Интернет, отражающие опыт учителей географии и составить базу методических разработок уроков с использованием технологии развития критического мышления. Систематизировать авторские методические материалы Конспекты пяти уроков географии Индивидуальное портфолио 10

Итого 50

В полной мере оценить совокупность приобретенных студентами бакалавриата и магистратуры общекультурных, профессио-

нальных и профильных компетенций позволяет итоговая государственная аттестация (табл. 3).

Таблица 3.

Методика оценки компетенций выпускника в процессе итоговой государственной аттестации

Этапы подготовки и защиты ВКР Формируемые компетенции Дескрипторы Методы оценки компетенций

1. Определение темы ВКР: - разработка тематики ВКР; - доведение тематики ВКР до студентов; - выбор темы ВКР и научного руководителя; - утверждение темы ВКР ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Знать: современные проблемы науки и образования; Уметь: анализировать тенденции современной науки. Определять перспективные направления научных исследований (в соответствии с профилем подготовки) Проверка обоснования актуальности темы в процессе собеседования

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

27

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Владеть: современными методами научного исследования в предметной сфере педагогического образования

2. Организация работы над ВКР: - составление задания на ВКР; - проведение консультаций ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения Уметь: находить, извлекать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию научно-педагогического содержания Отзыв научного руководителя о выполнении задания на ВКР

3. Написание ВКР: - сбор информации на основе научных методов исследования ПК-2 Готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения Уметь: проводить учебное исследование, моделирование и проектирование учебно-воспитательных процессов и явлений; Владеть: методами диагностики учебных достижений учащихся в контексте проводимого методического исследования Самооценка студентом выполненной работы в соответствии с критериями СТО ВКР в НГПУ

ПК-3 Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовку их к сознательному выбору профессии

- обработка информации с помощью современных информационных технологий ОК-8 Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией. ОК-12 Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. Знать: ресурсные информационные базы для реализации научного исследования по профилю подготовки; Уметь: обрабатывать информацию с использованием информационных технологий; Владеть: способностью использования современных информационных технологий для реализации задач исследования

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

28

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

ОК-13 Готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

- составление авторского текста ОК-6 Владеет логически верной устной и письменной речью. ОПК-3 Владеет основами речевой профессиональной культуры. ОПК-5 Владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения. ПК-8 Способен разрабатывать и реа-лизовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе, с использованием современных информационно-коммуникативных технологий. ПК-10 Способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности Уметь: использовать профессиональные источники информации (монографии, периодические издания, сайты, образовательные порталы) для создания авторского текста методического содержания; разрабатывать программы дополнительного образования; Владеть: технологией анализа учебно-методической литературы и Интернет-ресурсов для разработки форм организации внеурочного обучения Оценка независимыми экспертами (сокурсниками, учителями, сотрудниками и др.) в процессе апробации материалов ВКР на конференциях, семинарах, в публикациях

- редактирование текста ОПК-6 Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания Знать: особенности функционирования научного стиля. Уметь: составлять и редактировать текст научного стиля. Владеть: навыками цитирования научного текста.

4. Допуск к защите: - предзащита ВКР на кафедре ОК-6 Способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания. ОПК-3 Владеет основами речевой профессиональной культуры Владеть: навыками участия в научной дискуссии Экспертная оценка научного руководителя и выпускающей кафедры. Балльно-критери-альная оценка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Защита ВКР ОК-1 Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения. ОК-6 Способен осуществлять логически верно устную и письменную речь. ОК-8 Готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки инфор- Владеть: навыками подготовки научного доклада с использованием электронной презентации, приемами делового общения Балльно-критери- альная оценка ГАК и рецензента

© 2011-2014 Вестник НГПУ

Все права защищены

29

6(22)2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

мации, готов работать с компьютером как средством управления информацией. ОПК-3 Владеет основами речевой профессиональной культуры

Оценка ВКР осуществляется на основе следующих критериев: 1) научность содержания; 2) владение методологией исследования; 3) четкость структуры работы и логичность изложения материала; 4) обоснованность и четкость сформулированных выводов; 5) соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ; 6) качество устного доклада, свободное

