Феномен плацебо обеспечивает существование значимой когорты больных, уверенных в эффективном действии принимаемого препарата тогда, когда реального лечебного эффекта не происходит. Кроме того, имеет место эмоционально напряженное и дистанцированное отношение потребителей к продукции отрасли — лекарственным препаратам. Человеческому сознанию свойственно желание отстранится от неприятной информации, связанной с заболеваниями и их лечением. Это основано, в том числе и на том ощущении, что покупка медикаментов часто связана не с перспективой удовольствия, а с болью, страданием, изменением жизненных планов, неприятным патологическим процессом, а порой и с угрозой для жизни. Кроме того, некоторые группы препаратов применяются при таких состояниях, которых потребители смущаются, воспринимают как нечто постыдное, их предпочитают скрывать даже от близких, а порой умалчивать о них и на приеме у врача (например, эректильная дисфункция, вагинальный дискомфорт, недержание мочи). Таким образом, некоторые потребители постоянно отталкивают от себя мысли о медикаментах, не испытывает особого удовольствия от походов в аптеку и желания знать и запоминать названия препаратов, и тем более разделять эмоции лекарственного бренда.
Источники финансирования потребителя. Вследствие недостаточной компетентности и информированности о потребительских свойствах такого сложного товара как лекарства, а так же психологической напряженности и дистанцирован-ности важную роль в назначении лекарств играет врач, а также рекомендации провизоров и фармацевтов как в стационаре, так и при амбулаторном лечении, включая и безрецептурный отпуск. При этом происходит расщепление функции потребителя. В процессе принятия решения о покупке потребитель, как правило, не самостоятелен — в этом процессе участвует еще пре-скрайбер, который назначает препарат (врач) или рекомендатор (провизор или фармацевт). Причем, прескрайбер, принимающий решение, не платит за покупку. Для фармацевтического рынка характерна уникальная ситуация, когда решение о покупке во многом принимает одно лицо, а потребляет продукт — другое. Причем финансовые затраты при этом может нести третья сторона — как это происходит в случае госпитальных препаратов, обязательного и добровольного медицинского страхования. Таким образом, фармацевтический рынок гетерогенен по источникам финансирования. Это чрезвычайно значимо, поскольку потребительское поведение субъектов рынка радикально меняется в зависимости от того, самостоятельно ли они платят за продукт, или его оплачивают третьи лица. Также отличается поведение тех субъектов, которые оплачивают один и тот же продукт, из которых одни его используют сами, а другие исключительно финансируют покупку, но сами им не пользуются.
В большинстве развитых стран мира существует в той или иной форме система льготной оплаты лекарств (ге^ЬигеетеП) за счет страховых компаний и за счет бюджетных средств. В среднем по странам ОЭСР доля возмещаемого сектора в лекарственном обеспечении составляет 54%, в России — только 19% (см. рис. 5).
К 2008 г. в России была сформирована система лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан (возмещаемый сектор), имеющая следующую конфигурацию:
— госпитальные закупки медикаментов за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования (по нашим расчетам, это 40% возмещаемого сектора);
— централизованные закупки лекарственных средств для лечения семи нозологий2: гемофилия; муковисцидоз; гипофи-зарный нанизм; болезнь Гоше; миелолейкоз; рассеянный склероз; после трансплантации органов и (или) тканей (Программа «7 нозологий») (30% возмещаемого сектора);
— региональные закупки для обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) (30% возмещаемого сектора);
Таким образом, на стороне спроса на фармацевтические товары выступают как минимум три субъекта: собственно покупатели, врачи, государство и страховые организации.
Реклама на фармацевтическом рынке. Формирование спроса на фармацевтические товары с участием не только покупателей, но и врачей, определяет специфичность их рекламы, направленной по большей части не столько на потребителя,
сколько на врача. На западном фармацевтическом рынке уже давно сформулированы этические принципы рекламы лекарственных средств, которые изложены в трех фундаментальных международных документах: «Этических критериях продвижения лекарственных средств», принятых ВОЗ, «Маркетинговом кодексе» Международной Федерации ассоциаций фармпроиз-водителей и директивах ЕС о рекламе лекарственных средств. Более того, в странах с развитой рыночной экономикой в соответствии с законодательством в сфере фармации, сильнодействующие лекарственные средства рецептурного отпуска могут рекламироваться только среди врачей, либо в специализированных изданиях, либо на презентациях и конференциях, специально устраиваемых фирмами, либо при индивидуальных контактах представителей фирм с врачами. При этом, еще в процессе разработки нового препарата в специализированных изданиях появляется исчерпывающая информация о всех характеристиках лекарственного средства.
