Научная статья на тему 'Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору'

Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHUVASH CHILDREN'S FOLKLORE / ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ / ЧУВАШСКИЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ETHNO-PEDAGOGIZATION / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору. Представлены результаты экспериментальной работы и доказывается ее эффективность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of motivational-valuable relation of younger schoolchildren to Chuvash childrens folklore

This article is devoted to the problem of the formation of motivational-valuable relation of younger schoolchildren to Chuvash childrens folklore. The results of the experimental work are represented and its efficiency is proved.

Текст научной работы на тему «Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору»

фики, педагогическая работа по этнологической проблематике реалий национальных культур приобретает дополнительную функцию - сохранения их в сознании носителей, в мировой культуре. Нам представляется, что наблюдаемые исто-

рические тенденции должны стимулировать не пассивную констатацию гибели этноса, а сохранение знаний об их специфике, изучение их менталитета, которому суждена, надеемся, долгая история.

УДК 373.3.017.925 : 398 (470.344)

Иванова Светлана Владимировна

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

sveta7906@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧУВАШСКОМУ ДЕТСКОМУ ФОЛЬКЛОРУ

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору. Представлены результаты экспериментальной работы и доказывается ее эффективность.

Ключевые слова: этнопедагогизация, чувашский детский фольклор, младшие школьники.

Современная начальная школа, являясь одним из базовых компонентов образовательной системы нашей страны, осуществляя целенаправленное обучение и воспитание, должна способствовать приобщению детей к истории, культуре, традициям своего народа. «Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов должна стать главным фактором формирования нравственно-этической и социальной базы личности», - пишет А.Б. Панькин [3, с. 8].

В связи с этим обучение и воспитание младших школьников следует рассматривать в тесном единстве научной педагогики с народной. Академик Г.Н. Волков утверждал, что «в условиях полиэтнического общества этнопедогогические идеи являются решающими, быть может, даже определяющими судьбы народов, именно через этнопедагогику лежит путь к глобальной педагогике, к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям. Поэтому особую актуальность приобретает этнопедагогизация целей, содержания и процесса современного воспитания» [1, с. 4-7].

В последние годы появилось значительное число исследований, посвященных различным аспектам этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в современной школе (Г.Н. Волков, Ш.И. Джанзакова, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, Э.И. Сокольникова,

З.П. Тюменцева, Ф.Г. Ялалов и др.). Эти труды способствуют накоплению и систематизации научной информации по исследуемой проблеме, однако, потенциальные возможности чувашско-

го детского фольклора как средства этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса начальной школы остаются малоизученными.

Таким образом, анализ и обобщение литературных данных и педагогической практики в данной области свидетельствуют о том, что в настоящее время складываются противоречия между:

а) пониманием роли чувашского детского фольклора как важнейшего средства этнопедаго-гизации учебно-воспитательного процесса начальной школы и недостаточной теоретико-методической разработанностью этой проблемы для реальной педагогической практики;

б) признанием ценности чувашского детского фольклора в воспитании младших школьников, с одной стороны, и невостребованностью этого педагогического потенциала школьной образовательной практикой, с другой.

В своем исследовании мы исходим из того, что этнопедагогизация как целостный процесс системного изучения, освоения и применения этнопедагогического наследия народов и стран [2, с. 12], сегодня является важным условием социально-личностного развития младших школьников и формирования у них ценностных ориентаций, национального самосознания. Учеными доказано, что именно оно определяет нормы поведения ребенка в полиэтнической среде и обуславливает его активную деятельность в освоении традиционной культуры.

Практика показывает, что важнейшим средством этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе является чувашс-

кий детский фольклор, который представляет собой огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый потенциал народной мудрости. О влиянии чувашского детского фольклора на формирование духовно-нравственных и эстетических ценностей ребенка, его культуры говорится в работах Г.Н. Волкова, И.И. Земцовского, М.Б. Кожановой, Л.В. Кузнецовой, Т.Н. Петровой, М.Г Харитонова и многих других. По их мнению, значимость чувашского детского фольклора как воспитательного средства состоит в том, что он формирует ценностные представления и самооценку личности «ненасильственным», естественным путем.

