Научная статья на тему 'Детерминация проблем безопасности личности, культуры поведения и деонтологической подготовленности профессионалов'

Детерминация проблем безопасности личности, культуры поведения и деонтологической подготовленности профессионалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминация проблем безопасности личности, культуры поведения и деонтологической подготовленности профессионалов»

7. Мошкин, В. Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности [Электронный ресурс] / В. Н. Мошкин. - Режим доступа: http:// www. о ira. ru/reader, asp.

8. Наумова, A. E. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов [Электронный ресурс] / А. Е. Наумова. - Режим доступа: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagoka_i_psichoiogiy/12_5/

9. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Рус. яз. -1981.-816 с.

УДК 373

В. П. Соколов

ДЕТЕРМИНАЦИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕОНТОЛО! ИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Человек, носитель комплекса прав, свобод, обязанностей и социально значимых качеств, является личностью. Деонтологически подготовленному профессионалу присущи гражданская зрелость и высокая общественная активность, гуманность и твёрдость моральных убеждений. Это, в свою очередь, позитивно влияет на безопасность самого профессионала и людей, вовлечённых в его поле деятельности.

Согласно концепции А. Маслоу в иерархической «пирамиде» мотивации жизнедеятельности индивида потребность в безопасности стоит на второй ступени - после удовлетворения физиологических потребностей. И только обеспечив себе безопасные условия жизни, человек}' необходима любовь и привязанность, его признание и оценка, самоактуализация своего Я, самосовершенствование и реализация своих способностей и талантов. Отсюда сле,цует, что безопасность личности является одним из важных и необходимых условий ее существования.

Исследования в области безопасности человека при его взаимодействии с техническими системами показывают, что более семидесяти процентов всех чрезвычайных ситуаций техногенного характера (пожары, дорожнотранспортные происшествия, взрывы технологического оборудования, обрушения зданий и сооружений, авиакатастрофы, железнодорожные аварии) возникают по причине не должных действий людей. К «человеческому фактору» возникновения опасностей в технической системе относятся: недостатки в профессиональной подготовке и слабые навыки действий в сложных ситуациях; отклонения от нормативных требований в организации и технологии производства; организационная и технологическая недисцип-

линированность исполнителей; слабый контроль или неисполнительность в проведении регламентных испытаний оборудования и поверки контрольноизмерительной аппаратуры; игнорирование выполнения предписаний надзорных органов по устранению выявленных нарушений в области безопасности жизнедеятельности; отсутствие психологической устойчивости в работе при чрезвычайных ситуациях [1, с. 214].

Все перечисленные составляющие «человеческого фактора», представляется возможным отнести к отсутствию деонтологической подготовленности любого специалиста как элемента профессионализма, выполнения своего долга и служебных обязанностей на уровне внутренней константы.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации определяет, что интересы личности заключаются в безопасности, в качестве и уровне жизни, в возможности физического, духовного и интеллектуального развития. Из этого следует вывод, что без удовлетворения интересов личностей как членов общества невозможно реализовать в целом интересы общества, заключающиеся в упорядочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия. И только при удовлетворении названных потребностей, становится возможным создание незыблемости суверенитета и территориальной целостности государства, его политической, экономической, социальной стабильности и безопасности.

Однако негативные явления в обществе, такие как, преступность, алкоголизм. наркомания, безнадзорность детей, проституция, бездомность и бродяжничество, безработица свидетельствуют о крайне низком уровне социальной стабильности и безопасности граждан. В названной Концепции отмечено, что неудовлетворительное социальное положение человека в обществе «сложилось в результате глубокого расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы» [2, с. 4].

И. М. Ильинский констатирует, что в ходе трансформации общества резко усилился процесс социальной деградации нации, имеющей обвальный характер. «Общество поразил феномен бездуховности, которая обрела черты настоящего бедствия». Б. Л. Вульфсон отмечает: «Учащаются симптомы снижения «этической планки» в сознании и поведении немалого числа людей. Снимаются элементарно необходимые «табу» в области морали. Развиваются антикультурные тенденции среди разных групп населения». О. В. Гукаленко и А. Я. Данилюк, сделали вывод, что «состояние воспитания детей и молодёжи в России угрожает национальной безопасности страны» [3, с, 45].

Анализ проблем борьбы с преступностью обозначил несоответствие уровня профессиональной, в частности, нравственной подготовки сотрудни-

ков органов внутренних дел. Так, резкое свертывание воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел, и, как одного из важнейших ее элементов - деонтологической подготовки, начинает ощутимо отражаться на качестве выполнения служебно-профессиональных задач.

Деонтология рассматривает проблемы профессионального долга и этического поведения людей в служебной деятельности и в повседневной жизни. В соответствии с требованиями социально-исторической практики и культурной традиции деонтологическая подготовленность профессионала предполагает выполнение представителями социально значимых профессий (врачами, педагогами, юристами самых разнообразных специализаций, психологами, военными и специалистами любых других сфер обслуживания населения) определённых нравственных правил и обязанностей, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность личности. От того, насколько деонтологизированной станет профессиональная деятельность специалистов, настолько безопасней будет жизнь человека, его психологическая устойчивость, стабильней состояние национальной безопасности, общества и государства. Правовое государство в своей деятельности предусматривает наличие такого, одного из основополагающих принципов, как взаимную обязанность и ответственность государства и человека.

