Научная статья на тему 'Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие гармонизации развития толерантного сознания личности'

Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие гармонизации развития толерантного сознания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УСЛОВИЕ ГАРМОНИЗАЦИИ / РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ / ETHNOPEDAGOGISATION / TEACHING EDUCATIVE PROCESS / THE CONDITION OF HARMONIZING / DEVELOPMENT TOLERANT CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна

В статье обосновывается, что воспитание в многонациональном регионе является формированием у личности качеств, способствующих самоопределению и самореализации в поликультурном пространстве. Выявлено, что одной из перспективных в данном контексте образовательных тенденций представляется этнопедагогизация, обеспечивающая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, с одной стороны, а с другой позволяющая учитывать и интеграционные процессы современной общественной ситуации. Доказано, что эффективность этнопедагогизации в учреждениях образования и культуры многонационального региона зависит от целенаправленного и последовательного внедрения новых педагогических технологий поликультурного образования и адаптации в мультикультурном пространстве, осуществления межэтнической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуразакова Диана Мусаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the articulates grounded that education in multinational region is the condition for formation of personal traits, promoting self-determination, self-realization in polycultural space. The urgent problem at contemporary stade is development of students' tolerant consciousness in the multionational region. It is discovered, that one ofthe most perspective in this context ofeducational tendency is ethnopedagogisation, providing the mechanism of broadcasting of ethnical legacy to the new generation on one hand, and on the other hand to take into consideration even international process of modern public situation. It is proved, that the efficacy of ethnopedagogisation in educational and cultural institutions of multinational region depends on purposeful and consecutive inculcation of the new pedagogical technologies of polycultural education and adaptation in multicultural space, performing cross ethnical communication.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса как условие гармонизации развития толерантного сознания личности»

Д.М. Абдуразакова

ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье обосновывается, что воспитание в многонациональном регионе является формированием у личности качеств, способствующих самоопределению и самореализации в поликультурном пространстве. Выявлено, что одной из перспективных в данном контексте образовательных тенденций представляется этнопедагогизация, обеспечивающая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, с одной стороны, а с другой - позволяющая учитывать и интеграционные процессы современной общественной ситуации. Доказано, что эффективность этнопедагогизации в учреждениях образования и культуры многонационального региона зависит от целенаправленного и последовательного внедрения новых педагогических технологий поликультурного образования и адаптации в мульти-культурном пространстве, осуществления межэтнической коммуникации. Ключевые слова: образование в сфере культуры, этнопедагогизация, учебно-воспитательный процесс, условие гармонизации, развитие толерантного сознания.

In the articulates grounded that education in multinational region is the condition for formation of personal traits, promoting self-determination, self-realization in polycultural space. The urgent problem at contemporary stade is development of students' tolerant consciousness in the multionational region. It is discovered, that one ofthe most perspective in this context ofeducational tendency is ethnopedagogisation, providing the mechanism of broadcasting of ethnical legacy to the new generation on one hand, and on the other hand to take into consideration even international process of modern public situation. It is proved, that the efficacy of ethnopedagogisation in educational and cultural institutions of multinational region depends on purposeful and consecutive inculcation of the new pedagogical technologies of polycultural education and adaptation in multicultural space, performing cross - ethnical communication. Keywords: ethnopedagogisation, teaching educative process, the condition of harmonizing, development tolerant consciousness.

Сравнительный педагогический анализ существующих подходов к воспитательному процессу в многонациональных регионах различных стран показывает, что поликультурное отечественное воспитание представляет собой интегра-тивно-плюралистический процесс, в котором можно выделить несколько ведущих направлений:

— освоение русской культуры как основного посредника с культурой мира на базе изучения русского языка как государственного и языка межнационального общения;

— приобщение к традициям национальной культуры и развитие стремления к их сохранению и творческому преобразованию;

— знание основных тенденций развития мировой культуры и воспитание на позициях общечеловеческих нравственных ценностей.

Главной целью воспитания в многонациональном регионе является формирование у личности качеств, способствующих самоопределению и самореализации в поликультурном пространстве. Таким образом, современное учреждение образование и культуры должно отличаться «...не национальной аранжировкой общечеловеческих ценностей, а национальной культурой, дополненной и обогащенной сведениями о культуре других народов... Ребенок, что очень важно, должен жить родной культурой и в родной культуре, а другие культуры он должен знать. Жить и знать — вот в чем глубинные различия в организации педагогического процесса по отношению к родным культурам» (12, с. 112).