владение материалом ВКР; 7) глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Защита ВКР студентов проводится при участии внешних экспертов, в том числе работодателей. Как показал первый опыт, подготовка учителя географии на основе реализации компетентностного подхода позволяет подготовить выпускника, востребованного современным работодателем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беловолова Е. А. Современные педагогические технологии в подготовке профессионально компетентного будущего учителя географии // Современные педагогические технологии в подготовке учителя географии: сб. материалов заседания комиссии по географии учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров (2-4 февраля 2012 г.). - Н. Новгород: Изд. НГПУ, 2012. - С. 94-97.

2. Верещагина Н. О. Методическая подготовка бакалавров и магистров в области географического образования: методология, теория, перспективы: монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 187 с.

3. Вегнер Е. Г. Методологическая компетентность учителя географии: учебно-метод. пособ. -Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2010. - 118 с.

4. Душина И. В., Таможняя Е. А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования // География в школе. - 2010. - N° 3. - С. 34-38.

5. Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов: коллективная монография / под ред. Г. А. Бордовского, Н. Ф. Радионовой, А. В. Тряпи-цына. - СПб: Лема, 2011.

6. Нечепуренко Г. Я. Компетентностный подход в подготовке учителя географии в условиях двухуровневого обучения // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 77-81.

7. Нечепуренко Г. Я. Оценка сформированности методической компетентности студентов-географов в условиях двухуровневого обучения // Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г. Новосибирск, 1-25 апреля 2013 г.). - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - С. 232-251.

8. Николина В. В. Современные педагогические технологии как фактор реализации компе-тентностной модели подготовки учителя географии // Современные педагогические технологии в подготовке учителя географии: сб. материалов заседания комиссии по географии учебно-методического объединения по образованию в области подготовки педагогических кадров (2-4 февраля 2012 г.). - Н. Новгород: Изд. НГПУ, 2012. - С. 8-22.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

6(22)2014

www.vestnik.nspu.ru

ISSN 2226-3365

9. Подготовка учителя в структуре уровневого образования: коллективная монография / отв. ред. В. Л. Матросов. - М.: МПГУ, 2011.

10. Поздняк С. Н. Проблемы совершенствования методической подготовки учителя географии в контексте требований ФГОС нового поколения // География в школе. - 2012. - № 2. -

С. 37-42.

11. Практикум по методике обучения географии: учеб. пособие для вузов / Сост. В. Д. Сухору-ков, Д. П. Финаров, Н. О. Верещагина, Т. В. Вилейто. - М.: Академия, 2010. - 144 с.

12. Соломин В. П. Приоритетные направления географического образования в новой школе // География и экология в школе XXI века. - 2010. - № 2. - С. 35-37.

13. Стрельникова Т. Д. Возможности интерактивных технологий на уроках географии // География в школе. - 2013. - № 8. - С. 45-52.

14. Суслов В. Г., Нечепуренко Г. Я. Теория и методика обучения географии в дифференцированной школе: учеб. пособие. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. - 182 с.

15. Таможняя Е. А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Изд. МПГУ, 2010. - 46 с.

© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены

31

2014, Vol. 4, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

DOI: 10.15293/2226-3365.1406.02

Nechepurenko Galina Yakovlevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Geography and Regional Studies, Institute of Natural and Socio-Economic Sciences, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. Е-mail: econgeo@inbox.ru

REALISATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN TRAINING IN METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

This study aimed to show theoretical aspects offorming the methodology and projective method-ics for the methodical competence in Geography of students ofpedagogical university. The theoretical peculiarities of competence approach in educational training of the teacher of Geography are revealed: a definition of "methodical competence ", stages and specifics of forming the methodical competence of students in Geography in BA and MA educational systems.

The author's materials which show the projective methodics for the competence-based educational program of the course "Technology of development of the critical thinking" for students in Geography and theoretical recommendation on assessment of competencies at State Final Certification are presented.

