Научная статья на тему 'Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности (статья1, часть1)'

Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности (статья1, часть1) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2144
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВ / БИЗНЕС-ЦИКЛ / PHARMACEUTICAL MARKET / MEDICINES / EXTERNAL EFFECTS IN PRODUCTION AND CONSUMPTION OF MEDICINES / BUSINESS-CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лин А. А., Соколова С. В.

В статье, открывающей серию публикаций по экономическим проблемам фармацевтического рынка, охарактеризованы такие его фундаментальные особенности, как: 1) высокая социальная значимость представленных товаров; 2) наличие значительных внешних эффектов производства и потребления лекарств; 3) длительность бизнес-цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pharmaceutical market: fundamental specificities (Article 1, Part 1)

This article opens a series of publication dedicated to the economic problems of the pharmaceutical market. The authors distinguish the following key specificities of this market: 1) high social significance of goods and services offered; 2) existence of significant external effects in production and consumption of medicines, and 3) the length of the business cycle.

Текст научной работы на тему «Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности (статья1, часть1)»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

фармацевтический рынок: фундаментальные особенности (Статья 1, часть 1)

А.А. Лин,

заведующий кафедрой экономики и управления Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии, доктор фармацевтических наук, профессор

С.В. Соколова,

профессор кафедры управления и планирования социально-экономических процессов

Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук svsokolova57@yandex.ru

В статье, открывающей серию публикаций по экономическим проблемам фармацевтического рынка, охарактеризованы такие его фундаментальные особенности, как: 1) высокая социальная значимость представленных товаров; 2) наличие значительных внешних эффектов производства и потребления лекарств; 3) длительность бизнес-цикла.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, лекарственные средства, внешние эффекты производства и потребления лекарств, бизнес-цикл

УДК 615.1/.4 ББК 52.8

В серии статей предполагается рассмотреть многообразные экономические проблемы фармацевтического рынка, конкретизировать предложения по совершенствованию законодательного регулирования лекарственного обращения, механизма перехода на инновационную модель развития, реализации стратегии импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке, инвестиционного климата в отрасли, ценообразования на лекарственные средства.

Здоровье нации и лекарства. Здоровье нации является высшим приоритетом и главным критерием эффективности экономической и социальной политики государства, одной из форм богатства общества и в то же время главным экономическим ресурсом. Здоровье — важнейший элемент человеческого капитала [5; 6; 7].

Согласно расхожему мнению, здоровье в аптеке не купишь. Однако вполне определенную тенденцию все же можно проследить [8]. Например:

• в США расходы на лекарства на душу населения составляют 878 долл. США — продолжительность жизни граждан 78,1 лет (75,2 — у мужчин, 81 — у женщин);

• в Греции расходы на лекарства на душу населения составляют 677 долл. США — продолжительность жизни граждан 79,5 лет (76,9 — у мужчин, 82,1 — у женщин);

• в Японии расходы на лекарства на душу населения составляют 506 долл. США — продолжительность жизни граждан 82,15 лет (78,7 — у мужчин, 85,6 — у женщин);

• в Португалии расходы на лекарства на душу населения составляют 468 долл. США — продолжительность жизни граждан 78 лет (74,6 — у мужчин, 81,4 — у женщин);

• в России расходы на лекарства на душу населения составляют 240 долл. США — продолжительность жизни граждан 66,05 лет (59,1 — у мужчин, 73 — у женщин).

Важнейшим, хотя далеко и не единственным, фактором, определяющим здоровье россиян, является качество медицинской помощи, которое в свою очередь в значительной степени

372

зависит от медикаментозного лечения. Вместе с тем, состояние лекарственного обеспечения России, как населением, так и представителями высшей государственной власти оценивается как негативное. В первую очередь это связано с дороговизной лекарств. Особую озабоченность вызывает лекарственная импортозависимость России. На фармацевтическом рынке преобладают лекарственные препараты зарубежного производства, что является следствием отсталости отечественной фармацевтической промышленности и ее научно-исследовательского потенциала. По мнению В.В. Путина, «для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологическая химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные технологии, нанотехно-логии» [1]. В настоящее время государством реализуется Федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91, основной целью которой является переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития.

