Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования'

Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пионтковский Владимир Витальевич

Проблема патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования является одной из главных в обществе. Идея патриотизма во все времена имела особое место в жизни российского общества. Российский патриотизм является символом мужества, героизма, силы российского народа. Это необходимое условие единства, величия и могущества России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования»

УДК 371

Патриотическое воспитание учащейся молодёжи в условиях регионального образования

В. В. Пионтковский

Проблема патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования является одной из главных в обществе. Идея патриотизма во все времена имела особое место в жизни российского общества. Российский патриотизм является символом мужества, героизма, силы российского народа. Это необходимое условие единства, величия и могущества России.

The problem ofpatriotic upbringing of the young people in circumstances of the regional education is one of main in the Russia. The idea ofpatriotism in all time has special place in life of Russian society. Russian patriotism appear the symbol of the courage, heroism, strength Russian peoples. It is a necessary condition of unity, majesty and might of the Russia.

Отличительной особенностью патриотического воспитания в условиях регионального образования является приобщение личности к национальной культуре, народным истокам духовности. Это актуализирует проблему возрождения идей народной педагогики, использование в патриотическом воспитании потенциала этнического окружения, особенностей национальной психологии, этнокультурных ценностей, народных традиций, национального менталитета, сложившегося на определённой географической территории с особенными природно-климатическими, социально-экономическими условиями, демографической ситуацией развития.

Национальная школа, как особый в российской системе образования тип учебного заведения, с собственным языком обучения и спецификой целей, учебного плана и содержания образования не может рассматриваться как ординарный региональный вариант общеобразовательной школы. Решая образовательные проблемы каждого конкретного этноса, она должна одновременно - прежде всего, в интересах свободной социальной и этнической мобильности личности - эффективно решать и интегративные задачи обеспечения двуязычия, бикультурности и биментальности, задачи духовного сплочения многонационального народа России в общую политическую нацию, адекватную формируемому гражданскому обществу. Отсюда очевидна необходимость нового политического механизма постановки и регулирования целей деятельности национальной школы.

Перед многонациональной Республикой Саха (Якутия) в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени будет способствовать

ПИОНТКОВСКИЙ Владимир Витальевич, начальник военной кафедры ЯГУ, полковник, к.п.н., доцент

воспитанию патриотов XXI в. Патриотизм в Республике Саха (Якутия) может опираться: во-первых, на чувство привязанности к месту рождения, на процесс становления человека как личности, на его социально-психологические привязанности; во-вторых, на осознание богатства природных ресурсов родной республики, её перспективы для создания благополучия человека; в-третьих, на чувство общности судеб, морально-нравственного облика северянина; в-четвертых, на доверие к республиканской власти, на её реальную заботу о гражданах республики, их защищенности; в-пятых, на чувство гордости за значимый вклад граждан республики в культурную и интеллектуальную сокровищницу Российской Федерации и мирового сообщества; в-шестых, на чувство этнической общности.

В трудах В.В. Тишкова, H.H. Моисеева подчёркивается, что «о патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека» [1. С. 87]. Патриотизм — очень сокровенное чувство, исходящее из глубин души (подсознания). Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, и прежде всего, его соотечественники. Патриотизм свойственен всем историческим эпохам и всем поколениям. С развитием общества, условий его существования меняется содержание патриотизма, но глубинная его сущность остаётся неизменной: любовь и преданность Родине и своему народу; готовность к любым испытаниям, к подвигам во имя интересов своей Родины; активная деятельность в интересах Отечества. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. По определению В.И. Ленина, «Отечество - социальная, политическая и культурная среда, развивающаяся... на определённой территории, отгороженной госу-

пионтковский

дарственными границами, с определённым этническим составом населения» [2. С.187].

Воспитание гражданина-патриота своего Отечества всегда волновало передовых просветителей, философов, психологов, педагогов государства Российского. Так, гражданским звучанием наполнена вся жизнь М.В. Ломоносова. Он полностью посвятил её служению Отечеству, во всех его произведениях мы замечаем, что патриотизм звучит как основная черта российского человека. В то же время у А.Н. Радищева в философском трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» и в статье «Беседа о том, что есть сын Отечества» мы находим мысли о формировании человека с высоким уровнем гражданского сознания, искренне любящего своё Отечество.

В проектах декабристов о социальном переустройстве одно из ведущих мест занимает воспитание, а его содержание определяется как патриотическое и народное. Столь же ярко патриотизм звучит в произведениях Н.М. Карамзина: «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма». В.Г. Белинский подчёркивает что «патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом» [3. С. 489.]. Чувство глубокой любви к России пронизывает страницы «Былого и дум» и согревает воспоминания великого патриота А.И. Герцена о далекой родине; оно сохраняется даже в рассказах о самых мрачных днях его прошлого. H.A. Добролюбов отмечает, что «в недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом». Н.Г. Чернышевский говорит, что «историческое значение каждого... человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма» [4. С. 192]. К.Д. Ушинский - один из создателей общественной педагогики, ставившей целью «воспитание человека - гражданина-патриота, тесными узами связанного с трудящимися массами, с народной, демократической культурой» [5. С. 157].