Глобализация мировой экономики не обошла стороной фармацевтический рынок. В связи с увеличением безрецептурного отпуска в секторе фармацевтической рекламы увеличивается число глобальных заказных публикаций и видеосюжетов по данному ассортименту лекарств, ориентированных непосредственно на население. Регулирование рекламы лекарственных препаратов затрагивает не только собственно прямую рекламу, но и любую деятельность, направленную на продвижение медикаментов, в том числе деятельность медицинских и фармацевтических представителей, проведение научных мероприятий, выдачу бесплатных образцов препаратов и любую другую деятельность, относящуюся к коммуникационной стратегии фармацевтического предприятия.
На западном фармацевтическом рынке регулирование рекламы лекарственных препаратов носит жесткий и конкретный характер, существуют четкие предписания, какие сведения обязательно должны быть в рекламе и чему в ней быть категорически запрещено. При этом, для рекламы, предназначенной конечным потребителям, предусмотрены особые ограничения. Базой регулирования рекламы в мировой практике зачастую являются не общие законы о рекламе, а специальные нормативные акты, разработанные для фармацевтической сферы. Например, в 1988 г. 41-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла резолюцию, регламентирующую этические критерии продвижения лекарственных средств на рынок. В марте 1992 г. подписана и используется крупными европейскими фармацевтическими компаниями Директива Совета ЕС «О рекламировании лекарственных препаратов для человека» (92/28/ЕЕС). Большинство крупнейших фармацевтических предприятий приняли Маркетинговый кодекс FPMA (Международная федерация союзов фармацевтических производителей), согласно которому головной офис компании должен отвечать за соблюдение этических норм своими подразделениями, независимо от их месторасположения и деятельности.
В России правое регулирование в области фармацевтической информации развито весьма слабо: из правого поля зрения вовсе выпадают разнообразные и многочисленные методы продвижения лекарств. Однако в конце 2009 г. государственные власти обратили пристальное внимание на данную проблему, в том числе на конфликт интересов фармацевтических производителей и медицинского сообщества. В современных условиях существенное влияние оказывает на выбор врача специальный торговый (медицинский) представитель фирмы. Он регулярно наносит визиты врачам, снабжает их медицинской литературой, образцами продукции, разъясняет, как использовать тот или иной препарат. Естественно, содержать штат таких представителей под силу только крупным компаниям. Немалые расходы несут они и для осуществления благотворительности, что, в конечном счете, оказывает значительное воздействие на популярность данной фирмы в глазах потребителя.
Мощная реклама лекарств и парафармацевтических товаров (биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов, продуктов функционального питания и пр.) может приводить к почти полному затуханию ценовой конкуренции. Интересный в этом отношении пример приводится Э.Дж.До-ланом и Д.Е.Линдсеем. Контейнер детской присыпки весом 24 унции фирмы «Стоп энд Шоп К°» стоит всего 2,49 долл. Однако представители сети магазинов этой фирмы жалуются на то, что
их покупатели настойчиво требуют ставший классическим товар фирмы «Джонсон энд Джонсон», хотя такая же упаковка его стоит 4,19 долл. [3, с. 91]. Аналогичные примеры можно привести по России: аналог лекарственного препарата под брендом «Но-шпа» (отечественный Дротоверин) в пересчете на действующее вещество стоит в 7,3 дешевле «Но-шпа», но при этом спрос на «Но-шпа» не уменьшается, что объясняется недостаточной информированностью покупателей.
Основными субъектами мирового фармацевтического рынка со стороны предложения являются крупные производители лекарств. Доля 10 крупнейших компаний на мировом рынке рецептурных препаратов составляет 55% от общего объема соответствующего рынка, доля 20 компаний — 76% , доля 50 компаний — 93% [11].
