Научная статья на тему 'Психометрические характеристики психодиагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность»'

Психометрические характеристики психодиагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1536
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ВАЛИДНОСТЬ / НАДЁЖНОСТЬ / ВНУТРЕННЯЯ СОГЛАСОВАННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION OF THE PERSON / DIAGNOSTIC COMPLEX / VALIDITY / RELIABILITY / INTERNAL CONSISTENCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Загорюев Анатолий Леонидович

Представлены результаты определения психометрических характеристик психодиагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность», состоящего из опросника мотивационных факторов и методики диагностики когнитивной составляющей направленности. Приведены данные о конструктной, содержательной, внутренней, конвергентной и критериальной валидности диагностического комплекса, описаны показатели надёжностиустойчивости и внутренней согласованности опросника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Загорюев Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychometric parameters of a diagnostic complex «Military-Professional Orientation»1

Results of definition of psychometric parameters of a diagnostic complex «Military-professional orientation», consisting of a questionnaire of motivators and diagnostics technique of cognitive component, are proponed. Data about constructive, substantial, internal, convergent and criterion validity of diagnostic complex are set forth, indicators of reliability-stability and an internal consistency of a questionnaire are defined.

Текст научной работы на тему «Психометрические характеристики психодиагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность»»

УДК 159.98.016.3 ББК Ю942

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ»

А.Л. Загорюев

Представлены результаты определения психометрических характеристик психодиагностического комплекса «Военно-профессиональная направленность», состоящего из опросника мотивационных факторов и методики диагностики когнитивной составляющей направленности. Приведены данные о конструктной, содержательной, внутренней, конвергентной и критериальной валидности диагностического комплекса, описаны показатели надёжности-устойчивости и внутренней согласованности опросника.

Ключевые слова: профессиональная направленность личности, диагностический комплекс, валидность, надёжность, внутренняя согласованность.

Исследования психологической направленности личности на профессиональную военную деятельность (далее - военно-

профессиональной направленности) весьма актуальны в современных условиях [3]. Во-первых, этого требует задача комплектования профессиональной армии людьми, мотивированными на эффективную, успешную профессиональную военную деятельность. Во-вторых, исследование факторов, обеспечивающих распространенную в определенной части мужской популяции практику нежелания служить в армии, может дать ценнейшую информацию для обоснованного реформирования Вооружённых сил РФ. В-третьих, эти сведения могут быть использованы для повышения эффективности учебно-воспитательных мероприятий в процессе профессиональной подготовки (включая мероприятия этапа профессиональной ориентации).

В качестве методологической основы выполненного исследования приняты представления о готовности к профессиональной деятельности как переменной, включающей в себя две иерархические составляющие: пригодность к профессиональной деятельности и направленность на профессиональную деятельность [2]. В свою очередь, направленность на деятельность представлена сочетанием когнитивной и мотивационной составляющей. Первая состоит из множества аспектов системы представлений потенциального субъекта о среде будущей деятельности. Вторая представлена пятью факторами, выделенными на основе дедуктивно-рационального подхода, сопровождавшегося экспертной оценкой: выраженность

профессионально-важных ценностных ориентаций (Values Orientation - VO), выраженность интереса к профессиональной деятельности (Professional Interests - PI), самооценка профессиональной пригодности (Self-Estimation -SE), позитивность социального прогноза в случае выбора военной профессии (Social Prognosis - SP) и уверенность в социальной поддержке военно-профессионального выбора (Social Support - SS).

Система представлений респондентов об армии изучалась с помощью методики «20 определений» М. Куна и Т. Макпартлен-да. По итогам анализа результатов исследования «эталонной» выборки профессиональных военных (офицеров) установлено, что в перечень факторов военно-профессиональной направленности целесообразно включить общую позитивность системы представлений (Positivi-ty - Pos) и систему представлений об армии как среде воспитания (Upbringing - Ub).