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс патриотического воспитания». В трудах В.А. Сухомлинского мы находим подтверждение того, что «патриотическое воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [6. С. 68-69].

Мы считаем, что в условиях регионального образования такой процесс включает:

- воспитание гражданина-патриота через его

взаимоотношения с субъектами патриотического воспитания, приобщение его к этнической культуре и историческим традициям своего народа;

- формирование и развитие у молодёжи высоких нравственных качеств, этносоциальных ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях;

- массовую патриотическую и военно-патрио-тическую работу, организуемую и осуществляемую региональными органами власти и общественными организациями; органами муниципальной власти; органами и организациями Вооружённых сил, военными комиссариатами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта; Минздрава; некоторыми общественными движениями и организациями молодёжи и др.;

- воспитательную работу этнических сообществ по сохранению и передаче национальных традиций и культуры учащейся молодёжи;

- деятельность региональных средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодёжных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина-патриота Отечества;

- объединение воспитательного потенциала всех субъектов патриотического воспитания.

Основным институтом, обеспечивающим организацию процесса данного направления воспитания, функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами в условиях регионального образования, являются органы региональной государственной власти.

Наш концептуальный подход к решению проблемы патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования исходит из комплексного использования возможностей образовательных учреждений разных уровней (школа, вуз), этнопедашгики при непосредственной поддержке региональных органов государственной власти. Реализация его является основой для решения важнейших задач воспитания у молодёжи высоких духовно-нравственных качеств, повышения уровня её готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества.

В условиях регионального образования этнические ценности народа, преломляясь через сознание растущего человека, входят во внутренние структуры, становясь личностно значимыми ценностными

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ориентациями. Принятые личностью ценности детерминируют её поведение и деятельность, когда молодые люди осуществляют поиск смысла жизни, определяют своё отношение к выполнению конституционного долга, Отечеству. Личность, усваивая ценности, принятые в этническом социуме, выбирает образ жизни своего народа. При этом формирование патриотических чувств учащейся молодёжи в условиях регионального образования происходит по этапам. Вначале это любовь к родителям, близким, родному очагу, своей местности (наслегу, улусу), этносу; привитие чувства бережного отношения к природе, воспитание у молодёжи с малых лет чувства хозяина родной земли; использование прогрессивных сторон традиционного воспитания народов Севера, где очень ценится положительный пример отца, матери (в частности, оленевод - профессия наследственная, передаётся от отца к сыну, от матери к дочери); и, наконец, использование образовательного потенциала школы, вуза, где в целом закладываются основы патриотического воспитания, что в итоге приводит к воспитанию патриотических чувств к родной республике. В результате этого ценностные ориентации растущего человека становятся той доминантой личностного развития, которая служит источником патриотического самовоспитания.

Изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы, практической деятельности по патриотическому воспитанию, анализ состояния патриотизма и нравственных качеств современной молодёжи помогли нам определить наиболее важные педагогические подходы к обеспечению эффективного функционирования процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях регионального образования.

Во-первых, обеспечение духовно-нравственно-го единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей народов Республики Саха (Якутия) возможны в результате системной работы по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи. Во-вторых, в центре системы патриотического воспитания стоит личность человека, познающего и преобразующего окружающий мир, способного решать современные проблемы общества. В-третьих, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека, постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещённого, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, воспитывающего в лучших тра-

дициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещённых соотечественников. В-четвёртых, образовательное пространство в учебном заведении обеспечивает становление гражданина-патри-ота своего Отечества, ориентируясь на активное воздействие учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение учащейся молодёжи для всесторонней подготовки её к выполнению конституционного долга перед Отечеством. В-пя-тых, организационно-педагогической основой функционирования учебного заведения, обеспечивающего непрерывность патриотического воспитания, выступает вертикально-горизонтальная интеграция среднего и высшего учебных заведений с выделением вуза как базового ядра патриотического воспитания учащейся молодёжи при активной поддержке органов региональной государственной власти. В-шестых, для достижения эффективных результатов в условиях регионального образования в каждом регионе должна быть разработана концепция, которая будет в основе движущего механизма процесса патриотического воспитания современной молодежи.

Литература

1. Тишков В.В. Перспектива гражданской нации. Россия на новом рубеже / Под общ. ред. H.H. Моисеева и В.Б. Иорданского. М., 1995. 127 с.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 37.857 с.

3. Белинский ВТ. Полное собрание сочинений. М., 1954. Т. 4. 765 с.

4. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1940.323 с. ;

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические высказывания. М.: Государственное учебно-педагогичес- ; кое издательство наркомпроса РСФСР, 1938.439 с.

6. Смирнов В.3. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского, H.A. Добролюбова, В.А. Сухомлинского. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.