Научная статья на тему 'Музыкальное наследие народа саха одно из средств формирования духовной культуры личности'

Музыкальное наследие народа саха одно из средств формирования духовной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1546
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ДУХОВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / SPIRITUAL CULTURE / SPIRITUALITY / NATIONAL TRADITIONS / MUSIC / FOLKLORE / FOLK PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлева О. Г.

Анализируется историко-этнографический материал по фольклору саха. Рассматривается педагогическое наследие народа саха. Обосновывается специфика народного музыкального искусства как средства формирования духовной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Musical heritage of the Sakha people one of the means of forming the spiritual culture of an individual

The author analyzes historical and ethnographic material on the folklore of Sakha. The pedagogical heritage of the Sakha people is considered. The specificity of the national musical art as a means of forming the spiritual culture of the individual is substantiated

Текст научной работы на тему «Музыкальное наследие народа саха одно из средств формирования духовной культуры личности»

УДК 372.016:78

О.Г. Яковлева

МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДА САХА - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Анализируется историко-этнографический материал по фольклору саха. Рассматривается педагогическое наследие народа саха. Обосновывается специфика народного музыкального искусства как средства формирования духовной культуры личности.

Ключевые слова: духовная культура, духовность, национальные традиции, музыкальное искусство, фольклор, народная педагогика.

Сложная социокультурная ситуация современного общества, характеризующаяся амбивалентностью цивилизационных процессов (развитие тенденций унификации при стремлении к сохранению этнокультурного своеобразия народов), делает актуальной проблему формирования личности, способной жить и успешно работать в условиях полиэтнической среды, обладающей не только этнокультурной компетентностью, но высоким уровнем духовной культуры. Развитие педагогической науки и практики задает все более высокий уровень профессионализму учителя. Сложившаяся ситуация обусловливает также организацию образовательной среды, в которой будут успешно реализовываться задачи этнокультурного воспитания школьников, направленного на усвоение детьми родной культуры и одновременное формирование у них чувства уважения к другим народам и их культуре.

Рассмотрение содержания понятия «духовная культура личности» на общенаучном уровне и выделение ее сущностных характеристик позволили уточнить толкование этого феномена. Духовную культуру личности мы понимаем как сложное, динамично развивающееся в профессионально-творческой деятельности интегративное образование, вбирающее интеллектуальную, нравственную и эстетическую культуру. Одним из путей развития духовной культуры студентов является приобщение их к педагогическому наследию своего народа. Без национального фундамента развитие и совершенствование образования неосуществимы. Национальная система образования в Республике Саха (Якутия) нуждается в учете специфики психологии народа, а также в использовании положительных традиций народного воспитания в современном педагогическом процессе. Этнокультурная направленность высшего педагогического образования позволит преодолеть сложившуюся к настоящему времени в практике модель обучения, где главной целью является достижение качественной успеваемости. Результатом высшего педагогического образования должна стать не только сформированная система знаний, умений и навыков, но и инкультурация личности.

ЯКОВЛЕВА Оксана Георгиевна - к.п.н., докторант РГПУ имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург E-mail: 0k_1_08@mail.ru

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов многих педагогов и исследователей [1, 2, 3, 4 и др.]. В России обращение к народной мудрости всегда имело место в воспитании и обучении детей. Научная педагогика использовала опыт сложившихся веками воспитательных традиций народа. В русской историко-педагогической науке рождение термина «народная педагогика» связано с К.Д. Ушинским. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности, которая пронизывает все его педагогическое творчество [5]. Вслед за К.Д. Ушинским идея народности воспитания была развита в трудах П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. [6, 7, 8, 9]. В Якутии необходимость опоры на национальные традиции, учета опыта народной педагогики в решении проблем воспитания утверждали в своих сочинениях А.Е. Кулаковский[10] и П.А. Ойунский [11]. Впервые дети Севера как объект народного воспитания рассматриваются в книге В.Ф. Афанасьева «Этнопеда-гогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» [12]. Необходимость учета национальных традиций и опыта народной педагогики в решении проблем воспитания утверждается в творчестве якутских ученых: Д.А. Данилова, Н.Д. Неустроева, Б.Н. Попова, И.С. Пор-тнягина, К.Д. Уткина и др. [13, 14, 15, 16, 17, 18 и др.].

