Научная статья на тему 'Предпосылки и структура деонтологической подготовки юристов'

Предпосылки и структура деонтологической подготовки юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1318
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и структура деонтологической подготовки юристов»

УДК 378+340

В. П. Соколов

ПРЕДПОСЫЛКИ И СТРУКТУРА ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ

Профессиональная деятельность юристов направлена на обслуживание всего общества, государства, личностей и имеет правовой, социальный и деонтологический смысл. Система юридического образования в современной социокультурной ситуации неразрывно связанной с политическими, экономическими, социальными и духовно-нравственными изменениями, должна быть максимально ориентирована на органическое сочетание интересов общества, государства и личности. Следовательно, выпускник юридического вуза должен удовлетворять социальному заказу общества, представленному в виде квалификационных требований, изложенных в Госстандарте по обозначенной специальности. В вуз приходят юноши и девушки уже в определённой степени социально адаптированные к современным условиям развития общества и со сложившимся мировоззрением. Их взгляды, убеждения и целеполагание формировались в различных семьях, детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. На основе получаемой информации из художественной литературы, радио, телевидения и из других источников у этих молодых людей уже имеются свои оценки происходящим вокруг событиям и явлениям. Однако миропонимание у них всё же разное, в зависимости от их генетической предрасположенности к широте мировосприятия, от позиции личности к активной и творчес-ко-преобразовательной деятельности. Мотивация выбора своей будущей профессии у них тоже разная: от просто понравившегося благозвучного названия специальности - до некоторого представления о своей предстоящей работе и стремления как можно полнее освоить её [1]. В этой связи, наряду с передачей студентам знаний, умений и навыков по выбранной специальности, вуз должен реализовать особую функцию общества и государства по удовлетворению потребностей студента в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, по формированию у них гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии [2, с. 8].

Учитывая, что объектом профессиональной деятельности юристов являются события и действия, имеющие юридическое значение, неразрывно связанные с межличностными отношениями, выпускник-юрист обязан обладать комплексом деонтологических личностных качеств, предписанных Госстандартом. Поэтому обучение студентов-юристов должно быть нацелено на усвоение не только правовых норм по обеспечению правопорядка

и юридической организации различных сфер жизни общества, но и должных профессионально-этических требований..

Известно, что деонтология (греч. deon - долг и logos - понятие, учение), как раздел этики, рассматривает проблемы долга и моральных требований. Деонтология исследует проблемы должного поведения людей в определённой области профессиональной деятельности в соответствии с требованиями социально-исторической практики и установленных норм [3; 4; 5; 11]. Этика состоит из базиса - аксиологии (моральных ценностей) и надстройки - деонтологии (следствие этих ценностей). Этика, как целое, и деонтология, как её составляющая часть, «не конкурируют между собой, а лишь создаются различно: этика - долгим воспитанием моральных ценностей, деонтология - сравнительно быстрым усвоением правил» [4, с. 37]. Деонтология, основываясь на нормативно-этическом прагматизме уставов, инструкций, корпоративных кодексов чести предписывает, как должно поступать в той или иной ситуации и как нельзя. «Профессиональная деонтология изучает принципы, нормы, закономерности профессионального поведения, обусловленные как социальными факторами, так и спецификой профессиональной деятельности, характером взаимоотношений профессионала с обществом, государством, гражданами (потребителями, обслуживаемыми), а также с членами своей профессиональной группы, и других социальных (профессиональных) групп» [5, с. 29].

Процесс формирования у студентов деонтологических личностных качеств и превращения их в устойчивые взгляды и убеждения, которые проявляются в отношениях к профессиональной деятельности, личностно-профессиональному самосовершенствованию, в действиях, поступках и поведении является деонтологической подготовкой. Деонтологическое поведение профессионала является императивным и нарушение их правил влечёт последствия в виде не только общественного осуждения, но и даже в постановке вопроса о профессиональной непригодности специалиста.

Сущностью деонтологической подготовки юристов является деятельность педагогов и обучающихся по усвоению студентами аксиологических парадигм, трансформируемых в должное профессионально-этическое поведение. Результатом деонтологической подготовки юриста должна стать цельная личность, обладающая комплексом нормативных, личностных, психолого-педагогических качеств, предусмотренных квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта, а также гуманистической направленностью, социальным интеллектом, социальной ответственностью, самоопределением и индивидуальностью. Деонтологическая подготовленность является компонентом образованности юриста, частью его общей компетентности.

