Научная статья на тему 'Формирование патриотических чувств в условиях регионального образования'

Формирование патриотических чувств в условиях регионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пионтковский Владимир Витальевич

Рассматривается феномен патриотизма как явления общественного сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of patriotic feelings in circumstanees of the regional education

For today's Russia one of the most sharp problems is choice problem historic way. Namely project willing of country forms her insisting in difficult epoches. It is natural, what civil society will choose its highway, taking into account disposition past, passed way. According to it becomes by real factor of political and psychological influence the formation of patriotic feelings in circumstanees of the regional education

Текст научной работы на тему «Формирование патриотических чувств в условиях регионального образования»

В.В. Пионтковский

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается феномен патриотизма как явления общественного сознания.

Отличительной особенностью феномена патриотизма как явления общественного сознания в условиях регионального образования является приобщение личности к национальной культуре, народным истокам духовности. Это актуализирует проблему возрождения идей народной педагогики, использование в патриотическом воспитании потенциала этнического окружения, особенностей национальной психологии, этнокультурных ценностей, народных традиций, национального менталитета, сложившегося на определённой географической территории с особенными природно-климатическими, социально-экономическими условиями, демографической ситуацией развития.

Национальные направления в русской педагогике отстаивал К.Д. Ушинский. В основу разработанной им системы воспитания был положен принцип народности, под которым он понимал «своеобразие каждого народа, обусловленное географическими, природными условиями, историческим развитием» [1. С. 157].

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. указано, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности.

Национальная школа как особый в российской системе образования тип учебного заведения с собственным языком обучения и спецификой целей, учебного плана и содержания образования не может рассматриваться как ординарный региональный вариант общеобразовательной школы. Решение проблемы патриотического воспитания каждого конкретного этноса (причем не только в том субъекте Российской Федерации, где он является титульным) должно быть одновременным (прежде всего в интересах свободной социальной и этнической мобильности личности), эффективно решать интегративные задачи обеспечения двуязычия, бикультурности и биментальности, задачи духовного сплочения многонационального народа в общую политическую нацию, адекватную формируемому гражданскому обществу.

Усиление этнорегиональных тенденций развития российского образования обозначило замену надэт-нического воспитания гражданина России этнокультурными воспитательными моделями, где основополагающими идеями выступают формирование наци-

онального самосознания личности обучаемого, возрождение национальных традиций в воспитании. С развитием этнорегиональных образовательных систем в каждом субъекте Российской Федерации связывают идеи возрождения национальной культуры, языка, традиций и обычаев. Усиление этнорегиональ-ных тенденций развития российского образования обозначило замену надэтнического воспитания гражданина России этнокультурными воспитательными моделями, где основополагающими идеями выступают формирование национального самосознания личности обучаемого, возрождение национальных традиций в воспитании.

Патриотизм как социально-психологическое качество россиян обусловлен самой сущностью российского менталитета: его духовностью, государственностью, коллективизмом (соборностью) и отчасти мессианством. Мы считаем, что он равноправно стоит в одном ряду с ними, ибо все эти понятия тесно связаны между собой, одно обусловливает другое. Именно поэтому патриотизм - понятие базовое для характеристики россиянина и его менталитета, он является философско-психологической основой менталитета.

Понятие «менталитет» означает «качество ума, характеризующее индивида или класс индивидов», «установки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер размышлений» и т.д. [2. С. 454]. В Современном словаре иностранных слов содержание понятия «менталитет» трактуется как «склад ума; мироощущение; мировосприятие; психология» [3. С. 371]. Таким образом, в определение менталитета входят черты характера, отражающие отношение личности или группы людей к различным явлениям, происходящим в природе и социуме.

Изучение ментальности признается ключевым моментом исторического синтеза Ф. Барлетом. Историческая наука, по его мнению, «тем и своеобразна, что она исходит из существования двух реальностей: реальности «как таковой» и представлений, которые создала эта реальность о себе у людей прошлого» [4. С. 421].