Фармацевтический сектор. Фармацевтический сектор — один из крупнейших (третий) в мировой экономике. Свидетельство этому — данные о масштабе рыночной капитализации компаний, рыночном обороте, чистой прибыли, совокупных активах (см. табл. 1).

Несмотря на значимую роль фармацевтического сектора в глобальной экономике, расходы на лекарства занимают довольно скромную позицию в доле от ВВП практически всех стран мира. Как следует из данных, приведенных на рис.1, она не превышает 2,4%.

В целом, мировой фармацевтический рынок — это динамично развивающийся рынок высокотехнологичной продукции.

© ПСЭ, 2012

Таблица 1

Крупнейшие секторы мировой экономики (масштаб рыночной капитализации)

1. Банки ($4,436 трлн; 16,92%); 2. Нефть и газ ($3,832 трлн; 14,62%); 3. Фармацевтика и биотехнологии ($1,431; 5,46%)

Место в секторе Место в 2011 г. Место в 2010 г. Компания Страна Рыночная капитализация, $ млн Оборот, $ млн Чистая прибыль, $ млн Совокупные активы, $ млн Число со- труд- ников Цена акции, $ Дивидендная доходность, %

1 25 15 Johnson & Johnson США 162,361.8 61,641.0 13,334.0 97,812.0 114,000 59.3 3.6

2 26 31 Pfizer США 162,301.4 67,809.0 8,257.0 193,825.0 110,600 20.3 3.5

3 32 28 Novartis Швейцария 143,633.0 56,400.6 10,911.6 131,006.7 119,418 54.5 4.3

4 40 29 Roche Швейцария 127,055.6 50,827.4 9,278.3 62,796.4 80,653 143.4 4.9

5 51 44 Merck США 101,772.4 45,913.0 859.0 105,309.0 94,000 33.0 4.6

6 53 50 GlaxoSmithKline Великобритания 98,600.1 44,293.2 2,549.1 61,878.2 96,461 19.1 5.3

7 59 51 Sanofi-Aventis Франция 92,044.4 40,674.8 7,318.6 110,057.7 101,575 70.2 4.8

8 88 64 Abbott Laboratories США 75,908.8 35,167.0 4,626.0 58,810.2 90,000 49.1 3.6

9 111 88 AstraZeneca Великобритания 63,514.2 32,741.6 7,925.4 55,284.6 61,100 45.9 5.5

10 115 171 Novo Nordisk Дания 61,961.4 10,907.5 2,584.9 10,688.3 30,014 125.8 1.4

11 156 104 Amgen США 49,839.6 15,006.0 4,627.0 43,486.0 17,400 53.5

12 169 98 Teva Pharmaceutical Израиль 47,235.7 17,054.0 3,523.8 38,075.0 39,660 50.3 1.6

13 177 151 Bristol Myers Squibb США 45,054.7 19,484.0 3,090.0 30,226.0 27,000 26.4 4.9

14 197 160 Eli Lilly США 40,715.1 23,076.0 5,069.5 31,001.4 38,350 35.2 5.6

15 232 211 Takeda Pharmaceutical Япония 36,967.9 15,685.8 3,185.9 30,138.4 19,654 46.8 4.1

16 259 165 Gilead Sciences США 33,677.5 7,949.4 2,901.3 11,439.3 4,000 42.5

17 342 266 Celgene США 26,766.6 3,578.1 880.5 10,148.3 4,182 57.6

18 426 395 Allergan США 21,714.6 4,919.4 0.6 8,090.3 9,200 71.0 0.3

19 471 Genzyme США 20,079.7 4,048.7 422.1 10,544.2 10,100 76.2

20 472 405 CSL Австралия 19,997.8 3,744.4 884.8 4,638.4 9,992 37.0 1.8

Источник: Ведомости, 2 июля 2011.

Согласно прогнозу такой авторитетной организации, как IMS Health, представленному на рис. 2, его объем в 2013 г. преодолеет планку в 1 трлн долл. США.

Географическая структура фармацевтического рынка, ее динамика и прогноз представлены на рис. 3.

Как следует из данных, приведенных на рис. 3, емкость фармацевтического рынка распределена весьма неравномерно, 71% объема продаж лекарств приходится на рынки США, Европы и Японии. Доля России составляет лишь около 2% мирового объема продаж лекарств.

