Научная статья на тему 'Анализ социокультурной ситуации в России как компонент теоретико-педагогического исследования деонтологической подготовки юристов'

Анализ социокультурной ситуации в России как компонент теоретико-педагогического исследования деонтологической подготовки юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ социокультурной ситуации в России как компонент теоретико-педагогического исследования деонтологической подготовки юристов»

инженер. - преподават.кадров): дисс. канд.пед.наук/ Г.П. Афанасьева.- М.,1985.-184с.

4. Архипова М.П. Коррекция культурных ориентаций студента средней профессиональной школы в процессе изучения гуманитарных дисциплин. Автореф. .к. п. н. - Казань.: ИСПО РАО,1999.-18с.

5. Биочинский И.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов в вузах МВД РФ.- Казань:,1999.-12с.

6. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Тихонова А.П. Интеграция государственной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе. Теоретико-методологические подходы: - Казань: ИССО РАО, 1997.-104с.

7. Дрейшев Б.В. Проблемы подготовки юри-

дических кадров в новых условиях. С П б.: государственный университет, 2001.- 107с.

8. Колодкин A.M., Фатула A.B. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел: Учебное пособие. M.: Университет МВД РФ. 2005.-Ст.94.

9. Коротков Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров в процессе обучения.-М.:ВПА,1988.- 96с.

10. Мухаметзянова Г.В. Подготовка юристов для МВД в новых условиях // Профессиональное образование: Казанский педагогический журнал. - 1996.- №4.-С.15.

11. Третьяк В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД: Научно-методическое пособие. - Краснодар: КЮИ МВД России, 2005.-109с.

АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ КАК

КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ЮРИСТОВ

В.П. Соколов, к. п. н., доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Ижевского филиала Академии права и управления, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, заслуженный юрист Удмуртской Республики

Создание благоприятных условий для развития и становления личности в целом составляет одну из главных задач современного общества, в том числе образовательной системы. Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых предпосылок

для духовно-нравственного совершенствования человека.

С позиций системного подхода в исследовании процесса деонтологической подготовки любой личности и юриста в частности детерминизируем его с социокультурной ситуацией в России [18, с.15]. Культура общества определяется его историческим уровнем развития, творческими силами и способностями человека, выраженными в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их межличностных, этических и правовых взаимоотношениях. О куль-

туре можно судить по создаваемым обществом материальным и духовным ценностям, по нравственному уровню познания людьми общечеловеческих, гуманных, демократических норм и принципов морали, подчинения этим требованиям. Культура общества характеризуется его деятельностью по формированию социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в социуме, основанных на нормах нравственности, этики и эстетики [16, с. 105-106]. Культуре общества имманентны правосознание граждан и деонтологическое поведение профессионалов: юристов, медицинских работников, военнослужащих, педагогов, психологов и многих других специалистов, обслуживающих социум и его членов. Основополагающим критерием культуры общества является воспитанность его индивидов как результат воспитательного процесса.

Решение педагогической наукой приоритетной задачи по выявлению закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами представляется возможным рассматривать с точки зрения детерминации формирования личности, должного и сущего состояния общества и деятельности государства.

Анализ социокультурной ситуации в России начала двадцать первого века позволяет сделать вывод, что в условиях становления демократического государства наблюдается нарушение духовно-нравственного континуума между старшим и молодым поколениями. Объяснение этому явлению заключается в динамических социальных и экономических процессах, происходящих в обществе, в сломе прежней политической

системы государства в конце прошлого столетия. Причём, и предыдущие годы обозначенного периода, «перестроечные», представляется возможным характеризовать как эклектичными, способствовавшими возникновению кризисной ситуации в системе воспитания молодёжи и потере государственной роли в этой области.

Характеризуя кризис воспитания в последнее десятилетие, И.М.Ильинский констатирует, что в ходе трансформации общества резко усилился процесс социальной деградации нации, принявший обвальный характер. «Общество поразил феномен бездуховности, которая обрела черты настоящего бедствия» [11, с.318].

Б.Л.Вульфсон отмечает: «Учащаются симптомы снижения «этической планки» в сознании и поведении немалого числа людей. Снимаются элементарно необходимые «табу» в области морали. Развиваются антикультурные тенденции среди разных групп населения» [8, с.4]. О.В.Гукаленко и А.Я.Данилюк, проанализировав воспитательный процесс в современной России, сделали вывод, что «состояние воспитания детей и молодёжи в России угрожает национальной безопасности страны» [9, с.5]. Такое положение сложилось в результате глубокого расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы [ 4, с.4].