Историю ментальностей он связывает с жестами, поведением, установками, но в то же время резко возражает против бихевиористского истолкования. Картина мира, или система ментальных представлений, трактуется Ф. Барлетом через «воображаемое», «чувственное», «символическое», через ценности и идеологию. Автоматизмы поведения, то общее неосознанное и повседневное, что присутствовало в сознании каждого средневекового жителя, позволило Ф. Бар-лету говорить о некоем общем ментальном фонде Средневековья, где трудно разграничить абстрактное и «конкретное» и где «наслоение конкретного на абстрактное составляло основу ментальностей и чув-

ствований средневековых людей» [4. С. 425]. Таким образом, уже в начале XX в. в науке сложилось довольно чёткое представление о существовании «души народа» как врожденной величины, обусловленной многочисленными факторами, один из которых выдвигался вперед в зависимости от направления научной школы. Носителем «народного духа» являлся эт-нофор, реакции которого на внешние возбудители формировали модель этнического сознания и этнического поведения.

Развитию этнического самосознания якутов способствует менталитет народа, сформированный в ходе истории, характеризующий его отличие от других этнических общностей. Менталитет народа саха формировался под воздействием традиционных мифологических и философских взглядов якутов на природу, человека, добро, смерть и др. В древнем якутском эпосе Олонхо отражены многовековой духовно-нравственный опыт, мифологические взгляды, самобытная культура народа, в нём раскрыты представления народа о мире и о месте в нем человека. Сердцевиной мироздания является священное древо жизни - Аар Лууп Мас (великое Дуб-Дерево), в котором обитает богиня Аан Алахчын Хо-тун - дух земли (Олонхо). Характерной особенностью верований якутов является политеизм, многобожие. Так, в девятиярусном Верхнем мире находятся боги и божества, раскрывающие божественную силу бога-творца, которым преклонялись якуты [5. C. 27-29].

Согласно якутской мифологии каждое растение, гора, река, лес, а также предметы быта обладают душой - иччи. Об этом В.Л. Серошевский пишет, что «якут верит в иччите - «душу предмета» и всюду её ищет; каждая былинка, куст, дерево, камень, каждая гора, утес, речка, лесок... каждый инструмент, нож, топор, ружье могут обладать «душой», иччите, но выше всех их уже стоит Аи-тоен (Юрюнг Аар Тойон. - А.М.) с сонмом богов и иччите высшего порядка: душ предметов собирательных, понятий отвлеченных» [6. С. 628].

Этническое самосознание и менталитет народа наиболее ярко проявляются в национальном характере, который представляет особой обобщенную характеристику долговременных комплексов привычек, групп определённых черт, устойчивых психических свойств народа, проявляющихся в его действиях и поступках. А.Г. Новиков дает следующую оценку менталитета народа саха: «Для якутской веры характерны развитый политеизм с пантеоном во главе с верховным богом Урун Айыы Тойоном, резкое противопоставление добра (айыы) и зла (абаИы), анимизм (всеобщее одушевление природы) и шаманизм (экстрасенсорная практика)» [7. С. 53].

Развитие любого этноса в определенных социально-исторических условиях обусловливает появление национальной психологии как неповторимого сочетания общих для этнической общности психических свойств, качеств, процессов. Национально-психологические особенности народа саха формировались в суровых природно-климатических условиях Севера, в районе вечной мерзлоты. Личный и общественный опыт народа накапливался в жестокой борьбе за существование. Вследствие этого важной задачей пат-

риотического воспитания молодёжи стала передача ей трудового и жизненного опыта, связанного с традиционными занятиями северян - охотой, рыболовством, животноводством. В процессе жизнедеятельности у этноса формировались обычаи, привычки, традиции, определяемые характером, особенностями их быта, патриархально-натуральным хозяйством, оседлым образом жизни и содержанием трудовой деятельности. Спецификой развития народностей Севера является также и то, что они пришли к социализму, минуя стадию капитализма, находясь на патриархально-феодальном этапе общественно-экономического развития общества [8].

