Научная статья на тему 'Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность»'

Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1903
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОМЕТРИКА / MILITARY CAREER ORIENTATION / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / PSYCHOMETRICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Загорюев Анатолий Леонидович

В соответствии с разработанной авторами моделью конструкта направленности на военно-профессиональную деятельность предложен диагностический комплекс для ее определения, состоящий из Опросника и Проективной методики «20 определений понятия „армия“».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губин Владимир Алексеевич, Загорюев Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic Complex «Military Career Orientation»

Relying on the authors’ developed model of military career orientation, the researchers set forth a diagnostic complex for revealing it that includes Questionnaire and Project method «20 definitions of the notion «army».

Текст научной работы на тему «Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность»»

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

УДК 159:35.745.5

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В. А. Губин, А. Л. Загорюев

В соответствии с разработанной авторами моделью конструкта направленности на военно-профессиональную деятельность предложен диагностический комплекс для ее определения, состоящий из Опросника и Проективной методики «20 определений понятия „армия"».

Ключевые слова: направленность на военно-профессиональную деятельность, психологическая диагностика, психометрика.

Авторами статьи ранее предложено применять понятие «направленность на военнопрофессиональную деятельность» (далее — НВПД), когда речь идет о мотивационных основаниях предполагаемого выбора профессии на этапах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения в психологии развития и педагогической психологии, в отличие от традиционно используемого понятия «военно-профессиональная направленность» (далее — ВПН) в рамках военной психологии или психологии труда

Диагностика выраженности НВПД и ее внутренних и внешних факторов осуществляется на основании предложенной модели взаимодействия элементов направленности с помощью диагностического комплекса (далее — ДК-НВПД), состоящего из Опросника НВПД и Проективной методики «20 определений понятия „армия“», выявляющей особенности системы представлений о среде и условиях военнопрофессиональной деятельности. Опросник нацелен на измерение пяти факторов: выраженности профессионально важных ценностных ориентаций, интереса к военно-профессиональной деятельности, самооценки профессиональной пригодности, а также представлений о социальной защищенности военного профессионала и социальной поддержке военнопрофессиональной деятельности.

На первом этапе реализации ДК-НВПД выполняется Проективная методика «20 определений понятия „ар-мия“» (прил. 1). На втором этапе диагностики респонденты работают с бланком Опросника НВПД (прил. 2).

Первичная обработка результатов диагностики проводится в рамках выборок, сформированных по тому или иному признаку (например, выборка военнослужащих с высшим образованием и т. п.). Протоколы испытуемых подвергаются контент-анализу с выделением следующих категорий: определения армии как организационной структуры (Орг); определения армии как среды профессиональной деятельности (Пд); определения армии как среды жизни (Ж); определения армии как среды общения (Общ); определения армии как среды воспитания (В); определения армии как среды обучения (Об); определения армии как среды изоляции (И); метафорические определения (М); атрибутивные определения (А). На следующем этапе обработки каждому определению приписывается модальность (позитивность, нейтральность, негативность), а затем подсчитывается относительная частота появления категорий контент-анализа в протоколах рассматриваемой выборки. По результатам исследований группы экспертов (военных профессионалов) установлено, что общая позитивность системы представлений и доля представлений об армии как среде воспитания могут быть приняты в качестве факторов НВПД.

Опросник НВПД построен по принципу семантического дифференциала в шкале из семи интервалов и включает в себя 34 пары взаимнопротивоположных утверждений (прил. 2), отражающих содержание пяти указанных выше факторов (прил. 3). Подсчет выраженности каждого фактора производится путем вычисления среднего арифметического значения из числа баллов пунктов, входящих в смысловое поле каждого фактора и полученных путем преобразования качественных оценок шкалы Опросника в шкалу интервалов по правилу:

Качественная оценка Абсолютно уверен Уверен Пожалуй, да Не могу выбрать Пожалуй, да X £ я о я н 2 л о о ю <

Балл -3 -2 -1 0 1 2 3

Учет вклада параметров системы представлений

об армии (общая позитивность Poz и доля представлений об армии как среде воспитания В) в общее значение военно-профессиональной направленности производится по следующему алгоритму:

1) результаты определения параметров системы представлений об армии преобразуются из шкалы процентов в шкалу интервалов {-3; +3} по формуле:

X = - 3,

100

где Х% — измеренное значение переменной; Х — значение переменной в шкале интервалов; 6 — размах субшкалы в «сырых» баллах;

2) к сумме пяти значений оценок субшкал Опросника добавляются значения параметров Poz и В системы представлений об армии, затем делением на 7 получается усредненное значение НВПД (в баллах):

НВПД =

УР + Р1 + SE + 8Р + Ж + В + Poz

7

Таким образом, результирующий параметр НВПД состоит из выраженности итогового показателя Опросника и поправки, вносимой за счет системы представлений об армии. Нашими исследованиями установлено, что в области высоких значений НВПД величина поправки велика, а в области низких значений она стремится к нулю. Вполне вероятно, что в данном случае наблюдается эффект социальной желательности, проявляющийся в ходе предъявления ответов на достаточно прямые утверждения Опросника. Вместе с тем проективная методика «20 определений понятия „армия“» позволяет выявить скрытые негативные установки оптанта и таким образом ввести корректирующую поправку в оценку направленности на военнопрофессиональную деятельность.