Итоговый показатель военно-профессиональной направленности (ВПН) представляет собой среднее арифметическое статистических значений показателей по семи вышеуказанным факторам.

Методической основой для создания диагностического комплекса послужили Методические рекомендации по изучению и оценке морально-психологического состояния военнослужащих в ВС РФ, утверждённые Главным управлением воспитательной работы ВС РФ. На основе содержащихся в них материалов был сформирован стимульный материал методики ВПН, состоявший из 23 пар взаимно противоположных утверждений, степень со-

гласия с которыми респондент отмечал на се-мипунктовой шкале (от - 3 до + 3 баллов). В процессе адаптации и психометрической проверки методики было добавлено ещё 5 пар утверждений. На последующем этапе выполнена содержательная факторизация опросника, основанная на дедуктивно-рациональном подходе к оценке смысла утверждений (оппо-зитных шкал). На этом этапе работы в исследовании принимали участие профессиональные военные и профессиональные психологи. Результаты пилотного этапа исследования, выполненного на выборке старшеклассников, потребовали увеличения объема стимульного материала методики с целью увеличения ее надёжности и валидности (сначала до 28, а затем до 35 пар утверждений), ряд утверждений был переформулирован, вместо простой биполярной шкалы введена двулучевая шкала {3-2-1-0-1-2-3}. Впоследствии по результатам конфирматорного факторного анализа из состава методики был исключён один пункт. В итоге стимульный материал методики ВПН представлен 34 пунктами.

Описанные выше теоретические и методические основания нашли отражение в структуре опросника диагностики мотивационных компонентов ВПН, которая представлена тремя уровнями:

• переменные первого уровня -утверждения, относящиеся к различным аспектам военной службы;

• переменные второго уровня - это факторы военно-профессиональной направленности (VO, PI, SE, SP, SS, Pos, Ub);

• переменная третьего уровня - это комплексный показатель уровня мотивационной составляющей ВПН.

В целом описанный выше методологический подход обеспечивал конструктную валидность методического комплекса. Смысл компонентов профессиональной направленности достаточно очевиден, поэтому содержательная валидность диагностического комплекса на начальном этапе стандартизации обеспечивалась путем достижения максимального соответствия содержания тестового материала и характеризуемого им фактора профессиональной направленности. Оценка конвергентной валидности диагностического комплекса выполнена путём сопоставления его результатов с данными других методик, обеспечивающих надёжное и валидное исследование параметров, сопоставимых по своему психологическому смыслу с парамет-

рами предлагаемого комплекса методик изучения ВПН.

В качестве внешней переменной для оценки критериальной валидности диагностического комплекса признано целесообразным использовать факт выбора профессии каждым испытуемым. Определенным ограничением использования этого критерия является ситуация исследования подростков, поскольку достоверное подтверждение выбора профессии отстоит во временной перспективе достаточно далеко от момента исследований. Поэтому потребовалось использование другого способа - формирование выборок, априори контрастных в отношении изучаемого феномена. Эмпирические исследования выполнены на выборках школьников, учащихся военизированных учебных заведений (суворовского и кадетского училищ), студентов профессионально-педагогического колледжа,

курсантов высшего военного учебного заведения и военнослужащих срочной службы. Такой диапазон социальных особенностей испытуемых позволил сделать позитивные выводы о дискриминативности предложенного диагностического комплекса в отношении микросоциальных групповых установок, и о его критериальной валидности. Всего на всех этапах исследования принимало участие 486 человек, а на этапе определения психометрических характеристик диагностического комплекса - 344 человека. В состав описанной выборки также включены 42 эксперта -профессиональных военных и психологов.

