Научная статья на тему 'Российский фармацевтический рынок: «Перезагрузка матрицы»'

Российский фармацевтический рынок: «Перезагрузка матрицы» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ АДАМА СМИТА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трофимова Е. О.

Конференция Адама Смита «Фармацевтический рынок и здравоохранение в России» имеет долгую историю, и, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны других мероприятий, она по-прежнему популярна и вызывает особый интерес у профессиональной аудитории. В немалой степени этому способствуют радикальные изменения на фармацевтическом рынке, которые происходят практически ежегодно и, как правило, стартуют в начале календарного года. К весне, когда острый период уже проходит и «раны» начинают заживать, наступает осознание происходящих изменений. Удачное время проведения и высокий уровень докладов способствуют тому, что на конференции Адама Смита происходит «перезагрузка матрицы» представлений о текущем состоянии и перспективах российского рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский фармацевтический рынок: «Перезагрузка матрицы»»

2005 июль ршшиим

[СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ]

Я В РАЗДЕЛЕ

-з КОНФЕРЕНЦИЯ АДАМА СМИТА «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РОССИИ» ИМЕ-Ев ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ, И, НЕСМОТРЯ НА ВОЗРАСТАЮЩУЮ КОНКУРЕНЦИЮ СЙ СТОРОНЫ ДРУГИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОН А ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОПУЛЯРНА И ВЫЗЫВАЕТ ОСОБЫЙ ИНТЕРЕС У Пг' ОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ

Е.О.ТРОФИМОВА, к.б.н., «Цитомед. Маркетинг» (ЗАО «ЦМ Фарм»)

Российский

фармацевтический

рынок:

«ПЕРЕЗАГРУЗКА МАТРИЦЫ»

Конференция Адама Смита «Фармацевтический рынок и здравоохранение в России» имеет долгую историю, и, несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны других мероприятий, она по-прежнему популярна и вызывает особый интерес у профессиональной аудитории. В немалой степени этому способствуют радикальные изменения на фармацевтическом рынке, которые происходят практически ежегодно и, как правило, стартуют в начале календарного года. К весне, когда острый период уже проходит и «раны» начинают заживать, наступает осознание происходящих изменений. Удачное время проведения и высокий уровень докладов способствуют тому, что на конференции Адама Смита происходит «перезагрузка матрицы» представлений о текущем состоянии и перспективах российского рынка.

The international Adam Smith conference has a good long history and, despite growing rivalry with many similar events, still stays popular and is of particular interest for professional audience. This interest is a great deal contributed by drastic changes at the pharmaceutical market, which take place nearly annually and usually start early each year. By spring the current changes become fully realised. The good choice of the time for the conference makes it looking like «matrix reload», where «matrix» is the audience's ideas of current state and the prospects of Russian pharmaceutical market. This article represents a report from the 11th Adam Smith conference, which took place on May, 24—26, 2005.

E. O. TROFIMOVA, PhD in Biology, «Citomed. Marketing» (ZAO «TcM Farm»; CJSC, closed joint stock company of «CytoMed Pharm»). Russian pharmaceutical market: «matrix reload».

Особенность нынешней одиннадцатой конференции Адама Смита1 состояла в том, что, помимо традиционной двухдневной программы, первый день представлял собой тематический семинар, посвященный успешным стратегиям брэндинга, маркетинга и продвижения ЛС, которые были представлены топ-менеджерами ведущих компаний. Из числа исследовательских проектов был представлен новый для рынка проект ContentaMedical Index (доклад руководителя группы мониторинга рекламы Е.Вольской, НЦМИ «Универсимед»), посвященный мониторингу рекламы в специализированной медицинской и фармацевтической периодике и открывающий новые возможности для оценки про-моционной активности на фармацевтическом рынке. В ходе основной программы конференции были рассмотрены вопросы реформирования здравоохранения, федеральной программы льготного лекарственного обеспечения, консолидации в отрасли и целый ряд других.

ДЛО: КРИЗИС НЕПЛАТЕЖЕЙ, | ИЛИ ШИРОКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ I

Основное внимание участников конференции было сосредоточено на результатах и перспективах реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Уже в конце прошлого года, когда в общих чертах стал известен формат проведения реформы, было ясно, что в 2005 г. участникам программы предстоит пройти через целый ряд кризисов. Кризис организационного характера пришелся на первые месяцы реализации программы. Далее последовал кризис неплатежей, кульминация и разрешение которого еще не наступили. Именно поэтому вопросы финансирования програм-

1 24-26 мая 2005 г., Гранд Отель Европа, С.-Петербург.

мы и перспектив возврата средств были главными вопросами, обращенными к властям.

В своем выступлении советник руководителя Росздравнадзора М.Гетьман выразил уверенность, что поставщики обязательно получат назад свои деньги, поскольку проблемы задержки платежей носят прежде всего технический характер. В то же время он указал на то, что оборачиваемость импортных медикаментов на российском рынке в коммерческом секторе достаточно высока (80—90 дней). Ожидать, что аналогичные показатели будут характерны для работы на возмещаемом рынке не приходится, т.к. система ДЛО ориентирована на нужды пациента, а не на коммерческую эффективность. В связи с этим наблюдаемый процесс снижения оборачиваемости и изменения стандартных условий платежей и поставок на рынке является закономерным.