Человек, находящийся в социуме, перенимает его установки, взгляды, убеждения, мировоззрение. Индивид, интериозиризирующий социально значимые качества, становится личностью. В.Ильин, Г.Аверьянова, К.Ромашкин

отмечают: «Личность формируется личностью. Воспитание ребёнка, говорят англичане, начинается за 100 лет до его рождения. Этой ёмкой фразой подчёркивается роль традиции, личностного начала: без человека, способного нести культуру, не может быть ни воспитания, ни образования» Это означает, что образование, как система целенаправленной социализации, в неблагополучном обществе не может позитивно влиять на развитие личности в целом, «а образовательный кризис углубляет кризис социальный. Круг замыкается» [15, с.108 - 111].

В этой связи необходимо заметить, что упущенное время необходимо навёрстывать. Юноши и девушки, выросшие в неблагоприятных социально-экономических и духовно - нравственных условиях, желающие стать педагогами, юристами и т.п., требуют дальнейшего наиболее продуманного воспитательного воздействия на них. Возникает вопрос, как разорвать неблагоприятный круг и выйти на новый уровень цивилизованного и эволюционного развития «цельной» личности будущего профессионала любой области человеческой деятельности?

Во-первых, макросредой такого эволюционного развития и становления личности должно стать гражданское общество. Оно имеет сложную структуру и включает экономические, правовые, семейно-родственные, культурные, религиозные, нравственные и другие отношения. Гражданское общество проявляется через политическую активность граждан в форме деятельности партий, групп интересов гражданских инициатив. В гражданском обществе, в отличие от государственных структур, преобладают, конкурентные и (или) со-

лидарные связи между юридически свободными и равноправными партнёрами. Целью гражданского общества, его основным ориентиром, служит высокий социальный, экономический, политический, культурный и моральный статус, выраженный в создающихся совместно с государством правовых отношениях. Реальность гражданского общества определяется соотношением идей, идеала, идеального и действительно достигнутого состояния общества [16, с.146]. Здесь представляется возможным обратить внимание на то, что некоторые современные учёные обозначают необходимость выработки национальной идеи, якобы нужной не только взрослым, но и подрастающему поколению. По этой проблеме вполне соглашусь с мнением И.М.Ильинского, который по вопросу: «На какой идейной основе возможно строить воспитание молодёжи?» - ответил: «Все главные идеи по поводу нашей жизни собраны в Конституции России. Там есть всё, чем богат мир: идея демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ст. 1); идея о том, что высшей ценностью являются права и свободы человека (ст. 2); что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст. 3); что РФ -социальное государство и так далее. Давайте претворять в жизнь Конституцию - основной закон» [12, с.16].

Интересы личности в гражданском обществе состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании право-

вого, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны [4, с.2-3]. Гражданское общество - это мы, граждане России, проживающие на территории нашего государства. Это мы - личности, объединённые общностью положения, происхождения, интересов, традиций, устоев, обычаев, морали и т.д. Следовательно, от нас зависит наше настоящее и будущее.

Во-вторых, воспитание предполагает целенаправленное создание материальных, духовных и организационных условий для развития человека и становления личности с присущими ей социально - значимыми качествами. В этом главенствующая роль должна быть отведена государству.

Согласно Конституции Российской Федерации наше государство провозглашено как демократическое и правовое. Это предполагает наличие такого общественного строя, при котором осуществляются основополагающие принципы: господство и высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему; связанность государства правом; взаимная обязанность и ответственность государства и человека; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, составляющих основу правопорядка; разделение властей при разграничении единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивающих при взаимодействии взаимоограничения полномочий в установленном законом пределах [6, с.472-473]. Государство ор-

ганизует и управляет жизнью общества и самим государством. Жизнедеятельность государства и общества представляет различные сферы общественных отношений, значимым критерием которых выступает воспитание, выражающееся в контексте отношений педагогической системы как целостного единства всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Реальная действительность в предпринимаемых мерах органами законодательной и исполнительной государственной власти за последние годы позволяет надеяться на исключение многих негативных факторов, тормозящих развитие духовного и социального благосостояния наших граждан. Однако при этом приходится сетовать на затянувшийся процесс приведения нашего общества и государства в соответствие с правовыми нормами.