В ходе психометрической оценки Диагностического комплекса определены: надежность-устойчивость методом расщепления теста (г = 0,810 4 0,947), ретестовая надежность (р < 0,001), внутренняя согласованность (а = 0,66 4- 0,83, р < 0,01), внутренняя валидность (для шкал Опросника р < 0.001, а для дополнительных шкал Poz и В р < 0,01). Достаточный уровень конвергентной валидности показан путем сопоставления результатов диагностического комплекса с данными методик, ориентированных на диагностику свойств, в отношении которых можно было предположить прямую или обратную связь с параметром направленности на военно-профессиональную деятельность 2.

Основой стандартизации результатов диагностического комплекса ДК-НВПД стали измерения выраженности направленности на военнопрофессиональную деятельность в различных группах подростков и юношей. Модальные выборочные значения НВПД всех изученных выборок заключены в диапазоне {-1,16; 1,50}, что составляет 44% всей шкалы. С одной стороны, это свидетельствует об отсутствии полярных различий между выборками, с другой — подтверждает достаточность шкалы НВПД для практических исследований. Результаты вариационного анализа позволяют определить уровни развития направленности на военно-профессиональную деятельность: к нейтральной НВПД можно отнести значения, не превышающие по модулю 0,40 балла, к негативной — менее чем -0,40 балла, к позитивной — более чем +0,40 балла. Указанные нормативные границы оказались одинаковыми во всех исследованных выборках — от учащихся 13-14 лет до военнослужащих 18-20 лет 3.

Таким образом, доказано, что Диагностический комплекс ДК-НВПД обладает достаточно выраженными положительными психометрическими характеристиками, позволяющими использовать его в практике воспитательной, профессионально-ориентационной работы и профессионально-психологического отбора молодежи для военно-профессиональной деятельности, в том числе для прохождения службы во внутренних войсках. Диагностический комплекс можно использовать и для условий профессиональнопсихологического отбора кандидатов для службы в других правоохранительных органах (полиция, прокуратура, следственные органы и т. д.), однако необходимо, сохранив структуру конструкта направленности на военно-профессиональную деятельность, уточнить формулировки некоторых пунктов Опросника в части внутренних элементов направленности — профессионально важных ценностных ориентаций, интереса к профессиональной деятельности и самооценки профессиональной пригодности.

1 Губин В. А., Загорюев А. Л. Направленность на военнопрофессиональную деятельность как категория психологии развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4(51). С. 26-28.

2 Загорюев А. Л. Психометрические параметры диагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность» // Вестник ЮУрГУ Сер. Психология. 2011. № 29(246), вып. 14. С. 20-23.

3 Губин В. А., Загорюев А. Л. Направленность молодежи на военно-профессиональную деятельность // Морской сборник : журнал Военно-Морского Флота. 2011. № 7. С. 53-56.

Приложение 1

Проективная методика «20 определений понятия „армия“»

Шифр_______Группа_____Дата_____Возраст______Образование______Должность______

Представьте себе, что Вы встретились с человеком, великолепно владеющим русским языком, но совершенно ничего не знающим о понятии «армия». Объяснить значение этого слова Вашему партнеру можете только Вы. Для этого Вам необходимо дать понятию «армия» 20 определений. Это могут быть отдельные слова, словосочетания, ассоциативные термины и т. п., но в любом случае одно определение должно быть ориентировано на какое-то одно свойство или качество «армии». Каждое определение Вы должны записать в одну строку бланка. Располагайте определения в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь об их логичности или важности, правильности или неправильности. Пишите быстро, не задумываясь, так как Ваше время ограничено десятью минутами. Итак, АРМИЯ - это...

Номер Определение

1

2

19

20

Приложение 2

Опросник «Направленность на военно-профессиональную деятельность»

Шифр___________________ Дата____________

1. Внимательно прочитайте и выберите в каждой строке из двух утверждений то, справедливость которого представляется Вам большей.

2. Обозначьте степень своей уверенности в справедливости выбранного утверждения путем проставления знака «+» в столбцах «Пожалуй, да», «Уверен», «Абсолютно уверен» (влево или вправо).

3. Если Вы не можете осуществить выбор между двумя утверждениями, проставьте знак «+» в столбце «Не могу выбрать».