Значительная роль крупных компаний на фармацевтическом рынке объясняется не столько технологическими особенностями самого производства лекарств (крайне малотоннажного), сколько той ролью, которую играют научные исследования в фармацевтическом бизнесе. Практически только крупные компании могут развернуть собственные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и получить принципиально новый лекарственный препарат, который может быть запатентован. Это дает им монопольное право на производство и коммерческое использование своего продукта. Другие компании, желая вытеснить с рынка фирму-пионера в разработке определенного типа медикамента, вынуждены создавать свой продукт, основанный на иной химической формуле или полученный с использованием иного химического процесса. Главное — этот новый препарат должен иметь какие-то преимущества перед уже существующим (более высокая эффективность, меньше побочных воздействий, ниже цена и т. п.). Таков путь для крупных компаний. Малые компании вынуждены ждать окончания патентной защиты и лишь тогда приступать к производству продукта в форме дженерика (лекарства, срок патента на которое истек).
Другой принципиальный момент, определяющий особенности конкурентной борьбы, — это рыночная политика. Здесь также крупные компании имеют целый ряд преимуществ. Среди них важно отметить то, что именно крупные компании могут финансировать (и размещать рекламу) в различных печатных изданиях для врачей, что сами врачи предпочитают часто прописывать препараты крупных компаний, поскольку в случае отравления пациента этим лекарством доля вины врача относительно меньше, что яркие и броские торговые марки лучше
запоминаются, чем длинные химические наименования препаратов дженериков и т.д.
Контроль на фармацевтическом рынке. Во второй половине XX века мировая фармацевтическая промышленность превратилась в наиболее контролируемую со стороны национальных и наднациональных институтов отрасль. Повышение активности государств в этом направлении было связано с тем обстоятельством, что появление новых лекарств и рост масштабов их производства приобрело лавинообразный характер. Кроме того, использование в промышленности новых методов управления, потребовало придать фармацевтическому производству системный и последовательный характер. В развитых странах существует эффективная система законодательства, регулирующего фармацевтическую деятельность на всех стадиях лекарственного обращения.
Регистрация нового лекарственного средства в той или иной стране — сложнейшая и строжайше регламентированная процедура. При этом разрешение применения лекарства в одной стране не означает, как правило, возможности его применения в других странах.
Фармацевтические компании вынуждены получать разрешение на продажу каждого нового лекарства в каждой стране. Фармацевтическая деятельность производителей лекарств и торговой сети подлежат регулярному лицензированию; периодически сертифицируются фармацевтические кадры. В целом можно сделать вывод, что в развитых странах фармацевтика является одной из самых законодательно регулируемых сфер бизнеса. Фармацевтический рынок имеет наибольшее среди всех остальных потребительских рынков количество этических и законодательных регламентаций и ограничений в продвижении продуктов, описываемых в международных и национальных законодательствах и правилах. Присутствие государства на фармацевтическом рынке обусловлено необходимостью корректировки «провалов» рынка, свойственных для отраслей с высокой долей экстерналий. Можно сказать, что вся структура бизнеса в этой сфере осознанно формируется государством с целью общественной выгоды и очень часто успех на рынке прямо зависит от степени соответствия политики компании государственным предписаниями и требованиям.
Проанализированные фундаментальные особенности фармацевтического рынка позволяют в дальнейшем перейти к рассмотрению состояния, тенденций развития отечественного фармацевтического рынка, его проблем и поиску путей их эффективного решения.
Литература
1. Гетьман М.А. Изучение элластичности спроса на лекарственные средства / III Российский национальный конгресс «Человек и лекарство». — М.: Фармединфо, 1996. — С. 546.
2. Государственный реестр лекарственных средств. — URL: http://www.ros-med.info/reestr-ls/index.php?action=reestr-ls (дата обращения: 08.03.2012).
3. Долан Э. Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. — СПб., 1992.
4. Лин А.А., Соколов Б.И. Фармацевтический рынок и его особенности // Вестник С.Петерб. ун-та. — Сер.5.Экономика. — 1998. — № 1. — С. 33-42.
5. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию академии. — СПб: Изд-во СПХФА, 2004. — С. 90.