По мнению М.Гетьмана, на сегодняшний день программа ДЛО является важнейшим драйвером развития российского фармацевтического рынка, поскольку в условиях, когда основная часть расходов лежит на самих пациентах, низкая покупательная способность населения всегда ограничивала его рост. Цели программы носят прежде всего социальный характер, однако одними из ее следствий являются рост и реструктуризация фармацевтического рынка. Позитивные результаты системы ДЛО, по мнению первого заместителя генерального директора ЦВ «Протек» В.Смердова, заключаются также в адекватной оценке структуры потребления ЛС, прозрачности движения товара и денежных потоков, установлении контроля за качеством

ЛС, создании платформы для развития страховых схем лекарственного обеспечения. В рамках федеральной программы население получает доступ к более эффективной и качественной лекарственной терапии. Несмотря на то, что цены в системе ДЛО на 2% ниже, чем в коммерческом секторе рынка, средняя стоимость упаковки здесь в 2,4 раза выше, что свидетельствует о сдвиге в структуре потребления в программе ДЛО в пользу дорогостоящих ЛС.

Заместитель директора Департамента фармацевтической деятельности, обеспечения человека, науки и образования Минздравсоцразвития Д.Рей-харт подчеркнул, что программа имеет крайне важное социальное значение, поскольку для нее характерны беспрецедентно широкий перечень возмещаемых ЛС, единые цены и уровень обеспечения лекарствами для всей страны вне зависимости от экономического состояния регионов, а также перспективы, связанные с последующим подключением региональных льготников, пенсионеров и работников бюджетной сферы. В настоящее время реформа охватывает 14,5 млн. человек, а через 2—3 года она может включать в себя уже 30 млн. человек. Кроме того, важным следствием реализации программы является то, что она способствует созданию инфраструктуры цивилизованного фармацевтического рынка, создающего барьеры для фальсифицированных лекарств. В качестве доказательства эффективности проводимой реформы Д.Рейхарт назвал снижение показателей госпитализации в ряде регионов на 10—15%, достигнутое с момента запуска программы. Однако данное утверждение для профессиональной аудитории выглядело достаточно спекулятивным, поскольку сокращение госпитализации является, по-видимому, не столько следствием улучшения лекарственного обслуживания, сколько результатом параллельно проводимой политики сокращения госпитального сектора.

В том, что программа ДЛО является наиболее важным фактором развития фармацевтического рынка как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде были согласны все участники конференции. Однако долгосрочные перспективы реформы выглядели значительно более оптимистично, чем краткосрочные, поскольку для всех очевидно, что задержки денежных выплат и отсутствие оборотных средств у участников программы могут привести к системному кризису на рынке в 2005 г. По меткому выражению Ю.Крестинского, председателя Совета директоров ЦМИ «Фармэкс-перт», дистрибьюторские и производственные компании стали заложниками новой программы, и остается только надеяться на то, что заложники выживут.

Состояние дел на сегодняшний день может быть проиллюстрировано на примере работы в ДЛО компании ЦВ «Протек» — уполномоченной фармацевтической организации, обслуживающей регионы, где сосредоточена одна треть всех федеральных льготников. По состоянию на 20 мая 2005 г. компанией произведена отгрузка товара в аптечные учреждения на сумму 179 млн. долл., населению отпущено медикаментов на 93 млн. долл., сформированы счета для ТФ ОМС на 49 млн. долл. В то же время оплата счетов произведена на сумму 19,5 млн. долл., что составляет только 21% от суммы отпуска населению и 11% от суммы произведенных поставок в аптеки. По свидетельству В.Смердова, к началу реализации программы ДЛО потребность на уровне регионов была известна только по ограниченному перечню специфических ЛС, которые поставлялись в рамках региональной льготы. В результате неправильной оценки потребности в аптеках были созданы излишние товарные запасы, что привело не только к необоснованному связыванию оборотных средств, но и создало угрозу увеличения количества ЛС с истекшим сроком годности. По данным, прозвучавшим из уст президента компании «Роста» О.Конева, к настоящему времени по всей

России в программу ДЛО производителями фармацевтического продукции осуществлены поставки на 15— 17 млрд. руб., кроме того, инвестиции в размере 5 млрд. руб. сделаны дистрибьюторами и аптечным звеном. Таким образом, общие вложения в ДЛО со стороны участников программы составили 20—22 млрд. руб. Несмотря на то, что эти показатели соответствуют примерно полугодовому бюджету программы ДЛО на 2005 г. (50 млрд. руб.), реальный отпуск ЛС населению за прошедший период оценивается примерно в 8 млрд. руб. По расчетам О.Конева, в регионах, курируемых компанией «Роста», на расчетный среднемесячный уровень отпуска медикаментов удастся выйти к осени, о чем можно судить по характеру положительной динамики этого показателя в прошедшие месяцы. По мнению О.Конева, прием на себя высоких рисков был осознанным решением участников программы, что требует от них последовательного решения пройти весь путь до конца. Особенность ситуации в 2005 г. такова, что рынок впервые оказался в ситуации профицита выделенных средств. Важной проблемой на сегодняшний день остается несоответствие выписываемых медикаментов тому, что поставлено в аптеки. При этом адекватная информационная система, которая позволит решить эту проблему, по свидетельству В.Смердова, может быть эволюцион-но построена только по прошествии 6—8 мес. По оценкам уполномоченных дистрибьюторов, в 2005 г. по программе ДЛО удастся освоить примерно 30 млрд. руб., что составляет 60% от планируемого бюджета. Оценки Минздравсоцразвития более оптимистичные — 70—75%. Некоторое время назад количество выписываемых рецептов вышло на уровень «плато» в 8—9 млн. в месяц, что соответствует возможностям медицинского и аптечного обслуживания сегодняшнего дня. По свидетельству М.Гетьмана, в последнее время обозначилась тенденция роста, что расценивается им как результат инвес-

