Научная статья на тему 'Направления совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе'

Направления совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова А. Д.

В Республике Саха (Якутия) ведется работа по этнопедагогизации работы сельской школы. Автор делится своими мыслями о том, как её совершенствовать. Она предлагает улучшать её по 4 направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic directions of perfection ethnopedagogic teaching

In Republic Sakha (Yakutia) is conducted work on ethnopedagogic works of rural school. The author of clause A.D.Semenova, the senior lecturer of ethnopedagogical institute shares the ideas on how it to improve. It suggests to improve it in 4 directions.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе»

А.Д. Семенова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В Республике Саха (Якутия) ведется работа по этнопедагогизации работы сельской школы. Автор делится своими мыслями о том, как её совершенствовать. Она предлагает улучшать её по 4 направлениям.

Якутская сельская национальная школа имеет свои особенности, которые, во-первых, обусловлены природно-климатическими условиями (продолжительная зима, короткое лето, зимние морозы, достигающие до -50 градусов и ниже), что требует дополнительных затрат в жизнеобеспечении и функционировании школ; во-вторых, по оснащенности учебно-наглядными пособиями намного уступает городским; в-третьих, дети в семье общаются на родном языке, она является хранилищем самобытности, где чтят традиции, основы традиционного воспитания дети получают в них; в-четвертых, в селах устойчивы трудовые традиции, они с малых лет приучаются к традиционным видам труда и рано становятся самостоятельными; в-пятых, школы в селах являются центрами работы по месту жительства, что является важным психологическим фактором, объединяющим взрослых и детей; в-шестых, в селах много малокомплектных школ, что создает определенные трудности в организации учебно-воспитательной работы. Не рассчитывая на полное раскрытие данной проблемы, мы предлагаем четыре направления ее усовершенствования.

Первое направление - опора на народные традиции, которые очень живучи и созидательны. При этом мы придерживаемся мысли А.С. Запесоцкого о том, что «игнорирование духовных оснований национальной культуры, отказ от ее традиций особенно опасны в условиях непрерывного обновления всех элементов общественных структур». Потеря исторической памяти оставляет человека в духовном вакууме, ведет к тому, что «культура, все духовные ценности воспринимаются не как процесс, а как готовый результат, не требующий соучастия мысли” [1, с. 265]. Мы согласны с утверждением, что “воля минувших поколений чувствуется как некоторая сила, действующая в окружающей нас жизни и придающая смысл нашей собственной жизни ... для сущности нашей личности гораздо важнее понимать обычаи и порядки, национальные представления и верования, политические, правовые, социальные и культурные идеи, которые связывают нас с окружающими людьми” [2, с. 213]. Духовно-нравственный потенциал национальной культуры определяется ее нравственным идеалом. Наступивший XXI век призван стать веком дальнейшего развития, мирного сосуществования и взаимопонимания народов. Несомненно, что при этом большое значение будет придаваться народно-

му творчеству как источнику народной мудрости, представляющему светлые помыслы, народные традиции и обычаи ушедших поколений.

После принятия концепции обновления и развития национальной школы проводится большая работа по воспитанию подрастающего поколения в духе добрых народных традиций, преподавания на родном языке; изучение верований и обычаев обуславливает формирование нравственных качеств личности.