Проблема развития толерантного сознания учащихся многонационального региона становится особенно актуальной на современном этапе, который

отмечен обострением нетерпимости, проявлениями расового, этнического и религиозного терроризма, растущим неравенством.

Преодоление этих явлений требует изменения традиционных форм обучения и воспитания, обновления и обогащения содержания учебных программ как общеобразовательной школы, так и структур дополнительного образования за счет внесения поликультурной составляющей (примером могут служить различные интегративные программы).

Одной из перспективных в данном контексте образовательных тенденций представляется этнопедагогизация, обеспечивающая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, с одной стороны, а с другой - позволяющая учитывать и интеграционные процессы современной общественной ситуации. По мнению одного из крупнейших специалистов в области этнопе-дагогики Г.Н. Волкова, «...этнопедаго-гизация - главный и решающий факт интеграции обучения и воспитания ... целостный воспитательный процесс как естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопеда-гогическое пространство)» (2, с. 4).

Практика внедрения программ по этнопедагогизации (например, в Республике Саха (Якутия), Чувашии, Республике Татарстан, Дагестане и др.) показывает, что применение концепции возрождения национальной системы образования позволяет оптимально и комплексно решать задачи кросскультурного образования, формирования культуры межнациональных отношений и осуществления конструктивного межкультурного диалога, и, как следствие, оказывает значительное позитивное влияние на процесс развития толерантного сознания и становления толерантной позиции растущего человека (И.А. Абрамов,

К.И. Бузаров, В.В. Макаев, Ш.А. Мирзо-ев, А.Д. Семенова, Л.Л. Супрунова, С.Б. Узденова, И.А. Шоров и др.).

Теоретическое обоснование использование принципов народной педагогики и традиций национальной культуры опирается на представление о таких глубинных архетипических началах, свойственных каждой национальной культуре и отраженных прежде всего в народном искусстве, как природосооб-разность, преемственность, коллективность, образность, синкретичность, целостность образной картины мира: «Народное искусство сохраняет во времени жизненные связи с природой, с землей, с этнической общностью, формирует сознание человека, живущего своей причастностью к народному целому, чувством своего места в космосе. Отсюда космизм, всечеловечность, всенародность образов народного искусства. В восприятии мира и жизни они сохраняют действенную, формирующую силу в культуре каждого этноса. Все это делает народное искусство фундаментом современной культуры, оно не перестает быть корневой системой национальной культуры...» (4, с. 5).

В народном искусстве особенно полно отражены психология народа, основы его бытовой жизни и эстетические ценности. Художественный язык народного искусства доступен и понятен каждому, поэтому через него возможно общение людей не только в рамках своей культуры, но и представителей различных этносов. Приобщение к искусству разных народов позволяет вовлечь учащихся в мир настроений и художественно-эстетических переживаний этих народов.

Народное искусство стремится к воссозданию «.идеи образа: идеи человека, идеи коня, идеи цветка и т.п. Идея образа лишена индивидуальных черт (что проистекает из коллективности творческого сознания), поэтому она объективна и поэтому же она канонична. Поэтому она достаточно абстрактна,

даже, может быть, космологична... В народном творчестве идея образа непосредственно вытекает из поэтического отношения к природе, к ее явлениям, которые не подвергаются рационализации. Отсюда величайшая поэтическая сила образов народного искусства, высочайшая одухотворенность их, граничащая с волшебностью...» (1, с. 35).

Для развития толерантного сознания учащихся особенно важным является тот факт, что картина мира у всех народов включает в себя одинаковые базовые компоненты: привычные формы, цвета, звуки, родных, предков, семью, язык, среду обитания, но при этом «.в ядре своем каждый народ остается самим собой до тех пор, пока сохраняются особенный климат, времена года, пейзаж, пища, этнический тип, язык и прочее, ибо они непрерывно питают и воспроизводят национальные склады бытия и мышления. Соответственно и о единой материальной Вселенной (космос) или Духа (логос) у каждого народа складывается свой образ» (3, с. 23).

Результаты анализа опыта педагогов дополнительного образования, учителей доказывают, что получение знаний о народной культуре, самостоятельная творческая деятельность учащихся, в которой они опираются на образы народного искусства, способствуют выработке чувства общности, включают личность в историю, в систему взаимоотношений и ощущений людей прошлого, сближают с природной средой, помогают осознать единство с миром; обеспечивают условия для более «мягкой» социально-культурной адаптации учащихся к условиям современной жизни народа и осознанию себя при этом полноправным представителем определенной национальной культуры (7).