тиций, которые были сделаны в инфраструктуру программы. Как выяснилось, расчет бюджета ДЛО был сформирован с ориентацией на московский уровень, и выйти на него по всей стране в ближайший год, по сути, является нереальным. Генеральный директор аптечной сети «03» М.Левин обратил внимание на то, что в программе ДЛО ставка сделана на муниципальные аптечные организации, в то время как для частных структур она не привлекательна в связи с ее экономической неэффективностью. В среднем розничному звену достается 5% торговой надбавки, в то время как для сохранения финансовой устойчивости низкоэффективной муниципальной аптечной сети ее маржинальный доход должен составлять 50%. В связи с этим М.Левин ожидает, что деятельность муниципальных аптек по итогам года будет убыточной. По его прогнозам, реализация программы ДЛО вызовет серьезные изменения на розничном рынке с выделением двух различных секторов, один из которых будет обслуживать возмещаемый рынок, другой — осуществлять свободную торговлю ЛС. М.Левин отметил также, что ни один федеральный дистрибьютор не сможет управлять ассортиментом на локальных рынках, что потребует от них создания региональных розничных компаний.

Представители власти согласились с необходимостью увеличения розничной надбавки до 20—25%. М.Геть-ман подчеркнул то обстоятельство, что в рамках программы ДЛО впервые была предпринята попытка снизить цены на ЛС, оплачиваемые из государственных источников финансирования. В то же время он признался, что цены в программе ДЛО в настоящее время не адекватны расходам отрасли. Они должны быть выше, чем на коммерческом рынке, но Росздравнадзор не может на это пойти по политическим соображениям, поскольку в конфликте региональных и федеральных элит вопросы ценообразования находятся в центре внимания.

Отвечая на вопрос зала о неадекватности включения в перечень ДЛО безрецептурных средств, в результате чего государство оплачивает широкие рекламные кампании, Д.Рейхарт сообщил о том, что ОТС-препараты останутся в перечне в связи с социальной значимостью этого вопроса. В то же время переход к выписке по МНН, по его мнению, во многом решит поднятую проблему. Д.Рейхарт также отметил очевидную необходимость участия в ДЛО страховых медицинских организаций. В 2006 г. они будут введены в программу, и конкурс по их отбору предполагается проводить на уровне регионов. Следующий кризис, который ожидает программу ДЛО, — это, по-видимому, кризис доверия. Доверие может быть подорвано как у участников программы, так и у федеральных льготников. Мнение Миздравсоцраз-вития о том, что 80% всех федеральных льготников останется в ДЛО в 2006 г., выглядит как весьма оптимистичный прогноз. В действительности финансирование программы в части обеспечения федеральных льготников может существенно сократиться. Что же касается подключения к программе региональных льготников, то оно будет зависеть от воли региональных властей, чьей заинтересованности в этом вопросе на сегодняшний день не наблюдается. Особую интригу составляет то, что программа ДЛО, которая в 2005 г. по сути своей выступала в качестве системы государственного страхования, уже с 2006 г. превратится в совершенно иную систему, действующую на базе принципов добровольного участия граждан. Вопрос о том, что в ДЛО используются деньги населения, был поднят М.Гетьманом, который отметил, что роль государства в проводимой реформе состоит в запуске публичных инвестиций в здравоохранение.

Изменение принципов функционирования системы ДЛО может привести к тому, что титанические усилия 2005 г., которые, будем надеяться, создадут предпосылки для выхода про-

граммы в позитивную фазу, окажутся напрасными. И тогда в 2006 г. на конференции Адама Смита в центре внимания окажется новая проблема, предложенная рынку. Точно так же, как это произошло в этом году, когда, по выражению директора по исследованиям СЕТ В.Мунблита, GMP заменили ДЛО.

РЕФОРМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: КУДА КРИВАЯ lllllll Щ

«Российская экономика имеет крупные масштабы и занимает 15-е место в мире», — подчеркнули в своем докладе партнеры С.Шибаев и Г.Вензель (Roland Berger Strategy Consultants). Показатели ВВП на душу населения также достаточно высоки и находятся на уровне других формирующихся рынков. Экономика характеризуется устойчивым ростом. В 2004 г. основные международные рейтинговые агентства повысили долгосрочный кредитный рейтинг России. Благоприятные экономические и политические прогнозы до 2010 г. делают ее привлекательным рынком. Полностью восстановившись после кризиса 1998 г., российская экономика в 2004 г. вышла на этап расширенного роста. В этот период на высшем политическом уровне страны в качестве одной из ключевых реформ, с которой связывается перспектива устойчивого экономического роста, была обозначена реформа здравоохранения.

