Научная статья на тему 'О втором томе Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров психодиагностических методик'

О втором томе Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров психодиагностических методик Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О втором томе Ежегодника профессиональных рецензий и обзоров психодиагностических методик»

Информация

О ВТОРОМ ТОМЕ ЕЖЕГОДНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РЕЦЕНЗИЙ И ОБЗОРОВ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Н.А. Батурин, Ю.Л. Юсупова

THE SECOND VOLUME OF THE YEARBOOK OF PROFESSIONAL REVIEWS AND REVIEWS OF DIAGNOSTICS INSTRUMENTS

N.A. Baturin, Yu.L. Yusupova

Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров является первым изданным в России и представляет собой аналог американского ежегодника Mental Measurements Yearbook (MMY). Основная цель издания - информационная и научная поддержка развития профессиональной психодиагностики в России.

Прообраз Ежегодника - американское издание «Ежегодник ментальных измерений» (Mental Measurements Yearbook, MMY), первый том которого вышел еще в 1938 году в США. За десятилетия своего существования MMY создал традицию, по которой каждый пользователь тестов хорошо знает, где и как найти независимую и компетентную оценку-рецензию на интересующий инструмент.

Аналогичное издание на русском языке было задумано с тем, чтобы стать и форумом для разработчиков, и каталогом для пользователей, и общим ориентиром качества русскоязычной психометрической продукции. В 2010 году выпущен 1 том отечественного «Ежегодника», в нем представлены рецензии на 20 методик.

В рецензировании методик принимали участие 40 высококвалифицированных специалистов - членов Коллегии рецензентов, из которых 20 - доктора психологических наук, остальные 20 - кандидаты наук. Рецензенты представляют обширную географию России: от Санкт-Петербурга до Омска - всего

14 городов. Многие из них являются сотрудниками ведущих психологических организаций России: ИП РАН, ПИ РАО, МГУ, ВШЭ, СПбГУ, ЮУрГУ, ОмГУ, ППГУ и др.

Второй том «Ежегодника» выпущен летом 2014 года. В него вошли 30 рецензий на

15 методик. Все рецензенты - опытные и квалифицированные специалисты в области пси-

ходиагностики. Среди рецензентов 15 докторов наук и 15 кандидатов наук.

Рецензенты представляют такие ведущие психологические организации России, как СПбГУ, МГУ, ЮУрГУ, УрГПУ, Пи РАО, ОмГУ, ВШЭ и др.

Во втором томе «Ежегодника» представлены рецензии на 15 нижепредставленных методик:

Графологическая психодиагностика личности с использованием методики ГАЛС-2005, автор: А.В. Смирнов (рецензенты: д-р психол. наук Л.Ф. Бурлачук, канд. психол. наук А.Ю. Попов)

Психографологический анализ почерка, проведенный с использованием методики ГАЛС-2005, по мнению авторов методики, позволяет дать психологический портрет личности и определить ее потенциал.

Кроме того, методика позволяет прогнозировать возможность проявления криминального, неблагонадежного, девиантного или асоциально-девиантного поведения в критических ситуациях. Со времени создания методики ее возможности были расширены и получена возможность диагностики и прогнозирования аддиктивных форм поведения (алкогольная и наркотическая аддикция, гэмблинг, адренали-номания, сексуальная и любовная аддикции, зависимость от людей и отношений, интернет-и компьютерная зависимости, трудоголия в клинических проявлениях).

Рецензенты весьма критично оценили проведение некоторых психометрических процедур, в связи с чем рекомендуют использовать методику исключительно в комплексе с другими инструментами, которые могут верифицировать получаемые с ее помощью данные. В заключение даются рекомендации

по развитию психометрических качеств инструмента. Предлагается сузить область применения методики до сферы диагностики криминальной личности, поскольку представлено недостаточно эмпирических свидетельств.

Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3), авторы: Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин (рецензенты: д-р психол. наук Л.И. Дементий, PhD in psychology А.А. Козяк, канд. психол. наук С.В. Сивуха)

Цель исследования: измерение интенсивности субъективного переживания одиночества и установок личности по отношению к одиночеству (уединению).