При этом следует обратить внимание на отличие процесса деонтологической подготовки от воспитания. На государственном уровне условием

воспитания является целенаправленное создание материальных, духовных и организационных условий для развития человека и становления личности с присущими ей социально - значимыми качествами. Эта задача конституционно возложена на государство. На уровне общества воспитание рассматривается как опосредованное воздействие общества на личность в целом. Такое влияние на личность является имманентным и является прерогативой гражданского общества. Воспитание на уровне микросреды предусматривает привитие индивидууму жизненно необходимых навыков поведения в семье, в детских дошкольных учреждениях. Воспитание в общеобразовательных (в том числе различных профильных) школах, в учебных заведениях среднего профессионального и высшего профессионального образования представляет собой специально организованную деятельность воспитателей и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание в локальном значении трактуется как решение какой-либо конкретной задачи в развитии человека. Такие описания понятия о воспитании, можно найти в любой учебной литературе по педагогике. При этом необходимо отметить, что в различных дефинициях о воспитании, почему-то не находится место роли государства в воспитательной деятельности. Поэтому воспитание представляется возможным рассматривать как целенаправленную организационно-законодательную и исполнительскую деятельность государства по созданию условий для развития человека и становления его личностью, интериоризируещей социально значимые качества. При таком определении педагогической категории «воспитание» акцентируется внимание на государстве, как субъекте воспитательного процесса, а значит на его обязанностях и ответственности. Воспитание охватывает длительный период воздействия на человека: от его рождения до его нахождения в воспитывающей среде, отвечающей жизненно важным интересам общества. Известно, что целью воспитания является усвоение новыми поколениями общественно-исторического опыта и подготовки их к общественной жизни и активной трудовой созидательной деятельности в самом широком ракурсе.

Деонтологическая подготовка специалиста представляет для всего профессорско-преподавательского состава выполнение вполне определённой педагогической задачи: формирование у студентов конкретных, нормативных и профессионально-значимых личностных деонтологических качеств. Реализация этой задачи должна осуществляться в процессе обучения в виде усвоения обучающимися специально отобранных обществом и установленных государством деонтологических требований.

Юрист - профессия политическая, государственная, социальная и психо-лого-педагогическая. Тезаурус деонтологических компонентов включает: гражданскую зрелость и высокую общественную активность; профессиональную этику, правовую и психологическую культуру; глубокое ува-

жение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина; высокое нравственное сознание, гуманность, твёрдость моральных убеждений и чувство долга; ответственность за судьбы людей и порученное дело; принципиальность и независимость в обеспечении прав и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты; волю и настойчивость в исполнении и принятии правовых решений; чувство нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности [6]. «Деонтологические императивы, в основном, объективны и соответствие им - залог профессионального успеха каждого юриста. Забвение же этого обстоятельства ведёт к профессиональной деформации личности» [7, с. 257].

Многолетняя профессиональная деятельность автора этой статьи в правоохранительных органах и в высших учебных заведениях показывает, что после разрушения политико-воспитательной системы в юридических образовательных учреждениях советского периода педагогическая система деонтологической подготовки специалистов в новом постсоветском государстве не создана. Воспитательный процесс носит всё ещё аморфный характер на уровне лишь внеучебной работы. Анализ оценки социокультурной ситуации в России свидетельствует, что многие учёные, видные общественные, государственные, политические и религиозные деятели констатируют упадок в нашем государстве не только нравственности в целом, но и потерю значимости таких категорий как долг, обязанность и ответственность, особенно необходимых для специалистов государственных и социальных сфер деятельности. С этим вполне можно согласиться. Однако справедливым будет отметить, что в последнее время воспитательные функции государства вошли в число приоритетных национальных направлений и по этому поводу принят ряд федеральных программ [8]. Концепцией модернизации российского образования до 2010 года воспитание провозглашено первостепенным приоритетом в образовании. Целью образовательного процесса должно стать формирование личности на основе гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативы и самостоятельности, толерантности и способности к успешной социализации в обществе. Для реализации этих постулатов необходимо навёрстывать упущенное время и использовать все потенциальные воспитательные возможности, в том числе деонтологические.