Традиции народной культуры саха как психологопедагогического феномена складывались под воздействием мифологических и философских взглядов и творческой культурно-исторической деятельности народа. Известно, что деятельность любого народа в области культуры с философской точки зрения является диалектическим единством процессов опредмечивания (создания новых ценностей, идей, норм и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленного на преобразование духовных ценностей. Следовательно, основу традиций педагогической культуры народа саха составляет духовность - интегральное качество, представляющее собой совокупность интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, детермини-

рованное мироотношением и отраженное в структуре «Я»-концепции личности.

Ценным источником развития духовной культуры детей и молодежи является музыкальное искусство народа. «Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремленное в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир красоты, живет своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности» [19, с. 11]. Музыкальное искусство - один из важных элементов духовной культуры общества, и общество всегда учитывало и успешно использовало этот элемент в своей воспитательной политике. На протяжении многих веков оно воспринималось человечеством как сильнейшее средство воспитания подрастающего поколения. Как источник формирования духовной культуры студентов педагогического вуза музыка имеет основополагающее значение. В настоящее время, несмотря на сложность и неоднозначность, а порой противоречивость развития общества, народная культура остается важной частью педагогического процесса. Анализ научных трудов [20,

21, 22 и др.], посвященных изучению музыкальной культуры саха и педагогической практики, позволяет сделать вывод, что сохранению востребованности народного искусства способствуют следующие факторы:

- исторический - связан с откристаллизовывавшимся на протяжении нескольких веков опытом музыкальноэстетического воспитания подрастающего поколения, сохранившегося в разных жанрах музыкального творчества народа: в эпосе, песнях, танцах и др.;

- педагогический - основан на использовании духовного потенциала народного музыкального искусства с целью формирования и развития личности; направлен на осознание и принятие растущим человеком духовных ценностей, нравственных ориентиров, правил и норм поведения, заключенных в произведениях народного творчества;

- онтологический - связан с поиском смысла жизни растущего человека, с его ориентацией на идеал суммарного, совокупного совершенства личности, воплощенного в эпосе;

- психологический - ориентирован на осмысление музыкального творчества народа как средства формирования национальной самоидентификации и национального самосознания.

Следовательно, народное музыкальное искусство можно рассматривать как источник духовного обогащения личности и как эталон, с которым соотносится реальная действительность и человеческие отношения. Развивая способность оценивать их с позиции единства нравственного и эстетического («доброе» как «прекрасное», «злое» как «низменное»), оно помогает становлению системы ценностей человека, в соответствии с которой он выбирает направления деятельности. Педагогическая и общественная значимость музыкального искусства саха

заключается в том, что в течение своего многовекового развития оно оформилось как сокровище народной мудрости, постоянно обогащающийся проводник педагогической мысли и духовности.

Музыкальное искусство народа не подвержено мутации и трансформации, так как срабатывают механизмы векового отбора ценного, истинного, насущного, остается лучшее, а случайное и неустойчивое теряется, исчезает. Вместе с тем при потере духовных ценностей, запечатленных в культуре народа и являющихся этнодиффе-ренцирующим признаком, народ перестает существовать как отдельный самостоятельный этнос, поэтому использование достижений музыкального искусства народа в педагогической практике имеет важнейшее значение [23]. Таким образом, возникает необходимость рассмотреть возможности музыкального искусства народа саха как средства развития духовной культуры личности.