В качестве основного условия, определившего особенности воспитания якутского патриотизма, выступает суровая природа, которая требует дополнительных усилий для жизнеобеспечения каждого человека, его минимальных потребностей в пище, одежде, жилье. Следующим условием является относительная замкнутость этноса: отсутствие больших торговых городов и путей сообщения, широкого товарообмена, что порождает привязанность к постоянному месту проживания, т.е. к малой родине. Народ любит Якутию как малую родину, где каждый родился, вырос, пустил корни. Привязанность к этим корням сильно отличается у людей разных поколений и национальностей. Представители коренных народов Якутии -саха, эвены, эвенки, чукчи, юкагиры и долганы, а также укоренившиеся русские - привязаны к родной земле чувством, унаследованным от предков.

Процесс развития этнического самосознания народа саха на протяжении всей его истории имеет непрерывный, поступательный характер. Однако заметим, что есть периоды, когда отдельные группы представителей этноса постепенно утрачивали этнокультурные ценности, традиции, поскольку родной язык не в должной мере обеспечивал передачу подрастающим поколениям национальной культуры. В Концепции обновления и развития национальных школ (1991 г.) об этом говорится: «В результате появилось поколение якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, слабо знающее родной язык, обычаи, историю и культуру своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания нации» [9. С. 75].

Современная школа просто обязана учитывать культурно-историческую особенность этноса. Школа призвана не только видеть, но и учитывать, что каждый ученик несет в себе духовно-нравственную связь по меньшей мере трех-четырех поколений. Для вечности этноса связь нескольких поколений выступает всего лишь эпизодом, но для бессмертия каждого из нас этого достаточно. Школа не может проигнорировать того положения, что все эти три-четыре поколения людей спаяны кровно-родственной связью и имеют одни и те же этнические традиции. Ни революции, ни реформы и перестройки не в состоянии разорвать этногенетическую цепь. Вот на этом этническом материале и надо выстраивать всю стратегию

и тактику обучения и воспитания с учетом, разумеется, общественно-исторического и научно-технического прогресса.

Отмечая особенности характера якутов, Д.А. Данилов делает заключение: «Гостеприимство, взаимоподдержка, коллективизм, трудолюбие являются социально наследуемыми качествами людей, которые представляют собой естественное проявление человеческих взаимоотношений и без которых жизнь отдельно взятого человека в суровых условиях становится бессмысленной» [10. С. 18]. На честность и благородство якутов обращал внимание в своих воспоминаниях Н.Г. Чернышевский [11]. В.Л. Серошевский [6] подчеркивает такие черты характера якутов, как веселость и впечатлительность.

Своеобразие психологии этносов проявляется в их национально-психологических чертах, которые раскрываются в деятельности, поведении, общении, привычках, обычаях, традициях народа, А.Г. Корнилова на основе использования различных методов исследования современной сельской среды установила, что характерными качествами якутов являются трудолюбие, бескорыстие, любовь к родным местам [12]. Наблюдая проявление бескорыстия, исследователь делает вывод о том, что оно «подчинено определенной закономерности: чем дальше от центра расположено туолбэ, тем больше у людей проявляется бескорыстие» [12. С. 68].

Б.Н. Попов [13], занимающийся изучением проблемы изменения семьи у народов республики, отмечает, что для якутов характерны устойчивые родственные связи, поддержка и стремление сохранить их. Традицией является совместное проживание семейных детей с родителями, благодаря чему престарелые родители не остаются без опеки. Характеризуя взаимоотношения в якутских семьях, ряд исследователей подчеркивают, что национально-специфической традицией является культ предков, уважение к родителям, почтительное отношение к старшим, знакомым и родственникам [10, 12, 6].