Россия отстает от прочих стран с переходной экономикой по показателю затрат на здравоохранение по отношению к ВВП (в 2003 г. Россия — 4,1%%, в 2001 г. Индия — 5,1%, Китай — 5,1%, Польша — 6,3%%, Чехия — 7,3%%). По показателю расходов на душу населения Россия обгоняет Китай и Индию, но значительно отстает от Польши и Чехии (соответственно, в 5 и 8 раз). Российское здравоохранение на сегодняшний день характеризуется низким уровнем оказания медицинских услуг, дефицитом ресурсов и их неэффективным использованием. При этом динамика демографических показателей и по-

казателей здоровья населения крайне неблагоприятны. На протяжении 90-х годов и в новом тысячелетии наблюдается естественная убыль населения, которая лишь частично компенсируется за счет миграционных процессов. Ожидаемая продолжительность жизни установилась на низком уровне — 65,5 лет (59,1 — для мужчин и 72,5 — для женщин). В настоящее время в России уже осознали, что для устойчивого развития экономики необходимы стабилизация численного состава населения и инвестиции в его здоровье, что неизбежно требует модернизации здравоохранения. Первые попытки реформирования системы здравоохранения относятся к середине 90-х годов, когда была внедрена система ОМС. Несмотря на изменения в финансировании, ресурсное обеспечение отрасли не покрывало декларируемые государством гарантии оказания медицинской помощи. Государственное финансирование постепенно замещалось частным, и как прозвучало в докладе сопредседателя комитета по здравоохранению Американской торговой палаты М.Власовой, к 1999—2002 гг. оно составляло только 60% от общих затрат. Сокращение государственных расходов, однако, не сопровождалось развитием добровольного медицинского страхования (т.е. альтернативной цивилизованной схемой), и подавляющая часть платежей в частном секторе совершалась непосредственно из кармана пациентов. Запущенная в 2005 г. реформа здравоохранения, первым этапом которой явилась программа ДЛО, по утверждению М.Власовой, окажет революционное воздействие на социальную сферу. Можно также добавить, что помимо гуманитарной составляющей инвестиции в здравоохранение могут оказать мультипликативный эффект на экономику в целом. По прогнозам Roland Berger Strategy Consultants, при медленном разворачивании реформ расходы на здравоохранение будут расти примерно на 8,5% в год и к 2009 г. составят 31,4 млрд. долл. При быстром реформировании аналогичные показатели со-

ставят 10% и 34,4 млрд. долл. При этом в первом варианте затраты на здравоохранение на душу населения достигнут уровня Бразилии, а во втором — уровня Польши, но в том и другом случае — только по состоянию на 2003 г.

Реформа здравоохранения проводится на фоне безразличного отношения значительной части населения к своему здоровью, сокращения доверия пациентов к медицине, снижения престижности профессии врача. Если раньше врач был ключевой фигурой в здравоохранении, то в настоящее время его роль часто сводится к рекомендации начать лечение и советам по выбору препаратов. Врачи считают, что они остались позади проведения реформы здравоохранения и тяжело переживают это. Они хотели бы восстановить свой статус и ищут в этом помощи. Такие результаты были получены в ходе исследования врачей и пациентов на территории Москвы, проведенного по инициативе компании Pfizer (доклад директора по внешним связям И.Дороховой).

По оценкам врачей, население уделяет недостаточно внимания своему здоровью, и как результат, слишком поздно обращается за помощью, что приводит к низкой эффективности работы врача. Исследования потребителей подтверждают эти суждения. 65% из числа опрошенных респондентов в возрасте 25—55 лет считают себя здоровыми, хотя прекрасно осведомлены о том, что состояние здоровья в популяции находится на низком уровне. 82% — предпочитают не думать о своем здоровье, 74% — начинают заботиться о здоровье, когда заболевают, 53% — считают, что ведут здоровый образ жизни, 47% — предпочитают самолечение, 17% — доверяют альтернативным методам лечения больше, чем традиционным. Несмотря на недальновидное отношение к своему здоровью, в отношении выбора ЛС пациенты более требовательны, что неудивительно, учитывая их склонность к самолечению и практически неограниченные возможности по приобретению рецеп-

турных препаратов. 65% пациентов готовы приобрести более дорогое, но при этом более эффективное средство, а 86% считают, что врач должен им предоставлять возможность выбора ЛС, объяснив разницу между эффективностью, стоимостью и прочими параметрами медикаментов. Исследование показало, что врачи недооценивают готовность пациентов платить за эффективное лечение, что является следствием низкого уровня взаимодействия и понимания между первыми и вторыми. Можно только надеяться на то, что аналогичная причина лежит и в основе мнения половины пациентов о том, что врачи делают свои назначения по согласованию с фармацевтической индустрией.

Легкомысленное отношение к своему здоровью является, с одной стороны, особенностью менталитета российских людей, с другой — результатом прошлого опыта, когда в советские времена болезнь не сказывалась непосредственно на экономическом положении (достаточно вспомнить больничные листы, сохраняющие средний уровень заработной платы и обеспечивающие свободное время). Доступность бесплатной медицинской помощи, отнюдь не всегда низкого качества, поощряла недостаточное внимание людей к своему здоровью.

В современной экономической ситуации здоровье становится важным капиталом, без которого человеку сложно обрести желаемый статус и уровень благосостояния. Однако в силу нестабильности, которые сопровождали жизнь нашего общества в последние годы, средний российский человек был сосредоточен на решении краткосрочных насущных проблем, в то время как отдаленные последствия его образа жизни становились призрачными и малозначимыми. Стабилизация экономики и повышение уровня жизни должны изменить ситуацию. Четко выраженная тенденция повышения ценностного восприятия здоровья уже прослеживается в недрах формируемого среднего класса. Не вызывает сомне-

