Научная статья на тему 'Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие формирования ценностного отношения учащихся'

Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие формирования ценностного отношения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна, Юсупхаджиева Татьяна Васильевна

Исследуется проблема этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в школе с позиции реализации регионального компонента, способствующего приобщению учащихся к национальной культуре, формированию ценностного отношения учащихся к миру и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна, Юсупхаджиева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие формирования ценностного отношения учащихся»

ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

®2011 Магомеддибирова З.А., Юсупхаджиева Т.В.*

Дагестанский государственный педагогический университет ^Чеченский государственный педагогический институт

Исследуется проблема этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в школе с позиции реализации регионального компонента, способствующего приобщению учащихся к национальной культуре, формированию ценностного отношения учащихся к миру и т.д.

The authors of the article analyze the problem of the training and educational ethnopedagogization at school from the positions of realization of the regional component, promoting schoolchildren’s familiarizing with the ethnic culture, the formation of the schoolchildren’s value attitude to the world, etc.

Ключевые слова: образовательная среда, этнопедагогизация, народное искусство, ценности, ценностное отношение к миру.

Keywords: educational environment, ethnopedagogization, folk art, values, value attitude to the world.

Происходящие политические, экономические и социальноисторические процессы в

существенной мере корректируют требования к современной личности в части образовательной и культурной составляющих жизнедеятельности. Образование и образовательная среда в социокультурном

пространстве рассматриваются в качестве ключевого фактора становления и развития личности.

Сегодня в сфере образования происходят серьезные перемены, в первую очередь ориентированные на социализацию личности,

формирование духовной,

нравственной, эстетической и других составляющих базовой культуры, развитие творческих сил и способностей субъекта

педагогического взаимодействия. Главной же целью обучения и воспитания в многонациональном

регионе выступает формирование личностных качеств, необходимых для самоопределения и самореализации в поликультурном пространстве. При этом учреждения образования и культуры должны отличаться не этнической аранжировкой

общечеловеческих ценностей, а национальной культурой, дополненной и обогащенной сведениями о культуре других народов, где важно при организации педагогического процесса учесть фактор родной культуры и пребывания в ней, понимания других культур, различий по отношению к родной культуре,

самоидентификационный и

познавательный аспект [7].

Следует отметить, что

перспективной в данном контексте представляется этнопедагогизация образовательной среды с позиций обеспечения трансляции этнического наследия новым поколениям, учета

интеграционных процессов в современной общественной жизни.

По мнению Г. Н. Волкова, «... этнопедагогизация представляет собой главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания ... целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными

воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими

воспитательную среду

(этнопедагогическое пространство)» [1].

Следовательно, теоретическое обоснование использования

принципов народной педагогики и традиций национальной культуры предполагает опору на представление о таких глубинных архетипических началах, свойственных каждой национальной культуре и отраженных, прежде всего, в народном искусстве. При этом принципы

природосообразности, преемственности, коллективности, образности, синкретичности,

целостности в формировании картины мира способствуют сохранению во времени жизненных связей с природой, землей, этнической

общностью, обеспечивают осознание своей причастности к народному целому, чувства своего места и т.д. Всечеловечность и всенародность образов народного искусства

способствует сохранению мира и жизни в восприятии действенной, формирующей силы культуры каждого этноса, что делает ее фундаментом современного социума, поскольку не перестает быть корневой системой национальной специфики» [4].

В народном искусстве наиболее полно отражены психология народа, основы его бытовой жизни и эстетические ценности, а

художественный язык доступен и понятен каждому, вследствие чего через него возможно общение людей своей культуры и представителей различных этносов. Приобщение

школьников к искусству разных народов позволяет вовлечь учащихся в мир настроений и художественноэстетических переживаний, развивать ценностное отношение к миру в целом.

По мнению М. А. Некрасовой, народное искусство стремится к воссозданию «... идеи образа: человека, коня, цветка и т.д., которая лишена индивидуальных черт

(проистекает из коллективности творческого сознания), вследствие чего она объективна и канонична, достаточно абстрактна, даже космологична... В народном творчестве идея образа

непосредственно вытекает из поэтического отношения к природе, к ее явлениям, которые не подвергаются рационализации, откуда проистекает величайшая поэтическая сила образов в народном искусстве, высочайшая их одухотворенность, граничащая с волшебностью...» [4].

Для развития эмоционально-ценност-ного отношения у учащихся важное значение имеет то обстоятельство, что картина мира у каждого народа специфична, несмотря на наличие у всех народов одинаковых базовых компонентов (привычные формы, цвет, звук, родные, предки, семья, язык, среда обитания и т.д.). По мнению Г. Д. Гачева, «. в ядре своем каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняются особенный климат, времена года, пейзаж, пища, этнический тип, язык и прочее, поскольку они непрерывно питают и воспроизводят национальный склад бытия и мышления, вследствие чего у каждого народа складывается свой образ единой материальной Вселенной (космос) или Духа (логос)» [3].

Беседы с учителями начальных классов школ г. Грозного, результаты анкетирования и тестирования показывают, что самостоятельная деятельность учащихся с опорой на народную культуру, образы народного искусства способствует

выработке чувства общности,

включению в изучение истории родного края, системы

взаимоотношений людей прошлого, сближению с природной средой, осознанию единства с окружающим миром. Кроме того, обеспечиваются условия для «мягкой» социальнокультурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию себя при этом полноправным представителем определенной национальной

культуры.

