Научная статья на тему 'О деонтологической подготовке юристов'

О деонтологической подготовке юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деонтологической подготовке юристов»

Редакционная почта

131

Литература

1. Вербицкий А. Контекстное обучение в ком-

петентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006. - № 11.

2. Берулава М.Н. Теория и практика гумани-

зации образования: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. -Чебоксары, 2001.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

В. СОКОЛОВ, профессор Ижевский филиал Академии права и управления

Т/~\рист - профессия политическая. В Л. своей работе он занимается вопросами законотворчества - формированием концептуальной основы социального государства, политика которого, согласно Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Представители этой профессии являются ответственными работниками государственного аппарата. Они составляют самую многочисленную часть всех служащих правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел, адвокатуры и т. д. Деятельность правоохранительных органов строится на принципах законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности и гуманизма. Реализуя эти принципы, юрист должен творчески применять знания, обеспечивающие осуществление начал законности. «Юристу в связи с этим нужен строгий, но настроенный на творческую волну ум, для того, чтобы разбираться в сложных жизненных ситуациях и выносить соответствующие этим ситуациям решения» [1, с. 15]. Отсюда следует, что профессию юриста представляется возможным назвать профессией деонтологической, то есть основанной на должных духовно-нравственных нормах поведения.

Главным мерилом деонтологической подготовленности юриста должна стать личностная позиция (мотивационно-ценно-стное отношение к профессиональной деятельности), профессиональные знания, умения, навыки и опыт (профессиональная

О деонтологической подготовке юристов

компетентность) и их кульминация - деон-тологическое поведение юриста в служебной деятельности и повседневной жизни. Такой подход позволяет рассматривать обучение в юридических образовательных учреждениях не только как форму получения новых знаний и совершенствования профессиональных умений и навыков, но и как средство овладения методологией профессиональной деятельности и поведения. Это требует, в свою очередь, соответствующей технологии обучения, которая бы обеспечила переход от безличной и абстрактно-формальной педагогики к педагогике развития личности. «Это означает ориентацию технологий и механизмов социализации на выбор таких форм и средств лично значимого воздействия, которые воссоздают в сознании и повседневных позициях человека интегрированный потенциал духовности, нравственности и системного правосознания. Их избирательное ситуативно-субъективное взаимовлияние интенсифицирует во времени и пространстве социума общий процесс социокультурного развития государства, общества и личности, постепенно образуя их подлинную гармонию как основу жизнеобеспечения гражданского общества» [2, с. 4].

Согласно ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» выпускник вуза должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой; глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и

132

Высшее образование в России • № 5, 2007

достоинству гражданина; высоким нравственным сознанием и гуманностью, твёрдостью моральных убеждений и чувством долга.

Между тем приходится констатировать противоречие между требованиями государственного стандарта к квалификации выпускника-юриста и содержанием обязательного минимума образовательной программы подготовки юриста, касающегося дисциплин федерального компонента. Как следствие, необходимо обозначить проблему между провозглашенными госстандартом деонтологическими (должными психолого-педагогическими, духовно-нравственными) личностными качествами выпускника и системой обучения юристов в высшем учебном заведении. Наряду с готовностью к самосовершенствованию студента становление цельной личности может состояться лишь при интегрированном изучении общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации с блоком гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин. Однако следует отметить, что программы федерального образовательного стандарта по общегуманитарным дисциплинам — отечественной истории, культурологии, политологии, социологии и философии — не в полной мере отражают междисциплинарные деонтологические связи, а общепрофессиональные программы не содержат акцентов на деонтологичес-ких компонентах. Поэтому значительная часть профессорско-преподавательского состава вузов при проведении занятий со студентами не ставит перед собой воспитательные задачи и не ориентирует студентов на аксиологические ценности в целеполага-нии профессионального поведения и повседневной жизнедеятельности.

Под эгидой гуманизации некоторые преподаватели свободно интерпретируют не ориентированные на деонтологическую парадигму политические, социальные и нравственные явления и события, а деонтологи-зацию учебного процесса сравнивают с «крепостным правом» — с идеологизированным тоталитарным прошлым. При этом зачастую

яростно полемизируют на уровне студентов о недостатках, имеющихся в обществе и государстве, отнюдь не побуждая будущих юристов к активной деятельности по конструктивному разрешению проблем. Здесь уместно напомнить, что преподаватель сам должен обладать идеологией как совокупностью взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу [3, с. 261]. Идеология российского общества сегодня направлена на развитие правового, демократического государства на основе международных общечеловеческих ценностей. Политика государства ориентирована на создание условий по улучшению благосостояния людей. Деонтологизация обучения в системе высшего профессионального образования предполагает не ограничение многосторонности взглядов, убеждений и оценки реальной социокультурной и экономической ситуации в стране, а целенаправленное привитие студентам аксиологических ценностей. На этой базе и на основе гуманизации субъект-субъектных отношений должен ре-ализовываться личностно-деятельностный подход в учебном процессе.