ния, что принципиально важную роль в этом процессе должна сыграть реформа здравоохранения. Пока она сосредоточена на решении проблем уязвимых слоев населения, однако следующие ее этапы должны коснуться работоспособного населения, которому для реализации заботы о своем здоровье должны быть предоставлены адекватные возможности страховой медицины. О том, что в обществе наблюдается серьезный сдвиг в понимании ценности здоровья и здравоохранения, можно судить даже по тому, что в ходе нынешней конференции наиболее сильной «бьющей картой» в системе аргументации целого ряда докладов выступала кривая смертности российского населения, которая, как известно, повышалась на протяжении многих лет. В то же время никто из участников конференции не упомянул тот факт, что в 2004 г. впервые наблюдалось снижение показателя смертности — с 16,4 до 15,9 на 1000 человек. Остается надеяться, что по мере модернизации здравоохранения сокращение смертности станет устойчивой тенденцией, и это позволит использовать все ту же кривую смертности в качестве доказательства эффективности реформ.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСАППАРАТА

Оценивая состояние регуляторной реформы в области обращения ЛС, М.Гетьман отметил, что создана и работает рабочая группа по разработке нормативно-правовых актов. Несмотря на комплексность стоящей проблемы, выделены приоритеты, одним из которых является система контроля качества. Отрасли предстоит переход к декларированию качества и добровольной сертификации, которые определены действующим законодательством. В связи с ресурсными ограничениями решить эту проблему в ранее намеченные сроки не удалось. Однако Росздравнадзор уже в этом году собирается перейти к более либеральной модели. Это означает, что отраслевые организации, ко-

торые сочтут это для себя целесообразным, при создании адекватных систем управления качеством в сфере производства ЛС смогут рассчитывать на переход в системе сертификации с 7-й на 5-ю схему, что предполагает выдачу сертификата без каких-либо дополнительных издержек. Для реализации этих планов Росздравнадзор должен надлежащим образом дополнить требования к порядку организации производства и контроля качества ЛС, внести изменения в нормативно-правовые акты, связанные с лицензированием производства ЛС, сформировать институт уполномоченных лиц, создать институт внештатных инспекторов по качеству.

Необходим скорейший переход отрасли на GMP, который позволит решить проблему фальсификатов, подчеркнула М.Власова. Сама методология GMP, внедренная на российских заводах, не позволит использовать одни и те же производственные мощности для производства контрафактной и нормальной продукции. М.Власова указала на необходимость комплексного взгляда на требования к производству и обращению ЛС, отмены избыточных норм и недопущения замены одних избыточных требований на другие. М.Власова обратила также внимание на то, что в РФ нет нормативной базы, которая бы обеспечивала правовую защиту данных клинических испытаний (в других странах защита действует в течение 5—11 лет). Как следовало из доклада главного специалиста Департамента государственного контроля доклинических и клинических испытаний Росздрав-надзора Ю.Афончикова, объем проводимых клинических исследований (КИ) в РФ быстро растет. За пять лет общее число КИ возросло более чем в 2 раза. Международные многоцентровые исследования составляют почти половину всех КИ, а по числу участвующих больных превышают остальные исследования почти в 3 раза. Основными областями проведения КИ являются онкология, психиатрия и кардиология. На международном

уровне признано высокое качество проведения КИ в России. В то же время отсутствие защиты результатов КИ на государственном уровне препятствует реализации потенциала этого рынка.

Контакты с государственными органами здравоохранения нынешнего состава, по мнению исполнительного директора А1РМ С.Бобошко, в целом оправдали ожидания отрасли, однако в условиях реализации программы ДЛО наблюдается снижение уровня позитивного взаимодействия компаний и чиновников. Перед отраслью стоит целый ряд задач, которые могут быть эффективно решены только в ходе конструктивного диалога участников рынка и власти. С.Бобошко призвал вернуться к инициативе, начатой в прошлом году и состоящей в совместной выработке стратегии развития фармацевтической отрасли силами влиятельных персон, представляющих различные группы влияния российского фармацевтического рынка. Известно, что министерство положительно оценило результаты этой инициативы, однако осенью 2004 г. дальнейшее ее развитие было отложено в связи с концентрацией усилий на реализации программы ДЛО. М.Гетьман признал, что в значительном числе случаев административные барьеры в управлении отраслью выросли. Однако причины этого явления властью уже осознаны, как и достигнуто понимание, как их нейтрализовать. Особенностью государственных органов как провайдеров услуг для населения и участников рынка является то, что они действуют в неконкурентном пространстве, и это является наиболее серьезной проблемой для оптимизации выполнения функций управления. В связи с этим было принято решение о создании системы управления качеством в Росздравнадзоре, которая должна привести к оптимизации деятельности персонала службы и ее структурных подразделений. Для отработки системы управления качеством был выбран процесс регистрации ЛС, и о первых результатах новаций можно

В ПЕНЗЕ БУДЕТ ОРГАНИЗОВАН ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПРОИЗВОДСТВА ИНСУЛИНА

В июне российская фармацевтическая компания «Биотэк» и китайская корпорация «Донгбао» подписали Договор об организации на территории России производства генно-инженерных аналоговых инсулиновых препаратов. Согласно этому документу, в Пензе будет построен завод, где организуют полный цикл производства инсулина из субстанции (кристалл инсулина), предоставляемой компанией «Донгбао». Основные акционеры проекта — российский фармацевтический холдинг «Биотэк» и компания «Донгбао», которая, наряду с производством субстанции, обладает технологиями по созданию генно-модифицирован-ных (или аналоговых) форм инсулина. Объем инвестиций в производство составит 15 млн. долл. Мощность производства, которое планируется ввести в строй уже во второй половине 2006 г., будет эквивалентна 12 млн. флаконов в год. Запланировано производство инсу-линов короткой и средней продолжительности действия. Инсулин будет выпускаться во флаконах и шприц-ручках с картриджем.