В ситуации такого расширения социокультурного пространства происходит также значительная активизация творческого потенциала и, как следствие, самосознания учащегося, так как сознательное «Я» человека, как считают исследователи, не может пройти мимо исторической памяти и большого опыта

человечества, поэтому «при всей ценности образцов классического искусства развитие общекультурного, общеэстетического сознания и самосознания нуждается в обращении к смысловым и ценностным моделям мира в разных слоях и формах культуры, в том числе и народной, национальной. А это означает возможность и необходимость их поиска и раскрытия. Только это обеспечит становление полноценных мировоззренческих и культурных ориентаций» (5, с. 86).

Учеными выделены основные позиции этнопедагогизации образовательного процесса, которые включают:

- создание теоретически обоснованной дидактической системы, где должны быть достаточно полно представлены в содержании образования взаимоотношения этносферы и человека;

- разработку педагогических моделей, в которых реализуются принципы взаимодействия учреждения образования и культуры с этносоциумом и этническими диаспорами;

- обучение родному языку, музыкальной, эстетической, художественной культуре, истории, традициям на основе приобщения к духовным ценностям своего народа как органичной неотъемлемой части духовной культуры мира;

- использование педагогических технологий развития у учащихся потребности в приобретении знаний об этнокультурных ценностях других народов;

- создание условий для усвоения национальных обычаев в процессе проведения праздников, имеющих историческую ценность для каждого этноса и всех народов в целом (М.Г. Тайчинов, В.Д. Шадриков и др.).

Рождение этнопедагогики как особой отрасли педагогических знаний связано с именем К.Д. Ушинского, обратившегося к традициям народной педагогики. Великий отечественный педагог писал: «Ясно, что основная идея народного образования есть, прежде всего, идея психологическая... Если бы мы взяли на себя труд извлечь ту основную

идею, на которой покоится народное воспитание в той или иной стране Западной Европы, то пришли бы, может быть, к неожиданным для нас заключениям: мы убедились бы, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву...» (9, с. 158). Этот подход был доказательно обоснован ученым в результате определения трех важнейших факторов значимости народной педагогики для развития общества:

1. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» (9, с. 160).

2. «...в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих» (9, с. 156).

3. «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания» (9, с. 165).

Идеи ученого получили особенно интенсивное развитие в конце 1920-х годов, когда Г.С. Виноградовым была опубликована монография «Народная педагогика» (1926), в которой давалась глубокая теоретическая разработка ведущих основ этой новой науки. Между тем можно говорить, что самостоятельная теория этнопедагогики появилась лишь в середине 1970-х годов, когда вышла в свет работа Г.Н. Волкова «Этнопедагогика».

В этой работе этнопедагогика была представлена как целостная система, имеющая общую теорию и историю народной педагогики, национально-региональные этнопедагогики, этнопе-дагогики семейного воспитания, труда, художественного творчества, игры и т. д.

Анализ развития идей этнопедагоги-зации в современной психолого-педагогической науке позволяет заключить, что учеными достаточно обстоятельно рассмотрены различные аспекты этой образовательной тенденции: в докладах на конференциях (например, на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы регионального образования и этнопедагогики» (Мурманск, 2002); Всероссийской научно-

практической конференции «Этнопеда-гогизация учебно-воспитательного процесса в системе модернизации российского образования» (Чебоксары, апрель, 2006 год) и др.); в диссертационных исследованиях и монографиях (см.: 8).

Некоторые работы ученых обращены непосредственно к проблемам этно-педагогизации образовательного процесса Республики Дагестан. Это диссертационные исследования Д.Р. Керимо-вой «Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана» (М., 1995); А.М. Ахмедовой «Формирование экологической культуры подростков в полиэтнической среде» (Махачкала, 2008) и др.

Особый аспект внедрения идей этно-педагогизации связан с процессом воспитания. В данном контексте предполагается прежде всего активное и целенаправленное использование лучших традиций воспитания народной культуры в сочетании с достижениями современной психолого-педагогической науки.