В методике 8 субшкал, отражающих различные аспекты отношения к одиночеству и переживания одиночества, сгруппированных в 3 шкалы: общее переживание одиночества, зависимость от общения, позитивное одиночество.

Рецензенты отмечают, что предложенная методика и руководство производят впечатление тщательной психометрической проработанности. Она рекомендуется в качестве исследовательского инструмента для академических исследований как в рамках экзистенциальной психологии, так и в других ориентациях. Рекомендуется проверка методики на ретестовую надежность, расчет и интерпретация статистических эффектов для всех приводимых показателей, где это возможно, а также перевод «сырых» баллов в стандартные оценки.

Диагностический комплекс «Направленность на военно-профессиональную деятельность» - ДК-НВПД, авторы: В.А. Губин, А.Л. Загорюев (рецензенты: д-р психол. наук А.В. Булгаков, канд. психол. наук А.В. Капцов)

Цель методики: оценка выраженности и структуры направленности подростков и юношей на военно-профессиональную деятельность.

ДК-НВПД позволяет выявить выраженность переменных трёх иерархических уровней: переменные первого уровня - это отдельные утверждения, относящиеся к различным аспектам военной службы; переменные второго уровня - это факторы направленности на военно-профессиональную деятельность (VO, PI, SE, SP, SS, В, Poz); переменная третьего уровня - это комплексный показатель развития направленности на военнопрофессиональную деятельность (НВПД).

Рецензенты отмечают высокий профессиональный уровень психометрических измерений, эмпирическое обоснование и явно выраженный прикладной характер комплекса. Исследованные психометрические характеристики имеют достаточно приемлемый уровень и вполне соответствуют применению в качестве профориентационного инструментария. В качестве рекомендаций предлагается уточнение теоретической базы выбранных диагностических конструктов, включение авторского комплекса в более целостную систему диагностики изучаемого психологического явления, компьютеризация процедуры опроса и доработка руководства.

Методика диагностики и исследования базовой рефлексии компьютерной программой HESHBY, авторы: Т.В. Разина,

М.Л. Мячин (рецензенты: д-р психол. наук

А.Н. Гусев, канд. психол. наук О.В.Митина)

Методика предназначена для научных сотрудников, практикующих психологов, студентов направления «Психология» для проведения научных и практических исследований метакогнитивного и интегративного психического процесса - рефлексии. Методика имеет программную оболочку и руководство пользователя (общее количество в комплекте -9 файлов).

Цель методики - диагностика рефлексии испытуемого. Методика включает способность использования рефлексии при решении практических задач, сложность рефлексивной стратегии, частоту рефлексивных выходов.

В качестве достоинств методики рецензенты отмечают возможность ее использования несколько раз с одним испытуемым. Кроме того, это не традиционный опросник, поэтому результаты диагностики гораздо труднее исказить. Рецензенты отмечают, что методика рекомендуется к использованию в исследовательских целях наряду с другими методиками, чья валидность и надежность уже доказана. Необходима дальнейшая работа по обоснованию конструктной валидности методики, ее внутренней и внешней валидности, проверки надежности и стандартизации.

Подростковый интеллектуальный тест, авторы: И.М. Дашков, Н.А. Курганский, Л.К. Федорова, Н.А. Батурин (рецензенты: д-р психол. наук А.А. Волочков, канд. психол. наук А.Г. Виноградов)

Методика имеет 4 параллельные формы (А, Б, В и Г), каждая из которых состоит из

Информация

11 субтестов, предназначенных для диагностики различных интеллектуальных функций. Тест прошел предварительную обкатку на нескольких тысячах испытуемых (школьники средних классов). Стандартизация, включая шкалирование, осуществлена под контролем

Н.А. Батурина и Н.А. Курганского. Методика хорошо зарекомендовала себя в многолетних обследованиях динамики умственного развития школьников, при наборе и дифференциации учащихся в школах и классах различного типа, а также в практике психологического консультирования.