На этапе психометрической оценки предложенного диагностического комплекса выполнены:

1) оценка надёжности-устойчивости опросника диагностики мотивационных компонентов военно-профессиональной направленности методом деления его на две части;

2) оценка внутренней согласованности каждой субшкалы и опросника в целом с помощью коэффициента а-Кронбаха;

3) оценка внутренней валидности каждой субшкалы и опросника в целом с помощью конфирматорного факторного анализа;

4) оценка конвергентной валидности диагностического комплекса путём сопоставления его результатов с данными других методик;

5) оценка репрезентативности выборочных совокупностей.

Надёжность-устойчивость опросника определена методом расщепления. При этом показатель надёжности (коэффициент парной

Психодиагностика

линейной корреляции Пирсона г) по разным выборкам составил от 0,681 до 0,899 (p<0,001). Надёжность опросника в целом, определённая по формуле Спирмена-Брауна, составила по разным выборкам от 0,810 до 0,947 (p<0,001).

Оценка внутренней согласованности каждой шкалы выполнена с помощью расчета коэффициента а-Кронбаха, значения которого во всех выборках согласно критерию Китса оказались статистически значимыми (p<0,01). Внутренняя согласованность субшкал опросника по совокупной выборке характеризуется значениями коэффициента а в интервале от

0,66 до 0,83 (p<0,01), а в отношении итогового показателя методик значения коэффициента а составили 0,92.

Внутренняя валидность каждой субшкалы и опросника в целом оценивалась с помощью конфирматорного факторного анализа. Установлено, что статистические показатели аспектов военной службы, представленными соответствующими субшкалами, лучше всего (p<0,001) коррелируют со «своей» субшкалой. В то же время в исследовании не получены значения коэффициентов корреляции, близких к единице, что подтверждает правомерность использования всех субшкал для характеристики различных составляющих предложенного теоретического конструкта ВПН. Внутренняя валидность дополнительных субшкал (Pos и Ub) также оказалась достоверной на уровне значимости p<0,01.

Оценка конвергентной валидности выполнена путём сопоставления результатов предложенного диагностического комплекса с данными методик, ориентированных на диагностику свойств, в отношении которых можно было предположить наличие прямой или обратной связи с характеристиками военнопрофессиональной направленности:

1) Ценностные ориентации М. Рокича. Мотивационная составляющая диагностического комплекса и ВПН в целом очень хорошо согласованы с ценностями «Развитие», «Исполнительность», «Эффективность в делах» (p<0,001), «Самоконтроль», «Широта взглядов» (p<0,01). Позитивность системы представлений сопровождается приверженностью к ценностям «Здоровье», «Развитие» (p<0,01), «Терпимость» (p<0,5), а с представлениями об армии как среде воспитания коррелирует (на уровне тенденций) выбор ценностей «Здоровье», «Счастливая семейная

жизнь» и «Терпимость».

2) Тест самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева. Наибольшую силу связи фактор SE (р<0,01) обнаруживает с показателем «Самопривязанность». Прямо связаны с уверенностью в благополучном социальном прогнозе ^Р) показатели «Саморуководство» и «Открытость» (р<0,05). Последний, кроме того, обнаружил положительную связь с позитивностью представлений об армии и комплексным показателем ВПН (р<0,05).

3) Тест самооценки С.А. Будасси. Высокая самооценка сопровождается хорошим социальным прогнозом (р<0,001), приверженностью профессионально-важным ценностным ориентациям, позитивностью представлений об армии и высоким уровнем ВПН в целом (р<0,05).

4) Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. Степень сформирован-ности симптомов, фаз и синдрома эмоционального выгорания оказалась связанной с факторами ВПН сильной обратной связью (р<0,001). Можно предположить, что эмоциональное состояние, характеризующее развивающийся стресс, противостоит формированию военно-профессиональной (возможно, и любой другой профессиональной) направленности личности. С другой стороны, мероприятия, нацеленные на развитие ВПН, должны снижать уровень эмоционального выгорания и тем самым способствовать борьбе со стрессом.

5) Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, С.В. Чер-мянина. Уровень аморальности (с учётом инверсного характера шкалы опросника) обнаружил слабую обратную связь с позитивностью представлений об армии (р<0,05), что вполне естественно и не требует пояснений. Особую роль в развитии ВПН играет уровень невротического сверхконтроля Н*, отражающий степень внутреннего напряжения респондентов. Наиболее подверженным влиянию индивидуально-психологических свойств оказался фактор самооценки военно-профессиональной пригодности - ему сопутствуют, наряду с уровнем невротического сверхконтроля (р<0,01), повышенный уровень эмоциональной лабильности Ну и склонность к социальной желательности Ь (р<0,05).

Проблема репрезентативности выборок в ходе психологических исследований представляет собой «больное место» всех экспериментальных планов. Отметим, что эта категория не может определяться исключительно статистически. Огромное значение в практи-

ческих исследованиях имеет тщательный подбор выборки респондентов, одно из требований к которой - однородность. Только в этом случае можно применять статистические подходы. Известно, что главными факторами, определяющими минимальный объём выборки, с достаточной степенью точности характеризующий генеральную совокупность, являются заданная точность и уровень вероятности достижения поставленного требования [1]. Обычно для вычисления минимальнонеобходимого объёма выборки используют формулу

где с - среднее квадратическое отклонение результатов отдельного измерения в генеральной совокупности;

є - полуширина требуемого доверительного интервала;

ґ - коэффициент Стьюдента, равный приближённо 1, 2 или 3 при соответствующих вероятностях 0,68; 0,95 или 0,997.

В качестве примера оценки репрезентативности выборки в части ее минимальнонеобходимого объёма в исследовании рассматривалась выборка старшеклассников, характеристики которой свидетельствовали о наличии ее однородности по параметру ВПН (по данным вариационного анализа) и показателями интервала ВПН=0,80±0,59 условных единиц. Минимальный объем выборки определялся исходя из допущения равенства значений дисперсии генеральной и выборочной совокупности и заданной величины полуши-

рины доверительного интервала, соответствующей относительной погрешности 30 % -(0,80 0,3=0,24). В итоге объем выборки для доверительной вероятности 0,95 составил всего 24 человека. В нашем исследовании психометрических характеристик диагностического комплекса ВПН принимало участие семь выборок, при этом в каждой из них было не менее 27 человек.

Таким образом, установлено, что психометрические оценки комплекса получены на репрезентативных выборках, а диагностический комплекс обладает достаточно выраженными положительными психометрическими характеристиками, позволяющими предложить его для систематического использования в практике профессионально-ориентационной работы.

Литература

1. Гальянов, А.В. Математическая обработка результатов измерений: учебное пособие / А.В. Гальянов. - Екатеринбург: УГГУ, 2007. - Ч 1. - 108 с.

2. Загорюев, А.Л. Концепция структуры готовности к профессиональной деятельности / А.Л. Загорюев // Казанская наука. Сборник научных статей. - 2010. - № 4. - С. 185190.

3. Теория и практика профессионального психологического отбора во ВМУЗ: материалы науч.-метод. сборов (Санкт-Петербург, 29-31 мая 2001 года) / под ред. Н.А. Скока, А.М. Василькова, А.В. Ярмоленко, С.П. Лелеби-на. - СПб.: Санкт-Петербургский военноморской институт, 2001. - 107 с.

Поступила в редакцию 1 июля 2011 г.

Загорюев Анатолий Леонидович. Кандидат геолого-минералогических наук, чл.-корр. Балтийской педагогической академии, директор, Екатеринбургский филиал АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина»; eflengu@mail.ru, zagoryuev@mail.ru.

Anatolij L. Zagorjuev. The director, candidate of geological and mineralogical sciences, corresponding member of The Baltic pedagogic academy, Yekaterinburg branch of Independent Educational Institution of the Higher Professional Education “The Leningrad State University named after A. S. Pushkin”; eflengu@mail.ru, zago-ryuev@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.