За свою многовековую историю чувашский народ создал разнообразный по жанровому составу и самобытный по идейно-тематическому содержанию детский фольклор, который является богатейшей сокровищницей педагогического наследия. В нем переплелись педагогические рекомендации, советы, запреты с общими утверждениями о природе человека, общества, что является характерным для ряда проявлений народной педагогической культуры. Здесь представлены юмах - сказки, каларгш - поговорки, ватти-сем сгмахё - пословицы, сутмалли юмах - загадки, колыбельные песни, прибаутки, пестушки, потешки. Каждое из них эмоционально-образными средствами способствует сохранению душевного и физического здоровья ребенка, направлено на его развитие и социализацию в среде взрослых и детей. Ориентированность чувашского детского фольклора на детей разного возраста, учет этнической специфики обусловливает его применение в качестве средства воспитания вообще, национального, в частности, так как он «обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета» [4, с. 307].

Психологи утверждают, что потребностям развития младших школьников в наибольшей степени отвечает детский фольклор. Ребенок в этом возрасте живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Он генетически, физиологически, природно расположен к фольклору как способу, позволяющему ему со всей полнотой погружаться в жизнь, во все ее проявления. Поэтому выбор поэтических образов чувашского детского фольклора определяется именно особенностями дет-

ской психики. Дети по уровню развития своего кругозора, накоплению понятий и формированию представлений больше увлекаются сказками, пословицами, балладами. События, жизнь и деятельность фольклорных персонажей затрагивают чувства, вызывают симпатии или антипатии, воздействуют на поступки, формируют новые понятия и убеждения. Также мы считаем, что восприятие этих культурных ценностей младшими школьниками способствует успешному формированию таких значимых качеств личности человека, как доброта, уважение к старшим, родителям, дружелюбное отношение к культурам других народов, честность, отзывчивость, бережное отношение к природе и ко всему живому на Земле.

Цель нашего эксперимента состояла в апробации разработанной нами структурно-схематической модели реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора в этно-педагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе и проверке на практике предложенных педагогических условий его успешного внедрения (табл. 1).

В соответствии с гипотезой и целью данного исследования нами сформулированы следующие задачи эксперимента:

1) определить исходный уровень сформиро-ванности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору;

2) апробировать модель реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе при внедрении выявленных педагогических условий;

3) обработать полученные данные путем теоретического анализа и методов математической статистики.

Таким образом, в результате анализа сущности и содержания базовых категорий исследования, современного состояния проблемы в педагогической практике мы предположили, что эффективность использования педагогического потенциала чувашского детского фольклора в этно-педагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

- формированием у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к чувашскому детскому фольклору в учебной деятельности;

Таблица1

Модель реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе

НЕЛЬ: мализация педагогического потенциала чтаалюкого ленского фольклора е гтнопедатгнзации учебна-воспитательного процесса е начальнзй шглле

Защачк: - ВОСПИТаЕГИе ТЬОрЧеСтИ. ДуХОВНО-КМВСТНННиЙ личности. способной ЕОСПрОИЗЕОЩСТЬ, раЗЕИЕаТЬ н передавать фольклорные традиции чусалкного народ?.: - развитие чувственно-змшшоналыгого, реджнально-ингелюктуального и валеього начал личнсстк ребенка младшего итшьиого ьозраста; - формирование у учащихся младших классов национщъного самосознания, национальной гордости, культуры меж национального обшення. ПфшпеЕш: целостности и системности, народности, природосообразности, купьтуроссобразностк, гуманизации, личностной ориентации, сознательной н творческой активности, дкапогичности, л^шгакультурологический