По аналогичной ситуации ещё в девятнадцатом веке Спасович Владимир Данилович - видный учёный-юрист и педагог, один из выдающихся деятелей русской адвокатуры, литературовед, литературный критик (1829-1906) выразил мысль: «В такой громадине, как государство, ничего не делается вмиг. Нельзя сказать, что оно вдруг стало правовым, но решено, что оно должно стать правовым» [17, с.60]. Такое правовое решение состоялось и в новой России. Всенародным голосованием принята Конституция Российской Федерации. Однако с той поры прошло уже тринадцать лет. Возникла крайне важная необходимость оперативно и динамично реагировать на сложившуюся социокультурную ситуацию в стране. Научное сообщество, как авангард гражданского общества, должно находить конструктивные решения в улучшении ду-

ховно - нравственной обстановки в стране, а не только фиксировать кризис воспитания. Следует отметить, что правовой механизм реализации конструктивных предложений существует.

Право - это волеизъявление народа возведённое в закон. Остаётся лишь использовать свои волеизъявления через представительные органы законодательной власти. В улучшении воспитательной макро- и микросреды значительную роль должны сыграть Общественная палата Российской Федерации, другие общественные организации и политические партии, которые призваны обеспечить согласование общественно важных интересов граждан для решения наиболее актуальных вопросов их экономического и социального развития, являющихся базовой основой успешного и комфортного становления личности. Вместе с тем приходится акцентировать внимание на том, что научные работники, как правило, являются представителями государственных образовательных и научных учреждений и выполняют свои функции от имени государства. Отсюда следует вывод. Необходимо активнее обозначать свою гражданскую позицию и реализовывать общепризнанные на международном уровне конституционные возможности.

В-третьих, доминантой всего воспитательного процесса должна стать образовательная система в целом. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих содержательно и логически последовательных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различной направленности. Она включает иерархически преемственные уровни общеобразовательных и профессиональных про-

грамм. К ним относятся программы: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. [1, ст.8-9]. При реализации всех общеобразовательных и профессиональных программ приоритетные принципы государственной политики в системе образования основаны на гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности; на воспитании гражданственности, трудолюбия, уважении к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Единство федерального культурного и образовательного пространства, общедоступность и светский характер образования, а также свобода и плюрализм в образовании в сочетании с демократическим, государственно - общественным управлением образованием [1, ст.2] дают возможность охвата воспитательным процессом образовательной системы широкого возрастного спектра населения: «от мала - до велика». Главенствующая роль в организации, планировании, принятии решений исполнении и контроле в воспитательном процессе отводится образовательным учреждениям всех типов и видов, а также органам управления образованием, являющимся компонентами системы образования.

Воспитательные функции образования вошли в число приоритетных государственных нормативных актов: Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования, Программа развития воспитания в системе образования в России. Разработана и представлена на утверждение правительства федеральная целевая программа «Дети России». Министерство образования и науки активно участвует в реализации программы «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2006 -2010 годы». Для претворения перечисленных программ привлечено внимание ряда общественных организаций [7, с.28-29]. Концепцией модернизации российского образования до 2010 года воспитание рассматривается первостепенным приоритетом в образовании. Воспитание должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения. При этом следует обратить внимание на то, что важность воспитательной деятельности имеет значение исключительное значение на всех этапах образовательного процесса: от начального - до вузовского и даже послевузовского. Формирование личности должно осуществляться на основе гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе [3, с.7].

Исследовательская практика показывает, что актуальность воспитания в системе высшего профессионального образования привлекает всё возрастающее внимание научно - педагогического сообщества и отражается не только в

научных изданиях, но и в другой периодической печати. Примером этому служит серия статей, опубликованных в последних выпусках журналов «Аккредитация в образовании», «Студенчество. Диалоги о воспитании» и др. Однако основной крен в освещении проблем воспитания делается на внеучебную, культурно-массовую работу, которая имплицитно оказывает воздействие на развитие личности, но не в полной мере отвечает достижению общественно значимых целей.

