Научная статья на тему 'Психологические характеристики, определяющие направленность на военно-профессиональную деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации'

Психологические характеристики, определяющие направленность на военно-профессиональную деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
994
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — А. В. Ванюшин, А. О. Ваньков, В. А. Губин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики, определяющие направленность на военно-профессиональную деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

А. В. Ванюшин, А. О. Ваньков, В. А. Губин

Психологические характеристики, определяющие направленность на военно-профессиональную деятельность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации

В современном обществе традиционно важной является профессиональная деятельность, связанная с обеспечением государственной и общественной безопасности, защитой прав и свобод человека и гражданина, которую мы далее будем именовать военно-профессиональной деятельностью, а среду осуществления этой деятельности - армией. Несмотря на то что проводимые в настоящее время реформы направлены на укрепление авторитета службы в вооруженных силах и в других воинских формированиях Российской Федерации, потребность государства в военных профессионалах остается достаточно высокой. В этих условиях высокий уровень пригодности и военно-профессиональная направленность военнослужащих являются определяющими (В.А. Губин, Л.Ф. Железняк, Ю.Д. Менжега, М.Ю. Петрова, А.Н. Томилин и др.) [3].

Основные исследования направленности на военно-профессиональную деятельность, сопряженные с созданием и апробацией соответствующих измерительных инструментов, выполнены в культурно-исторических условиях второй половины ХХ в., существенно отличавшихся от настоящих [1]. Так, например, ранее применяемые для этой цели методики практически не учитывали такой важный фактор выбора профессии, как оценка оптантом своего будущего материального благополучия, что в современных рыночных обстоятельствах становится приоритетным. Субъектом профессиональной ориентации традиционно являются возрастные группы подростков и юношей, однако в условиях формирования профессиональной армии субъектом процесса военно-профессиональной ориентации становятся как военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, так и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Одной из задач психологии является исследование формирования ориентации на военно-профессиональную деятельность [4].

Основываясь на концепции направленности личности Л.Ф. Железняка, нами предложена теоретическая модель конструкта направленности на военно-профессиональную деятельность (далее - НВПД), как мотивационной категории, развивающейся в

процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения человека, учитывающей роль социальных мотивов выбора профессии [6].

Структуру НВПД целесообразно представить в виде сочетания двух групп элементов (мотивационных образований): внутренних (профессиональные ценностные ориентации, интерес к профессиональной деятельности и самооценка профессиональной пригодности) и внешних (система представлений о профессиональной деятельности, о социальной защищённости и о степени социальной поддержки профессионала) [5].

Взаимодействие элементов направленности на военно-профессиональную деятельность можно представить в виде блок-схемы, где исходным элементом является система представлений человека о военно-профессиональной деятельности, с одной стороны, обусловливающая формирование военно-профессиональных ценностных ориентаций, а с другой стороны, отражающая их влияние.

Указанные элементы предопределяют характер и интенсивность интереса к военно-профессиональной деятельности как положительной эмоциональной установки на познание объекта деятельности, после формирования которого закономерно встаёт вопрос о самооценке человеком своей военно-профессиональной пригодности, как результата взаимодействия базовых стремлений и представлений о военно-профессиональной деятельности, включая представления о социальной защищённости и социальной поддержке военного профессионала.

Вышеперечисленные элементы НВПД определяют облик человека в социальном плане [7], реализующийся в поведении и деятельности в двух вариантах - человек выбирает либо военную, либо гражданскую профессию [2]. С точки зрения военно-профессиональной ориентации первый вариант следует признать позитивным, а второй - негативным. Однако и во втором варианте человек, выбирая гражданскую траекторию своего личностного развития, на всю жизнь может сохранить позитивное отношение к военной профессии. Единственным негативным исходом военно-профессиональной ориентации является ситуация отказа от военной профессии, сопровождающегося отрицательным отношением к армии.

Направленность на военно-профессиональную деятельность (НВПД) является частным случаем профессиональной направленности и поэтому к ней полностью пригоден вышеизложенный подход.