Фая торы: природа, тру^ сбп;ение, иа]хщнке традиции, ропное СЛС'ЕО, ю^н, детская, среда, личный ириме].^, общечеловеческие и калионашные ценности, СеКЕЯ и т.д. Фирмы: урок-путе лиествиа, урск- панорама, урок-обр®, урок-встреча со старожилами, урок-встреча с родителями, урок- соре внованж, театрализованный урок, урок творчества, урок-конкурс, урок-фаптази^ урок-игра, урок-Енкторина., урок-концерт, экскурсии, ЕЫСТаВКН. проведение народных праздиккив, участке в посиделках (упах), совместный ручкой тртв, посещение музеев, самостоятельное собирание фоЛЬКИОрКЫХ лр^изве некий, кмшексиЕнке и семейные чтение взаимопомощь (алыпмаш), дискуссии, фольклорные кружки и т.д

Метщвд: разъясне кие, совет, дросьба, одобрение, уговор, ^кор, запрет, общественное мнение (ж калазать), презрение (ял купли), згсреь^ лроиашм, благословенна (1шл), заклинание, моленье, нштва (ант), обещание (сгслах лани), покаяние, раскаяние (тупа), пожелание добра (ыр с^нни), блапшожелание (хапал), завещание (пехнл, па:;ил), намек (юшарни. ытырп1 калани, сгмахпа сжтерки, вштго, шахвг^хгнн, ывггса капазнп, лак хуни), порицание (хгтгртгш), неодобрение (харлани, ятмани, Егрзни), брань (харкал^, натзание (затпаттарки, залки) и т.д. Сселена; детский фольклор (колыбельная шэзия (сгпка зяпесен шжиие), лес тушки, лотетлки (йп&тмашги сгвгтакмак). за клички - приговорки (чёкя-йыхравсем), тпутки-дразнкпкк (вкшешжемпе шягеем), скороговорки (хгвгргегмехгем), аллитерированные слова, (сат’вьшяппе егмахсем), тактлаки. сказки (юмах), загадки (сугмагши ю?.их), пословицы (ваттисем егмахё), поговорки (каларгш)), народные игрушки, красота бытз, народные приметы, поверью СИЕЕЛДеКИЯ, предрассудки, народные музыкальные инструменты И т д.

РЕЗУЛЬТАТ повышений урошмсформироваиности мотивационно-ценностного отношения младших шнслыиков кчувашскшудетсному'фольклору

Пйншошчеткне ус л да те - формирование у клавших шгялшижв мотивационно-ценностного отношения к чувашскому детскому фольклору ь учебшн деятельности; - осуллестелкние межпредметных связей в реализации педагогического потенциала чугаляскпго детского фольклора, - направленность содержания учебно-воспитательного процесса в начальной штле ка разработанную структ^рко-схематическую модель реализации педагогического потенциала чуьап1ГК10Г0 детского фольккора; - разработга и внедрение в учебно-воспитательный процесс ь начагошй шшш аьторской программы «Путелйстьие в страну чуваше кого детского фольклора:».

- осуществлением межпредметных связей в реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора;

- направленностью содержания учебно-воспитательного процесса в начальной школе на разработанную структурно-схематическую модель реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора;

- разработкой и внедрением в учебно-воспитательный процесс в начальной школе авторской программы «Путешествие в страну чувашского детского фольклора».

Теоретический анализ исследований в области ценностей (М.С. Каган, В.А. Сластенин, ГИ. Чи-жакова и др.) позволил нам определить понятие «сформированность мотивационно-ценностного отношения младших школьников» как индивидуально-личностное образование системы ценностных ориентаций, устойчивых позиций младших школьников, характеризующихся потребностью в приобретении знаний и умений к предметам и явлениям окружающей действительности.

Опираясь на данное рабочее определение и результаты нашего исследования, мы дали формулировку понятию «сформированность мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору» - это индивидуально-личностное образование системы установок младших школьников, характеризующихся потребностью в приобретении знаний о жанрах чувашского фольклора, о народной мудрости, о любви к родному краю, в изучении традиций и обычаев чувашского и других народов, которая перерастает в мотивацию и побуждает ребенка к сохранению и развитию национального культурного наследия.