6. Российский фармацевтический рынок: итоги 2010 года. — М.: Ремедиум, 2011.
7. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 53-56.
8. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — № 3. — С. 93-95.
9. Соколов Б.И. Формы богатства в обществе // Вестник С.- Петерб. ун-та. — Сер.5: Экономика. — 1994. — № 1. — С. 72-76.
10. Шаравская Н.А. Обзор оптового рынка лекарственных средств на территории субъектов Российской Федерации в 20082009 гг. // http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_30419.html (дата обращения: 08.03.2012).
11. Юдин В. На гребне волны: Т0П-50 мировых фармацевтических компаний в 2010 г. — URL: http://www.apteka.ua/article/86099 (дата обращения: 08.03.2012).
1 Дженерик (генерик, женерик, генерический препарат; англ. Generic) — это непатентованный лекарственный препарат, являющийся воспроизведением оригинального препарата, на действующее вещество которого истёк срок патентной защиты.
2 В данном случае нозология — это название болезни
приоритетные направления формирования
И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМы ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Л.З. Буранбаева
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала)
Башкирского государственного университета, соискатель кафедры региональной экономики Башкирского государственного университета blz05101969@mail.ru
Д.Х. Яндавлетова
ассистент кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета
В статье раскрыты механизмы формирования региональной системы здравоохранения. Определены основные проблемы и направления развития системы. Доказана необходимость разработки данных направлений и их практическое значение.
Ключевые слова: здравоохранение, региональная система здравоохранения, специализированная медицинская помощь, реструктуризация здравоохранения, реформирование здравоохранения.
УДК 76.01.11 ББК 65.05
Реструктуризация здравоохранения Российской Федерации и ее субъектов возможна лишь при переходе его к современным технологиям, техническому перевооружению учреждений при существенном увеличении объемов финансирования.
В современных социально-экономических условиях необходимо введение системы комплексного территориального планирования системы здравоохранения для решения проблем координации действий органов власти разных уровней. Необходимо предусмотреть совместную ответственность региональных органов управления здравоохранения за разработку и реализацию программ обязательного страхования и программ развития региональной системы здравоохранения (в соответствии с реальным финансовым обеспечением).
Реформирование системы здравоохранения предусматривает разработку механизма, позволяющего установить закрепленные за разными категориями населения источники финансирования, сделать благодаря этому размеры финансирования менее зависимыми от бюджетных приоритетов; платить медицинским учреждениям не за размеры коечного фонда и численность персонала, а за реальные объемы и качество оказанной социальной помощи; включить в систему здравоохранения информированных посредников — страховые фонды или страховые компании. К сожалению, в настоящее время не отработаны механизмы формирования средств на страхование неработающих лиц, отсутствуют единые подходы к использованию экономических методов управления. Контроль качества и защита прав населения остались практически незаметными для них. Выбор страховщика осуществляется работодателями и органами местной власти, а не самими застрахованными.
В целях усовершенствования и развития материально-технической базы медицинских учреждений и всей региональной системы здравоохранения, возможно применение финансового механизма взаимодействия субъектов за счет создания инвестиционного фонда на развитие медицинских учреждений. Под инвестициями фонда в данном случае понимаются все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей.
Инвестиционный фонд может быть создан на базе территориального фонда обязательного страхования Республики Башкортостан на основе сотрудничества с региональными органами управления. Финансовые средства инвестиционного фонда могут образовываться за счет: целевых бюджетных средств; добровольных взносов от юридических и физических лиц, в том числе зарубежных; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Целью инвестиций должны являться в т.ч. реконструкция и развитие материальной базы медицинских учреждений.
Инвестиционные средства могут предоставляться в форме кредитов на возвратной основе, погашение которых может
осуществляться из получаемых медицинскими учреждениями средств, как по линии обязательного страхования, так и бюджетных.
Необходимо руководствоваться понятиями эффективности, как результата, так и эффективности распределения финансовых ресурсов и эффективности деятельности. В условиях ограниченных ресурсов для обоснованного принятия решений необходимо осуществлять экономическую оценку эффективности различных программ и технологий на федеральном, региональном, муниципальном уровне и на уровне медицинского учреждения.