Многовековые достижения творений духовной жизни людей сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. Саха внесли в мировую культуру вклад, несомненно, достойный изучения. Историко-этнографический материал по культуре саха позволяет рассматривать музыкальное искусство народа как часть его богатейшей духовной культуры и ожидать не только малоизвестных, но и уникальных проявлений. И потому оправдан интерес к возможностям этой своеобразной и малоизученной генетически, родной для детей саха сферы формирования духовных начал. Теоретическое исследование и анализ использования национального музыкального искусства в педагогическом процессе школы и вуза показал, что «народная педагогика в настоящее время играет в жизни людей большую созидательную, даже спасательную роль. В творениях народа сохранился нравственный потенциал труженика: любовь к труду, стремление к правде, добру, справедливости, красоте. Народное творчество обладает очищающей силой. В нем есть гармоническая система жизненных традиций, накоплены методы и приемы организации естественного процесса передачи и сохранения национальных духовных ценностей» [24, с. 33].

Эмоциональная отзывчивость саха на различные явления окружающей действительности способствовала тому, что музыкально-художественное наследие этого народа стало своего рода регулятором в соблюдении нравственных норм. Музыка, сопровождавшая якута на протяжении всей его жизни, направляла и вдохновляла на общественно значимые дела: на труд, на искреннюю любовь и прочную дружбу. Неслучайно возникла пословица: «Якут, севший верхом на быка, всегда становится певцом, а присевший у камелька - сказителем». В ней подчеркивается влечение саха к песенному творчеству.

Своеобразие песенности саха коренится в особенностях исторической судьбы якутского народа, который, как известно, причудливо объединил в своей культуре

южные и северные компоненты. Перебравшись некогда с просторов степного юга на дальний север и вступив в интенсивный культурный обмен с кочевыми племенами обширного таежного и тундрового края (эвенками, эвенами, юкагирами), саха сумели сохранить до настоящего времени ощутимые следы степной культуры, совершенно по-новому развив ее древние тюркоязычные корни. Песенный фольклор саха отличается разнообразием и жанрово-стилистической развлекательностью. Главная его отличительная особенность заключается в существовании двух различных типов пения. Один из них - «высокое», насыщенное, торжественное пение, - получил название «дьиэрэтии ырыа» (плавная, цветистая песня), за вторым закрепилось название «дэгэрэн ырыа» (размеренная, подвижная песня). Пение в манере дэгэрэн - это более ординарное, обычное, чаще встречающееся в быту пение. В отличие от дьиэрэтии ырыа оно, как правило, не требует специальных вокальных навыков.

В пении дьиэрэтии сконцентрирован национальный звукотембровый идеал, и он, по существу, не имеет сколько-нибудь близких аналогий в смежных музыкальных культурах. Одним из прежде всего обращающих на себя внимание отличий этого песенного стиля является насыщенность его характерными призвуками

- кыльЛахами, которые образуют своеобразный украшающий контрапункт к главной мелодической линии и создают тем самым эффект специфического сольного двухголосия - раздвоение певческого голоса на две самостоятельные по тембру мелодические линии. Этот оригинальный способ пения снискал певцам саха известность ничуть не меньшую, чем слава тувинских исполнителей горлового пения традиционного двухтембрового хомея, встречающегося и у некоторых других народов. Нечто похожее на кылыЛахи можно иногда заметить в пении и других народов, но в качестве осмысленного и систематического развитого приема они представляют собой уникальное явление.

Существуют также типы пения, связанные с шаманством. Следует отметить, что музыка шаманских обрядов, сохранившаяся до наших дней благодаря практике и имитациям знатоков шаманской традиции, является одной из ярких граней якутского музыкального искусства. Она характеризуется особыми формами сольного пения «кутурар», интонируемого от лица духов-покровителей, вселившихся в шамана.

Центральное место в музыкальном искусстве саха занимает эпическая традиция олонхо. Оно состоит из множества отдельных сказаний с тем же названием - олонхо. Героические сказания отличаются масштабностью (например, олонхо «Ала Туйгун» насчитывает 52410 строк). В них отразились религиозные верования якутов, в основе которых лежит трехсоставное образование вселенной. Наиболее известны якутские олонхо «Дьуруруйар Нюр-гун Боотур», «Кулун Куллустуур», «Юрюнг Уолан» и др. По времени зарождения олонхо причисляют к культуре

древних племен бронзового и раннего железного века (не позднее ХШ-1Х веков н.э.).