Якутский народ, сумевший выжить в условиях очень сурового климата северных широт, научившийся не только переносить голод и холод, но и нашедший пути своего развития, сохранивший свой родной язык и вековые традиции, пронеся их через многие трудные и сложные исторические времена, талантливый, сообразительный и мудрый, не прервавший связи поколений, не растерявший силу народную, продолжающий развиваться по сей день, вызывает восхищение других этносов. Якуты, долгое время проживавшие вдали от других народов, сохранили свой генотип. Даже в тех случаях, когда возникали смешанные браки, ребенок рос в среде родного языка. Это укрепляло генетические основы и особенности народа. Будучи бесписьменным, народ долго сохранял и развивал устное творчество. Почти в каждом роду были талантливые пев -цы и олонхосуты, хомусисты и алгысчыты. Дети буквально с молоком матери впитывали чудесные слова и звуки произведений народного творчества, невольно слушая их каждый вечер, их сознание и души были открыты этим народным богатствам. Они росли и развивались под влиянием светлых помыслов, прекрасных традиций и мудрых обычаев своих предков. Новый век открывает народу саха новые горизонты развития, надо для этого внимательно изучать наше прошлое, суметь сделать верные выводы и, преодолевая трудности, сплотиться. Основой для этого являются мысли великих людей: “Чтобы воспринять культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них “культурную память” [3, с. 97] “Прошлое же - это гигантская кладовая, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее. Дело каждого культурного человека уметь извлечь из прошлого то, что необходимо для настоящего и будущего: не только сохранять память прошлого, но и создать “обратные токи времени” [3, с. 284].

Э.С. Маркаряном традиция рассматривается как интегральное явление, включающее обычаи, ритуалы, целый ряд других стереотипизированных форм человеческой деятельности. Изменение одних традиций и формирование других происходит благодаря проявлению естественного свойства социальных стереотипов, находятся в постоянном движении, в процессе колебания. Это свойство становится основным источником саморазвития культуры. Традиции являются наиболее устойчивым компонентом этнической культуры, ее каркасом, основой; основным механизмом, обеспечивающим стабильность и упорядоченность этнической культуры; моральными нормами, осмысленно пережитыми и принятыми как коллективом в целом, так и отдельными членами [4].

Якутский народ, как и все другие народы, в течение многих веков накопил огромный опыт воспитания детей, опыт формирования норм поведения, регулирующих жизнь народа. Народные традиции воспитания, передаваемые от одного поколения к другому, располагают нормами нравственности, составляющими этическую основу жизни людей. Значение этих традиций заключается в следующем: во-первых, прививают у молодежи уважение к родителям и старшим, к другим людям; во-вторых, устанавливают любовь и уважение взрослых к детям, чем объясняется отсутствие жестких методов наказания детей; в-третьих, использование труда как важнейшего средства воспитания служит для передачи производственных навыков родителей, взрослых; в-четвертых, использование фольклора для выработки этических норм поведения у детей, молодежи; в-пятых, крестьянские традиции и обряды формируют нравственные качества личности у подрастающего поколения.

Традиции у всех народов создавались как коллективный опыт. Они проявляются в убеждениях и действиях людей, поддерживаются общественным мнением, постоянны, долговечны, устойчивы. Их положительный смысл, результат становятся фактором стабильности. Традиции семейные, трудовые, школьные и др. вырабатывают дисциплинированность, ответственность за общее дело, чувство солидарности.

Вторым направлением дальнейшего совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса является дальнейшее развитие регионально-этнической ориентированности народных традиций. Каждая эпоха в развитии общества вносит свои коррективы в традиционную культуру воспитания детей, но при всех различиях существуют “общие инварианты”, которые определяют главную сущность этнопедагогических воззрений народа, сложившийся менталитет, традиции, обряды, верование, ландшафт проживания этноса и т.д. Истинная суть демократизации и гуманизации образовательной системы в любой эпохе объясняется единством духовности, народности, научности воспитания и обучения. Педагогические традиции и ценности составляют ядро культурно-воспитательных идеалов общества и яв-

ляются одним из определяющих факторов самосозидания народа. Именно в этнопедагогических воззрениях как исторической памяти народа, как его коллективного и моделирующего сознания следует искать объяснение современным способам духовно-нравственного возрождения народа и воспитания-самовоспитания, развития-саморазвития детей. «Важна систематизация, классификация и этнокультурная коннотация основополагающих идей воспитания человека Айыы, отраженных в олонхо в виде программы развития совершенного человека как народного идеала. Своеобразие представления народа саха о совершенном человеке заключается в формировании гармонично развитой личности с добрым духом, доброй силой и добрым умом. Воспевается не только свой идеал совершенного человека, но и дается четкое объяснение практических путей стремления к нему” [5, с. 171].