Анализ экономической эффективности всегда выполняется с одной главной целью — облегчения выбора между альтернативами использования имеющихся ресурсов.
Создание и функционирование государственных медицинских учреждений в сельских районах способствует обеспечению жителей этих районов доступной высокотехнологичной эффективной медицинской услугой, максимальному приближению ее к потребителям услуг, повышению управления отраслью и ответственности управленческих структур всех уровней за своевременность и высокую результативность медицинской помощи населению, повышению эффективности использования финансовых, кадровых и материальных ресурсов, реализации социальной справедливости в оказании услуг вне зависимости от места жительства.
Создание социальных округов с центрами в наиболее крупных районах позволит повысить оперативность и результативность управления ими, а оснащение современным оборудованием позволит получать не только объемную, но и более качественную медицинскую помощь. Социальный эффект мероприятия — приближение высокотехнологичной медицинской услуги к сельским жителям, улучшение качества услуг, снижение заболеваемости и смертности сельских жителей.
Необходимо строительство, реконструкция и газификация объектов здравоохранения в сельской местности для улучшения оказания медицинских услуг населению, развития материально-технической базы учреждений, приведения площадей учреждений и условий пребывания больных к нормативным требованиям, для улучшения условий труда работников, закрепления кадров в сельской местности.
Существующая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений региональной системы здравоохранения из-за длительной эксплуатации ветшает, что приводит к физическому и моральному износу зданий, аварийному состоянию и невозможности их дальнейшей эксплуатации. Особое место в развитии сети медицинских учреждений занимает строительство центров врачей общей практики. В виду отсутствия необходимой материальной базы и дефицита площадей в существующих лечебно-профилактических учреждениях
системы здравоохранения региона крайне необходимо строительство центров врачей общей практики, как в городах, так и в районных центрах, особенно для организации медицинской помощи населению, проживающему в отдалении от центральных районных больниц и поликлиник крупных городов и столицы. Для обеспечения объема деятельности специалистов врачей общей практики каждый центр должен иметь набор помещений различного назначения, обеспечивающий соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Необходимо также совершенствование кадровой политики региональной системы здравоохранения. В период глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, и реформирования системы здравоохранения особую значимость приобретает оптимизация управления кадровыми ресурсами как важнейшей составляющей стратегического развития отрасли. Кадры обеспечивают эффективность, результативность деятельности не только всей отрасли в целом, но региональной системы здравоохранения. Важными факторами, определяющими нестабильность кадров современного медицинского учреждения, являются отсутствие координации органов управления здравоохранения с образовательными учреждениями по вопросам подготовки врачей в соответствии со спросом на рынке труда; отсутствие программ адаптации молодых специалистов; отсутствие политики развития кадров. Большое внимание должно уделяться вопросам переобучения врачей участковой службы и узких специалистов амбулаторного звена, врачей-менеджеров, сочетанию заочных и очных форм переобучения, прохождению полного курса обучения и сертификации в качестве врача общей практики.
Одним из основных элементов реформирования региональной системы здравоохранения является модернизация медицинского образования на региональном уровне. Отмена в 1990 г. системы государственного распределения и трудоустройства выпускников, наряду с положительными моментами — предоставлением свободного права выбора места работы и вида занятости, имеет и отрицательные стороны — снизились гарантии выпускникам в плане трудоустройства (в целом по стране), резко снизилась укомплектованность специалистами медицинских учреждений Республики Башкортостан (особенно в сельской местности).
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в муниципальных районах из года в год снижается. На 10 тыс. населения приходится 19,3 врача всех специальностей. Средний районный показатель составляет всего 45,2% от областного (42,7% на 10 тыс. населения). В 30 муниципальных районах Республики Башкортостан показатель ниже среднерайонного. Следует проводить целевой набор в Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ) для дальнейшей работы подготовленных врачей в сельской местности; для закрепления медицинских кадров в сельской местности планировать строительство и покупку жилья; предусмотреть выплату субсидий врачам, переезжающим в сельскую местность; оказание помощи специалистам в получении льготного ипотечного кредита для покупки жилья. Для финансового обеспечения учебного процесса студентов, принятых по целевому набору в БГМУ, планировать выделение средств из федерального, республиканского, муниципальных бюджетов на безвозвратной основе. Использование сумм предполагается проводить с учетом расходования средств при приеме на обучение 100 студентов каждый год.