Как источник духовности олонхо содержит мифологические, религиозные, философские, педагогические и другие убеждения народа саха и представляет собой запечатленный срез познавательного процесса множества поколений этого народа. По мнению исследователей народного творчества, олонхо является вершиной развития якутской устной поэзии, в котором синтезировано все лучшее в духовной культуре якутов [25, 26, 27]. Отличительной чертой олонхо является мифологическая основа сюжета и общей образной структуры. Проанализировав различные аспекты стилистики и композиции олонхо, можно сделать вывод, что этот жанр эпического устного народного творчества является тем синкретическим видом искусства, из которого в дальнейшем отделились собственно музыкальный фольклор, якутская поэзия и литература и, наконец, основы якутского театра.

Исследователи музыкального фольклора саха изучали, как правило, интонацию языка, типологию жанров, структуру мелодии [28, 29]. С педагогической точки зрения наибольший интерес представляет нравственный аспект музыкального искусства, который формировался под влиянием философских, психологических и художественных взглядов народа. Способность национальной музыки воздействовать на людей, а именно возможность формировать и преобразовывать их духовный мир, успешно использовалась в этнопедагогике саха. В данном аспекте наиболее ярко выраженный педагогический характер имеет олонхо. В старину мудрецы-старцы (олонхосуты), по существу, выполняли функции народного педагога, исполнителя, импровизатора. Их бессмертные творения, воспевающие высокие моральные и духовные качества человека, оказывали воспитательное воздействие на молодежь.

Благодаря эпосу можно понять, каким представляли древние якуты идеал совершенного человека. В олон-хо девушка-куо, то есть красавица, предстает воплощением идеала женской красоты. Она является источником жизни, любви, добра. Внешняя красота героини сочетается с ее чуткостью, отзывчивостью и добротой. В образе настоящего мужчины воплощены такие лучшие национальные черты характера, как доброта, честность, моральная чистота, сочувствие угнетенным и обездоленным, беззаветная храбрость и удаль, любовь к родному краю. Внутренними проявлениями силы характера героя являются упорство и настойчивость в достижении своей цели, воля к победе. Внешняя красота мужчины сочетается с мудростью, умом и смекалкой, которые включаются в ранг высших человеческих добродетелей и составляют суть идеала мужественности. Именно на такой идеал мужчины, олицетворявшего нравственное и физическое совершенство, имевшего огромное значение в воспитании подрастающего поколения, и ориентировалась народная педагогика. Воспитание народных героев,

способных в борьбе отстоять свободу и независимость родины, воспевание их высоких моральных и духовных качеств, - основная педагогическая задача эпоса саха. Эта тема преобладает и в устно-поэтическом, и музыкальном жанрах фольклора.

В целом, история саха показывает, что музыкальное искусство его развивалось, прежде всего, как процесс общения между людьми. Побудительными мотивами их творческой деятельности становились чувства, мысли, идеалы, жизненные события, духовное состояние людей. Показателен пример, когда в произведениях воплощаются события, их причины и последствия, вызванные ими эмоции. Синкретичное по своей природе, музыкальное искусство саха опирается на глубокие традиции этнической культуры и истории. Оно охватывает три сферы: литературный текст - воплощение мыслей человека; музыку - тонко и глубоко передающую чувства и переживания человека; театрально-игровое действие - в определенной форме воссоздающее представление человека об окружающем мире. Следовательно, речь идет о воплощении чувственного восприятия действительности.

На основе изучения многообразных источников духовных ценностей (олонхо, песен, танцев, игр, инструментальных музыкальных произведений, обрядов, праздников) можно утверждать, что процесс воспитания у наших предков имел ряд особенностей, необходимых и достаточных для осуществления относительно полноценного цикла музыкально-эстетического воспитания. Они складываются из традиции отражать в произведениях искусства важнейшие события жизни народа и отдельных людей.