Стратегией педагогической системы в наши дни выступает фактор культурологического контекста и культурологического подхода к главным системообразующим признакам культуры, ориентированным на прогрессивное движение системы образования. При этом «одним из решающих факторов является совокупность ценностных ориентации на макроуровне, т. е., в обществе в целом. Такая постановка вопроса обусловлена учётом работы в области аксиологии - учения о ценностях, в возрастающей степени становящегося частью философско - социальных, а сегодня и педагогических концепций. В научный обиход вошло понятие «педагогическая аксиология» Идет речь даже об «аксиологизации цикла психолого -педагогических дисциплин» И в этом контексте понятно, что дезориентированное общество не может иметь и ясную образовательную стратегию. Но это не снимает с педагогов и педагогической науки ответственности за процессы, происходящие в сфере образования, за ценностное наполнение образования» [14, с.112]. В полной мере, разделяя такое суждение Е.В.Бережновой, представляется значительным её мнение о «проникновении идей аксиологии в

сферу образования», а также о том, что знание об истине «включает также ценности. Знать - значит иметь понятие не только о том, что есть, но и о том, что должно быть. Это непосредственно относится к педагогическому знанию, которое не только отражает сущее, но и предлагает нормы должного» [14, с.113]. Нормы «должного» особенно важны в педагогическом процессе системы высшего профессионального образования. Учение о должном, об общественных требованиях, об их нормах и максимах, предъявляемых к профессионалу, называется деонтологией.

Деонтология - раздел этики, рассматривающий проблемы долга и моральных требований. Деонтология исследует проблемы должного поведения людей в определённой области профессиональной деятельности в соответствии с требованиями социально - исторической практики и установленных норм [16, с.52]. Этика состоит из базиса - аксиологии (моральных ценностей) и надстройки - деонтологии (следствие этих ценностей). Этика, как целое, и деонтология, как её составляющая часть, «не конкурируют между собой, а лишь создаются различно: этика - долгим воспитанием моральных ценностей, деонтология - сравнительно быстрым усвоением правил». [10, с.37]. Деонтология, основываясь на прагматизме законов, уставов, инструкций, корпоративных кодексов чести предписывает, как должно поступать в той или иной ситуации и как нельзя. Деонтология - это научные знания о принципах и нормах профессионального поведения, детерминированного с ролевым поведением представителя конкретного профессионального сообщества [10, с.34-37]. «Профессиональная деонтология - это

междисциплинарная наука, прикладной раздел этики и социологии морали, рассматривающий проблемы профессионального долга, требований и нормативов долженствования и должного проведения в системах отношений».[13, с.34].

Вопросы деонтологии получили отражение в трудах учёных, таких как: В.Н.Бакштановский, И.Бендик,

М.И.Бобнева, Е.КВеселова, В.М.Горшенёв,

A.П.Зильбер, В.М.Кукушин, К.М.Левитан, Л.А.Лещинский, В.Л.Мочалов,

B.Ф.Матвеев, Н.Н.Петров, Е.П.Потапова, Б.В.Петровский, Ю.В.Согомонов, 3.Франке, АЩеглов и др. В их научных работах обозначены принципы профессионального поведения специалистов в различных сферах деятельности и сформулированы требования к личности врачей, юристов, педагогов, психологов, частично раскрыта структура их профессионально значимых качеств. Вместе с этим следует отметить, что на сегодняшний день отсутствует теоретическая и нормативная модель педагогической системы, интегрированной с компонентами деонтоло-гической подготовки.

Деонтологическая подготовка - это целенаправлення деятельность, по формированию у будущего профессионала системы должных личностных качеств, взглядов и убеждений, соответствующих специалисту определённой профессии. Деонтологическая подготовка -это решение конкретной педагогической задачи и представляет собой прямое воздействие в период обучения преподавателей на студентов по овладению ими личностными качествами, установленными образовательным стандартом.

Например, государственный образовательный стандарт по специальности «Юриспруденция» юристу - выпускни-

ку наряду с общепрофессиональными требованиями предписывает должные личностные качества и нормы поведения.

К основным из них относятся: обладание гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой; глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина. Юристу должны быть присущи высокое нравственное сознание и гуманность, твёрдость моральных убеждений и чувство долга, ответственность за судьбы людей и порученное дело [5, с.2]. Важнейший результат деонтологи-ческой подготовки юриста - выполнение своего профессионального долга в соответствии с предъявляемыми деон-тологическими требованиями и способность к самосовершенствованию в этой области. При этом следует заметить, что юрист - профессия социальная, государственная и политическая.