На основе теоретических представлений о конструкте профессиональной направленности составлен диагностический комплекс (В.А. Губин, А.Л. Загорюев), включающий в себя опросник, нацеленный на выявление степени выраженности пяти элементов НВПД

(военно-профессиональные ценностные ориентации, интерес к военно-профессиональной деятельности, самооценка военно-профессиональной пригодности, представления о социальной защищённости военного и о степени социальной поддержки профессионала), и проективная методика «20 определений понятия «армия» (вариант методики «20 высказываний М. Куна и Т. Макпартлэнда) [2]. В итоговом показателе НВПД учитываются все элементы, выявляемые опросником, и два элемента системы представлений о профессиональной военной деятельности - общая позитивность системы представлений и доля представлений об армии, как среде воспитания. При этом установлено, что в большинстве случаев учёт данных проективной методики приводит к снижению оценки НВПД. В области высоких значений шкал опросника величина поправки велика, а в области низких значений она стремится к нулю. Вполне вероятно, что в данном случае наблюдается эффект социальной желательности, проявляющийся в ходе предъявления ответов на утверждения опросника, очевидная валидность которого высока.

С помощью данной методики были обследованы 60 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинской части по охране важных государственных объектов и специальных грузов войск национальной гвардии Российской Федерации.

Отчётливая корреляция представлений об армии и уровня военно-профессиональной направленности (далее - ВПН) проявлена в «особенной» части совокупности определений. Так, в подгруппе с низкой ВПН из шести оригинальных определений пять имеют негативный оттенок. Военнослужащие подгруппы с нейтральной ВПН также нейтральны и в определениях армии, единственным признаком позитивности стал термин «патриотизм». В отличие от указанных подгрупп, военнослужащие с высокой ВПН в основном приводят позитивные черты армии. Если во второй группе встречается термин «служба Отечеству», то в третьей группе позиция другая - «любовь к Родине», «гордость», «доблесть и честь», «большая семья» и т. д.

Таким образом, рассмотрены теоретические и методологические подходы к исследованию профессиональной направленности в современной психологии. Показано, что профессиональная направленность представляет собой вид общей направленности личности, задающей главные тенденции в определении облика военнослужащего в социальном плане, его поведении и деятельности на этапах профессиональной ориентации и профессионального самоопределения. Обосновано понятие «направленность на военно-профессиональную деятельность», разработана психологическая модель взаимодействия её элементов, отличающаяся от подхода Л.Ф. Железняка и других авторов тем, что в ней центральное место (внутренние элементы направленности) занимают военно-

профессиональные ценностные ориентации, интерес к содержанию военно-профессиональной деятельности, самооценка профессиональной пригодности, а в качестве внешних элементов выступают представления о военно-профессиональной деятельности, социальной защищённости и социальной поддержке. Особенностью данного подхода, в отличие от ранее предложенных (В.Н. Довженко, В.В. Константинов, А.Н. Томилин и др.), является более полный учёт возрастающей роли социально-психологических факторов в формировании и развитии направленности на военно-профессиональную деятельность. Определены особенности развития направленности на военно-профессиональную деятельность военнослужащих: 1) ошибочно выбравших военную профессию в качестве своего профессионального будущего; 2) сделавших выбор военной профессии и обучающихся в военно-профессиональных организациях. Разработанная методика обеспечивает дифференцированную оценку направленности на военно-профессиональную деятельность и выраженность у индивидуальных и групповых субъектов процесса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения.

Список литературы

1. Губин В.А., Ахмедханов М.А. Психологические факторы, определяющие успешность обучения специалистов в области охраны важных государственных объектов и специальных грузов в учебном центре внутренних войск МВД России. - М.: Инновации и инвестиции. 2014. - № 1. - С. 168-173.

2. Губин В.А., Загорюев А.Л. Направленность молодежи на военно -профессиональную деятельность: классификация факторов, диагностика и пути развития. - Екатеринбург: Уральский ин-т практ. психологии, 2011. - 248 с.

3. Губин В.А., Томилин А.Н. Направленность личности офицера-воспитателя ВМФ. - Новороссийск, 2007. - 105 с.

4. Довженко В.Н., Ярмоленко А.В., Надуваев А.А. Проблема психодиагностики мотивации при профессиональном психологическом отборе среди различных категорий военнослужащих ВМФ. - СПб.: Морской корпус Петра Великого. С.-Петерб. воен.-морской ин-т, 2007. - 216 с.

5. Железняк Л.Ф. Методика изучения военно-профессиональной направленности офицеров // Воен. мысль. - 1970. - № 6. - С. 70-77.

6. Железняк Л.Ф., Мощенко А.В., Помогайбин В.Н. Основы психологии личности. - М.: СГА, 2007. - 207 с.

7. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. - 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.