Фундаментальные особенности фармацевтического рынка. Фармацевтический рынок как таковой имеет ряд фундаментальных особенностей, связанных со спецификой обращающихся на нем товаров — лекарственных средств [3]. Поясним, что лекарственные средства — это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом

человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

К фундаментальным особенностям фармацевтического рынка следует отнести: 1) высокую социальную значимость представленных на нем товаров; 2) наличие значительных внешних эффектов; 3) длительность бизнес-цикла; 4) широкую номенклатуру лекарственных средств; 5) неэластичность спроса по цене; 6) обращение нормальных товаров; 7) несуверенность потребителя; 8) гетерогенность по источникам финансирования; 9) специфичность рекламы; 10) фармацевтическая промышленность — одна из наиболее контролируемых отраслей.

Социальная значимость лекарств. В первую очередь следует отметить исключительно высокую социальную значимость лекарственных средств, от которых зависят здоровье и жизнь

Рис. 1. Расходы на лекарства в странах ОЭСР и в РФ, доля в ВВП (темный столбик — из государственных

источников), 2009-2010 гг.

Источник: Улумбекова Г.Э. Обоснование эффективности увеличения бесплатного лекарственного обеспечения населения РФ в амбулаторных условиях // Социальные аспекты здоровья населения. Электронный научный журнал. 2011. Т. 20. № 4. — URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17271896 (дата обращения: 08.03.2012).

Рис. 2. Динамика мирового фармацевтического рынка, млрд долл. США

миллионов людей. Расходы на медикаментозную помощь являются доминирующей статьей затрат на здравоохранение во всех странах мира. Так по данным Росстата, в России в 2009 г. на приобретение лекарств было израсходовано 33% от консолидированных затрат бюджета на здравоохранение, физическую культуру и спорт. В потребительских расходах домашних хозяйств на здравоохранение доля медикаментов и медицинского оборудования составляет 54%.

В связи с высокой социальной значимостью состояние лекарственного обращения в стране может рассматриваться как проблема национальной безопасности [4].

Внешние эффекты производства и потребления лекарств. Лекарственные средства являются товаром, имеющим значи-

тельные внешние эффекты (экстерналии), воздействие которых на третьих лиц, не являющихся ни покупателями, ни продавцами, не отражено в цене блага. Следует отметить, что потребление лекарств создает положительные внешние эффекты, связанные с уменьшением распространения инфекционных заболеваний, вследствие вакцинации населения и излечения больных — переносчиков инфекции. Применение лекарственных препаратов для лечения и профилактики здоровья (например, витаминов) уменьшает заболеваемость и тем самым экономит деньги налогоплательщиков, ассигнованные на здравоохранение и выплаты по нетрудоспособности. Что касается отрицательных внешних эффектов, связанных, в первую очередь, с экологической чистотой производства лекарств, то в развитых странах она регу-

Другие 11

Развива-

] 1 ющиеся 2Й

13 рынки

11 Япония 11

24 Европа 2к

36 США 31

200 &

2:010

2015

затратила на разработку экспериментального антикоагулянта ворапаксар 1,7 млрд дол [9].

Согласно международной статистике, фармацевтическая промышленность является наиболее наукоемким и инновационным сектором мировой экономики: здесь самые высокие показатели условно чистой продукции на одного занятого и отношение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) к объемам продаж (отношение затрат на НИОКР к объемам продаж десяти ведущих фармацевтических компаний в мире по нашим расчетам на основе данных в 2010 г. составило 18,3 %) [10].

Лидерство фармацевтики по затратам на НИОКР подтверждается данными табл. 2.

Таблица 2

Отраслевая структура НИОКР в промышленности, 2008 г. (%)

Рис. 3. Объем расходов на лекарственные средства в некоторых странах (с указанием их долевого участия в этом объеме)

Источник: Лукьянчук Е. Структура мировых расходов на лекарственные средства. — URL: http://www.apteka.ua/article/86695 (дата обращения: 08.03.2012).

лируется государством и надгосударственными органами, в то время как в развивающихся странах, в особенности в Индии и Китае, эта проблема стоит достаточно остро. В истории фармацевтического производства имели место и «черные страницы». В 1984 г. взрыв на фармацевтическом заводе в Бхопале (Индия) унес жизни более 3000 человек, впоследствии от выброса 40 т ядовитого газа погибло еще около 15 тысяч жителей.