Вместе с этим следует констатировать, что Российская Федерация является социальным государством, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека [5, ст. 7].

В настоящее время имеется основание полагать, что деонтологии стало уделяться больше внимания. Об этом свидетельствует освещение вопросов деонтологии в различных видах профессиональной деятельности в трудах учёных, таких как: В. Н. Бакштановский, И. В. Бендик, М. И. Бобнева, Е. К, Веселова, В. М. Горшенев, А. П. Зильбер, В. М. Кукушин, К. М. Левитан, Л. А. Лещинский, В. Ф. Матвеев, В. Л. Мочалов, Н. Н. Петров, Е. П. Потапова, Б. В. Петровский, Н. В. Радугаая, Ю. В. Согомонов, 3. Франке, А. Щеглов и др.

В их монографических работах обозначены задачи деонтологии и регулятивные деонтологические нормы поведения профессионалов. К. М. Левитан на примере педагогической деонтологии основными задачами деонтологической деятельности профессионала обозначил:

— изучение принципов, норм и правил профессионального поведения;

— формирование, регулирование и оценка профессионального поведения и деятельности; исследование внешних и внутренних факторов, определяющих профессиональное поведение;

— изучение профессионально-значимых качеств личности с требованиями профессиональной деятельности, особенностей восприятия и оценки участниками профессионального взаимодействия друг друга;

- изучение соотношения структуры личности профессионала;

- устранение неблагоприятных факторов и вредных последствий ошибочных действий в профессиональной деятельности [6, с. 23-24].

К. М. Левитан деонтологическое поведение представителей различных профессий обозначает как профессионально-этическое поведение, регламентированное нормами-рамками, нормами-идеалами, нормами-обязанностями [6, с. 21]. А. П. Зильбер под деонтологическим поведением профессионала подразумевает его поступки как «этого требуют правила, инструкции, закон» [7, с. 34]. Одновременно с этим следует добавить, что никакая официально предписывающая деонтологическая норма не будет полностью и качественно выполнена специалистом без наличия у него внутреннего нравственного содержания, интериоризированного из социума.

Деонтологические нормы и соответствующие этические кодексы ориентируют профессионала в социальной практике, подобно опытному наставнику подсказывают, как начинающему (да и зрелому) профессионалу соответствовать своей функциональной функции, роли, статусу, при любых профессиональных действиях, особенно в экстремальных ситуациях. Благодаря различным социальным институтам «поведение члена профессиональной группы приводится в соответствие с принятыми в данной группе и обществе образцами, нормами и стандартами» [8, с. 24].

Однако наличие деонтологических циркуляров само по себе еще не решает задачу формирования деоитологических личностных качеств профессионала. Необходима организация педагогической системы деонтологичес-кой подготовки в профессиональном образовании. Целевая установка образовательного процесса должна состоять в том, чтобы каждому обучающемуся дать возможность деонтологического становления, сделать его профессионалом, обладающим чувством долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело; принципиальным и независимьм в выполнении своих служебных и гражданских обязанностей; высоконравственным специалистом с твёрдыми моральными убеждениями и, одновременно, с гуманным отношением к людям. Это требует от студента развития определённого образа мышления, отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной жизни, личностно-общественного становления.

Предрасположенность к профессии у молодого человека возникает до поступления в вуз. Однако профессионализм, профессиональное мастерство могут появиться лишь в результате приобретения будущим специалистом достаточных знаний, умений и навыков, а проявиться в практической деятельности. Поэтому важной задачей профессионального образования должна стать трансформация предрасположенности к профессии в деонто-

логическую готовность выполнять свои служебные и гражданские обязанности, соответствующие социальному заказу. Центральное место в деонто-логической подготовке должна занять способность быть активным субъектом общественных отношений, готовность участвовать в социально необходимой деятельности, решая профессиональные задачи на деонтологичес-кой основе. Последнее станет возможным, если изучение дсонтологичес-ких норм не будет сведено лишь к их изучению. Важно, чтобы результатом деонтологи ческой подготовки студента стал алгоритм деонто логического поведения профессионала в любой обстановке - служебной и неслужебной.

На сегодняшний день существуют противоречия между потребностью в деонтологическом воздействии на процесс профессионального обучения и недостаточной готовностью преподавателей к их решению. Отсутствует деонто логическая насыщенность содержания многих учебных дисциплин, а при наличии её компонентов не акцентируется на них внимание. Следует отметить, что некоторые преподаватели сами в недостаточной мере обладают деонтологической готовностью и умением позитивно воздействовать на интеллект студентов, вызывая у них конструктивное мировоззрение. К сожалению бывает так, что, раскрывая проблемные вопросы профессионально-этического, социального характера, преподаватель не вызывает у обучаемых положительных эмоций и стремления в преодолении трудностей, возникающих в обществе и государстве, не побуждает их к самостоятельному нахождению ответа. И, наоборот, умелое применение преподавателем деонтологической функции способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов - принципа воспитывающего обучения.