В целом учеными раскрыты методологические проблемы этнопедагогики и обоснованы положения теории национальной школы (Е.П. Белозерцев, Е.Л. Христова и др.); описаны этнопеда-гогизация учебно-воспитательного процесса в современных условиях и ее педагогическое обеспечение(Г.И. Батурина, А.Н. Зимина, Т.Ф. Кузина и др.); выявлены и проанализированы народные традиции в воспитании подрастающего поколения, представлена специфика этнопедагогики различных регионов Российской Федерации (Т.С. Бутори-на, М.Н. Егоров, Т.Н. Петрова, С.С. Ще-кина и др.); изучен аспект семьи как микросоциума и социально-бытовая среда ребенка в современной этнопедагогике и раскрыт этнопедагогический потенциал личностей-символов (Ш. М.-Х. Арса-лиев и др.).

В связи с тем, что в процессе развития толерантного сознания необходимы создание и целенаправленное осуществление системы педагогического сопровождения, особый интерес для нашего

исследования представляют работы, посвященные феномену этнопедагоги-ческой культуры, которая включает в себя такие составляющие, как:

— наличие у педагога глубоко осознанной гуманистической педагогической доминанты по отношению к учащимся независимо от их этнической принадлежности;

— потребность и интерес к этнопеда-гогической деятельности;

— способность к культурной идентификации и самооценке собственного уровня этнопедагогической деятельности;

— интериоризация этнических ценностей;

— хорошее владение современными этнопедагогическими технологиями;

— этнопедагогическая компетентность и системные знания в различных областях этнопедагогики (этнологические, этнокультурологические, этнопсихологические, знания народного этикета, искусства, основных особенностей народного воспитания и т.д.);

— высокий уровень моральной воспитанности;

— развитые навыки саморегуляции и самореализации в полиэтнической среде;

— развитое толерантное сознание.

Такое внимание к развитию основ

этнопедагогической культуры определяется тем, что реализация в социуме идеи высокой значимости общечеловеческих ценностей и идеалов невозможна без активного участия педагога, оказывающего непосредственное влияние на подрастающее поколение, а значит, и на духовное обновление общества. Ученые доказывают, что от того, какой культурой мышления, чувств, системой ценностей будет обладать педагог, зависит сила и качество его влияния, характер восприятия детьми окружающего мира. Поэтому педагогическая наука призвана исследовать воспитательные потенции профессионально-педагогического образования, его ценностно-целевые, личностно-смысловые аспекты (6, с. 310—312).

Высокий уровень развития толеран-

тного сознания педагога и его этнопеда-гогической культуры являются яркими показателями и уровня общегуманитарной подготовки, и уровня развития нравственно-этических ценностей в целом, и уровня профессионально-педагогической культуры.

Рассмотрим несколько примеров осуществления этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в учреждении образования и культуры различных многонациональных регионов России и зарубежных стран.

Так, в Якутском государственном университете им. М.К. Аммосова этно-педагогизация осуществляется через активное приобщение студентов к педагогическим ценностям народа Саха, заключенным в героическом эпосе — олон-хо. Педагоги вуза отмечают, что на начальном этапе ознакомления студентов с олонхо встречался ряд трудностей:

— отсутствуют системные знания о народном эпосе,

— наблюдается слабая ориентировка в ценностях устного народного творчества.

Работа со студентами проводится поэтапно: на первом этапе осуществляются ознакомление с содержанием эпоса, выявление его этнопедагогических ценностей, изучение их значения в развитии интеллектуальных способностей школьников; на втором этапе выполняются творческие и исследовательские задания: разрабатываются содержание и педагогические условия эффективного формирования творческих познавательных способностей школьников посредством эпоса, проводится опытно-экспериментальная работа, на основе которой готовятся курсовые и дипломные проекты.

Такой подход развивает интерес студентов не только к педагогическому потенциалу олонхо, но и способствует их творческому профессиональному становлению.

На основе этнопедагогизации строится образовательный процесс и в ряде школ Республики Калмыкия. В данном случае используется педагогический

потенциал спецкурсов и факультативных занятий. Педагогами разработаны такие спецкурсы, как «История культуры родного края», «Традиционное воспитание калмыков», «Моя родословная», «Уроки предков», «Джангар», «Шахматы», «Старокалмыцкое письмо» и др. (11).

С нашей точки зрения, особое внимание следует уделять целенаправленной этнопедагогизации в высших учебных заведениях, в которых проходят подготовку будущие учителя и педагоги дополнительного образования, которые являются трансляторами нравственных и этических ценностей в среду учащейся молодежи. Современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной, позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется более гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими, тогда как дети, обучающиеся у учителей с гиперболизованной и литоти-зированной формами этнического самосознания, отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в поликультурном пространстве (10, с. 186-187).