Поскольку от безопасности эффективности лекарств зависят здоровье и жизнь людей, для обеспечения безопасности лекарств необходим не только контроль их качества, но и его обеспечение на всех этапах лекарственного обращения, в соответствии с международными стандартами GLP (надлежащая лабораторная практика), GCP (надлежащая клиническая практика) ,CMP (надлежащая производственная практика), GDP (надлежащая дистрибьюторская практика) и GPP (надлежащая аптечная практика).

Бизнес-цикл производства лекарств. Лекарственные средства являются наукоемким товаром с длительным бизнес-циклом «от создания молекулы — разработки технологий — доклинических и клинических испытаний — процедуры допуска — подготовки к производству — собственно производства — доведения до потребителя — мониторинга безопасности лекарств — до утилизации медикаментов». Стоимость разработки оригинального препарата возросла с 10-15 млн долл. в 1960-х годах до 250 млн долл. в конце 1990-х годов [2]. В настоящее время в исследованиях в сфере фармацевтики широко применяются дорогостоящие инновационные технологии: геномные, протеомные, постгеномные, клеточные, био-, нано- и др., что во многом определяет наукоемкость лекарственных средств. Так, например, в 2010 г. фармацевтическая компания «Merck&Co»

Отрасли США Европейский союз Япония

Фармацевтика 25 17 8

Производство вычислительной техники 24 13 12

Программное обеспечение и услуги 15 3 2

Автомобильная 9 25 27

Электронная 2 5 13

Химия 3 6 7

Прочие 22 31 31

Источник: The 2009 EU Industrial R&D Investment Scoreboard, European Comission

В России в 2010 г. только восемь проектов по разработке и производству инновационных лекарственных препаратов, получивших одобрение Наблюдательного совета «Роснано», потребовали финансирования в размере 34,5 млрд руб., а разработка 38 технологий для производства импортозамещающих субстанций лекарственных препаратов по итогам конкурсов Минпромторга РФ в 2009 и 2010 гг. была оценена в 2,4 млрд руб.

В среднем часть бизнес-цикла «разработка — производство — вывод на рынок нового оригинального препарата» составляет 7-12 лет. Только одна из 5-10 тысяч синтезированных в специализированных фармацевтических лабораториях молекул попадает в итоге на рынок. На лабораторную разработку, испытания на животных и три этапа клинических испытаний уходит от 5 до 10 лет, что объясняется высокими требованиями к качеству, эффективности и безопасности, обусловленными социальной значимостью такого товара как лекарства. Длительный цикл подготовки к производству связан с жесткостью требований, предъявляемых к доклиническим и особенно клиническим испытаниям, разнообразием технологических процессов, оборудования, сырья, применяемых для производства фармацевтических субстанций1, а также особыми требованиями к персоналу, способу изготовления, процессу непрерывного контроля, состоянию помещений, оборудования и гигиене, которым должно отвечать фармацевтическое производство.

Литература

1. Путин В.В. Нам нужна новая экономика // Ведомости. — 2012. — 30 янв.

2. Краснокутский А., Логунова А. Системный анализ фармацевтического рынка. Фармаэкономика. Т.1. — М.: Классинг-кон-салтинг, 1998. — С.118-120.

3. Лин А.А., Соколов Б.И. Фармацевтический рынок и его особенности // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер.5. Экономика. — 1998. — № 1. — С. 33-42.

4. Понятие лекарственной безопасности обосновано и сформулировано в статье: Лин А.А., Потапов А.М. Кризис в производстве отечественных фармацевтических субстанций как угроза национальной безопасности России в сфере лекарственного обеспечения //Проблемы геополитики, геоэкономики и международных отношений. Продвижение НАТО и Евросоюза на Восток — проблемы безопасности России, стран СНГ, Европы и Азии: Сб. трудов Междунар. науч.-практ. конф. — СПб., 2007. — С. 32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 4. — С. 53-56.

6. Соколов Б.И. Проблемы модернизации российского предпринимательства // Экономика и управление. — 2010. — № 3. — С. 93-95.

7. Соколов Б.И. Формы богатства в обществе // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. — 1994. — № 1. — С. 72-76.

8. Средняя продолжительность жизни в странах мира. — URL: http://ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php (дата обращения: 08.03.2012).

9. Финансовые показатели «Merck&Co» за 2010 год. — URL: http://www.remedium.ru/news/detail.php?ID=42169 (дата обращения: 08.03.2012).