В настоящее время система образования стала основным механизмом передачи народного опыта через систематическое использование в учебно-воспитательном процессе, посредством этнокультурной коннотации. Она несет в себе обозначение отличительных свойств образовательной системы, раскрывает ее этнокультурную особенность как социального феномена, устанавливает особенность ее по формированию соответствующей этнической картины мира, национального менталитета, этнокультурных традиций. В основе этнокультурной коннотации идея первичности этнокультурной традиции для полноценного развития человека, необходимость включения в сферу образования, искусства, традиционного уклада жизни, народных видов спорта, этнического восприятия мира с самого раннего детства и на всю жизнь. Родная культура является безоговорочным приоритетом, посредством которого формируется система человеческих ценностей, необходимых индивиду для безболезненной интеграции в систему общественных отношений” [там же].

Этнокультурная коннотация ценностного содержания фольклора и практического уровня этнопедагогических воззрений способствует развитию личностного потенциала школьников, обогащает содержание, технологию образования, подтверждает правильность современного переосмысления ценностей народной педагогики для целостного развития учащихся, как субъектов учебно-воспитательного процесса, жизни, этнокультуры и гражданского общества. Д.А. Данилов сделал правильный вывод о том, что «регионализация образования способствует переводу образования в режим развития самого человека и социокультурной среды в целом» [6, с. 16].

Регионализация предусматривает: а) максимальное приближение процесса обучения и воспитания к жизни населения. Открытие школ, не отрывающих детей от родителей, семьи, где сохраняются язык, культура, хозяйственные традиции, адекватные к условиям существования. Это кочевая школа-сад в родовых общинах или стационарная школа с филиалами; б) обогащение содержания школьных предметов краеведческим материалом, вве-

дением в учебники и учебные пособия материалов регионального содержания; в) совершенствование технологии обучения, учитывающей этнопсихологические особенности детей; г) обучение и воспитание на родном языке. “Язык есть условие и продукт человеческой культуры, поэтому изучение его неизбежно связано с постижением культуры народа, говорящего на нем. Язык любого народа своеобразен, оригинален, содержит огромную духовную ценность, в нем заложен огромный опыт народного мышления. Язык даже самого малочисленного народа отражает историческое прошлое” [7, с. 268]. Язык - это традиции, язык - это код наследственности народа. Фундаментом языка является фольклор. Овладение родным языком способствует всестороннему развитию детей путем постижения духовной культуры.

Человек, не владеющий родным языком, не знающий исконных традиций и обычаев народа, не имеет возможности в полной мере воспользоваться богатством знаний, накопленных мудростью поколений на протяжении многих столетий. Потому среди молодежи немало таких молодых людей, которые не уверены в своих силах, недооценивают собственных возможностей и не используют свои способности в повышении образовательного уровня и приобретении профессии. А ведь многие, учась уму-разуму у других, развивают свой ум и мышление, оттачивая между тем свою индивидуальность и оригинальность.

Мир якутских сказок привлекает детей, дает возможность оценивать, выступать на стороне того или иного персонажа, т.е. активно действовать в воображаемом мире, творчески преобразуя его. Следуя за сказочными героями, они получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, учатся преодолевать трудности, бороться за справедливость, верить в силу добра. Сказки имеют положительный эмоциональный заряд. Учитель, используя содержание сказок, дает детям понять о том: а) для того, чтобы чего-то достичь нужно упорно трудиться; б) помогать другим бескорыстно, тогда в трудную ситуацию тебе тоже помогут; в) относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; г) нужно уметь делиться с другими тем, что имеешь; д) любое дело легче делать сообща; е) только хорошие дела помогают найти хороших друзей и т. п.