Осознание значимости педагогической культуры народа невозможно без обращения к его историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Каждый этнос, веками развиваясь в определенных природно-климатических условиях, вырабатывает только ему свойственные быт, мировосприятие, миропонимание, то есть национальные особенности обусловлены теми объективными условиями, в которых исторически складывалась судьба народа. Народная педагогика выработала свои правила, которые передавались из поколения в поколение личным примером, через традиционную систему бытия. Известный якутский педагог

В.Ф. Афанасьев, отмечает, что саха издавна стремились к всестороннему совершенствованию личности, которое проявлялось в единстве физического, умственного, трудового, нравственного воспитания, а также развития волевых качеств детей [30]. Другая, не менее важная цель воспитания у саха состоит в подготовке детей к продолжению выработанных народом традиций.

Одной из важнейших черт своеобразия музыкального творчества саха и использования его в воспитании детей является наличие в традиционном культурном богатстве народа произведений, доступных восприятию детей, рассчитанных на активное воздействие на их сознание и

поведение. Эти произведения имеют органическую связь со всей народной культурой и отражают создававшиеся на протяжении многих веков нравственные и эстетические критерии оценки народом окружающей действительности. Для приобщения детей к истории народа, его традициям, искусству, с целью формирования у них представлений о нравственности, человеческих отношениях, нормах поведения и т.д. отбирались сказания, песни, инструментальные мелодии.

Синкретизм фольклора дает возможность процессу воспитания сочетать в себе не одну музыкальную потребность, а целую совокупность характерных для возрастного развития личности потребностей внемузыкаль-ного порядка - игровую, поэтическую, познавательную и другие. Глубоко захватывая различные стороны психики ребенка, пробуждая его чувства, народное искусство дает возможность учителю определенным образом направлять развитие своих учащихся, закреплять в их сознании конкретные понятия и представления. Формирование духовной культуры современных школьников с использованием этнопедагогики связано с поиском идеала совершенного человека, являющегося носителем гармоничного сочетания общечеловеческих ценностей (благородства, чести, достоинства, совести, трудолюбия, любви к Родине).

Культурное наследие якутов создает атмосферу поэтичности, приподнятости над обыденной жизнью. Именно этими сторонами народного искусства воспитатыва-лись чувства и развивалось мышление детей. Своеобразным является также использование в общении с детьми произведений, органически сочетающих слово, мелодию и действие при исполнении.

В семьях саха во время праздников и выполнения различных работ не принято отделять детей от взрослых. Детям отводят посильные для их возраста работы. Потому в меру своих способностей и возрастных особенностей они запоминают и воспринимают все, что привлекает их внимание. Вкусы детей от 6 до 10 лет интенсивно формируются, но они еще неустойчивы и не являются определенными. И если дети слышат и поют якутские песни, играют и танцуют под народную музыку, то их слух постоянно осваивает мелодические интонации. Ритмические особенности национального музыкального искусства становятся им близкими и родными. Если в этот возрастной период у детей накапливаются музыкальнослуховые впечатления, связанные с родными интонациями, то приобретенный музыкальный опыт впоследствии сказывается на отношении детей к миру. В процессе воспитания эмпирическим путем предки саха выявили, что нравственные и эстетические нормы, принятые в народе, находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому, привлекая детей к труду, они добивались красивого его выполнения, приучая беречь природу, ухаживать за животными. При этом обращали их внимание на то, чтобы во всем царила гармония и красота.