В качестве достоинств методики отмечается актуальность и соответствие заявленным областям применения. Кроме того, отмечается возможность диагностики в условиях многократного лонгитюдного тестирования. В заключении отмечается недостаточно проработанная теоретическая основа методики: разработка следующих версий батареи должна производиться с опорой на явно сформулированную концепцию интеллекта и интенсивное применение факторно-аналитических методов. Кроме того, рецензенты рекомендуют провести дополнительную психометрическую проверку с помощью современных методов, а также более тщательно проработать процедуру интерпретации баллов.

Проективная методика исследования личности ребёнка от 4 до 10 лет «Расскажи историю», автор: Г.Х. Махортова (рецензенты: д-р психол. наук С.Н. Костроми-на, канд. психол.наук Ю.Е. Водяха)

Методика «Расскажи историю» предназначена для исследования личности детей от четырех до десяти лет. В этом возрасте у детей активно формируются личностные механизмы и качества, которые предопределяют психологический облик и поведение взрослого человека.

Методика «Расскажи историю» относится к группе проективных вербальных методов исследования личности ребенка, основанных на завершении историй.

В качестве стимульного материала выступают небольшие по величине истории -рассказы, содержащие вопрос, на который обследуемому ребенку предстоит ответить, завершив тем самым повествование и выразив свое отношение к описанным в истории событиям и персонажам.

В рецензиях ценностью методики признаны подробное описание этапа админист-

рирования, применение дополнительного стимульного материала, глубокая проработка схемы интерпретации полученных результатов и опора на теоретический конструкт. При этом рецензенты отмечают необходимость дальнейшего психометрического обоснования надежности и валидности, эмпирического обоснования изменения возрастного диапазона и операционализации основного понятия. Предлагается апробировать методику на большей репрезентативной выборке, усовершенствовать интерпретацию итоговых результатов и уточнить требования к квалификации психодиагноста.

Методика определения социальнопсихологической дистанции в межличностных отношениях, автор: С.В. Духновский (рецензенты: д-р психол. наук Е.И. Горбачева, канд. психол.наук Н.Н. Мельникова)

Методика определения социальнопсихологической дистанции СПД позволяет определить степень близости (отдаленности) между взаимодействующими субъектами, определяющуюся пониманием, доверием, положительными чувствами друг к другу, возможностью совместного времяпровождения.

Опросник требует минимального времени для проведения и обработки. Методика пригодна для изучения социально-психологической дистанции в разных видах межличностных отношений: семейных, детско-родительских, деловых и др. Она может служить диагностическим инструментом, используемым в психотерапии и консультировании, а также в научно-исследовательских целях.

В своих заключениях рецензенты отмечают, что методика СПД представляет собой психодиагностический инструмент, построенный на согласованной и теоретически состоятельной концептуальной основе, и заключающий в себе широкие возможности его применения в сфере изучения и психологической коррекции межличностных отношений. Вместе с тем работа по проверке его психометрических свойств еще не завершена, необходимо осуществить установление ретестовой надежности для всех измеряемых видов отношений не только для отдельных шкал, но и методики в целом, а также установление валидности по критерию. Необходимо уточнение структуры конструкта и улучшение пользовательских характеристик методики.

Методика диагностики оценочного стиля Evaluation Style - ES (версия 2.0), авторы: Н.А. Батурин, И.В. Выбойщик (рецензенты: д-р психол. наук Д.А. Леонтьев, канд. психол. наук АЖ. Ерофеев)

Методика Evaluation Style предназначена для диагностики совокупности способов оценивания, которые проявляются у людей в разных жизненных ситуациях и не зависят от объекта оценки.

Выявление степени выраженности и специфического сочетания способов оценивания позволяет получить представление об индивидуальном оценочном стиле конкретного человека, и, как следствие, - об особенностях тех оценок, которые, он вероятнее всего, производит (или будет производить), вступая в личные и профессиональные отношения.

В заключении рецензенты отмечают соответствие методики по психометрическим характеристикам требованиям, предъявляемым к стандартизованным проективным методикам психологической диагностики. Рекомендуется редакционная переработка руководства и разработка методического обеспечения диагностики оценочного стиля в процессах адаптации.