Стратегия развития медицинского образования на региональном уровне должна базироваться на программе оптимизации государственного заказа на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием для нуждающихся районов и городов и их распределения. В частности необходимо переходить к работе по формуле «не хочешь распределяться — заплати за многолетнюю учебу, компенсируй государству истраченные на образование средства». Потребности интегрированного реформирования и дальнейшего развития здравоохранения, с учетом изменений в практике медико-фармакологического обслуживания населения на основе комплексного решения проблем охраны и укрепления общественного здоровья, организации медико-социальной помощи, совершенствования управления отраслью и повышения эффективности новых экономических механизмов естественным образом, обусловливают необходимость кардинального изменения
содержания и методов преподавания социальной медицины, экономики и организации здравоохранения. Все эти вопросы должны постоянно находиться в центре внимания органов здравоохранения и медицинской общественности.
В целях повышения профессионализма управленческого звена необходимо постоянно совершенствовать систему их подготовки и переподготовки по применению современных методов управления. Основными направлениями обучения руководящих кадров здравоохранения должны стать социально-психологические методы управления, социальная психология, теории систем и мотивации, финансовый менеджмент, управление качеством медицинской помощи. Соответствующие приоритеты должны быть определены и при проведении семинаров для руководителей лечебно-профилактических учреждений и органов управления территорий. Ведущую роль в формировании кадрового состава организаторов здравоохранения по-прежнему играет система последипломного образования. Несомненно, традиционные схемы повышения квалификации и переобучения врачей — не единственный и далеко не самый лучший способ подготовки менеджеров для здравоохранения. Однако в условиях активизации реформ, когда основной задачей становится скорейшее насыщение отрасли руководителями, разбирающимися в рыночных отношениях, не остается ничего другого, как считать именно этот способ наиболее приемлемым. К тому же каждый такой врач-менеджер будет обладать опытом практической работы в здравоохранении, что, безусловно, поможет ему при решении проблем, связанных как с жизнью и здоровьем пациентов, так и с условиями труда и жизнью всех категорий медицинских работников.
Задачам современной системы здравоохранения соответствует целевая базовая подготовка специалистов в области управления здравоохранением непосредственно в медицинских вузах. Будущих врачей-менеджеров изначально необходимо ориентировать на выполнение организационно-управленческих функций в системе здравоохранения, передачу управленческих полномочий руководителям действующих подразделений, имеющим опыт практической работы.
Единая информатизация в здравоохранении предусматривает создание новых информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением, основанных на использовании компьютерных и телекоммуникационных средств; новых интеллектуальных медико-технологических систем, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи. Развитие информационно-аналитической и программно-технической базы обеспечит структуры управления информацией по всем видам деятельности лечебно-профилактических учреждений, необходимой для обоснования решений, своевременной разработки регистров (количество больных пролеченных в стационаре, поликлинике и т.д.) в соответствии с требованиями РФОМС.
В целях защиты от неоправданных расходов по получению медицинской услуги наименее обеспеченную часть населения следует усилить на уровне региональной системы здравоохранения регулирование платных услуг, оказываемых в медицинских учреждениях. Важнейшим механизмом управления ценообразованием является договорное определение объемов бесплатной помощи, предоставление права лечебно-профилактическому учреждению оказывать платные услуги только сверх этих объемов. Практика показывает, что взаимодействие спроса и предложения на рынке медицинских услуг складываются под сильным воздействием врача. Пациент не может рационально оценивать полезность предлагаемых услуг, его вынуждают производить оплату не столь необходимых ему услуг. Как показывают обследования, уровень цен на одни и те же медицинские услуги, оказываемые в отдельных медицинских учреждениях на платной основе, различается во много раз. Так, максимальная цена компьютерной томографии головного мозга превышает минимальную в 4 раза, коронарографии — в 12 раз, ангиографии — в 15 раз и т.д.
Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг необходимо предусматривать через участие населения в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это, прежде всего, форма страхового взноса граждан в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. В отличие от традиционного коммерческого добровольного медицинского стра-