Еще одной особенностью процесса использования народных традиций в музыкально-художественном воспитании является традиция участия детей в подготовке и проведении народных праздников. Каждый ребенок участвовал в той работе, которая больше нравилась и больше привлекала, соответствовала его силам и подготовленности. Включение в подготовку к праздникам было добровольным. Создавалась обстановка доброжелательности и общей с взрослыми радости, творчества. Детей не ограничивали в действиях на празднике, но наставляли, чтобы они соблюдали установленные правила поведения. Любимым праздником якутов является ыкыах, который запоминается не только песнями, танцами, играми, спортивными состязаниями, обильным угощением, но и демонстрацией достижений народного творчества. Ыкыах, сопровождая жизнь якута с рождения до старости, играет огромную роль в его духовном становлении. На этом празднике нормы нравственности и поведения людей регулируются неписанными законами поколений. Дети являются непременными участниками увеселительных игровых мероприятий праздника, в частности, хороводных танцев. Они могут составить и самостоятельный круг, где появляются свои первые певцы и запевалы оhуохая. Участвуя в праздниках, дети приобретают знания о верованиях якутского народа, усваивают многообразие народного искусства, один вид которого органично дополняет другой [31].

Итак, своеобразие музыкального искусства народа саха, позволяющее его рассматривать как одно из эффективных средств формирования духовной культуры подрастающего поколения, заключается в следующем:

- оно основано на философии, отражающей традиционное миропонимание народа, прошедшего долгий путь в уникальных историко-географических условиях;

- ценным источником музыкального искусства якутов является героический эпос олонхо как синкретический вид искусства, содержащий в себе поэзию, фольклор, музыку и драматургию;

- якутское песенное искусство вобрало в себя импровизацию, образно передающую содержание текста, национальный звукотембровый идеал, выражающий своеобразие эмоционально-душевного восприятия окружающей действительности, а также театрально-игровое действие, воплощающее чувственное восприятие действительности;

- на протяжении многих веков создавались произведения, предназначенные для воспитания детей.

История национальной музыкальной культуры народа саха раскрывает многообразие гуманистических интерпретаций нравственных понятий, принципов и норм. В лучших образцах музыкального искусства народа саха воплощено единство истины, добра и красоты, воспеваются высокие нравственные качества человека. Значимость народной музыки в воспитании подрастающего поколения объясняется тем, что элементы музыкального

мышления народа проявляют удивительную устойчивость, оставаясь характерными и для музыкальных образов глубокой старины, и для современного народного музыкального творчества. Жизнь народа, его историческая судьба, особенности быта отражены в произведениях народного творчества. Нравственный потенциал этих произведений исходит из общечеловеческих ценностей, характерных для многих национальных культур. Музыкальное искусство саха представляет собой самобытный глубинный пласт национальной культуры, является основой народного художественного сознания и содержит в себе общечеловеческие ценности, которые оттачиваются мыслью народа и передаются из поколения в поколение.

Л и т е р а т у р а

1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг, общ. ред. Е.Н. Медынского. - М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.А. Красновского. - М.: Просвещение, 1995. - 650 с.

3. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

4. Песталоцци: Избр. тр. / Сост. и авт. предисл. В.М. Кларин. - М., 1998. - 222 с.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. сочинения. - Т. 1. - М., 1953. - С. 55-136.

6. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.

- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 695 с.

7. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1982. - 238 с.

8. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1977. - Т. 1. - 397 с.; - Т. 2. - 310 с.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

10. Кулаковский А.Е. Научные труды / Сост.: Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. - 483 с.

11. Ойунский. П.А. Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - Якутск: Би-чик, 1993. - 473 с.

12. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 344 с.

13. Данилов Д.А. Народная педагогика и современная национальная школа / Д.А. Данилов, Д.М. Бурхинов, С.Д. Намса-раев. - Улан-Удэ, 1993. - 136 с.

14. Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера: учебное пособие по спецкурсу для подготовки учителей коренных народов Севера. - Якутск: ИПКРО, 1999. - 140 с.

15. Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлое и настоящее. - Якутск: ИСКРО, 1993. - 63 с.

16. Портнягин И.С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа саха. - М., 1998. - 184 с.

17. Уткин К.Д. Культура как система и как самовыбор народа. Философия самосознания: якутская модель. - Якутск, 1999. - 56 с.