В данном случае этнопедагогизация может продуктивно осуществляться через:

1) изменение содержания учебных дисциплин психолого-педагогического и культурологического циклов на основе усиления сравнительно-сопоставительного компонента. Безусловно, глубокое рассмотрение народно-педагогических знаний разных народов и их системный анализ позволяют исключать навязывание тех или иных ценностей, идеи межнациональной интолерантнос-ти, способствуют не только выявлению общности духовных истоков разных

народов, но и наглядно демонстрируют, что именно в диалоге культур проявляется духовность нации, утверждаются гуманистические ценности. Такие знания позволяют привести будущих педагогов к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории частного и общего, устанавливая взаимосвязи национального и межнационального, что способствует принятию общегуманистической позиции;

2) увеличение доли спецкурсов этнокультурного цикла (этнопсихология, национальные образы мира, национальные традиции и др.) в образовательных программах. Такие дисциплины способны более ярко и выразительно объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Раскрытие неповторимой сущности культур народов мира, понимание того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково - все это способствует повышению уровня толерантного сознания. При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур;

3) формирование в учебно-воспитательном процессе условий для подлинной культурной идентификации студентов (в этом случае следует активизировать педагогический потенциал дополнительного художественного образования в вузе). Учеными подчеркивается, что большая часть различных этнофо-бий происходит в результате усвоения личностью негативной оценки той этнической группы, к которой она принадлежит (А.И. Юрьев, Г.У. Солдатова, Б.А. Вяткин и др.). Отсутствие позитивной оценки своего этноса приводит к тому, что срабатывает психологическая защита, и человек начинает обвинять другие народы в собственных проблемах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих процесса развития толерантного сознания учащейся молодежи.

В заключение надо сказать, что в странах Европы с помощью внедрения этнопедагогизации в образование уже решаются достаточно сложные эколо-го-педагогические задачи.

Эффективность этнопедагогизации в учреждениях образования и культуры

многонационального региона зависит от целенаправленного и последовательного внедрения новых педагогических технологий поликультурного образования и адаптации в мультикультурном пространстве, осуществления межэтнической коммуникации и т.д.

Примечания

1. Вагнер Г. К. О природе народного искусства / Г.К. Вагнер // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: [материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции]. — М, 1991.

2. Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса /Г.Н. Волков. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.

3. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо — Психо — Логос / Г.Д. Гачев. — М.: Издат. группа «Прогресс — Культура», 1995.

4. Некрасова М. А. Народное искусство и экология культуры / М.А. Некрасова // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций: [материалы Всесоюзной с международным участием научно-творческой конференции]. — М., 1991.

5. Рогова Р. М. Становление самосознания личности школьника / Р.М. Рогова, Г.Н. Филонов и др. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003.

6. Ситаров В. А. Гуманистический потенциал воспитательного процесса в педагогическом вузе / В.А. Ситаров, Л.В. Романюк // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество». — М., 2002. — Ч. 1.

7. См.: Материалы VII ежегодной Всероссийской конференции «Стратегии этической и эстетической рефлексии» (16—19 ноября 2005 года) в рамках Дней Петербургской философии. — СПб., 2005.

8. См.: Арсалиев Ш. М-Х. Этнопедагогика чеченцев / Ш. М-Х. Арсалиев. — М., 2007; Тишулина С. Г. Организационные и дидактические условия формирования этнопедагоги-ческой культуры будущих учителей / С.Г. Тишулина. — Мурманск, 2006; Мусханова И. В. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в условиях гуманистического воспитания будущих учителей / И. В. Мусханова. — М., 2006; Морева О. Л. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков / О.Л. Морева. — М., 2000; Тайчинов М. Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения / М.Г. Тайчинов. — Сыктывкар, 1994 и др.

9. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения Н. И. Пирогова / К.Д. Ушинский //Пед. соч.: в 6 т. — М., 1988. — Т. 2.

10. Хотинец В. Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. — СПб., 2000.

11. Чокаева 3. Ц. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе: На материале Республики Калмыкия: автореф. дис. ... канд. пед. наук / З.Ц. Чокаева — Чебоксары, 2005.

12. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика / В.Д. Шадри-ков. — М.: Просвещение, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.