Для выявления уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса начальной школы нами были определены следующие критерии: личностноценностный (наличие положительной мотивации к учебе, к овладению духовными общечеловеческими ценностями через чувашский детский фольклор, развитые коммуникативные и эмпатичес-кие способности, общая самооценка); когнитивный (полнота и объем теоретических знаний о традициях и обычаях чувашского народа, о народной мудрости, любви к Родине, справедливости, труде и людях труда, отражающихся в детс-

ком фольклоре); деятельностный (сформирован-ность коммуникативных умений, умений распознавать и понимать жанры чувашского детского фольклора, использовать детский фольклор в играх, на занятиях, на уроках, во внеклассной и досуговой деятельности, умений запоминать правила народных игр и распространять их среди других детей). В соответствии с перечисленными критериями были выделены три уровня сформи-рованности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору: высокий, средний, низкий.

Данные положения проверялись нами в ходе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ № 1 и № 2 с. Комсомольского, Чувашской Республики. Всего в исследовании приняло участие 83 учащихся младших классов, разделенных на две группы - контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).

На констатирующем этапе изучалось реальное состояние процесса этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе, работы по использованию чувашского детского фольклора как средства этнопедагогизации, определялись участники эксперимента. В целях диагностики исходного уровня сформированно-сти мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору были использованы педагогические методы, в частности, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Для определения мотивации у младших школьников была использована методика Н.Г. Лусканова, для определения коммуникативных способностей - методика выявления коммуникативных склонностей, для определения эмпатических способностей - методика В.В. Бойко, общей самооценки - опросник ГН. Казанцевой. В ходе эксперимента применялся метод анкетирования учителей, учащихся и их родителей.

На констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе средний показатель высокого уровня сформированности мотивационноценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 12,0%, среднего - 46,2%, низкого - 41,8%. В экспериментальной группе средний показатель высокого уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 15,9%, среднего - 51,6%, низкого - 32,5%.

В ходе формирующего эксперимента апробировалась модель реализации педагогического потенциала чувашского детского фольклора в эт-нопедагогизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе при внедрении выделенных педагогических условий.

Знакомство детей, входящих в ЭГ, с жанрами чувашского детского фольклора сопровождалось целым комплексом художественных средств: музыкой, произведениями изобразительного искусства, народно-прикладного искусства. Так, на определенных этапах занятий включались разнообразные творческие задания: чтение, инсценировка, сочинение и «досочиненение» сказок, изменение концовки сказок «Юман-паттгр» («Дуб-богатырь»), «Зил ачисем» («Дети ветра»), «Асамзг» («Волшебник»), «Лиса-плясунья», «Пашалу» («Лепешка»); исполнение чувашских танцев, детских песен; сочинение пословиц и загадок, инсценировки загадок; отражение своих впечатлений в рисунке, внесение в сюжет новых героев. Также учащиеся с большим интересом участвовали в играх «Чее шгшисем» («Мышки плутовки»), «Кётялле» («Стадо»), «Кайгксем» («Птицы»), «Сгмах ан чён» («Молчанка») и т.д.

Таким образом, через словесное и музыкальное творчество детей на материале чувашского детского фольклора происходит приобретение новые знаний о традициях, обычаях, нравственных идеалах чувашей, происходит развитие способности к восприятию и усвоению народной мудрости.

По окончании эксперимента было проведено контрольное тестирование для оценки развития мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору в процессе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

Результаты исследования на итоговом этапе эксперимента представлены в таблице 2.

Результаты исследования показали, что в КГ средний показатель высокого уровня сформиро-

ванности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 17,9%, среднего - 53,7%, низкого - 28,4%. В ЭГ средний показатель высокого уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору составил 28,6%, среднего - 53,9%, низкого - 17,5%.

В ходе эксперимента произошло изменение уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору в ЭГ: по высокому уровню увеличение составило 12,7%, по среднему уровню - на 2,3%, по низкому уровню показатель уменьшился на 15%; при этом в контрольной группе наблюдалось по высокому уровню увеличение на 5,9%, по среднему уровню -на 7,5%, по низкому уровню данный показатель уменьшился на 13,4%.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование показало общедидактическую значимость полученных результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору протекает более успешно при реализации модели на основе определенных педагогических условий. Если в начале эксперимента наблюдался низкий уровень знаний младших школьников о чувашском детском фольклоре как в экспериментальной, так и контрольной группах, то после эксперимента заметно улучшились показатели учащихся и экспериментальной, и контрольной групп. Однако сравнительный анализ показал, что в абсолютных значениях учащиеся экспериментальной группы превзошли учащихся контрольной группы.