Соб. инф.

PFIZER СОВМЕСТНО С FDA ПРОВЕРИЛА БЕЗОПАСНОСТЬ VIAGRA

FDA США заявило в минувшую пятницу об отсутствии признаков, указывающих на связь между употреблением препарата Viagra и одной из редких форм слепоты (NAION), подтвердив эффективность этого препарата как средства против полового бессилия у мужчин. В 2000 г. компания Pfizer была проинформирована о первом случае заболевания NAION среди мужчин, принимающих Viagra. В марте 2005 г. фирме был предоставлен доклад, в котором было зафиксировано около 30 аналогичных случаев. Об опасности употребления Viagra уже предупреждали пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Но недавно в одном из коммюнике Pf'zer отметила, что результаты 103 клинических исследований эффекта виагры среди 13 000 человек не установили ни одного случая заболевания NAION. FDA пришло к выводу, что факторы, обуславливающие предрасположенность к NAION, — возраст старше 50 лет, повышенное артериальное давление, диабет, курение — это те же самые факторы, которые вызывают половое бессилие у мужчин.

rccnews.ru

будет судить к сентябрю-октябрю этого года.

Межгосударственная комиссия по стандартизации, регистрации и контролю качества лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств-участников СНГ работает уже 10 лет, концентрируя свои усилия в области обращения ЛС. Деятельность комиссии, как отметил ее председатель В.Дмитриев, активизировалась после создания Единого экономического пространства, куда вошли наиболее экономически развитые страны — Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. Перед комиссией стоит цель гармонизации законодательства в области обращения ЛС. Процесс «Внутренней» гармонизации предполагает согласование нормативной базы внутри СНГ, процесс «внешней» гармонизации — ориентацию на директивы ЕС. Перед Комиссией стоит целый ряд задач, среди которых создание Фармакопеи СНГ, за основу которой принята Фармакопея Украины, разработка единых требований к регистрации и маркировке ЛС (с использованием интернационального русского языка), предотвращение оборота фальсификатов при организации оперативного информационного обмена, разработка единых требований к включению в ОТС-пере-чень, создание национальных ин-спекторатов, вступление в PIC/S, взаимное признание результатов инспекций и пр. В.Дмитриев подчеркнул, что, несмотря на важность обсуждения общих вопросов в рамках СНГ, реально плодотворным на сегодняшний день является двустороннее сотрудничество.

ПРОГНОЗЫ РЫНКА I И РЫНОК ПРОГНОЗОВ

В сравнении со многими другими потребительскими рынками России стоимостной объем фармацевтического рынка невелик, поскольку в структуре потребления превалируют дешевые ЛС. В 2004 г., согласно данным RMBC (доклад председателя совета директоров группы компаний

«Ремедиум» А.Ишмухаметова), рынок вырос почти вдвое по сравнению с 2000 г. и составил 5,6 млрд. долл. в конечных ценах, что на душу населения соответствует 39 долл. Рост рынка связан с качественными изменениями структуры потребления и переходом на современные методы лечения. В соотношении аптечного/госпитального, рецептурного/ОТС-секторов в течение последних лет заметных изменений не наблюдалось, что свидетельствует об устойчивости основных параметров сформированного рынка. Концентрация производителей постепенно увеличивается: с 2000 г. по 2004 г. доля первых десяти компаний, среди которых в последний год была представлена только одна российская фирма «Фармстандарт», выросла с 25% до 31%.

Согласно данным ЦМИ Фармэксперт (доклад Ю.Крестинского), продажи на российском рынке составили в 2004 г. 6,35 млрд. долл., или 44 долл. на душу населения. Если в I кв. 2004 г. на рынке было задействовано 124 млн. долл. государственных денег, то в I кв. 2005 г., по предварительным расчетным данным, эта сумма увеличилась до 191 млн. долл. На программу ДЛО из этих средств пришлось 115 млн. долл. Таким образом, общий объем рынка в I кв. 2005 г. составил 1,36 млрд. долл., что на 19,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соотношение возмещаемого и свободного секторов в рознице составило 15% к 85% (в 2004 г. 10% к 90%). В 2005 г. максимальный рост, который может продемонстрировать рынок при освоении всего бюджета программы ДЛО, составляет, согласно данным ЦМИ «Фармэксперт», 136%. Прогнозы RMBC колеблются в диапазоне 120—130%. Исходя из предположения, согласно которому в рамках программы ДЛО в 2005 г. удастся освоить 1 млрд. долл., ЦВ «Протек» прогнозирует общий рост фармацевтического рынка на 25%. Российский рынок биотехнологических препаратов, по оценкам Abercade Consulting (доклад Н.Орло-