Олонхо - неисчерпаемый источник в формировании представлений о добре, о зле, энциклопедия народной жизни, духовности и философии. Но вопросы приобщения детей к олонхо недостаточно изучены и разработаны. Некоторое представление о нем дети получают на уроках якутской литературы, национальной культуры, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Более основательное изучение олонхо могло бы дать учащимся: а) знание жизни и быта, обычаев и традиций народа; б) совершенствование в овладении родным языком; в) знание и навыки нравственного поведения, бережное отношение к природе, человеку.

Каждый народ передает молодому поколению свои

добрые обычаи и традиции посредством могущества слова. В воспитании у ребенка уверенности в жизни, чувства прекрасного, в обретении хороших нравственных качеств, самостоятельности, умении ухаживать за собой большую роль играют замечательные произведения народного творчества: рассказы, предания, слова осуохая, загадки, пословицы и поговорки, тойуки, алгысы, олонхо ит.д

Третье направление - это расширение этнопедагоги-ческого пространства, т. е. подключение общения. Родители заняты, дети вырастают в одиночестве, они безнад-зорны. Был совершенно прав С. И. Гессен, когда говорил, что “личность никогда не дана готовой, но всегда созидается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс.” [8, с. 73].

Подключение общения нами рассматривается с двух позиций: семейного воспитания и этнопедагогики. Семья - это микросоциум, этнопедагогическое пространство, “откуда ребенок с самого раннего возраста черпает моральные нормы, приобретает жизненный опыт, получает нравственные знания, вырабатывает нравственные навы-киповедения” [9., с. 5].

Дети, выросшие в дружелюбной, благожелательной атмосфере, наследуют это как естественные чувства. Это очень важно, так как характер, нрав, основные человеческие качества складываются в детстве. Дети, выросшие в неблагополучной семье, где постоянные раздоры, конфликты, или дети, которых постоянно ругали и усмиряли жестким наказанием, дети, избалованные, выросшие на всем готовом, привыкшие к похвальбе и подаркам, резко отличаются от детей, выросших в атмосфере любви, теплых искренних отношений. Судьба семьи во многом зависит оттого, какое воспитание получат дома и в школе мальчики и девочки, насколько они будут готовы к взрослой жизни.

Особо сложными для семей оказались вопросы формирования устойчивости к отрицательному влиянию средств массовой информации, несущих беспредел поведения, включая грубость, насилие, убийства, сексуальную развращенность и другое зло. В этих условиях стало сложно воспитать гармонически развитую личность. В самих семьях также распространяется негативное: дисгармония в отношениях родителей, пьянство и алкоголизм родителей, приоритет материального обогащения над духовным. Увидеть выход из этого положения нам помог положительный опыт экспериментальной работы сельских школ в улусах республики под руководством ученых Якутского госуниверситета. Например, опыт работы Харбалахской и Кэнтикской сельских средних школ Вилюйского улуса (рук. А.Г. Корнилова). Этими школами проведена работа по сохранению и развитию традиционных систем, ценностей народной культуры воспитания и повышению пси-холого-педагогической и этнопедагогической образованности родителей. Все это оказалось возможным при организации совместной работы школы, общественных и государственных организаций по месту жительства по кон-

цепции модели школы как центра развития, источника социокультурных преобразований. Основными идеями концепции Харбалахской, Кэнтикской и других школ Ви-люйского улуса являются: оказание социальной помощи сельской семье, освоение духовной культуры в подготовке будущих хозяев. “В Харбалахской и других школах исходят из убеждения, что необходимо как можно раньше включать детей в процесс осмысления и осознанного участия в реальной жизни, подготовка к жизни будущей должна осуществляться в процессе жизни сегодняшней, сиюминутной, естественной и актуальной. Школа свою внеурочную и внешкольную деятельность осуществляет совместно с общественными и государственными предприятиями (сельским Домом культуры, музеем, фермерскими хозяйствами), создавая детские центры и общества” [12, с. 22].