Деонтологическая подготовка юристов является конкретно-историческим явлением тесно связанным с социокультурной ситуацией в России, её социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с её нормативно - правовой базой, соответствующей общечеловеческим международным принципам юридической деятельности: законности, уважения прав и свобод человека, гуманизма и гласности.

Формирование деонтологического поведения будущих юристов -это сложный, многогранный процесс. Для него характерны определенные тенденции развития: повышение роли общих гуманитарных, общепрофессиональных и

специальных дисциплин, расширение спектра деонтологического влияния методической системы обучения на основе использования современных технологий обучения, возрастание зависимости де-онтологического воздействия на студентов в целом от активизации их самовоспитания средствами учебной деятельности, личным примером и авторитетом преподавателей и др.

Источниками и движущими силами деонтологического процесса выступают противоречия между потребностью в совершенствовании деонтологического воздействия в ходе обучения и недостаточной готовностью преподавателей к решению его задач. Деонтологическая насыщенность содержания учебных дисциплин и её реальное использование в профессиональной подготовке студентов, современные высокие требования к всесторонней развитости и подготовленности выпускников Должны стать важными компонентами учебного процесса.

Максимальное использование потенциала содержания таких учебных дисциплин как философия, введение в юридическую специальность, профессиональная этика, психология и педагогика, юридическая психология, конфликтология, культурология, социология, политология и др. даёт преподавателям возможность реализовать деонто-логическую направленность подготовки юристов. Однако практика показывает, что ни по одной из этих дисциплин учебными планами по специальности «Юриспруденция» экзамены не предусмотрены. Следовательно, деонтологи-ческая подготовленность, даже на уровне усвоения знаний, никакими критериальными показателями, кроме не. определяется.

Оценка важности влияния деонтоло-гической подготовленности юристов на социокультурную ситуацию в России и, наоборот, влияния культуры социума на деонтологическую подготовку студентов-юристов сориентировала автора педагогического исследования на разработку деонтологической модели обучения студентов юридического вуза. О сущности, структуре, принципах и базовых компонентах деонтологической подготовки юристов будет изложено в следующих публикациях.

Литература:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13. 01 1996 № 12-ФЗ с дополнениями и изменениями по состоянию на 23.12.2003.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ с дополнениями и изменениями по состоянию на 23.12.2003.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 01. 02. 2002. № 393.

4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа президента РФ от 10.01.2000 № 24.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация - юрист. Утверждён Министерством образования Российской Федерации 27.03.2000 г. № гос. рег. 260 гум / сп.

6. Барихин А.Б. Большой юридический

словарь. - М.: Книжный мир, 2004. 720с.

7. Березина В.А. Личность - социальный заказ // Аккредитация в образовании.- 2006. -№11. -С. 28-31.

8. Вульфсон Б.Л. Кризис воспитания // Педагогика. - 2006. - № 5.- С. 3 - 10.

9. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика. -2005. - №10. - С. 3 - 17.

10. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. «Этюды критической медицины», т.4. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГу, 1998. - 560 с.

11. Ильинский И.М. Молодёжь и молодёжная политика. - М.: 2000. - 692 с.

12. Ильинский И.М. Мера свободы определяется уровнем ума и воли человека // Аккредитация в образовании. - 2006. - №10. -С. 14-16.

13. Кукушин В. М. Полицейская деонтология.- Академия МВД России, 1994. - 140 с.

14. Стратегические цели и аксиологический базис образования в веке Педагогика. -2005. - №10 - С. 110-114.

15. Ильин В., Аверьянова Г., Ромашкин К. Высшая школа в современной России: пути выхода из кризиса // Высшее образование в России. - 2005. - № 11 - С. 109 - 114.

16. Хридина H.H. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой. -Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003. - 384 с.

17. Чучаев А. В.Д. Спасович - учёный, педагог, судебный оратор // Законность. 2006.-№11-С. 60-61.

18. Шиянов E.H. Бобрышов С.В. Взимосвязь онтологического и феноменологического подходов в теоретике - педагогическом исследовании // Педагогика. - 2006. - № 6. - С. 11 - 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.