В контексте расширения социокультурного пространства

происходит значительная активизация личностного потенциала и, как следствие, повышение самосознания учащегося, поскольку сознательное «Я», как считают многие, не может пройти мимо исторической памяти и большого опыта. При этом ценность образцов классического искусства заключается в развитии

общекультурного, эстетического

сознания и самосознания, через обращение к смысловым и ценностным моделям мира в разных слоях и формах культуры, в том числе и народной, что означает возможность и необходимость их поиска и раскрытия.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает выделенность основных позиций этнопедагогизации образовательного процесса, среди которых: создание обоснованной дидактической системы с достаточно полным представлением в содержании образования взаимоотношения этносферы и человека; разработка педагогических моделей реализации принципов взаимодействия учреждения

образования с этносоциумом и диаспорами; обучение родному языку, изучение музыкальной, эстетической, художественной культуры, воспитание интереса к истории, традициям через приобщение к духовным ценностям народа как органичной, неотъемлемой части культуры мира; использование педагогических технологий,

способствующих формированию у учащихся потребности в приобретении знаний об этнокультурных ценностях народов; создание условий для усвоения национальных обычаев, традиций через проведение праздников, имеющих историческую ценность для каждого этноса и всех народов в целом и т.д. [7].

Следует отметить особое значение народной художественной культуры в формировании личности школьника в поликультурной, полиэтнической среде, вбирающей в себя выраженные в знаковой, художественносимволической форме проявления этнического сознания, имеющие общественно-значимый характер и направленные на регуляцию отношений человека с окружающим миром. Народная художественная культура, являясь средоточием «этничности», отражением

национального самосознания,

мировосприятия и поведенческой составляющей представителей той или иной национальности, должна выступать как стержневой компонент учебно-воспитательного процесса начиная с дошкольной и заканчивая старшей ступенью. Это позволит естественным путем решить задачи углубленного постижения основ мировосприятия, мироощущения, мировоззрения, свойственных

данному народу, поскольку, выступая в качестве педагогического средства, народная художественная культура способствует усвоению школьниками нравственно-эстетических ценностей, составляющих мировоззренческую основу личности. Кроме того, осваивая элементы народной художественной культуры, школьники учатся уважать национальные традиции, культуру предков, их мудрые заповеди, обряды и обычаи.

Сегодня в школе учащиеся могут познакомиться со многими видами народной художественной культуры: традициями (бытовыми, трудовыми и др.), праздниками, обрядами,

фольклором (словесный,

музыкальный, танцевальный и т.д.), с

предметами материальной культуры.

При этом особое значение для

развития личности школьника,

формирования его толерантного отношения к другим культурам,

способности идентифицировать себя с этносом имеет декоративно-

прикладное искусство, которое ярко, эмоционально насыщено и доступно с самого раннего возраста, поскольку представляет собой средство эстетизации полиэтнической

образовательной среды, проявления ценностного отношения к миру и т.д.

Можно заключить, что организация учебно-воспитательного процесса в контексте этнопедагогизации

позволяет объединить и

гармонизировать современные теории педагогики и психологии, достижения в области искусствоведения и культурологии, создает условия для полноценного и последовательного усвоения учащимися народной культуры и народного искусства в многонациональном поликультурном регионе, более глубоко проникнуть в природу и народного искусства.

Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в детской школе искусств г. Грозного обеспечивается посредством функционирования музыкального, изобразительного, хореографического и декоративноприкладного отделении, где акцент делается на интеграции народного искусства с искусством народов мира, поскольку в качестве одной из важнейших задач воспитания рассматривается приобщение

учащихся к ценностям мировой культуры. Проведенный за последние годы анализ деятельности начальных школ Чеченской Республики

свидетельствует о повышении интереса учащихся к традициям,

изучению истории рода, чему

свидетельством служит участие в проектах по изучению и сохранению традиций, культуры своего народа,

народов, населяющих республику и т.д.

Следует отметить, что в школах республики используется

педагогический потенциал спецкурсов и факультативов «История культуры родного края», «Уроки предков» и т.д. в части межнационального взаимодействия и конструктивного сотрудничества в поликультурной среде, раскрытия духовно-

нравственного потенциала каждой нации, обмена социокультурным опытом и достижениями

художественного творчества.

Следовательно, образование многонационального региона с

созданием условий для

формирования аккультурированной личности, способной реализовать свой потенциал через активную

жизнедеятельность в поликультурной среде, использованием принципов народной педагогики, должно

способствовать сохранению

национальной системы воспитания,

возрождению национальных традиций в целом, актуализации исторического опыта. При этом этнопедагогический опыт должен стать основой современных моделей образования и инновационных педагогических

концепций, содействующих усвоению содержания образования,

оптимизации направлений средств и методов непрерывного

совершенствования и обновления общества.

Воспитание школьников с опорой на художественную культуру разных народов должно способствовать формированию общечеловеческих непреходящих ценностей: любовь,

красота, добро, честь, мужество и т.д. - через идентификацию себя по национально-культурному признаку. При этом школьник должен помнить о том, что представители разных этнических групп отличаются друг от друга, и уметь находить похожие черты и признаки. Мы разные, но вместе мы похожи - вот основная мысль, которая должна

прослеживаться при изучении народной художественной культуры.

1. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. С. 4. 2. Вагнер Г. К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: Мат-лы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1991. С. 35. 3. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М. : Издат. группа «Прогресс-Культура», 1995. С. 23. 4. Некрасова М. А. Народное искусство и экология культуры // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: Мат-лы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции. М., 1991. С. 5. 5. Пашков А. Г. Этнокультурные основания моделирования воспитательной системы русской школы // Вестник ПСТГУ IV. Педагогика. Психология. 2006. Вып. 3. С. 49-55. 6. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень ВАК МО РФ, 2005. № 6. 7. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. М. : Просвещение, 1 993. С. 112.

Статья поступила в редакцию 27.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.