Под социализацией школы понимается “максимальное приближение школы и через нее детей к самобытной жизни и деятельности народов Севера как условию их выживания. Школа как социальный институт должна способствовать сохранению и развитию любого народа. Вся учебно-воспитательная работа школы проникнута духом реальной жизни: традициями, обычаями и нравами на основе развития языка, истории и культуры северного народа” [2, с. 44].

Общение также может подключиться тогда, когда обучение ведется по технологии взаимообучения, имеющей глубокие корни в народной педагогике. Как нами выше указано, при использовании этой технологии в школе создается благоприятный социально-психологический климат, атмосфера доверия, гуманного отношения, комфортное самочувствие учащихся. Детская дружная среда становится мощным фактором самовоспитания и взаимного воспитания. В настоящее время многие сельские школы перешли на работу по концепции модели школы как центра развития. Создаются объединения школьников, родителей, общественности “Туолбэ”. Приведем описание работы такого объединения Халбакинской школы, созданного в 1992 году. В объединения каждый класс входит как “Алаас”, имеет свое название, эмблему, форму, девиз, песню. Каждому “Алаасу” название присуждается после защиты. Ежегодно проводится церемония приема первоклассников в это объединение. Общие сборы проводятся четыре раза в год. Основными направлениями работы являются: приобщение к знаниям, нравственное воспитание, приобщение к традициям, обычаям предков.

“Алаасы” изучают историю школы, села, собирают материалы о своих земляках - передовиках производства, спортсменах, силачах, участниках войны, ветеранах тыла и труда, матерях-героинях, организуются встречи с ними. Работают кружки по исполнению произведений фольклора, декоративно-прикладному искусству, любителей книги, секции по национальным видам спорта и т. д. К этой работе широко привлекаются все учреждения и общественные организации села. Итоги работы “Туолбэ”

подводятся весной на празднике “Ысыах”. Деятельность таких объединений показывает, что школы становятся открытой системой, которая предполагает естественное вмонтирование в менталитет и в традиции народа.

Одной из главных задач воспитания сегодня является осмысление жизни. Детей необходимо учить размышлять о смысле жизни, о своем “Я” в жизни, о вечных ее ценностях, истине, красоте и добре. Приобщение должно заключаться в умении ставить и решать жизненно важные проблемы нравственного, духовного плана с детства. Итоги исследования школ Горного, Мегино-Кангаласского, Таттинского, Оленекского улусов по выявлению ценностных ориентаций у подростков показали, что у них сохранились духовно-нравственные ценности [11, с. 102]. Этому способствовали: 1) то, что школа в селе является центром культуры и духовности; 2) изучение основ национальной культуры, фольклора, предметов “Кыыс-Куо”, “Юрюнг-Уолан”, национально-региональных компонентов учебных предметов; 3) общение с природой; 4) традиции и обычаи сельчан, искусство; 5) общение взрослых и детей в объединениях “Туолбэ”; 6) использование в работе школы и “Туолбэ” программы воспитательной работы “Эркээйи”; 7) сельский труд и быт.

Школа как открытая система добивается высокой эффективности учебно-воспитательного процесса путем интеграции деятельности учащихся, учителей, семьи и социума. В школе, ставшей духовным центром, происходит ни с чем не сравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации учащихся, что предполагает развитие разносторонних способностей, получение качественных знаний, умений и навыков, овладение духовно-нравственным опытом народа. Работа по воспитанию подрастающего поколения приобретает коллективный характер, осуществляется воспитание “все миром”, “реальной жизнью”.

Создается непрерывная система этнопедагогизации, вырабатывающая уверенность, самостоятельность и способность к адаптации в постоянно изменяющемся мире и обеспечивающая безболезненный выход выпускников школы в поликультурное пространство.