вой), составляет 562 млн. долл. в ценах производителей (495 млн. долл. — импорт, 67 млн. долл. — внутреннее производство). Несмотря на небольшой объем, данная отрасль представляет особый интерес с точки зрения возможностей для создания новых препаратов. Несколько инновационных российских проектов являются тому подтверждением. В частности, речь идет о проекте «Национальные биотехнологии», который связан с технологией производства генно-инженерного инсулина. С привлечением венчурного финансирования сделаны инвестиции в создание производства, которое должно быть завершено в текущем году. В то же время Н.Орловой высказаны опасения относительно успеха реализации отечественного генно-инженерного инсулина на внутреннем рынке ввиду наличия высоких барьеров для выхода в этот сегмент. На конференции прозвучал также проект сотрудничества Solvay Pharma и российской компании «Петровакс Фарм» по созданию и производству новой вакцины против гриппа Грип-пол (доклад генерального директора Solvay Pharma Л.Паршенкова). Уникальность вакцины состоит в том, что она содержит высокомолекулярный иммуноадъювант российского происхождения Полиоксидоний. Для финансирования строительства нового завода Европейский банк реконструкции и развития предоставил компании «Петровакс Фарм» долгосрочный кредит в размере 15 млн. евро. Регистрацию вакцины предполагается провести в России и странах СНГ. Маркетинг и начало продаж намечены на 2007 г. Определенные перспективы с развитием биотехнологических проектов в России связываются с прошедшими недавно парламентскими слушаниями на тему «Законодательное обеспечение развития биотехнологической отрасли». В рамках концепции наукоградов, по утверждению Н.Орловой, есть перспектива получения около 10 млн. долл. на создание новых промышленных площадок для реализации проектов, в т.ч. и в обла-

сти биотехнологий. Кроме того, Минпромэнерго предложило Комплексную программу возрождения российской биотехнологии, в рамках которой совместно с частными инвесторами планируется создать венчурный фонд. Предполагается инвестировать 2—4 млрд. руб. в биотехнологические научно-исследовательские проекты с целью их коммерциализации, при этом особый упор будет сделан на биофармацевтику.

Фармацевтический рынок РФ в стоимостном выражении в 3,7 раза больше, чем рынок Украины, и в 14 раз больше, чем рынок Казахстана и Беларуси (доклад генерального директора RMBC М.Денисовой). Соотношение аптечного и госпитального секторов на всех четырех рынках примерно одинаковое и составляет 4:1. Особенно активный рост характерен для рынка России и Беларуси. В отличие от России, где в настоящее время основная часть реализации ЛС приходится на диапазон цен от 2 до 10 долл., в других странах еще очень велика доля продаж в интервале до 1 долл. Характерно то, что по уровню потребления ЛС на душу населения 2 место вслед за Россией занимает Беларусь, а не Украина. Совокупная доля производителей постсоветского пространства наиболее велика в Украине, где сильные позиции занимают местные фирмы. По данным компании «Бизнес кредит» (доклад директора по маркетингу Л.Сасиной), в числе 10 лидирующих производителей на украинском рынке фигурируют 4 локальные компании, причем «Дарница» продолжает удерживать 2 место. Из российских компаний ведущие позиции в розничном секторе занимают «Ниж-фарм», «Материа Медика» и «Поли-сан», а в госпитальном — «Лэнс-Фарм» («Верофарм»). По данным RMBC, доля ОТС-препаратов в Украине достигает 45% (32% — России), что обусловлено неразвитым законодательством в области рекламы ЛС и широкими возможностями по продвижению, а также тем, что 80% розничного сектора финансируется из

средств населения. Деятельность нового кабинета министров в Украине сказалась на фармацевтической сфере в том, что было приостановлено действие всех приоритетных списков по государственным закупкам. Взятый общий курс правительства на гармонизацию законодательства Украины с законодательством ЕС предполагает серьезную перестройку здравоохранения и фармацевтической сферы.

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ — НЕПРОСТАЯ СИНЕРГЕТИКА I

Тема слияний и поглощений получила на конференции широкое освещение в связи с недавно состоявшимися сделками по покупке стратегическими инвесторами крупных пакетов акций компаний «Нижфарм» и «Акрихин». Финальные соглашения были подписаны в декабре 2004 г., а исполнение сделок пришлось на первые месяцы 2005 г. Интрига заключалась в том, что компании, сравнимые по показателям объема продаж, были проданы за суммы, различающиеся более чем в 2 раза: 97,5% акций «Нижфарма» были приобретены Stada Arzneimittel AG за 80,5 млн. евро, а 80,36% акций «Акрихина» — компанией Health Tech Corporation (HTC) за 40 млн. долл. Разница состояла также в том, что сделка по покупке «Нижфарма» проходила по инициативе и с активным участием менеджмента компании, а приобретение «Акрихина» сопровождалось приходом новой команды менеджеров. Кроме того, в случае «Нижфар-ма» покупка была сделана фармацевтической компанией, в то время как «Акрихин» приобретен корпорацией, владеющей крупным сетевым бизнесом (Vision International People Group).

Генеральный директор компании «Нижфарм» А.Младенцев провел анализ, в результате которого получил два показателя, характеризующих стоимость сделок по приобретению пакетов акций фармацевтических компаний, состоявшихся в последние годы, по отношению к чистой

прибыли и объему продаж. Задаваясь вопросом о том, что важнее для инвестора, текущее состояние компании или ее потенциальные возможности, он убедительно продемонстрировал, что базисом для принятия инвестиционного решения по приобретению акций «Нижфарма» явилась текущая прибыль компании. Соотношение цены акции и прибыли, которая приходится на одну обыкновенную акцию, для «Нижфарма» было в два раза ниже, чем у Stada, что и определило выгодность сделки. В других известных сделках на фармацевтическом рынке, как следовало из данных А.Младенцева, инвесторы ориентировались на объем продаж компаний, т.е. на их будущие возможности, а не на текущую стоимость. Первые попытки переговоров со стратегическими инвесторами были предприняты «Нижфармом» еще в 1998 г., однако в то время оказалось, что переговорные позиции компании пока очень слабы и особой привлекательности для стратегического инвестора она не представляет. В результате были привлечены финансовые инвестиции, которые сыграли важную роль в развитии компании. Решение о продаже «Нижфарма» было принято в декабре 2003 г., когда в компании пришли к выводу, что правительство не выполняет своих намерений относительно обеспечения полноценного включения России в мировое экономическое сообщество. В России трудно осуществлять разработку и внедрение новых продуктов, так же как и расширять рынки сбыта за счет внешнеэкономической деятельности, поскольку российские стандарты не гармонизированы с западными, и на пути российского экспорта воздвигаются административные барьеры. Поскольку и внедрение новых продуктов, и расширение экспорта представляли ключевые проблемы для дальнейшего развития бизнеса «Нижфарма», сделка со Stada позволила сделать так, чтобы рост компании не зависел от государства. В составе Stada «Нижфарм» является, с одной стороны, новой производственной единицей, с другой — регио-