Возвращаясь к госстандарту высшего юридического образования, отметим, что федеральным компонентом образовательной программы такие дисциплины, как психология и педагогика, конфликтология, не предусмотрены для обязательного изучения. Не входят они и в нацонально-региональный (рекомендательный) компонент. Конечно же, большинство образовательных учреждений включают эти дисциплины в учебный план, но это частные случаи, а не система обязательного государственного уровня. Одновременно следует обратить внимание на то, что объектом деятельности юриста являются межличностные, общественные и даже международные отношения.

Юрист - профессия публичная. Юристу, как и любому профессионалу, стремящемуся к вершине мотивационно-целепола-гающей «пирамиды» жизнедеятельности (по теории Маслоу) — самоактуализации и самореализации своего Я, — невозможно

Редакционная почта

133

обойтись без рефлексии. Для этого необходим анализ взаимоотношений: в профессиональной группе, к которой он принадлежит, с другими специалистами родственных специальностей, а также с руководителями и подчиненными; с гражданами — носителями общественного мнения о работниках его профессии. Требуется также оценка специалистом своей деятельности, ее соответствия деонтологическим нормам.

Добавим, что юрист - профессия и психологическая, и педагогическая. Поэтому при обучении студентов ограничиваться лишь юридической психологией, рассматривающей в основном девиантное и делин-квентное поведение человека, представляется нецелесообразным. Разве логика или профессиональная этика, социология или политология, другие социально-гуманитарные дисциплины федерального компонента госстандарта не связаны с юридической наукой? Полагаю, что, исходя из характеристики профессии юриста, этот вопрос является риторическим.

В этой связи приходится сожалеть, что некоторые исследователи современного юридического образования сетуют «на насыщение учебного процесса неюридическими дисциплинами», которые якобы «расширяют кругозор студентов в ущерб качеству знаний в области юриспруденции» [4, с. 237]. Практика обучения студентов показывает, что в результате такого подхода выпускники юридического вуза часто не в полной мере и не всегда правильно могут давать оценку реальным явлениям и процессам, происходящим в макро- и микросреде. Как правило, такие юристы не бывают готовы и к деонтологическому поведению. «Существует прямая связь между стилем мышления индивида и особенностями его обучения. Любая профессиональная подготовка должна начинаться с разностороннего развития личности — главного средства разрешения проблем «шаблонного мышления». Должна произойти переориентация системы образования с подготовки сначала законопреданных, государственнопослуш-

ных граждан, затем специалистов и потом уже личности в другую последовательность: подготовка человека - личности, гражданина, а вот на этой базе уже и специалиста» (выделено мной. - В.С.) [5, с. 49]. Данное суждение, на мой взгляд, должно стать квинтэссенцией, стержнем методологического подхода в деонтологической подготовке юристов.

Анализ нормативных, литературных источников и педагогического опыта по овладению студентами-юристами деонтологи-ческими качествами в процессе обучения позволил выявить объективно существующие противоречия между требованиями госстандарта по обладанию выпускниками-юристами должными личностными качествами и отсутствием в самом госстандарте деонтологических компонентов в федеральных блоках социально-гуманитарных и общепрофессиональных юридических дисциплин; между потребностью в деонтоло-гической подготовке юристов, соответствующей квалификационным требованиям данной профессии, и отсутствием деонтологи-ческой педагогической системы в учебном процессе. Практика показывает, что педагогами остро ощущается потребность в научно обоснованной интегрированной педагогической системе деонтологической подготовке юристов.

Литература

1. Чуфаровский Ю. В. Введение в юридическую

специальность: Учеб. пособие. - М., 2004.

2. Филонов Г.В. Воспитание и демократия //

Педагогика. - 2006. - № 8.

3. Современный философский словарь / Под.

ред. В.Е. Кемерова. - М., 2004.

4. Омигов В.И. Юридические науки и обра-

зование в России // Ежегодный научно-практический доклад Российского союза юристов - М., 2004.

5. Мухаметзянова Г.В, Надеева М.И. Гума-

низация образования, методологический подход // Гуманизация образования -императив XX века: Сб. науч. тр. Вып. 1. -Набережные Челны, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.