Разделяя заключение В. М. Кукушина, что «деонтология - это междисциплинарная наука; складывающаяся на стыке профессиональной этики, социологии, морали» [5, с. 4], её можно рассматривать «как учебную и научную дисциплину, используемую в профессионально-нравственной подготовке кадров различных служб» [Там же]. В юридических вузах России такой дисциплины нет, как нет и организационной пе-

дагогической системы деонтологической подготовки, интегрированной в общий процесс обучения студентов.

В этой связи создалась необходимость разработки концептуальной модели деонтологической подготовки юристов. За её предпосылку взят общий итог научных дискуссий о том, «что педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств, сколько в более или мене ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей в полной мере использовать уже имеющиеся воспитательные средства для достижения общественно-значимых целей» [9, с. 111-112]. В данном случае одним из организационных и методологических средств деонтологической подготовки, как неотъемлемой части общего воспитательного и учебного процесса, может быть применён системный подход к обозначенному педагогическому явлению.

На основе теории педагогических систем В. П. Беспалько [10] представляется возможным рассмотреть педагогическую систему деонтологической подготовки юристов как подсистему (элемент) педагогической системы образования, неразрывно связанную с процессом образования и реализуемую в процессе образования. Схема её структуры как концептуальной модели представлена на рис. 1.

Необходимыми её элементами являются: 1 - деонтологические требования, предъявляемые квалификационной характеристикой ГОСТа к выпускнику юристу; 2 - цели деонтологической подготовки; 3 - студенты; 4 - профессорско-педагогический состав (педагоги); 5 - содержание деонтологической подготовки; 6 - организационные формы; 7 - дидактические процессы.

Социальный заказ общества, абитуриенты и выпускники-юристы являются элементами и одновременно подсистемами других социальных систем и существуют вне педагогической системы деонтологической подготовки юристов, но непосредственно с ней связаны, имеют влияние на неё и зависят от неё.

Тезисно раскроем сущность структуры деонтологической подготовки и дадим характеристику её элементам.

Элемент 1. Социальный заказ апостериорно трансформирован научнопедагогическими кадрами Министерства образования и науки РФ в норма-тивно-ориентирующую деонтологическую составляющую Государственного образовательного стандарта. Деонтологические требования, предъявляемые квалификационной характеристикой к выпускнику вуза, составляют основополагающий элемент системы. Этот элемент имеет предназначение задатчика, предписывающего сообразное функционирование других элементов педагогической системы деонтологической подготовки юристов. От этого, изначально заданного исходного элемента, зависят все остальные элементы системы, имеющие между собой логические взаимосвязи.

Элемент 2. Ведущей идеей, объединяющей элементы, находящиеся в динамическом синхронном совершенствовании и целостном единстве обозначенной педагогической системы, является достижение поставленной цели деонтологической подготовки - сформированости цельной личности юриста, обладающей комплексом нормативно-ориентированных, личностных профессионально-нравственных качеств, предусмотренных квалификационными требованиями Государственного образовательного стандарта. ГОСТ по специальности «Юриспруденция» является основой разработки цели деонтологической подготовки юристов.

Элемент 3. На входе в открытую педагогическую систему абитуриенты, прошедшие соответсвующие испытания, становятся студентами вуза и сами превращаются в качественно преобразовываемый элемент. Движущей силой этого трансформируемого элемента служит два преимущественных типа мотивации студента - мотивов познавания и достижения. Здесь следует учитывать, что на результативность поставленной цели в деонтологической подготовке студента большое значение имеет его позиция и установка на активность, творческо-преобразовательную деятельность, саморазвитие, самосовершенствование и самоуправление..

Студент является объектом и одновременно субъектом, а также конечным продуктом - результатом всего деонтологического процесса. Показателем деонтологизации выпускника-юриста должна стать способность и готовность на уровне динамического алгоритма проявлять нормативно-ори-ентированые профессионально-нравственные качества в служебной деятельности и повседневной жизни. Этого требует специфика профессии юриста. Деонтологический алгоритм действий особенно необходим в некоторых видах правоохранительной деятельности. При непредвиденных об-стоятельсвах в считанные минуты и даже секунды сотруднику правоохранительных органов приходится выбирать из множества вариантов единственно правильное решение. Например, в критической ситуации применить оружие на поражение. Или, наоборот, когда судья, имея определённый срок судебного разбирательства, должен вынести единственно верное постановление, согласумое не только с юридическими нормами, но и деонто-логическими. В деликатном положении оказывается адвокат, когда личная заинтересованность в получении материального вознаграждения за успешное завершение судебного разбирательства в пользу обвиняемого, должна соответствовать только объективному деонтологическому подходу в выборе способов защиты.