10. Юдин В. На гребне волны: Т0П-50 мировых фармацевтических компаний в 2010 г. — URL: http://www.apteka.ua/article/86099 (дата обращения: 08.03.2012).

1 Фармацевтические субстанции - лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.

АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЦЕН НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПО РЕГИОНАМ РОССИИ

Т.О. Манашеров,

председатель совета директоров компании Юнидент (г Москва),

кандидат экономических наук tamaz@unident.net

В статье даны результаты анализа дифференциации цен на стоматологические услуги по городам и регионам России, выявлено влияние уровня доходов в регионах на величину цен в стоматологии.

Ключевые слова: стоматологические услуги, дифференциация цен, регионы России

УДК 338.516.44 ББК 65.051.525

Исследование региональной дифференциации цен в сфере производства стоматологических услуг является продолжением работ по анализу экономики стоматологии в России (см., например, [1], [2]). Данное исследование проводилось с использованием двух основных источников информации.

1. Данных из источника [3], основанных на информации Федеральной службы статистики РФ из «Формы федерального государственного статистического наблюдения № 1-потреби-тельские цены «Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению».

2. Данных проведенного нами обследования цен на стоматологические услуги в 12 городах России (включая г. Москву и г. Санкт-Петербург), расположенных во всех федеральных округах. Общее население этих городов в 2011 г. составляло 23,4 млн чел. или примерно 16% населения России. Число стоматологических компаний всех форм собственности в этих городах составляет 4164, из которых только 79 (2,0%) имеют работающий сайт, на котором можно получить информацию о ценах. Следовательно, получение данных о ценах на медицинские услуги в России из открытых источников информации представляет достаточно сложную задачу.

В ходе обследования была получена информация о ценах на стоматологические услуги в 1 квартале 2011 г. в следующих городах России:

Москва — 12 компаний;

Санкт Петербург — 10 компаний;

Самара — 10 компаний;

Екатеринбург — 10 компаний;

Новосибирск — 10 компаний;

Ростов /на Дону — 5 компаний;

Владивосток — 10 компаний;

Кострома — 1 компания;

Белгород — 2 компании;

Красноярск — 5 компаний;

Иркутск — 1 компания;

Ставрополь — 3 компании.

Цены на стоматологические услуги были оценены по четырем позициям.

1) Лечение кариеса с установкой пломбы из фотополимеров. Была взята цена за весь комплекс работ и материалов: первичная консультация + современная инъекционная анестезия + работа по постановке пломбы + цена самой фотокомпозитной пломбы + цена расходных материалов.

2) Удаление зуба. Была взята цена за весь комплекс работ и материалов.

3) Металлокерамическая коронка. Была взята цена только за самый дешевый вариант металлокерамической коронки без учета стоимости работ и других материалов.

4) Имплантация. Была взята цена за операцию по введению имплантата плюс за затраты на металлокерамическую коронку — т.е. «под ключ», но без синус-лифтинга (без наращивания костных тканей).

Выбор данного набора услуг для исследования цен был обусловлен двумя взаимосвязанными обстоятельствами: а) массовость оказываемой услуги — это относится к первым трем позициям; б) наличие данных о ценах на конкретную услугу на сайтах большого количества компаний.

При всей ограниченности проведенного исследования оно имеет преимущество по сравнению с официальными данными ФСС. Это преимущество заключается в более объективной информации о ценах на стоматологические услуги. Например, сопоставление средней цены на лечение кариеса в 2008 г. по данным ФСС, равной 614 руб., со средней ценой, полученной в результате нашего обследования (1518 руб. — см. табл.1) показывает, что официальные данные ФСС занижены. Даже при предположении о темпе роста цен на лечение кариеса в 2010 гг. на уровне 2009 г. (117,5%), оценка средней стоимости данной услуги в начале 2011 г., основанная на официальных данных ФСС, составит 848 руб. (614 руб.*1,1752= 848 руб.). Это ниже цены, полученной в результате нашего обследования в 1,8 раза. Такая разница может быть объяснена тем, что в нашем обследовании была учтена стоимость первичной консультации и анестезии, а также цена качественных пломбировочных материалов. Иначе говоря, в нашем обследовании определялась цена, которую пациент реально платит за весь комплекс услуг по лечению кариеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.