Библиографический список

1. Волков Г.Н. Этнопедагогизация - главный и решающий фактор интеграции обучения и вос-

Таблица2

Результаты исследования сформированности мотивационно-ценностного отношения младших школьников к чувашскому детскому фольклору на итоговом этапе (в %)

Критерии личностно- ценностный когнитивный деятельностный

Уровни КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Высокий 24,39 38,09 14,63 26,19 14,63 21,43

Средний 53,66 54,77 60,98 52,38 46,34 54,76

Низкий 21,95 7,14 24,39 21,43 39,03 23,81

питания // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2003. - С. 4-7.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студентов. - М.: Институт государственного

администрирования, 1997. - 52 с.

3. Панькин А.Б. Этнокультурный парадокс современного образования: монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 446 с.

4. Сироткин М.Я. Чувашский фольклор. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1965. - 132 с.

УДК 37.0

Прокофьев Дмитрий Викторович

Детская школа искусств «Вдохновение», г. Москва

prokta t@yandex. т

РОЛЬ ОРИЕНТАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА НА УРОКАХ ПО КЛАССУ СИНТЕЗАТОРА

В статье рассматривается одна из важнейших проблем современной музыкальной педагогики — формирование ценностных ориентаций учащихся. Автор выявляет социальную сущность этой проблемы, ибо музыкальному искусству присуще влиять не только на духовный мир отдельного человека, но и отражать общественную жизнь, быть стимулом социального прогресса.

Ключевые слова: музыкально-эстетический вкус, ценностные ориентации, электронное музыкальное творчество, познавательная потребность, массовая культура.

Важную роль в эстетическом воспитании играет музыкальное искусство. Влияние музыки на развитие личности огромно благодаря её специфическим возможностям воздействовать на сферу чувств, внутренний мир человека. Становление творческой личности человека начинается уже в раннем детстве.

Музыкальное образование доступно каждому члену нашего общества и носит массовый характер. Сложилась определенная методика музыкально-эстетического воспитания, которая в целом оправдывает себя и приносит хорошие результаты. Однако далеко не все проблемы музыкального воспитания решены. Одна из таких проблем непосредственно связана с процессом формирования у подрастающего поколения эстетического вкуса и правильных ценностных ориентаций в музыке. Природа художественного творчества, в частности, музыкального творчества такова, что любой его продукт нуждается в оценке, в установлении к нему оценочного отношения. Оценочная деятельность при восприятии музыкального искусства необходима человеку, поскольку она взаимосвязана с важнейшими компонентами эстетического сознания: мировоззрением, убеждениями, взглядами, музыкальноэстетическими вкусами, эмоциональным восприятием.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

Современная Россия переживает сложные годы в своем развитии. Резкое снижение уровня нравственной культуры среди населения и социальная апатия, проникновение в общественное сознание сомнительных духовных ценностей требуют переосмысления представлений о социальной роли музыкального искусства в общественном прогрессе. «В социальном аспекте формирование высокого вкуса эстетического имеет большое значение для духовного развития личности и совершенствования социально-природной сущности человека» [4, с. 82]. Очень важно, чтобы процесс формирования у молодежи ценностных ориентаций, собственного оценочного отношения к культуре в целом и к отдельным её областям, происходил на основе понимания социальной роли искусства, а не строился лишь на житейских представлениях о ценностях мировой музыкальной сокровищнице. «Поскольку потребность в искусстве дана человеку не биологически, а порождена его общественным развитием, постольку у каждого индивидуума потребность эта не является врожденной, а формируется в ходе его социализации, эстетически целенаправленного воспитания, приобщения к культуре» [2, с. 20]. Может показаться, как это и воспринимается значительной частью молодежи, будто особенности ориентации в сфере искусства, харак-

© Прокофьев Д.В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.