Для разрешения этой проблемы в деонтологической подготовке необходим механизм формирования долженствующих качеств профессионала.

Значительную роль в деонтологизации профессиональной подготовки должна сыграть педагогическая система высшего профессионального образования.

Деонтологизация профессиональной подготовки рассматривается нами как должное, соответствующее социальному заказу, становление личности. Деонтологическая цель обучения будущего специалиста заключается в интеграции его мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности с необходимостью стать личностью, обладающей комплексом нормативно-ориентированных, профессионально-нравственных качеств. Это требует, в свою очередь, соответствующей педагогической системы, технологии профессионального обучения, которые бы обеспечили переход от безличной и абстрактно-формальной педагогики к педагогике деонтологического развития личности.

Автору статьи, имеющему практический опыт работы в правоохранительных органах и в учебных заведениях МВД, предоставляется возможность уделить внимание деонтологической подготовке юристов. Ибо юри-

сты являются представителями законодательной, исполнительной и судебной властей, выступают адвокатами, консультантами, экспертами по самым разнообразным вопросам, относящимся к международным, государственным, политическим, социальным, экономическим сферам жизни общества. Их деятельность многогранна. Объектами профессиональной деятельности юристов являются события и действия, имеющие правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами. Все эти отношения неразрывно связаны с безопасностью жизнедеятельности не только человека, но и государства. Следовательно, деонтологи-ческая подготовка юристов представляет весьма весомую актуальность для жизни общества.

Деятельность педагогов и обучающихся по усвоению студентами аксиологических парадигм, трансформируемых в должное профессионально-этическое поведение составляет сущность деонтологической подготовки юристов. Формирование у студентов деонтологических личностных качеств и превращение их в устойчивые взгляды и убеждения реализуется через выработку деонтологических отношений к профессиональной деятельности, личностно-профессиональному самосовершенствованию, к действиям, поступкам и поведению. Деонтологическое поведение юриста является императивным [9, с. 38]. Следовательно, деонтологическая подготовка должна представлять регулируемую педагогическую систему. В настоящее такой системы нет.

Юрист постоянно включен в те или иные формы общественной практики и если отсутствует его социальная организация, то результат его деятельности может оказаться в противоречии с целями деонтологиза-ции. Организация общественной практики деонтологизации личности специалиста может быть ориентирована двояко. Один тип направлен на воспроизведение уже сложившегося социального характера. Такому типу организации соответствует приспособление педагогического процесса под ещё не достигнутый уровень деонтологического развития социума, отличительного от конституционно провозглашённого, идеального общества. Подобная организация деонтологической подготовки ни в коей мере не соответствует целям построения цивилизованного общества, поскольку здесь требуется решение задачи прогрессивного целеполага-ния в сознании человека.

Решение педагогической наукой задачи по выявлению закономерностей в области деонтологизации профессионального образования, как педагогической системы, представляется возможным рассматривать с точки зрения детерминации формирования личности, должного и сущего состояния безопасности личности, общества и государства. В свою очередь следует отметить, что духовно-нравственная безопасность общества, как составная

часть системы социальной безопасности государства, является производной функцией общей культуры социума.

В связи с этим, возможно, сделать вывод, что деонтологическая подготовка профессионала должна соответствовать как нормам официально предписанным, императивным требованиям- государственных образовательных стандартов, так и нормам морали. В обозначенном тезисе отражается принцип подхода к личностному и профессиональному развитию специалиста как к управляемому процессу, который способен создавать новые структуры личностных ценностей на деонтологи-ческой основе. В конечном итоге повсеместное деонтологическое поведение профессионалов сторицей воздастся людям в их общей культуре поведения и обеспечении безопасности,

Библиографический список

1. Хван, Т. А., Хван, П. А. Безопасность жизнедеятельности. / Т. А. Хван, 11. А. Хван. —Ростов н / Д: «Феникс». -2003. - 416 с.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа президента РФ от 10.01.2000 № 24.

3. Соколов, В. П. Анализ социокультурной ситуации в России как компонент теоретико-педагогического исследования деонтологической подготовки юристов /

B. П. Соколов // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 44-52.

4. Вести к к Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации №2(12), 2007.

5. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года.

6. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология / К. М. Левитан — Екатеринбург, Изд-во «Деловая книга», 1999, -272 с.

7. Зильбер, А. П. Этика и закон в медицине критических состояний. Этюды критической медицины», т. 4 / А. П. Зильбер. ~ Петрозаводск: Изд-во ПетрГу, 1998.-560 с.

8. Кукушин, В. М. Полицейская деонтология / В. М, Кукушин - М.: Академия МВД России, 1994. - 140 с.

9. Соколов, В. П. Предпосылки и структура деонтологической подготовки юристов / В. П. Соколов // Сибирский педагогический журнал. - 2007, — № 6 —

C, 37^16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.