Четвертое направление этнопедагогизации - это повышение уровня естественности учебно-воспитательного процесса, которое опирается на факторы естественного развития человека.

Успешность этнопедагогизации в условиях модернизации возможна только на основе сохранения традиций, так как в психологическом плане ребенок генетически несет стереотипы поведения, генетическую память предков. Он несет также природные задатки, способности, заложенные с детства к деятельности. Я. А. Коменский писал: “Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с природой - напрасное дело... Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает, так как нужно помогать способностям, а не

подавлять их, и воспитатель юношества, так же как и врач, является только помощником природы, а не господином” [15, с. 267].

Д.С. Лихачев [3] особо подчеркивает преемственность, природосообразность, жизнесообразность крестьянской культуры воспитания. Действительно, дети с малых лет в естественной среде получали естественным образом естественные знания по жизненно важным вопросам. Было характерно естественное обучение, естественное ученичество, естественное наставничество.

Природосообразное воспитание и обучение с использованием средств народной педагогики осуществляется при изучении многих школьных дисциплин. Особенно большие потенциальные возможности имеют предметы гуманитарного цикла (родной язык и литература, русский язык и литература, история, мировая художественная культура, обществоведение, иностранные языки, история Якутии, якутская национальная культура, русская национальная культура, Юрюнг-Уолан, Кыыс-Куо, предметы биологического цикла, музыка, физкультура, изоискусство, трудовое воспитание и др.). Особо можно подчеркнуть изучение родного языка и литературы, которые имеют колоссальные возможности природосообразного обучения и воспитания средствами народной педагогики.

Естественное обучение и воспитание реализуется и при проведении внеклассной и внешкольной работы. Это работа художественных студий, ансамблей песни и танца, хоровых коллективов, литературных кружков, коллективов исполнителей фольклора, кружков по декоративноприкладному искусству и т.д. Традиционными стали и фольклорные праздники: ысыах, танха (святки), рождество и др., выступающие комплексным средством духовно-нравственного воспитания детей и взрослых. Фольклор кроме художественно-эстетической функции выполняет функции народной философии, народной педагогики.

Простота и гениальность природы выражены в крылатых словах: “Все многообразие жизни наполняет человека” . Результатом деятельности является удовлетворение той или иной потребности, основным механизмом усвоения человеческой культуры. А. Кушнир, изучивший проблемы природосообразных технологий обучения и воспитания, приводит следующую рабочую формулу основного механизма созревания человека как целостной системы (как единства физических, интеллектуальных и духовных сил), реализуемого в народной педагогике и лежащего в основе ее природосообразного воспитания: “Ребенок эволюционно врастает в развитую и подлинную деятельность взрослого, обретает в ней все большую стабильность и автономность, а затем вырастает из нее” [13, с. 87].

Учебно-воспитательный процесс опирается на факторы естественного развития человека. Содержание принципа природосообразности вбирает в себя гармонию природных, духовных, социальных, сущностных начал личности человека. На первое место выходит организация

форм работы, основанной на природосообразности. Это означает этнопедагогизацию содержания и технологии обучения. В преподавании предметов регионального компонента этнопедагогизация позволяет уделять особое внимание особенностям народов Республики Саха с учетом местных природных условий, любви к родному языку. Использование фольклора своего народа усиливает интерес к своей сущности, потребность разобраться в сущности восприятия мира, вызывает естественные природные ощущения человека, способствует к самостоятельному определению каждым человеком микромира людей на Земле. В духовно-нравственном воспитании учащихся в национальных школах должны использоваться те принципы, методы и способы обучения и воспитания, которые отшлифовывались в тысячелетнем опыте народов.