The author studies a positive experience of study academic discipline "Methodics of training and bringing-up" in Geography which is based on the competence approach in BA and MA. This approach can be useful for university teachers during the process of improvement of educational program according to requirements of the Federal Educational Standards.

competence approach, methodical competence, technologies of professional training in teaching of geography, assessment ofprofessional competence of the graduate ofpedagogical university

1. Belovolova E. A. Modern pedagogical technologies in professional competence of future teacher.

Modern pedagogical technologies in professional training of a teacher of Geography: Sourcebook on committee meeting in geography teaching and methodical association of education in the field of teacher training (2-4 February 2012). N. Novgorod, NSPU UP Publ., 2012, pp. 94-97. (In Russian)

2. Vereschagina N. O. Methodical training of BA and MA in geographical sciences: methodology, the-

ory, prospectives: monography. Saint Petersberg, Herzen RSPU Pub., 2011, 187 p. (In Russian)

3. Vegner E. G. Methodological competence of a teacher of Geography: manual. Novokuznetsk, 2010,

118 р. (In Russian)

4. Dushina I. V., Tamozhnyaya E. A. Ways of modernization of methodical experience of a teacher of

Geography during the period of modernization of education. Geography at school. 2010, no. 3, pp. 34-38. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

Abstract

Keywords

REFERENCES

32

2014, Vol. 4, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

5. Research of the process of forming the professional competence of future teachers: monograph. Ed.

by G. A. Bordovsky, N. F. Radionova, A. V. Tryapicina. Saint Petersberg, LEMA Pub., 2011. (In Russian)

6. Nechepurenko G. Ya. Competence approach in training of teacher of Geography in conditions of BA

and MA educational system. Siberian pedagogical journal. 2013, no. 5, pp. 77-78. (In Russian)

7. Nechepurenko G. Ya. Assessment of formulated methodical competence of students on Geography

in conditions of BA and MA educational system. Geographic science and education: modern problems and prospective of development: materials on II All-Russian Scientific & Practical Conference (Novosibirsk, 1-25 April 2013). Novosibirsk, NSPU UP Publ., 2013, pp. 232-251. (In Russian)

8. Nikolina V. V. Modern pedagogical technologies as a factor of realization of competence model of training

of teacher of geography. Modern pedagogical technologies in professional training ofa teacher of Geography: Sourcebook on committee meeting in geography teaching and methodical association of education in the field of teacher training (2-4 February 2012). N. Novgorod, NSPU UP Publ., 2012, pp. 8-22. (In Russian)

9. Training of a teacher in two-levels educational structure: monograph. Ed. by V. L. Matrosov. Mos-

cow, MSPU Publ., 2011. (In Russian)

10. Pozdnyak S. N. Problems of improvement of methodical training of geography teacher in a context

of rules of FSES new generation. Geography at school. 2012, no. 2, pp. 32-42. (In Russian)

11. Practical work on methodics of training in geography: manual for university students. Comp. V. D. Sukhorukov, D. P. Finarov, N. O. Vereschagina, T. V. Vileyto. Moscow, Academiya Publ., 2010, 144 p. (In Russian)

12. Solomin V. P. Priority vectors of a geographical education in modern school. Geography and Ecology

at school of the XXI century. 2010, Vol. 2, pp. 35-37. (In Russian)

13. Strelnikova T. D. Possibilities of an interactive technologies at lessons on Geography. Geography

at school. 2013, Vol. 8, pp. 45-52. (In Russian)

14. Suslov V. G., Nechepurenko G. Ya. Theory and methodics of teaching geography in school with differencies in education: manual for university students. Novosibirsk, NSPU UP Publ., 2013, 183 p. (In Russian)

15. Tamozhnyaya E. A. System of methodical training of teacher ofgeography in pedagogical university

in conditions of modernization of education: Thesis of Doctor of Education. Moscow, MSPU UP Publ., 2010, 46 p. (In Russian)

© 2011-2014 Bulletin NSPU All rights reserved

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.