№ п/п Утверждение н е р е в у о я т ют л о с б < Уверен Пожалуй, да Не могу выбрать Пожалуй, да н е р е £ Абсолютно уверен Утверждение

1 Служба в армии — это потерянное время для моего будущего Служба в армии — это хорошая подготовка к тому, чтобы найти свое место в обществе

2 Меня пугают трудности военного быта Трудности военного быта не пугают меня

3 Я считаю, что причастностью к делу защиты Отечества не стоит гордиться Я был бы горд своей причастностью к делу защиты Отечества

4 Гражданская профессия более интересная, чем военная Военная профессия более интересная, чем гражданская

5 Конфликты с сослуживцами в армии — обычное дело Конфликты с сослуживцами в армии — редкое явление

6 Я не одобряю политику руководства России Я одобряю политику руководства России

Продолжение приложения 2

№ п/п Утверждение я о Л о я о я н 2 « о о ю < Уверен Пожалуй, да Не могу выбрать Пожалуй, да я о л о £ я о Л о я у о я н 2 л о о ю < Утверждение

7 Военные профессионалы не несут ответственности за проблемы гражданского общества Военные профессионалы несут ответственность за состояние дел в гражданском обществе

8 Я не хотел бы принимать участие в действиях по восстановлению конституционного порядка на территории России Я готов к участию в действиях по восстановлению конституционного порядка на территории России

9 Условия отдыха и досуга в армии неудовлетворительные Условия отдыха и досуга в армии нормальные

10 В сложной обстановке я буду рассчитывать только на себя Я уверен, что сослуживцы не подведут меня в сложной обстановке

11 Я не способен к выполнению боевой задачи Я способен к выполнению боевой задачи

12 Понятия воинской чести и достоинства не представляют значимости для меня Для меня значимы понятия воинской чести и достоинства

13 По своему физическому развитию я не готов к службе в армии По своему физическому развитию я готов к службе в армии

14 Высшее военное руководство России не вызывает у меня доверия Высшее военное руководство России вызывает у меня доверие

15 Я не хотел бы участвовать в боевых действиях по отражению внешней агрессии Я готов к участию в боевых действиях по отражению внешней агрессии

16 Бытовые условия в армии неудовлетворительные Бытовые условия в армии нормальные

17 Я думаю, что не буду удовлетворен отношениями в воинском коллективе Я думаю, что буду удовлетворен отношениями в воинском коллективе

18 Военный профессионал с большим трудом может найти себе место в гражданском обществе Военный профессионал легко может найти себе место в гражданском обществе

19 Я с трудом могу перенести длительную разлуку с родными и близкими Я легко могу перенести длительную разлуку с родными и близкими

20 Мои родственники отрицательно относятся к возможности моей службы в армии Мои родственники положительно относятся к возможности моей службы в армии

21 Престиж военной службы в обществе низкий Престиж военной службы в обществе высокий

22 Государство не заботится о Вооруженных силах Государство заботится о Вооруженных силах

23 Конфликты с командирами — это обычное дело в армии Конфликтов с командирами в армии не бывает

24 Я не склонен доверять своему непосредственному командиру Я склонен доверять своему непосредственному командиру

25 Я считаю самопожертвование во имя защиты Родины бессмысленным Я готов к самопожертвованию во имя защиты Родины

26 Участие в миротворческих мероприятиях непривлекательно для меня Участие в миротворческих мероприятиях привлекательно для меня

Продолжение приложения 2

№ п/п Утверждение я о Л о о я н 2 « о о ю < Уверен Пожалуй, да Не могу выбрать Пожалуй, да X О & £ я о л о о я н 2 л о о ю < Утверждение

27 Военная профессия не может обеспечить достойное материальное состояние Военная профессия гарантирует достойное материальное состояние

28 Вряд ли мне удастся успешно окончить военное профессиональное учебное заведение Я уверен, что смогу окончить военное профессиональное учебное заведение с отличием

29 Современная Российская армия может выполнять свои задачи без участия научных учреждений Современная Российская армия остро нуждается в проведении научных исследований

30 Успешность военной операции слабо зависит от степени проработки ее плана Залогом успешности военной операции является ее хорошее планирование

31 В некоторых ситуациях я могу сам решить, исполнять мне приказ старшего по званию, или нет Любые приказы старшего по званию должны исполняться неукоснительно

32 Военнослужащий иногда может позволить себе быть несдержанным Сдержанность и самодисциплина — обязательные качества военного профессионала

33 Комфортабельность и материальная обеспеченность жизни не имеет значения для военного профессионала Стремление к обеспеченной жизни — это нормальная потребность военного профессионала

34 Развлечения — это недопустимое времяпрепровождение для военного профессионала Выполнение служебных обязанностей должно чередоваться с возможностью приятного, необременительного времяпрепровождения

Приложение 3

Ключи к Опроснику НВПД

Факторы НВПД Номера утверждений

Фактор ценностных ориентаций (УО) 3, 12, 25, 31, 32, 33, 34

Фактор интереса к профессиональной деятельности (Р1) 4, 7, 8, 15, 26, 29, 30

Фактор самооценки профессиональной пригодности ^Е) 2, 11, 13, 19, 28

Фактор социального прогноза ^Р) 5, 9, 10, 16, 17, 18, 23, 24, 27

Фактор социальной поддержки ^) 1, 6, 14, 20, 21, 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.