Многолетняя исследовательская работа автора, педагогические наблюдения и анализ опыта учителей и педагогических коллективов по внедрению технологии взаи-мообучения показывает, что она, благодаря включению в учебный процесс естественного общения в динамических парах, реализует принцип естественности, природосообразности. “ Если два лица могут разумно беседовать друг с другом, то это потому, что общий опыт дает фон взаимного понимания” [14, с. 167]. Наше исследование данной проблемы позволяет утверждать о том, что прогрессивные по своей природе методы, средства и формы этнического обучения и воспитания в обогащенном, позитивно преобразованном виде трансформированы в современную национальную систему обучения в арсенале технологии взаимообучения. При этой технологии учитель становится консультантом и дирижером. Полностью изменяется мотивация учения: чтобы учить других учащийся должен хорошо знать учебный материал. Возникает потребность в качественном овладении учебным материалом. Все многообразие учебного процесса “наполняет” их и становится естественным содержанием их деятельности. Учащийся “врастает” в подлинную педагогическую деятельность по обучению и воспитанию друг друга и обретает в ней самостоятельность, овладевает навыками самообразования, самовоспитания, самовыра-щивания и достигает интеллектуального гармонического и духовного развития. Следовательно, и в современных учебных заведениях можно реализовать принцип естественности и природосообразности. Ярким подтверждением этому является опыт и результат учебно-воспитательной деятельности педагогических коллективов Май-инской гимназии, Тюнгюлюнской начальной школы Ме-гино-Кангаласского улуса.

Таким образом, основными направлениями усовершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательной работы сельских школ являются:

1) опора на народные традиции;

2) учет национального характера народных традиций и ее регионально-этнической направленности;

3) повышение уровня естественности учебно-воспи-

тательного процесса путем внедрения технологии взаи-мообучения и учета факторов природного развития человека;

4) расширение этнопедагогического пространства через различные объединения школьников и организаций, учреждений, жителей села.

Литература

1. ЗапесоцкийА.С. Образование, философия, культурология, политика. М.: Наука, 2003. 456 с.

2. Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. Якутск: Як. кн. изд-во, 1990. 146 с.

3. Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Дет. лит., 1991. 320 с.

4. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 285 с.

5. Панькин Б.А. Этнокультурная коннотация этнопедагогических идей народа саха (на материале олонхо // Материалы межрег. научно-практ. конф. «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования». Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. С. 170-171.

6. Данилов Д.А. Факторы регионализации образования // Материалы межд. научн-практ. конф. «Этногенез и цивилизованные перспективы в образовании России». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. С. 15-18.

7. Кейметинова О.Н. Язык есть исповедь народа / Национальная школа: концепция и технология развития: Межд. конф. Якутск, 16-21 марта 1993 г. М.: Просвещение, 1993. С. 267-269.

8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. сост. П.В.Алексеев. М.: Педагогика, 1995. 445 с.

9. Петрова Т.Н. Этнопедагогическое пространство семьи как источник формирования ценностных ориентаций детей в новых социокультурных условиях // Материалы межрег. научно-практ. конф. «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования». Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. С. 4-6.

10. Корнилова А.Г. Социализация личности в региональной системе образования // Материалы межрег. научно-практ. конф. «Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования». Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. С. 22-24.

11. Карпова Н.П. Идеалы и ценности современных сельских подростков (из опыта исследовательской работы) // Сб. мат. межд. научно-практ. конф. «Республика Саха и международное образовательное пространство: перспективы развития». Якутск: Изд-во РО РС (Я), 2004. С. 101-104.

12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 / Под. ред. П.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982. 656 с.

13. Кушнер А. Природосообразность и народная педагогика // Народное образование. 1990. №1, 2. С. 86-90.

14. ДьюиДж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / Дьюи Дж.; пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Лабиринт МП, 1999. 192 с.

A.D. Semenova

The basic directions of perfection ethnopedagogic teaching and educational work of rural school

In Republic Sakha (Yakutia) is conducted work on ethnopedagogic works of rural school. The author of clause A.D.Semenova, the senior lecturer of ethnopedagogical institute shares the ideas on how it to improve. It suggests to improve it in 4 directions.

J J J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.