Implicit Self-Appraisal Test (ISAT), автор: Е. Эйдман (рецензенты: д-р психол. наук Л.Я. Дорфман, канд. психол. наук Д.В. Иноземцев)

Тест ISAT предназначен для измерения имплицитных самооценок (self-attitudes), таких как самолюбие (self-liking) и уверенность в себе (self-confidence), кроме того, есть возможность с помощью данной методики исследовать имплицитную Я-концепцию как одну из форм социального познания. ISAT является одним из первых инструментов, предназначенных для измерения вышеупомянутых психических феноменов.

В рецензиях отмечается тщательность психометрической проверки и новизна процедуры. Рецензенты рекомендуют дополнить руководство детальной инструкцией по обработке результатов и по работе с авторской программой, а также завершить работу по созданию норм.

Тест эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Knрузо, авторы адаптации: Е.А. Сергиенко, И.И. Ветрова (рецензенты: PhD, Е.В. Эйдман, канд. психол. наук А.С. Науменко)

Методика состоит из 8 секций, которые оценивают 4 шкалы эмоционального интел-

лекта. 1. Восприятие, оценка и выражение эмоций, или же идентификация эмоций -секции А (измерение восприятия лиц) и Е (измерение восприятия картино). 2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности - секции В (измеряет способность ассимилировать свой текущий опыт, описать свои чувства к определенному человеку) и F (измеряет способность человека описать свои эмоциональные состояния). 3. Понимание и анализ эмоций -секции С (изучалось понимание протекания эмоций во времени, а также понимание того, как эмоции следуют одна за другой, сменяют друг друга) и G (измерение способности различать смешанные и сложные чувства).

4. Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений - секции D (управление своими эмоциями) и Н (управление эмоциями других людей).

В заключении рецензий их авторы отмечают, что русскоязычная версия MSCEIT производит впечатление оригинального и многообещающего, но пока сырого инструмента, который нуждается в доработке. Приведены конкретные рекомендации по усовершенствованию методики, касающиеся установления надежности, валидности, проведения стандартизации. Методика рекомендуется к использованию в исследовательских целях.

Ситуационный тест продаж, авторы:

В.В. Алтухов, А.Г. Шмелёв (рецензенты: д-р психол. наук Н.А. Батурин, канд. психол. наук В.В. Морозов)

Методика направлена на диагностику потенциала менеджеров по продажам и некоторых индивидуальных особенностей их деятельности. Цель методики: отбор и оценка профессионального потенциала профессионально-важных личностных качеств менеджеров по продажам.

Тест «СТП (CaseSales)» предназначен для диагностики потенциала кандидатов на позиции менеджеров по продажам, для выявления потенциального уровня пригодности к данной деятельности. Тест построен по кей-совому принципу и включает в себя ряд практических проблемных ситуаций, которые могут возникать в работе менеджера по продажам.

К достоинствам рецензируемого теста рецензенты относят попытку отечественных разработчиков использовать технологию кей-

Информация

совых заданий для оценки прогноза успешности претендентов при отборе на позиции менеджеров по продажам. Разработка методики построена на адекватных психометрических и статистических процедурах. В качестве рекомендаций отмечается необходимость достижения единства в понимании природы тех психологических характеристик человека, которые определяют эффективность профессиональной деятельности и которые лежат в основе процедуры оценки и отбора.

Тест мотивационных ориентаций, авторы модификации: Л.Ф. Бурлачук, К. Ра-хубовская (рецензенты: д-р психол. наук А.Г. Шмелев, канд. психол. наук Е.А. Орел)

Опросник ТОМ может быть эффективно использован для оценки мотивации кандидата на ту или иную должность. Он может применяться в программах по профессиональному развитию персонала, ротации сотрудников. Может быть использован для выбора необходимых тренингов по профессиональному развитию и в центрах оценки.

С точки зрения рецензентов создана исследовательская версия теста ТОМ, которую можно использовать лишь в исследовательской деятельности. В качестве рекомендаций рецензенты отмечают необходимость доработки руководства и предоставления данных о достоверности, внешней валидности, рете-стовой надежности методики.

Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников, авторы: Л.И. Переслени, Е.М. Мастю-кова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер (рецензенты: д-р психол. наук М.К. Акимова, канд. психол. наук Т.В. Барлас)

Предлагаемая методика является переработанным и исправленным вариантом широко известного ПДК (Психодиагностического комплекса методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие) по Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрову), увидевшему свет в 1990 г. в Абакане. Пособие предназначено для психологов. Цель методики: исследование особенностей умственного развития младших школьников в плане диагностики отклонений в развитии (умственная отсталость, задержка психического развития) и отграничение этих нарушений от сходных состояний.

Рецензенты пришли к заключению, что предлагаемый комплекс, несмотря на усилия по формализации и унификации процедур предъявления и оценки результатов, не является стандартизованным тестом. В настоящее время это клиническая исследовательская методика, которая может использоваться только опытным психологом-клиницистом. Её диагностическая ценность доказана авторами эмпирическим путём.

Тест интеллектуального потенциала стандартизированный, авторы: А.Г. Шмелев, Т.А. Преснова, О.Н. Бардина (рецензенты: д-р фил. наук А.А. Григорьев, канд. пси-хол. наук А.А. Вихман)

Тест интеллектуального потенциала стандартизированный (ТИПС), созданный в лаборатории «Гуманитарные Технологии», предназначен для диагностики интеллектуальных способностей взрослых людей. ТИПС, подобно тестам Д. Векслера, Р. Амт-хауэра, позволяет соотнести степень развития различных компонентов (или видов) общего интеллекта.

На основании результатов тестирования можно определить базовый потенциал способностей человека, помочь выбрать профессию и определенную позицию (должность) в организации. Использование в ТИПС-9 расширенного банка заданий значительно снижает риск распространения информации о заданиях теста и правильных ответах, что позволяет применять ТИПС-9 для проведения массовых обследований в организации.

Методика состоит из 7 блоков (Вычисления, Лексика, Эрудиция, Пространственное мышление, Невербальная логика, Вербальная логика, Обработка информации).

В качестве достоинств методики рецензенты отмечают большой опыт практического использования, постоянную модернизацию, возможность адаптивного тестирования. При этом рецензенты дают некоторые рекомендации по улучшению психометрических характеристик методики: необходимость усиления данных о критериальной валидности, добавления данных о дискриминативности, конст-руктной валидности, взаимосвязи отдельных компонентов теста и данных об их вкладе в общий показатель. Кроме того, необходимо нормировать выборку, обосновать тестовые интерпретации и подробно представить конструкт, лежащий в основе теста.

Тип отношения к беременности, авторы: М.А. Беребин, М.А. Нечаева (рецензенты: канд. психол. наук Э.Б. Карпова,

д-р психол. наук О.М. Кокун)

Цель методики: диагностика вариантов личностного реагирования женщин на беременность - типов отношения к беременности

В опроснике 10 шкал (диагностируемые типы отношения к беременности): 1. Гармоничный. 2. Эргопатический. 3. Тревожно-ипохондрический. 4. Тревожно-сензитивный.

5. Инфантильно-эйфорический 6. Эгоцентрический. 7. Конфликтно-неврастенический. 8. Дисфорический (враждебный). В каждом разделе (теме опросника) - 17 пунктов.

Заключение по результатам обследования дается с составлением графика распределения баллов по шкалам, указанием доминирующего типа или варианта сочетанных типов, описанием качественного анализа структуры отношения к беременности.

В заключении рецензенты отмечают, что опросник является грамотно сконструированным психодиагностическим инструментом, соответствующим необходимым психометрическим критериям и пригодным для использования при решении задач медицинской психодиагностики в заявленной области применения.

Литература

1. Mental Measurements Yearbook (MMY). V. 1-19. - 1938. - 2014.

2. Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2010. - Т. 1. - 293 с.

3. Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения / под ред. Н.А. Батурина, Е.В. Эйдмана. - Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. - Т. 2. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.