18. Портнягин И.И., Габышев А.И. Интеллектуальная со-ставляющщая воспитания в традициях народа // Вестник Якутского госуниверситета. - 2006. - Т. 3. - № 4. - С. 49-52.

19. Некрасова М. Народное искусство России. - М., 1983.

- 116 с.

20. Творчество композиторов Якутии в контексте развития национальных композиторских школ: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Якутск: Плазма, 2008. - С. 48-56.

21. Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература: учебное пособие для муз. учеб. заведений. -Якутск, 1991. - 400 с.

22. Кривошапко Г.М. Музыкальная культура якутского народа. - Якутск, 1982. - 184 с.

23. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в Бурятии: опыт разработки и реализации концепции. - Улан-Удэ, 2005. - 246 с.

24. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Под ред. чл.-корр. АПН СССР, проф. И.Т. Огородникова. - Чебоксары, 1974 - 296 с.

25. Емельянов Н.В. Якутский эпос олонхо / Н.В. Емельянов, В.В. Ларионов. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - 29 с.

26. Борисова А.А. Этико-эстетические ценности олонхо // Вестник Якутского госуниверситета. - 2008. - Т. 5. - № 2. -

С. 79-86.

27. Петров В.Т. Этническое в эпическом контексте // Поэтика эпического повествования. - Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 1993. - С. 19-35.

28. Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. - М.: Сов. композитор, 1986. - 240 с.

29. Никифорова В.С. Локальные традиции в музыке олонхо: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - СПб., 1995. - 18 с.

30. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. - Якутск, 1979. - 344 с.

31. Из истоков народной педагогики якутов: материалы республиканской научно-практической конференции. - Якутск, 1992. - С. 97-99.

O.G. Yakovleva

Musical heritage of the Sakha people - one of the means of forming the spiritual culture of an individual

The author analyzes historical and ethnographic material on the folklore of Sakha. The pedagogical heritage of the Sakha people is considered. The specificity of the national musical art as a means of forming the spiritual culture of the individual is substantiated.

Key words: spiritual culture, spirituality, national traditions, music, folklore, folk pedagogy.

-------4НН*--------------

УДК 37. 013. 8 : 796 (091) (571. 56) Д.С. Федоров

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА В ЯКУТИИ В 1941-1945 гг.

Раскрывается концептуальная мысль о военно-патриотической направленности физического воспитания и спорта в годы Великой Отечественной войны в Якутии. Подчеркивается общепедагогическая сущность самовоспитания и мобильности народных масс в экстренной ситуации войны в военно-патриотическом духе. Приводятся убедительные исторические факты по усилению физкультурно-массовой, спортивной и оборонной работы как уверенность и непоколебимая вера народа в Победу.

Ключевые слова: патриотизм, Великая Отечественная война, развитие физкультуры и спорта, воспитание подрастающего поколения, якутские бойцы-лыжники, военно-спортивная работа, героизм народных масс.

Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков продолжалась долгих 1418 дней. Это были тяжелые дни, когда каждый советский человек понимал, что от него зависит будущее страны, дальнейший ход истории. С первых дней войны работа Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК Якутской АССР, районных и городских спорткомитетов, добровольных спортивных обществ была пере-

ФЕДОРОВ Данил Семенович - ст. преподаватель кафедры физвоспитания ЯГУ E-mail: unir@sitc.ru

строена на военный лад, на подготовку резерва Красной Армии и оборонных кадров в соответствии с приказом № 188 Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совнаркоме СССР

Руководство и контроль за работой комитетов по физической культуре и спорту осуществлялись областным комитетом партии и Советом Народных Комиссаров Якутской АССР. Всеобщее обязательное военное обучение граждан (всеобуч) с целью подготовки резерва Красной Армии проводилось в тесном контакте с комсомольскими, профсоюзными организациями, военными комиссариатами, организациями Осоавиахима, местными районными организациями. Областной комитет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.