В приведённых примерах служебных действий профессионалов недостаточно лишь чисто юридических познаний. Необходим комплекс деонто-логических качеств. Внутреннее деонтологическое содержание юриста на уровне подсознания позволяет правильно поступать именно так, чтобы его конкретные действия соответствовали бы аксиологическим и юридическим

нормам. Именно деонтологическая сущность, имплицитно проявляющаяся и закрепляющаяся при неоднократном повторении, отличает юриста от бездушного человека - робота. Итак, на выходе из педагогической системы студент, официально ставший юристом, должен быть деонтологически сформированным и соответствовать поставленной цели.

Элемент 4. Профессорско-преподавательский состав (педагоги) для до- -стижения поставленной цели воздействуют на студентов через дидактические процессы, вступая в субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Главным критерием оценки личности педагога наряду с общепрофессиональными знаниями, умениями, навыками и опытом должны быть значимые психолого-педагогические качества. Преподаватели-педагоги всех учебных дисциплин сами должны обладать компонентами деонтологичес-кой подготовленности. Преподаватели обязаны выполнять основные задачи педагогической деонтологии. Они должны знать и уметь реализовывать принципы, нормы и правила профессионального поведения и деятельности педагогов. Свои представления «о должном, допустимом, возможном, ценном, желательном, отвергаемом, порицаемом» [И, с. 15] педагог должен соотносить с требованиями своей профессиональной деятельности и профессии юриста. Элемент «педагоги» рассматриваемой системы характеризуется качеством деонтологической подготовленности самого профессорско-педагогического состава.

Элемент 5, Содержание деонтологической подготовки студентов состоит из тезауруса деонтологических компонентов, имманентных всем циклам дисциплин: общих гуманитарных и социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и дисциплин специализации. Базовыми дисциплинами должны являться: Профессиональная этика, Социология, Психология и педагогика. Абсолютно все учебно-методические комплексы (даже по таким дисциплинам как Информатика и математика, Физкультура и т.п.) должны содержать интегрированные деонтологические компоненты в виде описанных целей и задач, детерминированных с преподаваемым предметом и предстоящей профессиональной деятельностью. В них должны быть предусмотрены критерии оценок деонтологической подготовленности будущих юристов.

Элемент 6. Организационные формы деонтологической подготовки студентов заключаются во внедрении деонтологических компонентов в содержание дидактического процесса через конкретные нормы, требования, указания, на которых строится учебный процесс. Она должна быть направлена на установление междисциплинарных связей, а также содержать действия по принятию решения, планированию, исполнению и контролю. Она являются составной и неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Деонтологическая подготовка предусматривает необходимость её координации на факультетском и кафедральном уровнях. Эта целенаправленная

работа должна начинаться с первой организационной встречи со студентами, с самого первого занятия с ними и заканчиваться выпуском. Организационные формы педагогической системы деонтологической подготовки юристов представляют алгоритмы действий по её управлению и функционированию.

Элемент 7. В системе деонтологической подготовки юристов главным технологическим звеном является дидактический процесс. В нем под руководством и управлением педагогов реализуются компоненты деонтологи-ческих требований. В результате педагогической деятельности преподавателей и обучающихся по достижению целей деонтологической подготовки происходит преобразование норм-требований ГОСТа в нормы-знания, нормы-установки и нормы-убеждения студентов, а затем в необходимость потребность юристов в деонтологическом поведении. Стратегия и тактика деонтологической направленности обучения студентов - юристов должна присутствовать на каждом занятии по каждой дисциплине. В этой связи следует отметить, что сам преподаватель должен обладать умением через когнитивное воздействие на студентов, вызывать у них позитивное миро-

Педагоги

Студенты

Организационные формы

Содержание ДП

Деонгологические требования, предъявляемые квалификационной характеристикой к выпускнику- юристу

Рис. 1. Структура педагогической системы деонтологической подготовки юристов

ДП - деонтологическая подготовка

воззрение и стремление обладать деонтологическими нормами. К сожалению бывает так, что, раскрывая вопросы общепрофессиональных юридических дисциплин, преподаватель не вызывает у обучаемых положительной мотивации и желания к преодолению трудностей, возникающих в обществе и государстве, не побуждает их к разрешению проблем. И, наоборот, умелое применение преподавателем конкретной деонтологической функции способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов -принципа воспитывающего обучения.