нальным офисом по продажам. Важным этапом объединения компаний, по словам А.Младенцева, является процесс «ассимиляции». Адаптация менеджмента была названа в качестве важного условия успешной интеграции и Й.Тригвасоном, главой представительства дженериковой компании Actavis, имеющей богатый опыт в сфере слияний и поглощений. Отвечая на вопрос о том, дорого или дешево был куплен «Акрихин», его президент А.Лазуто сообщил, что через два дня после подписания соглашения в компанию «НТС» поступило предложение о переуступке пакета акций за цену, на 10% превышающую стоимость сделки, а по прошествии 3-х месяцев цена предложения по покупке выросла в полтора раза. «Акрихин» является компанией с наиболее высоким производственным потенциалом, однако ее слабыми сторонами являются маркетинг, построение продаж, система управления и пр. Слабые стороны «Акрихина» проявляются в тех областях, где у команды «НТС» сосредоточены ключевые компетенции. Успешный опыт работы на сетевом рынке БАД и косметики дает возможность «НТС», по мнению А.Лазуто, привнести в фармацевтическую сферу эффективные технологии продвижения и интересный опыт построения управленческой команды. Новый менеджмент ставит цель в течение 2—3 лет удвоить стоимость «Акрихина». По данным А.Лазуто, уже за первые 4 месяца работы за счет оптимизации затрат удалось повысить рентабельность компании по чистой прибыли в 2 раза. А.Лазуто сообщил о том, что «НТС» выполнила свою роль, и далее в фармацевтической сфере будет звучать брэнд «Акрихин», укрепление которого выдвинуто в качестве одной из ключевых задач. Российский рынок, по мнению директора по маркетингу «Верофарма» Г.Иноземцева, характеризуется фраг-

ментарностью и отсутствием доминирующих игроков, что характерно также и для мирового дженерикового рынка. Для успешного развития дже-нериковые компании должны иметь обширный, быстро обновляемый продуктовый портфель и широкие рынки сбыта, что позволяет им достигать эффекта экономии на масштабе. Слияния и поглощения — это общая мировая тенденция, обеспечивающая возможности быстрого роста компаний. В России к слияниям и поглощениям толкает еще и высокая стоимостью заемных ресурсов. Как прозвучало в докладе старшего менеджера PricewaterhouseCoopers А.Лаврентьевой, слияния и поглощения, особенно те, которые имеют международную составляющую, являются высокорисковыми операциями. Каждая вторая сделка в России приводит к негативным результатам. Тому причиной сложность и неоднозначность российского законодательства, низкий уровень корпоративного управления и непрозрачность операций в российских организациях, недооце-ненность и необходимость в реструктуризации многих компаний, находящихся в частном владении. Поскольку любое слияние — это в конечном итоге поглощение, то типичные схемы этих операций представляют собой приобретение отдельных активов, приобретение акций объекта инвестиций или использование «гибридной» схемы. Решение о том или ином варианте зависит от конкретных обстоятельств сделки. Среди факторов, влияющих на выбор инвестора, можно выделить необходимость сохранения важнейших лицензий и контрактов, наличие «исторических» обязательств, предпочтения продавцов и т.д. Приобретение акций не облагается НДС, в то время как преимуществом схемы приобретения активов является отсутствие риска наличия неотраженных налоговых

обязательств. Совершению сделки должен предшествовать комплексный анализ предприятия, который может вскрыть целый ряд проблем. От его результатов зависят переговорные позиции продавца и покупателя и, в конечном итоге, цена сделки. По словам А.Лаврентьевой, порой получается так, что цель ставится в приобретении активов предприятия, а реально купить можно только его долги.

Программа ДЛО, как считает Г.Иноземцев, в перспективе повышает привлекательность российского рынка и успешных российских компаний, поскольку ожидаются и значительное расширение размеров рынка, и повышение доли крупных игроков, активно участвующих в программе ДЛО. В то же время число успешных компаний, которые могут вызвать интерес инвесторов, ограничено, кроме того, рынок крайне непрозрачен. По мнению А.Младенцева, сделок по покупке российских компаний в перспективе будет не так много, поскольку отрасль по-прежнему характеризуется низкой конкурентоспособностью на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными производителями, а также слабым экспортным потенциалом. Й.Тригвасон отметил то, что в международной практике упущенные выгоды, возникающие в ходе объединения, часто состоят в том, что не реализуются синергетические возможности этих сделок. Представляется, что взгляд на современное состояние российского рынка с точки зрения синергетики — учения о самоорганизации открытых систем, — в принципе, весьма плодотворно. Это связано с тем, что синергетика (в отличие других теорий развития — метафизики и диалектики) рассматривает хаос как позитивное явление, предшествующее фазе упорядоченности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.