Таким образом, трудолюбие, честность, бескорыстие, любовь к родным местам, коллективизм, крепкие семейные отношения выступают как характерные особенности национального характера якутов и служат мотивами, побудительными силами в воспитании уважения, преданности родному краю, его суровой природе, богатству недр, к Республике Саха (Якутия) и к Отечеству. Выявленные этнические особенности народа саха являются важной предпосылкой для осмысления своеобразия национальной культуры и формирования на этой основе этнопедагогики народа в целях патриотического воспитания учащейся молодёжи.

В условиях регионального образования этнические ценности народа, преломляясь через сознание ра-

стущего человека, входят во внутренние структуры, становясь личностно значимыми ценностными ориентациями. Принятые личностью ценности детерминируют её поведение и деятельность, когда молодые люди осуществляют поиск смысла жизни, определяют своё отношение к выполнению конституционного долга, Отечеству. Личность, усваивая ценности, принятые в этническом социуме, выбирает образ жизни своего народа. При этом формирование патриотических чувств учащейся молодёжи в условиях регионального образования происходит по этапам. В начале это любовь к родителям, близким, родному очагу, своей местности, этносу; постоянное пребывание в близкой и понятной молодёжи природной среде формирует чувства бережного отношения к природе, хозяина родной земли; следующий этап - использование прогрессивных приемов традиционного воспитания народов Севера (положительный пример отца, матери); и, наконец, образовательный потенциал формирует патриотические чувства к родному краю, региону и Отечеству.

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики [14], она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа Родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Древняя культура народов Севера, как материальная, так и духовная, способствовала возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по воспитанию уважительного отношения к окружающей среде. Воспитание проводилось изо дня в день, у ребенка формировались «щадящие», «дружественные» отношения с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Благодаря им сохранились многие виды растений и животных [14]. Ценностные ориентации растущего человека могут стать той доминантой личностного развития, которая служит источником патриотического самовоспитания, что обеспечивает этно-педагогике ведущую роль в патриотическом воспитании.

Этнопедагогика полностью соответствует требованиям такого воспитания, поскольку она в объекте своего действия видит больше и глубже, чем простой урокодатель. Этнопедагогика формирует иное отношение к семье и школе, к природе и труду, Отечеству и себе самому. В этнопедагогике человека учат жить интересами общего, идеями сохранения и процветания этого общего, не только для себя, но и для других. Очевидно, что воспитать дух патриотизма, любви к Отечеству и своему народу может только такой педагог, который этим духом сам обладает. Если вера воспитывается верой пастыря, то убежденный патриот может быть воспитан только убеждённостью учителя и воспитателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1954. Т. 11. С. 157-160.

2. CicoruelA.V. Cognitive Sociology. L.: Pinguin Education, 1973. Р. 89.

3. Словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М., 1991. С. 111.

4. Barlett F.C. Remembering. Cambridge: Cambridge University Press, 1968.

5. Мордовская А.В. Этнопедагогические основы жизненного и профессионального определения старшеклассников: Дис. ... д-ра пед. наук. Якутск, 2000. 357 с.

6. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. 736 с.

7. Новиков А.Г. О менталитете народа Саха. Якутск: Изд-во Аналитического центра при Президенте РС(Я), 1995. 141 с.

8. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якутское книжное издательство, 1979. 184 с.

9. Зелитенко А.И., Шмелев А.Г. Вестник МГУ. Сер. «Психология». 1987. № 4. С. 14-17.

10. Данилов Д.А. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлинг, 1993. 136 с.

11. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М.: Изд-во Наркомпроса, 1940. С. 192.

12. Корнилова А.Г. Этнические традиции как фактор социального воспитания // Наследно-улусное воспитание. М., 1997. С. 16-20.

13. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. Якутск: ИПКРО, 1993. 63 с.

14. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.

Статья представлена кафедрой управления образования педагогического института Якутского государственного университета им. М.К. Амосова, поступила в научно-редакционный совет журнала 15 мая 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.