Структура педагогической системы деонтологической подготовки юристов включает принципы: достаточности элементов системы, стремления системы к совершенству, динамизации и взаимосвязи элементов системы. Основной задачей системы является преобразование студента через воздействие на него в процессе обучения и выпуск его в социум в качестве деоито-логически сформированного специалиста. Работа системы деонтологической подготовки юристов должна осуществляться синхронно и согласованно со всеми её элементами внутри другой, более высокого порядка - системы профессионального образования. При этом она должна в целом переориентировать систему образования «с подготовки сначала законопреданных, государственнопослушных граждан, затем специалистов и потом уже личности в другую последовательность: подготовка человека - личности, гражданина, а вот на этой базе уже и специалиста» [12, с. 49]. Такое суждение, на мой взгляд, должно стать квинтэссенцией в методологическом подходе к деонтологической и профессиональной подготовке юристов.

Библиографический список

1. Соколов, В. П, Деонтологический императив в формировании личности юриста / В. П. Соколов // Педагогические науки. - 2006. - № 6. - С. 308—310.

2. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от22.08. 1996 № 125-ФЗ.

3. Хридина, Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой / Н. Н. Хридина - Екатеринбург: Уральское изд-во, 2003. - 384 с.

4. Зильбер, А. П. Этика и закон в медицине критических состояний. Этюды критической медицины», т. 4 / А. П. Зильбер - Петрозаводск: Изд-во ПетрГу, 1998.- 560 с.

5. Кукушин, В. М. Полицейская деонтология / В. М. Кукушин. - М.: Академия МВД России, 1994. - 140 с.

6. Соколов, В. П. Анализ социокультурной ситуации в России как компонент теоретико-педагогического исследования деонтологической подготовки юристов / В. П. Соколов // Казанский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 44-52.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 (030501) - Юриспруденция. Квалифика-

ция - юрист. Утверждён Министерством образования Российской Федерации 27. 03. 2000 г. № гос. per. 260 гум / сп.

8. Самигуллин, В. К. О формировании и развитии личности юриста. / В. К. Самигуллин // Ежегодный научно-практический доклад Российского Союза Юристов - М.: Издательская группа «Юрист», 2004. - С. 255-257.

9. Стратегические цели и аксиологический базис образования в XXI в. // Педагогика. - 2005. — № 10 —С. 110-114.

10. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 304 с.

11. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург, Изд-во «Деловая книга», 1999. - 272 с.

12. Мухаметзянова, Г. В., Надеева М. И. Гуманизация образования, методологический подход // Гуманизация образования - императив XX в.: Сб. науч. тр. / ИЦ ПКПС Госкомвуза РФ. - Набережные Челны, - 1996. - Вып. 1. С. 44-51.

УДК 37,0+371

М. А. Назарова

ФАКТОРЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Для оптимизации процесса гуманитаризации естественнонаучного образования следует учитывать комплексное воздействие определенных факторов. Факторы гуманитаризации естественнонаучного образования-это причины, действенные силы процесса гуманитаризации в естественнонаучном образовании. Необходимо выделить факторы, под влиянием которых будет осуществляться гуманитаризация естественнонаучного образования.

По способу организации и характеру воздействия на субъекты педагогического процесса условно данные факторы можно разделить на две группы: 1) внешние - социокультурные факторы и 2) вузовские, специально организованные в вузе.

Социокультурные факторы опосредованно воздействуют на гуманитаризацию естественнонаучного образования, они совпадают с факторами гуманизации и дегуманизации общественного развития. Соответственно, можно выделить технологический, экономический, социальный, культурный, научный и экологический факторы. Их влияние необходимо учитывать, поскольку образование отражает состояние общества на определенном историческом, политическом и социальном этапе его развития, а также одновременно связано с теми процессами, которые происходят в науке.

Если внешние факторы опосредованно влияют на субъекты педагоги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.